Перейти к содержанию
Buryadai

Индейцы Северной Америки

Рекомендуемые сообщения

vot stateiku interesnuyu nashel:

http://www.vsp.ru/98-8/40-17-1.htm

В индейцах течет сибирская кровь...

Станислав ГУРУЛЕВ

Русские, придя в Сибирь, встретили многочисленные разноязычные народы. Одни из этих народов оказывали ожесточенное сопротивление пришельцам (татары -- на Иртыше и Оби, эвенки и кыргызы -- на Енисее, буряты -- на Ангаре, якуты -- на Лене), другие покорялись, соглашаясь платить дань. Среди народов покорившихся были и необычные, отличавшиеся по языку и культуре от окружавшего их тюркского, тунгусо-маньчжурского и монгольского мира. Такими необычными народами оказались палеоазиаты. Так их назвала историческая наука позднее. А когда их встречали первые русские землепроходцы и, позднее, исследователи края, они называли себя аринами, ассанами, коттами, корчунами, пумпокольцами, инбатцами, кетами, югами. В течение 17--19 веков многие из них исчезли, окончательно растворившись в окружающих их тюрках, эвенках, монголах, бурятах и уже освоившихся в крае русских. Языки аринов, ассанов, коттов, корчунов, пумпокольцев, инбатцев исчезли, став мертвыми, -- так их называют языковеды. Живыми остались кетский и югский. Носителей этих языков осталось немного -- всего 1113 человек (по переписи 1989 г.). Они проживают в среднем и нижнем течении Енисея, на территории Красноярского края (поселки Ворогово, Елогуй, Сургутиха, Верхне-Имбатское и др.).

Изучение живого языка кетов и югов и записи исследователей 18 в. по мертвым енисейским языкам позволили достаточно подробно изучить эти языковые системы. Оказалось, что они не обнаруживают сходства ни с тюркскими, ни с тунгусо-маньчжурскими, ни с монгольскими, ни с самодийскими (север Западной Сибири) языками. Но зато они сходны с языками североамериканских индейцев (особенно индейцев группы на-дене), с языками северокавказских народов, с сино-тибетскими, с языком басков, живущих в Пиренеях.

Енисейские народы оставили на землях южной Сибири многочисленные географические названия, изучение которых, особенно успешно выполненное в 30--40-х годах заканчивающегося столетия томским языковедом А.П. Дульзоном, позволило говорить о многочисленных группах топонимов и, самое главное, связать эти группы с определенными (живыми и мертвыми) языками енисейцев. Топонимы охватывают огромные территории от юга Западной Сибири до Забайкалья. Это свидетельствует о широком былом расселении енисейцев в Сибири.

Енисейцы в прошлом себя называли дене, динами, динлинами (от слова дене -- человек). Такое же самоназвание существует у североамериканских индейцев группы на-дене (дене), тоже от слова дене -- человек. В группу на-дене входят атапаски, апачи, навахо, тлинкиты, хайда и др., из которых наиболее многочисленны навахо (160--200 тысяч человек). Сходство самоназваний, языка, элементов культуры, особенностей мифологии позволяет языковедам и историкам считать языки енисейцев Сибири и индейцев группы на-дене близкородственными. Это, наверное, самое убедительное доказательство доисторической миграции сибирских народов через "мост" Чукотка--Аляска в Америку.

Сравнение кетоязычных географических названий Сибири и индейских Северной Америки встречает серьезные препятствия разного порядка. Немаловажное значение при этом приобретает различная степень изученности названий. Если кетоязычные топонимы Сибири давно уже систематизированы, распределены по языкам, записаны и перечислены почти все до единого, то индейские топонимы Северной Америки подробной систематизации не подвергались. Они указываются зачастую при рассмотрении других вопросов, смысловая расшифровка их не всегда достоверна.

Не утомляя читателя перечислением групп топонимов Сибири и Северной Америки, я думаю ограничиться лишь наиболее характерными, близкородственными топонимами этих регионов.

