Перейти к содержанию
Гость Qasqyr

Кереит - Керейт - Хэрэйд - Керей - Гирей

Рекомендуемые сообщения

  • Admin
В 07.09.2016 в 01:19, Balkin сказал:

 

Поздравляю, по пути Рассадина идете, теперь вам надо получить ученную степень, доктора исторических наук и с такими хорошими версиями у Вас от фанатов отбоя не будет, во всех ист. форумах на перебой будут цитировать Вас.

тоже солидарен с вами, думаю этмология кипчак связано с засовыванием, затыканием и прищемлением.

Балкин - предлагаю перестать упоминать имя Рассадина в таком ключе - с чем то не согласны с ним? Может ознакомите нас с тезисами конкретно того, что Вы считаете у Рассадина неверным? А то получается пустое голословие, много пишете что он не прав а конкретики нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
8 часов назад, Balkin сказал:

 

авторство этих слов приписывают уважаемого вами Рассадину

интересно было бы узнать, вы тоже считаете, что "тюркского языка нет", а нынешние тюркоязычные настолько отдаленны от языка Кашгари?

 

Ну назовите мне народ, который говорит на тюркском языке. Есть понятие тюркских языков, а вот отдельного тюркского я к сожалению не знаю. Был раньше древнетюркский, на котором говорили конкретно племена тюрк/тюркют/тукюэ.

По отдалению языков - я не филолог и поверю профессионалу Рассадину, что например чувашский более отдален от языка Кашгари , чем любой монгольский от древнемонгольского. Может откроете мне глаза и проясните ситуацию по связям современных монгольских и древнемонгольского? Как понял, считаете себя в это суперспецом, раз бросаетесь громкими фразами? Давайте конкретику без общих фраз и эпитетов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, Rust сказал:

Балкин - предлагаю перестать упоминать имя Рассадина в таком ключе - с чем то не согласны с ним? Может ознакомите нас с тезисами конкретно того, что Вы считаете у Рассадина неверным? А то получается пустое голословие, много пишете что он не прав а конкретики нет.

конкретно по этмологии кипчаков я обменивался мнением с юзером Туристом (который кстати оценил и одобрил данный комент)  

как указал Турист

Цитата

в РК считают что кипчак это по-калмыцки "хавчн

"хавчх"- сжимать, засовывать, затыкать, прищемлять

"хавчг" -теснина, тесный, узкий

хавчг толhа - сплющенная с боков голова

ведь действительно, калмыцкое слово "хавчн" созвучно с указанным названием племени, просто со временем и в силу тюркского произношения это слово стало звучать как "хвчак" и далее "кипчак".

возможно в период формирования рода кипчак они были под властью ойратов, в ущемленном положении, в силу чего и получили название "хавчн"  "ущемленный". 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, Rust сказал:

Ну назовите мне народ, который говорит на тюркском языке. Есть понятие тюркских языков, а вот отдельного тюркского я к сожалению не знаю. Был раньше древнетюркский, на котором говорили конкретно племена тюрк/тюркют/тукюэ.

ну если жонглировать словами как политики, то все можно опровергнуть

например, можно сказать кому-то что "нет белого цвета",  вполне резонно на вас посмотрят как на ненормального,:D а вы ему, "покажи мне белый цвет, есть понятие оттенки белого, а конкретного белого цвета к сожалению не видел" :lol:

насчет древнетюркского думаю сперва надо сперва уяснить что оно себя включает

а то вы под древнетюркским подразумеваете исключительно язык "тюрк/тюркют/тукюэ"

хотя ДТС включает в себя слова с очень обширного периода и народов с 7 по 13 века.

кстати заметили, эта книга называется "Древнетюркский словарь", хотя по вашей логике должна называться "Словарь древнетюркских языков".

