Перейти к содержанию
Гость Qasqyr

Кереит - Керейт - Хэрэйд - Керей - Гирей

Рекомендуемые сообщения

25 минут назад, buba-suba сказал:

1) В вашей же цитате написано что Он-хан напал первым и захватил множество пленных и имущество Темуджина. 

2) А про аксиомы - в Лобачевского и Римана метите?

 

1) Обсуждение идет совсем не про это (не про то кто первый ударил, а кто в ответку), вы не в теме, зачем тогда вам вся эта переписка и длинопосты?

2) Я свободный от всяких аксиом, это вы сидите в аксиоме, только ушки торчат.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 минут назад, АксКерБорж сказал:

В т.ч. абсолютное большинство наших казахских юзеров, они тоже сидят в аксиоме. Но это тоже для нас с вами не играет никакой роли.  

Ведь также, ув. Zake?

 

 

Главный объект нападок юзеров с др стран  кстати как раз Асан Кайгы. Не заметили?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад, Zake сказал:

Главный объект нападок юзеров с др стран  кстати как раз Асан Кайгы. Не заметили?

 

В каком смысле?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Ув. Zake, как вы понимаете эту фразу из Грузинской анонимной хроники 13 века? (выделены мной)

 

"... Но из рода Каитов, одного из племен, выделился человек по имени Темурчи, который и есть Чингиз-каен.

Пошел он для получения даров и почестей к знатнейшему их рода царю, именуемому ханом и которого называли Онханом".

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Ув. Zake, как вы понимаете эту фразу из Грузинской анонимной хроники 13 века? (выделены мной)

 

"... Но из рода Каитов, одного из племен, выделился человек по имени Темурчи, который и есть Чингиз-каен.

Пошел он для получения даров и почестей к знатнейшему их рода царю, именуемому ханом и которого называли Онханом".

 

Ув Акб. Там все понятно написано. 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

24 минуты назад, Zake сказал:

Ув Акб. Там все понятно написано. 

 

А как вы считаете, гаплогруппа старкластер и нирунский субклад у кереев связаны с этим?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, АксКерБорж сказал:

 

А как вы считаете, гаплогруппа старкластер и нирунский субклад у кереев связаны с этим?

 

Я думаю, что да. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 минут назад, Zake сказал:

Я думаю, что да. 

 

Я тоже.

Аксиомщики конечно будут протестовать. Но вот интересно мнение Asan-Kaygy на этот счет. Вот на этом вопросе (если ответит) и проверим обоснованность или беспочвенность нападок: ;)   

1 час назад, Zake сказал:

Главный объект нападок юзеров с др стран  кстати как раз Асан Кайгы. Не заметили?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

08.05.2020 в 21:21, Bas1 сказал:

 

Языки меняются. Это неоспоримый факт. Тем более за тысячелетия. Русский древний вполне может быть как белорусский. Но ведь не значит что они были белорусами.

Ну да, поменялись до такой степени что окончаний - Т,Д,С не осталось ни в одном тюркском, зато они есть в любом монгольском, странно да? А мне кажется что лингвисты просто тупо включили монголизмы в ДТС.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 часов назад, mechenosec сказал:

Ну да, поменялись до такой степени что окончаний - Т,Д,С не осталось ни в одном тюркском, зато они есть в любом монгольском, странно да? А мне кажется что лингвисты просто тупо включили монголизмы в ДТС.

В эвенкийском осталось. Где то тюркский перещелкнуло. Окончание Т перешло в Тер и далее в Лер. Однако разнообразие в фонеме в тюркских языках гораздо больше чем в монгольском. Это говорит о большем развитии среди разных народов. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
09.05.2020 в 13:21, Zake сказал:

Админ все прекрасно понимает, но он ведь борется с трактористами. Работа такая.

А вот буба точно недопонимает мне кажется

Это не работа. Вижу, что все вдруг стали гениальными историками. Причем без необходимой элементарной базы. Фольков развелось.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

07.05.2020 в 16:51, АксКерБорж сказал:

Уникальные фотоснимки конца 19 в. - нач. 20 в.

Западная Монголия.

Казахи Алтая.

Потомки кереитов Он-хана (Тугрула).

