Jump to content



adv

Абашевская культура

Recommended Posts

Абашевская культура — археологическая культура бронзового века второй половины II тыс. до н. э. на территории европейской части России от Калужской области до южной Башкирии

Культура получила своё название от наименования села Абашево (Чувашия), где в 1925 году впервые были найдены её курганы.

По мнению некоторых исследователей, абашевская культура, как и фатьяновская культура, по своему происхождению связана с среднеднепровской культурой и является развитием локального варианта срубной культуры. Европеоидный широколицый тип срубников хорошо представлен в абашевских погребениях. Этнически абашевское население было арийским, что подтверждается многочисленными параллелями с древнеиндийскими «Ведами», данными археологии и антропологии.

В курганах открыты захоронения с орнаментированной глиняной посудой, медными и серебряными украшениями.

Важным элементом культуры абашевцев было коневодство. Они умели изготовлять колесницы. Орудия труда из камня, меди и кости домашних и диких животных свидетельствуют об охоте, скотоводстве и земледелии.

Абашевцы первыми начали разработку месторождений цветных металлов на Урале.

Места поселений абашевской культуры найдены лишь в Приуралье.

У абашевских племен был чрезвычайно развит культ огня и солнца (аналог зороастризма).

По образу жизни абашевцы были близки к племенам андроновской культуры. Абашевцы Южного Урала тесно контактировали с восточными соседями — андроновцами. Абашевцы заимствовали некоторые узоры андроновских племен для украшения глиняных сосудов. Такие сосуды найдены на раскопках Метевтамакского могильника. В то же время некоторые черты, свойственные культуре абашевцев, переходят к андроновцам. Именно этим объясняются многочисленные случаи находок абашевских металлических украшений в андроновских памятниках.

Link to comment
Share on other sites

Б.В.Каховский, В.Ф.Каховский Абашевская культура

http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./5002...1/145224/145230

Новая археологическая культура бронзового века получила название от курганной группы, расположенной близ с. Абашево Чебоксарского района ЧАССР. Абашевские курганы впервые описал В.К.Магницкий, эти материалы затем использовал С.М.Шпилевский в известной монографии «Древние города и другие булгарско-татарские памятники в Казанской губернии». В 1921 г. абашевские курганы обследовал В.Ф.Смолин. спустя четыре года он провел раскопки трех курганов, вскрыл в них 11 погребений. По своеобразию погребального материала В.Ф.Смолин выделил курганы абашевского типа в особую археологическую культуру и датировал ее 2-м тысячелетием до н.э. Результаты исследования он опубликовал в книге «Абашевский могильник в Чувашской республике», изданной в Чебоксарах в 1928 г. В книге выделены характерные черты погребального обряда абашевцев. Описан могильный инвентарь, полученный при раскопках, и отмечено своеобразие височных колец, аналогичных с находками на Северном Кавказе, что отражало, по мнению Смолина, южное влияние на абашевскую культуру.

Было проведено множество экспедиций, в результате которой можно прийти к выводу, что:

Абашевские племена занимали обширную территорию, охватывающую Верхнее и Среднее Поволжье, Прикамье и Южный Урал, современные Чувашскую, Марийскую, Татарскую, Башкирскую ССР, Кировскую, Пермскую, Ульяновскую, Самарскую и Воронежскую области. В этих областях вы явлены многочисленные курганные группы, в восточной части ареала, на Южном Урале, расположены позднеабашевские поселения. Абашевцы занимали всю эту территорию не сплошным массивом. Основные группы памятников абашевской культуры сосредоточены на территории Среднего Поволжья – в бассейне рек Илети, Цивиля, Свияги низовья Камы.

Были установлены устойчивый погребальный обряд абашевцев. При раскопке абашевских курганов найдены глиняные сосуды, разнообразные предметы украшения и орудия труда.

Внимание этнографов привлекает абашевский женский головной убор в виде шапочки, богато украшенной нашитыми мелкими медными бляшками, пронизями и бисером, которые составляют зональный узор, венчиком опоясывающий голову вокруг. К убору сзади прикрепляется «косник» из шнура с нанизанными на нем медными пронизями и очковидный подвеской на конце. Описываемый головной убор напоминает уборы, бытовавшие у племен Поволжья и Прикамья в эпоху железа до середины 1-го тысячелетия до н. э. и даже позднее.

В вильялском кургане (Ново-Тороялский район Марийской республики) обнаружены остатки кожаной шапочки, нижняя полоса которой (шириной 3-3,5 см) покрыта медными накладками, пронизями и подвесками, полушарными бляшками. В ее налобной части распологался кусок кожи с тремя бляшками-розетками и змейчато-волнистым украшением боковых краев. На затылке находился кусок кожи с многорядными полушарными бляшками и перевитой медной проволокой. В целом реконструированный женский головной убор напоминает марийский головной убор.