Прежде всего следует сказать о топонимах, принадлежащих современным кетам. Эти топонимы, наиболее многочисленные на Енисее, оформляются с помощью кетского слова сес -- река. Смысловые значения топонимов тоже известны: Тактынсес -- чировая река, Лунсес -- хариусовая река, Хагденсес -- пиляжья река, Ассес -- куропаточная река, Бойейбатсес -- река конца медвежьего острова, Усенгсес -- березовая река, Конисес -- саранковая река, Касес -- песчаная река, Тангсес -- каменная река и т.д. В эту группу попадают также названия с формантом зас, который рассматривается как вариант слова сес с тем же значением. Это такие названия: Баензас -- от слова баен (птица из куликов), Каинзас -- от слова кай (гора или лось), Кыйтензас -- от китн (крапива, конопля), Саензас -- от саианг (медведь) и др.

В Северной Америке находятся полные или почти полные аналоги.

Рассмотрим подробнее топоним Канзас. Есть мнение томских исследователей М.Ф. Розена и А.М. Малолетко о том, что топоним происходит не от кетского слова канг -- ястреб, как это полагал А.П. Дульзон, а от названия самодийского рода канг (по другим источникам, такой же род существовал у самих кетов). В Северной Америке Канзас (река, город, штат) производится от названия родовой группировки индейцев из племени сиуксов, входящих в надплеменное объединение сиу. Сейчас насчитывается всего лишь несколько десятков человек из рода канзас.

Сибирские названия с топоформантом сет -- река -- считаются аринскими. Так, название Исеть (река и поселок на Верхней Лене, а также на Урале) объясняется как божья или рыбная река. Если произносить и писать Исеть, то это божья река, если Иссеть, то -- рыбная. В Северной Америке этим названиям не находится полных аналогов. Но среди американских есть названия с полной смысловой расшифровкой. Массачусетс -- от названия индейской группы из племени алгонкинов ("люди высокого холма"). Наррангатсетт -- от названия индейской группы, живущей в Новой Англии.

Есть в Сибири топонимы на ур -- вода (в языке инбатцев) -- Бичура, Кундурей, Люры, Сундура, Тайтурка, Тунгура, Тутура, Тыргур, Умбура, Унгура, Улур и др. В Северной Америке полных аналогий не находится, но целый ряд топонимов этого типа принадлежит индейцам: Миссури -- от названия индейской группы, Мур -- от названия индейской группы из штата Делавер. Такие же топонимы есть и на Северном Кавказе -- Самур, Какадур, Ингури, Цахур, Кусур, Айгурка, Мизур и др.

Часто топонимы возникали от самоназваний народов. Так, места расселения коттов (русские их называли просто котами или котовцами) зафиксированы в названиях рек и поселков Коты (по Куде, притоку Ангары; на берегу Байкала). Самоназвание кетов (от слова кет, гет, гит -- человек) вошло во многие топонимы: Олгыт, Богдейгет, Тымдагет, Китой (река и поселок), Мегет (река и поселок), Кет (река и два поселка). В Северной Америке этим топонимам соответствуют многие индейские топонимы: Бекет, Кит, Ките, Меггетт, Хакетт и др. Среди индейцев Северной Америки есть родовые группировки с близкими названиями: кэддо -- индейская группа из семьи хока-сиу; в группе кэддо существует род кэдохадачо -- "настоящие люди". Сибирский Мегет и североамериканский Меггетт (небольшой город) обнаруживают удивительное сходство, но смысловое значение обоих топонимов остается не расшифрованным (кроме гет).

Как видим, географические названия енисейцев Сибири и индейцев Северной Америки во многом совпадают. Это совпадение проявляется как в полных единичных аналогиях (что можно было бы объяснить случайностями), так и в полной тождественности структурно-лингвистических групп топонимов (что подчеркивает общие принципы и закономерности их формирования).

Среди бурят наиболее близко к енисейцам племя эхиритов. Само название эхирит не осмысливается из бурятского языка, но оно находит аналогию в аринском икерэт -- мужик. Только эхириты среди бурят имеют необычные тотемы -- рыбу налима и береговую щель. Эти тотемы перешли к ним, надо полагать, от енисейцев, вошедших в их состав и обурятившихся. Известно, например, что современные кеты, в далеком прошлом охотники на морского зверя и рыболовы, сохранили до наших дней традиционные верования в духов-хозяев промысловых животных и рыб. От енисейцев эхириты унаследовали и склонность к охоте на байкальскую нерпу, промысел на которую от эхиритов со временем перешел и к другим бурятам. Эхириты, населяющие верховья Лены, левые притоки Куды, Приольхонье, живут в крае, где широко представлены енисейские, кетоязычные топонимы -- Бичур, Огул, Кулура, Амур, Хулы, Саса, Хулэр и др. Буряты села Огул, некогда (в хрущевские времена) расформированного, оказались в Еланцах и Черноруде. Так вот, среди них есть люди, по облику напоминающие североамериканских индейцев, -- высокого роста, с высоким ("римским") носом с горбинкой, с величавой походкой -- характерные байкальские(chitai buryatskie) апачи.

