Jump to content



Guest El Mundo Turco

Национальное строительство тюркских наций в Средней Азии

Recommended Posts

Да, сегодня многие пишут книги, это модно, наверное. Садятся, кладут на стол пять-семь книг по истории и пишут восьмую, уже свою. Пересказывают все то, что прочитали из уже изданных книг, при этом добавляя в повествования свои мысли, домыслы, то есть растекаясь по древу. Все это, наверное, допустимо, когда мы говорим о художественной литературе, но если речь идет об истории, то такого допускать нельзя. Но, увы, сегодня довольно часто попадаются книги, в которых все больше вымысла, чем фактов.

Про Ирмуханова говорит что ли? :)

  • Не согласен! 1
Link to post
Share on other sites

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.)

Тюрки выступили на арену истории более чем за 2000 л. до Рождества Христова

в смысле? :huh: очепятка? :unsure: или серьезно? :blink:

мне срочно нужны комментарии к этому пжлста :(

Link to post
Share on other sites

Уже в средние века началось становление тюркских наций

6. Кыргызы - сформировались в Минусинской котловине в результате смешения скифов-тагарцев

и хуннов-таштыкцев. Потомки хакасы и кыргызы Тянь-Шаня, лобнорцы.

УРЯНХАЕЦ байке (уважительное к старшему на кыргызском):qyrgyz_new:

в смысле ТЮРКСКИХ? может быть точнее тюркоязычных а не тюркских :qyrgyz_new: ?

Link to post
Share on other sites
Уже в средние века началось становление тюркских наций

6. Кыргызы - сформировались в Минусинской котловине в результате смешения скифов-тагарцев

и хуннов-таштыкцев. Потомки хакасы и кыргызы Тянь-Шаня, лобнорцы.

В эту группу надо включит' и Южных Алтайцев, алтай кижи.

А в смешение можно добавит' кыпчаков и монгол.

Link to post
Share on other sites
10. Потомки орд, подчиненных Чингизидам - узбеки, ногаи, казахи.

В этих народах смешаны потомки абсолютно всех кочевых народов Сибири и ЦА. Сравнительно позднее образование не подразумевает отчуждения от тех же огузов либо кыпчаков.

Link to post
Share on other sites

В эту группу надо включит' и Южных Алтайцев, алтай кижи.

А в смешение можно добавит' кыпчаков и монгол.

а в эту же группу нельзя ли включить тывинцев тоже?

Link to post
Share on other sites

У кумыков преобладают родо-племенные группы хазаро-булгарского происхождения:баршили(барсилы-баслы),таргу,ас-таргу,отемиш,тарк-ас,джандар,кайы,анжи,эндирей,бойнак,а кыпчакских родов не зафиксировано(или не изучено). Есть СУВАРО-ГУННСКИЙ пласт у южных кумыков до Избербаша и Уллу-Бойнака.НО ЯЗЫК рунических надписей Саркела,Семикаракор,Хумаринского городища 7-10 веков невозможно отличить от современных кумыкского и балкаро-карачаевских языков.Это явно не чувашский язык.

Link to post
Share on other sites

Давно хотел обсудить этот вопрос. 

 

 

Про связь самоназвания и этничности, прямая связь как таковая конечно имеется, но вопрос больше такой,

 

 

при наличии всех атрибутов этничности (а это общий язык, культура, история, осознание единой общности) и отсутствии такого атрибута как приоритетность этнического самоназвания (или возможно даже его полное отсутствие) среди иных идентичностей (этнографическая, религиозная, племенная и др.), можно ли утверждать народность (этнос) не состоялся? И только после появления этого атрибута можно говорить о том что этнос сформирован. 

 

В массах, да и часто в "около научных" кругах такое мнение сформировано.

 

И часто можно слышать что уйгуры например сформировались только там в 20 веке. Это как наиболее наглядный пример. На самом деле для определения этничности сообщества данный фактор не критичен. Если мы возьмем для примера историю народов Европы, то там таких примеров очень много это и германцы, и итальянцы и испанцы и другие, сюда можно добавить и грузин и другие народы разных культур. 

