Перейти к содержанию
Гость Бату

Каракалпакские ханы

Рекомендуемые сообщения

Ряд исследователей сообщает о том, что примерно в сер. XVII в. одна из ветвей потомков Джангира была призвана каракалпаками в качестве правителей и создала новую ханскую династию. Причем ее представители были те самые ханы, которые впоследствии боролись с Абу-л-Хайром и его потомками за власть в Хиве и Младшем жузе - Каип, Батыр и др.

Встречал сведения по этим ханам, в частности, у Вельяминова-Зернова (Касимовские цари и царевичи) и в других работах, но информация довольно противоречива. Например, Каип, возглавивший Казахское ханство после Тауке в 1715г., по одним сведениям был убит в 1718г., по другим - управлял каракалпаками еще в 1740. А третьи авторы говорят, что в 1720-е гг. каракалпаки управлялись ханом Иш-Мухаммедом, вместе с Абу-л-Хайром и Каипом просившимся в русское подданство. Интересно, когда и чем закончилось существование этого "каракалпакского ханства"? Последние попытки выдвигать ханов они предпринимали аж в сер. XIX в. (в 1856г., если не ошибаюсь). И в каких отношениях каракалпаки состояли с Казахским ханством, раз уж правящая династия последнего поставляла им правителей?

Нет ли каких-либо источников по каракалпакам, которые помогли бы внести ясность в этот вопрос? ("Историю Каракалпакской АССР не предлагать" - она-то как раз больше всего и запутывает в этих вопросах :) ).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Каракалпаки вроде бы были подвластны казахским ханам,

были обязаны участвовать в военных походах на их стороне и вроде бы платить налог.

Вечером узнаю подробней.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://nukus33.connect.uz/karakalpaki/revolt.htm

Надеюсь, этот сайт прояснит некоторые моменты истории каракалпаков для Вас.

С приветом,

Каракалпак.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://vedomosti.journal-ufa.ru/showinf.php?n=7&n_id=95

У меня возникает вопрос по поводу вхождения казахов и каракалпаков в подданство России в XVIII веке, а именно, если каракалпаки были подданами Абулхаирахана, почему они вошли раньше и в отдельности от казахов? Благодарю заранее за ответ.

С приветом,

Qaraqalpaq

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1742. Поручик Гладышев, в присутствии Хана Абулхаира, к коему он послан был, приводил Каракалпацких Старшин и народ к присяге. Сочинена Каракалпаками присяга: «Божиим повелением и по своей вере, пришли мы в подданство Российское, поцеловав Коран, и присягали мы, нижеписанные Каракалпаки». Присягу, письмо Хана Абулхаира и Каракалпацких Старшин, представил поручик Гладышев Генералу Неплюеву. Он пригласил их в Оренбург.

Абулхайр запросил "протекцию" России еще в 1731-ом.

что впоследствии назвали "добровольным присоединением".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Абулхайр запросил "протекцию" России еще в 1731-ом.

что впоследствии назвали "добровольным присоединением".

___________________________________________________________________

Ну тогда мой вопрос будет звучат иначе, почему каракалпаки вошли в состав России после и в отдельности от казахов, если они были поддаными Абулхаирхана?

Заранее благодарю.

С приветом,

Каракалпак

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Долгое время у каракалпаков не было собственных ханов и они провозглашали ханами кого-либо из представителей своего народа и нарекали их именами давно уже умерших шейбанидских султанов. Так в 1578 году они провозгласили ханом лже-Шайхан-султана, в 1582 году лже-Барака-хана, в 1604 лже-Абдал-Гаффар-хана.

Кучук (?-1679) Сын Аблай-Гирея, сына Ишима, сына Кучума (См. Сибирь). Правил в 1667-1679. Основатель династии Каракалпакских ханов.

Ишим (?-20-ые годы 18 века) Племянник Кучука. Правил в 1679-20-ые годы 18 века.

Табурчак (?-до 1709) Генеалогия неизвестна. Правил на рубеже 17-18 веков до 1709 года.

