Jump to content



Guest Qasqyr

Керейт - Хэрэйд - Керей - Гирей

Recommended Posts

 

Несомненно речь идёт о тотеме вороне, монгольский этноним "кереит" непереводим с тюркских языков. Поскольку на тюркских языках значение слова "ворон" звучит как "карга" и этноним "карга" известен в этническом составе ряда тюркоязычных этносов - башкир, казахов, хакасов и т.д. В прошлом среди башкир даже отмечался особый праздник (обряд) карга-туй, т.е. праздник ворона. Отсюда следует, что монгольский и ойрат-калмыцкий этноним кереит и тюркский этноним карга являются терминами различного происхождения, одинаково отмеченные в этническом составе монгольских и тюркских этносов как самоназвания определенных родоплеменных групп. Их нельзя отождествлять друг с другом. Учитывая, что этноним кереит легко объясняется с монгольских языков и непереводим с тюркских, следует признать ошибочными мнения тех исследователей, которые считают кереитов тюрками по происхождению. Например, мнение средневекового автора, хивинского хана Абул-Гази о том, что слово "кераит" (надо "кереит") якобы в переводе значит "черный баран" (?) и имеет тюркское происхождение, в корне ошибочно. Автор здесь лишь по звучанию отождествляет тюркский парный термин "кара-ит", что в переводе с тюркского означает "черная собака" (а не "баран"), с монгольским этнонимом кереит. Однако некоторые тюркологи продолжают придерживаться мнения Абул-Гази без учета данных монгольских и ойрат-калмыцких источников.

 

 По ходу он везде ищет созвучия с монгольской лексикой. Да и разве созвучны письменное "керейт" и монгольское "хон хэрээ" (ворон)? Натяжка, не более. А если исходить, что керейты в 12-13 веках обитали на Черном Иртыше и были тюркоязычны, то вообще вороны и монгольская этимология ни причем. 

 

Этноним племени Керейт-Керей никак не связан с баранами, собаками или воронами, и даже с черным цветом, а происходит вероятнее всего из племенной тамги и несторианства. 

 

Уж кто бы говорил ув.АКБ про активные поиски созвучий. В данном случае никакого созвучия в словах "хэрээ" монг. и керә калм. с кереит (мн.ч.) нет. Монгольский этноним "кереит" непереводим с тюркских языков, и Вы это подтверждаете сами говоря о том, что: "Этноним племени Керейт-Керей никак не связан с баранами, собаками или воронами, и даже с черным цветом, а происходит вероятнее всего из племенной тамги и несторианства". 

Вы не способны в 21 веке объяснить с тюрк.точки зрения этноним кереит.

Link to post
Share on other sites

Уж кто бы говорил ув.АКБ про активные поиски созвучий. В данном случае никакого созвучия в словах "хэрээ" монг. и керә калм. с кереит (мн.ч.) нет. Монгольский этноним "кереит" непереводим с тюркских языков, и Вы это подтверждаете сами говоря о том, что: "Этноним племени Керейт-Керей никак не связан с баранами, собаками или воронами, и даже с черным цветом, а происходит вероятнее всего из племенной тамги и несторианства". 

Вы не способны в 21 веке объяснить с тюрк.точки зрения этноним кереит.

 

Бред! Читайте тему с начала, к каждому аргументу даны ссылки и объяснения. Этноним прозрачно и просто этимологизируется с тюркских языков. А большинство ученых даже не сомневаются, что: 1) керейты это кереи 2) и керейты это тюрки.  

 

(спам Peacemaker'a скрыт, здесь не место огульным заявлениям и оценкам) 

  • Не согласен! 1
Link to post
Share on other sites

 

Уж кто бы говорил ув.АКБ про активные поиски созвучий. В данном случае никакого созвучия в словах "хэрээ" монг. и керә калм. с кереит (мн.ч.) нет. Монгольский этноним "кереит" непереводим с тюркских языков, и Вы это подтверждаете сами говоря о том, что: "Этноним племени Керейт-Керей никак не связан с баранами, собаками или воронами, и даже с черным цветом, а происходит вероятнее всего из племенной тамги и несторианства". 