Link to post
Share on other sites

Современные уйгуры как народ сформировались в средние века, их основными предками были три средневековые народности Восточного Туркестана, это тюрки Кашгара, средневековые уйгуры Идикутства и могулы. Из этих предковых групп двое имели свое самоназвание это могулы и уйгуры идикуты, тюрки Кашгара же себя определяли также как и впоследствии уже вполне сформировавшийся уйгурский народ, по своим этнографическим группам, они осознавали свое тюркское происхождение, имели тюркский язык, были по вере мусульманами, и имели относительно развитую культуру и самое главное осознавали свою этническую общность. Т.е. как народность тюрки Кашгара сформировались вполне еще во времена Махмуда Кашгарского. Когда тюрки Кашгара смешались с могулами и уйгурами идикутства, и сформировалась народность современных уйгуров традиция определения самоназвания перешла именно от тюрков Кашгара, по этнографическим группам, а не по этничности, как у могулов и уйгуров. Народность к 16-17 векам вполне сформировалась. Было осознание единой общности, имелись и государства - Могулия, а в будущем Йаттишар, как единая общность эта народность воспринималась и всеми соседями, среднеазиаты называли их кашгарцами, монголы котонами, китайцы их именовали изначально хуэй, далее чантоу, европейцы татарами, русские малобухарцами. Хотя было нечто вроде самоназвания это термин - "yerliq", (означало - местные, свои), также использовалась слово "турк" как обозначение своего тюркского происхождения.

Если же брать как точку отчета формирования народности с тюрков Кашгара (Юдин например придерживался этой точки зрения), т.к. для этого также есть веские аргументы, можно подойти с позиций, что этнокультурно именно тюрки Кашгара были костяком, и они ассимилировали могулов и уйгуров, думаю тюрок кашгарец времен Бограханов и Арсланханов не сильно отличался этнически от тюрка кашгарца 18-19 вв., то тогда дата формирования уйгурского народа это времена Махмуда Кашгари.

Link to post
Share on other sites

Давно хотел обсудить этот вопрос. 

....

 

И часто можно слышать что уйгуры например сформировались только там в 20 веке. Это как наиболее наглядный пример. На самом деле для определения этничности сообщества данный фактор не критичен. Если мы возьмем для примера историю народов Европы, то там таких примеров очень много это и германцы, и итальянцы и испанцы и другие, сюда можно добавить и грузин и другие народы разных культур. 

Точнее было бы что они тюрки/турки "кашгарцы" стали называться или приняли новое самоназвание как "уйгуры" в начале 20-го века.

Link to post
Share on other sites

 

Давно хотел обсудить этот вопрос. 

....

 

И часто можно слышать что уйгуры например сформировались только там в 20 веке. Это как наиболее наглядный пример. На самом деле для определения этничности сообщества данный фактор не критичен. Если мы возьмем для примера историю народов Европы, то там таких примеров очень много это и германцы, и итальянцы и испанцы и другие, сюда можно добавить и грузин и другие народы разных культур. 

Точнее было бы что они тюрки/турки "кашгарцы" стали называться или приняли новое самоназвание как "уйгуры" в начале 20-го века.

 

 

да верно, 

 

в Европе с этим все предельно корректно, 

 

венецианцы, римляне, флорентийцы, неаполитанцы и другие этнографические группы Апеннинского полуострова как этнос итальянцы давно сформировались, но самоназвание же пришло только после объединения Италия с Джузеппе Гарибальди. Также и с немцами (и с другими народами), после того как Бисмарк объединил большую часть немцев, но нельзя же сказать что баварцы, пруссы, саксонцы, швабы, франконцы и другие этнографические группы немцев были отдельными народностями и только в 19 века после создания Германии они стали немцами. 

Link to post
Share on other sites

Британская Энциклопедия

{{{ http://www.britannic...m/eb/article?eu ... ocid=73552 }}}

вторая половина 3-го абзаца снизу:

"…Для того, чтобы гарантировать стабильность Центральной Азии под Советским правлением, все школьные учебники, научные исследования и публикации и культурная политика задумывались таким образом, чтобы выражать, с одной стороны, особый уникальный опыт каждой республики и, с другой стороны, продолжающиеся блага от связи с Россией, что парадоксально требовало того, чтобы царское завоевание было бы представлено как невероятное благо для населения Центральной Азии. Огромное значение придавалось языковой политике с напряженными усилиями подчеркнуть лингвистические различия между разными Тюркскими языками, на которых говорят в республиках – ясное свидетельство желания разделять и властвовать."

{{{ http://www.krugosvet...articles/77/100 ... 7720a1.htm }}}

...Считается, что носители диалектов одного языка хорошо понимают друг друга, а носители разных языков понимают друг друга с трудом (если говорят на близкородственных языках) или не понимают вовсе. Однако известны многочисленные примеры того, что диалекты одного языка взаимно непонятны, например многие диалекты китайского языка (в устной форме), территориально удаленные немецкие и даже русские говоры. Напротив, носители некоторых близкородственных языков – шведы и норвежцы, русские и белорусы, монголы и калмыки, носители большей части тюркских языков – понимают друг друга сравнительно легко. Во всех этих случаях вопрос «Язык или диалект?» решается однозначно: языки имеют государственный статус, самостоятельную письменность и т.п., а диалекты – нет...

