Перейти к содержанию
Гость Shalkar

Казаки

Рекомендуемые сообщения

Откуда произошли казаки? Почему нет более менее достоверной информации об их происхождении?

Сами казаки преподносят, якобы они были беглыми крестьянами. От кого беглые и чьи крестьяне?

Может ли быть у крестьян иерархия?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я не буду вдаваться в дискуссую о происхождении различных этнографических групп русскоязычного

населения в колониальных регионах. Коснусь только происхождения термина казак.

Впервые он появляется еще в начальные времена Киевской Руси. После того, как тьмутораканский князь Мстислав победил касогского Редедю в рукопашной схватке, пырнув ножом, то в Чернигов

были расселены первые казаки или же черкасы т.е. касоги или же черкесы.

Однако этноним казак, как и черкес-черкас явно тюркского происхождения, отсюда существует

гипотезы, утверждающие о тюркоязычности средневекового этноса черкес, известного между

впрочем как кергисы, кашаки. Об этом достаточно информации и в Интернете.

Вот такая любопытное происхождение только этнонима казак.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Черкес -- это не тюркоязячный термин. Это самоназвание одного из кипчакских племен. Часть их ныне входит в младший жуз казахов. У меня зять -- черкеш.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Меня поражают нынешние казаки, присвают друг дружке какие-то звания (поручиков, атаманов, хорунжих)..какието погоны на себя вешают...называют себя чуть ли не регулярным войском. А на самом деле??? Что они делают - мне никогда не понятно было...Понятно было что они делали при царской России...это был своего рода спецназ...где горячие точки, там в авангарде казаки...а что такое казаки сегодня???????

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я несколько раз встречал упоминания о том, что казаков как северокавказких, так и запорожских, а с ними и всех малороссов называли "черкесами", "черкешинами".

Возможно, это исторический случай симбиоза, и принятого раньше закона называть народ по стране проживания, а не по самоназванию. Если следовать принятому в казахстане способу, ат

Три этнические группы произошли с участием русичей и тюрков и один с участием адыгов.

великороссы, черкесы-адыги-кабардинцы, черкесы-казаки, казаки-малороссы(украинцы). Во всех случаях происходит то, что происходило всегда, при контакте тюрков с оседлыми племенами - они передают свой язык и часто этноним. Но перенимают образ жизни. Такой путь прошли все земледельческие тюркские племена. В том числе и татары, и те же черкесы-адыги, хазары, Мавераннахр, турки.

Проблема в данном случае наверное в том, что в 13-14 веке на территории северной россии и литвы произошел пассионарный толчок, который не затронул тюркский мир. И на границе контакта тюрки-русские произошел обратный эффект. Россия возвышалась. - Степь принижалась.

тюркская часть начала выдавливаться из этносов. сперва ушел язык. Затем - забылись предки. И в самом конце - когда Русский суперэтнос попал в акматическую фазу - фазу пожинания плодов. Империя кажется вечной. В этот момент начинается выдавливание из себя по капле предков.

И появляются всякие Фоменко и Хатхо. Первый заявляет что тюрки произошли от русский. Второй - от адыгов. На полном серьезе.

Есть книга Будаева о мамелюках и тюрках причерноморья. Так в ней он полемизирует с книгой Хатхо С. Х. «Черкесские мамлюки». Майкоп, 1993 г.

Здесь на сайте у Шакарима есть такая фраза. "В ту пору наименование "казак" носили не только три казахских жуза, но и другие племена. Большинство из них стали оседлыми и, осев в разных краях, стали называться кто ногайцами, кто башкирами, а кто узбеками и сартами."

А Будаев приводит такие данные:

- На карте Константина Багрянородного (X в.) побережья Черного моря обозначено как Касахия;

- Полковник польской армии Теофил Лапинский в период кавказской войны отметил следующее: «Казаки Дона сплошь состоят из татар». «Казаки Урала и Оренбурга это смесь татар, турок, башкир, тунгусов, киргизов, туркмен и только немногие из московитов» (ук. раб. стр. 33).

- Карл Пейсонель (1727 – 1790 г.г.): «Черкесская Татария тянется в настоящее время от Босфора Киммерийского до Кабарды. Черкесы живут приблизительно как ногайцы». Автор приводит классовое деление черкесов: беи, сипаги, уздени и кулы. Как мы видим это тюркские классовые термины. (ук. р. стр. 200)

Приведем еще одно непонятное описание Я. Рейнеггеса: «Однако кабардинцы в течение долгого времени приняли обычаи, одежду и язык черкесов, они были даже названы черкесами». В этом документе так же сказано: «Кабардинцы пользуются татарским языком и пользуются им при письме» (В. М. Аталиков, ук. раб. с. 146).

Адам Алеарий пишет следующее: «Черкесы теперь заметно мягче и ласковее, может потому, что они теперь живут среди русских, язык их общий с другими татарами».

В сообщениях Генриха Бруса сказано: «Черкесские татары живут в окрестностях города Тарки» (перевод Б. С. Зевакина), - в Дагестане. Дополнением к сказанному можно привести высказывание Галонифонтибуса: «в Татаркасии живут белые и черные таркасы»; как известно, это характерное деление тюркских народов: «черные болгары, белые гунны, белые хазары, черная Кумания, белая Кумания, ак ногаи, кара ногаи и т. д.».

По свидетельству Дортелли: «многие франки женились на черкешенках, так что в настоящее время получили от черкесов, название «френкардаш», что на их языке означает - франки наши братья». Логично задать вопрос, мог ли католический монах Доминиканского ордена, проживший в Кафе 10 лет спутать тюркский и адыгский язык?(Кардаш - тюркское «брат»).

Н. Витсен (1640 г.) пишет следующее: «Страна черкесов лежит у самого Каспийского моря. Языком, одеждой они похожи на дагестанцев (тарковских татар), только носят они четырёхугольные шапки, по образу жизни они очень похожи на ногайцев». (А.Б и К стр. 92)

Абри Де Ла Мотре (1674 г.): «Они – черкесы, заимствовали несколько терминов у московитов, татар и персов, ногайцы обычно понимают черкесский язык». (ук. р. стр. 129)

Жан Де Люка (1625 г.) : «Черкесы очень похожи на ногайских татар».(ук. р. стр. 79)

Ферран (1670 – 1713 г.г.): «Чрезвычайно хотелось мне объяснить догматы христианской веры черкесам, а я языка татарского не знал». (ук. р. стр. 112).

