Jump to content



Sign in to follow this  
Монхбат

Обычное право тюрков и монголов

Recommended Posts

Вы открываете новую тему с несколько, на мой взгляд, громоздким и непонятным названием.

Сформулировать центральную тему топика не хотите.

Уточнить смысл высказываний не желаете.

Называете себя "нежеланным юзером".

ИМХО: странно. Это же форум.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вы открываете новую тему с несколько, на мой взгляд, громоздким и непонятным названием.

Сформулировать центральную тему топика не хотите.

Уточнить смысл высказываний не желаете.

Называете себя "нежеланным юзером".

ИМХО: странно. Это же форум.

Добавлю под 6-ым пунктом:

6. Саха (начало 17 в.)

- наличие действующих норм обычного права, таких как: кровная месть или штраф "кун" (чаще скотом) за преступление (убийство или кражу); клятва для очищения от вины "шерт" (аналог с казахским "серт"); калым в брачных отношениях; виды гражданских договоров: "хассас" - отдача богатыми своего скота на прокормление бедным сородичам временно для доения, приплод при этом передавался хозяевам (аналог с казахским "сауын"); аренда, купля-продажа сенокосных участков; наследование и судебные споры по ним; практика выхода замуж женщины при смерти мужа за брата покойного или его ближайшего родственника (аналог с казахским "амeнгерлiк").

Share this post


Link to post
Share on other sites

Тогда уж поменяйте местами пп. 5 и 6 :)

Казахское "серт" - это не "преемственность" от арабского "сирт"?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Тогда уж поменяйте местами пп. 5 и 6 :)

Казахское "серт" - это не "преемственность" от арабского "сирт"?

В арабском не знаток, но откуда тогда в якутском "шерт", как вы думаете?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Шерть – присяга на верность договорным отношениям с Русским государством (от араб. šart "соглашение, условие", см.: алт. šert "клятва"; хак. сирт). Слово шерть впервые встречается в русских грамотах 1474 г. Тюркоязычные народы заимствовали арабское слово для процедуры заключения договора международного характера и передали эту практику русским властям. Процесс заключения договоров с принимаемыми под «высокую государеву руку» назывался шертованием.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Шерть – присяга на верность договорным отношениям с Русским государством (от араб. šart "соглашение, условие", см.: алт. šert "клятва"; хак. сирт). Слово шерть впервые встречается в русских грамотах 1474 г. Тюркоязычные народы заимствовали арабское слово для процедуры заключения договора международного характера и передали эту практику русским властям. Процесс заключения договоров с принимаемыми под «высокую государеву руку» назывался шертованием.

Хорошо, хорошо, но вы не ответили на вопрос - откуда тогда это слово в 17 веке у саха (якутов), а также как вы указали, у хакасов?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Думаю, что от русских. Их же требование - принести присягу царю.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Шерть – присяга на верность договорным отношениям с Русским государством (от араб. šart "соглашение, условие", см.: алт. šert "клятва"; хак. сирт). Слово шерть впервые встречается в русских грамотах 1474 г. Тюркоязычные народы заимствовали арабское слово для процедуры заключения договора международного характера и передали эту практику русским властям. Процесс заключения договоров с принимаемыми под «высокую государеву руку» назывался шертованием.

Стас, вы кажется путаете арабское "шарт" (соглашение, договор) и тюркское "серт" (клятва, обет). Например в казахском существуют оба паралельно: "шарт" - договор, "серт" - клятва, обет, присяга.

Даль в своём словаре к примеру связывает русское заимствование "шерть" (присяга) с татарами-мусульманами Золотой Орды: ж. стар. присяга мусульман на подданство. Дать шерть. Шертные ШЕРТЬ ж. стар. присяга мусульман на подданство. Дать шерть. Шертные грамоты за золотима печатьми, Акд. Грамоты шертные Менглигиреевы царевы, с великим князем Иваном, Сл. Акд. Шертовать, присягать, давать клятву. Как они велик. государю на куране шертовали и за весь Крым шертовали, Акд. -ванье, действ. по глаг. Яз Суркай... шертую великому государю своему на том... как в сей шертовальной записи написано, Акд. Шертоприводная запись, присяжный лист для мусульман.

Тем самым, якутское "шерт", казахское "серт", хакасское "сирт" свои слова.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вряд ли. Думаю, что русские приводили в подданство мусульманские народы в соответствии с принятой у них (уже отчасти исламизированных) традицией. Пока до Сибири дошли - закрепилось у русских. Енисейские кыргызы больше 100 лет им шертовали. Все равно обе стороны были недоваольны.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вряд ли. Думаю, что русские приводили в подданство мусульманские народы в соответствии с принятой у них (уже отчасти исламизированных) традицией. Пока до Сибири дошли - закрепилось у русских. Енисейские кыргызы больше 100 лет им шертовали. Все равно обе стороны были недоваольны.

