Jump to content



Recommended Posts

"Мы... умираем за русскую землю с твоими сынами и головы свои складываем за твою честь".
Из клятвы черных клобуков, предков каракалпаков, Юрию Долгорукому. Ипатьевская летопись 

 

 

По сути, черные клобуки – берендеи по своей роли подобны казакам ХVІІ-ХІХ веков.

 

http://history-world.ru/docs/index-467.html

 

Такое же ограниченное понимание Русской земли есть и в ряде летописных определений политического союза Киевщины с черными клобуками. Территория их расселения – современная Черкасская область. В 1149 году Ростислав Юрьевич говорит отцу: «Слышал есмь, оже хощеть тебе вся Руская земля и Черный Клобукы». Главная масса черных клобуков – берендеев – была расселена киевскими князьями в Поросье и на Правобережье Днепра. Они были размещены как нанимаемая конница чересполосно с русскими поселениями на южной окраине Киевской земли. Выражение «вся Руская земля и вси Чернии Клобуци» предполагает еще более узкое понятие Русской земли, чем установленное выше. В этом случае под русской землей понимается сравнительно небольшой треугольник, вершиной которого был Киев, одной из сторон – Днепр от Киева до Канева, а основой – бассейн Роси.

Здесь следует также детальнее сказать о часто упоминавшемся термине «берендеи». Большей частью берендеи – это обиженные печенегами, а позднее половцами, мелкие кочевые роды тюркского происхождения, которые не выдерживали стычек в Диком поле и становились данниками русских князей или шли к ним на службу. Таких вот кочевников, которые переметнулись к Руси, печенеги и половцы прозвали «береуди», то есть «отдавшие, продавшие себя». Отсюда в русских летописях и бытует слово «берендеи». Наряду с другими племенами берендеи упоминаются в летописях под названием «Черные клобуки». Но первоначально, как можно предположить, черные клобуки и берендеи происходили от разных племен. Клобуки – это люди, которые откололись от племени каракалпаков, а берендеи возникли в среде печенегов. Со временем клобуки и берендеи консолидировались в одно племя, уже будучи на Руси, а после ассимилировались с Киевской Русью.

 

467_html_m63a0be68.jpg

 

Некоторые историки имя «Черные клобуки» считают буквальным переводом известного по сей день тюркского этнонима – каракалпак. Если ковуи – гвардия черниговских князей, то черные клобуки – киевских. Черные клобуки очень влиятельны в Киеве ХІІ века. Они принимают участие в Киевском вече, наравне с русским населением избирают князя. Их мнение в избрании князя постоянно подчеркивается летописью.

Сын Юрия Долгорукого обращается к своему отцу в 1149 году со словами: «Слышал я в Киеве, что хочет тебя вся Русская земля и Черные клобуки». (Ипат. лет. 1149 г. – http://litopys.org.ua/litop/lit15.htm#r1149).

Смерть киевского князя Ізяслава оплакивала «вся Русская земля» и «все черные клобуки». А когда на киевский престол прибыл Ростислав Мстиславович (сын Владимира Мономаха), то «были ему рады все: и вся Русская земля и все черные клобуки обрадовались». (Ипат. лет. 1154 г. –http://litopys.org.ua/litop/lit17.htm#r1154). После смерти Ростислава все киевляне и черные клобуки приглашают Мстислава. Эта характерная формула – «вся Русская земля и все черные клобуки» – показывает, какое активное участие в политической жизни Киева принимало племя каракалпаков.

С конца ХІ века с согласия киевских князей берендеи поселились на Киевщине (преимущественно в Поросье, вдоль реки Роси) с обязательством принимать участие в походах киевских князей. Берендеи отличались от обычных наемников жестокостью относительно своих степных соплеменников. В ХІІІ веке, во время монголо-татарского нашествия, берендеи частично ассимилировались с Золотой Ордой, частично пошли в Болгарию.