Карл Пейсонель (1727 – 1790 г.г.): «Черкесская Татария тянется в настоящее время от Босфора Киммерийского до Кабарды. Черкесы живут приблизительно как ногайцы». Автор приводит классовое деление черкесов: беи, сипаги, уздени и кулы. Как мы видим это тюркские классовые термины. (ук. р. стр. 200)

Карачеркесы - Кемпфер таким этнонимом называл карачаевцев, перечисляя народы Кавказа; Белл отождествляет Дагестан, кумыков с Черкессией (ук. раб. стр. 67).

Черкесы-татары по Шоберу от Шедрина до Грузии живут разные татарские народы, по большей части черкесы (ук. раб. стр. 68 В. М. Аталикова)

Черкесы-татары, Хенуей: «страна черкесских татар простирается от Пятигорска до Черного моря» (там же стр. 68).

Черкесские татары - в книге «Воспоминание офицера, состоявшего на службе в Пруссии, России и Великобритании» П. Г. Бруса (ук. раб. стр. 64.)

По словам Рейнеггса, у кабардинцев были различные предания, согласно которым они, кабардинцы, произошли либо от Чингиз-хана, либо от кумыков и авар (там же, стр. 122).

На правом берегу реки Лабы, по сведениям Т. Лапинского, жило несколько татарских разбойничьих орд - черкесов магометанского вероисповедания, которые только номинально признают власть султана и с христианскими абазами находились в беспрерывной борьбе (ук. раб. стр. 203).

Другой вопрос: почему казаков называют именно так? Откуда созвучие «казак - казах»? Причем в самих тюркских языках созвучие это полное «къазакъ - къазакъ». Н. М. Карамзин в 5 томе «история государства Российского» констатирует происхождение казаков: «Торки и берендеи назывались черкасами, казаки также назывались черкасами». Получается нонсенс - поскольку торки и берендеи были тюрками под общим названием «черные клобуки» (кара калпак, Н. Б.), тогда при чем здесь адыги и зачем ставить знак равенства между ними и черкесами? А. С. Стрыжак писал: «Первые казаки Дона были татары». «Казаки прежних веков, как это ни странно звучит для историков, - пишет Е. П. Савельев, - не считали себя русскими, великороссами или москвичами: в свою очередь само правительство смотрело на казаков, как на особую народность, хотя и родственную. Вот почему сношение с казаками в XVI – XVII вв. происходило через Посольский приказ министерства иностранных дел.» («Казаки», стр. 4). Вся переписка с казаками велась на татарском языке.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я не дописал цитату из Шакарима:

"В конце концов наименование "казак" закрепилось за нами одними."

Я не хочу сказать что все произошли от казахов. Боже упаси.

Как мне больно слышать о каждом лишнем столетии существования казахского этноса. Так хочется верить, что казахскому этносу всего 450-500 лет. Возраст достижений и свершений. Поэтому не хочу расстраваться сам, и лучше буду расстраивать татар - как женатому на татарке (чистой 100 процентной уфинской) мне обеспечена дорога в рай и памятник при жизни.

Как в анекдоте:

Мужик ловит золотую рыбку и загадывает желание:

- Сделай так, чтобы у меня все было.

- Хорошо мужик. Все у тебя БЫЛО.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Казак - значит "скиталец", "свободный чел"

вроде слово старое, у Кашгари (?) есть слово "казак" - скиталец, "казаклык" - скитание, казачество, "казакдаш" (ассоц. с юлдаш (жолдас) - спутник) - чел с кем пребываешь в казаклыке

еше Бабур когда был изгнан из Ср. Азии писал что находится в "казаклыке"

Русские когда убегали от своих правителей, становились "казаками". связи с тюрками и так далее. "атаман", "Каракоз" и тд

А те тюркские племена что в середине 15 века отделились от Узбекского улуса Абульхаира тоже стали казаками, но в отличии от других создали свое государство и стали уже народом казаками, в противовес узбекам, которые во главе шибанидов откочевали в нынешний Узбекистан

вроде все давно доказано.

все просто и без всяких "гусей белых" и прочей белиберды

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Откуда произошли казаки? Почему нет более менее достоверной информации об их происхождении?

Сами казаки преподносят, якобы они были беглыми крестьянами. От кого беглые и чьи крестьяне?

Может ли быть у крестьян иерархия?

Первое, что здесь надо - разделить вопросы.

С этнонимом "казак", вроде разобрались.

С происхождением - вопрос гораздо сложнее, т.к. в каждом войске - своя специфика.

Кубанские - это запорожские черкасы, которых поселили на Кубани на месте адыгов и ногаев, переселенных - кто в Турцию, кто на Волгу.

В Оренбургском и Уральском значительную часть составляли крещеные татары - мишари, в дальнейшем в большинстве обрусевшие (но часть сохранили язык и культуру, например нагайбаки). Хотя Заки Валиди в своих мемуарах пишет об оренбургских казаках - татарах (мусульманах)

Отдельный вопрос, то что казаки составляли отдельное сословие и крестьянами с этой точки зрения называть некорректно.

Впрочем, таким же казачьим сословием были калмыки, а также башкиры и татары-мишари, входившие в Башкиро-Мещерякское войско.

В общем, вопросов гораздо больше чем ответов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По-моему, здесь больше вопросов чем ответов.

- Кто такие мишари?

- Кто такие нагайбаки?

- Кто такие запорожские черкасы? Как они сходятся с кавказскими черкесами и казахскими черкешами.

А потом, скорее вопрос ставился о том, каким был этногенез русскоязычной этнической группы, самоназванием которой стало "казаки"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2) Нагайбаки, этнографическая группа татар, потомки крещённых в 16 в. ногайцев. Живут в Башкирии и Челябинской области (Россия). Численность 6 т. ч. (1992). Язык татарский. Верующие — православные.

http://www.edic.ru/res/art_res/art_37204.html

"Ногайцев" здесь, думаю надо понимать не как дагестанских ногайцев (караногаев), а как нугаев - ту часть населения Ногайской орды, которая приняла участие в этногенезе современных татар

или

07-05-02

Нужны ли нагайбаки России?

