Перейти к содержанию
Гость Qasqyr

Кереит - Керейт - Хэрэйд - Керей - Гирей

Рекомендуемые сообщения

scroll.jpg

 

scroll_khan.jpg

scroll_black_2.jpg

 

scroll_black.jpg

 

 

КЕРЕИ

О происхождении (этнического имени) "керей" существует несколько разноречивых мнений. Летописцы Ра-шид-ад-дин, Абулгази, Наджип Гасымбек утверждают, что керей означает "черный" ("кара").

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Так что Галдан-хан по отцу – чорос и потомок Хасара, наследник царей древних хунну, а по матери – торгоут, наследник кереитского Золотого рода Тогрула.

 

 

 

Джунгары в истории Казахстана 

Радик ТЕМИРГАЛИЕВ 

Одной из любимейших тем для казахских историков, поэтов, писателей, режиссеров всегда являлась тема казахско-джунгарских войн. Эпоха “актабан-шубырынды”, сейчас преподносится как нечто священное и по степени своей трагичности ставится в один ряд с коллективизацией 30-х годов ХХ века. В честь героев борьбы с джунгарами называются улицы и населенные пункты, устанавливаются памятники. Джунгары считаются главными врагами казахского народа и виновниками всех его бед и несчастий. 

 

Значит, керейты ,потомки Ванхана- это главные враги казахского народа?

 

 Интересно, что думает  казахи-кереи /... АКБ-назвавший себя потомком Ван-хана/ .  :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Рашид-ад-дин, которому нельзя отказать в объективности при освещении событий XIII века, прямо говорит о кереитах: "Они представляют собой род монголов; их обиталища есть по рекам Онону и Керулену, земля монголов".

Рашид-ад-дин. Сборник летописей, Т. I, кн. 1, с. 127

В другом месте "Сборника летописей" Рашид-ад-дин вновь отмечает: "Они (кереиты - автор) были славны многочисленным племенем, войсками и древними государями, имели сходство с монгольскими племенами, и их обычаи, нравы, наречия и словарный состав (лугат) - близки друг другу" .

Рашид-ад-дин. Сборник летописей, Т. I, кн. 2, с. 108

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По нашему мнению, ойрат-калмыцкий этноним кереит отражает собою былые тотемистические верования ойратов (предков калмыков) и монголов, связанные с древнейшим культом ворона как предка-тотема, родоначальника рода и племени с самоназванием кереит. В этническом составе ойратов и калмыков сохранилось много родоплеменных и этнических групп (аймаков, отоков) с наименованиями тотемистического происхождения, например, кереиты (вороны), чоносы (волки), бухусы (быки) и тому подобное.

На тюркских языках значение слова "ворон" звучит как "карга" и этноним "карга" известен в этническом составе ряда тюркоязычных этносов - башкир, казахов, хакасов и т.д. В прошлом среди башкир даже отмечался особый праздник (обряд) карга-туй, то есть праздник ворона. Отсюда следует, что монгольский и ойрат-калмыцкий этноним кереит и тюркский этноним карга являются терминами различного происхождения, одинаково отмеченные в этническом составе монгольских и тюркских этносов как самоназвания определенных родоплеменных групп. Их нельзя отождествлять друг с другом. Учитывая, что этноним кереит легко объясняется с монгольских языков и непереводим с тюркских, следует признать ошибочными мнения тех исследователей, которые считают кереитов тюрками по происхождению. Например, мнение средневекового автора, хивинского хана Абул-Гази о том, что слово "кераит" (надо "кереит" - автор) якобы в переводе значит "черный баран" (?) и имеет тюркское происхождение, в корне ошибочно. Автор здесь лишь по звучанию отождествляет тюркский парный термин "кара-ит", что в переводе с тюркского означает "черная собака" (а не "баран"), с монгольским этнонимом кереит. Однако некоторые тюркологи продолжают придерживаться мнения Абул-Гази без учета данных монгольских и ойрат-калмыцких источников.