Как я уже говорил, енисейцы по языку обнаруживают большое сходство не только с индейцами группы на-дене, но и с народами Северного Кавказа -- ингушами, чеченцами, агулами, рутульцами, табасаранцами, адыгами и др. Есть определенные соответствия между Приангарьем, Прибайкальем и Северным Кавказом и по географическим названиям. Сюда же вклинивается еще одно любопытное свидетельство. Бурятский исследователь Д.С. Дугаров в 1991 г. опубликовал книгу о белом шаманстве у бурят. В ней он выделил раздел о древних бурятских (эхиритских) играх типа олимпийских. Раз или два раза в год (весной и осенью) буряты собирались на Анге и неделю праздновали, водя многочисленные хороводы (не менее 800--1000 участников) вокруг двух небольших холмов, называемых бурятами Ехе-Ерд (Большая Ерд) и Бага-Ерд (Маленькая Ерд). Кроме ежедневного ехора, здесь проходили конные состязания, стрельба из лука, борьба, соревнования песенников, сказителей. Слово ерд не осмысливается из бурятского языка. Д.С. Дугаров ему нашел лишь одну аналогию -- в названии древнего божества у скандинавских народов. Каких-либо географических соответствий этому слову нет и по всему югу Сибири. Но совершенно неожиданно соответствия нашлись у народов Северного Кавказа. У ингушей есть слово ерд -- храм, место культа. Есть и древние, почитаемые до сих пор в народе святилища: Тхаба-ерды, Гали-ерды, Маги-ерды и др. Сюда же попадает и топоним Теберда. Как видим, топонимика бурят (эхиритов) Прибайкалья перекликается с топонимикой народов Северного Кавказа.

--------------------------------------------------------------------------------

При перепечатке ссылка на "Восточно-Сибирскую ПРАВДУ" обязательна.

54/1998

orda2.jpglama4.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12.08.2003

Всю этническую Бурятию намерена объехать группа североамериканских индейцев из племени вашо

Всю этническую Бурятию намерена объехать группа североамериканских индейцев из племени вашо. Они уже посетили Усть-Ордынский автономный округ. Сейчас их путь лежит на остров Ольхон, далее они отправятся в Тункинский район, Улан-Удэ и Агинский Бурятский автономный округ. Представителей вашо - Малуну Мачадо, Дину Пете и Анну Кэролл сопровождают Петр и Эржена Ажуновы уроженцы Усть-Орды, работающие по контракту в Индианском университете. Как считает историк Петр Ажунов есть версия, что у бурят и индейцев общие предки, существует гипотеза, что выходцы из здешних мест первыми открыли североамериканский континент, преодолев Берингов пролив. Как сообщает информационное агентство «Телеинформ», по итогам поездки в России и США будут созданы Центры "Бурят-Вашо".

Надежда Хлыстова

bgtrk.ru

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересно :)

Правда, считается, что антропологически к индейцам из народов Старого Света ближе всего кеты, чей язык, кстати, родственен североамериканской семье на-дене.

Но вашо, насколько я знаю, к на-дене не относятся, они хока-сиу.

Вот любопытная ссылка: http://www.vsp.ru/98-8/40-17-1.htm

И еще: http://viktor-wind.narod.ru/indians/articl.../carimullin.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Америка большая. :) Так что индейцы индейцам рознь (по крайней мере по языку).

Действительно, на-дене связывают с кетами и другими представителями сино-кавказской макросемьи. Причем предполагается, что это потомки наиболее поздних мигрантов из Азии на Американский континент. Соответственно все другие индейцы с сино-кавказцами не связаны. И по крайней мере часть из этих "других" (в том числе сиу) в языковом отношении обнаруживает определенное сходство с ностратической макросемьей вообще и с бурятами в частности. В качестве примера можно указать на сходство местоимений и аффиксов 1 л.:

бурят. би "я", минии "меня";

сиу (дакота) wa-kas'ka "я связываю", ma-kas'ka "меня связывают".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

на прошлой неделе приезжал один знакомый из питера. рассказал, как индейцы услышали горловое пение. огромный вождь племени яки, услышав как поет случайно попавший в штаты тувинец, зарыдал и сказал, вот истинная музыка моих предков. после чего начались трехдневные возлияния.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В южной америке есть водопад Игуа-су. Не помню у кого конкретно у ацтеков или майя жрецы назывались Чилан Балан, что с хакаского примерно переводится как "детё змеи", а "су" переводится как река. Подозреваю, что каноэ - английская транскрипция слова "киме".