Link to post
Share on other sites

Eugine Schuyler "Turkestan" Elibron Classics, v.1, 2006 (1876 edition reprint)

сс.104-105

...Жители Ташкента в основном узбеки (Uzbeks), хотя есть некоторое количество таджиков (Tadjiks), и много татар (Tartar), казахов (Kirghiz), индусов (Hindoos) и др. Местные жители как и во многих других местах Туркестана известны под именем сартов, но это название не имеет этнологического значения, как одним из первых показал г-н Шоу (Shaw). Согласно местным жителям все население этой страны разделено на два класса - оседлых и кочевых; кочевники называются казахами (Kazak)- странник, скиталец (vagabond, wanderer), как я уже ранее отмечал; а оседлое населениe попадает под название сартов. Если теория г-на Лерха (Lerch) правильна, то слово сарт означает просто житель города (г-н- Лерх в номере 1 "Russische Revue" прослеживает слова Iaxartes и Iaxartai к корню Xartai который является представителем старого иранского корня khsarta как видно из более позднего персидского shehr - город. Iaxartai т.о. означало бы житель городов, а Iaxartes - река городов, а слово сарт, искажение слова Iaxartes которое перешло от иранских кочевников к тюркским кочевникaм как обозначение для оседлых жителей нижней долины Сыр(Дарьи) которая была густо заселена и полна процветающих городов.).

Примечательно, что у старинных писателей слово "сарт" использовалось поначалу почти исключительно к населению долины Сыр-Дарьи и не было известно в Бухаре или Cамарканде, хотя оно передалось в Кашгар, Коканд и Хиву. Абул-Гази говорит о сартах как о оседлых жителях его собственно страны, Хивы, как отличных от узбеков, в то время как в стране им завоеванной, как Бухара, он использует слово "таджик". В настоящее время название "сарт" также известно и в Бухаре. Как используемое кочевыми племенaми это слово "сарт" является почти что бранным и синонимом трусливого и женоподобного (cowardly and effeminate) человека.

Что касается расы, население Туркестана может быть примерно поделено между расами иранского или персидского корня, и таковой тюркского происхождения. К первой принадлежат таджики которые были изначальными жителями не только страны между Сыр и Аму (Дарьей) - древнего Маверранахра, но также и правого берега Сыр-Дарьи, Коканда и Кашгара. Это был Фирдоуси в Шах-намэ кто первым сделал Аму-Дарью границей между Ираном и Тураном, но профессор Григорьев ясно показал что эти два термина использовались в чисто географическом, а не в этнологическом смысле, и что спор между Ираном и Тураном не был спором между двумя расами, а соперничеством между двумя племенами одного и того же происхождения (см. "Труды Вост.Отделения Импер.Русс. Археолог. Общества" т.16, с. 286 - "Скифский народ Сака").

Link to post
Share on other sites

Elizabeth E. Bacon "Central Asians Under Russian Rule - A Study in Culture Change" Cornell University Press, Ithaca and London, 1966, 1980.

Перевод мой - А.

сс.17-19

Узбеки. Тюрки, которые селились в оазисах, принимали оазисную культуру таджиков, но сохраняли свою тюркскую речь, и передавали ее многим ирано-язычным жителям. К концу 13 века, например, Хорезм стал тюркоговорящим городом. В начале 16 века эти оазисные города были завоеваны тюрко-"монгольскими" династиями ведущими свое происхождение от предка по имени Узбек. С этого времени имя Узбек применялось к этим династиям и к некоторым из их племенных последователей, но не к тюркским жителям городов и деревень которые приняли таджикский образ жизни. Те стали известными как "сарты" - слово индийского происхождения означающее "торговец" - которое ранние тюрки применяли к оазисному ираноязычному народу как альтернативу (названию) таджик. При узбекских династиях (название) "сарт" относилось к образу жизни и применялось кочевниками по отношению к жителям оазисов вообще - независимо от того была ли их речь персидской или тюркской. Русские царского режима следовали этой же практике различая сартов, с характеристиками оазисной культуры - большинство из которых было тюрко-говорящими, и узбеков, которые сохраняли некоторые остатки племенной культуры. Советский режим, с другой стороны, считал (название) "сарт" уничижительным и исключил его из русского языка. В советском использовании название узбек было расширено чтобы включить все группы разговаривающие на родственных тюркских диалектах: тех, которые раньше были известны как сарты, оседлые народы которые сохранили некоторую память о племенном происхождении, и племена, которые продолжали вести частично пасторальную жизнь на границах оазиса. Среди этих последних были такие отдельные племенные группы как кипчаки, которые насчитывали 33 502 (человек) в 1926 году, курама (50 218 человек), и турки (29 500) 7.