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, Rust сказал:

По отдалению языков - я не филолог и поверю профессионалу Рассадину, что например чувашский более отдален от языка Кашгари , чем любой монгольский от древнемонгольского. Может откроете мне глаза и проясните ситуацию по связям современных монгольских и древнемонгольского? Как понял, считаете себя в это суперспецом, раз бросаетесь громкими фразами? Давайте конкретику без общих фраз и эпитетов.

почему вы ухватились именно за чувашский? может из-за того что на форуме нет чувашеязычного или может быть вы сами суперспец по чувашскому языку.  

Напомню что нижеуказанное предложение Рассадина не о чувашах, а обо всех тюркских языках, который уваж. Рассадин обозначил как "куча языков" из-за неимоверной любви к ним :D

Цитата
Цитата

Cейчас нет тюркского языка. Есть куча языков, отдаленных от древнего тюркского больше, чем современные монгольские от старого монгольского.

 если без общих фраз, конкретно, то подражая уваж. Рассадину могу сказать, что "Сейчас нет монгольского языка. Есть пару непонятно откуда взявшихся языков, претендующих на язык ЧХ"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вообще есть современный язык который так и называется монгольский. Он не претендует, он и есть потомок языка монголов Чингиса. Насчет откуда взялись, так и тюркские непонятно откуда взялись, вообще вопрос откуда просто не решается. Есть теории, но 100%-но ни одна не может быть подтверждена.

А тюркского нет, ну разве что турецкий.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
5 часов назад, Balkin сказал:

ну если жонглировать словами как политики, то все можно опровергнуть

например, можно сказать кому-то что "нет белого цвета",  вполне резонно на вас посмотрят как на ненормального,:D а вы ему, "покажи мне белый цвет, есть понятие оттенки белого, а конкретного белого цвета к сожалению не видел" :lol:

насчет древнетюркского думаю сперва надо сперва уяснить что оно себя включает

а то вы под древнетюркским подразумеваете исключительно язык "тюрк/тюркют/тукюэ"

хотя ДТС включает в себя слова с очень обширного периода и народов с 7 по 13 века.

кстати заметили, эта книга называется "Древнетюркский словарь", хотя по вашей логике должна называться "Словарь древнетюркских языков".

 

А причем здесь жонглирование словами? Я вполне конкретно предложил назвать народ который сейчас говорит на тюркском языке. Под древнетюркским я подразумеваю вполне конкретный язык собственно тюркских племен. Сейчас такого народа нет, и язык считается вымершим как например хазарский или печенежский. Что тут непонятного?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
5 часов назад, Balkin сказал:

почему вы ухватились именно за чувашский? может из-за того что на форуме нет чувашеязычного или может быть вы сами суперспец по чувашскому языку.  

Напомню что нижеуказанное предложение Рассадина не о чувашах, а обо всех тюркских языках, который уваж. Рассадин обозначил как "куча языков" из-за неимоверной любви к ним :D

 если без общих фраз, конкретно, то подражая уваж. Рассадину могу сказать, что "Сейчас нет монгольского языка. Есть пару непонятно откуда взявшихся языков, претендующих на язык ЧХ"

А почему я ухватился за чувашский, потому что он наиболее отдаленный. Возьмем якутский, который тоже очень далек. Это противоречит тому тезису?

Вышеуказанное предложение написал Зет, и являются ли это один в один слова Рассадина надо спросить у Зета.

Опять получается Рассадина прочитать лениво, а вот критиковать времени навалом причем не стесняясь в эпитетах. Может приберете словечки вроде "лживый совок" и прежде удосужитесь прочитать его статьи? 

Чтобы подражать Рассадину надо заниматься тюрко-монгольской филологией. Так что не в тему.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Rust сказал:

А причем здесь жонглирование словами? Я вполне конкретно предложил назвать народ который сейчас говорит на тюркском языке. Под древнетюркским я подразумеваю вполне конкретный язык собственно тюркских племен. Сейчас такого народа нет, и язык считается вымершим как например хазарский или печенежский. Что тут непонятного?