Часть берендеев в ХІІ веке переселилась из Киевского княжества во Владимирское, в район между Москвой и Переяславлем-Залесским. Они находились на службе у владимирских князей Андрея Боголюбского, Юрия Долгорукого и других, часто составляя отборные войска князя. В названиях отдельных городов, где жили берендеи, сохранилась память о них. На Житомирщине, например, город Бердичев (в ХVІІІ веке – это Берендичев), поселок Берендеево Ярославской области и там же – Берендеево болото.

В свое время Черниговщина не входила в понятие Русской земли и черных клобуков, о чем можно судить из рассказа летописи 1161 года. Ростислав Мстиславович Киевский присылает письма к Святославу Ольговичу Черниговскому: «Пусти ко мне детя Олга, ать познаеть кияны лепшия и Берендиче и Торкы».(Ипат. лет. 1161 г. – http://litopys.org.ua/litop/lit18.htm#r1161). Все походы черных клобуков-берендеев связаны как с отправной точкой только с «киевской», «русской» стороной Днепра: они всегда союзники или вассалы киевских князей, они «умирают за Русскую землю», они постоянно служат киевским князьям как в их борьбе против половцев, так и в их борьбе с левобережными Ольговичами. Отсюда мы должны сделать вывод о существовании в ХІІ веке наряду с другими также и крайне ограниченного понятия «Русской земли» как Киевщины и Поросья. По сути, черные клобуки – берендеи по своей роли подобны казакам ХVІІ-ХІХ веков.

Link to post
Share on other sites

Часть берендеев находилась на службе у владимирского князя Андрея Боголюбского и была расселена в районе Переяславля-Залесского. 

Link to post
Share on other sites

В яицком казачьем войске на момент 1862 года числилось 220 каракалпаков, которые в последующем обрусели. Из тюркоязычных групп в составе яицких казаков к этому времени каракалпаки занимали третье большинство после башкир и татаров (при этом татары разнородная масса). К сожалению, не приводится цифры раннего периода численности каракалпаков. И если учесть последующее их быстрое "вырождение", можно полагать, что численность была побольше. Вырождение скорее всего связано с тем, что казаки-каракалпаки состояли лишь из мужского пола, а башкиры и татары насчитывали обоих полов. 

 

http://planeta-imen.narod.ru/archivonomastiki/nazarov2008_2.html

 

 Из других тюркоязычных групп уральских (яицких) казаков относительно многочисленными были каракалпаки. В 1862 г. их числилось 220 человек [Рябинин 1866, 330]. В статистических отчетах более позднего времени каракалпаки в особую группу уже не выделялись. По мнению Н. А. Бородина, они «все перевелись или выродились и обрусели окончательно» [Бородин 1891, 139].

В составе Яицкого войска в XVIII в. были также кызылбаши или, как их охарактеризовал П. С. Паллас, потомки туркмен и персов [Паллас 1778, 413]. Н. Чесноков отождествляет с туркменами текинских казаков, упоминаемых в показаниях Нурали хана генерал-аншефу графу П. И. Панину [Чесноков 1994]. Яицкий казак из туркмен Балтай Идеркеев был писарем в ставке Е. Пугачева и вел всю корреспонденцию на восточных языках [Овчинников 1980, 33].

В ряды Уральского (Яицкого) войска в небольшом количестве влились казахи, чуваши, турки. Многие из них (если не все) с течением времени обрусели, чему способствовали их переход в христианство и браки с русскими. 

Link to post
Share on other sites

в 1723 году яицким казакам впервые произведена полная перепись. Всего их оказалось (без жен и детей) 3595 человек, из них 54 из донцов, 51 из поляков, 17 запорожцев, 7 мордвинов, 4 шведа, 2 немца, 2 турка, 1 итальянец, 1 черемис и 1 чухонец. Подавляющее большинство в войске были выходцы из Северной Руси, Москвы, Владимира и Рязани. 