Особый интерес представляет курган №8 (В.Олгаши), который позволил достаточно четко проследить имущественное расслоение в абашевском обществе. Выделено 5 групп захоронений:

1 – погребение людей, занимавших высокое положение в обществе (погр. 1-6 содержали остатки богатых головных уборов, шейные украшения, украшения одежды из значительного количества отдельных металлических деталей в них – по 2 браслета на руках, перстни, сосуды и орудия труда);

2 – захоронения тех, кто имел мене высокое положение (7-10 – содержат мене богато украшенные головной убор и одежду);

3 – могилы средних слоев (11-17 – встречаются те же элементы украшений, но представлены, но представлены они лишь несколько фрагментами, беднее и другой инвентарь);

4 – бедные захоронения (20-23 – в них найдены отдельные розетки, пронизки. Имели только по одному сосуду);

5 – погребения без вещей.

У абашевских племен был чрезвычайно развит культ огня и солнца, о чем свидетельствует остатки кострищ вокруг курганов, угли в насыпи и захоронениях, изображение солнца выполненное в металле и на сосудах.

Абашевская культура является продуктом определенной исторической эпохи. В этом сложном этнокультурном образовании имеются локальные особенности, обусловленные влиянием местных компонентов в его формировании. Об этом убедительно говорят антропологические данные о составе абашевского населения.

По мнению исследователей, абашевские племена были представителями индоевропейской или индоиранской языковой общности. По предположению языковедов, нетюркские и нефинно-угорские древние элементы в чувашском языке являются наследием абашевских племен.

Link to comment
Share on other sites

Константин Владимирович Сальников. Очерки древней истории Южного Урала. http://www.kraeved74.ru/pages/cat/49.html

Абашевская культура, долгое время известная только по курганным могильникам, теперь представлена рядом селищ, обнаруженных главным образом на Южном Урале, где открыто семь поселений, пять селищ исследовано: Баланбаш, Урняк, Береговское I (нижний слой), Береговское II и Мало-Кизыльское (рис. 1). Первые четыре расположены по берегам среднего течения р. Белой в Южной Башкирии, последнее — близ г. Магнитогорска на берегу р. Малый Кизыл, правого притока р. Урал. Об абашевских поселениях в Среднем Поволжье имеются неопределенные сведения, В отчете о результате разведок казанских археологов упоминается открытие на границе Татарской и Чувашской АССР семи абашевских поселений (Калинин, 1952), но характеристики культурного слоя, в частности керамики, не дается. На территории Чувашии к абашевской культуре относят исследованные за последние годы поселения у сел Яндашево, Тохмеево и Шоркино и на Криушинской дюне (Смирнов, 1961а, стр. 51—66). Тип керамики первых трех памятников, как он представляется по описанию и иллюстрациям, не позволяет согласиться с отнесением его к абашевской посуде. Что касается Криушинской дюны, то она является памятником многослойным. Отложился здесь и абашевский слой, в составе которого, кроме абашевской керамики с желобчатым орнаментом (Сальников, 1954, рис. 24—31), найдено также спиральное серебряное колечко абашевского типа (Третьяков, 1948, стр. 39, рис. 21).

О поселениях абашевской культуры можно иметь представление только по исследованиям на Южном Урале. Селища Баланбаш, Урняк и Мало-Кизыльское расположены на высоких обрывистых берегах, оба селища у с. Береговки оказались в несколько иных топографических условиях. Реки Нугуш и Белая сливаются возле этого села. Широкая древняя пойма изрезана идущими в разных направлениях многочисленными старицами различного возраста. Более древние — совсем сухи и ограничены пологими задернованными: берегами. В других сохраняются озерки и болотца, а берега их круты и обрывисты.