Будто бы за 800 лет ничего не изменилось. :qazaq1:

 

6f1d56dc784e.jpg

7c8c9e10a31d.jpg

catching+the+eagle+while+on+horseback.jp

release+of+the+golden+eagle.jpg?format=1

54517212_10158244987206124_4059364184918

the+eagle+hunters2.jpg?format=1500w

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По теме кереев хотелось бы отметить что кроме Ашымайлы и Абак кереев есть потомки основателя Сибирского хана Тайбуги хана которые именуются Тұрғақ кереи. Тұрғақ кереи проживают на территории Акмолинской области. Если учесть что Тайбуга хан вел свой род от Ван хана Тұғырыла то тогда с уверенностью подтверждается что современные кереи произошли от кереитов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

36 минут назад, Динара сказал:

По теме кереев хотелось бы отметить что кроме Ашымайлы и Абак кереев есть потомки основателя Сибирского хана Тайбуги хана которые именуются Тұрғақ кереи. Тұрғақ кереи проживают на территории Акмолинской области. Если учесть что Тайбуга хан вел свой род от Ван хана Тұғырыла то тогда с уверенностью подтверждается что современные кереи произошли от кереитов.

Откуда сведения что тургак кереи это потомки Тайбуги?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, Zake сказал:

Откуда сведения что тургак кереи это потомки Тайбуги?

Шежіре тұрғақ кереев. На данную тему написана книга казахским ученным, историком Ж.Шакенұлы "Тұғырыл хан".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, Динара сказал:

Шежіре тұрғақ кереев. На данную тему написана книга казахским ученным, историком Ж.Шакенұлы "Тұғырыл хан".

Тургак керей относятся к ашамайлы или к абак? 

Схематично можете предоставить их родословную? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 часов назад, Динара сказал:

Шежіре тұрғақ кереев. На данную тему написана книга казахским ученным, историком Ж.Шакенұлы "Тұғырыл хан".

 

Ув. Динара, если честно, то любительской историей занят очень и очень давно, но впервые слышу о Тұрқақ кереях и о том, что таковые есть в Акмолинской области.

Насколько мне известно, китайский казах Ж. Шәкенұлы не историк, а писатель.

Есть ли какие либо ссылки в его книге на исторические документы, на шежіре или на письменные источники по этой ветви кереев?

Спасибо!

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

https://www.researchgate.net/publication/305693051_Political_Order_in_Pre-Modern_Eurasia_Imperial_Incorporation_and_the_Hereditary_Divisional_System

Статья Lhamsurena Munkh-Еrdene (профессора Нац Универа Монголии) об общественно-полит структуре Монголии во времена трех империй (Цин, Чингизидов и Ляо). 

Статья на английском, кто понимает может сам прочитать. Я только приблизительно перевел интересные части о роли кереитов до чингисхана и о принципе формирования монгольских племен. 

Внутренняя Азия в до-чингизидский период: влияние Ляо и гегемония Цзубу-Кереитов

                Этнографическая ситуация во внутренней азии в дочингизидский период вероятно была еще более гетерогенной чем в до-цинский период. Однако, общественно - политическая структура в до-чингизидский и до-цинский периоды отличалась не сильно. Оба периода схожи в том, что тумены и отоги на которые делилось общество были иерархически организованными политико-административными делениями. Такое деление общества было распространено по всей тер-ии Монголии, которая представляла из себя регион с отсутствием централизованной власти, но в котором одна из политических сил достигла наибольшего влияния. Кереиты были гегемонами этой области, а найманы, меркиты, татары, монголы, ойраты и т.д. были частями (возможно автономными) этой единой системы. Идея единого улуса (государства) схожая с идеей Чингизидского гос-ва 1206 года уже существовала на тер-ии Монголии и на самом деле Чингисхан построил свое гос-во на основе Кереитского улуса. Многие ученые отмечают центральную роль кереитов в дочингизовской Монголии. Paul Rachnevsky даже утверждает, что Темужин воссел именно на кереитский трон сперва уничтожив кереитскую империю.

                Согласно ССМ в 1201 году на берегу реки Эргуне правители почти всех крупных объединений монгольского плато избрали Джамуху в качестве всеобщего хана (гур-хана).  Найманский Буйрук-хан, ойратский Кудука-беки, татарский Жали-бука, Куту-сын Тогтоабека от меркитов и тайджиутский Таргутай-Кирилтуг и другие представители знати учавствовали в выборах. Став верховным ханом, Джамуха сразу же объявил войну Онг-хану и Темужину и приказал подчинить их его власти. Однако его кампания и правление были обречены.  Он не только проиграл войну, но его войска оказались разрозненными, что и привело к концу его правления. Хотя затея с избранием всеобщего хана изначально провалилась, это событие указывает на важную политическую идею уже существовавшую в аристокритических кругах того времени. Единый улус «народа войлочных юрт» уже был готов образоваться и многие силы учавствовашие в избрании Джамухи готовы были стать частью этого улуса. Онг-хан и Темуджин разделяли эту идею, но не были согласны с кандидатурой Джамухи. Вместо него по их мнению легитимным верховным ханом должен был стать Онг-хан.