Малочисленность войска, на тот момент, объясняется не только большими потерями (в одном только хивинском походе 1716 года, сложили головы 1500 яицких казаков, где погиб, кстати, известный казак Рыжечка, тот самый что в гербе Уральского казачьего войска), но и уходом на службу в другие, часто пограничные города. Известно, что еще с 1634 по 1645 годы в города-крепости строившейся засечной линии от набегов крымских татар, Тулу, Ливны, Яблонев, Старый Оскол, Козлов, Тамбов, набирались в службу и на вечное жительство яицкие казаки, знавшие "бой с татары".

Link to post
Share on other sites

Если посмотреть картину "Яицкое казачье войско в походе", то можно, без особого труда, увидеть среди русских лиц лица вполне себе тюркские

http://sachev.ru/userfiles/image/KAZAK/kazak%20ural%20(6).jpg

Link to post
Share on other sites

До 1723 года каракалпаки были в состоянии войны с русскими, соответственно были против казаков, русские даже казнили одного каракалпакского султана в 1708 году. Ситуация изменилась при Ишиме Мухаммеде начиная с 1722 года, но и в 30-е годы этого века между каракалпаками и казаками были стычки. С середины 18 века, русские оказали мало-мальскую помощь некоторым каракалпакам, которые ушли к русским границам, в основном к башкирам. Пожалуй, вот они и составили каракалпакские казачьи воинские подразделения.

В бухарских летописях тоже упоминаются о боеспособных подразделениях, состоящих из казаков и каракалпаков.

 

Ишим Мухаммед - каракалпакский хан в период 1714 - 25 годов, потомок Кучума - хана Сибири, который боролся за Сибирь и умер от ран в 1598 году в каракалпакских землях (в сведениях 1740 года так записано). Его потомки до Ишима Мухаммеда периодически вели войны с русскими, главным образом используя башкирские восстания. А Карасакал (брат Ишима Мухаммеда) возглавил башкирское восстание 1740 года, пожалуй последнее крупное восстание.

Link to post
Share on other sites
Пост Кусаина перенесен сюда из темы про казахов:
 

.

Н.А. Северцов "Путешествия по Туркестанскому краю и исследование горной страны Тянь-Шаня, совершенные по поручению Императорского Русского географического общества доктором зоологии, членом Императорского Русского географического и других ученых обществ Н. Северцовым", 1873 г.
"...Вообще, незавидным представился мне казачий характер в Семиречье: лень, пьянство, грубость и распущенность нравов [о последней я слышал множество фактов, более или менее непечатных — но все из Верного, где эта незавидная черта нравов объясняется статистически, цифрами в 4322 мужского населения и 1842 женского, между тем как в Талгаре мужчин 671, женщин 682; в Иссыке мужчин 717, женщин 584; в Кескелене мужчин 335, женщин 340 (Зап. Геогр. Общ., по общей географии, 1867, стр. 261 и 267; цифры жителей за 1862 г., по г. Абрамову)] так и бросались в глаза во всех казачьих рассказах о их житье-бытье, и никто этого не стыдился; так и быть должно, да и чужая собственность, а паче киргизская (казахская), по искреннему убеждению Семиреченского войска, создана для казачьей поживы. Особенно любили подводную повинность киргизов, которые, не платя податей, были до 1867 г. обязаны доставлять верховых лошадей и вьючных верблюдов по всякому требованию начальства.
Для наряда этих «подвод» посылались казаки — и возвращались с даровыми халатами, баранами и даже лошадьми. Теперь, впрочем, это приволье поубавилось: дешевые работники, калмыки, большей частью ушли на Черный Иртыш, а любезная казачьему сердцу подводная повинность киргизов упразднена и заменена кибиточной податью. Осталось только естественное приволье: пахотной земли, пастбища, сенокосов, лесного зверя и самого леса. Но леса не всякого: он рубится казаками беспощадно. Целы еще ельники; растут высоко и далеко, да трудно и стаскивать по крутизнам вековые деревья, потому без нужды и не рубятся, а только на постройки, и до сих пор тянутся по скатам хребта темной, широкой, почти сплошной полосой. Зато весьма уже поредели урюковые и яблонные рощи в более доступных предгорьях; они идут на дрова. Особенно истреблены урюковые рощи у Верного; у Талгарской станицы они более сберегаются.
Да и самые казаки, говорят, в станицах трезвее, домовитее и менее ленивы, нежели в Верном; на них несколько действует добрый пример переселенцев-крестьян, преимущественно из малороссов, вышедших, конечно, не прямо из Малороссии, а из Сибири, но все-таки чумаковавших на волах, как в Украйне, до падежа волов в 1868 г.
Это казачий быт и характер в мирное время; видал их и на войне, при походе генерала Черняева в 1864 г. На войне они удалой народ… на разграбление беззащитных аулов, если киргизы разбегутся; но если есть хоть некоторое основание ожидать сопротивления, то семиреченские гаврилычи, как и сибирские, весьма берегут жизнь от опасности. Я видел, напр., в 1864 г., как три самых удалых из полусотенного отряда, с штуцерами, побоялись одного казаха с ружьем, на хромой лошади: что насмешило бывшего тут же солдата, оконенного стрелка".

