Jump to content



Sign in to follow this  
Монхбат

Обычное право тюрков и монголов

Recommended Posts

МОНГОЛО-ТЮРКСКОЕ ОБЫЧНОЕ ПРАВО

XXI век стремительно вносит свои коррективы на устоявшиеся за последние 300 лет взгляды во всем мире. Почти абсолютно на всё - это технократия, экология, глобализация, борьба за ресурсы, финансы, территории и т.д. XXI век выдвигает новые требования – повышение моральных и духовных устоев человека, возрождение менталитета народов, сохранение экологии природы и т.п. Без этих нравственных возрождений нет будущности человечества. Мир скатится в истребительные войны, экологическую катастрофу и т.д. Соответственно этому должна усовершенствоваться и мировая правовая система. При этом нужно сохранить или возродить основу составляющих национальной, правовой системы, суть которой состоит в сохранении собственной нормативной культуры, где право и правовая культура составляют её важнейшие элементы.

История народа, государства неразрывно связаны с историей права. ”Причем у каждого народа имеется свое обычное право. Общеобязательностью обычного права на протяжении длительного исторического периода, являвшегося универсальным регулятором общественных, бытовых правовых отношений, причем оно опиралась на менталитет народа, традиционной экономике и выступала мерилом общественной необходимости. Чаще всего и в сфере правового регулирования индивид, а может, и народ в целом, регулирует поведение привычным следованием устоявшимися в общественном бытие правилам, моделям, почти бессознательно повинуясь психологическим стереотипам, подражанию и т.д. Привычное поведение освобождает человека от бессмысленной, тяжелой в психологическом плане необходимости в каждом конкретном случае призывать волю, сознание, социальный выбор, каждый раз ставить его перед волевым определением поведения. Хранителем таких норм выступало всё общество, объединенное традиционным социально-экономическим укладом. Обычное народное право больше преобладало в устном характере. Некоторые обычноправовые системы имели письменную форму. Обычное народное право основано на привычном поведении, питаемое повседневной практикой, постоянно воспроизводящиеся обществом – вот главный охраняющий элемент, главная сила, на которую опирается это система”.1

”Кроме обычного право в мире существует законодательное право, законодательство. Законодательство, как правило - это усовершенствованное обычное право. То есть всякая новая норма в смысловом значении отрицает, отменяет, изменяет, модифицирует старую конструкцию, распространяет на новый круг субъектов права существующую норму, чаще всего обычноправовую. Такие нововведения имеют политически окрашенную потребность. Это утверждение основано, прежде всего, на том, что в сфере правового регулирования, куда относят отношения власти и имущественного регулирования, господствует политическая элита, отстаивающая свои интересы, свои взгляды. Во многом законодательная система результат стремления политической элиты усовершенствовать нормативную систему, где мерилом её эффективности выступает способность конкурировать в борьбе за территориальные, экономические и другие интересы. Норма права носит ярко выраженный политический аспект. А там, где есть внутреннее классовое противоборство, норма в соответствии с ее социальным назначением направлена на выработку социальных компромиссов. Взаимосвязанность обычного народного права и законодательства должна быть органичной. Другими словами, привычное поведение должно освобождать человека от бессмысленной, тяжелой в психологическом плане необходимости в каждом конкретном случае призывать волю, сознание, социальный выбор, каждый раз ставить его перед волевым определением поведения.

Когда система не признает значение обычного права, игнорируется преемственность обычноправовой нормы и законодательного нововведения, возникает ситуация, которая известна как оторванность от естественных прав. Законодательные нововведения, оторванные от обычного права, требуют значительных организационных, контрольных, надзорных и других правовых мер по их обеспечению. Кроме этого, без идеологической поддержки, без обучения в широком смысле слова такого рода нововведения не могут быть реализованы.

