Jump to content



enhd

Каракула тайша - Хархул тайш

Recommended Posts

Ойротский князь Каракула тайша.

Он же предок могущественных ханов Джунгарии.

Правил он Джунгарией в 1604-1634 гг. Он из хойтского аймака ойротов - монгольских хрониках отмечен как хойдын Хархул ноёон.

Он много раз воевал с халхасским хотогойтским Алтан ханом. В принципе они оба являлись правителями хойтов (хойтов и ойротов, и хотогойтов), поэтому наверное так упорно не навидели друг друга :) .

Этимология имени Хархул - Каракула:

Имя Каракула - на алтай-ойротском означает "лев" (по-монгольски арслан). Так что ноёона хойтов называли по алтай-ойротски "Каракула тайши" - что по монгольски было бы Арслан тайш.

Одна монгольская легенда о "хархул" (каракула): (source from сайта Оллоо )

... Эрт урьд цагт vст мий гэж нэг амьтан байж гэнэ. Муурын тєрлийн л євєг юм байх. Тэр амьтан анхалж муур тєрvvлээд голж, хvчтэй чадалтай хvv тєрvvлнэ гээд мануулыг гаргаж гэнэ. Тvvнээ ч бас голж ирвэсийг тєрvvлжээ. Удалгvй бас л чамлаж дєрєв дэх хvv ирвэсийг тєрvvлж. Хамгийн сvvлд хархул гээч амьтныг тєрvvлсэн гэдэг. Тэгтэл тэр нь цээжээ цухуймагц эхийгээ бариад идчихсэн юм гэнэ билээ. Хархул бол духан дээрээ ганц нvдтэй, сvvлээ шарвахад ой мод ханаран унадаг байсан юм гэдэг шvv...

Перевод:

... Давным давно жил одна зверь которая называлась vст мий (волосатый кот) . Наверное она являлась предком кошачьих пород. Та зверь сначала родила кошку но отреклась от него, хотела родить более сильного и родила манула*. Она тоже от него отреклась, и потом родила ирбиса** (снежнего барса). Также отреклась от него и родила чётвертого сына ирбиса**(?). В самом конце она родила одну зверь которую называли хархулом (каракула). Но как только появился грудняя часть этого хархула он тотчас же схватил и пожирал свою мать. Этот животное Хархул имел один единственный глаз в середине лба и когда он шарахнул хвостом то леса по кругу все подряд упали...

Примечания:

* - Ману́л (лат. Felis manul) — хищное млекопитающее семейства кошачьих. Своё второе название — палла́сов кот — он получил в честь немецкого натуралиста Петера Палласа, который открыл манула на побережье Каспийского моря в XVIII веке. Латинское название Otocolobus происходит от греческого us, otos — ухо, kolobos — уродливый, то есть «уродливое ухо».

** - ирбис - снежний барс. В легенде ирбис два раза повторяется!?? - может опечатка или может два раза родила ирбис???

Link to post
Share on other sites
  • Admin
В ХV-ХVI веках ойраты кочевали в Западной Монголии, на территории от западных склонов Хангайских гор на востоке до Черного Иртыша и озера Зайсан на западе. Длительное время они были зависимы от восточномонгольских ханов, однако в 1587 году им удалось разгромить в верховьях Иртыша восьмидесятитысячную армию халхасцев. Эта победа положила начало военно-политическому усилению ойратов. В самом конце XVI века они добили остатки войск бежавшего от русских сибирского хана Кучума. Гибель Сибирского ханства позволила западным монголам продвинуть свои кочевья на север до верховий рек Ишима и Оми. По данным сибирских летописей, на рубеже XVI и XVII веков ойратские владения простирались до района современного города Омска. В том же месте отмечен "край калмыцкой степи" и на более поздних картах С.У. Ремезова. Помимо Западной Монголии кочевья ойратов охватывали в начале XVII века обширные пространства на левобережье Иртыша, "занимая в среднем течении Иртыша степи его правого и левого берегов" примерно до широты современного Новосибирска.

Важную роль в племенном союзе к этому времени стал играть правитель Чоросского княжества Хара-Хула (в русских документах "Каракула", "Каракула-тайша"). В ойратских исторических хрониках упоминание о чоросском князе Хара-Хуле встречается уже в рассказе о событиях 1587 года, когда западные монголы-ойраты подверглись нападению Алтын-хана, одного из восточномонгольских правителей. Тогда объединенное ойратское войско, в состав которого входили и шесть тысяч чоросов, смогло дать отпор нападавшим, выиграв сражение на берегу Иртыша.