Где - то слышал, что новосибирцы проведя анализ ДНК народов Саяно-Алтая установили, что имеются общие корни с индейцами глубине около 10000 лет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Guasu (произносится - wasu), на гуарани - "большой" (http://www.redargentina.com/dialectos/guarani/vocabulario/g.htm).

То есть правильно делить не Игуа-су, а И-гуасу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

vot stateiku interesnuyu nashel:

http://www.vsp.ru/98-8/40-17-1.htm

В индейцах течет сибирская кровь...

Станислав ГУРУЛЕВ

Русские, придя в Сибирь, встретили многочисленные разноязычные народы. Одни из этих народов оказывали ожесточенное сопротивление пришельцам (татары -- на Иртыше и Оби, эвенки и кыргызы -- на Енисее, буряты -- на Ангаре, якуты -- на Лене), другие покорялись, соглашаясь платить дань. Среди народов покорившихся были и необычные, отличавшиеся по языку и культуре от окружавшего их тюркского, тунгусо-маньчжурского и монгольского мира. Такими необычными народами оказались палеоазиаты. Так их назвала историческая наука позднее. А когда их встречали первые русские землепроходцы и, позднее, исследователи края, они называли себя аринами, ассанами, коттами, корчунами, пумпокольцами, инбатцами, кетами, югами. В течение 17--19 веков многие из них исчезли, окончательно растворившись в окружающих их тюрках, эвенках, монголах, бурятах и уже освоившихся в крае русских. Языки аринов, ассанов, коттов, корчунов, пумпокольцев, инбатцев исчезли, став мертвыми, -- так их называют языковеды. Живыми остались кетский и югский. Носителей этих языков осталось немного -- всего 1113 человек (по переписи 1989 г.). Они проживают в среднем и нижнем течении Енисея, на территории Красноярского края (поселки Ворогово, Елогуй, Сургутиха, Верхне-Имбатское и др.).

Изучение живого языка кетов и югов и записи исследователей 18 в. по мертвым енисейским языкам позволили достаточно подробно изучить эти языковые системы. Оказалось, что они не обнаруживают сходства ни с тюркскими, ни с тунгусо-маньчжурскими, ни с монгольскими, ни с самодийскими (север Западной Сибири) языками. Но зато они сходны с языками североамериканских индейцев (особенно индейцев группы на-дене), с языками северокавказских народов, с сино-тибетскими, с языком басков, живущих в Пиренеях.

Енисейские народы оставили на землях южной Сибири многочисленные географические названия, изучение которых, особенно успешно выполненное в 30--40-х годах заканчивающегося столетия томским языковедом А.П. Дульзоном, позволило говорить о многочисленных группах топонимов и, самое главное, связать эти группы с определенными (живыми и мертвыми) языками енисейцев. Топонимы охватывают огромные территории от юга Западной Сибири до Забайкалья. Это свидетельствует о широком былом расселении енисейцев в Сибири.

Енисейцы в прошлом себя называли дене, динами, динлинами (от слова дене -- человек). Такое же самоназвание существует у североамериканских индейцев группы на-дене (дене), тоже от слова дене -- человек. В группу на-дене входят атапаски, апачи, навахо, тлинкиты, хайда и др., из которых наиболее многочисленны навахо (160--200 тысяч человек). Сходство самоназваний, языка, элементов культуры, особенностей мифологии позволяет языковедам и историкам считать языки енисейцев Сибири и индейцев группы на-дене близкородственными. Это, наверное, самое убедительное доказательство доисторической миграции сибирских народов через "мост" Чукотка--Аляска в Америку.

