Перейти к содержанию
Гость Qasqyr

Кереит - Керейт - Хэрэйд - Керей - Гирей

Рекомендуемые сообщения

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.)

 

Кераиты — одно из среднеазиатских племен, по мнению большинства ученых — монгольского, по мнению некоторых — турецкого происхождения. Различны и мнения о месте жительства их во времена, предшествовавшие монгольскому владычеству; одни ищут его в пограничных округах Ордоса и в соседстве с Куку-хото, другие — в долине Орхона и Селенги. В правление Цзиньской династии в Китае (1125-1234) Кераиты распространили свое владычество над всей Восточной Монголией. Их история начинается с Мергуз-Буюрук-хана, жившего в начале XII в. Он был взят в плен Наур-Буюрук-ханом и отослан к Цзиньскому двору, где его казнили, пригвоздив к деревянной лошади. Мергуз оставил двух сыновей, между которыми поделились кераитские роды. Один из внуков Мергуза, Тогрул, получил, по словам Рашид-эддина, титул Ван-хана; по мнению группы ученых, имя Ван-хана было искажено западными писателями в Иоанна, откуда произошел Иоанн пресвитер (см.). Сначала союзник Чингисхана, Тогрул поссорился с ним, потерпел поражение, бежал к найманам и погиб во время скитаний. Кераиты подпали под власть Чингиса, и самостоятельное существование их с этих пор прекращается. Может быть, остатком их нужно считать нынешний киргизский род Киреев. Возможно, что среди Кераиты нашли себе последователей несторианские миссионеры, бродившие тогда по всей Средней Азии; но усвоение владычеству Кераиты тех черт, которыми украшает легенда царство Иоанна пресвитера, не заслуживает никакого доверия. Ср. Howorth, "History of the Mongols"; D'Ohsson, "Histoire des Mongols ".

Д. П.

 

Henry H. Howorth "History of the Mongols" Part I "The Mongols Proper and the Kalmuks", London, Longman, Green and Co, 1876

p.22
The Keraits - In regard of the Keraits I hold very heretical views. They have been almost, if not quite, universally treated as Mongols. I believe, on the contrary, that they were Turks, and have given reasons at some length in the notes at the end of this volume...
Перевод
с.22
Кереиты - Относительно кереитов я придерживаюсь очень еретических взглядов. Они почти всегда, если не всегда, всеми считались монголами. Я же считаю в противоположность этому, что они были тюрками, и даю мои некоторые соображения в заметках в конце этого тома...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.)

 

Кераиты — одно из среднеазиатских племен, по мнению большинства ученых — монгольского, по мнению некоторых — турецкого происхождения. Различны и мнения о месте жительства их во времена, предшествовавшие монгольскому владычеству; одни ищут его в пограничных округах Ордоса и в соседстве с Куку-хото, другие — в долине Орхона и Селенги. В правление Цзиньской династии в Китае (1125-1234) Кераиты распространили свое владычество над всей Восточной Монголией. Их история начинается с Мергуз-Буюрук-хана, жившего в начале XII в. Он был взят в плен Наур-Буюрук-ханом и отослан к Цзиньскому двору, где его казнили, пригвоздив к деревянной лошади. Мергуз оставил двух сыновей, между которыми поделились кераитские роды. Один из внуков Мергуза, Тогрул, получил, по словам Рашид-эддина, титул Ван-хана; по мнению группы ученых, имя Ван-хана было искажено западными писателями в Иоанна, откуда произошел Иоанн пресвитер (см.). Сначала союзник Чингисхана, Тогрул поссорился с ним, потерпел поражение, бежал к найманам и погиб во время скитаний. Кераиты подпали под власть Чингиса, и самостоятельное существование их с этих пор прекращается. Может быть, остатком их нужно считать нынешний киргизский род Киреев. Возможно, что среди Кераиты нашли себе последователей несторианские миссионеры, бродившие тогда по всей Средней Азии; но усвоение владычеству Кераиты тех черт, которыми украшает легенда царство Иоанна пресвитера, не заслуживает никакого доверия. Ср. Howorth, "History of the Mongols"; D'Ohsson, "Histoire des Mongols ".

Д. П.

