Перейти к содержанию
Гость El Mundo Turco

Национальное строительство тюркских наций в Средней Азии

Рекомендуемые сообщения

Уже в средние века началось становление тюркских наций

1. Болгары - потомки кутургуров и утургуров - те потомки гуннов Аттилы - те хуннов.

Потомки чуваши и балкарцы.

2. Хазары - великая нация, принявшая иудейство. Потомки караимы.

3. Тюрки древние они же огузы. Потомки турки, азербайджанцы, кашкайцы, туркмены.

4. Кыпчаки - великий народ, сложносоставной, результат смешения кимаков, кыргызов,

уйгуров, татар, канглы-печенегов, тюрков-огузов.

Потомки - карачаевцы, кумыки

5. Уйгуры - основной тюркский этнос. Потомки кашгарские уйгуры, сары-югуры

6. Кыргызы - сформировались в Минусинской котловине в результате смешения скифов-тагарцев

и хуннов-таштыкцев. Потомки хакасы и кыргызы Тянь-Шаня, лобнорцы.

7. Лесные народы - потомки динлин (отуреченных самоди). Потомки телеуты, шорцы,

тувинцы-сойоты, барабинские и чулымские татары, тофалары, камасинцы, часть хоорай (койбалы, бельтиры)

Их называли в ср.века Шибир, Тас, Бачжигит, Тумат, Сайн-урянхи

8. Байкальские тюрки. Сформировались на основе байырку, бома-алатов, курыкан.

Потомки саха и насильно омонголенные буряты, потомки хори-туматов.

9. Татары - метисный народ результат смешения орд Чингисхана с кыпчаками. Потомки астраханские,

казанские и крымские татары, тобольские и томские татары.

10. Потомки орд, подчиненных Чингизидам - узбеки, ногаи, казахи.

нет, он их клонировал :rolleyes:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1. Болгары - потомки кутургуров и утургуров - те потомки гуннов Аттилы - те хуннов.

Потомки чуваши и балкарцы.

3. Тюрки древние они же огузы. Потомки турки, азербайджанцы, кашкайцы, туркмены.

4. Кыпчаки - великий народ, сложносоставной, результат смешения кимаков, кыргызов,

уйгуров, татар, канглы-печенегов, тюрков-огузов.

Потомки - карачаевцы, кумыки

9. Татары - метисный народ результат смешения орд Чингисхана с кыпчаками. Потомки астраханские,

казанские и крымские татары, тобольские и томские татары.

10. Потомки орд, подчиненных Чингизидам - узбеки, ногаи, казахи.

"На драчку - собачку".

Судя по сохранившемуся количеству болгарских слов в лексике, татары успешно могут поспорить с чувашами и балкарами.

Можно сделать вывод о том, что казахи к кыпчакам отношения не имеют.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Можно сделать вывод о том, что казахи к кыпчакам отношения не имеют.

На чем основывается сей вывод?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О субстрате речь не идет. Речь идет о конечном финишном рывке этногенеза.

Хотя для хакасов и киргизов Енисейские киргизы скорее субстрат, а не факт становления?

Как и для саха сложившегося в Якутии, байкальские этносы как-то баргуты, хори-туматы,

меркиты, байауты, бежавшие под ударами бурят скорее субстрат, чем адстрат.

В состав орд возглавляемых темниками Ногаем, Шейбанидами, Урусидами могли входить

как потомки кыпчаков, так и монголо-татарских орд (джалаиры, коныраты, найманы, кереи),

так и почти мифические к этому времени уйсуны и кангюйцы.

А башкир забыли? Они отдельно - потомки мадьяр. Хотя мадьяр можно считать потомками

сложного конглемерата гуннов.

1. Гунну - мадьяры. Потомки - башкорты. У них адстрат огромный - буртасы, болгары,

кыпчаки, татары, монголы (дулаты, тамьянцы, уран)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О субстрате речь не идет. Речь идет о конечном финишном рывке этногенеза.

Хотя для хакасов и киргизов Енисейские киргизы скорее субстрат, а не факт становления?

Как и для саха сложившегося в Якутии, байкальские этносы как-то баргуты, хори-туматы,

меркиты, байауты, бежавшие под ударами бурят скорее субстрат, чем адстрат.

В состав орд возглавляемых темниками Ногаем, Шейбанидами, Урусидами могли входить

как потомки кыпчаков, так и монголо-татарских орд (джалаиры, коныраты, найманы, кереи),

так и почти мифические к этому времени уйсуны и кангюйцы.

А башкир забыли? Они отдельно - потомки мадьяр. Хотя мадьяр можно считать потомками

сложного конглемерата гуннов.

1. Гунну - мадьяры. Потомки - башкорты. У них адстрат огромный - буртасы, болгары,

кыпчаки, татары, монголы (дулаты, тамьянцы, уран)

Упомянутые вами байауты присутствуют сейчас у якутов? И как переводится это слово?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Баайага. Байагантайский род. Населяют Татту. К ним пришли батулинцы Кэрэкээнэ и потребовали

либо стать рабами, либо сражиться подобно мужчинам. Байагантайцы сражились и проиграли.