Военное противоборство с ойратами, столь неудачно начатое первым Алтын-ханом (он погиб в той битве), продолжалось с переменным успехом и в XVII веке. Известно, что в 1607 году дэрбэтские и хошоутские тайши обращались к русским властям в Сибири с просьбой "от Алтына-царя велети их оберегати, и ратных людей на него велети им давати, и город бы велети поставити на Оми реке от Тары 5 днищ, чтобы им тут кочевати было от Алтана-царя безстрашно". Вскоре после этого ойратам удалось одержать военную победу над Алтаю-ханом, однако в 1616 году русские послы свидетельствовали: " Емлют с колмаков китайской царь и Алтын-царь ясак по 200 верблюдов да по 1000 лошадей и овец на год со всякого тайши... И колмацкие люди от них в страхованье".

Государство Алтын-ханов (Монгольское ханство) располагалось на территории современной Монгольской Республики, в северо-западном углу Халхи, между озерами Убса-Нур и Хубсугул. На западе оно граничило с ойратскими княжествами. В конце ХVI-начале XVII веков Алтын-ханам удалось подчинить ряд мелких племенных групп и народностей Южной Сибири, обитавших близ северных границ их владений. В результате Алтын-ханы первыми из восточномонгольских правителей стали соседствовать с Русским государством и вступили с ним в разносторонние отношения.

Весной 1617 года послы Алтын-хана были приняты в Москве русским царем Михаилом Федоровичем. Перед отправкой в обратный путь им была вручена "жалованная грамота", извещавшая Алтын-хана о принятии его в русское подданство и о посылке ему "царского жалованья...- 2 кубка золочены да братину, 2 портища сукна скорлату (багряно-красного цвета), саблю, 2 пищали, лук". В ответном письме, направленном русскому царю в начале 1619 года, Алтын-хан просил обеспечить безопасность своим послам и торговцам. "И тому доброму делу помешку чинят меж нас калмыцкой Каракулы-тайша", - жаловался он царю, предлагая объединить силы для совместного похода "на тех воров на Каракулы-Тайшу н на его людей".

Чоросский князь Харя-Хула, о котором шла речь, кочевал в верховьях Иртыша. До 1619 года он не вступал в контакты с русскими властями. Силой оружия и средствами дипломатии Хара-Хула медленно, но неуклонно укреплял свое могущество, подчиняя правителей соседних ойратских владений. Постепенная концентрация власти в руках джунгарского князя позволила ему возглавить борьбу ойратов против государства Алтын-ханов.

Готовясь к войне, Хара-Хула стремился обезопасить свои тылы и так же, как Алтын-хан, пытался заручиться поддержкой русского царя, для чего впервые направил в 1619 году специальную миссию в Москву. Этому предшествовало военное столкновение русских с ойратами, прикочевавшими осенью 1618 года на правобережье Иртыша между рекой Омь и озером Чаны. Тогда отряды, посланные воеводой города Тары, "многих колмацких людей... побили и улусы их погромили и полон многой поймали"

Посольства Хара-Хулы и Алтын-хана были одновременно отправлены сибирской администрацией в столицу, вместе проделали весь многомесячный путь и в один и тот же день (29 января 1620 года) поочередно побывали на приеме у русского царя.

Послы Хара-Хулы объявили Михаилу Федоровичу, что их повелитель и его родственники "со всеми своими улусы... шерть учинили (присягнули), что быти нам под твоею царского величества высокою рукою в прямом холопстве навеки неотступными. И вам бы, великому государю, нас пожаловать, передавали просьбу Хара-Хулы послы, - держати под своею царскою высокою рукою... в повеленье и от недрузей наших во обороне и в защищенье".

