Перейти к содержанию
Гость Qasqyr

Кереит - Керейт - Хэрэйд - Керей - Гирей

Рекомендуемые сообщения

 

Несомненно речь идёт о тотеме вороне, монгольский этноним "кереит" непереводим с тюркских языков. Поскольку на тюркских языках значение слова "ворон" звучит как "карга" и этноним "карга" известен в этническом составе ряда тюркоязычных этносов - башкир, казахов, хакасов и т.д. В прошлом среди башкир даже отмечался особый праздник (обряд) карга-туй, т.е. праздник ворона. Отсюда следует, что монгольский и ойрат-калмыцкий этноним кереит и тюркский этноним карга являются терминами различного происхождения, одинаково отмеченные в этническом составе монгольских и тюркских этносов как самоназвания определенных родоплеменных групп. Их нельзя отождествлять друг с другом. Учитывая, что этноним кереит легко объясняется с монгольских языков и непереводим с тюркских, следует признать ошибочными мнения тех исследователей, которые считают кереитов тюрками по происхождению. Например, мнение средневекового автора, хивинского хана Абул-Гази о том, что слово "кераит" (надо "кереит") якобы в переводе значит "черный баран" (?) и имеет тюркское происхождение, в корне ошибочно. Автор здесь лишь по звучанию отождествляет тюркский парный термин "кара-ит", что в переводе с тюркского означает "черная собака" (а не "баран"), с монгольским этнонимом кереит. Однако некоторые тюркологи продолжают придерживаться мнения Абул-Гази без учета данных монгольских и ойрат-калмыцких источников.

 

 По ходу он везде ищет созвучия с монгольской лексикой. Да и разве созвучны письменное "керейт" и монгольское "хон хэрээ" (ворон)? Натяжка, не более. А если исходить, что керейты в 12-13 веках обитали на Черном Иртыше и были тюркоязычны, то вообще вороны и монгольская этимология ни причем. 

 

Этноним племени Керейт-Керей никак не связан с баранами, собаками или воронами, и даже с черным цветом, а происходит вероятнее всего из племенной тамги и несторианства. 

 

Уж кто бы говорил ув.АКБ про активные поиски созвучий. В данном случае никакого созвучия в словах "хэрээ" монг. и керә калм. с кереит (мн.ч.) нет. Монгольский этноним "кереит" непереводим с тюркских языков, и Вы это подтверждаете сами говоря о том, что: "Этноним племени Керейт-Керей никак не связан с баранами, собаками или воронами, и даже с черным цветом, а происходит вероятнее всего из племенной тамги и несторианства". 

Вы не способны в 21 веке объяснить с тюрк.точки зрения этноним кереит.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уж кто бы говорил ув.АКБ про активные поиски созвучий. В данном случае никакого созвучия в словах "хэрээ" монг. и керә калм. с кереит (мн.ч.) нет. Монгольский этноним "кереит" непереводим с тюркских языков, и Вы это подтверждаете сами говоря о том, что: "Этноним племени Керейт-Керей никак не связан с баранами, собаками или воронами, и даже с черным цветом, а происходит вероятнее всего из племенной тамги и несторианства". 

Вы не способны в 21 веке объяснить с тюрк.точки зрения этноним кереит.

 

Бред! Читайте тему с начала, к каждому аргументу даны ссылки и объяснения. Этноним прозрачно и просто этимологизируется с тюркских языков. А большинство ученых даже не сомневаются, что: 1) керейты это кереи 2) и керейты это тюрки.  

 

(спам Peacemaker'a скрыт, здесь не место огульным заявлениям и оценкам) 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Уж кто бы говорил ув.АКБ про активные поиски созвучий. В данном случае никакого созвучия в словах "хэрээ" монг. и керә калм. с кереит (мн.ч.) нет. Монгольский этноним "кереит" непереводим с тюркских языков, и Вы это подтверждаете сами говоря о том, что: "Этноним племени Керейт-Керей никак не связан с баранами, собаками или воронами, и даже с черным цветом, а происходит вероятнее всего из племенной тамги и несторианства". 

