Перейти к содержанию
Гость Shalkar

Казаки

Рекомендуемые сообщения

А связывать казаков с гусарами - это же фольк

 

Фольк, я и не спорю. Общего очень мало, есть некие косвенные параллели на отдельных этапах истории, не более того. О гусарах речь шла только для того, чтобы показать, что имя (в данном случае венгерское) не всегда соответствует этническому составу его носителей.

Приведенные вами цитаты из Татищева не подтверждаются ничем, кроме слов самого Татищева. Если принимать во внимание документы, например выдержки из Посольских книг, донесения воевод, дипломатическую переписку, то выходит, что казаки появляются в Диком Поле никак не ранее середины XV века, а вольное казачество на Днепре и Дону - первой половины XVI века. О том же свидетельсвует и историческая память казаков, которая не охватывает события ранее XVI века.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть мнение что гребенские казаки, по происхождению от нохчей.

 

Это мнение, как и многие другие мнения, ничем не подтверждены. Есть мнение, что и украинцы от древних укров произошли во главе с украинским богатырем Атиллой-Мочиллой)))

 

«Одно из преданий рассказывает, что предки гребенских казаков были некогда казаками Ермака. Когда он пошел в Сибирь, от него отделился некто Андрей (Шадра) с казаками и поселился за Тереком» (Н.Н. Великая). Так или иначе, в эпоху правления Ивана IV казаки на Тереке уже были, о чем свидетельствует другое предание, записанное Л.Н. Толстым: «Предание, еще до сих пор свежее между казаками, говорит, что царь Иван Грозный приезжал на Терек, вызывал с Гребня к своему  лицу стариков, дарил им  землю но ею сторону реки, увещевал жить в дружбе и обещал не принуждать их ни к подданству, ни к перемене веры» (Л.Н. Толстой «Казаки»).

            Вероятнее всего, что основание терскому и гребенскому казачеству заложили те самые воровские казаки, которые пришли на Волгу с Дона во второй половине XVI века. Выплывая на своих лодках в Каспий, они двигались вдоль его западного побережья и таким образом выходили к устью Терека. Предположение о том, что первые казаки пришли на Терек с Волги, подтверждает и тот факт, что «что некоторые фольклорные образцы и обряды гребенцов обнаруживают связь с Поволжьем. <…> Примечательно, что некоторые имена гребенцов, сообщаемые источниками второй половины XVI -XVII в., находят аналогии с именами казаков Поволжья XV- первой половины XVI в.» (Н.Н. Великая «Казаки восточного Предкавказья XVII-XIX вв.», (глава «Освоение казаками  Терского Левобережья в XVII-XIX вв.»)

Но постепенно у казаков, проживающих на Тереке, русский стержень станет едва заметным. Особенно после того,  как «в 1606 году они покинули Терек (4 тыс. казаков отплыли в Астрахань и приняли активное участие в событиях Смутного времени). Назад практически никто не вернулся. От сильного войска «вольных атаманов и казаков» осталось лишь 220 человек

 

Согласитесь, такая версия хоть как-то обоснована.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Скорее  непонимание в  чем  заключается величие  истории  и  культуры народа А  оно  именно  во  взаимодействии народов  И  еще  конечно  же  трудно  признать  что  держава  основана тоже  во  взаимодействии  народов Насчет  приезжих -это  вообще  смешно Век  назад была  такая  поговорка  в  Москве -мол  Москва  на  татарах  держится(все  дворники жили  на  первых  этажах) Теперь  эти  дворники  стали  руководителями  крупнейших компаний Тоже  самое  случится  и  с настоящими приезжими -узбеками,таджиками , киргизами 90% из  того  что вы  видите  в  окно  построено  именно  так  называемыми  гастарбайтерами И это  не  вчера  началось а  с  советских стройбатовских времен Об  этом  еще  Гумилев  писал- татары всегда  более социально  активны

 

Ув.Шамиль, про взаимодействие народов - золотые слова. Или вы полагаете, что русские будут с этим спорить?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И Ваши замечания неуместны!

Видимо, оказались уместны, коль скоро разговор наконец-то вернулся от "раковых опухолей" в "казачье" русло.

Как говорил мой дед, рана заживая чешется напоминая о прошлой боли... Также и Вы болезненно отреагировали на "опухоль", значит правда гложет... Мы пытаемся придти в будущее без следов от ран прошлого...

Мне до жути было интересно, кто же это "минусует" мои посты... Оказался ушедший в подполье Стас - неудавшийся модер... )))

  • Одобряю 2
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

И Ваши замечания неуместны!

 

Видимо, оказались уместны, коль скоро разговор наконец-то вернулся от "раковых опухолей" в "казачье" русло.