                И действительно, ни один из правителей того времени не обладал более высоким титулом чем Онг хан (Wang Khan), а преемником Онг-хана должен был быть Нилха – Сангум. Сангум означает крон принц на киданьском языке. Титулы Wang (король) и jaut quri (центурион), данные Цзиньской династией Тогрилу и Темуджину соответсвенно, указывают на их статус относительно друг друга в иерархии того времени. Впоследствии, во времена когда уже Темуджин сражался за престол Онг хана, высказывание найманского Таянг Хана: «Как могут быть два хана на земле?», адресованое Темуджину также косвенно указывает на существование титула верховного хана (Wang Khan). Все это свидетельствует о том, что Онг хан был не просто племенным вождем, а законным верховным ханом всех племен. По данным Алтан Тобчи, кроме Джамухи, Темуджина, Теб-Тенгери и Касара, на трон Онг-хана также претендовали Саха Беки и Алаг-Удур из меркитов. Но ни один из источников не указывает на Онг  хана в качестве претендента, что говорит о том что Онг хан de jure уже являлся верховным правителем всей Монголии, а остальные персонажи боролись с ним за его же трон. Также Алтан Тобчи не упоминает Нилха-Сенгума (сын Онг хана) в качестве претендента, но сообщает о том как Нилха-сенгум сказал Темуджину: «Мы сразимся, и тот кто победит станет ханом». Безусловно, Нилха-сенгун не был обычным претендентом на трон, а являлся его законным наследником. Если бы Онг хан и его сын Нилха-сенгун не были бы уже действуюшими верховным ханом и, соответсвенно, наследником, то обязательно были бы включены в список претендентов. Таким образом Кереитский трон Онг хана был заветной целью всех этих претендентов.

                Известно также, что предок Онг-хана (прапрадед или прадед) был одним из первых верховных правителей автономной области империи Ляо - известной как Цзубу. Согласно РАД, прадед Онг-хана Маркуз Буйрук Хан, правитель кереитов, был схвачен Наур Буйрук ханом татарским (вассалом киданьских и джурдженских монархов) и послан джурдженям где был убит пригвозденным к деревянному ослу. Вместе с тем, согласно Ляо-ши, в 1089 году империя Ляо назначила Мо-ку-су, верховным правителем всех племен цзубу, так как цзубу являлось областью подконтрольной Ляо. В 1093 г Мо-ку-су восстал против Ляо нанеся существенный урон Ляо, однако, был пойман в 1100 г и разрублен на куски на площади. Этот Мо-ку-су никто иной как Маркус Буйрук хан преданный татарским ханом. Таким образом, гегемония Кереитского улуса над остальными улусами установилась уже к концу 11 века (возможно даже раньше завоевания Монголии киданями) и титул Онг хана по ССМ был тем самым древним титулом великого или верховного хана над всеми племенами. Действительно, чингизидское гос-во было построено на основе Кереитского гос-ва. Согласно ССМ, Чингиз хан сам признавал это говоря что он «по воле вечного неба достиг могучего трона сместив с него кереитов».  Многие институты правления были заимствованы Чингисханом у кереитов. Например, он заимствовал у них десятичную систему организации общества и армии, а также такие должности как cherbi, kesikten, состоящих из kebteul и turqaut, а также авангард из 1000 baatut. Тургауты и баатуты были чисто кереитскими институтами.

                В свою очередь кереитам десятичная система досталась от киданей. Империя Ляо на протяжении 2 веков напрямую владела восточными частями Монголии и жестко контролировала оставшуюся западную часть (цзубу). Начиная с 1004 года на тер-рии Монголии функционировали киданьские гарнизоны такие как  Zhenzhou, Hedong и Kedun в которых постоянно набиралось до 20 000 войск из местного населения. Население восточной Монголии во время господства Ляо, было разделено на «племена». Племена возглавлялись киданьским сенгумом, его помощником лингу и др служащими. Однако эти так называемые племена были искусственными образованиями. Согласно Karl Wittfogel, руководство Ляо буквально заново создавали новые «племена», разделяя существующие крупные племена на мелкие группы, упраздняя племенную верхушку и перемешивая различные группы и даже отдельных людей в новые группы и племена. Более того, правители Ляо смешивали племена киданьского и некиданьского происхождения. 7 из 18 племен Tai-tsu были полностью новообразованными племенами, для обозначения которых  Wittfogel даже вводит новый термин - «синтетические племена».