Излишне говорить, что и между семиреченскими казаками встречаются храбрые и честные, даже трезвые — изредка даже трудолюбивые, но общий характер незавиден. Хороша только относительная опрятность: самый бедный и пьяный казак живет лучше богатого воронежского мужика, закапывающего кубышки с деньгами, или кормящего мышей десятками своих хлебных скирдов.
Таков самый недостаточный очерк быта и нравов семиреченских казаков, которые мне хорошо известны, из 4-летнего с ними обращения, и их же собственных, многочисленных и подробных рассказов о своем житье-бытье. Но, винюсь, не мастер я на этнографические очерки — да и не охотник, в Средней Азии меня природа края интересовала более населения и русского, и инородческого. А семиреченские казаки не так еще худы, как можно бы заключить по только что изложенным, весьма действительным недостаткам: обращаю внимание на то, что эти недостатки я узнал всего более из их же откровенных и простодушных рассказов, что показывает не испорченность, а нравственную тупость; они с чистой совестью обирают, напр., киргизов при всяком удобном случае, и не скрывают этого (когда безопасно признаться), потому что не считают грехом [слыхал я, что и убить киргиза для поживы с него не грешно; так как у басурмана не душа, а пар — как у скотины; и по всей степной окраине, от Гурьева до Верного, я слыхал еще, что нехристь и пес все одно].Так и пьянство, и легкое поведение женщин, все это в Верном не грех, а забавное дело. В умственном отношении они лучше, как все казаки. Народ ловкий и сметливый.Пройдя станицу Иссык, мы надолго простились с русскими поселениями, и, верст 12 далее, вошли в горы, поднимаясь вверх по долине Тургени, притока Или, это довольно значительная горная речка, подобная Талгару и Иссыку.
500497_original.jpgП. М. Кошаров. Площадь в укреплении Верном. 1857.
 
 http://oldbook.megacampus.com/index.html#!avtor=%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%86%D0%BE%D0%B2 %D0%9D.%D0%90.&go=part-860/page.htm

 
Link to post
Share on other sites

В русском языке существует такое понятие как Казачество.

 

В Большом толковом словаре современного русского языка Д.Н.Ушакова дается объяснение – это казачье сословие, казаки.

 

В Толковом словаре Ефремовой слово объясняется как: 1) Сословие казаков; 2) Принадлежность к такому сословию; 3) То же, что и казаки.

 

Как известно, в русском языке суффикс «-ство» в ряде случаев указывает на совокупность лиц по какому-нибудь общему признаку, принадлежность к общему состоянию, отвлеченные понятия, например, студенчество, скотоводство или мужество, геройство и другие.