Авляев Г.О. Опыт классификации калмыцких этнонимов. - Этнографические вести, № 3, Элиста, 1973, с. 128, 131; его же. Этнонимы - тотемы в этническом составе калмыков и их параллели у тюркских народов. - Этнография и фольклор монгольских народов. Элиста, 1981. с. 62-69
Полевые материалы автора, архив КНИИ ИФЭ
Кузеев Р.Г. Указ. соч., с. 332; Радлов В. Этнографический обзор турецких племен Сибири и Монголии. Иркутск, 1929, с. 8
Абул-Гази. Родословное древо тюрков. Казань. 1906, с. 42
Муканов М.С. Указ.соч.

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Неточные, поверхностные выводы в отношении ряда монгольских и ойрат-калмыцких этнических объединений допустил в своей работе "Заметки об этническом составе тюркских племен н народностей" Н.А. Аристов. Так, к примеру, он пишет в названной работе: "в цзунгарских аймаках "кериет", "абагас", нельзя не узнать киреев и абак-киреев, а в отоке "эркэтын" ("эркэтэн" у калмыков - автор) тюркское племя "аргын". Известно, что этноним абагас происходит от монгольского термина "абага" в значении "дядя". В послечингисовский период известны у халха-монголов феодальные уделы Абага и Абганер, среди ойратов и калмыков имеются отоки и аймаки "абганер". Эти этнонимы не имеют ничего общего с казахским парным термином "абак-кирей", который является самоназванием родовой группы в составе казахов Среднего Жуза. О социальном происхождении ойрат-калмыцкого термина "эркэтэн" в составе калмыцких улусов уже не раз писалось. Термин "эркэтэн" (от монгольского "эркэ" - власть, могущество) в переводе означает "наделенные властью", к примеру, улус калмыцкого хана Аюки именовался Эркэтэн. Термины "аргын" (аргун) и "эркэтэн" имеют, следовательно, разное происхождение и различную семантику.

Приведенные выше данные свидетельствуют о том, что Н.А. Аристов, видимо, не зная монгольского языка, ошибочно воспринял различные монгольские и тюркские этнонимы, отождествляя их лишь по созвучию.



Аристов Н.А. Указ.соч., с. 308
Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений по исторической географии Восточной и Срединной Азии. Чебоксары, 1960, с. 514, 515
Небольсин П. Очерки быта калмыков Хошеутовского улуса. Спб., 1852, с. 21
Бакунин В. Описание истории калмыцкого народа. - Красный архив, 1939, N 3
Аристов Н.А. Указ.соч., с. 308
Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений по исторической географии Восточной и Срединной Азии. Чебоксары, 1960, с. 514, 515
Небольсин П. Очерки быта калмыков Хошеутовского улуса. Спб., 1852, с. 21
Бакунин В. Описание истории калмыцкого народа. - Красный архив, 1939, N 3

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

b668c96effc6a904original_copy29038028220

 

Ален Арман.монгольский казах из рода керей. У него мать монголка.

 

Намайг Алены Арман гэдэг. Аав минь казак, ээж минь монгол.  миний бие Хэрэйд аймгийн хүн. 

 

Меня зовут Ален улы Арман.Отец казах,мать монголка.Я из хэрэйдов.

http://mobile.news.mn/mcontent/180454.shtml

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  Сибирская Советская Энциклопедия — 1929 год

http://45f.ru/sse/

КЕРЕИ (кереиты, кераиты, караиты, хэрэ, криты)  

— различная транскрипция названия народа, повидимому, "уйгурской" ветви, сменившего на Орхоне огузов. Столицей их был Каракорум. Ко времени завоевания Чингисханом государство К. было самым сильным в Центр. Азии. Кереиты (ке-реи) сохранились в виде родов в Казакстане.

 

Л и т.: Сборник летописей. История монголов, сочинение Рашид-Эддина, перевод с персидского И. Н. Березина, „Тр. Восточного Отд. Археологического Об-ва», ч. V, СПб., 1858; История человечества, т. II: Вост. Азия и Океания, рус. пер. под ред. В. В. Радлова, СПб., изд. „Просвещение», 1896; Владимирцов, Б. Я. Чингисхан, Берлин, 1922.