Государство не спешит решать проблемы уникального народа

Куралай АНАСОВА

Нагайбакский район

Чтобы подчеркнуть уникальность и своеобразие родного края, довольно часто в пример приводят некоторые названия наших сел - Париж, Берлин, Фершампенуаз, Арси, Кассель. Удивляются приезжие, довольны хозяева. Эта историческая шарада связана с историей целого народа. Вернувшись из воинского похода, казаки-нагайбаки называли поселки в честь своих славных побед в Отечественной войне 1812 года.

Родиной нагайбаки считают Южный Урал. Их историю можно обозначить тремя историческими указами глав Российского государства в разные эпохи. Первый указ в 1736 году приняла императрица Анна Иоанновна. Узнав о том, что нагайбаки, крещенные Иваном Грозным татары, во время башкирских бунтов сохранили ей верность, она определила их в казачье сословие. Первым казачьим атаманом нагайбакского казачества был назначен бригадир Василий Иванович Суворов, отец знаменитого русского полководца Александра Суворова. Столетие спустя Николай I учредил крепость, и зажили нагайбаки в нашем крае, не подозревая, какой станет их судьба.

Третий, последний, документ подписан уже Президентом России Владимиром Путиным. Будут ли пункты этого президентского указа реализованы, нагайбаки пока не ведают. Народ, традиции и творчество которого не имеют мировых аналогов, нуждается в сохранении хотя бы того, что собрано за многие годы. В Нагайбакском районе действуют три историко-краеведческих музея, Дом-музей камня, картинная галерея, Дом ремесел и Центр национальных культур. Каждый из этих значимых объектов заслуживает отдельного слова. Произведения устного народного творчества, прикладное искусство, уникальная кухня нагайбаков ждут всех, кто интересуется жизнью этого народа. Сами жители райцентра и поселков уже не представляют своей родины без этих достопримечательностей, здесь встречают гостей, проводят мероприятия. Содержание этих объектов обходится без того дефицитному бюджету сельскохозяйственного района в солидную сумму. Прекратить финансирование - значит погубить работу музеев, оставить без работы сотрудников. Вот где нужна помощь федерального бюджета.

Краеведение в районе прочно связывают с именем удивительнейшего человека директора музея Алексея Маметьева. В музее мне показали рукописные тома, написанные Алексеем Михайловичем. Они касаются абсолютно всех сторон жизни района, его многолетней истории. Вряд ли есть хоть мало-мальски значительный исторический факт в жизни коренных нагайбаков, не нашедший отражения в записях Маметьева. Между тем местный краевед не имеет даже отдельного кабинета, нет у него пока и компьютера. Хотя на уникальность историко-краеведческие очерки Маметьева уже проверены: не один из заезжих ученых защитил на этом благодатном материале диссертацию. А Алексея Михайловича лишь благодарят в предисловии своих работ. О возможности издать эти очерки никто не мечтает. Самая заветная мечта - получить возможность поработать в архивах Екатеринбурга, Москвы и Оренбурга.

Уникален фольклор нагайбаков, исследователи изучают их песенную культуру. В Голландии вышел лазерный диск, на котором записаны песни жителей села Париж. Фольклорные ансамбли нагайбаков - призеры многих международных конкурсов народных коллективов. Их дальнейшее развитие без серьезной финансовой подпитки тоже невозможно.

<...>

Судьба самобытного народа уникальна еще и тем, что нагайбаки соединили в себе две веры, две культуры - мусульманство и христианство. Их обряды - это синтез язычества, мусульманства и христианства. В них соединилось, казалось бы, несовместимое. Исповедующие христианство нагайбаки говорят на татарском языке, вернее, на одном из среднетюркских диалектов.

<...>

Из досье "ЧР"

Нагайбаки (кряшен) - потомки арских татар Казанской губернии, окрещенных при Иване Грозном. В 1736 году были определены в казачье сословие. В 1842 году для защиты границы нагайбаки были переселены и основали поселки Фершампенуаз, Париж, Требия, Кассель, Остроленка. Эти названия населенных пунктов возникли в честь главных побед русских войск в Италии, Германии и Франции в 1799 и 1813-1814 гг., в которых нагайбаки составляли отдельный полк.

Население казачьих поселков занималось сельскохозяйственным трудом и проходило службу в составе Оренбургского казачьего войска. 4 декабря 1927 года был образован Нагайбакский район.

http://www.chrab.chel.su/archive/07-05-02/...118087.DOC.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1) Про мишарей можно прочесть, например тут

http://www.tataroved.ru/obrazovanie/faq/

Про мишарей Верхней Волги, например, здесь http://mishare.narod.ru/index.htm

Есть еще одна спорная ссылка, т.к. мишаре Южного Урала там приписываются к башкирам, хотя сами они себя считают татарами

http://vatandash.bashedu.ru/encikl/mmmm/mishari.htm

3) Выше уже приводили данные, что запорожцы (козаки) называли себя черкасами, см. города Черкасы, Новочеркасск

Здесь http://www.kyrgyz.ru/board/index.php?act=S...T&f=4&t=30&st=0 уже обсуждался этноним "Черкес" и звучало мнение, это имя не самоназвание адыгов, а было дано им позднее.

Т.о. русскоязычная этногруппа казаки - даже не одна группа, а несколько, которых объединял скорее социальный статус.

Вот , кстати, Башкирская энциклопедия что про уральских казаков говорит http://vatandash.bashedu.ru/encikl/kkk/kazaki.htm

КАЗАКИ, этносословные группы в составе рус. и нек-рых др. народов России 15 - нач. 20 вв.

Казаки башкирские (см. Башкиро-мещерякское войско).

