Jump to content



Guest Qasqyr

Кереит - Керейт - Хэрэйд - Керей - Гирей

Recommended Posts

23 hours ago, АксКерБорж said:

 

По-казахски қарақас это то же самое, что по халха-монгольски хархөмсөг, т.е. чернобровый, чернобровые.

Делать на этом созвучии далеко идущие этнические и исторические параллели беспочвенно.

 

 

Хасын царай-чернобровое лицо.

Link to comment
Share on other sites

1 час назад, Steppe Man сказал:

Хасын царай-чернобровое лицо.

 

У кого хасын царай, у вас?

Да, судя по фото вы чернобровый хасын царай.

 

Link to comment
Share on other sites

В 31.08.2020 в 22:26, АксКерБорж сказал:

 

Пища для размышлений для ув. Zake - о прямой связи керей = керейт!

 

Г.Н. Потанин в своем путешествии по Северо-Западной Монголии в 1876 - 1877 г.г. записал от керея Тенгизбая (род чубарайгыр) предание, согласно которому общим отцом 4-х из 12-ти родов абакты кереев (это жантекей, жадик, шереуши, ители) был человек по имени Байлау-Койлау (в тексте автора Байляукуйляу).

 

Что интересно, род Кюйлоу упоминается в числе девяти родов Тогуз-огузов в 8 веке у отца Иакинфа (Собрание сведений о народах Средней Азии. Ч. 1. С. 383).

 

Ув Акб. А в нынешних шежире кереев (абак) сохранилось это имя Байлау-Койлау?

Link to comment
Share on other sites

В 21.02.2022 в 07:34, Zake сказал:

Ув Акб. А в нынешних шежире кереев (абак) сохранилось это имя Байлау-Койлау?

 

Ув. Zake, в казахоязычном сегменте интернета вы сможете найти информацию об этом.

В частности, что по родословным алтайских кереев род Ителі происходит от Байлау, а роды Жантекей, Жәдік, Шеруші - от Қойлау.

И что род Ителі обладает у абак кереев статусом "Ноқта ағасы" (вр.и.о. чингизидов торе в их отсутствие)))

 

  • Thanks 1
Link to comment
Share on other sites

1 час назад, Bir bala сказал:

По итогу этот этноним что означает то? Ворона или юртовика? 

 

Не знал, что Каирли (один) мальчик. 

И вопросы какие-то странные, не про колпаки. ))

 

Link to comment
Share on other sites

6 минут назад, Bir bala сказал:

Я не кайрлы, можете успокоить свою параною. 

 

Мне без разницы кто ты, хоть сам чёрт.

 

6 минут назад, Bir bala сказал:

Так что означает это слово? Люди поклоняющиеся воронам или люди строющие дома? 

 

Про ворон не по адресу.

Про ворон это к монгольским юзерам, у них народная воронья этимология.

 

Link to comment
Share on other sites

 

Один человек в эти дни работает в архиве Омска, скинул мне скрины:

IMG-20220422-WA0029.jpg

IMG-20220422-WA0030.jpg

 

Видно, что в Омском округе, в Киреевской волости указано 2 рода:

Курсаринский - 7 кибиток.

Киреевский - 35 кибиток.

Управляются старшинами по аулам.

Кочевки при Покровской станице.

Мои деды по ходу из них. ;)

 

Там же Караульская, Кыпчаковская и Уваковская волости.

 

Link to comment
Share on other sites

В 07.06.2012 в 03:46, АксКерБорж сказал:

Выдвигаю гипотезу о прямой связи племенного названия казахских кереев ветви ашамайлы "тарышы" со средневековым тюркским названием людей исповедующих несторианское учение в христианстве "тарса".

Для примера генеалогия кереев/кереитов:

Керей > Ашамайлы и Абак; Ашамайлы в свою очередь подразделяются на Танаш > Тарышы (АКБ: по М.Муканову, это не племенное название, а прозвание поколения, далее > Смаил, Аксары и Курсары.

Как результат мы имеем:

1) Тамга кереев ветви ашамайлы (а также уаков): + (крест), тогда как у абак-кереев параллепипед, как у уйсунов Старшего жуза...

2) Название ветви ашамайлы: аша (крестовые) (помните у Мурада Аджи объяснение своей фамилии Аджи/Аши?) http://sozdik.kz/ru/dictionary/translate/kk/ru/аша/

3) Название поколения внутри ашамайлы "тарышы": тарса (несториане)

Отсюда мое предположение, что знаменитый кереитский Ванхан (хан Тугрул - поп Иоанн), отчим Чингизхана, как и его отец (Хурджакус Буюрук хан - Григориус), дед (Маргуз Буюрук хан - Маркос), прадеды и внуки (Ябалак и Саума, ездившие в Сирию - Шам учиться тарсе - несторианству) был не абак кереем, а ашамайлы кереем поколения тарышы (возможно либо рода аксары, либо курсары)!, т.е. сибирским кереем!

Отсюда полагаю, что сибирские летописи, переданые Миллером об изначальном основании Сибирского юрта Тайбугой - потомком Ванхана, небезосновательны!...