Как говорил мой дед, рана заживая чешется напоминая о боли... Также и Вы болезненно отреагировали на "опухоль", значит правда гложет... Мы пытаемся придти в будущее без ран прошлого...

 

И какие же "раны" нанесли в "прошлом" русские потомственным семиреченским казакам? Ну ладно бы крымским татарам или финнам, но семиреченским-то казакам когда мы успели насолить? Или лишь бы "попикироваться"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

И Ваши замечания неуместны!

 

Видимо, оказались уместны, коль скоро разговор наконец-то вернулся от "раковых опухолей" в "казачье" русло.

Как говорил мой дед, рана заживая чешется напоминая о боли... Также и Вы болезненно отреагировали на "опухоль", значит правда гложет... Мы пытаемся придти в будущее без ран прошлого...

 

И какие же "раны" нанесли в "прошлом" русские потомственным семиреченским казакам? Ну ладно бы крымским татарам или финнам, но семиреченским-то казакам когда мы успели насолить? Или лишь бы "попикироваться"?

Не плутайтесь словами... Я про такое не писал, что русский люд нанес раны казакам...

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

И Ваши замечания неуместны!

 

Видимо, оказались уместны, коль скоро разговор наконец-то вернулся от "раковых опухолей" в "казачье" русло.

Как говорил мой дед, рана заживая чешется напоминая о боли... Также и Вы болезненно отреагировали на "опухоль", значит правда гложет... Мы пытаемся придти в будущее без ран прошлого...

 

И какие же "раны" нанесли в "прошлом" русские потомственным семиреченским казакам? Ну ладно бы крымским татарам или финнам, но семиреченским-то казакам когда мы успели насолить? Или лишь бы "попикироваться"?

Не плутайтесь словами... Я про такое не писал, что русский люд нанес раны казакам...

 

 Тогда изъяснитесь яснее, что вы хотели сказать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Коменты Виктора Карпова                                                                                                                                                                                                Надо сказать об этнокультурных связях гребенских казаков. Существуют три версии происхождения гребенских казаков. Одна из них, совершенно фантастическая — та, что гребенские казаки произошли от вайнахов (самоназвание чеченцев и ингушей .). И эта фантастическая версия обосновывается тем, что гребенские казаки уж больно похожи по своим традициям и обычаям на соседей-вайнахов. Но это, конечно, фантастика. А вот согласно источникам, те же гуноевцы («гуной» — один из тейпов чеченцев), которые не хотели принять ислам (а они были христиане), переходили в казачество. Среди казаков есть выходцы из всех основных тейпов, в т.ч. от голубоглазых дытнинцев и от шатойских тейпов. Тяжелое прошлое ослабило связь между родичами. Сейчас родственные связи с казаками сохранили в основном только Гуной и Варандой. Назову фамилии некоторых казаков гунойского происхождения только из одной станицы. В станице Червленной: Гришины, Асташкины, Гулаевы, Денискины, Велик, Тилик, Полушкины, Федюшкины, Филипченкины, Порамеревы, Кузины, Пронькины, Хановы, Андрюшкины, Курносовы, Рогожины . Основателем станицы Дубовской был чеченец из тейпа «садой» по имени Дуба http://maxpark.com/community/4797/content/1641330

Мнение самих гребенцов все же более ценное, в коментах.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Коменты Виктора Карпова                                                                                                                                                                                                Надо сказать об этнокультурных связях гребенских казаков. Существуют три версии происхождения гребенских казаков. Одна из них, совершенно фантастическая — та, что гребенские казаки произошли от вайнахов (самоназвание чеченцев и ингушей .). И эта фантастическая версия обосновывается тем, что гребенские казаки уж больно похожи по своим традициям и обычаям на соседей-вайнахов. Но это, конечно, фантастика. А вот согласно источникам, те же гуноевцы («гуной» — один из тейпов чеченцев), которые не хотели принять ислам (а они были христиане), переходили в казачество. Среди казаков есть выходцы из всех основных тейпов, в т.ч. от голубоглазых дытнинцев и от шатойских тейпов. Тяжелое прошлое ослабило связь между родичами. Сейчас родственные связи с казаками сохранили в основном только Гуной и Варандой. Назову фамилии некоторых казаков гунойского происхождения только из одной станицы. В станице Червленной: Гришины, Асташкины, Гулаевы, Денискины, Велик, Тилик, Полушкины, Федюшкины, Филипченкины, Порамеревы, Кузины, Пронькины, Хановы, Андрюшкины, Курносовы, Рогожины . Основателем станицы Дубовской был чеченец из тейпа «садой» по имени Дуба http://maxpark.com/community/4797/content/1641330

Мнение самих гребенцов все же более ценное, в коментах.