Вы не способны в 21 веке объяснить с тюрк.точки зрения этноним кереит.

 

Бред! Читайте тему с начала, к каждому аргументу даны ссылки и объяснения. Этноним прозрачно и просто этимологизируется с тюркских языков. А большинство ученых даже не сомневаются, что: 1) керейты это кереи 2) и керейты это тюрки.  

 

(спам Peacemaker'a скрыт, здесь не место огульным заявлениям и оценкам) 

 

Ну про "большинство" учёных это громко сказано. Что касается этнонима кереит, то как же он по вашему "прозрачно и просто этимологизируется с тюркских языков", если Вы сами пишите:"Этноним племени Керейт происходит вероятнее всего из племенной тамги и несторианства". То есть вероятнее всего он никак не переводится.

  • Не согласен! 2
Link to post
Share on other sites

Джувейни в «Истории покорителя мира» пишет, что после смерти Тугрулхана (Онхана) улус керейтов первоначально откочевал в район Бешбалыка. Пастбища же их достигали до местности Кушар.

 

Моя версия живет! Кереиты не на территории современной восточной Монголии, а на территории средневековой Монголии - Мунгулистана! 

Это регион на западной стороне Алтая! ;) 

  • Не согласен! 1
Link to post
Share on other sites

В книге Верховного шамана Республика Тыва Адыг-Түлүш Кара-оол Допчуң-оол оглу (2014, на тув.языке) пишется о том, что есть тувинское племя "Тос-Кириш", которое произносилось также "Кириш-Тос". Они исповедовали Тенгрианство. Их священным знаком был крест, как и у других тюркских племен. Знак креста изображен на всех тюркских дымоходах юрт. Дымоход юрты в виде креста - символ связи с Небом, Солнцем, Луной, Звездами. Тот самых человек из племени Кириш-Тос, которое переселилось в западные страны - Христос. Т.е. Христос это название племени (сейчас это являлось бы фамилией).

 

Имхо. Кириш = кэрэшен (поволжские татары, до сих пор исповедующие христианство) = кереит (монголизированное окончание)

  • Одобряю 1
Link to post
Share on other sites

В "кереит" возможно и не монгольское, а тюркское окончание - см. выдержку из поста АКБ в этой же ветке:

 

Тяга к «Т», ... Я заметил, что эта особенность свойственна языку племен восточной части Казахской степи или племенам – потомкам так называемых татарских племен восточной части степи (Могулистана или Мунгулистана) – найманов, керейтов, меркитов, онгутов, джалаиров, конгиратов и других.

 

Отсюда версия, что этнонимы ряда письменных источников, оканчивающиеся на «Т» (тюркюТ - тюркю, керейТ - керей, меркиТ - ?, онгуТ - онгу, конгыраТ – конгырай?, дулаТ - дулу, урянхаТ – урянхай, мянгаТ - мянга? и другие), связаны именно с данной фонетической особенностью:

 

В таком случае, данные этнонимы могли иметь в истории 2 параллельные формы, в качестве имени прилагательного и в качестве имени существительногон, например:

 

Прилагательное (как в случае с этнонимом русский/русская) – КерейТТі (в общетюркской фонетике КерейЛі или по-русски «Керейные» (кстати у казахов имеется род Керейлі).

 

Существительное – Керей.

Link to post
Share on other sites

-д -т - стопроцентно монгольское окончание

 

 и корень тоже..

и я могу сказать: "-д -т - стопроцентно тюркское окончание
 
 и корень тоже.."
 
И что это меняет?
АКБ приводит доводы, у Вас же - голословно.
  • Одобряю 2
Link to post
Share on other sites

Сам по себе интересен феномен т.н. несторианства у кереитов (и другие фонетические вариации этнонима). Христианские миссионеры-шпионы Карпини и Рубрук считали кереитов или язычниками (Карпини), либо впервые открывали для себя, что они ветвь христиан (Рубрук). Короче: тенгрианство = несторианство > христианство

Link to post
Share on other sites

А тамга у них какая?