Кроме внутреннего государственного законодательства, существует ещё и мировое законодательство. ”Мировое сообщество практически повсеместно выработало иную правовую форму-закон, как акт волеизъявления высшей государственной власти. И такой переход был обусловлен необходимостью ускорения социально–экономического развития сообществ и их межгосударственной интеграцией. В новых условиях значение межгосударственной конкуренции возрастает многократно, и залогом социального процветания, самосохранения народа выступают условия быстрого реагирования сообщества в целом на изменения социально-экономического положения страны на международной арене”.2

Но, несмотря на громадный труд юристов-правоведов, современное законодательство в России и Монголо-тюркских государствах не удовлетворяет многих людей, так как за последние XIX и XX века произошли большие диспропорции в соотношении обычного народного права и нормы закона. Органичная взаимосвязанность обычного народного права и законодательства была более тесной в предшествующие исторические эпохи, там, где традиционность, преемственность были более выражены и воспринимались как социальная потребность. Изменившиеся исторические события ставят новые задачи, и новый взгляды на законодательство, его осмысление и анализ исторического пути пройденного российскими и тюркскими народами, выявить ошибки и устранить, тем самым облегчить и улучшить жизнь современных людей.

Для осмысления нами поставленной задачи необходимо заглянуть в историческое прошлое. С древних времен тюркские народы имели государственность. Государства были всякие - маленькие и большие. Но были времена, когда по воле обстоятельств и политических соображений многие Монголо-тюркские государства объединялись в каганаты или проще - в империи. Всякая государственность или империя опирается на правопорядок, а всякое государство на закон. Монголо-Тюрки не составляли исключения. Монголо-Тюркские государства в древние и средние века опирались на законы Монголо-тюркского обычного права. В средние века, начиная с IX века, некоторые Монголо-тюркские правители, провозглашали пришлые религии в ранг официальной государственной религии, соответственно в этих государствах вводились и пришлые законы. Такая правящая верхушка игнорировала обычное Монголо-тюркское право, игнорировала преемственность обычноправовой нормы и законодательного нововведения, тем самым создавалась оторванность народа от его естественных прав. Так как пришлое право не соответствовало менталитету народа, его традициям и бытовым правовым отношениям, то правящая верхушка насаждала эти права с помощью аппарата государственного принуждения. Поэтому в этих государствах шла постоянная внутренняя борьба между сторонниками обычного тюркского права и сторонниками пришлого права. В конечном счете, эти государства распадались в гражданских войнах между противоборствующими сторонами. Поэтому есть такая историческая действительность, как-то, что Монголо-тюрки-кочевники быстро создавали свои федеративные государства, и в то же время если их образу жизни навязывали чуждые традиции, то будучи наиболее чувствительные к воле, а также быстро самоорганизующиеся, они поднимались на борьбу против этой правящей власти и разваливали это государство. А затем быстро организовавшись создавали новое государство во главе нового правительства.

В начале XIII в. на территории современной Монголии сторонники Монголо-тюркской культуры стали объединяться вокруг Темучжина. В 1206 г. сподвижники Темучжина на общем собрании - курултае при полном единогласии провозгласили его Чингиз-ханом, императором, абсолютным, самодержавным. Его поднимали на войлоке над головами окружавших сподвижников в соответствии с древними кочевыми обычаями и все криками выражали свое согласие повиноваться ему. Чингиз-хан поклялся соблюдать законы и подчиняться им. Эти законы назывались Их-Засаг, обозначает ”уложение”. Сподвижники Темучжина добровольно приняли законы Их-Засаг. Они видели в послушании хану и законам Их-Засаг высшую цель своей жизни. Не произволу хана подчинялись они, а законам, которым подчинялся сам хан. Темучжин всю жизнь оставался точным исполнителем этого справедливого закона, в котором были закодированы древние обычаи монголов и втюрков. Злейшие враги Чингиз-хана не могли указать в его жестокостях ни следа произвола. Это признают все его современники: Жуанвиль и Марко Поло, обладающие наиболее достоверными сведениями, видят в нем лишь строгого законодателя.