Название узбек т.о. включает довольно неоднородное население варьируюшееся в культуре от полностью оседлых торговцев и ремесленников до полукочевых сообществ, имеющих сильную племенную ориентацию. В физическом облике существует такое же разнообразие. Многие узбеки являются кавказоидами памирского типа, которые абсолютно ничем не отличаются от своих таджикских соседей, но среди некоторых - даже среди тех кто был известен как сарт, видны намеки на монголоидных предков. Монголоидные черты более заметны среди тех, кто принадлежит к племенной памяти или культуре, но в целом узбеки менее монголоидны, чем казахи и киргизы. Узбеки наиболее многочисленны среди коренных жителей Центральной Азии, они составляют большинство населения оазисов, которые поддерживают плотное население. В 1959 году узбеки в Советском Союзе составляли 6 015 000 из которых 5 038 000 проживали в Узбекской ССР. Из оставшихся 454 000 проживало в Таджикистане - число которых отражает продолжающийся сдвиг среди оазисных жителей от таджикской персидской речи к узбекской тюркской. Анализ оазисной культуры сделанный в этом исследовании основан существенно на традиционной сартской культуре. Там где отклонения в направлении консервативной таджикской или племенной узбекской культуре упоминаются, это будет специально оговорено...

Link to post
Share on other sites

АРМИНИЙ ВАМБЕРИ - ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СРЕДНЕЙ АЗИИ

II. ХИВА

НАСЕЛЕНИЕ ХАНСТВА

1. Узбеки

Узбеки -это название народа, большей частью оседлого и занимающегося земледелием. Они живут на обширном пространстве от южной оконечности Аральского моря до Камула (40 дней пути от Хивы) и считаются преобладающей народностью в трех ханствах и Китайской Татарии. Узбеки подразделяются на 32 главных таифе (племени): 1) кунград (Kungrad), 2) кипчак (Kiptschak), 3) хитай (Chitai), 4) мангыт (Mangit), 5) нокс (Noks), 6) найман (Nayman), 7) кулан (Kulan), 8) кият (Kiet), 9) ас (As), 10) таз (Tas), 11) саят (Sajat), 12) джагатай (Dschagatay), 13) уйгур (Ujgur), 14) акбет (Akbet), 15) дёрмен (Dormen), 16) ёшун (Oeschun), 17 канджигалы (Kandschigaly), 18) ногай (Nogai), 19) балгалы (Balgali), 20) митен (Miten), 21) джелаир (Dschelair), 22) кенегёс (Kenegos), 23) канлы (Kanli), 24) ишкили (Jschkili), 25) бёйюрлю (Bojurlu), 26) алчин (Altschin), 27) ачмайлы (Atschmayli), [255] 28) каракурсак (Karakursak), 29) биркулак (Birkulak), 30) тыркыш (Tyrkysch), 31) келлекесер (Kellekeser), 32) минг (Ming).

Это деление старо, обращает на себя внимание только то обстоятельство, что даже отдельные племена широко разбросаны по названной территории, и исследователя поражает, часто ему кажется просто невероятным, что узбеки из Хивы, Коканда и Яркенда, чей язык, обычаи и лица совершенно различны, осознают свою принадлежность не только к одной нации, но и к одному племени, к одному роду.

Хочу только заметить, что в Хиве представлено большинство племен, и хивинец по праву гордится своей древнеузбекской национальностью, противопоставляя ее Коканду, Бухаре и Кашгару. Хивинского узбека с первого взгляда выдает примесь иранских черт, ибо у него есть борода, которую у жителей Туркестана всегда можно рассматривать как чужеродный элемент, тогда как цвет и черты лица очень часто указывают на чисто татарское происхождение. Да и по характеру своему хивинский узбек предпочтительнее остальных своих соплеменников, он простодушен и откровенен, а по натуре еще столь же дик, как и окружающие его кочевники, но у него нет утонченного лукавства, выработанного восточной цивилизацией, и после настоящего османа это второй житель Востока, из которого еще что-то могло бы получиться.

То обстоятельство, что в Хиве в меньшей мере представлено исламское образование, которым славится Бухара, в значительной степени способствовало сохранению хивинскими узбеками многого как из их языческих обычаев, так и из персидских религиозных обрядов. Любовь к музыке и народной тюркской поэзии, к которым среднеазиатский кочевник питает страсть более пылкую, чем представитель любой образованной нации, здесь сильнее, чем в Коканде, Бухаре и Кашгаре. Хивинские исполнители на дутаре (двухструнной гитаре) и кобузе (лютне) славятся по всему Туркестану. Величайший узбекский поэт Навои известен всем и каждому, но не проходит ни одного десятилетия, чтобы не появился лирик второй или третьей величины. В Хиве я познакомился с двумя братьями. Один брат, Мунис, писал стихи, некоторые из них я собираюсь позже издать; второй, Мираб, с величайшим терпением переводил на узбекско-тюркское наречие большой исторический труд Мирхонда, чтобы сделать его более доступным для своего сына, владевшего, впрочем, и персидским языком. Эта работа продолжалась 20 лет, однако он стеснялся кому-нибудь в этом признаться, потому что занятие другими науками, кроме религиозных, считается легкомысленным 179.