Карта памяников абашевской культуры http://www.kraeved74.ru/pages/article404-2.html

Link to comment
Share on other sites

Константин Владимирович Сальников. Очерки древней истории Южного Урала. http://www.kraeved74.ru/pages/cat/49.html

Абашевская культура, долгое время известная только по курганным могильникам, теперь представлена рядом селищ, обнаруженных главным образом на Южном Урале, где открыто семь поселений, пять селищ исследовано: Баланбаш, Урняк, Береговское I (нижний слой), Береговское II и Мало-Кизыльское (рис. 1). Первые четыре расположены по берегам среднего течения р. Белой в Южной Башкирии, последнее — близ г. Магнитогорска на берегу р. Малый Кизыл, правого притока р. Урал. Об абашевских поселениях в Среднем Поволжье имеются неопределенные сведения, В отчете о результате разведок казанских археологов упоминается открытие на границе Татарской и Чувашской АССР семи абашевских поселений (Калинин, 1952), но характеристики культурного слоя, в частности керамики, не дается. На территории Чувашии к абашевской культуре относят исследованные за последние годы поселения у сел Яндашево, Тохмеево и Шоркино и на Криушинской дюне (Смирнов, 1961а, стр. 51—66). Тип керамики первых трех памятников, как он представляется по описанию и иллюстрациям, не позволяет согласиться с отнесением его к абашевской посуде. Что касается Криушинской дюны, то она является памятником многослойным. Отложился здесь и абашевский слой, в составе которого, кроме абашевской керамики с желобчатым орнаментом (Сальников, 1954, рис. 24—31), найдено также спиральное серебряное колечко абашевского типа (Третьяков, 1948, стр. 39, рис. 21).

О поселениях абашевской культуры можно иметь представление только по исследованиям на Южном Урале. Селища Баланбаш, Урняк и Мало-Кизыльское расположены на высоких обрывистых берегах, оба селища у с. Береговки оказались в несколько иных топографических условиях. Реки Нугуш и Белая сливаются возле этого села. Широкая древняя пойма изрезана идущими в разных направлениях многочисленными старицами различного возраста. Более древние — совсем сухи и ограничены пологими задернованными: берегами. В других сохраняются озерки и болотца, а берега их круты и обрывисты.

Карта памяников абашевской культуры http://www.kraeved74.ru/pages/article404-2.html

:ost1: Уважаемые форумчане!

Вот смотришь на карту распространения абашевской культуры и

думаешь, эти ассимиляторы-хулиганы из Алтая, т.е. гунны

как смогли ассимилировать потомков всех этих индоиранских

племен дошедших до лесов и болот Мещеры?

И притом тюркизировали за короткий срок, но монголоидизировать

не смогли, наверно "порох монголоидности отсырел" в Средней Азии?

Надо представить процесс тюркизации или финно-угоризации

потомков абашевцев. Их наверно загоняли в "гетто" и каждому

индоиранцу был прикреплены попарно гунны, сменно следящим

что бы "клиент" в течении суток говорил строго на тюркском или на

финно-угорскoм. Ох уж эти предки чувашей, злостными видать

тюркизаторами были. :tw1: Или же тюркские шаманы обладали

гипнотической силой, уснеш "индоиранцем", проснешся тюрком или угорцем.

Или наверно, гунны обладали гипно-оружием, последней модификации

"Гуннизатор-1" (Made in Altay), производство "Attila and Co. LTD"

С уважением, Oquzer...

Link to comment
Share on other sites

:ost1: Уважаемые форумчане!

Вот смотришь на карту распространения абашевской культуры и

думаешь, эти ассимиляторы-хулиганы из Алтая, т.е. гунны

как смогли ассимилировать потомков всех этих индоиранских

племен дошедших до лесов и болот Мещеры?

И притом тюркизировали за короткий срок, но монголоидизировать

не смогли, наверно "порох монголоидности отсырел" в Средней Азии?

Надо представить процесс тюркизации или финно-угоризации

потомков абашевцев. Их наверно загоняли в "гетто" и каждому

индоиранцу был прикреплены попарно гунны, сменно следящим

что бы "клиент" в течении суток говорил строго на тюркском или на

финно-угорскoм. Ох уж эти предки чувашей, злостными видать

тюркизаторами были. :tw1: Или же тюркские шаманы обладали

гипнотической силой, уснеш "индоиранцем", проснешся тюрком или угорцем.

Или наверно, гунны обладали гипно-оружием, последней модификации

"Гуннизатор-1" (Made in Altay), производство "Attila and Co. LTD"

С уважением, Oquzer...

Абашевцы были меньшинством , вот и смешались в результате с коренными народами . Ясно же написано абашевцы не жили сплошными массивами а жили чересполосно с автохтонами . Но память об абашевских племенах сохранилась в финно-угорских языках Поволжья (остатки их лексикона составляют древнейший пласт иноязычных заимствований в финно-угорских языках Поволжья) .
Link to comment
Share on other sites

Абашевцы были меньшинством , вот и смешались в результате с коренными народами . Ясно же написано абашевцы не жили сплошными массивами а жили чересполосно с автохтонами . Но память об абашевских племенах сохранилась в финно-угорских языках Поволжья (остатки их лексикона составляют древнейший пласт иноязычных заимствований в финно-угорских языках Поволжья) .