На рубеже 17-18 веков каракалпаки вошли в состав Казахского ханства. Тауке назначил управлять каракалпаками Табурчак-султана.

Каип (?-?) Сын Табурчака. Правил в 1709-после 1733.

Султан-Мурат (?-?) Сын Кучука. Правил в 1709-?.

В двадцатых годах 18 века в результате джунгарского нашествия каракалпаки разделились на 2 части: верхние каракалпаки попали в зависимость от джунгар, а нижние до 1743, и отчасти до 1762 года попали в зависимость от Младшего жуза Казахстана.

Казахские ханы, правившие среди каракалпаков: Абулхаир и Самеке (См. Казахское ханство).

Бай-Бори (?-?) Сын Батыр-хана (См. Хорезм, Казахское ханство). Правил в ?-1762. Был ханом среди нижних каракалпаков.

Мухаммед Зарлык-торе (?-1856) Генеалогия неизвестна. Из казахских торе. Правил в 1855-1856.

История Казахстана в Русских Источниках т.2

Камалов С.К. «Каракалпаки в 18-19 веках. Ташкент. 1968.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Каракалпакский народ-состоящий из 6 ти арысов-Муйтен, Конграт, Кытай, Кыпшак, Кенегес, Мангыт имеют длительную, непрерывную историю, которой заключен опыт социальной жизни, накапливаемый тысячелетиями (его следы можно найти из более 100 дастанов и других устных легенд, археологических, исторических ценностей и.т.д.). Это опыт, хранивший тайны о причинах взлетов и глубочайших кризисов, гибели уникикальной культуры привел каракалпакский народ нынешнему состоянию.

Никто из настоящих, уважающих себя ученых мужей не может отвергать многовековую историю Кара (старокаракалпакском языке - Большой, Великий, Громадный и.т.д.) Алп (Богатыр, Алпамыс и.т.д.) и Ак (чистейший, прав, и.т.д.), но некоторые из них без суммирования этих слов - Кара Алп Ак ов (каракалпаков), в своих толстых трудах именовали этот народ одним из его арысов, кто Кунгратами, кто Мангитами, кто Кипчаками и.т. д. (а о название слова "каракалпак" до сих пор по правильному научному направлению глубоко не изучено).

Пусть будет так, не изученным, но кем бы его не назвали, часть (арысы) этого народа (кипчаки, мангыты, кунграды, муйтени, кенегеси, кытаи), как видим из исторических книг, они до и с начала нашей эры смело перелистнули страницы мировой, в том числе европейской истории.

Как говорят (относительно к каракалпакам) знаюшие люди истории, они шли прямо - на восток, направо - на юг, налево - на север, назад - на запад, и везде и всюду осталось их следы. Например, автор этих строк, бодучим путешественником в Иране узнал от знатоков истории, что в Иране и в Индий обожествляют живший 78-123 годах каракалпака Еркехана (в историческом науке Канишка или Канерка) которого сами каракалпаки основательно забыли. А там помнит его как своего.

Этот Великий каракалпак из арыса кипчак (некоторые говорят что он Муйтен) основоположник (так нам говорили) северной ветви Буддизма, от чистой душой и стоика верил единому Богу Небесному - Великому Тангри и отдал свой, тем более новый для буддистов свой веры Бога-Небесного - Тангри хана.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Бай-Бори (?-?) Сын Батыр-хана (См. Хорезм, Казахское ханство). Правил в ?-1762. Был ханом среди нижних каракалпаков.

Мухаммед Зарлык-торе (?-1856) Генеалогия неизвестна. Из казахских торе. Правил в 1855-1856.

История Казахстана в Русских Источниках т.2

Камалов С.К. «Каракалпаки в 18-19 веках. Ташкент. 1968.

Мне обещали прислать шежере потомков Бори-торе.

Мухаммед Зарлык-торе согласно одному шежере 1947 года внук Каип-хана, сына Батыр-хана и родной брат Арынгазы-хана, хана приаральских казахов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Султан-Мурат (?-?) Сын Кучука. Правил в 1709-?.