Вы не способны в 21 веке объяснить с тюрк.точки зрения этноним кереит.

 

Бред! Читайте тему с начала, к каждому аргументу даны ссылки и объяснения. Этноним прозрачно и просто этимологизируется с тюркских языков. А большинство ученых даже не сомневаются, что: 1) керейты это кереи 2) и керейты это тюрки.  

 

(спам Peacemaker'a скрыт, здесь не место огульным заявлениям и оценкам) 

 

Ну про "большинство" учёных это громко сказано. Что касается этнонима кереит, то как же он по вашему "прозрачно и просто этимологизируется с тюркских языков", если Вы сами пишите:"Этноним племени Керейт происходит вероятнее всего из племенной тамги и несторианства". То есть вероятнее всего он никак не переводится.

  • Не согласен! 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Читайте тему с самого начала. 

  • Не согласен! 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Джувейни в «Истории покорителя мира» пишет, что после смерти Тугрулхана (Онхана) улус керейтов первоначально откочевал в район Бешбалыка. Пастбища же их достигали до местности Кушар.

 

Моя версия живет! Кереиты не на территории современной восточной Монголии, а на территории средневековой Монголии - Мунгулистана! 

Это регион на западной стороне Алтая! ;) 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В книге Верховного шамана Республика Тыва Адыг-Түлүш Кара-оол Допчуң-оол оглу (2014, на тув.языке) пишется о том, что есть тувинское племя "Тос-Кириш", которое произносилось также "Кириш-Тос". Они исповедовали Тенгрианство. Их священным знаком был крест, как и у других тюркских племен. Знак креста изображен на всех тюркских дымоходах юрт. Дымоход юрты в виде креста - символ связи с Небом, Солнцем, Луной, Звездами. Тот самых человек из племени Кириш-Тос, которое переселилось в западные страны - Христос. Т.е. Христос это название племени (сейчас это являлось бы фамилией).

 

Имхо. Кириш = кэрэшен (поволжские татары, до сих пор исповедующие христианство) = кереит (монголизированное окончание)

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В "кереит" возможно и не монгольское, а тюркское окончание - см. выдержку из поста АКБ в этой же ветке:

 

Тяга к «Т», ... Я заметил, что эта особенность свойственна языку племен восточной части Казахской степи или племенам – потомкам так называемых татарских племен восточной части степи (Могулистана или Мунгулистана) – найманов, керейтов, меркитов, онгутов, джалаиров, конгиратов и других.

 

Отсюда версия, что этнонимы ряда письменных источников, оканчивающиеся на «Т» (тюркюТ - тюркю, керейТ - керей, меркиТ - ?, онгуТ - онгу, конгыраТ – конгырай?, дулаТ - дулу, урянхаТ – урянхай, мянгаТ - мянга? и другие), связаны именно с данной фонетической особенностью:

 

В таком случае, данные этнонимы могли иметь в истории 2 параллельные формы, в качестве имени прилагательного и в качестве имени существительногон, например:

 

Прилагательное (как в случае с этнонимом русский/русская) – КерейТТі (в общетюркской фонетике КерейЛі или по-русски «Керейные» (кстати у казахов имеется род Керейлі).

 

Существительное – Керей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

-д -т - стопроцентно монгольское окончание

 

 и корень тоже..

и я могу сказать: "-д -т - стопроцентно тюркское окончание
 
 и корень тоже.."
 
И что это меняет?
АКБ приводит доводы, у Вас же - голословно.
  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сам по себе интересен феномен т.н. несторианства у кереитов (и другие фонетические вариации этнонима). Христианские миссионеры-шпионы Карпини и Рубрук считали кереитов или язычниками (Карпини), либо впервые открывали для себя, что они ветвь христиан (Рубрук). Короче: тенгрианство = несторианство > христианство

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А тамга у них какая?