В создавшемся Их Монгол Улс-а государстве Чингиз-хан назначил верховным государственным судьей своего сподвижника татара Шиги-Хутуху, дав ему наказ: ”Когда же с помощью Мунх Тэнгэра /Вечного Неба/ будем преобразовывать всенародное государство, будь ты оком смотрения и ухом слышания! Искореняй воровство, уничтожай обман во всех пределах государства. Повинных в смерти – предай смерти, повинных наказанию или штрафу – наказывай. Все законы, которые записаны в Их-Засаге, должны соблюдаться безукоризненно.” И пример этому подавал сам. Выбор Чингиз-хана был чрезвычайно удачен. Шиги-Хутуху образцово исполнял свои судейские обязанности и в некоторых отношениях оказался даже выше своего века: например, он не придавал никакого значения показаниям, вызванным страхом.

Законы Их-Засаг. Их-Засаг был отделен от исполнительной ханской власти. По принятому порядку хан имел право требовать соблюдения закона, но не нарушения его.

Их-Засаг делился на два крупных отдела:

1. Билик – сборник ”Изречения” самого Чингиз-хана, который содержал в себе мысли, наставления и решения законодателя, как общего, теоретического характера, так и высказанные по поводу различных конкретных случаев;

2. Собственно”Их-Засаг” – это свод закодированных древних обычаев монголов и тюрков или монгольское право и обычное тюркское. Их-Засаг Чингиз-хана как правовой документ в своей первоначальной форме устанавливала механизм поддержания устанавливаемого правопорядка тюркско-монгольского войска под предводительством чингизидов выступало гарантом и механизмом обеспечения равноправных, ответственных в юридическом смысле, договореных международных, межродовых, межулусных отношений. Юридическое содержание” Их-Засаг” Великой Ясы, стало нормативным бытом монгольских и тюркских народов и регулировало как институционного образования все стороны общественной жизни – брачные, семейные, договорные и обязательные отношения общественной жизни, включая уголовную ответственность соответствующего наказания и исполнения.

Яса предписывала терпимость в вопросах религии, почтения к храмам, к духовным лицам и к старшим, а также милосердие к нищим; он устанавливал строгий контроль над семейством и домашней жизнью.

Чтобы правящая верхушка не отрывалась от народной массы, по Их-Засаг запрещалось жить ханам во дворцах и огораживать города крепостными стенами.

В Их-Засаге смертная казнь преследовала тех, кто осмелился назвать себя ханом, не будучи избранным специальным курултаем. Смерть грозила тем, кто был уличен в сознательном обмане, в предательстве, лжесвидетельстве, а также невозвращении оружия, случайно утерянного владельцем в походе или в бою. Законы охраняли женщин и были очень строгими по отношению к нарушителям их прав: изнасилование замужней женщины каралось смертью, соблазнитель девушки должен был немедленно жениться на ней. Изнасилование считалось самым тяжким преступлением.

Наказанием за тяжелые преступления была смертная казнь; за малые преступления полагались телесные наказания или ссылка в отдаленные места. Законы сводились не только к тому, что нужно соблюдать дисциплину, но и к тому, что нужно не покидать товарища в беде, оказывать помощь соратникам и соотечественникам. За неоказание помощи полагалась такое же наказание, как за государственную измену - смертная казнь или высылка в глухую Сибирь.

Чингиз-хан при основании государства опирался на следующие основные принципы:

- деление людей на подлых, эгоистичных, трусливых и наоборот – на честных, справедливых, смелых, которые ставили свою честь и достоинство выше безопасности и материального благополучия;

- повышенное уважение к кочевникам, морально и нравственно превосходящим оседлые народы;

- глубокая религиозность каждого – от великого хана до рядового дружинника:

Чингиз-хан считал, что такая религиозность является непременным условием той психологической установки, которую он ценил в своих подчиненных. Согласно этим принципам, власть правителя должна опираться не на какое-либо господствующее сословие, не на какую-нибудь определенную официальную религию, а на определенный психологический тип людей. Такие люди считали, что только закон Их-Засаг поможет создать государство и навести порядок, поэтому они провозгласили Чингиз-хана каганом и увлекли за собой весь народ. Да и народ затем понял, что при правильном соблюдении законов, не нарушая их, можно жить спокойно. Основная масса тюрков и монголов исповедовала религию тэнгрианство, где было заложено традиционное Монголо-тюркское мировоззрение. На это традиционное мировоззрение и опирались законы Их-Засаг или по-современному Монголо-тюркское обычное право. Народам Великой степи основная часть этих законов были известны, они преобладали в устной форме применялись в их повседневной жизни, и поэтому не было необходимости для его ввода применять принудительные меры. При создание нового государства, а впоследствии и империи, возникла необходимость дополнять и расширять законы, а также записывать их в письменной форме. Для всех монгольских и тюркских племен Чингизова улуса Их-Засаг был опубликован на Великом курултае в 1206 году, одновременно с провозглашением Темучжина Чингиз-ханом всей Великой Степи. Но и после этого Их-Засагу дополняли и расширяли. Это произошло в 1218 году, перед войной с Хорезмским султаном, и в 1225 году перед завоеванием Тангутского царства.

Чингиз-хан завещал охранять монголам и тюркам законы Их-Засагы, а другим народам велено было не нарушать Их-Засаг. Их-Засагы Чингиз-хана это миропорядок, идущий от предков в смысле естественности этого устройства, по сути правопорядок, охраняемый законом, то есть аппаратом принуждения. Среди его основных изречений есть такие слова: ”Если государи, которые явятся после этого (т.е. Чингиз-хана), вельможи, батыры нойоны … не будут крепко соблюдать Их-Засаг, то дело государства потрясется и прервется. Опять будут охотно искать Чингиз-хана и не найдут … После этого, до пятьсот лет, до тысячи, до десяти тысяч лет, если потомки, которые родятся и займут мое место, сохранят и не изменят такой закон и Их-Засаг Чингиз-хана, то от Неба придет им помошь благоденствия”.

Литература

1. Б.Б. Батуев. ”Буряты в XVI, XVII вв.” Улан –Уде. 1996.

2. А.Т. Тумерова ”Обычное право бурят в монгольской правовой системе”. Улан –Уде. 2004г. с. 98-100.

3. А.Т. Тумерова ”Обычное право бурят в монгольской правовой системе”. Улан –Уде. 2004г. с. 147-148

4. Рейн Крюгер ”Китай. Полная История Поднебесной”. Москва. ” ЭКСМО” 2006г. с.353

Share this post


Link to post
Share on other sites

Здраствуйте! Я собираю,своего рода, "тюркский словник правовой и сопутсвующей терминологии". Было бы интресно узнать, как на ваших языках звучат некоторые интресные мне термины... на КБ, это будет примерно так...

1.) денежный долг - ёнкюч

2.) купля-продажа - сатыу-алыу

3.) соглашение - келишиу

4.) период (временной отрезок) -кёзюу

5.) защитник - джакъчы

6.) долг (моральный, правовой и т.п.) - борч

7.) сбор -джыйыу

8.) налог, дань -джасакъ

9.) приказ - буйрукъ

10.) заместитель - орунбасар

11.) вина - терслик

12.) наследство - сыры (впрочем, над адекватным переводом, надо еще работать)

13.) аренда -бегенд/ортакъ

14.) договор - англашма (вызывает, сомнения)

15.) суд/судья -тёре-тёречи(Сюд-сюдю)/суал (из темы форум "рекоупотребляемые слова")

16.) собственник - ие, правомочие собственника - иелик

17.) кража -урлау

18.) хищение -тонау

19.) разбой -гудулау/талауул

20.) сословие - къауум

21.) закон - джорукъ (возможно слово не тюркское)

22.) убийтсво - ёлтюрую

юридические и сопутсвующие термины, являющиеся не тюрскими по своему происхождению;

штраф (аналог) -тазир

урон-зарауат

ущерб -заран

народ -халкъ

общетсво (аналог) -джамагъат

свидетель -шагъат (у нас кажетсяесть свое слово, я чиал на Эльбе!)