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  Сибирская Советская Энциклопедия — 1929 год

http://45f.ru/sse/

КЕРЕИ (кереиты, кераиты, караиты, хэрэ, криты)  

— различная транскрипция названия народа, повидимому, "уйгурской" ветви, сменившего на Орхоне огузов. Столицей их был Каракорум. Ко времени завоевания Чингисханом государство К. было самым сильным в Центр. Азии. Кереиты (ке-реи) сохранились в виде родов в Казакстане.

 

Л и т.: Сборник летописей. История монголов, сочинение Рашид-Эддина, перевод с персидского И. Н. Березина, „Тр. Восточного Отд. Археологического Об-ва», ч. V, СПб., 1858; История человечества, т. II: Вост. Азия и Океания, рус. пер. под ред. В. В. Радлова, СПб., изд. „Просвещение», 1896; Владимирцов, Б. Я. Чингисхан, Берлин, 1922.

 

ДНК АКБ говорит о том, что он принадлежит не  уйгурам,не хуннам, а именно дунху или шивей(сибан кереи).

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"После проведения национального принципа наименования народов приобрели значение, которого они раньше не имели. Раньше многие тюрки в Средней Азии, особенно жители городов, ограничивались тем, что называли себя мусульманами, говорящими по-тюркски, и жителями того или иного города; вопрос о том, к какой тюркской народности их следует причислять, был для них безразличен; были в ходу и наименования, которые по своему происхождению не имели отношения к национальности, например слово сарт. В настоящее время это слово изгнано из употребления, а слово узбек применяется в более широком значении, нежели раньше: тех, кто раньше называл себя сартами, теперь тоже называют узбеками. Созданы также искусственные названия народов (хакасы); происходящие из Кашгарии таранчи и кашгарлыки называют себя теперь уйгурами - именем, которое им совершенно не подходит, так как исторические уйгуры никогда не заходили так далеко на запад" (Бартольд В.В. Сочинения. Т. V. M., 1968. С. 594).

{{ http://ru.wikipedia....Илийские_уйгуры

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

тюрки

 

 

§ 239. В год Зайца (1207) Чжочи был послан с войском Правой руки к Лесным народам. Проводником отбыл Буха. Прежде всех явился с выражением покорности Ойратский Худуха-беки, со своими Тумен-Ойратами. Явившись, он стал провожатым у Чжочия. Проводил его к своим Тумен-Ойратам и ввел в Шпхшит. Подчинив Ойратов, Бурятов, Бархунов/Аргын/, Урсутов, Хабханасов, Ханхасов и Ту басов, Чжочи подступил к Тумен-Киргязам. Тогда к Чжочи явились Киргизские нойоны Еди, Инал, Алдиер и Олебек-дигин. Они выразили покорность и били государю челом белыми кречетами-шинхот, белыми же меринами да белыми же соболями. Чжочи принял под власть Монгольскую все Лесные народы, начиная оттуда по направлению к нам, а именно народы: Шибир, Кесдиин, Байт, Тухас, Тешек, Тоелес, Таси Бачжиги. Взял он с собою Киргизских нойонов-темников и тысячников, а также нойонов Лесных. народов и, представив Чингис-хану, велел бить государю челом своими белыми кречетами да белыми ж меринами, да белыми ж соболями. За то, что Ойратский Худуха-беки первый вышел навстречу Чжочия с выражением покорности, вместе со своими Ойратами, государь пожаловал его и выдал за сына его, Инальчи, царевну Чечейген, Царевну же Олуйхан выдал за Инальчиева брата - Торельчи, а царевну Адаха-беки отдали в замужество к Онгудцам. Милостиво обратясь к Чжочи,

 

Чингис-хан соизволил сказать: "Ты старший из моих сыновей. Не успели выйти из дому, как в добром здравии благополучно воротился, покорив без потерь людьми и лошадьми Лесные народы. Жалую их тебе в подданство",

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я уверен что Керей  и Кереит тождественны.

Вспомните Тюркютов, возможно традиция приминения суффикса Т и Д осталась в названии племен, так же как и у меркитов.

Интересно, что зарубежные учёные изучая китайские источники сводятся ко мнению о Тюркоязычности кереитов.

Такой же вывод можно сделать следуя Ономастике, все имена Кереитов имеют тюркскую основу. 


по версии монголофаперов, монголы взяли тюркские имена, но у кого? ведь по версии монголофаперов в то время в монголии вообще тюрков не было.

