Перейти к содержанию
Гость Qasqyr

Кереит - Керейт - Хэрэйд - Керей - Гирей

Рекомендуемые сообщения

Есть ли у Вас диалектальное слово типа bayı (байы)- мать?

это с какого языка ?

Это азербайджанское диалектальное(!) слово.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А этноним родственных Вам меркитов можно этимологизировать как mar, mer+kit, то есть ушедшие мары.

Змеерождённые мары.

mne za merkitov interesno konechno tozhe

no vy s ушедшие мары

namudrite. vam ne kazhetsya

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А этноним родственных Вам меркитов можно этимологизировать как mar, mer+kit, то есть ушедшие мары.

Змеерождённые мары.

mne za merkitov interesno konechno tozhe

no vy s ушедшие мары

namudrite. vam ne kazhetsya

Это всего лишь субъективное предположение, так что нервничать абсолютно не надо).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересно, что тогда может означать символ тройного креста на дымоходе юрты, по-тувински - "мөгеже" (мөгейер - поклоняться), по-казахски - "шанырак", по-киргизки - ...

по кыргызски - түндүк(дымник) :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ув. АксКерБорж,

Есть ли у Вас диалектальное слово типа bayı (байы)- мать?

 

У болгаров похоже "майка", можете уточнить у проф. Дробрева.

 

У казахов Сибкрая есть диалектный термин "байа" (с ударением на последний звук), так некоторые называют маму, обращаются так к маме, к примеру, в Омской области РФ. 

 

Кроме того, в казахских доисламских верованиях есть божество с женским началом "Бай ана" - богиня деторождения и домашнего очага (синоним древнетюркского Умай эне?).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ув. АксКерБорж,

Есть ли у Вас диалектальное слово типа bayı (байы)- мать?

 

У болгаров похоже "майка", можете уточнить у проф. Дробрева.

 

У казахов Сибкрая есть диалектный термин "байа" (с ударением на последний звук), так некоторые называют маму, обращаются так к маме, к примеру, в Омской области РФ. 

 

Кроме того, в казахских доисламских верованиях есть божество с женским началом "Бай ана" - богиня деторождения и домашнего очага (синоним древнетюркского Умай эне?).

Может быть это фантом шумерской богини Ba u2?

Откуда он у казахов? Последний вопрос очень даже интересный.

Не пришёл ли этот фантом вместе с мидийскими племенами, которых забрали с собой скифы?

А может быть этот фантом является внутри-тюркским явлением?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не знаю.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не знаю.

Я прогуглил, тоже не нашёл. Нашёл, только что Умай это супруга Тенгри.

Тенгри соответствует шумерскому слову (!) Дингир-бог.

Насчёт Умай интересно. Может тут была эволюция Байы- Бай ана -Май ана - Умай?

А может быть и нет? Чьё-то влияние с Умай? По-крайнем мере Умай это общетюркское явление.

У шумерской богини отец был, а у тюркской нет. Почему? Потеря исторической памяти или наоборот языческая первооснова прототюркской мифологии?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Перенес посты из темы Казахи:

 

 

 

 

Наглядные круговые диаграммы в % соотношениях (на кон. XIX - нач. XX вв.):

 

d9-zakon.png

 

Как видно наглядно, существовавшая в тоталитарную эпоху теория о почти тождестве "кыпчаки = казахи", "кыпчакский язык = казахский язык" трещит по швам.

 

Пора и надо переиначить эти отождествления в угоду реальным цифрам!   

 

Казахи только на 4% кыпчаки.

В большей степени казахи это татары Чингизхана (лень было суммировать %).  :qazaq1:    

 

Похоже что данная диаграмма в ущерб вашей теории о том, что керей и кереит, суть одно и то же. Судя из вышеприведённого кереитов то нет у вас, есть только керей, что не одно и то же.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

в диаграмме их нет , но они есть у нас . Кто его знает кто эту диаграмму рисовал , может художник какои нибудь .

 
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

То что кереи есть это установили, стало быть керей не то же самое что и кереит. Своей диаграммой ув.АКБ разрушил свою гипотезу о том, что керей это кереит. Если АКБ подвергнет сомнению данный факт, то значит и вторая его версия о том что "казахи только на 4% кыпчаки" летит ко всем чертям по логике вещей. 

 
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Похоже что данная диаграмма в ущерб вашей теории о том, что керей и кереит, суть одно и то же. Судя из вышеприведённого кереитов то нет у вас, есть только керей, что не одно и то же.