свидетельтсво -шагъатлыкъ

штраф (аналог) -тазир

суд - мехкеме

иск, спор - дау

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ассалам уалейкум, Огъары Учкулан! Ты тоже здесь? :kg1:

денежный долг - карыз

купля продажа - алып сатуу

соглашение - келишим

период - доор, учур

защитник - жактоочу, коргоочу

долг-карыз

сбор-жыйуу

налог,дань - салык

приказ - буйрук

заместитель - орунбасар

вина - кюнёё

наследство - мурас

аренда - ижара

договор-келишим, иногда шартнама-не тюркское

суд\судья- сот, казы-не тюркское

собственник - ээ, ээнчилик

кража - уурдоо

хищение тоже уурдоо, а вот разбой - тоноо, талап-тоноо

сословие - катмар, коомдук катмар

закон- мыйзам

убийство-ёлтюрю

штраф=-айып

урон- зыян

ущерб-зыян

народ-эл, калк

общество-коом

свидетель-кюбёё

свидетельство-кюбёёлюк

иск-доо

Share this post


Link to post
Share on other sites

Салем :rolleyes: Бул жерде казакша аударма келтирдим, бирак дурыс екенине аса емеспин. Здесь на казахском, но не совсем уверен в некоторых переводах

1.) денежный долг - карыз

2.) купля-продажа - сатып-алу, сауда-саттык

3.) соглашение - келисим

4.) период (временной отрезок) - уакыт аралыгы

5.) защитник - коргаушы

6.) долг (моральный, правовой и т.п.) - борыш

7.) сбор - жиын

8.) налог, дань - салык

9.) приказ - буйрык

10.) заместитель - орынбасар

11.) вина - куня

12.) наследство - мирас

13.) аренда - жалга беру, алу

14.) договор - келисим-шарт

15.) суд/судья - торе, сот, казы

16.) собственник - ие, меншиктик

17.) кража - урлау

18.) хищение -тонау

19.) разбой - каракшылык

20.) сословие - кауым

21.) закон - зан, жарлык

22.) убийтсво - олтиру, мерт ету

штраф (аналог) - айып-пул

урон - зару

ущерб - зал-зала

народ - халык, букара

общетсво (аналог) - жамагат, кауым

свидетель - куагер (у нас кажетсяесть свое слово, я чиал на Эльбе!)

свидетельтсво - куалик

штраф (аналог) - айып-пул

суд - сот

иск, спор - дау

Share this post


Link to post
Share on other sites

САХАЛЫЫ САНАРАБЫН

1.) денежный долг - ХАРЧЫ ИЭСЭ

2.) купля-продажа - АТЫЫ-ЭРГИЭН

3.) соглашение - СОБУЛЭН

4.) период (временной отрезок) - КЭМ

5.) защитник - КОМУСКЭhЭЭЧЧИ

6.) долг (моральный, правовой и т.п.) - ИЭС

7.) сбор - ХОМУУР

8.) налог, дань - СОЛУК

9.) приказ - БУРУКЭЭС

10.) заместитель - СОЛБУЙААЧЧЫ

11.) вина - БУРУЙ

12.) наследство - ОЛУУ

13.) аренда - сылга биэрии

14.) договор - ДУОГАБАР

15.) суд/судья - СУДЬУЙА

16.) собственник - БАС БИЛЭЭЧЧИ

17.) кража - УОРУУ

18.) хищение - СИЭСИН

19.) разбой - ХАЛААСЫН

20.) сословие -

21.) закон - СОКУОН

22.) убийтсво - ОЛОРУУ

штраф (аналог) -

урон - АЛДЬАТЫЫ

ущерб - зал-зала

народ - НОРУОТ?