Несмотря на многовековой возраст города, хивинские обычаи носят печать прежней героической жизни. Очень часто бывают демонстративные сражения, битвы, а особенно конские скачки с великолепными призами. Каждая значительная свадьба не обходится без скачек на 9, 19, 29, т.е. победитель получает по 9, [256] 19 или 29 штук из всякого вида имущества, например 9 овец, 19 коз и т.д., что зачастую составляет порядочную сумму. О скачках невесты со своим будущим мужем, так называемом кёкбёрю, мы уже говорили. От прежних жителей страны, огнепоклонников, в Хиве сохранились праздники и игры, которые, вероятно. существовали и в других частях Средней Азии до введения ислама, но теперь совершенно забыты. ......

5. Сарты

Сарты, называемые в Бухаре и Коканде таджиками, - древнее персидское население Хорезма, число их здесь относительно невелико. Постепенно они смешали свой родной персидский язык [257] с тюркским. Сартов, как и таджиков, можно узнать по их лукавству и изяществу; узбеки их не очень любят. Характерно, что, хотя уже пять столетий они живут вместе, смешанные браки между узбеками и сартами были очень редки.

6. Персы

Это либо рабы, которых здесь около 40 тыс., либо освободившиеся из неволи; кроме того, они образуют небольшую колонию в Ак-Дербенде и Джамли. Впрочем, в материальном отношении рабу живется в Хиве неплохо, так как он превосходит скромного узбека в хитрости и скоро богатеет. Многие предпочитают, выкупившись на волю, поселиться там же и не возвращаются на родину. Раба в Хиве называют ”догма”, а его детей - ”ханезад”, т.е. ”рожденный в доме”. Позор перенесенного рабства стирается лишь в третьем поколении.

Link to post
Share on other sites

 

Бартольд В.В. Сочинения. т. V., M., 1968. c. 594:

"После проведения национального принципа наименования народов приобрели значение, которого они раньше не имели. Раньше многие тюрки в Средней Азии, особенно жители городов, ограничивались тем, что называли себя мусульманами, говорящими по-тюркски, и жителями того или иного города; вопрос о том, к какой тюркской народности их следует причислять, был для них безразличен; были в ходу и наименования, которые по своему происхождению не имели отношения к национальности, например слово сарт. В настоящее время это слово изгнано из употребления, а слово узбек применяется в более широком значении, нежели раньше: тех, кто раньше называл себя сартами, теперь тоже называют узбеками. Созданы также искусственные названия народов (хакасы); происходящие из Кашгарии таранчи и кашгарлыки называют себя теперь уйгурами - именем, которое им совершенно не подходит, так как исторические уйгуры никогда не заходили так далеко на запад"

 

{{ http://books.google.com/books?id=ibBzE0GpXfkC&pg=PA206&lpg=PA206&dq=Uyghur+Sarts&source=bl&ots=wAhVZpNnLZ&sig=lnNOjRODCIcnUgLhbXqXFV79H1E&hl=en&sa=X&ei=cYUtUN3mLcLOyAHT5ID4CA&ved=0CFkQ6AEwBw#v=onepage&q=Uyghur%20Sarts&f=false }}

MODERN UZBEKS

By Edward A. Allworth, Hoover Institution Press, Stanford University, Stanford, California, 1990

с.206 (мой перевод - А.)

...Подобное же законодательство случилось и с близкими родственниками узбеков - таранчи, кашгарлыками и им родственными. Уже в конце июня 1921 года Советы организовали съезд "Джунгарских и алтышарских трудящихся" в Ташкенте для того чтобы принять название "уйгур" как общее имя для таранчи и других оседлых народов живущих и в РСФСР и  китайском Туркестане (Синьцзяне). В 1930-х годах, по мере увеличения русского присутствия  в Западном Китае, название "уйгур" распространялось, охватывая этих восточных туркестанцев 29. Русские никогда не проводили плебисцита среди населения Центральной Азии, не созывали народного референдума для выбора группового имени, наиболее желаемого для таранчи или сартов, во время 1920-х годов. Эти власти  произвольно выбрали  мертвые или умирающие средневековые названия и присудили их политическим декретом народам этого региона.