 

То что кереи есть это установили, стало быть керей не то же самое что и кереит. Своей диаграммой ув.АКБ разрушил свою гипотезу о том, что керей это кереит. Если АКБ подвергнет сомнению данный факт, то значит и вторая его версия о том что "казахи только на 4% кыпчаки" летит ко всем чертям по логике вещей. 

 

Duwa-Soqor, я специально делал по этой диаграмме оговорку, что эти данные не могут быть точными на 100%. Приведу ряд примеров, не соответствующих реальным фактам:

 

Судя по ней такие племена и группы, как Уак, Сары-Уйсун, Керейт, Толенгут, Торе, Таракты, Рамадан и прочие, составляют 0%, то есть их как бы не существует. Но это чистый фейк. Далеко ходить не надо, к примеру, племя Уак достаточно многочисленное на северо-востоке и востоке Казахстана.

Напротив, ряду других не так многочисленных племен приписаны завышенные проценты, например, Шанышкылы аж 6%, а Дулатам вообще все 10%.

Но некоторые реально многочисленные племена в разы занижены - Коныраты до 3%, хотя имхо на вскидку их не менее 8-9%.

Поэтому диаграммные доли весьма и весьма приблизительные и не точные.

 

Далее о цели заливки диаграммы, которой я лишь хотел показать процентное соотношение так называемого "кыпшакского" (в науке - тюркского) пласта и так называемого "татарского" (в науке - монгольского) пласта. В науке принято их считать примерно навскидку как соотношение 90% к 10%, но даже приблизительные приведенные данные наглядно показывают, что соотношение оказывается обратное - 10% к 90%. В "кыпшакскую" группу имхо можно смело включать и ряд других "половецко-куманских" наследников, поэтому можно прикинуть не 4%, а даже все 10% (прим: в моей версии "татарская" составляющая тоже тюркская, но восточная).

 

Теперь про Кереев. Этот вопрос не раз и не два рассматривался в специальной теме Керейты, здесь повторяться в десятый раз нет смысла. 

К тому же в данной диаграмме их доля указана в 2%, но это тоже не точные данные, потому что основная масса довольно крупного племени проживает за пределами Казахстана - ветви Ашамайлы в регионах Юго-Западной Сибири Российской Федерации, ветви Абакты в Или-Казахской автномной области СУАР КНР и в Баян-Ульгийском аймаке Монголии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

Похоже что данная диаграмма в ущерб вашей теории о том, что керей и кереит, суть одно и то же. Судя из вышеприведённого кереитов то нет у вас, есть только керей, что не одно и то же.

 

То что кереи есть это установили, стало быть керей не то же самое что и кереит. Своей диаграммой ув.АКБ разрушил свою гипотезу о том, что керей это кереит. Если АКБ подвергнет сомнению данный факт, то значит и вторая его версия о том что "казахи только на 4% кыпчаки" летит ко всем чертям по логике вещей. 

 

Duwa-Soqor, я специально делал по этой диаграмме оговорку, что эти данные не могут быть точными на 100%. Приведу ряд примеров, не соответствующих реальным фактам: Судя по ней такие племена и группы, как Уак, Сары-Уйсун, Керейт, Толенгут, Торе, Таракты, Рамадан и прочие, составляют 0%, то есть их как бы не существует. Но это чистый фейк. 

Я и говорю, что сам факт наличия как кереев, так и кереитов по отдельности в этой диаграмме ярко свидетельствует о том, что кереи это не то же самое что и кереиты. Более того, вы сами говорите что кереиты есть у вас наряду с кереями.

Что касается % составляющей, то это уже не важно.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я и говорю, что сам факт наличия как кереев, так и кереитов по отдельности в этой диаграмме ярко свидетельствует о том, что кереи это не то же самое что и кереиты. Более того, вы сами говорите что кереиты есть у вас наряду с кереями.

 

Что касается % составляющей, то это уже не важно.

 

Этот вопрос не такой сложный как вам кажется и на него учеными давно дан исчерпывающий ответ. Несмотря на внешнее звучание Керейт, небольшое племя из Киши джуза, не имеет отношения к своим тёзкам средневековым Керейтам, но напротив, не имея в своем окончании фонемы "т" многолюдное племя Орта джуза Керей и есть прямые потомки средневековых Керейтов - по днк, по территории, по легендам, по историческим предкам, по культуре и традициям, по тамге, по связи с меркитами, по источникам  и т.д. и т.п.