Это не тот ли Султан-Мурат, которого провозгласили ханом башкиры. Смутно помню какая-то интересная с ним история была.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Султан-Мурат (?-?) Сын Кучука. Правил в 1709-?. Около 1689 года отправился по призыву своего племянника Ибрагим-султана, находящегося в плену у ойратов, в Джунгарию к будущему хунтайджи Цэван-Рабдану и прослужил у него 3 года советником по различным делам. Но в начале 1690-х годов, когда в кочевья Цэван-Рабдана приехали башкиры Бегим Кайбуллин с товарищами, принял их предложение поехать в Башкирию и быть у восставших башкиром султаном. Весной 1708 года Султан-Мурат еще находился в Башкирии, но уже в начале апреля был захвачен царскими войсками и принудительно отправлен из Уфимского уезда в присырдарьинские степи. В 1709 году Султан-Мурат упоминается как хан каракалпаков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

История Казахстана в Русских Источниках т.2

В примечаниях, статья есть про него

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Каракалпакский народ-состоящий из 6 ти арысов-Муйтен, Конграт, Кытай, Кыпшак, Кенегес, Мангыт имеют длительную, непрерывную историю, которой заключен опыт социальной жизни, накапливаемый тысячелетиями (его следы можно найти из более 100 дастанов и других устных легенд, археологических, исторических ценностей и.т.д.). Это опыт, хранивший тайны о причинах взлетов и глубочайших кризисов, гибели уникикальной культуры привел каракалпакский народ нынешнему состоянию.

Никто из настоящих, уважающих себя ученых мужей не может отвергать многовековую историю Кара (старокаракалпакском языке - Большой, Великий, Громадный и.т.д.) Алп (Богатыр, Алпамыс и.т.д.) и Ак (чистейший, прав, и.т.д.), но некоторые из них без суммирования этих слов - Кара Алп Ак ов (каракалпаков), в своих толстых трудах именовали этот народ одним из его арысов, кто Кунгратами, кто Мангитами, кто Кипчаками и.т. д. (а о название слова "каракалпак" до сих пор по правильному научному направлению глубоко не изучено).

Пусть будет так, не изученным, но кем бы его не назвали, часть (арысы) этого народа (кипчаки, мангыты, кунграды, муйтени, кенегеси, кытаи), как видим из исторических книг, они до и с начала нашей эры смело перелистнули страницы мировой, в том числе европейской истории.

Где проживают каракалпакские коныраты и он торт ру. В Каких районах Каракалпакии

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тауке Хан назначил шесть биев:

1.Старший Жуз-Толе Бий

2.Средний Жуз-Казыбек Бий

3.Младший Жуз-Айтеке Бий

4.Кыргыз-Кокым Бий

5.Каракалпак-Сасык Бий

6.Мелкие роды (катаган,джайма и др.)-имя бия неизвестно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Согласно Материалам по истории Башкирской АССР - I том: известными правителями каракалпаков были сибирский хан Кучум-хан и его потомки.

1742 г. ноября 13.—Объявление башкира Сибирской дороги, Кара-тавлинской волости Ягафера Елдашева в Уфимской Провинциальной Канцелярии с сообщениям биографических данных о Карасакале, его роли в восстании и об отношениях башкир с казахами и каракалпаками, с приложением родовой росписи о происхождении Карасакала, составленной на основании сведений, полученных от него самого и каракалпацкого хана Шайбака. http://ufagen.ru/node/28939

Роспись родовая Карасакала (Байбулат сын Хасана султана)

kart1.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ряд исследователей сообщает о том, что примерно в сер. XVII в. одна из ветвей потомков Джангира была призвана каракалпаками в качестве правителей и создала новую ханскую династию. Причем ее представители были те самые ханы, которые впоследствии боролись с Абу-л-Хайром и его потомками за власть в Хиве и Младшем жузе - Каип, Батыр и др.