Казаки уфимские составляли сторожевой полк, созданный в 20-30-х гг. 17 в. Находились в ведении Стрелецкого приказа, на месте подчинялись уфим. воеводе. Атаман казачьей общины подчинялся в воен. делах войсковому атаману, в гражд. - провинц. канцелярии. Числ. К.у. в кон. 17 в. достигла 400 чел. За службу получали жалование, провиант и зем. наделы по рр. Белой и Уфе. В 1635 К.у. получили полковое знамя за защиту Уфы от сиб. татар. С 1748 - в составе Оренб. казачьего войска (ОКВ). С мая по нояб. более 1/3 К.у. находилось на службе Орской дистанции (в 518 верстах от Уфы) Оренб. пограничной укрепленной линии. Нелинейные К.у. несли караульную службу, использовались на ремонтных и др. работах. В 1798 с введением кантонной системы управления Уфим. станица с 539 служащими К.у. вошла в 3-й кантон ОКВ. В составе Оренб. атаманского полка и 3-го казачьего полка К.у. участвовали в Отечественной войне 1812, в заграничном походе рус. армии. В 1838-42 казачьи семьи из 3-го кантона были переселены на пост. жительство на Оренб. линию.

Казак 1-го Оренбургского казачьего полка.(1835-1838)

Казаки оренбургские сформировались в осн. из переведенных в 1736 на жительство и службу в г. Оренбург уфим., самарских, яицких, исетских К., новокрещен-мещеряков, отставных солдат. В 1748 все казачьи ч. Оренб. губ. были сведены в Оренб. иррегулярное (казачье) войско. В 1755 последовал указ об учреждении Оренб. казачьего войска. Верстались в казачье сословие местные башкиры, татары, калмыки. К.о. расселялись по станицам, крепостям и редутам и должны были нести пост. службу по охране границ, заниматься земледелием и скотоводством. Во время Крестьянской войны 1773-75 К.о. в бол-ве своем остались верными пр-ву. В 1798 К.о. были разделены на 5 кантонов: Исетский, Чебаркульский, Уфим., Оренб., Самарский.

В 1790, в ходе рус.-швед. войны (1788-90), впервые были задействованы 165 К.о. В 1790-93 К.о. держали кордоны по Зап. Двине, в Курляндии и Польше. В ходе рус.-прусско-франц. войны (1806-07) два 6-сотенных полка ОКВ сражались в составе конного корп. ген. Л.Л.Беннигсена. После Тильзитского мира 1807 эти полки несли сторожевую службу на рус.-турец. границе на р.Днестр, участвовали в рус.-турец. войне 1806-11. После заключения Бухарестского мира (1812) до 1819 К.о. были оставлены на турец. границе.

В Отеч. войне 1812 принимал участие Оренб. №1 казачий полк в составе армии адм. П.В.Чичагова, в загран. походе рус. армии - Атаманский и Оренб. №3 казачьи полки. Часть К.о. сражалась в составе партизанского отряда А.Н.Сеславина, участвовала во взятии Парижа. За участие в рус.-турец. войне (1828-29) Оренб. №9 казачий полк есаула Падурова получил наградное знамя. До 1832 К.о. держали кордоны на границе с Турцией. В 1830 два Оренб. полка были командированы для подавления польского восстания. К.о. участвовали в походах на среднеазиатские ханства, где несли затем гарнизонную службу.

В рус.-турец. войне (1877-78) К.о. (полки №6 и 17) воевали на Закавказском участке фронта.

С нач. первой мировой войны К.о. выставили на фронт 18,5 конных полков, 8 арт.батарей и 39 отд. и особых сотен (всего 32320 чел.). К. о., укомплектованные в Оренб. казачью дивизию ген. М.Г. Михеева, обороняли Петроград в составе 6-й армии Сев.-зап. фронта, участвовали в Вост.-Прусской операции в окт. 1914. Пять Оренб. полков успешно действовали во время наступления рус. армии в Галиции. К.о. 14-го Оренб. полка сражались при обороне Ивангорода. К дек. 1916 Георгиевскими крестами и орд. Георгия были награждены 12287 К.о.

После октябрьской революции 1917 1-0я и 2-я Оренб. казачьи дивизии заявили о своей поддержке Сов. власти. Но на терр. ОКВ приказом войск. атамана А.И. Даутова было введено воен. положение и заявлено о неприятии пр-вом ОКВ власти большевиков. В янв. 1918 части К.о. под командованием Даутова были выбиты из Оренбурга а перешли к тактике партиз. войны на терр. ОКВ. В июле войсковое пр-во вернулось в Оренбург. После отхода армии адм. Колчака за Урал и открытия 3-го Сев. фронта в марте 1920 часть К.о. ушла с Дутовым в Туркестан, а оттуда за границу, др. часть в составе войск ген. Каппеля отступила через Сибирь в Монголию и Китай.

После установления Сов. власти на терр. ОКВ бол-во К.о. подверглось расказачиванию, раскулачиванию, высылке на Север. В наст. время потомки К.о. по прямой линии в Оренбуржье составляют ок. 10-15% населения.

Урядник и штаб-офицер Башкирских кантонов. 1838-1845.

Казаки уральские (до 1775 - яицкие). Казачество на р.Яик (Урал) начало формироваться в 1-й пол. 16 в. из донских казаков, "вольных" казаков с Волги и беглых крестьян из центр. р-нов Рус. гос-ва.

Первонач. ц. расселения К.у. было низовье Яика. В нач. 17 в. казачьи городки появляются в верховьях Яика и устье р.Илек. В кон. 17 в. происходит объединение разрозненных казачьих общин. Ц. сложившегося Яицкого казачьего войска (ЯКВ) стал Яицкий городок (ныне г.Уральск в Казахстане) , построенный в 1614-20 при устье р.Чаган. ЯКВ представляло собой автоном. Казачье объединение. В 1721 Петр I подчинил его Воен.коллегии. К.у. были разделены на 32 сотни , атаман ("наказной") назначался императором. Терр. заселения К.у. стала считаться землей ЯКВ (вост. граница проходила по р.Яик , от устья р.Ирлек до Каспийского моря).