это понятно что вы подразумеваете

вопрос стоял следующий 

Цитата

насчет древнетюркского думаю сперва надо сперва уяснить что оно себя включает

а то вы под древнетюркским подразумеваете исключительно язык "тюрк/тюркют/тукюэ"

хотя ДТС включает в себя слова с очень обширного периода и народов с 7 по 13 века.

1 в научном мире что подразумевается под "древнетюркским"?

2 какой ученный сказал что древнетюркский вымерший язык?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А разве то, что канглы входили в состав кереитов не является маркером того, что последние были тюркоязычными?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

52 минуты назад, Ashraf сказал:

А разве то, что канглы входили в состав кереитов не является маркером того, что последние были тюркоязычными?

Нет, никак нет, друг. Кереиты - народ не однородный, скорее это союз племен, конфедерация. То есть они могли (и скорее всего так и было) и из тюркских, и из монгольских племен (они так делились не по языку, а по происхождению).

И да, откуда у кереитов канглы? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Ермолаев сказал:

Нет, никак нет, друг. Кереиты - народ не однородный, скорее это союз племен, конфедерация. То есть они могли (и скорее всего так и было) и из тюркских, и из монгольских племен (они так делились не по языку, а по происхождению).

И да, откуда у кереитов канглы? 

 

Отсюда взял:

http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/872-кангюй-печенеги-канглы-баджанак/&do=findComment&comment=12568

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, Ashraf сказал:

Даже не знаю, откуда взялась эта информация о наличии племени канглы в составе кереитов. Их племенной состав можно узнать только от Рашид-ад-Дина: Кераит, Сакаит, Джиркин, Конкаит, Тумаут, Албат. 

Как с тюркских языков я не знаю, а с монгольского их этнонимы можно перевести как: 

1) Кереит. Этноним: "кереит" у РАДа значится как смуглые, то есть указывается связь с общим слово кара/хара. Однако ближе по звучанию монгольское слово "хэрээ" = "ворон". Это слово напрямую связано с "хара", обозначая цвет птицы. То есть точное значение этнонима пока под вопросом.

2) Сакаит. Возможно "сэхээ" (+ит) - "умные". Также возможно от слова "сахих" - охранять, стеречь и т.п.  

3) Джиркин. Наиболее близко "чийрэг" (+ин) - "крепкий", "здоровый", что может быть подтверждено словами РАДа: "  Они были уважаемым и геройским племенем из племен Он-хана".  Также может быть "ширчин" - "кожевники". 

4) Конкаит.  Лучше всего подходит "хангай"(-ит) = табуизированное имя волка (волчье племя); ханхуу(-ит)=принц. Подходит также слово хонх (плюс -ит) в значении "звонок" (то есть звонари, но мне эта версия кажется малоубедительной). Или "хангах" - исплонять, обеспечивать, снабжать. 

5) Албат. Скорее всего от "алба" - "служба", "обязанность" и от "албат" - подвластные, подданые, крепостные. 

6) Тумаут. Похоже, что это от "тум" = десять тысяч. Возможно, это туматы, влившиеся в кереитский союз.  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
15 часов назад, Ермолаев сказал:

Даже не знаю, откуда взялась эта информация о наличии племени канглы в составе кереитов. Их племенной состав можно узнать только от Рашид-ад-Дина: Кераит, Сакаит, Джиркин, Конкаит, Тумаут, Албат. 

Как с тюркских языков я не знаю, а с монгольского их этнонимы можно перевести как: 

1) Кереит. Этноним: "кереит" у РАДа значится как смуглые, то есть указывается связь с общим слово кара/хара. Однако ближе по звучанию монгольское слово "хэрээ" = "ворон". Это слово напрямую связано с "хара", обозначая цвет птицы. То есть точное значение этнонима пока под вопросом.

2) Сакаит. Возможно "сэхээ" (+ит) - "умные". Также возможно от слова "сахих" - охранять, стеречь и т.п.  