 

Уйгуры (сарты)          

      

семиреченские уйгуры (таранчи )

      

   ферганские уйгуры (кашгарцы , кашгарлыки )

             

хотанцы (хотанлыки )

{{  http://www.ethnomuseum.ru/glossary/?%F1%E0%F0%F2%FB  }}

 

Сам термин "уйгурский" в применении к языку населения Восточного Туркестана появился лишь после 1921 года, когда в Ташкенте прошел съезд представителей уйгурской интеллигенции, на котором, по предложению академика Малова, наименование "уйгур" было восстановлено в качестве этнонима оседлого тюркского наседения Восточного Туркестана. До этого жители оазисов именовали себя и свою речь по месту проживания, то есть кашкарлик и кашкар тили в "кашгарцы" и "кашгарский язык", турпанлик в "турфанцы", таранчи и таранчи тили (дословно "земледельцы") в "жители илийского края" и "таранчинский язык" и т. д. Ахун в узбекское название ферганских уйгуров. В дореволюционной русской литературе уйгуры именовались также сартами и малобухарцами...

 

Таранчи (происходит от слова "тары" - просо) — средневековый термин, употреблявшийся для обозначения мусульманских земледельцев китайской области Кульджа в современном СУАР, в особенности тех, кто имел тюркское или тюркско-"монгольское" происхождение. В некоторых источниках термин стал употребляться и по отношению ко всем земледельческим мусульманским народам тюркско-"монгольского" происхождения всей Средней Азии, так как в переводе с чагатайского языка попросту означает «земледелец», «крестьянин».

Кроме таранчей — земледельцев, также в ходу долгое время были термины — сарты (для обозначения горожан, ремесленников, жителей крупных оазисов) и, наконец, моголы (также доланы) — для обозначения правящего класса.

Впоследствии, в ходе так называемой Большой Игры, когда тюркские племена оказались разделены границами и получили свои республики, термин таранчи стал синонимом слову уйгур, а затем был вытеснен им. Сартами поначалу именовали современных узбеков, но затем и он вышел из употребления.

В 1881, после поражения мусульманского восстания в Китае, часть таранчей переселилась в Семиреченскую область, где и сейчас проживают уйгуры. В настоящее время термин таранчи — архаизм или историзм.

 

Link to post
Share on other sites

 

Сам термин "уйгурский" в применении к языку населения Восточного Туркестана появился лишь после 1921 года, когда в Ташкенте прошел съезд представителей уйгурской интеллигенции, на котором, по предложению академика Малова, наименование "уйгур" было восстановлено в качестве этнонима оседлого тюркского наседения Восточного Туркестана. До этого жители оазисов именовали себя и свою речь по месту проживания, то есть кашкарлик и кашкар тили в "кашгарцы" и "кашгарский язык", турпанлик в "турфанцы", таранчи и таранчи тили (дословно "земледельцы") в "жители илийского края" и "таранчинский язык" и т. д. Ахун в узбекское название ферганских уйгуров. В дореволюционной русской литературе уйгуры именовались также сартами и малобухарцами...

 

Таранчи (происходит от слова "тары" - просо) — средневековый термин, употреблявшийся для обозначения мусульманских земледельцев китайской области Кульджа в современном СУАР, в особенности тех, кто имел тюркское или тюркско-"монгольское" происхождение. В некоторых источниках термин стал употребляться и по отношению ко всем земледельческим мусульманским народам тюркско-"монгольского" происхождения всей Средней Азии, так как в переводе с чагатайского языка попросту означает «земледелец», «крестьянин».

Кроме таранчей — земледельцев, также в ходу долгое время были термины — сарты (для обозначения горожан, ремесленников, жителей крупных оазисов) и, наконец, моголы (также доланы) — для обозначения правящего класса.

Впоследствии, в ходе так называемой Большой Игры, когда тюркские племена оказались разделены границами и получили свои республики, термин таранчи стал синонимом слову уйгур, а затем был вытеснен им. Сартами поначалу именовали современных узбеков, но затем и он вышел из употребления.

В 1881, после поражения мусульманского восстания в Китае, часть таранчей переселилась в Семиреченскую область, где и сейчас проживают уйгуры. В настоящее время термин таранчи — архаизм или историзм.

 

Link to post
Share on other sites

На форуму centrasia.ru эти мои переводы и цитаты и пары минут не выживают - так сильно они не нравятся фальсификаторам истории. 

Link to post
Share on other sites
  • Admin

Если представитель братского народа Бахтияр посчитает Ваши цитаты оскорбительными - удалю их и здесь.

Link to post
Share on other sites

Некоторые по наивности считают что ошибки в националном размежевании в результате плохого знания центральных властей.Эти ошибки были сделаны специално,чтобы разделит и правит.Так как народы земли которых были отданы захотят забрат свои земли обратно,а народы которые заполучили лакомые кусочки чужих земел никогда не отдадут эти земли доброволно,и здес не поможет ни взывание к их совести,ни к разуму,ни даже к страху перед всевышним.Враги тюрков прекрасно разбиралис в человечиских душах.

Link to post
Share on other sites

На форуму centrasia.ru эти мои переводы и цитаты и пары минут не выживают - так сильно они не нравятся фальсификаторам истории.