 

Возможно. Отчасти об этом пишут и другие авторы: Хотя в дальнейшем терские низовые казаки продолжали вести свое происхождение от ранних поселенцев, но их поздние общины практически не сохранили первоначального ядра и постоянно обновлялись за счет «инородцев» (главным образом крещеных представителей северокавказских народов)» (Н.Н. Великая «Казаки восточного Предкавказья XVII-XIX вв.», (глава «Освоение казаками  Терского Левобережья в XVII-XIX вв.»).

Множество достоверных источников свидетельствует, что на протяжении XVI-XIX вв. многочисленные представители кавказских народов, крымских и ногайских татар вливались в казачество. «Сохранилась одна челобитная, бросающая некоторый свет на пути этого перелива татарских сил в состав русского служилого люда. В 1589 г. нововыезжий татарин-новокрещен Кирейка бил челом государю, что выехал он из Крыма на Дон к казакам и служил там государю с казаками 15 лет, крымских людей грабливал и на крымских людей воевать с казаками хаживал, а с Дону пришел в Путивль и здесь женился тому 5 лет; так государь смиловался бы, велел бы его двор в Путивле «обелить», освободить от податей и ему служить царскую службу вместе с путивльскими белодворцами» (В.О. Ключевский «Курс русской истории»)

 

Остается выяснить, кто же, в какой момент истории стал основой, тем самым "первоначальным ядром" для возникновения вольного казачества на Днепре и  Дону? (Дон важен, на мой взгляд тем, что именно донское казачество стало впоследствии родоначальником для большинства остальных казачьих войск: терского, гребенского, яицкого (уральского), волжского, сибирского, семиреченского, забайкальского и амурского).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ВГУСТЕЙШИЙ АТАМАН ВСЕХ КАЗАЧЬИХ ВОЙСК – почтенное звание, присваивавшееся с 1827 года наследнику-цесаревичу до его вступления на престол, или члену царствующей семьи Романовых. Это звание носили великие князья: Александр Николаевич (1827-1855), Николай Александрович (1855-1865), Александр Александрович (1865-1881), Николай Александрович (1881-1894), Георгий Александрович(1894-1899), Михаил Александрович (1899-1904), Алексей Николаевич(1914-1918).

АТАМАН – с древнетюркского переводится буквально как «отец мужчин». То есть: «ата» - отец, «ман» - мужчина. Атаманы в войсках назывались войсковыми (с 1723 года – наказными, то есть назначенными, с 1738 года – вновь войсковыми) и походными. Атаманы возглавляли административно-территориальные единицы: округа (в Донском, Кубанском, Терском, Амурском, и Уссурийском казачьих войсках – отделы). Атаманы были также станичные, хуторские, поселковые (в уральском казачьем войске) и полковые (у сибирских городовых казаков).

БИВАК – бивуак (устаревшее), расположение казачьих войск на отдых вне населенного пункта.

БУЛАВА – оружие, известное с эпохи Древней Руси, широко использовавшееся в XII - XIII веках. Железный, бронзовый, костяной ребристый шар или куб со срезанными углами на деревянной рукояти. С XVI века богато украшенные булавы стали символом власти наказных атаманов казачьих войск.

БУНЧУК – знак старшинской власти в виде высокого древка с металлическим шаром или острием, украшенным кистями или конским хвостом. В XV – XVIII веках стал символом гетманской власти в Украинском казачьем войске.

ВАХМИСТР – второй унтер-офицерский чин в казачьих войсках и регулярной кавалерии. Соответствовал чину фельдфебеля в армии.

ВЕНТЕРЬ – способ боевых действий казачьей конницы, заключавшийся в заманивании неприятеля под удар главных сил (артиллерии), часто находившихся в засаде. Применялся главным образом против вражеской кавалерии.

ВОЙСКОВОЕ ПРАВЛЕНИЕ – высший орган исполнительной власти по управлению гражданской частью Войска Донского (области Войска Донского) с 1835 по 1918 год.

ВОЙСКОВОЙ КРУГ – общевойсковое собрание у казаков, высший орган власти в казачьих войсках.

ВОЙСКОВОЙ СТАРШИНА – воинский чин 8-го класса в 1775 1884 годах (приравнивалось к чину майора армии) и 9-го класса в 1884-1917 годах (приравнивалось к чину подполковника армии) в казачьих войсках и в народном (государственном) ополчении.

ВОЙСКОВОЙ СУДЬЯ – второе после атамана лицо в Запорожском и Черноморском казачьих войсках. Избирался на войсковой раде. Символом его власти была войсковая печать и судейская палица.

ВЬЮК – походная укладка предметов казачьего снаряжения, вещей, возимого запаса провианта и фуража на лошадь.

ГЕТМАН - предводитель, командующий войсками в истории Польши, Чехии, Украины и Молдавии.