3) Джиркин. Наиболее близко "чийрэг" (+ин) - "крепкий", "здоровый", что может быть подтверждено словами РАДа: "  Они были уважаемым и геройским племенем из племен Он-хана".  Также может быть "ширчин" - "кожевники". 

4) Конкаит.  Лучше всего подходит "хангай"(-ит) = табуизированное имя волка (волчье племя); ханхуу(-ит)=принц. Подходит также слово хонх (плюс -ит) в значении "звонок" (то есть звонари, но мне эта версия кажется малоубедительной). Или "хангах" - исплонять, обеспечивать, снабжать. 

5) Албат. Скорее всего от "алба" - "служба", "обязанность" и от "албат" - подвластные, подданые, крепостные. 

6) Тумаут. Похоже, что это от "тум" = десять тысяч. Возможно, это туматы, влившиеся в кереитский союз.  

Ув. Ермолаев, информация по родству канглы и кераитов взята из моей статьи - http://www.kyrgyz.ru/articles/kyrgyz/abdumanapov_rak_voprosu_proishozhdeniya_kyrgyzskogo_plemeni_kangdy/, я там ссылаюсь на книгу Кадырбаева.

Цитата

Известна тесная, а возможно и генетическая, связь канглов с кераитским улусом Тогрул-хана (Ван-хана кераитского - А.Р.), занимавшего земли в районе реки Тола, в среднем течении Орхона и бассейне реки Онгин в Северной Монголии. Представители канглийской знати, например упоминаемый "Юань-ши" некий Кайранбай, служили при дворе кераитских ханов, а китайское сочинение "Менуэр-шицзы" прямо пишет об их родстве: "Кераиты были предками канглы. Западные именовались канглы, восточные кераитами" 
[Кадырбаев А.Ш. Тюрки и иранцы в Китае и Центральной Азии XIII-XIV вв. - Алма-Ата: Гылым, 1990 ].

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 hours ago, Турист said:

2) "саг хаhач" - осторожный стрелок

"хах" - стрелять

"саах" - доить

Это на каком языке?

Вообще калмыцкая грамматика убивает человека наповал, кто сочинял такую жесть.

- ав

- авсн

- авснчн

- авснчнл

- авснчнлго и т.д. :D

Никакого последования из исторического и многолетнего закона грамматики монгольских письменностей!

Думается что пишут связав буквы как слышится слова в уха.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, Rust сказал:

Ув. Ермолаев, информация по родству канглы и кераитов взята из моей статьи - http://www.kyrgyz.ru/articles/kyrgyz/abdumanapov_rak_voprosu_proishozhdeniya_kyrgyzskogo_plemeni_kangdy/, я там ссылаюсь на книгу Кадырбаева.

 

Воу, тогда извиняюсь, не знал об этих источниках. Спасибо за них)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, Rust сказал:

Ув. Ермолаев, информация по родству канглы и кераитов взята из моей статьи - http://www.kyrgyz.ru/articles/kyrgyz/abdumanapov_rak_voprosu_proishozhdeniya_kyrgyzskogo_plemeni_kangdy/, я там ссылаюсь на книгу Кадырбаева.

 

Уважаемый Рустам, лично я все же не соглашусь с этим. И вот почему: 

Казахские канлы ведь считаются прямыми потомками тех самых канглов, ведь да? (исправьте где я ошибся). Тогда, если кереиты были прямыми предками канглов, то они должны по сути иметь одну и ту же гаплогруппу Y-DNA, то есть C3. Но у казахских канлы она R1a и R1b. То есть кереиты явно не предки по крайней мере современных канлы в составе казахского народа. 

Да и канлы (и кангюй) практически все время (как минимум с III века) жили в районе Сырдарьи, а предки кереитов (или даже сами они) под именем цзубу только на территории Монголии. 