                Цзубу, силами которого империя Ляо расширялась на запад, была также подконтрольной областью. Верховный хан над племенами цзубу утверждался императором Ляо. Очевидно, что даже могущественные цзубу оказались под влиянием принципа Ляо «разделяй и властвуй». После 20 лет войны с цзубу начавшейся в 983 году, империя Ляо наконец одержала победу в 1003 году и разделило население цзубу на несколько дивизий, каждая из которых находилась под руководстовм киданьского правителя. Силами таких новых синтетических племен Ляо смогло победить Маркуза. Даже Елюй Даши – основатель кара-китаев, основой своей армии сделал киданьский гарнизон Hedong и организовал свою армию по такому же принципу как и кидани, разделив и перемешав своих подопечных. Интересно, что ученые смогли идентифицировать только несколько из 18 племен подвластных Елюй Даши. Вероятно, что остальные его племена были также синтетическими племенами, а не естественными образованиями основанными на родстве. Таким образом, принцип империи Ляо «разделяй и властвуй» видимо имел глубокое влияние в Монголии. Наследием империи Ляо стало появление на тер-рии Монголии многих искусственных составных племен созданных для военных нужд. Действительно, главы племен в до-чингизидскую эпоху имели военные или около-военные титулы такие как сенгун, лингун, буйрук, беки, бахадур, jaut quri и др, говорящие не только о военном происхождении подвластных им племен, но и о том что они сами находились в подчинении вышестоящих структур.  Ко времени восхождения Чингисхана эти племенные организации наверняка стали отдельными княжествами различной величины. Как показала Susan Reynolds на примере средневековой Европы, первоначальные административные единцы в следующих поколениях часто становились княжествами с наследственным способом перехода власти.

                Таким образом мы видим что монгольские «племена» были искуственно созданными военными образованиями как во времена империи Цин, чингизидской империи так и во времена империи Ляо. С ослаблением центральной власти эти племена превращались в автономные или самостоятельные политические образования. Но с возникновением новых империй они вновь трансформировались в квази-политические категории, тогда как население этих племен вновь делилось и переформатировалось в новые подразделения новой империи. До прихода к власти Чингисхана, уже назревала идея о необходимости объединения этих разрозненных единиц. Наибольшими правами и действующим верховным правителем монгольских племен и княжеств был предводитель кереитского племени Онг-хан Тогрил, свергнув которого Темуджин сам стал верховным ханом над всеми племенами.

  

  • Одобряю 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, artad сказал:

https://www.researchgate.net/publication/305693051_Political_Order_in_Pre-Modern_Eurasia_Imperial_Incorporation_and_the_Hereditary_Divisional_System

Статья Lhamsurena Munkh-Еrdene (профессора Нац Универа Монголии) об общественно-полит структуре Монголии во времена трех империй (Цин, Чингизидов и Ляо). 

Статья на английском, кто понимает может сам прочитать. Я только приблизительно перевел интересные части о роли кереитов до чингисхана и о принципе формирования монгольских племен. 

Внутренняя Азия в до-чингизидский период: влияние Ляо и гегемония Цзубу-Кереитов

                Этнографическая ситуация во внутренней азии в дочингизидский период вероятно была еще более гетерогенной чем в до-цинский период. Однако, общественно - политическая структура в до-чингизидский и до-цинский периоды отличалась не сильно. Оба периода схожи в том, что тумены и отоги на которые делилось общество были иерархически организованными политико-административными делениями. Такое деление общества было распространено по всей тер-ии Монголии, которая представляла из себя регион с отсутствием централизованной власти, но в котором одна из политических сил достигла наибольшего влияния. Кереиты были гегемонами этой области, а найманы, меркиты, татары, монголы, ойраты и т.д. были частями (возможно автономными) этой единой системы. Идея единого улуса (государства) схожая с идеей Чингизидского гос-ва 1206 года уже существовала на тер-ии Монголии и на самом деле Чингисхан построил свое гос-во на основе Кереитского улуса. Многие ученые отмечают центральную роль кереитов в дочингизовской Монголии. Paul Rachnevsky даже утверждает, что Темужин воссел именно на кереитский трон сперва уничтожив кереитскую империю.