ДИКОЕ ПОЛЕ (в древности известно еще и как Половецкое Поле) – историческое название в Древней Руси южных степей, простиравшихся между Доном, верховьями Оки, левыми притоками Днепра и десны.

ЕСАУЛ – чин в казачьих войсках, соответствовал чину ротмистра в кавалерии, давал право на потомственное дворянство. В разное время существовали генеральные, войсковые, полковые, сотенные, станичные, походные, артиллерийские есаулы.

ЗАСТАВА – походное охранение в казачьих войсках, позднее – подразделение пограничной стражи на определенном участке государственной границы.

ИНОГОРОДНИЕ – общее название жителей невойскового сословия в казачьих областях.

КАЗАЧИЙ ПОЛК – воинская часть, основная тактическая и административно-хозяйственная часть казачьих войск.
В 1812 году полк имел 5-сотенный состав. Штат состоял из командира полка (штаб-офицера), 5 есаулов, 5 сотников, 5 хорунжих, 1 квартирмейстера, 20 урядников и 500 рядовых казаков.
С 1838 года полк состоял из 6 сотен. Теперь штат полка состоял из: 1 полковника, 1 войскового старшины, 5 есаулов, 6 сотников, 7 хорунжих, 19 старших урядников (один заменщик), 19 младших урядников (один ассистент заменщика) и 750 рядовых казаков.
В 1874 году были введены новые полковые штаты. Сотни стали делиться на полусотни и 4 взвода. Полк состоял из: 1 полковника, 2 войсковых старшин, 4 есаулов, 7 сотников, 7 хорунжих, 9старших вахмистров, 80 старших и младших урядников, 1 штаб-трубача, 18 сотенных трубачей, 750 рядовых казаков.
Последние штаты (6-сотенные и 4-сотенные) для казачьих полков были введены в 1882 году. 6-сотенный полк состоял из: 4 штаб-офицеров, 4 есаулов, 7 сотников, 8 хорунжих, 6 вахмистров, 80 старших и младших урядников, 750 рядовых казаков и 13 трубачей. 4-сотенный полк (для Терского казачьего войска) состоял из: 3 штаб-офицеров, 3 есаулов, 5 сотников, 6 хорунжих, 4 вахмистров, 54 старших и младших урядников, 500 рядовых казаков и 9 трубачей.
В годы Первой мировой войны в состав казачьего полка входила конная пулеметная команда (6 – 8 пулеметов). Пулеметы были установлены на тачанках и возились во вьюках.

КЛЕЙНОДЫ – войсковые знаки отличия (знамена, бунчуки, трубы, литавры и т.д.) и символы атаманской или гетманской власти (булавы, палицы, перначи).

КОКАРДА – отличительный знак установленного образца на форменных головных уборах военнослужащих. В казачьих войсках они были такие же, как и в регулярной русской армии – офицерские, юнкерские и солдатские.

КОРДОН – пограничный или заградительный (к примеру, во время эпидемии) отряд, а также место его расположения в военное и мирное время.

КОШ – военный лагерь, обоз русской армии; в Запорожской сечи – место постоянного пребывания казаков (община); временный казачий лагерь (стан).

КУБАНКА (шапка-кубанка) – традиционный головной убор кубанских и терских казаков с невысоким (7 – 10 сантиметров) барашковым околом и плоским (или в виде колпака) суконным верхом (донышком).

ЛАВА – боевой порядок и способ тактических действий в конном рассыпном строю; применялся главным образом для охвата неприятеля с флангов и тыла.

ЛАМПАСЫ (лампас) – широкие полосы из сукна приборного цвета, нашитые на боковые швы или в два ряда вдоль боковых швов шаровар, брюк. Традиционный элемент казачьей формы одежды. Донцы, кубанцы, сибиряки и енисейцы носят лампасы алого цвета; забайкальцы, амурцы, уссурийцы, иркутские и якутские казаки – желтого цвета; уральцы и семиреченцы – малинового цвета; оренбуржцы и терцы – василькового цвета.

ЛЬГОТА – особые правила прохождения службы в казачьих войсках, заключающиеся во временном освобождении военнообязанных казаков от прямых служебных обязанностей.

ЛЯДУНКА – сумка (коробка) для хранения патронов (зарядов), носилась на левой плечевой перевязи у пояса. В 1838 году заменена у казаков патронташем (патронной сумкой) на 40 патронов, у офицеров – на 20 патронов.

МАЙДАН – площадь в центре казачьей станицы, где находилось станичное правление, церковь, рынок, различные административные здания. На майдане собирался казачий круг.

МАЛОЛЕТКИ – казачья молодежь допризывного возраста, проходящая военную подготовку дома, в местах своего проживания.