Поэтому частью ушли в Оймякон... Оймяконские якуты тоже потомки байагантайцев.

В Верхоянском еще есть байдынцы. Тоже старинный род. По легендам сражались с эгинцами

на озеро в тяжелом вооружении и лед не выдержал, сражающие утонули.

Этакое Чудское озеро.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Баайага. Байагантайский род. Населяют Татту. К ним пришли батулинцы Кэрэкээнэ и потребовали

либо стать рабами, либо сражиться подобно мужчинам. Байагантайцы сражились и проиграли.

Поэтому частью ушли в Оймякон... Оймяконские якуты тоже потомки байагантайцев.

В Верхоянском еще есть байдынцы. Тоже старинный род. По легендам сражались с эгинцами

на озеро в тяжелом вооружении и лед не выдержал, сражающие утонули.

Этакое Чудское озеро.

Значит несколько родов с названием бай. Бай переводится как богатый?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Баай вроде да. В сервере или где-то есть статья алтайских ученых Тадиной о байланкуре, оказ-ся

слово бай в древности могло иметь сакральный характер, быть именем Верховного божества.

Так что бай не монголы и не самоеды!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Баай вроде да. В сервере или где-то есть статья алтайских ученых Тадиной о байланкуре, оказ-ся

слово бай в древности могло иметь сакральный характер, быть именем Верховного божества.

Так что бай не монголы и не самоеды!

u nas est mnogo Баяды

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Баай вроде да. В сервере или где-то есть статья алтайских ученых Тадиной о байланкуре, оказ-ся

слово бай в древности могло иметь сакральный характер, быть именем Верховного божества.

Так что бай не монголы и не самоеды!

У нас в Младшем жузе есть группа родов байулы. Буквальный перевод - дети бая. Байулы, баяут, бааяга, баяды... что то похожее.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На чем основывается сей вывод?
На этом:

"10. Потомки орд, подчиненных Чингизидам - узбеки, ногаи, казахи."

Точнее, отсюда невозможно сказать что-нибудь определенное.

Башкиры - мадьяры?

1. Если спросите у них самих, то услышите целый спектр мнений.

2. Из тюрксих языко минимально близко стоят стоят татарский и башкирский языки.

Они могут понимать друг друга без подготовки.

3. Мадьярских топонимов в Башкирии не обнаружено

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На этом:

"10. Потомки орд, подчиненных Чингизидам - узбеки, ногаи, казахи."

Точнее, отсюда невозможно сказать что-нибудь определенное.

Кхм. :D:D

Вы черпаете информацию об истории тюркских народов исключительно из постингов Урянхайца?

М.б. Вам стоит почитать еще что-нибудь более научной направленности.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10. Потомки орд, подчиненных Чингизидам - узбеки, ногаи, казахи.

Потомки орд это кто такие? Ойроты?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы разделили карачаевцев и балкарцев. Одного брата отдали соседям кумыкам, другого отдали чувашам :kg1: Хотя неоспоримым фактом является то, что это по сути один народ говорящий на одном карачаево-балкарском языке.

Были бы они на форуме, они бы обиделись.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На этом:

"10. Потомки орд, подчиненных Чингизидам - узбеки, ногаи, казахи."

Точнее, отсюда невозможно сказать что-нибудь определенное.

Башкиры - мадьяры?

1. Если спросите у них самих, то услышите целый спектр мнений.

2. Из тюрксих языко минимально близко стоят стоят татарский и башкирский языки.

Они могут понимать друг друга без подготовки.

3. Мадьярских топонимов в Башкирии не обнаружено

лично я волжский татарин (метис българа-ногайцев) понимаю лучше всего в первую очередь башкирский (там я ваще забываю что слушаю башкирский), потом казахский, уйгурский, узбекский, остальные языки сложновато без разбора по словам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, мне казаху тоже вполне понятен татарский язык. Он просто кажется немного мягче казахского и отсутствует жеканье.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, мне казаху тоже вполне понятен татарский язык. Он просто кажется немного мягче казахского и отсутствует жеканье.

Интересно как так получилось, что антропологически башкиры, кахахи, уйгуры отличаются от большинства татар, а языки очень близкородственные? У меня все европеоиды родственники, хотя бабушка явная монголоид, сам тоже европиоидной расы. Хотя наш род является потомственным от легендарного Нугайбека прямого потомка ногайского бека Гирает бия, а ногаи как я понимаю в большей степени монголоиды.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Современные тюркские нации совсем не те что в средние века....

Тогда было много громких названий чумулы, ибулькуры, тюргеши, карлуки, курыкане, басмылы,

байси, тонгра, печенеги, байырку, тукэе, сйеяньто, хазары, утигуры, оногуры, буртасы и т.д. Все они изчезли

в пыли времен. Многие были физически истреблены самими тюрками или монголами...

Современные тюркские нации они смесь тюрков с завоевателями вроде русских или монголов,

или аборигенов вроде кето-самодийцев или персо-греко язычных индоевропеидов. :ost1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Современные тюркские нации совсем не те что в средние века....