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я уверен что Керей  и Кереит тождественны.

Можно по подробнее, с аргументами и фактами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Такой же вывод можно сделать следуя Ономастике, все имена Кереитов имеют тюркскую основу. 

по версии монголофаперов, монголы взяли тюркские имена, но у кого? ведь по версии монголофаперов в то время в монголии вообще тюрков не было.

 

У керейтов Ван-хана были некие Сайхан Тоде(Сайхан Тод),Иеке Чэрэн(Их Цэрэн ) и Алак Нидун(Алаг Нүдэн).Эти имена тюркские?

 

Так в конфедерацию Кереитов входило много племен, те имена которые ты перечислил выходцы из одного племени, не известно какого, но предположим что монгольского.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ойрат-калмыцкий этноним кереит отражает собою былые тотемистические верования ойратов (предков калмыков) и монголов, связанные с древнейшим культом ворона как предка-тотема, родоначальника рода и племени с самоназванием кереит. В этническом составе ойратов и калмыков сохранилось много родоплеменных и этнических групп (аймаков, отоков) с наименованиями тотемистического происхождения, например, кереиты (вороны), чоносы (волки), бухусы (быки) и т.п.

На тюркских языках значение слова "ворон" звучит как "карга" и этноним "карга" известен в этническом составе ряда тюркоязычных этносов - башкир, казахов, хакасов и т.д. В прошлом среди башкир даже отмечался особый праздник (обряд) карга-туй, т.е. праздник ворона. Отсюда следует, что монгольский и ойрат-калмыцкий этноним кереит и тюркский этноним карга являются терминами различного происхождения, одинаково отмеченные в этническом составе монгольских и тюркских этносов как самоназвания определенных родоплеменных групп. Их нельзя отождествлять друг с другом. Учитывая, что этноним кереит легко объясняется с монгольских языков и непереводим с тюркских, следует признать ошибочными мнения тех исследователей, которые считают кереитов тюрками по происхождению. Например, мнение средневекового автора, хивинского хана Абул-Гази о том, что слово "кераит" (надо "кереит" - А.Г.) якобы в переводе значит "черный баран" (?) и имеет тюркское происхождение, в корне ошибочно. Автор здесь лишь по звучанию отождествляет тюркский парный термин "кара-ит", что в переводе с тюркского означает "черная собака" (а не "баран"), с монгольским этнонимом кереит. Однако некоторые тюркологи продолжают придерживаться мнения Абул-Гази без учета данных монгольских и ойрат-калмыцких источников.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Тэр өөрийн 11 хүүдээ харъяат аймгуудаа хуваарилж олгосон нь бөгөөд отгон хүү Гэрсэнзд Халх түмний 7 хошуу ногдсон нь Халх 7 хошууны эхлэл болжээ. Даян хаан өөрийн 11 хүүдээ дараах аймгуудий хувьдан өгсөн. Үүнд:

https://mn.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%82%D0%BC%D3%A9%D0%BD%D1%85_%D0%94%D0%B0%D1%8F%D0%BD_%D1%85%D0%B0%D0%B0%D0%BD

 

 

 

 

1. Гэр бүлийн тухай хуулийн 14 дүгээр зүйлийн 14.1 дэх хэсэгт зааснаар Шарнууд овогт Б Я , Хар гэр овогт Б  Д нарын гэрлэлтийг цуцалсугай.

 

http://www.shuukh.mn/irgenanhan/24299/view

 

У калмыков тоже есть род харакеряд.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Махчин, захчин, малчин - это наверно современные халхаские этнонимы, поэтому перевод ищите на своем языке.

 

А керейты согласно источникам состояли из следующих племен (в скобках дана транскрипция источника):

 

1)  собственно Керейт (Krait)

2)  Тангут-Керейт  (T?nkgait-Krait)

3)  Түбіт-Керейт (Tubaut-Krait)

4)  Сақа-Керейт (Sagait-Krait)

5)  Албат-Керейт (Albat-Krait)

 

Принятые чтения в виде "караит", "кераит", "тунгаит", "тубаут" и прочие, сильно искажают оригинальные этнонимы.