МАЯК – у казаков наблюдательная вышка для часового, с которой в случае тревоги подавался условный сигнал. Был широко распространен на Кавказской укрепленной пограничной линии (по Кубани и Тереку) и у запорожцев.

МЛАДШИЙ УРЯДНИК – четвертый унтер-офицерский чин в казачьих войсках.

НАБЕГ – внезапное и скоротечное нападение казачьей конницы на месторасположение противника, подготовленное втайне от него.

НАГАЙКА – ременная плеть для управления лошадью; являлась обязательной принадлежностью верховых казаков.

НАДЕЛ – участок земли, выделенный казаку из станичного (юртового) земельного фонда при достижении им 16-летнего возраста.

НАМЕТ – казачье название галопа, самого быстрого скачкообразного движения лошади.

ОБЕР-ОФИЦЕР – младший офицер в казачьих войсках, вплоть до командира сотни (сотника).

ОСОБЫЕ СОТНИ – казачье ополчение в Первой мировой войне из военнообязанных казаков старших возрастов и добровольцев из их числа

ОТДЕЛ – единица военно-территориального деления в Кубанском, Терском, Астраханском, Уральском, Оренбургском и Сибирском казачьих войсках.

ОТДЕЛЬНЫЕ СОТНИ – отдельные воинские казачьи (конные) части, решавшие в военное и мирное время самостоятельные задачи.

ПАЙ – часть, доля станичной (юртовой) земли, приходящаяся на одного казака. В войсках и станицах был различен по размерам в зависимости от имеемого земельного фонда.

ПАПАХА (папах) – военный зимний головной убор с высоким околом и суконным верхом.

ПИКА – холодное колющее оружие, разновидность длинного копья. Размеры пик в казачьих войсках колебались от 3,1 до 3,4 м, вес достигал 2 кг и более. Имела стальной наконечник.

ПИСАРЬ ВОЙСКОВОЙ – должностное лицо в казачьих войсках, состоял при войсковом атамане. Являлся хранителем войсковой печати, заведовал внешними сношениями, архивами и канцелярией. При окружных, станичных атаманах также находились писари, выполнявшие аналогичные обязанности.

ПОГОНЫ – наплечные знаки различия на форменной одежде военнослужащих. В казачьих войсках были введены с 1812 года.

ПОДХОРУНЖИЙ – старший унтер-офицерский чин в казачьих войсках. Соответствовал чину подпрапорщика в армейских войсках.

ПОДЪЕСАУЛ – офицерский чин в казачьих войсках; соответствовал армейскому чину штабс-капитана и штаб-ротмистра в регулярной кавалерии.

ПОЛКОВНИК – воинский чин 6-го класса в сухопутной армии, в том числе в казачьих войсках, с XVII века. Старший штабс-офицерский чин.

ПРИКАЗНОЙ – воинское звание в казачьих войсках. Следовало за званием рядовой и соответствовало ефрейтору в армии.

ПРИСЯГА – торжественное обещание (клятва верности), приносимая каждым казаком перед Верой, Царем и Отечеством. При принятии присяги казаки целовали крест и клялись перед казачьим обществом выполнять данные обязательства.

РАЗРЯД – категория служилого состава казаков, устанавливаемая в зависимости от возраста.

САБЛЯ – рубящее или рубяще-колющее холодное оружие. Общая длина сабли достигала 1,1 м, вес с металлическими ножнами – до 2,3 кг. В казачьих войсках в 1881 году была заменена шашками, как более удобным видом оружия.

СЕЧЕВАЯ РАДА – верховный орган власти в Сечи Запорожской. После присоединения Украины к России в 1654 году верховная власть перешла от Сечевой рады к гетману.

СОТНИК – обер-офицерский чин в казачьих войсках, соответствовавший чину поручика в регулярной армии.

СОТНЯ – воинское подразделение в казачьих войсках; возглавлялась сотником. В конце XIX столетия конный казачий полк обычно состоял из шести, реже – из четырех сотен. Пластунские (пешие) батальоны и дивизионы тоже делились на сотни.

СТАНИЦА – казачье поселение (административно-территориальная единица, ее центр). В станицу входили хутора и поселки. В XV – XVII веках так называлось посольство от казачьего (Донского) войска, направляемого в Москву, к царю.

СТОРОЖИ – в X – XVII веках казачьи конные разведывательные отряды, высылаемые в сторону вероятного появления врага. Имели различную численность.

ТАЧАНКА – рессорная конная повозка с открытым легким кузовом для парной упряжки лошадей. Пулеметная тачанка имела усиленную упряжку из трех, четырех лошадей. Широкое распространение получила в годы Гражданской войны.

УРЯДНИК – унтер-офицерский чин в казачьих войсках. Звание старшего урядника, как правило, носили помощники командиров взводов, младшего урядника – командиры отделений.