Встречал сведения по этим ханам, в частности, у Вельяминова-Зернова (Касимовские цари и царевичи) и в других работах, но информация довольно противоречива. Например, Каип, возглавивший Казахское ханство после Тауке в 1715г., по одним сведениям был убит в 1718г., по другим - управлял каракалпаками еще в 1740. А третьи авторы говорят, что в 1720-е гг. каракалпаки управлялись ханом Иш-Мухаммедом, вместе с Абу-л-Хайром и Каипом просившимся в русское подданство. Интересно, когда и чем закончилось существование этого "каракалпакского ханства"? Последние попытки выдвигать ханов они предпринимали аж в сер. XIX в. (в 1856г., если не ошибаюсь). И в каких отношениях каракалпаки состояли с Казахским ханством, раз уж правящая династия последнего поставляла им правителей?

Нет ли каких-либо источников по каракалпакам, которые помогли бы внести ясность в этот вопрос? ("Историю Каракалпакской АССР не предлагать" - она-то как раз больше всего и запутывает в этих вопросах smile.gif ).

 

Думаю, пришло время поставить в этом вопросе точку. 

С упадком Ногайской орды, каракалпакские племена фактически управлялись своими биями и батырами, принимая некоторые одну, а другие другую сторону. Например, большая часть каракалпаков были под властью шибанидов, другая часть осталась с Ших Мамаем (Алтыульская орда). Во второй половине 16 века, Хакназар начинает набеги против ногаев, часть алтыульцев поддерживает его, а каракалпакские племена примыкают шибанидам, пополнив ряды бухарских каракалпаков, а некоторые уходят Кучуму. Со смертью Абдуллы (шейбанида) и воцарением в Бухаре аштарханидов, каракалпаки избирают своего хана из своей среды по имени Абдал Гаффар, известного в истории как Лжецарь, отделяются от Бухары, завоевывают свою территорию в Туркестане со столицей в Ташкенте. Абдал Гаффар, хоть и не легитимный, но первый хан объединенных каракалпаков в Туркестане. В 1605 году он был убит казахскими чингизидами.

Законное, по тогдашним понятиям ханство начинается от Кучума, тоже шейбанида. В период правления самого Кучума в Сибири, население ханства состояло из разных народов, а по историческим очеркам русских, правящая верхушка состояла из каракалпаков. Приближенные Кучуму каракалпакские племена, после поражения от русских в Сибири, а также вхождением южных башкир в состав России, объединяются с Сырдарьинскими каракалпаками, ханом стал потомок Кучума - Ишим. После смерти Ишима, ханом стал Кучук. Сын Кучука - Мурат Султан казнен в Казани в 1708 году, за предводительство в башкирском восстании, других потомков у него не было. Поэтому после смерти Кучука, трон переходит к его племяннику Ишиму, вызволенному от калмыков, где он находился вместе со своим отцом Хасаном и братом Байбулатом (известен по прозвищу Карасакал) в заложниках. 

После Ишима, ханом стал его старший сын Шайбак. В период правления Шайбака, ханство было разделено под натиском джунгар. Шайбак подчиняется джунгарам и сохраняет свой титул (хан Верхних каракалпаков), а ханом Нижних каракалпаков, сохранивших свою независимость от джунгар, стал родной брат Шайбака - Каип. Каип хан не потомок Тауке, а потомок Кучума, многие путают, особенно из-за того, что в 1731 году Каип хан и Абулхаир совместно просились в подданство России. То есть, было два Каипа, один - каракалпак, другой - казах (тем более умер в 1718 г.).

В 1743 году между Нижними каракалпаками и Младшим жузом вспыхнула война, Абулхаир переходит в открытые действия, пытаясь реализовать свою давнюю мечту - покорение каракалпаков. Шайбак хан был связан джунгарским подданством, а джунгарам проблемы с русскими (покровители казахов) были ни к чему. Шайбак не смог помочь своему брату, но учитывая, что война длилась 43 года, а численность Нижних каракалпаков была ничтожно мала (около 40 тысяч чел.), можно полагать, что некоторые добровольцы все же просочились на помочь своим Нижним сородичам.