Злоупотребления войсковой верхушки привели к серии конфликтов среди К.у. Подавление восст. 1772-73 привело к дальнейшему ограничению прав и тал Яицкий городок (ныне г. Уральск в Казахстане), построенный в 1614-20 при устье р.Чаган. ЯКВ представляло собой автоном. казачье объединение. В 1721 Петр I подчинил его Воен. коллегии. К.у. были разделены на 32 сотни, атаман ("наказной") назначался императором. Терр. заселения К.у. стала считаться землей ЯКВ (вост. граница проходила по р.Яик, от устья р.Илек до Каспийского моря).вольностей казачества. Новый, еще более мощный взрыв возмущения вылился в Крест. войну 1773-75. После подавления движения было изменено название войска (вместо "Яицкого" - "Уральское"), ликвидированы казачьи круги, рук-во возложено на атамана и войск. канцелярию. Кроме погран. службы на Яицкой низовой линии, сложившейся к 1743, К.у. были обязаны ежегодно поставлять неск. сотен чел. по наряду в помощь регулярной армии и сопровождать посольства в Бухару. В 1798 два полка К.у. участвовали в Итальянском и Швейцарском походах А.В.Суворова. В 1812-14 Уральские №3 и №4 казачьи полки прошли всю войну 1812-14 в составе Дунайской армии адм. Чичагова, в корпусах ген. Ф.К.Корфа и Д.С.Дохтурова. К.у. участвовали в рус.-турец. войне 1828-29 и подавлении Польского восст. 1830. Во время Крымской войны 1853-56 из УКВ на театр воен. действий были откомандированы два полка. Во 2-й пол. 19 в. К.у. совершают походы в Туркестан. На фронты первой мир. войны К.у. выставили 9 конных полков, 2 арт. батареи и 6 особых сотен (всего 13495 казаков и офицеров). За доблесть и отвагу 5378 К.у. и офицеров были награждены Георгиевскими крестами и медалями. К.у. почти полностью включились в вооруж. борьбу против Сов. власти. В кон. 1919 остатки Уральской казачьей армии во главе с атаманом Толстовым в кол-ве 15 тыс. чел. отступили на юг. К февр. 1920 пробились в Персию. Земли УКВ были полностью включены в состав Казахской ССР.

В наст. время идет процесс возрождения казачества, законодат. базой к-рого явился Указ Президента РФ от 15 июня 1992 "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества".

Лит.: Стариков Ф.М. Историко-статистический очерк Оренбургского казачьего войска. Оренбург, 1891; Гвоздикова И.М. Уфимские казаки //Башкирский край. Вып. 3, Уфа, 1993; Войнов В.М. История Войска Оренбургского. Оренбург, 1992; История Казачества азиатской России. Т.1-3. Екатеринбург, 1995.

В.А.Иванов, Г.Т.Фархутдинова.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Попалась такая информация.

http://fstanitsa.ru/8/76_2.shtml

Статистика о "нерусских" казаках.

Забавно (а может пугающе) выглядят "русско-неоказачьи" комментарии автора сайта к статистике.

Ребята вроде тоже сочиняют себе казачью историю "от шумеров" ;)

И что характерно, берут в союзники надоевших всем до колик фантазеров - булгаристов http://fstanitsa.ru/cenbariev.shtml

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Казаки сами осознают свое тюркское прошлое. Посетите сайт о казаках,

автором которого является некто Алмазов, везде говорится о том, что казаки народ отличный от русского. Впрочем версия о том что черные клобуки и есть потомки черкасов или запорожских казаков, очень правдоподобна. Еще у Карамзина была что еще черных клобуков во времена Киевской Руси селили в пограничье и их называли черкасами и казаками. В том же "Слове о Игореве" говорится о православных тюрках,

расселенных в пограничных княжествах. В сайте о Махно говорится, что

запорожцы - это не потомки беглых украинских крестьян, а потомки белогородских татар, что они всегда осознавали свое кровное родство с крымчаками. Что запорожцы и украинцы до XVII в. это понятия отличные и они всегда враждовали и противоставлялись теми же поляками.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Владимир К
Попалась такая информация.

http://fstanitsa.ru/8/76_2.shtml

Статистика о "нерусских" казаках.

Забавно (а может пугающе) выглядят "русско-неоказачьи" комментарии автора сайта к статистике.

Ребята вроде тоже сочиняют себе казачью историю "от шумеров" ;)

И что характерно, берут в союзники надоевших всем до колик фантазеров - булгаристов http://fstanitsa.ru/cenbariev.shtml

Уважаемый, ДР Ахметыч, не пугайтесь... ;)

Ничего страшного (и для Вас, и для вас) не подразумевал в тех комментариях. Есть стандартная, "официальная" трактовка информации о казаках, части казаков она не нравится, т.к. слишком заидеологизирована и искажает суть. Соответственно я и постарался (в меру своих скромных сил) показать, в чем ошибочность такой трактовки на конкретной статье.

По поводу "от шумеров"... да, такое встречалось среди казачьих историков, ищут корни под Троей и среди мамелюков Египта. Что в общем-то укладывается в общую (по крайней мере на территории б.СССРа) тенденцию. Украинцам мало "от Владимира Крестителя" - подавай Ближний Восток и матерь божию украинку, доказывают то, что именно генетически украинцы и есть самые европейцы из европейцев. Русским мало "от Рюрика" подавай русаков кемерийцев и Древнюю Грецию, как наследницу великой культуры русов и безразлично то, что факты не соответствуют - тем хуже для фактов. Ту же самую тенденцию иллюстрирует и Ваш сайт... ну, не хочется вам признать, что на территории Туркестана РИ встретила лишь толпы дикарей, хочется найти древний и несомненно сакральный смысл в перманентной дикости. Ведь Извините, ежели не заметил иного или превратно понял.

Конкретно же, насчет тюркитов и казаков... На сайте Вольной Станицы, как минимум большинство, если не все из казаков подходят к истории своего, казачьего народа более реально (хотя, естественно, не без перегибов). Т.е. корни под Троей не ищем, и вполне согласны с фактами "официальной" российской истории, несогласны лишь с оценкой. Если совсем вкратце:

1. Корни казачьего народа - племенной союз черных клобуков (см. Крамзина, Соловьева и пр.). Т.е. прослеживается по летописям прямая связь "черные клобуки" - чекасы - казаки.