 

Henry H. Howorth "History of the Mongols" Part I "The Mongols Proper and the Kalmuks", London, Longman, Green and Co, 1876

p.22

The Keraits - In regard of the Keraits I hold very heretical views. They have been almost, if not quite, universally treated as Mongols. I believe, on the contrary, that they were Turks, and have given reasons at some length in the notes at the end of this volume...

Перевод

с.22

Кереиты - Относительно кереитов я придерживаюсь очень еретических взглядов. Они почти всегда, если не всегда, всеми считались монголами. Я же считаю в противоположность этому, что они были тюрками, и даю мои некоторые соображения в заметках в конце этого тома...

 

 

 

 

Хэрэйд
[засварлах | edit source]
Чөлөөт нэвтэрхий толь — Википедиагаас
 
 
220px-Mongol_Empire_c.1207.png
 
Монголын түүх 100px-State_emblem_of_Mongolia.svg.png
Балар эртний үе[нээх]
Эрт үе[нээх]
Дундад зуун[нээх]
Орчин үе[нээх]
  Түүх*Монгол үндэстэн*Панмонголизм Ү · Х · З

Хэрэйд маш эртний аймаг бөгөөд Хүннү улсын үе нэгэн хүчирхэг аймаг байсан байна. Хүннү болон Сянби хоёрын дундаас үүссэн гэдэг бөгөөд тэдний шүтлэг нь Хэрээ байсан бөгөөд хожим нь омог отгын нэр болон өөрчилөгдсөн байна. НТӨ III зууны үед Хэлүнь гэдэг аймаг байсан хожмын хэрэйдын өвөг болсон гэж үздэг. Хожим нь XII зууны үед нэлээд хуваагдмал байдалтай байсан байна. Нэг хэсэг нь Хэрэйдийн ханлиг улсад, үлдсэн нь Язгуурын Монгол аймгийн бүрдэхүүнд, нөгөө хэсэг нь Зүрчин болон Кидан улсын харьяaнд орж байсан байна. Хэрэйдийн ханлиг нь ОрхонХэрлэн голуудын хооронд, Найманы зүүн талд нутаглаж байсан бөгөөд ханы орд өргөө нь Туул голын эрэг дээр голлон нутаглаж байсан гэдэг. Хэрэйдийн ханлиг унасны дараа нилээд хэсэг нь баруун зүгт зүүн, баруун Казахстаны нутаг хүртэл нүүж казахын бага, дунд ордод орсон бололтой. Харин үлдсэн хэсэг нь торгууд ястныг бүрэлдүүлжээ.

 

Керейт монгольское племя.Казахские керей не имеют никакого отношения к керейтам..

 

https://mn.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%8D%D1%80%D1%8D%D0%B9%D0%B4

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Главный отличительный признак означенного племени - тенгрианское верование, называемое также как несторианство, а их священным символом/гербом/сүлде демдээ был крест, точнее - тенгрианский крест. "Крест", полагаю, это и являлось названием этого племени, по название этого племени появилось слово "крест".

 

Гильом де РУБРУК. 
(один из приближённых Сартака заявил Гильому): "Не говорите, что наш господин [Сартак, сын Батыя] - христианин, он не христианин, а моал", так как название "христианство" представляется им названием какого-то народа...
 
ИЗ ПИСЬМА ГУЮКА К ПАПЕ РИМСКОМУ:
"И еще. Вы послали мне такие слова: "Вы взяли всю область Majar (Венгров) и Kiristan (христиан)"
 
До сих пор в Повольже живет "кэрэшэн татарлары" (по-русски: кряшены, или крещенные татары), исповедующий христианство в окружении мусульман татар и др.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тос-кириш/кириш-тос/кириш - кэреш - керей - кереит - хэрээд - изначально единое племя с тенгрианским мировоззрением, расселившееся от Монголии на востоке и Поволжья и Ближнего Востока на западе, из которого со временем образовались разные народы с разными языками и религиями.

Тос-кириш - тувинское племя, ныне - сөөк среди сенгельских тувинцев.

Кэреш или кэрешен татарлары - тюркоязычный народ Поволжья, христиане

Керей - казахское племя, тамга в виде креста

Кереит - средневековое племя на территории нынешней Монголии, несториане (точнее - тенгрианцы)

Хэрээд - монгольский субэтнос.