ФУРАЖИР – в казачьих войсках должностное лицо, ведавшее получением, выдачей, хранением и учетом фуража. В военное время фуражиры занимались заготовкой фуража.

ФУРАЖКА – традиционный головной убор в казачьих войсках; была введена (без козырьков) в 1825 году. Имела установленные цвета околыша и тульи: у донцов – алого и синего, уральцев – голубого и синего, Астраханцев – желтого и синего, черноморцев – красного и темно-синего, сибиряков – красного и темно-зеленого, оренбуржцев – светло-синего и темно-зеленого, забайкальцев – темно-зеленого с красной выпушкой, в казачьей артиллерии – черного с красной выпушкой и темно-зеленого. Офицерские фуражки делались с кожаным козырьком.

ХАТА – традиционное название жилищ у кубанских и низовых донских казаков.

ХОРУНЖИЙ – младший офицерский чин в казачьих войсках, соответствовал чину подпоручика и корнета в регулярной армии.

ХУТОР – однодворное или многодворное казачье поселение вне станиц. Хуторяне подчинялись станичному атаману, как главе административной единицы войска. Хутор имел своего атамана.

ШАШКА – рубящее или рубяще-колющее холодное оружие. Длина – 0,7 – 0,9 м, ширина до 40 мм, вес с ножнами до 1,2 кг. Однолезвийный клинок небольшой кривизны с обоюдоострым концом. Эфес не имел гарды. Шашка являлась традиционным элементом казачьего костюма.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

АТАМАН – с древнетюркского переводится буквально как «отец мужчин». То есть: «ата» - отец, «ман» - мужчина. Атаманы в войсках назывались войсковыми (с 1723 года – наказными, то есть назначенными, с 1738 года – вновь войсковыми) и походными. Атаманы возглавляли административно-территориальные единицы: округа (в Донском, Кубанском, Терском, Амурском, и Уссурийском казачьих войсках – отделы). Атаманы были также станичные, хуторские, поселковые (в уральском казачьем войске) и полковые (у сибирских городовых казаков).

 

Есть и иная версия происхождения слова «атаман», которое мы традиционно отождествляем с казачеством. Впервые оно встречается в документах при описании событий, происходивших в 1279г. в Новгородской земле: «В числе наших собственных памятников сего времени заметим грамоту, писанную великим князем к посадникам, казначеям и к старостам Заволочья. Там сказано, что в силу договора, заключенного Андреем с Новымгородом, он может послать три ватаги для ловли на море, под началом атамана Крутицкого; что селения обязаны давать им корм и подводы, также и сыну атаманову, когда пошлют его оттуда с морскими птицами; что ловцы новгородские, согласно с уставом времен Александровых и Димитриевых, не должны в Заволочье ходить на Терскую строну и проч.». Таким образом, слово «атаман», означающее вожака рыболовецкой, промысловой артели, было известно в Новогородской земле еще во второй половине XIII века.

Во второй половине XV века атаманыватаманы», возглавляющие ватаги охочих людей, становятся известны в других северных русских городах, Вятке и Великом Устюге. В устюжской летописи читаем отрывок, описывающий бой между войском казанского царя Ибрагима и силой Великого князя в 1468г.: «Тогды убили на том бою ватамана устюжского Саву Осеива» (ПСРЛ, том 37, Устюжские и вологодские летописи, Ленинград, «Наука», 1982г., с.91). Вероятно, что ушкуйники-северяне принесли слово «ватаман» на Волгу, откуда оно и попало позднее на Дон к казакам.

 

*возможно, слово «атаман», которым на Руси обозначали вожака судовой артели, рыболовецкой ватаги, пришло в Новгородскую землю вместе с немецкими и голландскими мореплавателями (от герм. «waterman» - «водный человек», моряк – отсюда искаженное «ватаман», атаман). «Каждая станица, или ватага, выбирала себе старшего, которого, по образцу северных моряков, ходивших и по русским рекам, называли ват-маном; отсюда потом произошло и название атаман» (П.Н. Краснов "Картины былого Тихого Дона")

Точно также позднее немецкое слово «Hauptmann» (начальный человек, начальник) превратилось у  малороссийских казаков в «гетман».

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

\\ что казаки появляются в Диком Поле никак не ранее середины XV века, а вольное казачество на Днепре и Дону - первой половины XVI века. О том же свидетельсвует и историческая память казаков, которая не охватывает события ранее XVI века.\\

 

В росписях станиц (дозоров) на 16 век. на тех местах где впоследствии встали станицы(населенные пункты) и городки казачьи нет ничего, одни пустоши.