2. Нравы и обычаи тюркских племен Дикого Поля, склонности и воинские навыки и сисетма ведения войны соответствуют казачьим. По крайней мере ежели верить летописям.

3. Временной провал в сто лет, когда отсутствуют упоминания о клобуках або казаках (т.е. основной аргумент сторонников беглохолопской теории) - не слишком веский аргумент, эти времена и есть "темные века" Руси, т.е. бесписьменные.

4. К середине пятнадцатого века, т.е. ко времени появления черкасов и казаков в летописях они уже являют собой грозную силу. Коия не могла появиться в одночасье, аккурат к летописям.

5. "появившиеся" казаки разительно отличаются от русских и будущих украинцев в одежде, культуре, языке и традициях. Но "подозрительно" схожи в этом с другими своими соседями - кочевниками, татарами (в широком смысле этого слова, свойственном для того времени). Есть лишь одно отличие - вера. Казаки - православные, а не мусульмане и не язычники (хотя рудименты язычества сохранялись).

6. До середины-конца 17 века казачество независимо (днепровское зачастую под властью Польши и изредка Крыма). В дальнейшем казачество автономно в составе РИ, ему (казачеству) присваивается сословный статус. Ряд азиатских народов (а частично приписывается и русское население) включают в состав казачьей сословной организации. После отмены сословий буряты опять - буряты, русские - русские, казаки остались казаками. Про запрет самоназвания и расказачивание - не тема этой дискуссии.

Собственно, говоря о тюрском происхождении казачества не ведем речь о том, что, дескать, славяне не имеют к казачеству никакого отношения. Отнюдь. Скорей всего, тюрская генетическая струя растворилась в потоке славян, но осталась культура и образ жизни, т.к. именно они всегда были доминирующими и, зачастую, поддерживались на государственном уровне в РИ. Да, и по жизни отбор был, это лишь в сказках и трудах недалеких историков в казачество вступал любой желающий, в жизни не было этого. Казаком можно лишь родиться. А стать можно только приписным казаком (если соответствуешь казачьи понятиям), и за тобой будут смотреть - достоин ли (по нынешним временам - смотрели за тем, как успешно идет ассимиляция)? И лишь дети и внуки приписного могут стать настоящими, полноправными казаками.

С другой стороны... мы отдаем себе отчет в том, что восприятие казачества, исключительно, как сословия - позиция удобная для всех, естественно, кроме самих казаков. Она позволяет объявлять земли Казачьего Присуда своей собственностью (Дона, Кубани - русским и украинцам, Урала (Яика) - казахам, и т.д.)

Закругляясь... этим "неоказачьим" воззрениям (а если называть вещи своими именами - вольноказачьи воззрения) не менее сотни лет (подозреваю, не много среднеазиатских племен могут сказать о себе и своем стремлении к независимости то же самое), не говоря уж о том, что русскими казаки себя не считали и в прошлые времена, например, известное ригельмановское описание казачества от 18 века (при необходимости процитирую). А украинская самостийность - порождение остатков казачества Украины, не выведеных на Кубань.

Ну, да ладно... Мне Вас агитировать, да, и просто убеждать нужды нет. Не могли бы просветить - чем Бариев так Вам досадил?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Собственно, мне отчасти казачья тема интересна, как потомку представителей служилого сословия Башкиро-Мещерякского войска.

А про Бариева... Написано на эту тему много, например, вот это: http://www.tataroved.ru/publication/npop/9/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Владимир К

Спасибо за ссылку, ДР Ахметыч!

Ну, что Вам сказать… В общем-то ничего против той трактовки истории, что автор статьи считает правильной, я не имею. Так, собственно, ее и представлял. Бариев, сколь помню, ничего особо отличного и не говорит, справедливости ради, в этой статье Бариев и не упоминается. Как я понял, нелюбовь к Бариеву вызвана лишь теми выводами, точнее применение их к настоящему, что делает он, изложив практически те же самые факты, что и «правильные историки». Т.е. татары опасаются, что их (как нацию) под эту сурдинку хотят разорвать на ряд мелких народов. Но ведь к конкретным фактам, изложенным что Бариевым, что «правильными историками», применительно к казачеству никакого противоречия нет. Хотя… не скажу, что я уж сильно подробно и внимательно читал главы к казакам не относящиеся.

Вообще же… на мой взгляд, казакам и не обязательно «историческое копание» вплоть до времен Киевской Руси. ИМХО, за глаза хватит и истории казачества, что признается официальной исторической наукой. Например, факт существования донского казачества с 1570 года (от грамоты Ивана Грозного). Было и есть культурное своеобразие, есть прошедшее через времена расказачивания и запретов национальное самосознание (далеко не у всех, но 140 тыс. «переписавшихся» казаками, причем без сколь-нибудь серьезной пропаганды и агитации – не мало), были казачьи государства, образовавшиеся на развалинах РИ и были периоды независимого существования казачьих общин (пусть и квази, но государств) еще до вхождения в состав России… Ряд народов, ныне обладающие собственной государственностью, не имели и части от этого (например, эстонцы). Мы же не имеем права даже считаться нацией.

В дискуссиях же… от тебя требуют, чуть ли не справку от Адама с Евой, что они были свидетелями и участниками формирования казачьего этноса. Так что приходится читать Карамзина, Соловьева и пр.

За Башкирское войско... ну, что ж вполне возможно, что наши предки встречались где-нибудь в Пруссии или под Парижем ;)) Коль память мне не изменят - до двадцати башкирских полков "там" были. :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я хотел бы еще так по вопросу - "Казаки - это этнос или сословие?" вопросить ;)

Из предыдущего поста у меня сложилось ощущение, что Ваша точка зрения, что казаки это единый этнос, расселившийся с Днепра до Тихого океана.

По известным мне примерам Уральского и Оренбургского войск, думаю, что ситуация посложнее. Вот, скажем, уже упоминавшиеся нагайбаки. Один из их лидеров, Максим Глухов, одновременно и видный татарский историк, и активист казачьего движения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Владимир К

ДР Ахметыч, какой ответ Вам от меня нужен? Точнее на что именно?