 

Ханы вели свое происхождение из первого племени. И вообще, керейты согласно источникам были самой неотъемлемой частью родного народа Чингизхана или одной из ветвей мунгал-татаров (не путать с современными монголоязычными народами!) и занимали территорию исторического Могулистана (по-русски Монголии), ныне это юго-восточная часть Казахстана и смежная с ней северо-восточная часть СУАР Китая. Где они совместно с меркитами и найманами здравствуют и по сей день.

 

Думаю именно поэтому у кереев, торе и у албанов один старлкастер? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В соседней ветке про найманов я приводил цитату из "Юань-чао-би-ши" и "Юань-ши", приписывающие найманскому Таян-хану справедливые слова возмущения: "Уж не мечтает ли он (будущий Чингизхан) стать ханом? На небе светит лишь одно солнце, как же на земле быть двум господам"? Имея в виду попытки низвержения будущим Чингизханом с ханского престола керейтского Тугрул-хана (тит. Он или Ван хан).  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Думаю самое время привести мнение академика В.П.Васильева (История и древности восточной части Средней Азии (по «Мэн-да Бэй-лу»). Стр.138):

 

 

... При первом своем историческом появлении, Чингисхан постоянно является генералом Ван-хана (АКБ: в других местах у автора применяется термин «вассал»); история не хотела сказать этого прямо и потому сделала из него какого-то союзника.

 

Далее Васильев используя «Мэн-да Бэй-лу» перечисляет племена, отнятые Чингисханом у Ван-хана, в числе которых упомянуто племя «Кирэй», в других местах называемое как поколение «Кэрэ».

 

 

Отсюда выводы:

 

1) Изначально будущий Чингизхан служил Тугрулхану и не был союзником, как его стали представлять позже.

2) Оригинальное самоназвание племени "Керей", а название "Керейт" было дано им со стороны.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И еще, смысл источников в свое время трактовали одним образом, но если внимательно их изучить и проанализировать, то те далекие события происходили чуть иначе, в частности, по керейтам так.

 

На то время в Могулистане самым великим ханским престолом считался трон Гур-хана, на котором в тот период восседал керейт Ельчитей (Ельчитай). Первым претендентом на этот трон был его племянник, сын Буйрукхана - Тугрул (Онхан). И только убрав со своего пути Онхана будущий Чингизхан стал единственным претендентом на высший ханский престол Могулистана!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И еще, смысл источников в свое время трактовали одним образом, но если внимательно их изучить и проанализировать, то те далекие события происходили чуть иначе, в частности, по керейтам так.

 

На то время в Могулистане самым великим ханским престолом считался трон Гур-хана, на котором в тот период восседал керейт Ельчитей (Ельчитай). Первым претендентом на этот трон был его племянник, сын Буйрукхана - Тугрул (Онхан). И только убрав со своего пути Онхана будущий Чингизхан стал единственным претендентом на высший ханский престол Могулистана!

Вообще-то "гүрхан" это чисто каракитайское звание (киданьское) что соответствует монгольскому "хаган" и тюркскому "шад" или позднего заимствованию "каган" из монгольского.

 

Но учтите никогда тюрки не говорили и не говорят "каган", а только "кан" или "хан".

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А кто сказал, что не "гурхан" не титул каракытаев? Ведь я веду речь совсем о другом. Вы уж читайте внимательнее и периоды сравнивайте.

 

А титул в различных фонетических вариациях "каган-хакан-каан-кан-хан" бесспорно тюркский и только наивный может это оспаривать. От многократного повторения халва во рту не станет слаще. Потому что есть древние глоссарии, а не наше с вами желание.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ханы вели свое происхождение из первого племени. И вообще, керейты согласно источникам были самой неотъемлемой частью родного народа Чингизхана или одной из ветвей мунгал-татаров (не путать с современными монголоязычными народами!) и занимали территорию исторического Могулистана (по-русски Монголии), ныне это юго-восточная часть Казахстана и смежная с ней северо-восточная часть СУАР Китая. Где они совместно с меркитами и найманами здравствуют и по сей день.

 

"Джами ат-Таварих":

 

"... в местностях с многочисленными летовками и зимовками, известных под именем Могулистана и принадлежащих народу кераит."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...