 

Я усматриваю в слове «Казачество» кальку с тюркского понятия «Казаклык» или «Казактык» с суффиксом «-лык/-тык», также передающего определенное состояние и принадлежность к общему признаку.

 

К примеру, в казахском языке понятие «Қазақтық» означает присущие казахам свойства, отличительную черту народа.

 

От данной кальки в русском языке происходит глагол «казаковать», означающий - быть казаком, заниматься казацким делом, ездить верхом, воевать и разорять, вести вольную жизнь.

 

Тем самым, от тюркских казаков русским и другим населением, попадавшим в степь, был перенят вольный степной всаднический образ жизни, воинские умения, титулы, термины, быт и удаль, а потому понятие «казачество» на первых порах означало «[стараться] быть похожим на казаков [тюрков]» или «принадлежать к казакам [к кочевым тюркам]».

 

Наверно поэтому  даже приняв себе самоназвание «казак» русские и другие казаки так и не смогли стать казаками этнически, а так и остались «казачеством» или особым военно-служивым сословием, имея все таки в паспортах этничность русский, украинец и другие.

Link to post
Share on other sites

Основу казаков составили разные субэтносы огуров,позже дополненные славянами.Само слово возможно происходит от тюркского "gaçak"беженец,причиной которого было возможно были сбежавшими от осовной орды огузами нежелавшие принимат ислам.Хотя возможно слово казак происходит от тюркского gezek от gezmek(бродит)в смысле бродники.

Link to post
Share on other sites

Наверно поэтому даже приняв себе самоназвание «казак» русские и другие казаки так и не смогли стать казаками этнически, а так и остались «казачеством» или особым военно-служивым сословием, имея все таки в паспортах этничность русский, украинец и другие.

 

Подтверждение тому - отсутствие у казачества как явления собственного языка и собственной культуры (не считая заимствованных терминов и традиций). И что интересно, у казачества нет и собственной кулинарной традиции, казацких национальных блюд. Кухня русского казачества всегда зависела от места их расквартирования, например, западно-сибирское казачество или Сибирское казачье войско с удовольствием трескало конину, конские колбасы и кумыс при этом одеваясь в местные одежды и предпочитая местный язык:

 

Ф.Усов:

«…Казаки, живя с киргизами (АКБ: казахами), совершенно окиргизились, - отмечает семипалатинская администрация во второй половине 19 в., - и говорят не только с киргизами, что было бы вполне понятно, но и между собою по-киргизски, считая этот язык более легким для себя, носят они также и киргизскую одежду. Маленькие дети казаков – и те говорят по-киргизски.»

«…Почти все казаки Горькой и Иртышской линий употребляют в разговоре весьма часто киргизский язык и переняли от киргиз некоторые обычаи.»

Г.Потанин:

«... Киргизский язык не только не пренебрегается, но считается разговорным; киргизские обычаи также многие усвоены: так, например, казаки охотно пьют кумыс и едят конину…Около Коряковской станицы происходит самое сильное взаимодействие русского и киргизского духа.»

 

«…а казаки здешние, в свою очередь, подчиняются их модам и в домашней жизни предпочитают киргизский язык своему.»

«…Почти все население говорит киргизским языком, нередко предпочитая его, легкости ради, родному языку. Для многих это - колыбельный язык, потому что няньками и стряпками здесь бывают киргизки. Не только простые казачки, но и казачки-барышни болтают здесь по-киргизски. Киргизский язык услышишь повсюду: в тихих беседах о сенокосных пайках, которую ведут между собой казазки, сидящие на завалине; в разговоре ямщиков, хлопочущих на станции около экипажа проезжающего чиновника; иногда даже в суде, потому что между здешними казаками встречаются лица, которые обстоятельнее рассказывают дело на киргизском, чем на русском языке.Рассказывают анекдоты о станичных начальниках, которые в своих рапортах сбиваются с русского языка и оканчивают доклад на киргизском. В станице Белокаменной была одна сотница, которая знала киргизский язык и киргизские юридические обычаи в таком совершенстве, что киргизы приезжали к ней судиться; её киргизы звали «бий-байбиче», т.е. госпожа-судья.»