Думаю китайский источник ошибается, может неверно истолковали ситуацию, что, кстати, свойственно китайским источникам: так в одном источнике то ли сяньби, то ли кидани (точно уже не помню) происходят от хунну, а в другом уже от дунху. 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
17 часов назад, Ермолаев сказал:

Уважаемый Рустам, лично я все же не соглашусь с этим. И вот почему: 

Казахские канлы ведь считаются прямыми потомками тех самых канглов, ведь да? (исправьте где я ошибся). Тогда, если кереиты были прямыми предками канглов, то они должны по сути иметь одну и ту же гаплогруппу Y-DNA, то есть C3. Но у казахских канлы она R1a и R1b. То есть кереиты явно не предки по крайней мере современных канлы в составе казахского народа. 

Да и канлы (и кангюй) практически все время (как минимум с III века) жили в районе Сырдарьи, а предки кереитов (или даже сами они) под именем цзубу только на территории Монголии. 

Думаю китайский источник ошибается, может неверно истолковали ситуацию, что, кстати, свойственно китайским источникам: так в одном источнике то ли сяньби, то ли кидани (точно уже не помню) происходят от хунну, а в другом уже от дунху. 

 

Ув. Ермолаев. Казахские канглы, по всей видимости, являются потомками моголистанских канглов, которых кстати было очень много в Восточном Туркестане в 13 веке - вспомните все истории с приключениями найманского Кучлука.

По поводу разных гаплогрупп - это не факт, например у кыпчаков обнаруживается несколько гаплогрупп, поэтому делать однозначные выводы я бы не стал. Ув. Асан-Кайгы возможно даст данные по канглам у узбеков, кыргызов, казахов, башкир, алтайцев (кан) и т.д.

По поводу нахождения канглов в Монголии. В Юань мы встречаем канглов в столице, почему бы им не быть при дворе кереитских ханов?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

АВА ДЕВЯТНАДЦАТАЯ

Сортах, Мангу-хан и Кен-хан оказывают почет христианам. Происхождение Чингиса и татар

Именно в то время, когда франки взяли Антиохию 68, единовластие в упомянутых северных странах принадлежало одному лицу по имени Кон-хам 69. Кон — имя собственное, а хам 70 — обозначение достоинства, значит же оно то же, что «прорицатель». Всех прорицателей они называют «хам». Отсюда их государи называются хам, так как в их власти находится управление народом путем прорицания. Поэтому в истории Антиохии читаем, что турки послали за помощью против франков к королю Кон-хаму. Ибо из этих стран явились все турки. Этот Кон был каракатай 71. Кара значит то же, что «черный», а катай — название народа, откуда каракатай значит то же, что «черный катай». И это они говорят для различения их от Катаев, живущих на востоке над океаном, о которых я скажу вам впоследствии. Эти катай жили на неких горах, через которые я переправлялся, а на одной равнине между этих гор жил некий несторианин-пастух (pastor), человек могущественный и владычествующий над народом, именуемым найман (naiman) и принадлежавшим к христианам-несторианам. По смерти Кон-хама этот несторианец превознес себя в короли, и несториане называли его королем Иоанном, говоря о нем вдесятеро больше, чем согласно было с истиной. Именно так поступают несториане, прибывающие из тех стран: именно из ничего они создают большие разговоры, поэтому они распространили и про Сартаха, будто он христианин; то же говорили они про Мангу-хана и про Кен-хана 72 потому только, что те оказывают христианам большее уважение, чем другим народам; и, однако, на самом деле они не христиане. Таким-то образом распространилась громкая слава и об упомянутом короле Иоанне; и я проехал по его пастбищам; никто не знал ничего о нем, кроме немногих несториан. На его пастбищах живет Кен-хан, при дворе которого был брат Андрей 73, и я также проезжал той дорогой при возвращении. У этого Иоанна был брат, также могущественный пастух, по имени Унк 74; он жил за горами каракатаев, на три недели пути от своего брата, и был властелином некоего [114] городка по имени Каракорум 75; под его властью находился народ, именовавшийся Крит и меркит 76 и принадлежавший к христианам-несторианам. А сам властелин их, оставив почитание Христа, следовал идолам, имея при себе идольских жрецов, которые все принадлежат к вызывателям демонов и к колдунам. За его пастбищами, в расстоянии на 10 или 15 дневных переходов, были пастбища моалов; это были очень бедные люди, без главы и без закона, за исключением веры в колдовство и прорицания, чему преданы все в тех странах. И рядом с моалами были другие бедняки по имени тартары. Король Иоанн умер без наследника, и брат его Унк обогатился и приказывал именовать себя ханом; крупные и мелкие стада его ходили до пределов моалов. В то время в народе моалов был некий ремесленник Чингис; он воровал что мог из животных Унк-хана, так что пастухи Унка пожаловались своему господину. Тогда тот собрал войско и поехал в землю моалов, ища самого Чингиса, а тот убежал к татарам и там спрятался 77. Тогда Унк, взяв добычу от моалов и от татар, вернулся. Тогда Чингис обратился к татарам и моалам со следующими словами: «Так как у нас нет вождя, наши соседи теснят нас». И татары и моалы сделали его вождем и главою. Тогда, собрав тайком войско, он ринулся на самого Унка и победил его; тот убежал в Катайю. Там попала в плен его дочь, которую Чингис отдал в жены одному из своих сыновей 78; от него зачала она ныне царствующего Мангу. Затем Чингис повсюду посылал вперед татар, и отсюда распространилось их имя, так как везде кричали: «Вот идут татары». Но в недавних частых войнах почти все они были перебиты. Отсюда упомянутые моалы ныне хотят уничтожить это название и возвысить свое. Та земля, в которой они были сперва и где находится еще двор Чингисхана, называется Онанкеруле 79. Но так как Каракорум есть местность, вокруг которой было их первое приобретение, то они считают этот город за царственный и поблизости его выбирают своего хана.