Что этногенез казачества не прост? Без сомнения. Но все просуществовавшие хоть сколь-нибудь долго войска строились по одной схеме – «старые» казаки, а к ним приливаются новые инородческие (не казачьи – русские, украинские, бурятские…) поселенцы.

Как может сочетаться то, что человек считает себя казаком, но нагайбаком – это лучше спрашивать у него. Но это не диво. Я бы этот симбиоз объяснил просто – нагайбаки вошли в состав казачества т.к. это было выгодно, полагаю, что частично они ассимилировались казаками и стали т.о. этническими казаками, частично нет, но не ассимилированным память о своем казачьем прошлом дорога и т.д.

А в общем-то этногенез любого народа непрост. Например, русские. Кривичи, мурома, меря… стали частью русских, а казаки сохранились. Кто виноват? Может быть, сословная замкнутость, может отличный тип культуры… Кто знает?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ДР Ахметыч, какой ответ Вам от меня нужен? Точнее на что именно?

Что этногенез казачества не прост? Без сомнения. Но все просуществовавшие хоть сколь-нибудь долго войска строились по одной схеме – «старые» казаки, а к ним приливаются новые инородческие (не казачьи – русские, украинские, бурятские…) поселенцы.

Как может сочетаться то, что человек считает себя казаком, но нагайбаком – это лучше спрашивать у него. Но это не диво. Я бы этот симбиоз объяснил просто – нагайбаки вошли в состав казачества т.к. это было выгодно, полагаю, что частично они ассимилировались казаками и стали т.о. этническими казаками, частично нет, но не ассимилированным память о своем казачьем прошлом дорога и т.д.

А в общем-то этногенез любого народа непрост. Например, русские. Кривичи, мурома, меря… стали частью русских, а казаки сохранились. Кто виноват? Может быть, сословная замкнутость, может отличный тип культуры… Кто знает?

Uvashaemye forumchane, ja tut v dekabre usilenno zanimalasj baschkirskoj konnizej v vojne s Napoleonom, naschla po xodu etot adres:

http://www.n-a.co.uk/cossacks.htm

Tam stoit, naprimer, bez vsjakogo kommentarija: TEPTIAR COSSACKS

In 1790, the Teptiar Cossacks was created from the unmarried men of the Uffar and Viatka regions. In 1798, another Teptiar Polk was formed. In 1812, the first, commanded by Major Temirov, was part of the Platov's Independent Cossack Corps and participated in many rearguard battles. At the beginning of the campaign, the 2nd Polk was stationed at home until the 3rd Polk was formed. In the company of the 1000 man Orenburg Polk, these participated in the 1812 campaign.

A chutj daljschje sledujuschee:

CRIMEAN TARTARS (BLACK SEA COSSACKS)

These were not true Cossacks but had the same duties as them. Crimean Tartars (Tatars) formed 10 cavalry Polks and 10 foot Polks. These have also been referred to as Black Sea Cossacks. Their uniforms were similar to those of true Cossacks of the Don or Ukraine. They ware commonly depicted with shaven heads or a scalp lock at the front and long moustache and had oriental appearance. There was also a Polk (regiment) formed of the Crimean Tartars called the Tatarsky Konny Polk (Tatar Konny Polk.)

Vy vidite v nachale These were not true Cossacks but had the same duties as them.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ДР Ахметыч, какой ответ Вам от меня нужен? Точнее на что именно?

Что этногенез казачества не прост? Без сомнения. Но все просуществовавшие хоть сколь-нибудь долго войска строились по одной схеме – «старые» казаки, а к ним приливаются новые инородческие (не казачьи – русские, украинские, бурятские…) поселенцы.

Как может сочетаться то, что человек считает себя казаком, но нагайбаком – это лучше спрашивать у него. Но это не диво. Я бы этот симбиоз объяснил просто – нагайбаки вошли в состав казачества т.к. это было выгодно, полагаю, что частично они ассимилировались казаками и стали т.о. этническими казаками, частично нет, но не ассимилированным память о своем казачьем прошлом дорога и т.д.

А в общем-то этногенез любого народа непрост. Например, русские. Кривичи, мурома, меря… стали частью русских, а казаки сохранились. Кто виноват? Может быть, сословная замкнутость, может отличный тип культуры… Кто знает?

Uvashaemye forumchane, ja tut v dekabre usilenno zanimalasj baschkirskoj konnizej v vojne s Napoleonom, naschla po xodu etot adres:

http://www.n-a.co.uk/cossacks.htm

Tam stoit, naprimer, bez vsjakogo kommentarija: TEPTIAR COSSACKS

In 1790, the Teptiar Cossacks was created from the unmarried men of the Uffar and Viatka regions. In 1798, another Teptiar Polk was formed. In 1812, the first, commanded by Major Temirov, was part of the Platov's Independent Cossack Corps and participated in many rearguard battles. At the beginning of the campaign, the 2nd Polk was stationed at home until the 3rd Polk was formed. In the company of the 1000 man Orenburg Polk, these participated in the 1812 campaign.

A chutj daljschje sledujuschee:

CRIMEAN TARTARS (BLACK SEA COSSACKS)

These were not true Cossacks but had the same duties as them. Crimean Tartars (Tatars) formed 10 cavalry Polks and 10 foot Polks. These have also been referred to as Black Sea Cossacks. Their uniforms were similar to those of true Cossacks of the Don or Ukraine. They ware commonly depicted with shaven heads or a scalp lock at the front and long moustache and had oriental appearance. There was also a Polk (regiment) formed of the Crimean Tartars called the Tatarsky Konny Polk (Tatar Konny Polk.)

Vy vidite v nachale These were not true Cossacks but had the same duties as them.

Vot naschla v Tatarskoj rassylke:

Омская область: Общество

22 января 2004 года 12:43

Татары напомнят сибирским казакам о корнях

Сегодня в региональном татарском культурном центре состоится научное

собрание по теме <Тюркские корни Российского казачества>.

Организаторами собрания выступили региональная татарская

национально-культурная автономия, Сибирское казачье войско союза казаков

России, совет старейшин Омской области, ассоциация омских казахов.