Тогда было много громких названий чумулы, ибулькуры, тюргеши, карлуки, курыкане, басмылы,

байси, тонгра, печенеги, байырку, тукэе, сйеяньто, хазары, утигуры, оногуры, буртасы и т.д. Все они изчезли

в пыли времен. Многие были физически истреблены самими тюрками или монголами...

Современные тюркские нации они смесь тюрков с завоевателями вроде русских или монголов,

или аборигенов вроде кето-самодийцев или персо-греко язычных индоевропеидов. :ost1:

это гипотеза или абсолютнвя истина? У меня уважаемый просто возникают другие вопросы. Это комментарие истории, как то примитивно объясняет разные антропологические особенности тюркских народов. Например некоторые генетики утверждают, что геном волжских българ (татар) особо не претерпел изменений после нашествия монголов и татар. Конечно же постоянные контакты, набеги внесли некий калорит, но всё же не настолько что бы монголов подавляюще преобразовали в русых и голубоглазых или наоборот. Даже ибн Фадлан то ли по ошибке, то ли в силу антропологических схожестей со славянами, называл волжских българ сакалиба (так арабы называли славян). Описывал он их как белокурых и светловолосых людей, хотя ещё русских завоеваний не было. Славяне в то время сами поджав хвост жили платя дань, то русам ютландским, то хазарам. У булгар тогда уже в 922 год (до монголов) был тюркский язык и быт, о чём свидетельствуют шатры и язык о которых рассказывал ибн Фадлан. В общем я не получил вразумительных объяснений пока. Жду конкретики, хотя в истории её очень трудно выявить.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Славяне никому никогда не платили дани! Их трудно было излобить...

Они жили среди камышей. Чуть что как Темучжин утоп в грязевую воду дыша

через трубочки... Издалеко не разберешь, камыши ли, или целое племя там

попряталось? :blink:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Славяне никому никогда не платили дани! Их трудно было излобить...

Они жили среди камышей. Чуть что как Темучжин утоп в грязевую воду дыша

через трубочки... Издалеко не разберешь, камыши ли, или целое племя там

попряталось? :blink:

)))))) ну уважаемый Урянханец вы как всегда отжигаете :lol: . Незнаю точно на счёт камышей и утопания тимучжина в болотах Русии. Слышал неоднократно подобные утверждения от амбициозных пантюркистов. Есть что то правдивое в их словах, отчасти, но не да такой же степени, что они будто по деревьям лазали, когда тюрки строили цивилизации. А как же "гордарики" по мифотфорцу "Лингвиста" Задорнову, и как же "хранители первичной культуры и предки всех людей на земле" по чудаку Чудинову? )))))) Их послушать так Иерусалим построили русские, потому что корень рус )))))), а Дамаск это Москва. Крамоньёнцы и неондертальцы потомки славян. А ура это дескать чисто русское слово, его тюрки украли позже. Шумеры, арийцы это всё пра пра правнуки великорусского народа)))). А тюрки? так это вообще пра тысячные внуки )))))). но если не иронизировать, то ведь по рассказам историков славяне были осёдлыми людьми живших по вече в городах, конечно не в тех, которые описывают "чудиновщина", но всё же. города были типичными городами тех эпох, этих регионов.

Но вернёмся к теме, кто поможет мне разобратся каким путём сложились антропологические разные народы в одну языковую группу?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но вернёмся к теме, кто поможет мне разобратся каким путём сложились антропологические разные народы в одну языковую группу?
Так с распространением языка , генофонд то на землеоставался исконним (оттого и среди татар и русских финские гены бродят) хотя вопрос - финские ли ? Ведь и финно-угорские языки в свою очередь распространены среди различных по антропологии народов . Языки меняются - население остаётся прежним как правило .
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.)

Тюрки (точное значение слова неизвестно) — группа народностей, говорящих на различных диалектах тюркского языка (см. Турецкие языки) и по физическим признакам своим в той или другой степени принадлежащих к тюркской расе (см. ниже). Географическое распределение, классификация, численность. Тюрки рассеяны на огромной территории, занимающей больше половины Азии, значительную часть Юго-Вост. Европы и сев.-вост. часть Африки, — начиная с Ледовитого ок. (якуты) до Куен-Луня (полу) и Испагани (туркмены Персии) и от берегов Колыми и Желтой реки (йегуры, салары) до Центральной России (татары касимовские) и Македонии (османы). Отдельные оазисы Тюрки племени встречаются и за этими пределами: колонии якутов на берегу Охотского моря, на Сахалине, татар в Литве и др., а племена, принявшие в себя значительную примесь Тюрки крови, встречаются не только среди населения Восточной Европы, но даже в Индии (джаты). Ввиду смешанного этнического состава Тюрки племени самой правильной классификацией его является лингвистическая (см. Турецкие языки); самой лучшей считается система академика В. Радлова, значительно совпадающая с этническими данными. Ни одна лингвистическая классификация не охватывает, однако, всех Тюрки народностей, так как не все диалекты еще изучены. В последнее время Н. Аристов сделал попытку классифицировать Тюрки на основании историко-этнических данных, по главнейшим племенам, из которых образовались все современные Тюрки народности, а именно:

 