                Согласно ССМ в 1201 году на берегу реки Эргуне правители почти всех крупных объединений монгольского плато избрали Джамуху в качестве всеобщего хана (гур-хана).  Найманский Буйрук-хан, ойратский Кудука-беки, татарский Жали-бука, Куту-сын Тогтоабека от меркитов и тайджиутский Таргутай-Кирилтуг и другие представители знати учавствовали в выборах. Став верховным ханом, Джамуха сразу же объявил войну Онг-хану и Темужину и приказал подчинить их его власти. Однако его кампания и правление были обречены.  Он не только проиграл войну, но его войска оказались разрозненными, что и привело к концу его правления. Хотя затея с избранием всеобщего хана изначально провалилась, это событие указывает на важную политическую идею уже существовавшую в аристокритических кругах того времени. Единый улус «народа войлочных юрт» уже был готов образоваться и многие силы учавствовашие в избрании Джамухи готовы были стать частью этого улуса. Онг-хан и Темуджин разделяли эту идею, но не были согласны с кандидатурой Джамухи. Вместо него по их мнению легитимным верховным ханом должен был стать Онг-хан.

                И действительно, ни один из правителей того времени не обладал более высоким титулом чем Онг хан (Wang Khan), а преемником Онг-хана должен был быть Нилха – Сангум. Сангум означает крон принц на киданьском языке. Титулы Wang (король) и jaut quri (центурион), данные Цзиньской династией Тогрилу и Темуджину соответсвенно, указывают на их статус относительно друг друга в иерархии того времени. Впоследствии, во времена когда уже Темуджин сражался за престол Онг хана, высказывание найманского Таянг Хана: «Как могут быть два хана на земле?», адресованое Темуджину также косвенно указывает на существование титула верховного хана (Wang Khan). Все это свидетельствует о том, что Онг хан был не просто племенным вождем, а законным верховным ханом всех племен. По данным Алтан Тобчи, кроме Джамухи, Темуджина, Теб-Тенгери и Касара, на трон Онг-хана также претендовали Саха Беки и Алаг-Удур из меркитов. Но ни один из источников не указывает на Онг  хана в качестве претендента, что говорит о том что Онг хан de jure уже являлся верховным правителем всей Монголии, а остальные персонажи боролись с ним за его же трон. Также Алтан Тобчи не упоминает Нилха-Сенгума (сын Онг хана) в качестве претендента, но сообщает о том как Нилха-сенгум сказал Темуджину: «Мы сразимся, и тот кто победит станет ханом». Безусловно, Нилха-сенгун не был обычным претендентом на трон, а являлся его законным наследником. Если бы Онг хан и его сын Нилха-сенгун не были бы уже действуюшими верховным ханом и, соответсвенно, наследником, то обязательно были бы включены в список претендентов. Таким образом Кереитский трон Онг хана был заветной целью всех этих претендентов.

                Известно также, что предок Онг-хана (прапрадед или прадед) был одним из первых верховных правителей автономной области империи Ляо - известной как Цзубу. Согласно РАД, прадед Онг-хана Маркуз Буйрук Хан, правитель кереитов, был схвачен Наур Буйрук ханом татарским (вассалом киданьских и джурдженских монархов) и послан джурдженям где был убит пригвозденным к деревянному ослу. Вместе с тем, согласно Ляо-ши, в 1089 году империя Ляо назначила Мо-ку-су, верховным правителем всех племен цзубу, так как цзубу являлось областью подконтрольной Ляо. В 1093 г Мо-ку-су восстал против Ляо нанеся существенный урон Ляо, однако, был пойман в 1100 г и разрублен на куски на площади. Этот Мо-ку-су никто иной как Маркус Буйрук хан преданный татарским ханом. Таким образом, гегемония Кереитского улуса над остальными улусами установилась уже к концу 11 века (возможно даже раньше завоевания Монголии киданями) и титул Онг хана по ССМ был тем самым древним титулом великого или верховного хана над всеми племенами. Действительно, чингизидское гос-во было построено на основе Кереитского гос-ва. Согласно ССМ, Чингиз хан сам признавал это говоря что он «по воле вечного неба достиг могучего трона сместив с него кереитов».  Многие институты правления были заимствованы Чингисханом у кереитов. Например, он заимствовал у них десятичную систему организации общества и армии, а также такие должности как cherbi, kesikten, состоящих из kebteul и turqaut, а также авангард из 1000 baatut. Тургауты и баатуты были чисто кереитскими институтами.

                В свою очередь кереитам десятичная система досталась от киданей. Империя Ляо на протяжении 2 веков напрямую владела восточными частями Монголии и жестко контролировала оставшуюся западную часть (цзубу). Начиная с 1004 года на тер-рии Монголии функционировали киданьские гарнизоны такие как  Zhenzhou, Hedong и Kedun в которых постоянно набиралось до 20 000 войск из местного населения. Население восточной Монголии во время господства Ляо, было разделено на «племена». Племена возглавлялись киданьским сенгумом, его помощником лингу и др служащими. Однако эти так называемые племена были искусственными образованиями. Согласно Karl Wittfogel, руководство Ляо буквально заново создавали новые «племена», разделяя существующие крупные племена на мелкие группы, упраздняя племенную верхушку и перемешивая различные группы и даже отдельных людей в новые группы и племена. Более того, правители Ляо смешивали племена киданьского и некиданьского происхождения. 7 из 18 племен Tai-tsu были полностью новообразованными племенами, для обозначения которых  Wittfogel даже вводит новый термин - «синтетические племена».