В 1762 году, ханская династия Нижних каракалпаков пресеклась, между каракалпакскими биями появляется раскол, начинается сдача своих позиции казахам и уход некоторых племен в Ургенч. Но Маман бий, а после его смерти Нуртай батыр, со своими единомышленниками ведут сопротивление до 1786 года.

Относительно ханской династий Верхних каракалпаков известно, что в 1758 году их правителем был Кучук Ходжа, полагаем, что он также потомок Кучума (имя созвучно, кроме того правнука Кучума также звали Кучук).

Относительно Ишим Мухаммеда известно, что он был бийем и одновременно считался ханом каракалпаков в Ургенче. В 1722 году он от имени Амударьинских каракалпаков просил Российского подданства, через русских послов в Хиве. Учитывая, что Хасан султан (потомок Кучума) также жил в Ургенче, можно полагать, что Ишим Мухаммед принадлежал к кучумовской семье. 

После 1786 года, остатки Нижних каракалпаков и Аральцы объединяются, под предводительством Айдос бия принимают хивинское подданство. Правобережные (Амударья) каракалпаки в 1873 году переходят в русское подданство, левобережные до 1917 года остаются подданными Хивы.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Камал салам, при исследований Каракалпакских ханов мне кажется надо делать акцент Кушым хану их так много Кучук Кошым и.т.

 

Ибак википедия дает чингизид, но там есть потомок Муса бийа, по Каракалпакский Косым, трудная задача. Второе при Золотой Орде была нация Каракалпаки?  До Джуши они были и какой чингизид им управлял?

 

Кайып хан Косым хан пост Золотоордынские Каракалпакские ханы потомки Едиге. И еще Ак Орда Кок Орда остатки Золотой Орды почему Казахи их приватизировали  например Урыс хан который воевал с Тимуром  считается и ханом Каракалпаков.

Нам надо отделить Каракалпакских чингизидов от потомков Едиге, и те  и другие Каракалпакские ханы. 

Желаю удачи твоих исследованиях.  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Все трудности заключается в том и Амир Ногай и Амир Едиге  они вставляли тех чингизидов которые их устраивало вставляли ханами не понравились их убрали. Такое впечатление двух фланговое управление ханы, Амиры войны.

Кстати Казахи это метод использовали аксуйеки Торе и Кожа чуть по другому.    

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А.-З. Валиди   проследил родословную потомков Кучум-хана,
"Согласно записям Утемиш хаджи, хивинца Бабажан Мангыта, каракалпакскому и
башкирскому шежере Муниса и Агехи, а также архивам русских по Сибири,
каракалпакским и ногайским архивам, родословная потомков Кучум-хана,
Кучум-хан умер 4 августа 1598 года. 
Его сыновя  Али-хан,
Ишим султан и Шуак султан.

Али-хан умер в 1616 году, 
Его сыновья Арслан султанХансувар, Жансувар были взяты в
плен русскими и     отправлены в Москву.
Позже по просьбе крымского хана они были отправлены в Крым. От Хансувара
родился известный Ахмет-Гирей султан, он принимал участие в спорах Крыма, Хивы,
башкир и каракалпаков.

Второй сын Кучум-хана Ишим султан .
Его сын - Абылай султан (Абулхаир, в ногайских преданиях -
Аблайыр).
Его старший сын - Абуга султан.
Младший сын  Кучуксултан (другое имя - Каип султан) ездил в Крым и Стамбул, в Дагестане в битве
за крепость Терек был ранен и попал в плен к русским, в Астрахани был осужден,
тайно доставлен в Казань и там казнен. 
Сын Кучук султана - каракалпакский хан Бушай султан.
Его сын Ырыс-Мехмет султан был ханом в Бурзяне, Тунгауре и
Тамьяне (башкирские волости). 