Да, скорее всего керейское "тарышы" действительно связано с термином "тарса", потому что хакасское "Тарчы" связывают с несторианством.

http://mion.isu.ru/filearchive/mion_publcations/sb-confess/2_1.html

"...Монголы в XIII-XIV вв. называли уйгуров словом "тарса" - христиане (Никитин А.Б., 1984, с. 131). Интересно, что в современной Хакасии одна из рек (левый приток р. Белый Июс) носит название "Тарчы Чул" - Несторианский ручей; по легенде, здесь обитала девушка-несторианка, погибшая в битве с монгольскими захватчиками (Бутанаев В.Я., 1995, с. 124). Ниже по течению Белого Июса на горе Хызыл хас находится сооружение, известное под названием Тарча хыс сiвеезi - крепость несторианской девушки (Бутанаев В.Я., 1995, с. 124). В данном случае название "Тарчы" и термин "тарса", видимо, имеют общее происхождение от слова, заимствованного из персидского языка.."

Link to comment
Share on other sites

Хочу внести еще раз ремарку:

На мой взгляд, все крестообразные тамги "Х" и т.д. - это геральдические символы, изображающие летящего сокола (!). 

Сокол был  тотемом, онгоном и даже  последним общим наименованием и собирательным названием  племен Уйгурского каганата (сокол=jakɨl=хуйху).

Несторианство и христианский крест здесь (были) не при чем.

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

Родоплеменной состав

По данным Э. Р. Тенишева, родовые деления жёлтых уйгуров объединяются в семь территориальных единиц — отаков. Отаки, как и родоплеменные подразделения юйгу, в настоящее время не имеют какого-либо хозяйственного или административного значения[2].

Несмотря на разные языки и различия в быту, сарыг-югуры и шера-югуры этнически родственны друг другу. Об этом свидетельствуют родоплеменные названия, встречающиеся в большинстве случаев как у одних, так и у других.

Анджан (анджән, анджәң, анджян).

Арлат. Потомки арулатов.

Вай. Делится на две части: эрки вай «старый вай» и йаны вай «новый вай».

Джуныл (чоңыл, чуңыл). Отождествляются с бурят-монгольским племенем цонгол.

Йаглахкыр (йаглакыр, йаглахкар, йаглыхкыр, яглак). Подразделяется на две группы: ак йаглахкыр «белый яклакыр» и кара йаглахкыр «черный яглакыр». Йаглакар — название привилегированного рода уйгуров в эпоху Тан.

Йагток.

Йун (патан).

Каджан.

Калка. Отождествляются с халха-монголами.

Камер.

Каргос. Возможно отождествление с карагасами и монгольским племенем каркас, родственным арулатам.

Колен. См. кулин.

Комджук. По одной из версий, имеют кыргызское происхождение. Имя рода, предположительно, связано с р. Кемчик и племенем кэм-кэмджиут[2]. Исследователи считают возможным отождествление кэм-кэмджиутов с татарским родом камаши (камачи)[3].

Коң. Род коңы есть у шорцев.

Конрат (конырат). Потомки хонгиратов.

Кулин. Произносится еще колен. Предположительно, родственны тувинскому роду куль и хакасскому (койбальскому) роду кӧл.

Кыргыс. Потомки древних кыргызов.

Ланчак.

Лахшо.

Мнэг. Потомки тангутов.

Ойрот (ойрат). Произносится также уйрат. Ойраты — западномонгольское племя.

Ӧрге. Этноним происходит от ср. монг. ӧргӧӧ — «палата, чертог, стойбище хана».

Пагана. Отождествляются с монгольским родом баганас.

Паглыг. Этноним, предположительно, происходит от кыргызского баг «родовое деление народа», либо от монгольского баг — низовая единица административного деления в Монгольской Народной Республике.

Пайат. Потомки баятов.

Патан. См. йун.

Пашу.

Пегеши. Часть рода йаглахкыр.

Пейат.

Пәй. Отождествляются с тувинским племенем пайгара и хакасским (камасинским) байга.

Сокалыг. Термин состоит из основы сока- и аффикса -лыг (значение местопребывания). Слово сока в языке сарыг-югуров— «кочка земли с корнями степной травы (чия)».

Солтус. Потомки сулдусов.

Сына.

Темирт. В монгольском языке аффикс -т образует прилагательное: төмөр + т «железный».

Темурчин. В монгольском языке темерч(ин) «кузнец». Термин монгольского происхождения. Известно, что у монголов наименования различных должностей нередко переходили в названия родов и племен.

Тогшы (тогша, тогши).

Тунса.

Тӳргӳш (тюргеши). Племя западной ветви тюрков. Встречается в енисейско-орхонских надписях V—VIII вв.

Уйрат. См. ойрот.

Хор. Отождествляются с хори-туматами и хори-бурятами.

Хараңгат (ораңгат, хуруңут)[2]. Отождествляются с харанутами[4].

Чанбан.

Чунса. Отождествляются с алтайским (теленгитским) родом чӱнӱс.

Чыгаллык. Предположительно от сарыг-югурского «чыган» и монгольского «цагаан» в значении «белый».

Шартың. Часть рода йаглахкыр.

Эркэр. Этноним, предположительно, происходит от эрк + эр «могущественный человек» или эрки-эр «свободный человек».

Ыглан. Этноним, по одной из версий, происходит от тибетского γǎlán, γlan (бык)[2]. Согласно альтернативному мнению, восходит к этнониму олёт (ögeled)[5].

https://ru.wikipedia.org/wiki/Жёлтые_уйгуры

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...