В грамоте, врученной послам Алтын-хана в конце апреля 1620 года, царь Михаил Федорович дипломатично отклонил предложение о совместном военном походе против Хара-Хулы. Алтын-хану сообщалось, что, "жалея тебя, Алтына-царя", из Москвы послано "царское повеление к сибирским воеводам... тебя и твоей земли от колматцкого Каракулы-тайши и от его людей оберегать". Спустя месяц получили ответ и послы чоросского князя: им была дана "жалованная грамота" о принятии Хара-Хулы в русское подданство. "И мы, великий государь, тебя, Каракулу-тайша, и твоих улусных людей пожаловали, в нашу царскую милость и во оборону приняли, и в нашем царском жалованье и призренье держать вас хотим, и от недругов ваших сибирским воеводам нашим оберегать велели", говорилось в этом документе.

Послы новоиспеченных подданных русского царя еще не успели вернуться к своим враждующим правителям, а в "калмыцкой степи" в начале осени 1620 года уже полыхала новая война между ойратами и Алтын-ханом. Летом 1621 года побывавшие в междуречье Оби и Иртыша русские разведчики сообщали, что там "кочуют черные колмаки: Талай-тайша, да Бабаган-тайша, да Мерген-тайша, да Шукур-тайша, да Саул-тайша и иные многие тайши со всеми своими улусы, потому что де задрали черные колмаки Каракул-тайша, да Мерген-Теменя-тайша Алтына-царя. И Алтын де царь их побил и идет де на черных калмаков войною, и те де тайши потаму кочюют меж Оби и Иртыша..." Имена ойратских предводителей, искаженные в русском документе, вероятно, обозначали главу дэрбэтов Далай-тайшу, Мерген-Тэмэнэ-тайшу, сына Хара-Хулы чоросского Чохур-тайшу и, возможно, хошоутского Баба-хана.

В первой четверти XVII века ойраты (телеуты) мигрировали на юг, в пределы Алтайского края. Умер Хара-Хула около 1635 года, незадолго до образования западными монголами-ойратами своего собственного государства - Джунгарского ханства.

Источник: http://www.spsl.nsc.ru/history/descr/gungar.htm

Интересны имена тайшей "черных колмаков" - Талай, Мерген, Бабаган, Шукур, Саул. Напоминают типичные тюркские имена :kg2: :kg2: :kg2:

Link to post
Share on other sites
Источник: http://www.spsl.nsc.ru/history/descr/gungar.htm

Интересны имена тайшей "черных колмаков" - Талай, Мерген, Бабаган, Шукур, Саул. Напоминают типичные тюркские имена :kg2: :kg2: :kg2:

Дербетский Далай тайша, урианхайский Мэргэн-Тэмэнэ тайша, чоросский Чохор тайша...

Далай - океан

мэргэн - меткий, умный

Чохор - цоохор -пестрый; чохор, сохор - слепой

... В первой четверти XVII века ойраты (телеуты) мигрировали на юг, в пределы Алтайского края. Умер Хара-Хула около 1635 года, незадолго до образования западными монголами-ойратами своего собственного государства - Джунгарского ханства...

Здесь говорится явно о алтайцев-ойротов как главные подданные Харахула тайши.

Link to post
Share on other sites
  • Модераторы
Дербетский Далай тайша, урианхайский Мэргэн-Тэмэнэ тайша, чоросский Чохор тайша...

Далай - океан

мэргэн - меткий, умный

Чохор - цоохор -пестрый; чохор, сохор - слепой

Здесь говорится явно о алтайцев-ойротов как главные подданные Харахула тайши.

Чөөкүр или Цөөхүр это военный титул. Цөөхүр Цокту например. Бабаган это хошоутский Байбагас хан.

кстати Өндөр гэгээн Занабазар был наполовину чоросом. и очень даже сносно мог говорить на ойратском диалекте учитывая, что его мать была дочерью дербетского Далай тайши.

Link to post
Share on other sites

лев по монгольски арслан? тюркизм? монг. далай = тюрк. талуй. мерген вроде монголизм. сохор тоже. в казахском немало монголизмов :)

Link to post
Share on other sites
лев по монгольски арслан? тюркизм? монг. далай = тюрк. талуй. мерген вроде монголизм. сохор тоже. в казахском немало монголизмов :)

по монгольски:

лев - арслан

львица - эрслэн :D

Link to post
Share on other sites
  • Модераторы
по монгольски:

лев - арслан

львица - эрслэн :D

лвёныш- Гүюг. а это имя третьего хана.

Link to post
Share on other sites

Один из калмыцких тайшей имел имя Шукур = Дугар, только Дугар - это тибетское слово, а Шукур - ойратское. Оба означают "зонт" как один из символов буддийской веры.