«…Иртышский казак – страстный охотник до киргизских национальных блюд. Он ест наравне с киргизом конину и казы (колбасы из конского мяса).»

Link to post
Share on other sites

Орловский А.О. "Битва казаков с киргизами".

 

Если правильно, то "Битва казаков с казаками":  ;)

 

e88e10e286cd.jpg

Link to post
Share on other sites

\\Вот и мне не понятно.Где именно в Вашей же цитате указа присутствует слово "козак".Кстати слово "русские" тоже\\

 

Так все там же, уважаемый ketsal, в росписях станиц. Как пример:

 

" из Мещеры станичная голова Посник Башкин с товарищи, стал на месте апреля в 29 день, а людей сним было его товарыщи, да отоманы мещерские, да мордва Цненская, да Мокшанская, да шатские казаки, всего 56 человек."

так это же татары-мишари

Link to post
Share on other sites

Основу казаков составили разные субэтносы огуров,позже дополненные славянами.Само слово возможно происходит от тюркского "gaçak"беженец,причиной которого было возможно были сбежавшими от осовной орды огузами нежелавшие принимат ислам.Хотя возможно слово казак происходит от тюркского gezek от gezmek(бродит)в смысле бродники.

Тот и другой вариант перехода звуков ИМХО невозможны по лингвистическим законам.

У меня есть ,как я полагаю, более убедительные версии. Некоторые ссылаются на Кашгари, но видимо даже  весьма немногие филологи его читали. Так у него есть выражение Qaz itgan er - "человек, который никому не подчиняется", соответственно отглагольное существительное от Qaz itgan и будет qazaq, как и иллюстритуется множеством других примеров. Опять же интересно значение "казак" в смысле стража, зафиксированное в Кодекс Куманикус. В этом случае представляет интерес наличие (д-диалектных)  соответствий: в хакасском "кадаг"- "охрана, стража, караул, а также выпас, присмотр за скотом", чулымско-тюркском "кадакла" - "караулить",  тувинское " кадар"-"пасти, караулить, сторожить, ждать " (из словарной статьи "кадар" этимологического словаря тувинского языка Татаринцева, правда сам Татаринцев не замечает связи  слова  "казак" с этой семантикой) .  У Татаринцева в том же  "Этимологическом словаре тувинского языка"  относительно корневой основы  слова казанак -"хлев, конура" высказывается мнение о существовании архетипа *кас, означавшего "загораживать", а монгольское "каши" -"загораживать, преграждать, защищать" является заимствованием из тюркского в противовес мнению Севортяна. Татаринцев, однако, отмечает, что данная основа в чистом виде в тюркских языках не сохранилась. Но в том же Кодекс Куманикус есть  "хасал косак" - стража (стр.118 издание Кууна).  Фонема "о" вместо "а" в косак не должна смущать. т.к.  например, в среднем диалекте татарского существует  звук "а" как нечто среднее между  а и о, в отличие от русского открытого "а". А слово "татар" произносится весьма  близко  к "тотар".

Link to post
Share on other sites

У Матфея Меховского в его "Трактате о двух Сарматиях"(1517 год), есть интересный момент - "Козак - татарское слово, а казак - русское, означает холопа, подданного - бродягу пешего или конного".