                Цзубу, силами которого империя Ляо расширялась на запад, была также подконтрольной областью. Верховный хан над племенами цзубу утверждался императором Ляо. Очевидно, что даже могущественные цзубу оказались под влиянием принципа Ляо «разделяй и властвуй». После 20 лет войны с цзубу начавшейся в 983 году, империя Ляо наконец одержала победу в 1003 году и разделило население цзубу на несколько дивизий, каждая из которых находилась под руководстовм киданьского правителя. Силами таких новых синтетических племен Ляо смогло победить Маркуза. Даже Елюй Даши – основатель кара-китаев, основой своей армии сделал киданьский гарнизон Hedong и организовал свою армию по такому же принципу как и кидани, разделив и перемешав своих подопечных. Интересно, что ученые смогли идентифицировать только несколько из 18 племен подвластных Елюй Даши. Вероятно, что остальные его племена были также синтетическими племенами, а не естественными образованиями основанными на родстве. Таким образом, принцип империи Ляо «разделяй и властвуй» видимо имел глубокое влияние в Монголии. Наследием империи Ляо стало появление на тер-рии Монголии многих искусственных составных племен созданных для военных нужд. Действительно, главы племен в до-чингизидскую эпоху имели военные или около-военные титулы такие как сенгун, лингун, буйрук, беки, бахадур, jaut quri и др, говорящие не только о военном происхождении подвластных им племен, но и о том что они сами находились в подчинении вышестоящих структур.  Ко времени восхождения Чингисхана эти племенные организации наверняка стали отдельными княжествами различной величины. Как показала Susan Reynolds на примере средневековой Европы, первоначальные административные единцы в следующих поколениях часто становились княжествами с наследственным способом перехода власти.

                Таким образом мы видим что монгольские «племена» были искуственно созданными военными образованиями как во времена империи Цин, чингизидской империи так и во времена империи Ляо. С ослаблением центральной власти эти племена превращались в автономные или самостоятельные политические образования. Но с возникновением новых империй они вновь трансформировались в квази-политические категории, тогда как население этих племен вновь делилось и переформатировалось в новые подразделения новой империи. До прихода к власти Чингисхана, уже назревала идея о необходимости объединения этих разрозненных единиц. Наибольшими правами и действующим верховным правителем монгольских племен и княжеств был предводитель кереитского племени Онг-хан Тогрил, свергнув которого Темуджин сам стал верховным ханом над всеми племенами.

  

Респект, ув Артад! Очень приятно читать, Аюка и др калмыцкие ханы были именно кереитами. Если в Джунгарии были - Чоросы, в Кек - нуре у хошеутов - Хасариды, у нас именно - Керяды :asker13mt:

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15.05.2020 в 14:59, Динара сказал:

По теме кереев хотелось бы отметить что кроме Ашымайлы и Абак кереев есть потомки основателя Сибирского хана Тайбуги хана которые именуются Тұрғақ кереи. Тұрғақ кереи проживают на территории Акмолинской области. Если учесть что Тайбуга хан вел свой род от Ван хана Тұғырыла то тогда с уверенностью подтверждается что современные кереи произошли от кереитов.

Очень интересно, а окончание - Т , у них куда делось? То есть - Тургак  - Турхагуд ( Торгоут)  во мн числе? Дневная стража, гвардия? 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 часов назад, artad сказал:

https://www.researchgate.net/publication/305693051_Political_Order_in_Pre-Modern_Eurasia_Imperial_Incorporation_and_the_Hereditary_Divisional_System

Статья Lhamsurena Munkh-Еrdene (профессора Нац Универа Монголии) об общественно-полит структуре Монголии во времена трех империй (Цин, Чингизидов и Ляо). 

Статья на английском, кто понимает может сам прочитать. Я только приблизительно перевел интересные части о роли кереитов до чингисхана и о принципе формирования монгольских племен. 