 

И пусть одновременное существование двух форм одного и того же этнонима вас не смущает, ведь существовали же и существуют одновременно хальмг и хальмгуд, киян и кият, сахай и сахайят, туба и тубаут, дула и дулат, урянхай и урянхат, салчи и салчиут, тюрк и тюркют, кангли и кангит, албан и алмат, онгу и онгут, тума и тумат, джалайр и джалайт и т.д.

 

Если хотите продолжить разговор, то пишите в соответствующей теме, здесь дальше это оффтоп. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

Я и говорю, что сам факт наличия как кереев, так и кереитов по отдельности в этой диаграмме ярко свидетельствует о том, что кереи это не то же самое что и кереиты. Более того, вы сами говорите что кереиты есть у вас наряду с кереями.

Что касается % составляющей, то это уже не важно.

 

Этот вопрос не такой сложный как вам кажется и на него учеными давно дан исчерпывающий ответ. Несмотря на внешнее звучание Керейт, небольшое племя из Киши джуза, не имеет отношения к своим тёзкам средневековым Керейтам, но напротив, не имея в своем окончании фонемы "т" многолюдное племя Орта джуза Керей и есть прямые потомки средневековых Керейтов - по днк, по территории, по легендам, по историческим предкам, по культуре и традициям, по тамге, по связи с меркитами, по источникам  и т.д. и т.п.

И пусть одновременное существование двух форм одного и того же этнонима вас не смущает, ведь существовали же одновременно хальмг и хальмгуд, киян и кият, сахай и сахайят, туба и тубаут, дула и дулат, урянхай и урянхат, салчи и салчиут, тюрк и тюркют, кангли и кангит, албан и алмат, онгу и онгут, тума и тумат, джалайр и джалайт и т.д.

Если хотите продолжить разговор, то пишите в соответствующей теме, здесь это оффтоп. 

Мне кажется тут вы слукавили .  :lol:

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

Я и говорю, что сам факт наличия как кереев, так и кереитов по отдельности в этой диаграмме ярко свидетельствует о том, что кереи это не то же самое что и кереиты. Более того, вы сами говорите что кереиты есть у вас наряду с кереями.

 

Что касается % составляющей, то это уже не важно.

 

Несмотря на внешнее звучание Керейт, небольшое племя из Киши джуза, не имеет отношения к своим тёзкам средневековым Керейтам, но напротив, не имея в своем окончании фонемы "т" многолюдное племя Орта джуза Керей и есть прямые потомки средневековых Керейтов - по днк, по территории, по легендам, по историческим предкам, по культуре и традициям, по тамге, по связи с меркитами, по источникам  и т.д. и т.п.

С какой стати они стали тёзками и откуда у них в таком случае такой этноним полностью соответствующий по форме и звучанию с древним этнонимом керейт, без всяких непонятных "обрезаний" окончания "т".

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересно древнетюркское имя KERƏY имеет связь с этнонимом КЕРЕЙ или нет?

У меня был родственник с очень старинной фамилией Герайбеков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Лично мое мнение, ув. Ashraf, что все они выступают лишь различными фонетическими огласовки одного и того же этнонима/антропонима - керей, керәй, кирей, гирей, керейт, керәит, киреит, кәрәит, хэрэйд и т.д. и т.п. - в зависимости от языка того или иного человека, племени, народа. Я не сторонник теорий "о тёзках". ;)  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Лично мое мнение, все они выступают лишь различными фонетическими огласовки одного и того же этнонима/антропонима - керей, керәй, кирей, гирей, керейт, керәит, киреит, кәрәит, хэрэйд и т.д. и т.п. - в зависимости от языка того или иного человека, племени, народа. Я не сторонник теорий "о тёзках". ;)  

Значит вероятнее всего Керейт племя из Киши джуза не является тёзкой монгольскому племени кереит 12 века, а является их потомками, а племя Керей Орта джуза всего лишь фонетическая огласовка.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Лично мое мнение, все они выступают лишь различными фонетическими огласовки одного и того же этнонима/антропонима - керей, керәй, кирей, гирей, керейт, керәит, киреит, кәрәит, хэрэйд и т.д. и т.п. - в зависимости от языка того или иного человека, племени, народа. Я не сторонник теорий "о тёзках". ;)  

Значит вероятнее всего Керейт племя из Киши джуза не является тёзкой монгольскому племени кереит 12 века, а является их потомками, а племя Керей Орта джуза всего лишь фонетическая огласовка.

 

Вообще то в казахских шежире название племени происходит от человека по имени Керей. Видимо кому то из монгольских кереитов дали в подчинение (в албату) N-ное количество из кипчаков и других завоеванных народов и они назывались как "кереи" например.

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...