Link to post
Share on other sites

Вот что писал Михаил  Худяков  (расстрелян в 1937) в «Очерках по истории Казанского ханства»

«В непосредственной связи с  огланами  находились " казаки " - постоянный кадр войска, состоявший под командой  огланов . Проф. В. В. Вельяминов-Зернов объясняет термин " казак ", встречающийся в документах данной эпохи, как "простой татарин": "Простые татары, приходившие в Россию вместе со своими царевичами, а равным образом и простые татары казанские, крымские и пр. обыкновенно звались у русских  казаками , да и сами они называли себя  казаками "342. Термин " казаки " постоянно употреблялся в тех случаях, где речь шла, например, о служилых татарах в России. Объяснение проф. Вельяминова-Зернова нуждается в некотором ограничении: на службу в Россию вместе с татарскими царевичами при[205]ходили собственно не простые татары, под которыми можно было бы подразумевать основную массу крестьянского населения, а татары-солдаты, из которых и состоял кадр служилого войска. Этой особенностью - военным характером своей профессиональной службы -  казаки  отличались от массы "простых татар" и в силу своего значения для государства получали по временам доступ к участию в курултае вместе с  огланами , напр. в январе 1546 и в июле 1551 года.

В некоторых случаях термин " казаки " детализуется: различаются  казаки  "дворные" и "задворные", т.е. служившие при дворе, в столице, и вне двора, в улусах, по деревням. Татарские термины, соответствующие русскому переводу "дворные" и "задворные" - "ички" (внутренние) и "исьникы" (внешние). В некоторых случаях русские документы отмечают отдельно ички, дворных и задворных  казаков , но чередование терминов "ички" и "дворные  казаки "343, при тождестве их значений подтверждает их идентичность. В некоторых случаях, напр. после смерти Мухаммеда-Эмина в 1518 году официальные документы напоминают об участии в решении государственных вопросов только "ички", т.е. столичного гарнизона без упоминания задворных  казаков , т.е. провинциальных солдат. Д. В. Смирнов склонен был относить эпитет "ички" не к простым  казакам , а к князьям, находившимся при дворе344, но взаимное чередование терминов "ички" и "дворные  казаки " не дает оснований к этому толкованию.

 

После освобождения Абдул-Латыфа из-под ареста русское правительство заключило с ним 29 декабря 1508 года договор, проливающий некоторый свет на положение в России удельных татарских царевичей63. Договор рассматривает хана Абдул-Латыфа, как полноправного суверенного государя в своем уделе: он имеет право войны и мира, ведение дипломатических договоров в официальных документах с великим князем оба государя называли друг друга братьями, т.е. считаются равными между собою; в в распоряжении хана имеется войско -  огланы , князья и " казаки ", т.е. простые татары64.

Link to post
Share on other sites

Показательный смотр казаков:

 

r6ZQH5s2YtA.jpg

 

SrXsLAHDTHU.jpg

 

Edited by АксКерБорж
Link to post
Share on other sites

Забайкальский "Кузьма Крючков" Созон Тынжиев

 

518041_original.jpg

 

Забайкальский «Кузьма Крючков» казак Созон Тынжиев.

(По материалам еженедельного иллюстрированного журнала «ЗАРЯ», 24 января 1916 г.)

Link to post
Share on other sites

\\определило тунгусов вместе с казаками к охране установленной границы\\

 

Очень долго на вооружении тунгусских казаков был лук. Саадачный комплект тувинского казака включал в себя 60 стрел. При этом хорошее ружье стоило 20 рублей ассигнациями, а саадак от 30 до 50 рублей. У атаманов сабли и жалованные кортики.

 

http://forum.guns.ru/forums/icons/forum_pictures/001725/1725604.jpg

Link to post
Share on other sites

0_12183c_4bbbf531_L.jpg

 

Вот он их командир, сотник Владимир фон Эксе. Блестящий гвардеец, лучший, вместе с братом Дмитрием, на престижнейших европейских скачках, перешедший на службу из гвардии в казаки, в разведку. В руках американский Винчестер(получил, как приз на скачках), а на бедре трофейный японский кортик.

Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now




×
×
  • Create New...