Уточню вопрос: интересно, есть ли среди их (кереитов и других несторианцев) тамг тамга-крест.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Провокации Zet'a и вынужденные комментарии Турана с Tynych'ем скрыты как не относящиеся к теме и нарушающие правила форума.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

А тамга у них какая?

 

Уточню вопрос: интересно, есть ли среди их (кереитов и других несторианцев) тамг тамга-крест.

 

Вы спрашиваете про средневековых керейтов или про их современных потомков?

 

Если про потомков, то у нас кереев, а также у наших древних союзников и родичей меркитов, тамга равносторонний крест +

Такая же тамга у казахских уак-кереев и киятов. А также у крымских киреев и киятов.

 

Я уже приводил выше доводы, что на казахском языке "кере" (с ударением на второй слог) означает фигурку "равносторонний крест". Соответственно, прилагательное от этого существительного будет "керейтті" или "крестовые", "с крестовой тамгой". B таком случае "т" или "ті" в конце слова это не окончание множественного числа, а аффикс имени прилагательного.

 

И пока в качестве гипотезы:

 

Предполагаю, что от этого же корня "кере" - "равносторонний крест" происходят и другие лексемы, например:

 

тюркское понятие "кереге" - "решетчатый деревянный каркас юрты", который в принципе фигурально и состоит из равносторонних крестов.

монгольское понятие "гер" - "юрта", см: выше.

тюркское "керме" - "рыболовная сеть", см: выше.

+ ?

тюркское "кере" - "последняя еда человека перед смертью"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересные сведения, но наверное недостаточные. Связь семантическая с русским "крест" прямая.

Крест это пересечение двух линий. Это человеческий символ. Отсюда пересечение Мужчины и Женщины.

Мужчина это Вертикаль, а Женщина это Горизонталь. Отсюда Крест это Символ Рождения.

Чисто интуитивно КЕРЕ скорее всего передаёт ki-структуру Kİ+ERE, который(ki) следует(ere-).

Рождение это форма бесконечности человеческого рода.

С другой стороны, 1) ki[PLACE] в Шумере имеет значения:

1. place 2. ground, earth, land 3. underworld 4. land,country 5. lower, down below

2)ere[GO] имеет значения: to go

Отсюда переход к тюркскому глаголу и формам yöre-, yörə-, yörü-, yeri-, yəri-

Отсюда крест как символ вечного движения.

Если мы наклоним равносторонний крест, то он обопрётся на свои "ножки" и "пойдёт".

Это ребёнок, символ бессмертия и вечного движения.

А у средневековых керейтов какая была тамга?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Связь семантическая с русским "крест" прямая.

 

Это не только русское "krest", но и немецкое "kreuz", английское "cross" и т.д. Но мне кажется это очень-очень далеко по времени от рассматриваемого этнонима. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А у средневековых керейтов какая была тамга?

 

Судя по позднесредневековым данным и данным 18-19 веков, тамга средневековых керейтов, меркитов и киятов была такая же, в виде равностороннего креста. Это же касается, к примеру, ханской или султанской тамги "тарак" в виде трезубца, гребня.

 

Тамги никогда не меняются.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо!

Я уже писал тут, что у башкир есть этноним абак-керей.

Отсюда центральный вопрос, помнят ли современные керейи Абака?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ув. Ashraf, я предполагаю (это мое личное мнение), что этноним в полном виде звучит тоже как имя прилагательное "абакты" - "абактовые". Также как и "керейт(і)" и "ашамайлы" (тоже по тамге). Кстати казахи так и говорят - абакты керей.

 

"Абак" - это, имхо, ядро или большой груз, камень. Поэтому катапульту татары (мунгалы) называли "алп абак". А в казахском языке "абак" это нижняя часть рыболовной сети с грузилами. Аналогично и тюремное заключение или арест называли "абакты", т.е. вероятно "с привязаным грузом" на ногах. И это подтверждает тамга казахских абакты кереев - это прямоугольник из двух половинок.  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я почему спрашивал? Для меня это был всегда мучительный вопрос, на который я не находил вопроса.