1) племя канглов и родственное ему племя кипчаков, послужившие главным элементом для образования юго-западных Тюрки народностей (османов, адербейджанов, туркменов, ногайцев, волжских татар, башкиров и пр.), общая численность которых превышает 17 млн. душ, и в значительной мере участвовавшие в образовании узбеков, сартов и киргиз - казаков, так что 2/3 всех Тюрки происходит от этих двух главных племен;

 

2) племена: дулат (преобладающий элемент большой орды), алчин (главный элемент малой орды), аргын, найман, кирей (составляющие с кипчаками среднюю орду) — вместе с первыми двумя, участвовавшие в образовании киргиз-казаков;

 

3) племя кыргыз, отдавшее часть своих родов в среднюю орду, но продолжающее самостоятельное существование в горной части Западн. Тянь-Шаня, численностью около 225 тыс. душ;

 

4) племя якутов (230 тыс. душ), остаток древнего Тюрки племени, жившего некогда под именем саха в Зап. Тянь-Шане, закончившего свое существование в Индии и оставившего следы в Зап. Тянь-Шане в виде кара-киргизского поколения саяк и на Енисее в виде рода сагай;

 

5) древние племена теле (оно же гаогюй) и турок-тукю, которые после падения их владычества в Монголии — сначала турков, а потом ветви теле, уйгуров, — вошли в состав племен кирейского, найманского и аргынского, а также лесных племен между Байкалом и Черным Иртышом; они же вошли в состав китайско-тюркской помеси дунганов, первоначально образованной гуннами. Остатками турков-тукю служат ныне телесы на Алтае, а остатками теле — телеуты;

 

6) племя карлык, слившееся с канглами и иранским населением Вост. и Зап. Туркестана; память о нем сохранилась только в наименованиях узбекских родов вместе с именами уйгуров и тюрков.

 

Остальные тюркские племена или родовые союзы (онгуты, татары, меркиты), почти целиком омонголенные или истребленные во времена Чингисхана, а также ушедшие за Урал гунны, болгары, хазары, печенеги, гузы (они же команы, половцы) частью слились с другими нетюркскими народностями, частью вошли в состав Тюрки Восточной России. Мелкие племена Алтая и Саяна играли весьма незначительную роль в образовании главнейших Тюрки народов. В гео- и этнографическом отношении Тюрки делят на следующие 3 группы. I. Восточную, в которую входят якуты, сибирские татары и алтайцы (см. Тюрки-татары); сойоты или туба (самоназвание) в Сев.-Зап. Монголии; Тюрки Восточного Туркестана: чистые Тюрки — таранчи Кашгара, Гами и Кульджи, дунганы, кара-курчины; смешавшиеся с арийцами и монголами мачины и полу из Куен-Луна; Тюрки Китая — йегуры, салары, далды, обитающие в верховьях Желтой реки, между Куку-Нором и Лан-чеу, также и к С от Наншаня. Сюда же можно причислить дардов и джатов Индии, утративших родной язык, но по физическим признакам сохранивших связь с тюркским племенем. II. Центральную, в которую входят: татары Юго-Вост. России (см. Тюрки-татары); киргизы (чистые — кара-киргизы, или буруты, и смешанные — киргиз-казаки и кара-калпаки); узбеки (чистые — собственно узбеки, кипчаки, тюруки и др.; смешанные с иранскими элементами — сарты); башкиры (чистые — собственно башкиры, смешанные [финно-угорские] — мещеряки, чуваши; первые почти совершенно обрусели). III. Западную, в которую входят: туркоманы или туркмены (см.); кавказские татары (см. Тюрки татары); Тюрки иранского типа — адербейджаны персидские и кавказские; Тюрки средиземного типа — османы (см. Турки) и крымские татары (см. Тюрки-татары). Численность Тюрки сведена у Аристова в следующих цифрах. Тюрки Сибири и Монголии — 391192 душ об. пола; киргиз-казаки (в рус. влад., Хиве и Бухаре и китайск. влад.) — 3236394; кара-киргизы — 318388; Тюрки востока Европ. России — 3550543; юго-зап. Тюрки (османлы Турции, Закавказья и Персии и адербайджаны) — 13238251; туркмены (в рус. влад., Хиве и Бухаре, Афганистане и Персии) — 545347; узбеки (в рус. влад., Хиве, Бухаре и афганские) — 2037240; сарты (в рус. влад., Бухар, афган. влад.) — 1428000; Тюрки Восточного Туркестана (таранчи рус. влад., Тюрки китайских Кульджи и Вост. Туркестана) — 1 0 97911. Всего 25843266 душ об. пола — цифра ниже действительной вследствие устарелости одних данных и отсутствия других. Исходя из этих итогов, нужно принять, что Тюрки составляют 2% всего населения земного шара. В России они составляют свыше 9% всего населения, будучи сосредоточены главным образом в Туркестане, в степных и Закаспийской областях, в Закавказском крае и в вост. губерниях Европ. России; в степных областях, туркестанских, Амударьинском отделе и Закаспийской обл. они составляют сплошную массу населения — 4913030 из 5427098 (по переписи 1885 г.).