общетсво (аналог) - УЛУУС?

свидетель -

свидетельтсво - куалик

штраф (аналог) - айып-пул

суд - СУУТ

иск, спор - МОККУОР

Share this post


Link to post
Share on other sites

По монгольски если кого интересует:

1.) денежный долг - өр

2.) купля-продажа - зарах авах

3.) соглашение - хэлэлцээр, зөвшил

4.) период (временной отрезок) - үе, цаг

5.) защитник - хамгаалагч

6.) долг (моральный, правовой и т.п.) - амлалт, өчиг

7.) сбор - цугдуулах, татвар татах, гувчуур авах

8.) налог, дань - татвар, гувчуур (копчур)

9.) приказ - зарлиг, жарлик

10.) заместитель - орлогч

11.) вина - гэм, алдаа

12.) наследство - өв,

13.) аренда - түрээс

14.) договор - гэрээ, хэлцэл

15.) суд/судья - шүүгч

16.) собственник - эзэн, өмчлөгч

17.) кража - хулгай

18.) хищение -хулгай, тонох, тонолт

19.) разбой - дээрэм

20.) сословие - зэрэг, зэрэг дэв

21.) закон - хууль, ёсун, засаг, жасак

22.) убийтсво - алах,

штраф (аналог) - торгууль

урон - сүйтгэл, гэмтэл

ущерб - хохирол,

народ - ард, зон, эл улс

общество (аналог) - улс, нийгэм

свидетель - гэрч

свидетельтсво - гэрчлэл

штраф (аналог) - торгууль, шийтгэл,

суд - шүүх

иск, спор - зарга, жарга

Share this post


Link to post
Share on other sites

спасибо большое! я видел множество переводов с разных тюркских языков, весьма любопытно, что вочередной раз,можно говорить,о устойчивости словарногофонда тюркских языков.. также интресно отметить некоторые детали, о которых явам бы самхотел сказать.

Суд - несмотря, на то, что я иногда встречался с мнением, что само слово "суд", идет от тюркского глагола "сюз". Я отметил, в том, что как такого перевода этого слова в тюркских языках я не обнаружил. Из представленных вариантов, встречались, чаще всего различные формы уже русского слова "суд", также часто арабское "мехкеме", однако, довольно часто были предлагаемым вариантом термин "тёре (торо, тере)"

На мой взгляд, это довольно любопытно; опираясь на карачаевское значение органа "тере", я могу отметить, что чисто судом, в обществе карачаево-балкарцев, иных близких народов этот орган не являлся. тёре, это орган, условно, "народной демократии", с функциями, высшего суда, к тому же имеющего право законодательного прецидента. Решения тёре, становились частью правовоой системы карачаево-балкарского-общества. Так тёре,имел исключительное право на вынесения решений по изменению сослвоной принадлежности фамилии.

Я встречался с двумя версиями, значения слова, как исконной - идущей от древне тюркского "тёре", справедливость, так же встречался с вариантом в котором предлгалось, что слово появилось в Хазарии, от слова "Тора", тотбражала гос.религию Хазарии.

В тоже время, довольно прозрачно выглядит ппроизводное объяснение слова - тёре, как закон.

Share this post


Link to post
Share on other sites
и ще есть ли в ваших языках слова; "семен", "ортакъ", "бегенда", ёзден"?