Уточню вопрос: интересно, есть ли среди их (кереитов и других несторианцев) тамг тамга-крест.

Link to post
Share on other sites

Провокации Zet'a и вынужденные комментарии Турана с Tynych'ем скрыты как не относящиеся к теме и нарушающие правила форума.

Link to post
Share on other sites

 

А тамга у них какая?

 

Уточню вопрос: интересно, есть ли среди их (кереитов и других несторианцев) тамг тамга-крест.

 

Вы спрашиваете про средневековых керейтов или про их современных потомков?

 

Если про потомков, то у нас кереев, а также у наших древних союзников и родичей меркитов, тамга равносторонний крест +

Такая же тамга у казахских уак-кереев и киятов. А также у крымских киреев и киятов.

 

Я уже приводил выше доводы, что на казахском языке "кере" (с ударением на второй слог) означает фигурку "равносторонний крест". Соответственно, прилагательное от этого существительного будет "керейтті" или "крестовые", "с крестовой тамгой". B таком случае "т" или "ті" в конце слова это не окончание множественного числа, а аффикс имени прилагательного.

 

И пока в качестве гипотезы:

 

Предполагаю, что от этого же корня "кере" - "равносторонний крест" происходят и другие лексемы, например:

 

тюркское понятие "кереге" - "решетчатый деревянный каркас юрты", который в принципе фигурально и состоит из равносторонних крестов.

монгольское понятие "гер" - "юрта", см: выше.

тюркское "керме" - "рыболовная сеть", см: выше.

+ ?

тюркское "кере" - "последняя еда человека перед смертью"

Link to post
Share on other sites

Интересные сведения, но наверное недостаточные. Связь семантическая с русским "крест" прямая.

Крест это пересечение двух линий. Это человеческий символ. Отсюда пересечение Мужчины и Женщины.

Мужчина это Вертикаль, а Женщина это Горизонталь. Отсюда Крест это Символ Рождения.

Чисто интуитивно КЕРЕ скорее всего передаёт ki-структуру Kİ+ERE, который(ki) следует(ere-).

Рождение это форма бесконечности человеческого рода.

С другой стороны, 1) ki[PLACE] в Шумере имеет значения:

1. place 2. ground, earth, land 3. underworld 4. land,country 5. lower, down below

2)ere[GO] имеет значения: to go

Отсюда переход к тюркскому глаголу и формам yöre-, yörə-, yörü-, yeri-, yəri-

Отсюда крест как символ вечного движения.

Если мы наклоним равносторонний крест, то он обопрётся на свои "ножки" и "пойдёт".

Это ребёнок, символ бессмертия и вечного движения.

А у средневековых керейтов какая была тамга?

Link to post
Share on other sites

Связь семантическая с русским "крест" прямая.

 

Это не только русское "krest", но и немецкое "kreuz", английское "cross" и т.д. Но мне кажется это очень-очень далеко по времени от рассматриваемого этнонима. 

Link to post
Share on other sites

А у средневековых керейтов какая была тамга?

 

Судя по позднесредневековым данным и данным 18-19 веков, тамга средневековых керейтов, меркитов и киятов была такая же, в виде равностороннего креста. Это же касается, к примеру, ханской или султанской тамги "тарак" в виде трезубца, гребня.

 

Тамги никогда не меняются.

Link to post
Share on other sites

Спасибо!

Я уже писал тут, что у башкир есть этноним абак-керей.

Отсюда центральный вопрос, помнят ли современные керейи Абака?

Link to post
Share on other sites

Ув. Ashraf, я предполагаю (это мое личное мнение), что этноним в полном виде звучит тоже как имя прилагательное "абакты" - "абактовые". Также как и "керейт(і)" и "ашамайлы" (тоже по тамге). Кстати казахи так и говорят - абакты керей.

 

"Абак" - это, имхо, ядро или большой груз, камень. Поэтому катапульту татары (мунгалы) называли "алп абак". А в казахском языке "абак" это нижняя часть рыболовной сети с грузилами. Аналогично и тюремное заключение или арест называли "абакты", т.е. вероятно "с привязаным грузом" на ногах. И это подтверждает тамга казахских абакты кереев - это прямоугольник из двух половинок.  