сын Кучум-хана - Шуак султан.
Его сын Давлет-Гирей-хан также снискали известность.
 С 1661 г. до его смерти Абылай  султан и его сыновья Абуга и Кучук султаны этого Давлет-Гирея признавали ханом.

Сын Давлет-Гирея "Ишим-Шуак султан" в Ургенче был
каракалпакским ханом.
Его сын Хасан султан оставался у калмыцких ханов.
Его сын Байбулат султан ездил в Крым и Стамбул и
одновременно был султаном башкир, восставших против России. Чтобы не попасть в
руки русских, ездил тайно под различными именами. Одно из этих имен - Карасакал. 


сыновья Ишим султана Шайбак и Убейд
(Убейдуллах) султаны был султанами каракалпаков. 
Шайбак хан был ханом у каракалпаков. Во всех отношениях был помощником
Байбулата. Его мать Айша хатун была молочной матерью и воспитательнице
Байбулата".



                                                         Ахметзаки Валиди . История башкир, Уфа, 2010, 
 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Семен Мальцов 24, посланный царем Иоанном Грозным в 1569 году к ногайцам, жившим между Волгою и Яиком, пишет о нападении на улусы их казацких орд Акназаря царя 25Шигая царевича 26и Челыма царевича (См.: История государства Российского. Т. IX. Прим. 245).Известия сии, которые мы помещаем здесь только по их древности, ничего, впрочем, не передают нам кроме имени киргиз-казаков. Но чрез четыре года после того Иоанн решился войти с ними в политические сношения. Причиною такового предприятия были, вероятно, просьбы Строгановых, которые, имея с ордою казачьею торговые связи, склонили государя поддержать и распространить оные отправлением к владельцам той орды своего посланца. Звание сие было возложено на Третьяка Чебу-кова (История государства Российского. Т. IV. С. 378), но он, не достигнув места своего назначения, в июле 1573 года взят был в плен близ Камы племянником хана сибирского Кучума, известным Маметкулом. Не получив таким образом успеха в первом опыте сношений с киргиз-кайсаками, Иоанн отложил повторение оного до другого удобного случая. Между тем 30 мая 1574 года дал Строгановым грамоту, которою дозволил им беспош-лино торговать с казачьею ордою (См.: Миллер. Сибирская история. С. 87. История государстваРоссийского. Т. IX. Прим. 661).


Завоевание Сибири, вскоре за тем последовавшее, сблизило народ сей с россиянами.


Кучум 27, последний хан сибирский, был киргиз-казак. Завладев Искером силою оружия и убиением царствовавших в нем князей Ядигяра и Бекбулата (См.: Сибирские летописи; Фишер. История Сибири (Введение, § 84); История государства Российского. Т. IX. Прим. 644) , он необходимо должен был иметь около себя и войско, составленное из прежних соотечественников своих. Следовательно, Ермак и сподвижники его, без всякого сомнения, сражались с казаками, или нынешними киргиз-казаками.


Муртаза, отец Кучумов, был, вероятно,, владелец уже довольно сильный, ибо не только дал сыну своему войско для завоеваний, но прислал оное вместе с муллами для введения в Сибири магометанской религии (См.: Миллер. Сибирская история. С. 54; Фишер. История Сибири. (Введение. §86, 87)).


После Ермака Кучум, как известно, был изгнан из Искера Сейдаком 28, который скоро пленен потом россиянами. Вместе с ним взят и киргиз-казакский царевич, [157] или султан, Ураз-Мегмет 29, племянник Тевкеля 30, именовавшего себя ханом казакским и калмакским (Так сказано в "Истории государства Российского" (Т. X. С. 98). Впрочем, соединение сих двух титулов кажется сомнительным).


Происшествие сие доставило царю Феодору 31 не только случай возобновить предприятия отца своего в отношении к киргиз-казакам, но и право назвать себя царем их.