Антропологические признаки. Тюрки выступили на арену истории более чем за 2000 л. до Рождества Христова и претерпели за период своего исторического существования непрерывный ряд столкновений и слияний с главнейшими расами Азии и юго-востока Европы: тунгусской, монгольской, енисейской — на востоке, и иранской, семитской, средиземной — на западе. Это — сильно смешанная раса. Самые ранние помеси, судя по историческим данным, согласующимся и с антропологическими, были с сев.-азиатской длинноголовой расой (динлины), самоедскими и финно-угорскими племенами. Более поздние произошли с среднеазиатскими арийцами, потом иранцами и различными народами Западной Азии и Восточной Европы, коснувшись главным образом племен кангли и кипчаков, участвовавших в образовании 2/3 Тюрки народностей (Аристов). Более или менее чистый тюркский тип находят в центральной группе Тюрки народов, в особенности у киргизов, кара-киргизов, узбеков и некоторых татар Европ. России. Тип этот характеризуется следующими признаками: рост выше среднего (1,67—1,68), голова весьма круглая, гипербрахицефальная (голов. указ. на живых: 85—87), лицо удлиненное, овальное; глаза расположены горизонтально, без монгольской складки, но с характерным заворачиванием верхнего века по направлению к внутреннему углу глаза, почему щель кажется очень маленькой и напоминает глаз монгольский. Волосы без исключения черные, прямые. Волосяной покров более развит, чем у монголов, не достигая пышности иранского; на лице волосы особенно обильны на губах и подбородке (клиновидная бородка), почти отсутствуют на щеках; скулы широкие, но менее выступающие, чем у монголов; губы толстые, нос прямой, достаточно высокий. В отличие от монголов заметна наклонность к тучности. По степени уклонения от этого типа можно судить о степени и качестве смешанности той или другой Тюрки народности. В то время как, напр., кара-киргизы имеют в средн. рост в 1,67 м и голов. указатель 87, узбеки — в средн. рост 1,68 и указатель 85, киргиз-казаки уже имеют в средн. рост в 1,64 и, несмотря на высокий голов. указатель (87), обнаруживают монгольский глаз, выступающие скулы и другие признаки монгольской примеси. Русские татары имеют еще более низкий рост (1,63) и головной указатель 83 (влияние финнов, отличающихся низким ростом и мезоцефалией). Башкиры при достаточно высоком росте (1,66) субрахицефалы, как и татары. Мещеряки, более смешанные с финнами, еще более низкого роста (1,65) и еще менее брахицефальны (головной указатель 81,1); наконец, чуваши являются настоящими финнами по их малому росту (1,61) и головному указателю, почти мезоцефальному (80,5). Из восточной группы сибирские татары и сойоты обнаруживают смесь с енисейцами, якуты — с тунгусами. Таранчи хорошо сохранили свой первоначальный тип в Кульдже и северной части Туркестана (рост — 1,66, головной указатель — 85,6), на юге же смешались с иранцами. Китайские Тюрки — йегуры-кансу, — являющиеся вместе с северными таранчами прямыми потомками древних уйгуров (см.), по отзывам Потанина и Пясецкого, очень напоминают волжских татар. Дунганы представляют черты смешения с китайцами, сарты — с иранцами. Западная группа — наиболее смешанная. Туркмены, напр., в особенности племя текке, имеют рост 1,70, голов. указатель 75,64 (субдолихоцефалы) и пышную растительность на лице (результат смешения с иранцами и индоиранцами); османы — городские жители Малой Азии — малы ростом и долихоцефалы (см. Турки); европейские турки совсем мало общего имеют с тюркским типом, в громадном большинстве случаев представляя по головному указателю то субрахицефалию, то долихоцефалию. Брахицефалия и рост выше среднего сохранились среди изолированных туркменов Анатолии, среди Тюрки ахалцихских и акалкалакских на Кавказе, имеющих рост в 1,66, голов. указатель 84,7, между тем как соседние с ними адербайджаны при таком же высоком росте мезоцефальны (гол. указ. 80,4) и по всем другим признакам, обильной растительности на лице, очень удлиненному лицу, изогнутому носу, сливающимся бровям и т. д., явно приближаются к иранцам. Приняв в себя много посторонних примесей, Тюрки в свою очередь дали свою кровь и свои типические черты многим народам и племенам в Азии (персам — некогда светловолосой и брахицефальной расе, некоторым монгольским и тунгусским народностям, тибетцам, а в Европе финно-уграм, значительной части населения Поволжья и Южной России, Балканского полуострова и т. д.).