Я интуитивно связывал Абака- прародителя магов (см. мою тему источник 2-го тысячелетия до нашей эры по истории Азербайджана) с первой частью этнонима Абак-керей. Маги это впоследствии одно из центральных племён мидийцев. В этом расшифрованном мной источнике есть сведения об их стране Магуэна.

Скифы, которые пришли из Центральной Азии сперва помогали мидийцам в их борьбе с Ассирией. Но, затем между ними произошла распря и они часть мидийских племён взяли с собой. Я думаю отсюда у башкиров появился этноним абак-керей. Но часть скифов возвратилась на родину. Не оттуда ли с Каспия эта тамга? Что интересно, известно, что мидийцев называли "мары". А этноним родственных Вам меркитов можно этимологизировать как mar, mer+kit, то есть ушедшие мары.

Змеерождённые мары. В Вашей стороне есть ли какие-то культы змей?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Связь семантическая с русским "крест" прямая.

Крест это пересечение двух линий. Это человеческий символ. Отсюда пересечение Мужчины и Женщины.

Мужчина это Вертикаль, а Женщина это Горизонталь. Отсюда Крест это Символ Рождения.

В тувинском этнониме кириш "ш", вероятно, - суффикс мн.числа, при "с" > "ш". Есть аналогичный тувинский этноним "түлүш" < түлүс ~ телес (считается, что Телецкое озеро на Горном Алтае на тувинском - Түлүш-Хөл).  Отсюда, с учетом интерпретации АКБ окончания "т", кирис > кирист - крист ~ крест.

Кряшены = кэрэшэн татарлары: кэрэст- крест.

 

Есть ссылка по "Крест - это Символ Рождения"?

 

Интересно, что тогда может означать символ тройного креста на дымоходе юрты, по-тувински - "мөгеже" (мөгейер - поклоняться), по-казахски - "шанырак", по-киргизки - ... Плоскость креста здесь  - горизонтальная, т.е. нет "вертикали" и "горизонтали".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати этноним кият можно этимологизировать на шумерско-тюркской почве.

КI.A передаёт отношение берег={земля, вода}. Эта запись значения "берег" на шумерском языке.

Береговая линия изрезана. Отсюда наше диалектальные qıya, giy в значении qaytan-кайма.

А вот тюркский "лингво-усечённый" берег в некоторых современных тюркских языках- qıy, giy 1. берег, край

2. обшивка, кайма.

Получается, что родственные Вам кияты это "береговики". Это явно с наших сторон.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Связь семантическая с русским "крест" прямая.

Крест это пересечение двух линий. Это человеческий символ. Отсюда пересечение Мужчины и Женщины.

Мужчина это Вертикаль, а Женщина это Горизонталь. Отсюда Крест это Символ Рождения.

В тувинском этнониме кириш "ш", вероятно, - суффикс мн.числа, при "с" > "ш". Есть аналогичный тувинский этноним "түлүш" < түлүс ~ телес (считается, что Телецкое озеро на Горном Алтае на тувинском - Түлүш-Хөл).  Отсюда, с учетом интерпретации АКБ окончания "т", кирис > кирист - крист ~ крест.

 

Есть ссылка по "Крест - это Символ Рождения"?

Интересно, что тогда может означать символ тройного креста на дымоходе юрты, по-тувински - "мөгеже" (мөгейер - поклоняться), по-казахски - "шанырак", по-киргизки - ... Плоскость креста здесь  - горизонтальная, т.е. нет вертикали и горизонтали.

Поищите здесь на форуме. По старой памяти тут что-то писали об этом. Ну а потом можно погуглить.

Насчёт тройного креста пока нет идей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...