 

при изменении окончания "ш" на "с" получается:

керес > крест

кирис > киристан, Kiristan (страна кирисов)

 

 

"керес-меренсы" — меря высокого правобережья Волги

Их слияние с родственными группами гунно-кересов усилил тюркский компонент населения Волго-Камья...

Башкирские племена, среди которых были кереи и кара-кереи, вполне возможно сформировавшиеся в результате тесных контактов с гунно-кересами...

родоплеменные группы керес-буртасов (гунно-балтов) ..

через эти земли еще в V-VI в. проходили с запада на восток гуннские племена (угро-тюрки, кересы) и балты...

массового переселения мерян-кересов...


 

Диас Валеев. Чужие среди своих...// Восточный экспресс", 2002, № 4, 1-7 февраля. 

В статье отмечал: "Гораздо острее, чем раньше, стал я воспринимать нужды и боль татар-кряшен, также депортированных куда-то на обочину национальной жизни" 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кряшены или крещеные татары (самоназвание - керэшен) - этноконфессиональная общность в составе волго-уральских татар, расселенная компактными группами преимущественно на территории Татарстана, а также в Удмуртии, Башкортостане, Чувашии и Челябинской области (нагайбаки). http://www.missiakryashen.ru/about/udmurtiya

 

КРЯШЕНЫ, крещёные татары, керэшен (самоназвание), этноконфессиональная группа (общность) в составе татар Волго-Уральского региона, http://www.travel-journal.ru/ethno/38/822/

 

Кряшены (самоназвание — керэшен) и нагайбаки (нагайбэклэр) живут в основном вТатарстане, а также в Башкирии, Удмуртии и Челябинской обл.  http://xn----ptblgjed.xn--p1ai/node/1178

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть интересное упоминание 14 в.н.э у венгерских(?) путешественников, которые встретили в землях башкирдов татар несторианского толка.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Таких историй можно напридумывать кучу, тем более в ютубе. :)

слепо верить всему подряд конечно нельзя, 

другое дело - конкретные сведения, которые приводятся в источнике, - их можно проверить при желании, анализировать и делать определенные выводы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Предпочитаю не обращать внимание на такие самодельные истории, т.к. среди них большой % фричества. Для меня гораздо интересней посмотреть научную лекцию.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это его тема: равносторонний крест, Тенгри, кипчаки и т.д.

а про историю народа Керэшен он что-нибудь писал?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я не думаю, что монгольская ворона тут причём, хотя естественно с уважением отношусь к любому мнению...)

Что тут у киреев интересно для меня? Я уже тут один раз отписывался в свободном стиле...))

Интересно то, что у киреев есть абак-кереи. А Абак, Ab-Bau2 по моим прикидам и моим знаниям шумерских текстов есть сын шумерских божеств Nin-gˆir2-su  и Ба u2(мать). 

Имя отца это чисто аналитическая запись, где первый фрагмент nin означает 'lord'.

Третий фрагмент это аффиксальная форма, передающая имя деятеля.

Например, massu[LEADER] с записью MAŞ.SU, имеющее тюркское соответствие BAŞÇI, BAŞÇU.

Какие же приписываемые значения имеет центральный компонент:

 

ñíri, ñír: n., knife, dagger, sword; thorn; scorpion; lightning flash; road; expedition, trip ([GIR2 archaic frequency: 114].
v., to stab; to fulgurate, lighten, flash.
 
нож, кинжал, меч, шип, колючка, скорпион, вспышка молнии, дорога, экспедиция, путешествие.
 
Учитывая имя деятеля su-çu наиболее привлекательное и верное значение есть "дорога". 
 
 

gˆir2-su в азери-тюркских тонах гирчу-йирчу. По смыслу сходное с йолчу- путешественник, путник, странник.

 

Вот она база gir, в глухой форме это kir- это уже центральноазиатские тона.

 

А почему крест есть тамга у керейев?

 

Да потому что дороги это всегда перекрестье! Дороги всегда пересекаются!

Центральный вопрос- куда пойти налево, направо или прямо!

 

P.S. У меня у самого был близкий родственник, Герайбеков, которого я, увы, никогда не видел... 

Поэтому моя шумерская теория посвящаются керейям всего мира!)))  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ашраф, по всем принятым понятиям язык Азери является иранским, и к тюркскому Азербайджанскому отношения не имеет, за исключением смены иранского Азери на тюркский Азербайджанский в результате отуречивания местного населения. 