Этнографические особенности и религия. Различные народности Тюрки племени живут при таких различных условиях и столь различны по степени культуры (оседлый, кочевой, полукочевой, охотничье-бродячий образ жизни), что можно только указать на некоторые черты, некогда общие всем Тюрки, насколько они сохранились у более первобытных племен (киргизы, узбеки, туркмены) и рисуются в литературных памятниках, надписях Орхона и т. п. Исконная черта Тюрки — кочевничество, пастушеский образ жизни, с которым они расстаются крайне неохотно. Даже переходя к оседлому быту, еще долго сохраняют обычай номадов иметь два жилища: летнее (яйлак) и зимнее (кишлак). Вынужденные в некоторых местах перейти к земледлию, они все-таки при всяком удобном случае готовы променять его на кочевничество (туркмены) или заняться торговлей, ремеслами (татары, якуты). Настоящие земледельческие народности, как сарты, таранчи, дунганы, представляют население сильно смешанное. Типичным жилищем Тюрки-номадов считается кибитка, отличающаяся от кибитки монгольского типа тем, что жерди, составляющие крышу, изогнуты и потому верх куполообразный, а не конусообразный, как у монголов. По типу летних кибиток некоторые Тюрки народности строят себе и зимние жилища — круглые юрты из дерна, крытые жердями, тип надземных жилищ, приведший к искусству строить каменные здания. Известен еще тип пещерного жилища Тюрки, в котором три стены образуются скалой, а четвертая — пристроенная, с окном для света и выхода дыма (у татар на Кавказе, у алтайских Тюрки, у телеутов в XVIII в.). Особенностью зимнего жилища является чувал-камин (очаг с трубой из прутьев или досок, обмазанных глиной). Пищу варят над огнем, и потому котел вмазывается в очаг. Основа пищи Тюрки-номада — мясо, которое употребляется исключительно в вареном виде, но типичные продукты питания — молочные. Сыворотка — любимая пища даже и оседлых османлы. Национальный напиток — кумыс. Из культурных растений, известных Тюрки с древнейших времен, только просо носит чисто тюркское название, остальные — заимствованные. Хлебопашество было известно Тюрки еще в VIII в., как указывает на орхонских надписях чисто тюркское слово екинлиг — пашня, от екин — посев, поле. В национальном костюме Тюрки при всем его разнообразии есть некоторые общие черты, сохранившиеся со времен статуй тукю до настоящего времени у многих тюркских народностей: остроконечная шапка мужчин, цилиндрический убор женщин с вуалью, опускающейся на лицо, длинный халат с развевающимися полами и т. д. Искусство обрабатывать металлы Тюрки переняли от племен финно-самоедских и енисейских, но уже с древнейших времен славились в китайских летописях как кузнецы. Енисейские татары до сих пор называются "кузнецами"; многие тюркские племена отличаются искусным выделыванием оружия. В социальном отношении характерна типичная родовая организация, устои которой создали кочевое государство. Важнейшим элементом последнего после рода служил так назыв. эль — союз родов и племен, во главе которого впоследствии стали "каганы", или ханы, управлявшие элями на основании обычного права. Их власть развилась в ущерб народным правам вследствие войн, сначала за независимость (от китайцев и др. народов), а затем и завоевательных. Обычай набегов (аламанов) с целью грабежа, увода скота и женщин объясняется столкновениями из-за пастбищ и притеснениями со стороны соседних оседлых племен, а иногда случайной скудостью территорий, как у туркменов. Первобытная религия Тюрки была проникнута тотемизмом (см.) и шаманством. Каждый род имел своего тотема (онгона), обыкновенно животное, которому он воздавал поклонение и от употребления которого в пищу воздерживался. Орхонские надписи сохранили названия некоторых божеств: "тенгри" (небо и его хозяин), "йер-суб" (земля), женское божество "умай" (сохранившееся до сих пор у шорцев); там же встречаются родовые боги, названия идолов ("бэль"), священные места (леса, горы), словом, типичный культ антропоморфированной природы. Душа, по этим надписям, представлялась в виде птицы или мухи, как у многих современных диких народов. Тело предавалось земле обыкновенно спустя несколько месяцев после смерти. Похороны сопровождались трехкратными торжествами, вырыванием волос, изрезанием лица и т. д. Гадание на лопатках — типичный шаманский прием Тюрки, перешедший от них ко многим другим народам, даже народностям Южной Европы. — Буддизм был распространен в древности среди уйгуров (см.); в настоящее время он держится в виде ламаизма между некоторыми колунами урянхайцев в Сев. Монголии. Христианство с IV по XII в. исповедовали Тюрки на пространстве от Семиречья и Кашгара до Мерва; оно было принесено сюда сирийцами-несторианцами. Христиане были также среди гузов. С XIII в. христианство уступило буддизму и исламу. Теперь громадное большинство Тюрки исповедуют ислам; только некоторые китайские племена остались формально шаманистами, и некоторые народности — чуваши, якуты и часть татар приняли христианство, большей частью номинально, оставаясь по своим обычаям фактически шаманистами. Другие особенности быта Тюрки — см. отдельные тюркские народности: Киргизы, Башкиры, Туркмены, Турки, Тюрко-татары и пр. Историю Тюрки см. Турецкие языки, Сельджуки, Турция, Киргизы, Башкиры, Татары, Хунны, Гузы, Уйгуры, Половцы, Печенеги, Ногайцы и пр. Кроме литературы, указанной к словам Турки, Туркмены, Киргизы, Турецкие языки, см. ст. Turcs (в "Nouveau dictionnaire de G eographie universelle", par Vivien de Saint-Martin et Rousselet, т. VI, П., 1894; весьма богата по содержанию), W. Radloff, "Ethnographische Uebersicht der Turkstamme Sibiriens und der Mongolei" (Лпц., 1883); его же, "Aus Sibirien" (1884); Г. Потанин, "Очерки Северо-Зап. Монголии" (1881—1883); его же, "Письма о путешествии в Кансу" ("Известия Геогр.Общ.", 1885—1888); Deniker, "Les populations turques en Chine" ("Bul. de la Soci été d'Anthropologie", 1887); Howorth, "History of the Mongols" (Л., 1880—1888); C astren, "Ethnologische Vorlesungen ü ber die altaischen Volker" (СПб., 1885); H. Катанов, "Этнографический обзор турецко-татарских племен" (Казань, 1894); П. Мелиоранский, "Об орхонских и енисейских надгробных памятниках с надписями" ("Журн. Мин. нар. пр.", 1898); H. Харузин, "Этнография" (СПб., 1901).