А "хул" в БАМРС объясняется как "вид тигра". Значит, "хар хул" - "черный тигр" (имеется в виду поправка на "особенность" этого тигра).

Кстати, "хул" - это еще и чеканные наплечники. На них был выгравирован "хул"?

Link to post
Share on other sites
Ойротский князь Каракула тайша.

Он же предок могущественных ханов Джунгарии.

Правил он Джунгарией в 1604-1634 гг. Он из хойтского аймака ойротов - монгольских хрониках отмечен как хойдын Хархул ноёон.

Он много раз воевал с халхасским хотогойтским Алтан ханом. В принципе они оба являлись правителями хойтов (хойтов и ойротов, и хотогойтов), поэтому наверное так упорно не навидели друг друга :) .

Этимология имени Хархул - Каракула:

Имя Каракула - на алтай-ойротском означает "лев" (по-монгольски арслан). Так что ноёона хойтов называли по алтай-ойротски "Каракула тайши" - что по монгольски было бы Арслан тайш.

Кара-Кула - это мифический зверь. Некоторые считают что это лев, но для льва есть алтайское слово - арслан. Слышал мнение, что Кара-Кула - это слон. Во всяком случае, это трудно сейчас выяснить, потому что ни слонов, ни львов на Алтае нет...

В эпосе "Маадай-Кара" Кара-Кула - отрицательный герой, угнавший в плен народ состарившегося Маадай-Кара. Его жена - дочь Эрлик-бия по имени Кара-Таади.

Не пощадивший никого -

Непобедим Кара-Кула,

Коварен, тело у него

Несокрушимо, как скала.

Он кровь народов льет рекой,

Пот подневольных пьет злодей,

Из черепа - его чёёчёй

И посох из людских костей.

Он душу красную твою

Загубит, черный живоглот.

Главу прекрасную твою

Он с волосами оторвет.

Кара-Таади, его жена,

Любимая Эрлика дочь -

Узнает про тебя она.

Ты уезжай скорее прочь,

Пока не вызнала она

И не унюхала она,

И властвует в стране одна.

Маадай-Кара

Link to post
Share on other sites

 

Ойротский князь Каракула тайша.

Он же предок могущественных ханов Джунгарии.

Правил он Джунгарией в 1604-1634 гг. Он из хойтского аймака ойротов - монгольских хрониках отмечен как хойдын Хархул ноёон.

Он много раз воевал с халхасским хотогойтским Алтан ханом. В принципе они оба являлись правителями хойтов (хойтов и ойротов, и хотогойтов), поэтому наверное так упорно не навидели друг друга smile.gif .

Этимология имени Хархул - Каракула:

Имя Каракула - на алтай-ойротском означает "лев" (по-монгольски арслан). Так что ноёона хойтов называли по алтай-ойротски "Каракула тайши" - что по монгольски было бы Арслан тайш.

Кара-Кула - это мифический зверь. Некоторые считают что это лев, но для льва есть алтайское слово - арслан. Слышал мнение, что Кара-Кула - это слон. Во всяком случае, это трудно сейчас выяснить, потому что ни слонов, ни львов на Алтае нет...

 

 

 

 

Насчет "каракула" - "хархул" наиболее правдивой этимологией оказывается:

 

 

The caracal /ˈkærəkæl/ (Caracal caracal), also known as the desert lynx

800px-Caracal_hunting_in_the_serengeti.j

 

Caracal hunting - Каракула охотится

 

Само слово/название тюркского происхождения.

The word 'caracal' is derived from the turkish words kara kulak, which means "black ear".

В монгольском заимствован как "qaraqula" отсюда обратно в тюрк-ойротам из монгольского как "Каракула".

 

Русском:

Карака́л, или степная рысь

Edited by enhd
Link to post
Share on other sites

 

Насчет "каракула" - "хархул" наиболее правдивой этимологией оказывается:

 

 

The caracal /ˈkærəkæl/ (Caracal caracal), also known as the desert lynx

800px-Caracal_hunting_in_the_serengeti.j

 

Caracal hunting - Каракула охотится

 

Само слово/название тюркского происхождения.

The word 'caracal' is derived from the turkish words kara kulak, which means "black ear".