ортагъ - фергганские узбеки говорят при обращении к другу, товарищу

Share this post


Link to post
Share on other sites

На алтайском:

1.) денежный долг - тёлю

2.) купля-продажа - саду

3.) соглашение - jёптёжю

4.) период (временной отрезок) - кем

5.) защитник - коруучы

6.) долг (моральный, правовой и т.п.) -

7.) сбор - jууш

8.) налог, дань - албан

9.) приказ - jакару

10.) заместитель - ордынчы

11.) вина - буруу

12.) наследство - энчи

13.) аренда -

14.) договор - jёптёжю

15.) суд/судья - jаргы/jаргычы

16.) собственник - ээ, правомочие собственника - ээнин табы

17.) кража - ууры

18.) хищение - ууры

19.) разбой - тонош

20.) сословие -

21.) закон - jасак

22.) убийтсво - ёлтюрюш

штраф (аналог) -

урон- jеткер

ущерб - jеткер

народ - албаты

общетсво (аналог) - jон

свидетель - кереечи

свидетельтсво - керее

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest Булган хангай

На алтайском:

1.) денежный долг - тёлю - төлбөр ,төлөөс

3.) соглашение - jёптёжю-зөвших

8.) налог, дань - албан- албан татвар

9.) приказ - jакару-зарлиг

10.) заместитель - ордынчы- орлогч

11.) вина - буруу- буруу

15.) суд/судья - jаргы/jаргычы -заргач

19.) разбой - тонош -тонуул,дээрэм

21.) закон - jасак-засаг

народ - албаты-албат

свидетель - кереечи - гэрч

:D

Share this post


Link to post
Share on other sites

Татарча аудармалар:

Здесь есть также заимствования из арабского и фарси:

1.) денежный долг – әҗәт, алачак, бирәчәк, бирәсе

2.) купля-продажа – сатып алу , сату-алу, сәүдә

3.) соглашение – киңәшү, киңәшмә, килешү

4.) период (временной отрезок) – чак, чор, дәвер, вакыт арасы, әйләнмә, замана

5.) защитник – якчы, яклаучы

6.) долг (моральный, правовой и т.п.) - бурыч

7.) сбор – җыю, җыем, җыелу

8.) налог, дань – ясак, салым, түләү, имана

9.) приказ – боерык, ярлык, фәрман, әмер

10.) заместитель - урынбасар

11.) вина – гаеп, гаеплек

12.) наследство – мирас, варислык

13.) аренда - алу

14.) договор – киңәшмә, килешү, шартнамә, алдым-бирдем

15.) суд/судья – хөкем/түрә, арадашчы, хаким, казый

16.) собственник – ия, милекче, хуҗа

17.) кража – урлау, караклык, бурлык

18.) хищение – урлау, караклык

19.) разбой – талау, юлбасарлык

20.) сословие - катлау

21.) закон – түрә, канун, ясак

22.) убийство – үтерү, катыйльлек

юридические и сопутсвующие термины

урон – зарар(лык), зыян, каза, югалту

ущерб – зарар(лык), зыян, каза

народ –халык, ил, ил-көн, ил-йорт, кәвем, гавам

общество (аналог) – ил, җәмгыять

свидетель – танык, шаһит

свидетельтсво – таныклык, шаһитлык, шәһәдәтнамә

штраф (аналог) - салу

суд - хокем

иск, спор – тартыш, дау, тарткалаш, дәгъва(только иск), бәхәс

Share this post


Link to post
Share on other sites

Есть ли на тюркских языках привычная для И.Е. языков аналогия "правый" (в смысле стороны) и "правильный", "правый" в смысле справедливости?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Слово оң "правый" имеет еще значения благоприятный, счастливый

Share this post


Link to post
Share on other sites
Есть ли на тюркских языках привычная для И.Е. языков аналогия "правый" (в смысле стороны) и "правильный", "правый" в смысле справедливости?

По казахский Он - правый; онды жумыс, жони он - правое дело :rolleyes:

Share this post


Link to post
Share on other sites

Кальки с русского?

Share this post


Link to post
Share on other sites
Есть ли на тюркских языках привычная для И.Е. языков аналогия "правый" (в смысле стороны) и "правильный", "правый" в смысле справедливости?

В алтайском - он - правый, онду - достойный (о людях), хорошего качества (о вещах).

Share this post


Link to post
Share on other sites

У кочевых тюрков очевидна преемственность в вопросе принятия и обновления норм обычного права в виде сводов (законоуложений) для урегулирования общественных отношений, которая присуща была только кочевому образу жизни:

1. Хунны.