 

Кроме того у казаков до 15 века существовал обычай, по весне уходя в поход резать своих детей и жен. Первым кто отказался от этого дикого обычая считается атаман Василий Гугня, пожалевший свою жену взятую в полон от калмыков или ногаев. Недаром у уральцев есть тост за Гугниху, как проматерь казаков. А казак Тит Федоров отказался душегубствовать над своей новорожденной дочерью. 

 

Так что говорить о каком-то якобы казачьем народе до 15 - 16 вв. будет просто странно

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кроме того у казаков до 15 века существовал обычай, по весне уходя в поход резать своих детей и жен. Первым кто отказался от этого дикого обычая считается атаман Василий Гугня, пожалевший свою жену взятую в полон от калмыков или ногаев. Недаром у уральцев есть тост за Гугниху, как проматерь казаков. А казак Тит Федоров отказался душегубствовать над своей новорожденной дочерью. 

Можно поподробней, с чем связано...

 

Больше похоже на иудейские обычаи, гой - недочеловек.

Также есть мнение что "казаки" от евреев, видимо хазарских. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

\\ с чем связано..\\

 

Все жены, как правило, были полонянками. Весной ватага казаков уходит в поход, в походе жены не нужны. А если жену оставить на месте стоянки, то она какому-нибудь басурманину достанется - не дело. Вот и резали. Обычай воровской, как говорил атаман Яицкого казачьего войска Илья Григорьевич Меркурьев, и никакого иудейства

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Невероятные евреи

Июль 1, 2010

журнал (выпуск №1)        http://www.jewage.org/wiki/ru/Article:%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%B8          Казаки как военная организация впервые упоминаются русскими летописями в 1444 году, а расцвета казачество достигло на границах земель Литовских и Московских к началу семнадцатого века. К этому времени сформировались казачьи войска на Дону, в низовьях Днепра и в Запорожье. Так вот, среди запорожских казаков, например, евреи жили издавна. По словам польского историка Якова Собесского, отца короля Яна III, на Сечи проживали народности: украинцы, поляки, литовцы, белоруссы, болгары, татары, турки, калмыки, грузины, немцы, французы, итальянцы, испанцы, англичане и… евреи.   В конце восемнадцатого века исследователи отмечали значительное число казачьих фамилий, имевших явно еврейское происхождение: Юдины, Юдаевы, Халаевы, Нивроченки, Мацуненки, Шабатные, Жидченковы, Шафаревичи, Маривчуки.  

       Вероисповедание, правда, должно было быть обязательно христианским: до 1635 года — православным или католическим, с 1635 года — только православным. При этом из метрических книг известно, что «в ряде станиц Майкопского и Лабинского отдела проживали казаки-евреи, исповедующие иудаизм».

    Другие, как то запорожцы, жившие при днепровских порогах, собственно о себе объявляли, якобы войско их начало свое возымело от 948 года чрез вышедшего тогда из Польши некоего человека, именем Семена, роду козарского, который якобы для рыбного промыслу и ловли звериной на устье Бог-реки, и ее лимане, место избрал, и купа, по извещению его о тамошнем свободном промысле, присовокупились к нему земляки его и составили сперва чрез то шайку человек из ста или более. Семена того поставили над собою атаманом и жили там времени несколько, промышляли якобы только звериною и рыбною ловлею, потом от времени до времени приумножилось их до несколько. Носили одежду от ловли своей, поделанную из кож диких коз и сайгаков. Чрез что, а паче чрез великое уже число их, будто бы прославились славными стрелками, и наименовали их по тому козаками. И урочище то, где первое начальное зборище имели, якобы проименовалось с того времени Семеновым Рогом, которое, де, и доныне тем званием именуется.                                                                                  

Из коментов

Леня Ейльман

Уважаемые господа! Историю казачества нельзя изучать отдельно от истории государств, на территории которых оно образовалось. Это Хазария и крымское государство Феодорон по гречески или самоназвание Ашкеназ. Через эти государства проходил Великий шелковый путь. Купцы -евреи и караимы нуждались в защите своих товаров. Функцию защиты выпоняла военно-торговая организация "Радания".(Рада-власть) Она и явилась колыбелью казачества. Со временем произошло ославянивание казаков, принимавших у себя беглый люд из Украины и России. В наименьшей степени этому явлению были подвержены Терские казаки. Леонид Ейльман

Это не доказано, но все же инфо для раздумий.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

\\Это не доказано,\\

 

Еще бы! В Великом княжестве Московском и в Российской империи жить евреям запрещалось. Их даже с захваченных у Польши и Литвы городов выселяли. А кто из них разными путями и проникал в границы государства, то на такие случаи каждый государь указ писал. Например:

Как то уже не по однократным предков Наших в разных годах, а напоследок, блаженныя и вечнодостойныя памяти, вселюбезнейшия Матери Нашей Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны, в прошлом 1727 году Апреля 26 дня состоявшимся указом, во всей Нашей Империи, как в Великороссийских, так и в Малороссийских городах Жидам жить запрещено; но ныне Нам известно учинилось, что оные Жиды еще в Нашей Империи, а наипаче в Малороссии под разными видами, яко то торгами и содержанием корчем и шинков жительство свое продолжают, от чего не инаго какого плода, но токмо, яко от таковых имени Христа Спасителя ненавистников, Нашим верноподданным крайняго вреда ожидать должно. Всемилостивейше повелеваем: из всей Нашей Империи, как из Великороссийских, так и из Малороссийских городов, сел и деревень, всех мужска и женска пола Жидов, какого бы кто звания и достоинства ни был, со объявления сего Нашего Высочайшего указа, со всем их имением немедленно выслать за границу, и впредь оных ни под каким видом в Нашу Империю ни для чего не впускать; разве кто из них захочет быть в Христианской вере Греческого исповедания, таковых крестя в Нашей Империи, жить им позволить, токмо вон их из Государства уже не выпускать. А некрещеных, как и выше показано, ни под каким претекстом никому не держать.» 16 декабря 1743 года на докладе Сената, просившего императрицу допустить евреев из Польши и Литвы для временной, на ярмарках, торговли в Риге и иных приграничных местах, доказывая, что в противном случае «не токмо Вашего Императорского Величества подданным в купечестве их великой убыток, но и Высочайшим Вашего Императорского Величества интересам немалой ущерб приключиться может», начертала: «От врагов Христовых не желаю интересной прибыли

 

Так что массово им тут взяться было неоткуда. Единичные случаи появления крещенных евреев в казачьих войсках можно объяснить взятием этих евреев в плен во время войн с Крымом и Речью Посполитою. Возможно кто-то из плененных был хорошим воином и был оставлен в войске. Хотя некоторые из приведенных фамилий могли происходить от прозвищ, а совсем не от национальности.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

\\По словам польского историка Якова Собесского, отца короля Яна III, на Сечи проживали народности: украинцы, поляки, литовцы, белоруссы, болгары, татары, турки, калмыки, грузины, немцы, французы, итальянцы, испанцы, англичане и… евреи. \\

 

Что-то подсказывает мне, что врет сей источник. Есть  у меня томик "Истории Польши", кажется века 19 творение, так вот, нет в ней ни слова ни про украинцев, ни про белорусов. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Лучше всего написал подъячий Посольского приказа Григорий Карпович Катошихин:

 

"А люди они породою Москвичи и иных городов, и новокрещеные Татаровя, и Запорожские казаки, и Поляки, и Ляхи, и многие из них Московских бояр и торговые люди и крестьяне, которые приговорены были х казни в розбойных и в татиных и в-ыных делах, и покрадчи и пограбя бояр своих уходят на  Дон; и быть хотя одну неделю, или месяц, а личитца им с чем нибудь приехать к Москве, и до них вперед дела никакова ни в чем не бывает никому, что кто ни своровал, потому что Доном от всяких бед свобождаютца. И дана им на Дону жить воля своя, и началных людей меж себя атаманов и иных избирают, и судятца во всяких делах по своей воле, а не по царскому указу".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И еще, откуда вот у казаков такая уловка, как не придут куда, так давай лодки ладить, да так славно у них это получается. А в море на них выйдут "кистеньком махнут - да корабль возьмут", нешто от половцев с кипчаками и хазарами научились так мастерить да абардажничать, а может все ж от новгородских, хлыновских да двинских ушкуйников? Кстати, и говор у донцев с ними один... 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

\\А что тут такого с морским делом тюрки издавно знакомы..\\

 

 

Аrceн, а чуть поподробнее?

Годы правления Иззеттипа Кейкавуса (1211 – 20 гг) и Аладдина Кейкубата I (1220-37 гг) – это время высшего процветания Анатолийских Сельджуков. Конья становится столицей Сельджукского государства в Анталье. В Аланье были построены морские порты и судоверфи. На морях (Эгейском и Мраморном) появилась первая сельджукская флотилия. Сельджукские города украшались редкими произведениями искусства, а также по пути следования Конья – Анталья – Аланья были сооружены новые постоялые дворы (Караван – сараи).

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

\\ В Аланье были построены морские порты и судоверфи.\\

 

Аrceн, вы и правда считаете, что до сельджуков месное население этих мест не было одними из самых знаменитых среди мореплавателей средиземноморья? И что именно сельджуки придя из степей построили этот порт и судоверфи? а может мне назвать среди знаменитых турецких адмиралов и мореплавателей имена местных греков принявших ислам или сами эти имена знаете;) 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...