Участникам собрания представят научные доклады о роли тюркских народов в

формировании казачества.Семен Уралов

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

КРИТИКА ТРАДИЦИОННОЙ ИСТОРИИ КАЗАЧЕСТВА

Игорь Куринной

"Надо отдать справедливость казакам, это они доставили успех России в этой кампании. Казаки - это самые лучшие легкие войска среди всех существующих. Если бы я имел их в своей армии, я прошел бы с ними весь мир"

Наполеон Бонапарт

Возьмем войны 17 века против Романовых (Хлопок, Лжедмитрий, Болотников, Разин). Кто воевал? Казаки. А как названы войны в учебниках по истории? Крестьянские бунты. Берем набеги на Москву, Серпухов, Калугу и другие среднерусские города второй половины 15-ого - первой половины 16-ого века. Кто набегал? Казаки. Как названы набеги? Татарские. В то же время, те же люди, воюя на выгодной для России стороне против Речи Посполитой, против Турок или Шведов уже называются "хорошим словом" казаки. Пока низовье Волги воюет с Москвой, там располагается Астраханское Ханство (от одного названия веет чем-то басурманским, чужым и нерусским), как только в 1556 году заключается мир и оно (это ханство) присоединяется к России здесь уже расположено Астраханское казачье войско. Без всяких лишних объяснений на месте Большой Орды, на карте, изображающей ситуацию первой половины 16 века (Атлас Офицера стр. 205), появляется надпись Донские казаки, на карте второй половины 16 века (Атлас Офицера стр. 206). На месте Едисанской Орды -Запорожская Сечь, на месте Ногайской Орды - Ногайские и Яицкие казаки. К слову говоря, казак или козак - это тюркское слово, означающее "удалец". Несколько странно это, если стоять на позициях традиционной истории. Крестьяне, православные, русские бегут от помещиков и называют себя тюркским словом "удалец". Почему не по-китайски или не по-фински? Вообще, эти беглые крестьяне 15-16 веков, предстают перед нами настоящими полиглотами. Себя назвали тюркским словом, а военачальников своих назвали гордым англосаксонским словом headman - что по-нашему, по-украински, означает - предводитель, вождь. Так прямо заявляет ВЭС (стр. 53) на слове АТАМАН. Вернемся к связи казаков и татар. Тесная связь данных образований (общие территории обитания, идентичное оружие, одежда, способ ведения боевых действий, названия орд-казачеств) дополняется постоянным совместным действием против внешних врагов. Например, татары принимают самое активное участие в освободительной войне украинского и белорусского народов против польской шляхты, т.е. против католиков в 1648-1654 г.г. Войска Богдана Хмельницкого полностью состоят из казачьей и татарской конницы (хотя везде подчеркивается, что движущая сила войны - украинское крестьянство). Видимо, если между казаками и татарами и было какое-то отличие, то оно носило чисто внутренний характер.

В реконструкции Новой Хронологии практически все эти странности исчезают.

Во-первых, становится понятным, почему казачеству достались такие обширные и благодатные территории. Это изначально было сильнейшее войско, старинное воинское сословие, прямые потомки тех самых монголов, которые некогда завоевали Евразию. Никакого перерождения беглых холопов в воинов не было. Эти территории им достались в наследство от славных предков и принадлежали им издавна и по праву.

Они жили там, где им было удобнее и лучше (вдоль крупных рек, в теплых и житных краях). Ни от кого никогда не прятались. Поэтому военные походы правительственных войск вдоль Днепра, Волги, Дона и т.д. не натыкались на поселения сбежавших холопов. Эти "сбежавшие холопы" изначально и были регулярным войском страны, специально расположенным так, чтобы в течение нескольких дней собрать все курени (небольшие конные гарнизоны) в заранее оговоренном месте.

Во-вторых, понятно, почему казаки не платили налогов. Они сами жили за счет налогов и сами эти налоги собирали. Войско никогда не платит налоги. Такой порядок сохраняется до сих пор.

По той же причине казаки сражались с врагами старорусского государства. Кому же еще сражаться, если не регулярной армии (ни городской же нищете и беглому крестьянству).

Становится понятной и активная политическая позиция казаков во время бурных перемен в государстве, а именно смене царских династий в начале 17-ого века. Армия обязана была занять какую-то сторону и принять участие в боевых действиях, в отличие от беглых крестьян.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Анатолий
Откуда произошли казаки? Почему нет более менее достоверной информации об их происхождении?

Сами казаки преподносят, якобы они были беглыми крестьянами. От кого беглые и чьи крестьяне?

Может ли быть у крестьян иерархия?

Сами казаки категорически отрицают своё русское происхождение. Кстати, этого же мнения придерживается и Гумилёв Л. Н. в книге "Открытие Хазарии", если не ошибаюсь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Традиционно считается, что казаки произошли от беглых крестьян, однако мне кажется, что эта теория не выдерживает критики, хотя бы по следующим причинам

1) Почему крестьяне бежали на юг России место отнюдь не дикое. Спрятаться там было весьма сложно

2) До казаков на этой территории жили "татары" (т.е. различные тюркоязычные народы) судя по обилию тюркизмов на юге России население было весьма плотным. Каким-то образом эти беглые крестьяне сумели их вытеснить с этой территории. Они моментально научились воевать (чтобы научиться рубить шашкой на коне нужно несколько лет упорных занятий) и спокойно оттеснили татар на юг и восток. Врятли это было подсилу крестьянам, никогда ни с кем не воевавшим

3) Казаки мгновенно самоорганизовались, создали своеобразную культуру, не похожую на культуру центральной России, создали мощную армию, предпринимали очень успешные военные походы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Может быть казаки - племя изначально тюркского происхождения. Известно, что жители лесов - славяне не очень уверенно чувствовали себя во время кавалерийских рейдов в степи. В то же время в степи новые пришлые тюрки вытесняли старых, и старые (напр. торки, берендеи, караклобуки) находили прибежище на Руси, играя роль кавалерии у русских князей, пригодной для ведения войн в степи. Т. н. "свои поганые". Вероятно они сохраняли какое-то подобие автономии, живя на окраине русских княжеств и неся пограничную службу. Постепенно они смешивались со славянами, в том числе принимая и беглых крестьян.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...