Л. Ш—г.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Александр Гаркавец опубликовал первоисточники тюркоязычных народов

Имя ученого-тюрколога Александра Гаркавца хорошо известно не только в Казахстане, но и далеко за его пределами.

Сегодня он один из немногих, кто посвящает себя поиску подлинной истории, а не пересказу увиденного. Недавно опубликованные им книги произвели настоящий фурор в ученом мире. Трехтомник «Кыпчакское письменное наследие», опубликованный в преддверии 20-летия независимости Республики Казахстан, произвел настоящий фурор в ученом мире. В них ученый доказывает, что у тюркоязычных народов богатая история, яркое письменное прошлое. В результате по ходатайству Института истории и этнологии им. Валиханова КН МОН РК и Министерства образования и науки РК Кабинет министров РК выдвинул кандидатуру главного научного сотрудника Института истории и этнологии доктора филологических наук Александра Гаркавца на соискание межгосударственной премии стран – участниц СНГ «Звезды Содружества» в номинации «Наука и образование» за 2011 год за фундаментальные источниковедческие и тюркологические труды, способствующие развитию общего научного и образовательного пространства СНГ. В эксклюзивном интервью газете «Литер» Александр Гаркавец рассказал о своем трехтомнике и о планах на будущее.

– Книг по истории уже написано немало, неужели еще осталось что-то неизученное?

– А я не писал этих книг, это публикация исторических текстов, первоисточников. Да, сегодня многие пишут книги, это модно, наверное. Садятся, кладут на стол пять-семь книг по истории и пишут восьмую, уже свою. Пересказывают все то, что прочитали из уже изданных книг, при этом добавляя в повествования свои мысли, домыслы, то есть растекаясь по древу. Все это, наверное, допустимо, когда мы говорим о художественной литературе, но если речь идет об истории, то такого допускать нельзя. Но, увы, сегодня довольно часто попадаются книги, в которых все больше вымысла, чем фактов. Вот живой пример: существует каталонский атлас мира, датируемый 1370 годом, на нем написано «Иссыкуль» и нанесен армянский монастырь, в котором находятся мощи святого Матфея. И сегодня многие пишут об этом монастыре, об этом атласе, но должен вам сказать, что все те, кто пишет об этом на нашей территории, этой карты не видели и этого текста своими глазами не читали. Выходит, они все это пересказывают через сотые руки, при этом выдавая все это за достоверные факты. Ну а раз есть такое наваждение выдавать собственную точку зрения за подлинную историю, то возникает ответное желание разобраться, а был ли этот феномен. Так у меня и возникла идея найти истинные тексты на кыпчакском, половецком языках и докопаться до истины. Вот еще один пример: есть такой памятник – Кодекс куманикус, все о нем слышали, но мало кто знает, что он из себя представляет и где находится. Олжас Сулейменов утверждал, что он находится в Ватикане, но это не так. На самом деле он в Венеции в музее святого Марка. И за то время, что этот кодекс хранится там, в руках его держало только 11 человек, я стал 12-м. Это небольшая тетрадка в 82 листа, и в одной из своих книг я опубликовал все ее тексты. И должен сказать, что тексты с русскими переводами еще ни разу не были опубликованы, и это притом что в Советском Союзе 16 диссертаций было защищено по Кодексу куманикус, и никто из них тексты не публиковал и кодекс этот даже не видел. А ведь для объективного развития науки нужно публиковать первоисточники. Так в книге я опубликовал 110 памятников письменности, а для того чтобы сегодня можно было при желании понять, о чем же там говорится, и человек мог работать с первоисточником, а не опираться на чей-то пересказ, к этой книге я издал еще и словарь, где даю объяснение каждому слову, не только кыпчакскому, но и латинскому, армянскому, греческому, еврейскому и другим, которые употребляются в написании этих памятников. Потому как, читая памятники, зная только кыпчакский язык, можно понять только 30 процентов содержания. Это как, например, если из русского языка убрать все иностранные слова, то уже нельзя будет прочитать газету «Литер», которая и называется нерусским словом. Получается, будешь читать «что-то», которое называется «как-то», и не понимать ничего, если выбросить иностранные слова. Поэтому в словаре нужно объяснять все. В результате словарь этот получился не лингвистический, а скорее энциклопедического или исторического характера.