2. Тюрки (7-8 вв.):

- свидетельством того у восточных тюрков могут служить рунические надписи на каменно стеле в честь Кюль-Тегина (р.Орхон, Монголия): «…Когда вверху было сотворено Синее Небо, а ……..; Над сынами человеческими воссели мои предки Бумын-Каган и Истеми-Каган. Сев на ханство они поддерживали и устраивали племенной союз и УСТАНОВЛЕНИЯ тюркского народа…» /Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности. Тексты и исследования. М-Л., 1951. С.36/.

3. Кереиты, найманы (12 в.):

- Еке Төре (Великая Истина или правда)

4. Татары (12-13 вв.):

- «Джасак (Жасак, Ясак, Яса) Чингизхана

(могу предположить следующую этимологию: от жазу, жазак – письменное

законоуложение; или от жазык – вина).

5. Ак Орда (Золотая Орда):

- «Право Едыге» (1352-1419)

6. Саха (начало 17 в.):

- наличие действующих норм обычного права, таких как: кровная месть или штраф "кун" (чаще скотом) за преступление (убийство или кражу); клятва для очищения от вины "шерт" (аналог с казахским "серт"); калым в брачных отношениях; виды гражданских договоров: "хассас" - отдача богатыми своего скота на прокормление бедным сородичам временно для доения, приплод при этом передавался хозяевам (аналог с казахским "сауын"); аренда, купля-продажа сенокосных участков; наследование и судебные споры по ним; практика выхода замуж женщины при смерти мужа за брата покойного или его ближайшего родственника (аналог с казахским "амeнгерлiк").

7. Халх-монголы (1627-1694 гг.):

“Цааджин бичиг” (“Монгольское уложение”) представляет собой свод маньчжурских законодательных актов для монголов.

8. Казахское ханство:

- «Адет-гурыптар» Аз-Жанибек хана (1465-1480)

- «Каска жолы» Касым хана (1511-1521)

- «Тура жолы» Тауекел хана (1586-1598)

- «Ескi жолы» Есим хана (1598-1628)

- «Жетi жаргы» Тауке хана (1680-1715)

- «Чарское законоуложение степного права» (Ереже) (1885 г.), принятое на чрезвычайном съезде казахских биев.

Edited by АксКерБорж

Share this post


Link to post
Share on other sites

А в чем преемственность между пп. 2 и 3?

Share this post


Link to post
Share on other sites

А в чем преемственность между пп. 2 и 3?

Слова в заглавии "у кочевых тюрков" надо читать как "у кочевых тюрко-монгольских народов", надеюсь тогда вопрос о преемственности у вас отпадет.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Наоборот, возрастет.

1. Что такое это - "преемственность в вопросе принятия и обновления норм обычного права в виде сводов (законоуложений) для урегулирования общественных отношений, которая присуща была только к кочевому образу жизни"?

2. В чем преемственность Ясы от представлений кёк-тюрков о каганах Бумын и Истеми?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Наоборот, возрастет.

1. Что такое это - "преемственность в вопросе принятия и обновления норм обычного права в виде сводов (законоуложений) для урегулирования общественных отношений, которая присуща была только к кочевому образу жизни"?

2. В чем преемственность Ясы от представлений кёк-тюрков о каганах Бумын и Истеми?

ИМХО: весьма и весьма надуманные вопросы к нежеланному юзеру, даже комментировать не хочется если честно. Выссказывайтесь по существу темы, а тема не про вопросы. Пусть рассудят другие уважаемые участники.

О прямой преественности в вопросах принятия законоуложений, конкретно свода Джасак от коктюркских юридических установлений, можно судить по наличию общей преественности во всей государственной деятельности Чингизхана от коктюркских каганов, о чем выссказано на форуме достаточно, а право лишь продукт государства или его составная часть.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  

×
×
  • Create New...