:ost1: Приветствую Вас господин cheremis!

Давно не дисссскутировали...

Не возрожая Вашим мыслям, просто уясним картину...

А пришлые гунны-тюркизаторы они то наверно, выходит жили

сплошными массивами? И когда эти кочевники успели так

расплодиться, что "покрыли" и древ. Туркестан и Финно-Угорию

европей.части соврем. России? По крайней мере архе-г Мартынов

заявлял, что перенаселение с критическим взрывом, наблюдалась

лишь в бронзе Юж.Кавказа. В Алтае этого не наблюдалась...

Древнейший пласт иноязычного субстрата в финно-угорских,

1) конкретные данные, пожалуста

2) этот дрв.пласт объязательно на иранском? Доказано? Или просто

"логический вывод"? Как "логично выводил" в миттанийских

словцах славьянское Грозный (?!)

С уважением, Oquzer...

Link to comment
Share on other sites

Здесь вот племена абашевской культуры относят к славянам

"Антропогенез русского народа" http://h.ua/story/131529/

Во 2-й половине 2-го тыс. до н.э. на территории современной Воронежской области, Марий Эл, Чувашии и Башкирии (в лесостепном Подонье, Среднем Поволжье и на Южном Урале) распространились племена абашевской культуры, которые, принадлежа к культуре шнуровой керамики и обнаруживая родственные связи со среднеднепровской культурой, следует отнести также к славянам. Погребения – подкурганные в ямах. Посуда – орнаментированная. Развитие металлургии – значительное. Места поселений абашевской культуры найдены лишь в Приуралье [Федоров Г.Б., 1952, стр. 94 – 101; Абашевская культура, 1961; Сальников К.В., 1967, стр. 17 – 146].

Link to comment
Share on other sites

Здесь вот племена абашевской культуры относят к славянам

"Антропогенез русского народа" http://h.ua/story/131529/

Во 2-й половине 2-го тыс. до н.э. на территории современной Воронежской области, Марий Эл, Чувашии и Башкирии (в лесостепном Подонье, Среднем Поволжье и на Южном Урале) распространились племена абашевской культуры, которые, принадлежа к культуре шнуровой керамики и обнаруживая родственные связи со среднеднепровской культурой, следует отнести также к славянам. Погребения – подкурганные в ямах. Посуда – орнаментированная. Развитие металлургии – значительное. Места поселений абашевской культуры найдены лишь в Приуралье [Федоров Г.Б., 1952, стр. 94 – 101; Абашевская культура, 1961; Сальников К.В., 1967, стр. 17 – 146].

:ost1: Уважаемый господин abv!

А этот Александров, часом не Тюняев?

http://www.organizmica.org/archive/408/ky.shtml

Просто написали бы что абашевцы -- проторусские, и все тут!

И далеко же шагнула вперед, вернее продвинулась,

"индо-иранская мысль!".

Нам пантюркистам еще расти и расти...

С уважением, Oquzer...

Link to comment
Share on other sites

Как независимый наблюдатель из Европы, должен отметить, что не вижу никакой разницы между бредом цитируемым русских потреотов и его пантюркистким аналогом, который в последнее время становится нормой на форуме. И, пожалуйста, не путайте психиатрию с индоевропеистикой.

Link to comment
Share on other sites

Как независимый наблюдатель из Европы, должен отметить, что не вижу никакой разницы между бредом цитируемым русских потреотов и его пантюркистким аналогом, который в последнее время становится нормой на форуме. И, пожалуйста, не путайте психиатрию с индоевропеистикой.

Как адвокат из европейской части России должен отметить,что не ясны по существу ваши замечания, и тем более отсутствуют какие-либо доводы со ссылкой на соответствующие доказательства B)

Link to comment
Share on other sites

Как адвокат из европейской части России должен отметить,что не ясны по существу ваши замечания, и тем более отсутствуют какие-либо доводы со ссылкой на соответствующие доказательства B)

Не понял. Доказательства о чем? Что теза об абашевских славянах - бред? Так я пошел по ссылке и прочитал, что черняховская культура - чуть не упал со стула! - "переросла в древнерусскую культуру"? Значит, ... а славяне в это время прятались в Башкирии? Психиатр лучше разобрался бы в этом. К сожаления, на Руси развелось огромное число людей, чьи писания - просто заменив слово "русские" или "славяне" на "тюрки" - выглядят абсолютно похожими на писания пантюркистов.

Чтобы не оставить впечатление, что веду себя надменно, должен с прискорбием отметить, что у нас в Болгарии тоже полно психов.

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...