Вам ли это не знать? 

А вы пишете: "азери-тюркские"... 

Тогда Аккадский можно смело назвать шумеро-идиш, если на то пошло.  :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Кереи́ты (другие названия — хэрээд, кэрээд, керәд, кэриет, кэрэит, кераит, хэрэйд, керейт, гирей, keried, kereid) — союз монголоязычных племён, обитавших в Забайкалье и Монголии в X—XIII веках[1]. Имели свою письменность, государство и законы. Граничили на северо-западе с ойратами, на севере — с меркитами и баятами, на востоке — схамаг-монголамитайчиутамибарласамиборджигинамитатарами, на западе — с найманами, на юге — с тангутами.

 

 

Этимология этнонима[править | править вики-текст]

Этноним кереит представляет собой древнее тотемное имя с монгольским корнем хэрээ, передаваемое по-русски каккерекэрэхэрэ и означающее «во́рон», и -ид, уд, д — суффикс мн. числа. Имеется и ряд других версий происхождения этнонима, впрочем, малоубедительных[1].

История[править | править вики-текст]

До разгрома монголами Чингисхана и вхождения в состав его народа-войска кереиты представляли собой союз нескольких племенных групп. По всей видимости, как и многие союзы того времени, это объединение состояло из монголо- и тюркоязычных племён, не исключены и иные в лингвистическом плане члены союза. Кереиты приняли участие в этногенезе ряда современных монгольских и тюркских народов[1].

Вопрос о происхождении кереитов остаётся открытым. По всей видимости, кереитский союз выделился из группы кочевых племён, известной в киданьских летописях под наименованием «цзубу», которая по мнению С. К. Хойта являлась одной из ветвей шивэй, наряду с самими киданями и одноимённой дальневосточной ветвью шивэй[1].

По Рашиду ад-Дину, в XIII веке кереиты представляли собой «род монголов; их обиталище есть [по рекам] Онону и Кэрулэну, земля монголов»[2]«Сокровенное сказание» указывает, что ставка кереитского хана Тогорила находилась в Тёмном Бору на реке Толе.

По версии Г. О. Авляева,[3] кереиты выделились во второй половине IX века из среды отуз-татар или шивэй. Г. О. Авляев делает приблизительную реконструкцию состава кереитского союза семи племён: монгольские элементы — собственно кереиты (занимали лидирующее положение), хиркун(?), альмад или албат, дунгхоит; тюрко-уйгурские — джиркин(?), сакаит; самодийские — тумат[3]. Однако, он не объясняет на чём именно основан такой лингвистический состав кереитского союза[1].

Как сообщает арабский историк Абу-ль-Фарадж бин Харун, кереитский хан обратился в 1007 году к несторианскому митрополиту в городе Мерве с просьбой принять его в христианскую веру вместе с народом. Хан при крещении получил имя Маргуз (Мэргус, Мархус, Маркус, Марк). Всего было крещено около 200 тысяч человек. С учётом детей и стариков численность кереитов в начале XI века можно примерно определить в 400 тысяч[4]. Авляев приводит гораздо большую цифру [1].

В XII веке Кереитское ханство играло большую роль в Великой Степи, вело войны с утвердившейся в Северном Китае чжурчженьской династией Цзинь. Кереитского хана Маргуза, носившего титул Буюрук-хана, взяли в плен татары и отослали к Цзиньскому двору, где Маргуза казнили, пригвоздив к «деревянному ослу». Маргуз оставил двух сыновей, между которыми поделились кереитские роды.

Один из внуков Маргуза, Тоорил (Тогорил), получил титул Ван-хана. Вначале союзник Чингисхана, Ван-хан впоследствии поссорился с ним, потерпел поражение и бежал к найманам, где погиб. Кереиты подпали под власть Чингисхана и с тех пор самостоятельное их существование прекращается.

Часть кереитов, бежавшая от монголов, вошла впоследствии в состав некоторых тюркских народов, в частности, казахов. Присоединившиеся к Чингисхану, вошли в состав современных монгольских народов. При этом некоторые кереитские принцессы стали жёнами монгольских ханов, кроме того правящие династии некоторых монгольских этносов (например, торгутов) напрямую возводятся к Ван-хану или его ближайшим родственникам [1].

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...