Значит найманский Таян хан и керейтский Ван хан родные братья.

:D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Rust сказал:

По поводу разных гаплогрупп - это не факт, например у кыпчаков обнаруживается несколько гаплогрупп, поэтому делать однозначные выводы я бы не стал. Ув. Асан-Кайгы возможно даст данные по канглам у узбеков, кыргызов, казахов, башкир, алтайцев (кан) и т.д.

Припоминаю ещё года 4-5 назад, здесь на форуме Асан-Кайгы постил результаты узбекских(или каракалпакских) канглов. Была уставнолена гаплогруппа R1b-M73. Гаплотипы на 12-ти маркерах были идентичны гаплотипам казахских кыпшаков   R1b-M73.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 9/12/2016 at 11:58 AM, Ермолаев said:

Даже не знаю, откуда взялась эта информация о наличии племени канглы в составе кереитов. Их племенной состав можно узнать только от Рашид-ад-Дина: Кераит, Сакаит, Джиркин, Конкаит, Тумаут, Албат. 

Как с тюркских языков я не знаю, а с монгольского их этнонимы можно перевести как: 

1) Кереит. Этноним: "кереит" у РАДа значится как смуглые, то есть указывается связь с общим слово кара/хара. Однако ближе по звучанию монгольское слово "хэрээ" = "ворон". Это слово напрямую связано с "хара", обозначая цвет птицы. То есть точное значение этнонима пока под вопросом.

2) Сакаит. Возможно "сэхээ" (+ит) - "умные". Также возможно от слова "сахих" - охранять, стеречь и т.п.  

3) Джиркин. Наиболее близко "чийрэг" (+ин) - "крепкий", "здоровый", что может быть подтверждено словами РАДа: "  Они были уважаемым и геройским племенем из племен Он-хана".  Также может быть "ширчин" - "кожевники". 

4) Конкаит.  Лучше всего подходит "хангай"(-ит) = табуизированное имя волка (волчье племя); ханхуу(-ит)=принц. Подходит также слово хонх (плюс -ит) в значении "звонок" (то есть звонари, но мне эта версия кажется малоубедительной). Или "хангах" - исплонять, обеспечивать, снабжать. 