Внутренняя Азия в до-чингизидский период: влияние Ляо и гегемония Цзубу-Кереитов

                Этнографическая ситуация во внутренней азии в дочингизидский период вероятно была еще более гетерогенной чем в до-цинский период. Однако, общественно - политическая структура в до-чингизидский и до-цинский периоды отличалась не сильно. Оба периода схожи в том, что тумены и отоги на которые делилось общество были иерархически организованными политико-административными делениями. Такое деление общества было распространено по всей тер-ии Монголии, которая представляла из себя регион с отсутствием централизованной власти, но в котором одна из политических сил достигла наибольшего влияния. Кереиты были гегемонами этой области, а найманы, меркиты, татары, монголы, ойраты и т.д. были частями (возможно автономными) этой единой системы. Идея единого улуса (государства) схожая с идеей Чингизидского гос-ва 1206 года уже существовала на тер-ии Монголии и на самом деле Чингисхан построил свое гос-во на основе Кереитского улуса. Многие ученые отмечают центральную роль кереитов в дочингизовской Монголии. Paul Rachnevsky даже утверждает, что Темужин воссел именно на кереитский трон сперва уничтожив кереитскую империю.

                Согласно ССМ в 1201 году на берегу реки Эргуне правители почти всех крупных объединений монгольского плато избрали Джамуху в качестве всеобщего хана (гур-хана).  Найманский Буйрук-хан, ойратский Кудука-беки, татарский Жали-бука, Куту-сын Тогтоабека от меркитов и тайджиутский Таргутай-Кирилтуг и другие представители знати учавствовали в выборах. Став верховным ханом, Джамуха сразу же объявил войну Онг-хану и Темужину и приказал подчинить их его власти. Однако его кампания и правление были обречены.  Он не только проиграл войну, но его войска оказались разрозненными, что и привело к концу его правления. Хотя затея с избранием всеобщего хана изначально провалилась, это событие указывает на важную политическую идею уже существовавшую в аристокритических кругах того времени. Единый улус «народа войлочных юрт» уже был готов образоваться и многие силы учавствовашие в избрании Джамухи готовы были стать частью этого улуса. Онг-хан и Темуджин разделяли эту идею, но не были согласны с кандидатурой Джамухи. Вместо него по их мнению легитимным верховным ханом должен был стать Онг-хан.

                И действительно, ни один из правителей того времени не обладал более высоким титулом чем Онг хан (Wang Khan), а преемником Онг-хана должен был быть Нилха – Сангум. Сангум означает крон принц на киданьском языке. Титулы Wang (король) и jaut quri (центурион), данные Цзиньской династией Тогрилу и Темуджину соответсвенно, указывают на их статус относительно друг друга в иерархии того времени. Впоследствии, во времена когда уже Темуджин сражался за престол Онг хана, высказывание найманского Таянг Хана: «Как могут быть два хана на земле?», адресованое Темуджину также косвенно указывает на существование титула верховного хана (Wang Khan). Все это свидетельствует о том, что Онг хан был не просто племенным вождем, а законным верховным ханом всех племен. По данным Алтан Тобчи, кроме Джамухи, Темуджина, Теб-Тенгери и Касара, на трон Онг-хана также претендовали Саха Беки и Алаг-Удур из меркитов. Но ни один из источников не указывает на Онг  хана в качестве претендента, что говорит о том что Онг хан de jure уже являлся верховным правителем всей Монголии, а остальные персонажи боролись с ним за его же трон. Также Алтан Тобчи не упоминает Нилха-Сенгума (сын Онг хана) в качестве претендента, но сообщает о том как Нилха-сенгум сказал Темуджину: «Мы сразимся, и тот кто победит станет ханом». Безусловно, Нилха-сенгун не был обычным претендентом на трон, а являлся его законным наследником. Если бы Онг хан и его сын Нилха-сенгун не были бы уже действуюшими верховным ханом и, соответсвенно, наследником, то обязательно были бы включены в список претендентов. Таким образом Кереитский трон Онг хана был заветной целью всех этих претендентов.

                Известно также, что предок Онг-хана (прапрадед или прадед) был одним из первых верховных правителей автономной области империи Ляо - известной как Цзубу. Согласно РАД, прадед Онг-хана Маркуз Буйрук Хан, правитель кереитов, был схвачен Наур Буйрук ханом татарским (вассалом киданьских и джурдженских монархов) и послан джурдженям где был убит пригвозденным к деревянному ослу. Вместе с тем, согласно Ляо-ши, в 1089 году империя Ляо назначила Мо-ку-су, верховным правителем всех племен цзубу, так как цзубу являлось областью подконтрольной Ляо. В 1093 г Мо-ку-су восстал против Ляо нанеся существенный урон Ляо, однако, был пойман в 1100 г и разрублен на куски на площади. Этот Мо-ку-су никто иной как Маркус Буйрук хан преданный татарским ханом. Таким образом, гегемония Кереитского улуса над остальными улусами установилась уже к концу 11 века (возможно даже раньше завоевания Монголии киданями) и титул Онг хана по ССМ был тем самым древним титулом великого или верховного хана над всеми племенами. Действительно, чингизидское гос-во было построено на основе Кереитского гос-ва. Согласно ССМ, Чингиз хан сам признавал это говоря что он «по воле вечного неба достиг могучего трона сместив с него кереитов».  Многие институты правления были заимствованы Чингисханом у кереитов. Например, он заимствовал у них десятичную систему организации общества и армии, а также такие должности как cherbi, kesikten, состоящих из kebteul и turqaut, а также авангард из 1000 baatut. Тургауты и баатуты были чисто кереитскими институтами.