– Но, наверное, и в поиске первоисточников есть какие-то правила?

– Самое важное правило – уметь держать руки за спиной при написании этих текстов. Важно не торопиться, не пытаться схватить быка за рога. Если сразу не получается что-то объяснить, то не стоит впихивать в объяснение свои мысли, от текстов их надо держать подальше. При написании таких книг важно опуститься в эпоху. Вот опять же пример из жизни: существует легенда об одном святом, который, решив жить правильной жизнью, заковал себя в цепи, а ключ выбросил в реку. И спустя много лет кто-то поймал рыбу, и у нее в брюхе оказался ключ, с помощью которого освободился святой. Этот сюжет кочевал по всей Европе, и эта история была описана многими, в том числе и на кыпчакском языке. Так вот, надо было выяснить, о каком конкретно европейском праведнике говорит Антонов во Львове в 1630 году. И только по тонкостям текста можно было понять, что речь идет о конкретном итальянце. Но для того, чтобы докопаться до истины, потребовалось немало времени, нельзя было принимать за истину то, что бросалось в глаза первым.

– А каким источникам следует верить, где стоит проверять информацию?

– Если работаешь сорок лет, как я, то за это время ты много книжек уже увидел, прочитал. Важно понять, кто у кого переписал, а в этом очень сильно помогают библиотеки. Но в последнее время, должен признать, активно пользуюсь Интернетом, потому как уже большое количество старинных книг было оцифровано и выложено во Всемирной паутине. Но как вы знаете, у каждой медали две стороны, так и здесь есть и минусы. Вот пример: слово «сенгир» по-казахски означает «гора, холм, возвышенность», а на древнетюркском это «духовный правитель». Но если набрать это слово в поисковике, то мы получим тысячу ссылок на Нурсултана Сенгирова, чемпиона по муатай. Так что, с одной стороны, Интернет, конечно, дает нам возможность искать, но с другой – эти известные слова люди сегодня используют в качестве своего имени, фамилии, псевдонима и тем самым закрывают от нас историю.

– Насколько мне известно, эта книга задумывалась вами как двухтомник, однако сегодня она уже состоит из трех частей, может, стоит ждать от вас еще и четвертую книгу?

– Да, у меня много еще осталось неопубликованного материала. В этих книгах в основном представлены памятники, написанные на армянском языке. В результате получилось 110 памятников, опубликованных от первой до последней страницы. А когда я издал второй том, обнаружились кыпчакские памятники, напечатанные арабским письмом в Астрахани 200 лет назад. Еще раньше на Кавказе, под Пятигорском, в селении, которое знает каждый школьник, – Карась, потому как там у Лермонтова состоялась последняя дуэль. Так вот, в этом селении состоялась шотландская миссия, которая переводила на кыпчакский язык Библию, Евангелие и части Ветхого Завета. Позже они уже переехали из Карася в Астрахань, где и было напечатано Евангелие на кыпчакском языке тиражом около 12000 экземпляров. Правда, на сегодняшний день их осталось единицы: одно в Казахстане, второе в России, а третье в Америке. И когда говорят, что вот мы, казахи или кыпчаки, молодописьменные или вовсе бесписьменные и письмо получили только чуть ли не при советской власти, – это не так. А раз такое мнение бытует, то надо обнародовать, сделать достоянием народа те факты, которые существуют. На самом деле были печатные книги, и причем в большом количестве. На кыпчакский язык были переведены такие сложные книги, как Библия, Евангелие, космология, Аристотель, а это говорит еще и о том, что язык на тот момент был настолько развит, что это было возможным. Так что мне, конечно, есть что опубликовывать, но вот станет ли это четвертой книгой… Я думаю, скорее всего, это будет самостоятельное издание – «Кыпчакский тезаурус», в котором я опубликую лексику не только армянописьменных, но еще из арабских источников, русских летописей. И уже вторым томом здесь же дам все тексты на разных системах письма. И если в этих книгах было представлено 110 памятников, то в новой их будет только 12 или 14, потому как не все представленные там памятники не вызывают сомнения в том, что они на кыпчакском языке. К тому же, помимо самих памятников, в арабоязычных источниках много сведений о кыпчаках. Вот надо их включать или нет? Думаю, надо. А раз и эту информацию нужно приобщить, то получается, на то, чтобы опубликовать все это, мне потребуется еще 20 лет.

– Сколько же лет тогда у вас ушло на составление этого трехтомника?

– 40 лет. Столько времени ушло у меня на то, чтобы собрать необходимую информацию и истолковать ее. И это я еще не издал грамматику, а ведь у меня есть еще и очень большая грамматическая картотека, которая не обобщена в историческую грамматику кыпчакских языков. Так что, как видите, горизонт постоянно уходит от меня. И это хорошо, интересно с каждым разом открывать что-то новое, еще до конца не изученное.

Беседовала Марго ЭРВАНД, фото Сергея ХОДАНОВА, Алматы

Garkavec-22.11.11.jpg

http://www.liter.kz/index.php?option=com_content&task=view&id=8041&Itemid=2

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...