5) Албат. Скорее всего от "алба" - "служба", "обязанность" и от "албат" - подвластные, подданые, крепостные. 

6) Тумаут. Похоже, что это от "тум" = десять тысяч. Возможно, это туматы, влившиеся в кереитский союз.  

§ 170. Tein uķulekdeĵu, Čiŋķis-qağan, Badai Qisliq qoyar-un uķes bušireĵu, sueni boet, derķedeun bukun iteķelten-e kelen kiet, koaŋķelen, yauke-ben ķeet, buruilan, sueni boet ķodolba. Maou-undur-un ķeru-er ķodolurun, ķeru-de Uryaŋqadai ĵelme-qoa-i iteķeĵu, qoina-an čaqduulsun bolqan, qaraulsun talbiĵu ķodolĵu; tere ķodolukseer manaqarši udur duli naran kelweriulun, Qara-qalĵit-elet ķurču uderin. bauba. Uderitču bukui-tur, Alčidai-in aqtas aduulaulsun Čiķitai-Yadir ĵuile-ĵuile noqoan-tur aqtas-iyan aduulan yabuqui-tur, qoinača Mao-undur-un eburier Hulaan-buraqat daarin aisuqui dain-o toosun-i uĵeĵu: dayin ķurba! keeĵu, aqtas-iyan huldeet, ireĵu-daiyn ķurba! —keekdeĵu uĵeesu: Mao-undur-un eburier Hulaan-buruqat daarin, toosun ğarğaĵu; Vaŋ-qan tere nekeĵu aisun aĵuui! keeĵu, tendeče

Čiŋķis-qağan toosun uĵeet, aqtasiyan bariuluat, ačaalaĵu morilaba. Tedui ese uĵeesu, ķenet buleai. Tere aisuqui-tur, ĵamuqa Vaŋ-qan-lua qantu aisulčaĵu aisun aĵuui. Tende Vaŋ-qan ĵamuqadača asaqčuu: “Temuĵin-koun-tur qatqulduqun-metus ket bi?” keen asaqčuu. ĵamuqa uķulerun: “Tende Uruut Maŋqut, keen, irķen ano bi. Tede irķen ino qatquldumui ĵe!

 

Tooriqui tutum—

Tob ĵoqiyu!

Derelķu-ķu tutum — (deķelķu-ķu tutum)

Dem ĵoqiyu!

Učuken-eče

Uldu-ĵida-tur

Daduqsan irķen!

Tede qaraqčiut-alaqčiut tuqtan bi,

Tede serelten irķen bi ĵe!”

 

keeĵuui. Tere uķe-tur Vaŋ-qan uķulerun: “Tein boesu, bida teden-tur ĵirkin-baatudiyan Qadaği tušiyaldun, ĵirkin baatudiyan dobtulğaya. ĵirkino ķeĵiķe Tumen-Tubeķen-o Ašiq-Širun-i dobtulğaya. Tubeķen-i ķeĵiķe Olon-Duŋqait-baatudi dobtulğaya. Duŋqaidun ķeĵiķe Vaŋ-qan-no Miŋğan Turqaud-i uduridun, Qori-Šilemun-taiĵe dobtultuğai! Miŋğan Turqaudun ķeĵiķe bida, Yeke ğol, dobtulai ĵe!” keeĵuui. Basa Vaŋ-qan uķulerun: “ĵamuqa-deu, bidan-o čerik či ĵasa!” keeĵuui. Tere uķe-tur ĵamuqa, ore boldeitču ğarču, nokodiyen uķulerun: šVaŋ-qan ene čerik-iyan nama-i ĵaša keemu! Anda-tur bi qatqulduqun yadan yabulaa! Vaŋ-qan dulet nadača činaru aĵuu. Čaqtu nokor biyu. Anda-tur kele orouluya. Anda qadaučituqai (??) !” keeĵu, ĵamuqa doloun Čiŋķis-qağan-tur kele oroulĵu uķuleĵu ilerun: šVaŋ-qan

n

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...