Ты приводил цитату из книги Modern Uzbeks Эдварда Оллворта, но не целиком. Вот что он писал:

"Кампания по размежеванию утаивала в себе антитуркестанскую политику, под которой, в свою очередь, скрывалась антиузбекская цель. Узбеки, как в культурной, так и в политической сфере играли доминирующую роль на большей части южной Центральной Азии. Для русских узбекское племенное и династическое наследие представляло собой трехстороннюю угрозу. (1) Узбеки рассеивались на большей части оседлых регионов Центральной Азии в достаточном количестве, чтобы принять участие в общественной и культурной жизни всей южной территории. (2) Если узбеки продолжали бы заниматься политикой территорий, населенных ими, то они дальше оказали бы сильное влияние на местные дела. (3) Узбеки больше, чем любой другой народ Центральной Азии, обладали способностью ассимилировать другие этносы, которые в итоге расширили бы ареал обитания узбекского населения и увеличили бы их влияние почти в каждой области.

Этот процесс, который продолжался на протяжении веков без сознательных усилий или внимания, оказался заметным в городах и селах, населенных народами с разным происхождением. Узбеки оказались в лучшем положении, чтобы объединить различные этнические группы, поскольку они доминировали в большей части образовательной и культурной системы старых городов. Благодаря активной торговле и огромной духовной энергии своего духовенства узбекское влияние простиралось далеко за пределы своего обитания.

Казалось, эти факторы бросили вызов российской миссии в Азии и колониалистам, что данный вопрос стал очень актуальным в течение десятилетия после марта 1917 года, когда идеи и политики Социал-демократической рабочей партии, инициированной Ленином и Сталиным, стали руководящими указаниями для нового советского правительства России. Лидеры Москвы почувствовали, что ослаблением узбекского влияния управление Центрально-Азиатским регионом станет легче, и резко увеличатся шансы контролировать людей всех этнических групп. Поэтому изоляция узбеков от других народов стала краеугольным камнем советской кампании по разделению Центральной Азии на шесть административных единиц вместо трех ранее существовавших".

АРНЕ ХОГЕН. "УСТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ РЕСПУБЛИК В СОВЕТСКОЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ" (2003 г.):

"Э.Оллворт утверждает, что демаркация территорий была основой в стратегии размежевания, которая носила по сути анти-узбекский характер. По мнению, Оллворта, узбеки представляли особую угрозу для Центра. Те силы, которые могли бы привести к интеграции Центральной Азии были связаны с узбеками: они географически были распространены на большие части региона и имели значительные политические ресурсы для того, чтобы втянуть другие народы в процесс этнической ассимиляции. Такая ассимиляция в итоге могла привести к интеграции региона, что и побудила советскую власть осуществить национальное размежевание с целью отделения более влиятельных узбеков от других народов Центральной Азии. В понимании Оллворта, это всецело было проектом Москвы и встретилось со значительным сопротивлением со стороны местного населения, в особенности со стороны регионов, населенных так называемыми сартами и узбеками.

Заявление большевиков о поддержке слабого против сильного некоторыми было интерпретировано как основание для поддержки их нации против узбеков. Туркменские и казахские коммунисты в течение 1923-24 годов не раз пытались убедить, что господство узбеков в Центральной Азии несовместимо с большевистской идеологией о поддержке слабых. Все чаще коммунисты Центральной Азии предъявляли политические требования от имени туркменов, казахов, таджиков и, в более ограниченной степени, от имени киргизов. В Хорезме, Бухаре и Туркестанской республике туркмены и казахи чувствовали себя ущемленными доминирующей группой, которые все больше и больше идентифицировали себя как узбеки. В результате был сделан ряд национальных требований от имени туркменов и казахов об улучшении их положения в соответствующих республиках. Эти требования включали в себе роспуск существующих политических субъектов и создание новых, основанных на национальностях. Согласно аргументам туркменов и казахов, узбеки доминировали во власти различных многонациональных политических образований. Эдвард Оллворт утверждал, что главная цель национального размежевания заключалась в изолировании узбеков от других народов Центральной Азии, поскольку узбеки втянули бы других в процесс этнической ассимиляции, который привел бы к увеличению узбекского населения и расширению их присутствия почти в каждой области. Однако не только советская власть реагировала на этот феномен. Вдохновленные советской идеологией, те, которые были подвергнуты ""узбекской ассимиляции" отреагировали на это усилением собственных наций – явлением, названным Ленином "защитой национализма". Такое использование национальных идентичностей в 1920-годах было чем-то совершенно новым, и это было в значительной степени результатом политики и идеологии новоиспеченной советской власти. Как утверждает Оливер Рой великая победа Сталина заключалась в том, что он устроил так, что местные элиты Центральной Азии, защищая свой язык и свои нации, вели борьбу не с Москвой, а друг с другом. Москва, напротив, была признана посредником и регулировщиком конфликтов. Во многих отношениях, размежевание было процессом, в котором различные группы Центральной Азии были разделены от узбеков. В этом смысле, узбеки были буквально краеугольным камнем размежевания".