Link to post
Share on other sites

Я почему спрашивал? Для меня это был всегда мучительный вопрос, на который я не находил вопроса.

Я интуитивно связывал Абака- прародителя магов (см. мою тему источник 2-го тысячелетия до нашей эры по истории Азербайджана) с первой частью этнонима Абак-керей. Маги это впоследствии одно из центральных племён мидийцев. В этом расшифрованном мной источнике есть сведения об их стране Магуэна.

Скифы, которые пришли из Центральной Азии сперва помогали мидийцам в их борьбе с Ассирией. Но, затем между ними произошла распря и они часть мидийских племён взяли с собой. Я думаю отсюда у башкиров появился этноним абак-керей. Но часть скифов возвратилась на родину. Не оттуда ли с Каспия эта тамга? Что интересно, известно, что мидийцев называли "мары". А этноним родственных Вам меркитов можно этимологизировать как mar, mer+kit, то есть ушедшие мары.

Змеерождённые мары. В Вашей стороне есть ли какие-то культы змей?

Link to post
Share on other sites

Связь семантическая с русским "крест" прямая.

Крест это пересечение двух линий. Это человеческий символ. Отсюда пересечение Мужчины и Женщины.

Мужчина это Вертикаль, а Женщина это Горизонталь. Отсюда Крест это Символ Рождения.

В тувинском этнониме кириш "ш", вероятно, - суффикс мн.числа, при "с" > "ш". Есть аналогичный тувинский этноним "түлүш" < түлүс ~ телес (считается, что Телецкое озеро на Горном Алтае на тувинском - Түлүш-Хөл).  Отсюда, с учетом интерпретации АКБ окончания "т", кирис > кирист - крист ~ крест.

Кряшены = кэрэшэн татарлары: кэрэст- крест.

 

Есть ссылка по "Крест - это Символ Рождения"?

 

Интересно, что тогда может означать символ тройного креста на дымоходе юрты, по-тувински - "мөгеже" (мөгейер - поклоняться), по-казахски - "шанырак", по-киргизки - ... Плоскость креста здесь  - горизонтальная, т.е. нет "вертикали" и "горизонтали".

Link to post
Share on other sites

Кстати этноним кият можно этимологизировать на шумерско-тюркской почве.

КI.A передаёт отношение берег={земля, вода}. Эта запись значения "берег" на шумерском языке.

Береговая линия изрезана. Отсюда наше диалектальные qıya, giy в значении qaytan-кайма.

А вот тюркский "лингво-усечённый" берег в некоторых современных тюркских языках- qıy, giy 1. берег, край

2. обшивка, кайма.

Получается, что родственные Вам кияты это "береговики". Это явно с наших сторон.

Link to post
Share on other sites

Связь семантическая с русским "крест" прямая.

Крест это пересечение двух линий. Это человеческий символ. Отсюда пересечение Мужчины и Женщины.

Мужчина это Вертикаль, а Женщина это Горизонталь. Отсюда Крест это Символ Рождения.

В тувинском этнониме кириш "ш", вероятно, - суффикс мн.числа, при "с" > "ш". Есть аналогичный тувинский этноним "түлүш" < түлүс ~ телес (считается, что Телецкое озеро на Горном Алтае на тувинском - Түлүш-Хөл).  Отсюда, с учетом интерпретации АКБ окончания "т", кирис > кирист - крист ~ крест.

 

Есть ссылка по "Крест - это Символ Рождения"?

Интересно, что тогда может означать символ тройного креста на дымоходе юрты, по-тувински - "мөгеже" (мөгейер - поклоняться), по-казахски - "шанырак", по-киргизки - ... Плоскость креста здесь  - горизонтальная, т.е. нет вертикали и горизонтали.

Поищите здесь на форуме. По старой памяти тут что-то писали об этом. Ну а потом можно погуглить.

Насчёт тройного креста пока нет идей.

Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now




×
×
  • Create New...