В монгольском заимствован как "qaraqula" отсюда обратно в тюрк-ойротам из монгольского как "Каракула".

 

Русском:

Карака́л, или степная рысь

 

Да действительно у него уши черные

  • Не согласен! 1
Link to post
Share on other sites

Тайши какова этимология этого слова 
 

 в казахском языке есть слово Тайшык  - маленький выскочка .

Link to post
Share on other sites

 

Тайши какова этимология этого слова 

 

 в казахском языке есть слово Тайшык  - маленький выскочка .

 

Как мировая наука признала по "Кантер"-ски это действительно "тайшык". :lol:

Не обижайся дорогой, я пошутил.

 

На самом деле это просто "титул" или "призвание" заимстованное из китайского.

Нашим предкам так сильнои много повлиял китайцы и китайская культура.

Link to post
Share on other sites

Насчет "каракула" - "хархул" наиболее правдивой этимологией оказывается:

Само слово/название тюркского происхождения.

The word 'caracal' is derived from the turkish words kara kulak, which means "black ear".

В монгольском заимствован как "qaraqula" отсюда обратно в тюрк-ойротам из монгольского как "Каракула".

Русском:

Карака́л, или степная рысь

 

Не ожидал от вас, Enhd, что вы станете использовать Вики. :) 

Тюркское название дикой кошки вроде как не связано с ушами (кулак), потому что в отличие от монгольских языков, тюркские языки не укорачивают слова с конца из-за силы сингармонизма, гипотетический "каракулак" не может измениться в "каракал". Во второй части слова очевидно усматривается тюркское "кал" (у животных - отметина, у человека - родимое пятно).

 

У каракала, у котят особенно, отличительные 2 черные отметины над глазами.

А приведенная Enhd'ом инфа с Вики уточняет еще больше, что "по бокам морды каракала чёрные отметины". 

Link to post
Share on other sites

Ойротский князь Каракула тайша.

Он же предок могущественных ханов Джунгарии.

Правил он Джунгарией в 1604-1634 гг. Он из хойтского аймака ойротов - монгольских хрониках отмечен как хойдын Хархул ноёон.

Он много раз воевал с халхасским хотогойтским Алтан ханом. В принципе они оба являлись правителями хойтов (хойтов и ойротов, и хотогойтов), поэтому наверное так упорно не навидели друг друга .

Этимология имени Хархул - Каракула:

Имя Каракула - на алтай-ойротском означает "лев" (по-монгольски арслан). Так что ноёона хойтов называли по алтай-ойротски "Каракула тайши" - что по монгольски было бы Арслан тайш.

 

Я считаю, что это боооольшие натяжки пытаясь хоть как-то связать имя с монгольскими языками.

 

Налицо обыкновенное тюркское личное имя Каракул, таких масса - Есенкул, Токтагул, Боракул и т.д. и т.п.

Значение "лев" с ним абсолютно не связано. На алтай-ойротском вероятнее всего это эпитет Каракула-тайши - "подобный льву".

 

Это обычное заимствование из соседних тюркских, аналогично тому, как были заимствованы и в новой языковой среде слегка фонетически изменились другие имена: Ельбек в Элбэка, Каракучук в Харгуцуга, Угечи-кашка в Угэчи-хашига, Бату-Монке в Батмунха, Махмуд в Махаму , Куттук-бек в Хутуга-бэки и в Хутхай-бэки, Токта-Бука в То-То-Бу-Хуа и т.д. 

Link to post
Share on other sites

Каракулак (черное ухо) хорошо знакомый каракалпакам зверь. Старики погаваривали: "если каракулак появляется днем, значит поблизости тигр", то есть, каракулак как ангел-хранитель извещал людей о приближении тигра. Раньше в наших краях много было и тигров, и каракулаков. Есть книги-рассказы одного каракалпакского охотника о встрече с тиграми. Мне не удалось увидеть каракулака на воле, но издалека видел тигра, важно прохаживающего. Старики строго-настрого наказывали, чтоб мы его не тревожили, а тигр ел подношения, оставляемые людьми специально для него. Незнаю и не помню, с чем это было связано. Может быть причина связана с "Красной книгой", скорее всего.

А почему русские перевели как Каракал, непонятно, но действительное местное название - Каракулак, по-туркменски - Гарагулак.

Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...