Подробнее:

http://www.forensicsciences.ru/news.aspx?lksnewsid=45720256&lkssubjectid=6079

http://www.centrasia.ru/news2.php?st=1436799960

Узбекистан до и после российского завоевания:

eaba5333b59b.jpg

Link to post
Share on other sites

Альтернативная история.

Как известно, если бы русские не завоевали Среднюю Азию, то это сделали бы англичане.

Представим, что до среднеазиатских ханств раньше русских дошли англичане. Тогда сегодня граница между Россией и Узбекистаном, который предположительно в 1950-годах получил бы независимость от Англии, наверно проходила бы по этой линии:

https://www.raremaps.com/gallery/enlarge/40468

https://www.raremaps.com/gallery/enlarge/25159

https://www.raremaps.com/gallery/enlarge/40859

Не было бы кастрации и территориального районирования по нац.признаку, большевиков и прочего. Поскольку Британская империя просто не была заинтересована в таком развитии событий. Англичанам как вечным противникам России нужно было единое антироссийское пространство в Азии, так называемая искусственная преграда, останавливающая расширение Российской империи в южном направлении. У русских ещё с времён Петра I была заветная мечта — выход к Индийскому океану, т.е. к английским колониям. Против этого британцы и создали буферную зону — Афганистан. Представим, что англичане остановили русских ещё на подступах к Средней Азии. Если Британия первым бы завоевала Хивинского, Бухарского и Кокандского ханств, они сперва принудили бы этих ханств к мирному сосуществованию. Затем в итоге объединили бы их в единый субъект. Это вовсе не кажется удивительным. Такие объединяющие идеи как пантуркизм, панисламизм или призывы к созданию единой Центральной Азии были экспортированы в Центральную Азию из Запада. Такие лозунги поддерживаются Западом и сегодня. Британские послы, посетившие Бухару ещё в 1850-годах предлагали бухарскому эмиру не воевать с Хивой и Кокандом, а объединиться против общего врага с севера. И после российского завоевания Средней Азии, Англия и Турция не прекратили свою деятельность. Продолжали вести здесь агитацию, призывали народ к восстанию против России и конечно же к объединению. Во второй мировой уже Германия занялась этим делом. Кто бы не воевал с Россией, он призвал народы объединиться против нее. Пришли бы англичане раньше русских, они не только объединили бы местные ханства, но и вероятнее всего консолидировали бы народы местных ханств вокруг узбеков. Так как народы региона были гораздо были ближе друг к другу, чем сейчас, а узбеки в досоветское время имели наибольший ассимиляционный потенциал, доминируя в трёх ханствах. Англичане усилили бы узбеков не из-за любви к ним. Как было сказано выше, им была бы нужна антироссийская опора, вокруг которого можно было бы строит пробританскую базу из местных народов. Ради создания такого движения они использовали бы даже силу. Силой принудили бы народы к консолидации.

По крайней мере, так они поступили в Афганистане. Поддержали пуштунов против других народов Афганистана, обеспечивали их оружием. До того как Британская империя не снабдила пуштунов оружием, пуштуны не переходили на север Афганистана. Англичане видели в них форпост для создания буферной зоны между Россией и Британией, а афганских узбеков, туркменов и таджиков рассматривали как народы, имеющие связь с русским Туркестаном. Поэтому ввели новый термин "пуштинизация", активно переселяли пуштунов на север, противопоставляли их с другими народами Афганистана, создавали в их лице британского форпоста.

Положение же узбеков в трёх среднеазиатских ханствах, которые в отличие от Афганистана были населены в основном тюркоязычными народами, было намного лучше чем у пуштунов в Афганистане и создание большой буферной зоны — Узбекии не представляло бы особого труда для англичан, если бы они пришли в Среднюю Азию первыми, опередив русских.

Однако как мы знаем англичанам это не удалось. Русские оказались более щустрыми. В итоге британцы довольствовались Афганистаном, который был беден природными ресурсами, чего нельзя было бы сказать о предполагаемом Узбекистане, который в добавок располагался бы на стратегически важной территории — ближе к России и Китаю. И вероятнее всего Британская империя и ее последователи — Соединённые Штаты уделяли бы больше внимания данному региону. Возможно, в результате такого внимания предполагаемая Узбекия не оказалась бы страной как Афганистан, производящей лишь опиумный мак и героин.

Подробнее:

https://web.facebook.com/groups/388396334638018/permalink/791074287703552/

Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now




×
×
  • Create New...