Вряд ли. Думаю, что нет.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Названия сводов (законоуложений) казахског обычного права:

- «Каска жолы» Касым хана (1511-1521)

- «Тура жолы» Тауекел хана (1586-1598)

- «Ескi жолы» Есим хана (1598-1628)

объясняются казахским:

ЖОЛ или ЖОЛ-ЖОРА – правила обычаев и традиций или обычное право.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Эти "жолы" где-то опубликованы?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Эти "жолы" где-то опубликованы?

Да, конечно, но с ходу не скажу кем и где. К примеру у меня есть «Жетi жаргы» Тауке хана (1680-1715).

Share this post


Link to post
Share on other sites

Кажется, эти "жолы" критиковались в Масановской коллективной монографии, надо посмотреть.

См. (Фольк-хистори")

Share this post


Link to post
Share on other sites

Кажется, эти "жолы" критиковались в Масановской коллективной монографии, надо посмотреть.

См. (Фольк-хистори")

Масанов критиковал ханские законоуложения обычного права? Не верится. Это все равно что кто нибудь из российских историков будет критиковать "Русскую правду".

Share this post


Link to post
Share on other sites

А критикуют, еще как. :) Тех, кто модернизирует и абсолютизирует ее положения.

Многие "Ханские уложения" и "правовые реформы" высосаны из пальца фольк-хисториками. Смю. соответствующую тему.

Share this post


Link to post
Share on other sites

А критикуют, еще как. :)Тех, кто модернизирует и абсолютизирует ее положения.

Многие "Ханские уложения" и "правовые реформы" высосаны из пальца фольк-хисториками. Смю. соответствующую тему.

Факты? Ссылки?

Ещё уточнение - что Вы имеете в виду, что таковых не было вообще в истории Казахстана? Или оспариваете их отдельные положения, что они кем-то были "модернизированы" и абсолютированы?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Приведите источники, публикации. Уж за 20 лет независимости неужели в Казахстане госправо не развилось?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Приведите источники, публикации. Уж за 20 лет независимости неужели в Казахстане госправо не развилось?

Не госправо, а история государства и права.

Пожалуйста то, что есть у меня: "Жеті жарғы: Бұрынғы қазақтардың ел билеу заңы" (Алматы: "Айқап" баспасы, 1993. Предисловие профессора Л.Рүстемова. На казахском, арабском, персидском, английском, немецком, французском, русском языках).

Остальные надо поискать, уверен, их достаточно, не проблема.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вот нашел, как обычно, записали еще 200 лет назад Левшин и Спасский.

Не увидел там преемственности от тюрков или монголов, в основном - шариат. Это реакция на распространение джунгарского законодательства. Да, и вообще дело темное: фрагменты записаны по-русски, не кодифицировано.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вот нашел, как обычно, записали еще 200 лет назад Левшин и Спасский.

Не увидел там преемственности от тюрков или монголов, в основном - шариат. Это реакция на распространение джунграрского законодательства. Да, и вообще дело темное: фрагменты записаны по-русски, не кодифицировано.

Смысл кодификации существует при многоотраслевом праве. Степное обычное право казахов (әдет, по-русски: адат) было не сложным, не подразделялось как римское на уголовное, гражданское и другие отрасли.

Вся преемственность и состоит в том, что тюркское обычное право в виде законоуложений, своего рода сводов норм, практиковалось ещё тогда, когда не было даже "Русской правды", не говоря уже о монголах. Выше я уже приводил основные, повторяться смысла нет, но джунгары к их принятию никакого отношения не имеют: хуннское, тюрков 6-8 вв., кереитов, найманов 12 в., татар 12-13 вв., едыгеидов 14-15 вв., казахов 15-17 вв., саха 17 в. и других. А потому Шариат в них роли не играл никакой. В «Жетi жаргы» Тауке хана (1680-1715) его роль присутствует.

У монголов его можно считать как преемственность от тюрков по так называемому “Цааджин бичиг” (“Монгольское уложение”) или свод маньчжурских законодательных актов для монголов (1627-1694).

  • Не согласен! 3

Share this post


Link to post
Share on other sites
А потому Шариат в них роли не играл никакой. В «Жетi жаргы» Тауке хана (1680-1715) его роль присутствует.
Вот я и говорю, что так называемое «Жетi жаргы», приписываемое Тауке, это полузабытый источник, фрагментарно записанный русскими учеными в 19 веке. И оно, что особенно очевидно при рассмотрении дел семьи находится под самым серьезным влиянием шариата.

Другими словами - в нем нет ничего общего с древнетюркскими установлениями. Это же очевидно. А также и с Ясой.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вот я и говорю, что так называемое «Жетi жаргы», приписываемое Тауке, это полузабытый источник, фрагментарно записанное русскими учеными в 19 веке. И оно, что особенно очевидно при рассмотрении дел семьи находится под самым серьезным влиянием шариата.

Другими словами - в нем нет ничего общего с древнетюркскими установлениями. Это же очевидно. А также и с Ясой.

Если так считаете, то можете ли представить сравнительный анализ текстов?

  • Не согласен! 3

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я ведь дал ссылки. Каждый может решить.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  

×
×
  • Create New...