Тевкель, желая возвратить свободу племяннику своему, в 1594 году послал в Москву посла с грамотою, в которой просил Феодора о принятии его со всею ордою в подданство и об отпуске к нему Ураз-Мегмета (См.: Моск. архив Коллегии иностр. дел. Дела Киргизские 1594— 1595 годов и ссылка на оные в "Истории государства Российского". (Т. 10. Прим. 332)).


Зная нравы и обычаи киргиз-казаков, можно, наверно, полагать, что тут предложение подданства было только пустым обещанием для освобождения Ураз-Мегмета, и что Тевкель не имел в самом деле намерения исполнить оного ни при возвращении ему племянника, ни при отказе в сем требовании. Последнее он доказал на опыте, когда государь российский, грамотою в марте 1595 года данною, отвечал ему, что принимает его со всею ордою в число подданных своих и пришлет ему снаряд огнестрельный, но в доказательство его покорности требовал, чтобы он смирил хана бухарского и привел в послушание Кучума, а Ураз-Мегмета (19 Сего самого Ураз-Мегмета впоследствии времени наименовал Годунов царем Касимовским (История государства Российского. Т. XI. С. 22)) обещал отпустить тогда только, когда Тевкель представит вместо его в аманаты кого-нибудь из сыновей своих, и именно царевича, или султана Гусейна (Отпуск сей грамоты хранится в архиве Коллегии иностранных дел) 32.


Грамоту сию повез из Москвы посол Тевкеля в сопровождении царского переводчика татарского языка Вельямина Степанова. Неизвестно, какого рода ответ привез царю Степанов при возвращении своем из орды, но известно, что путешествие его не принесло России никаких выгод политических, и что ни Тевкель, ни наследники его до XVIII столетия не были подданными России, не служили ей, и даже ни в чем ей не помогали, а напротив того, нападали на новые селения российские в Сибири. [158]


Должно, впрочем, думать, что пограничные жители новых владений русских и купцы наши имели с ними в то время довольно частые сношения, и приобрели о земле их достоверные сведения, ибо в книге "Большому чертежу 33, которая, по основательным доводам Карамзина должна быть написана в царствование Феодора Иоаннови-ча (История государства Российского. Т. X. С. 259) , говорится о многих урочищах земель казачьей орды очень подробно.


  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А.-З. Валиди   проследил родословную потомков Кучум-хана,

"Согласно записям Утемиш хаджи, хивинца Бабажан Мангыта, каракалпакскому и

башкирскому шежере Муниса и Агехи, а также архивам русских по Сибири,

каракалпакским и ногайским архивам, родословная потомков Кучум-хана,

Кучум-хан умер 4 августа 1598 года. 

 

Ахметзаки Валиди . История башкир, Уфа, 2010, 

 

Ув. Конырат, на форуме "Правители и генеалогии" есть тема "Чингизид Кучум хан и Ермак", я думаю тема раскрыта в ней широко, в том числе о происхождении Кучум хана. Уж точно он не был каракалпаком, это точно.  :) 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

А.-З. Валиди   проследил родословную потомков Кучум-хана,

"Согласно записям Утемиш хаджи, хивинца Бабажан Мангыта, каракалпакскому и

башкирскому шежере Муниса и Агехи, а также архивам русских по Сибири,

каракалпакским и ногайским архивам, родословная потомков Кучум-хана,

Кучум-хан умер 4 августа 1598 года. 

 

Ахметзаки Валиди . История башкир, Уфа, 2010, 

 

Ув. Конырат, на форуме "Правители и генеалогии" есть тема "Чингизид Кучум хан и Ермак", я думаю тема раскрыта в ней широко, в том числе о происхождении Кучум хана. Уж точно он не был каракалпаком, это точно.  :)

 

Салам  АксКерБорж. Если в мире есть два Тюрколога Тюркского происхождения один из них Ахмедзаки Валидов.Его мнение для всех Тюрков считается авторитетный. К сожалению он здесь пишет о потомках Кучума. От себя добавлю Сибирский хан Кучум  или Косым, сын Муса бийа, как будет время доказательство выложу.    

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...