                В свою очередь кереитам десятичная система досталась от киданей. Империя Ляо на протяжении 2 веков напрямую владела восточными частями Монголии и жестко контролировала оставшуюся западную часть (цзубу). Начиная с 1004 года на тер-рии Монголии функционировали киданьские гарнизоны такие как  Zhenzhou, Hedong и Kedun в которых постоянно набиралось до 20 000 войск из местного населения. Население восточной Монголии во время господства Ляо, было разделено на «племена». Племена возглавлялись киданьским сенгумом, его помощником лингу и др служащими. Однако эти так называемые племена были искусственными образованиями. Согласно Karl Wittfogel, руководство Ляо буквально заново создавали новые «племена», разделяя существующие крупные племена на мелкие группы, упраздняя племенную верхушку и перемешивая различные группы и даже отдельных людей в новые группы и племена. Более того, правители Ляо смешивали племена киданьского и некиданьского происхождения. 7 из 18 племен Tai-tsu были полностью новообразованными племенами, для обозначения которых  Wittfogel даже вводит новый термин - «синтетические племена».

                Цзубу, силами которого империя Ляо расширялась на запад, была также подконтрольной областью. Верховный хан над племенами цзубу утверждался императором Ляо. Очевидно, что даже могущественные цзубу оказались под влиянием принципа Ляо «разделяй и властвуй». После 20 лет войны с цзубу начавшейся в 983 году, империя Ляо наконец одержала победу в 1003 году и разделило население цзубу на несколько дивизий, каждая из которых находилась под руководстовм киданьского правителя. Силами таких новых синтетических племен Ляо смогло победить Маркуза. Даже Елюй Даши – основатель кара-китаев, основой своей армии сделал киданьский гарнизон Hedong и организовал свою армию по такому же принципу как и кидани, разделив и перемешав своих подопечных. Интересно, что ученые смогли идентифицировать только несколько из 18 племен подвластных Елюй Даши. Вероятно, что остальные его племена были также синтетическими племенами, а не естественными образованиями основанными на родстве. Таким образом, принцип империи Ляо «разделяй и властвуй» видимо имел глубокое влияние в Монголии. Наследием империи Ляо стало появление на тер-рии Монголии многих искусственных составных племен созданных для военных нужд. Действительно, главы племен в до-чингизидскую эпоху имели военные или около-военные титулы такие как сенгун, лингун, буйрук, беки, бахадур, jaut quri и др, говорящие не только о военном происхождении подвластных им племен, но и о том что они сами находились в подчинении вышестоящих структур.  Ко времени восхождения Чингисхана эти племенные организации наверняка стали отдельными княжествами различной величины. Как показала Susan Reynolds на примере средневековой Европы, первоначальные административные единцы в следующих поколениях часто становились княжествами с наследственным способом перехода власти.

                Таким образом мы видим что монгольские «племена» были искуственно созданными военными образованиями как во времена империи Цин, чингизидской империи так и во времена империи Ляо. С ослаблением центральной власти эти племена превращались в автономные или самостоятельные политические образования. Но с возникновением новых империй они вновь трансформировались в квази-политические категории, тогда как население этих племен вновь делилось и переформатировалось в новые подразделения новой империи. До прихода к власти Чингисхана, уже назревала идея о необходимости объединения этих разрозненных единиц. Наибольшими правами и действующим верховным правителем монгольских племен и княжеств был предводитель кереитского племени Онг-хан Тогрил, свергнув которого Темуджин сам стал верховным ханом над всеми племенами.

  

А до киданей десятиричная система войск была у жужаней, и еще раньше у хунну.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 часов назад, mechenosec сказал:

Очень приятно читать, Аюка и др калмыцкие ханы были именно кереитами. 

 

Бред сивой кобылы.

1) Аюке не легитимный хан, потому что начиная с 1206 года ханство исключительная прерогатива линии чингизидов.

2) Аюке не керейт, а торгаут.

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...