Сравнение кетоязычных географических названий Сибири и индейских Северной Америки встречает серьезные препятствия разного порядка. Немаловажное значение при этом приобретает различная степень изученности названий. Если кетоязычные топонимы Сибири давно уже систематизированы, распределены по языкам, записаны и перечислены почти все до единого, то индейские топонимы Северной Америки подробной систематизации не подвергались. Они указываются зачастую при рассмотрении других вопросов, смысловая расшифровка их не всегда достоверна.

Не утомляя читателя перечислением групп топонимов Сибири и Северной Америки, я думаю ограничиться лишь наиболее характерными, близкородственными топонимами этих регионов.

Прежде всего следует сказать о топонимах, принадлежащих современным кетам. Эти топонимы, наиболее многочисленные на Енисее, оформляются с помощью кетского слова сес -- река. Смысловые значения топонимов тоже известны: Тактынсес -- чировая река, Лунсес -- хариусовая река, Хагденсес -- пиляжья река, Ассес -- куропаточная река, Бойейбатсес -- река конца медвежьего острова, Усенгсес -- березовая река, Конисес -- саранковая река, Касес -- песчаная река, Тангсес -- каменная река и т.д. В эту группу попадают также названия с формантом зас, который рассматривается как вариант слова сес с тем же значением. Это такие названия: Баензас -- от слова баен (птица из куликов), Каинзас -- от слова кай (гора или лось), Кыйтензас -- от китн (крапива, конопля), Саензас -- от саианг (медведь) и др.

В Северной Америке находятся полные или почти полные аналоги.

Рассмотрим подробнее топоним Канзас. Есть мнение томских исследователей М.Ф. Розена и А.М. Малолетко о том, что топоним происходит не от кетского слова канг -- ястреб, как это полагал А.П. Дульзон, а от названия самодийского рода канг (по другим источникам, такой же род существовал у самих кетов). В Северной Америке Канзас (река, город, штат) производится от названия родовой группировки индейцев из племени сиуксов, входящих в надплеменное объединение сиу. Сейчас насчитывается всего лишь несколько десятков человек из рода канзас.

Сибирские названия с топоформантом сет -- река -- считаются аринскими. Так, название Исеть (река и поселок на Верхней Лене, а также на Урале) объясняется как божья или рыбная река. Если произносить и писать Исеть, то это божья река, если Иссеть, то -- рыбная. В Северной Америке этим названиям не находится полных аналогов. Но среди американских есть названия с полной смысловой расшифровкой. Массачусетс -- от названия индейской группы из племени алгонкинов ("люди высокого холма"). Наррангатсетт -- от названия индейской группы, живущей в Новой Англии.

Есть в Сибири топонимы на ур -- вода (в языке инбатцев) -- Бичура, Кундурей, Люры, Сундура, Тайтурка, Тунгура, Тутура, Тыргур, Умбура, Унгура, Улур и др. В Северной Америке полных аналогий не находится, но целый ряд топонимов этого типа принадлежит индейцам: Миссури -- от названия индейской группы, Мур -- от названия индейской группы из штата Делавер. Такие же топонимы есть и на Северном Кавказе -- Самур, Какадур, Ингури, Цахур, Кусур, Айгурка, Мизур и др.

Часто топонимы возникали от самоназваний народов. Так, места расселения коттов (русские их называли просто котами или котовцами) зафиксированы в названиях рек и поселков Коты (по Куде, притоку Ангары; на берегу Байкала). Самоназвание кетов (от слова кет, гет, гит -- человек) вошло во многие топонимы: Олгыт, Богдейгет, Тымдагет, Китой (река и поселок), Мегет (река и поселок), Кет (река и два поселка). В Северной Америке этим топонимам соответствуют многие индейские топонимы: Бекет, Кит, Ките, Меггетт, Хакетт и др. Среди индейцев Северной Америки есть родовые группировки с близкими названиями: кэддо -- индейская группа из семьи хока-сиу; в группе кэддо существует род кэдохадачо -- "настоящие люди". Сибирский Мегет и североамериканский Меггетт (небольшой город) обнаруживают удивительное сходство, но смысловое значение обоих топонимов остается не расшифрованным (кроме гет).

Как видим, географические названия енисейцев Сибири и индейцев Северной Америки во многом совпадают. Это совпадение проявляется как в полных единичных аналогиях (что можно было бы объяснить случайностями), так и в полной тождественности структурно-лингвистических групп топонимов (что подчеркивает общие принципы и закономерности их формирования).

Среди бурят наиболее близко к енисейцам племя эхиритов. Само название эхирит не осмысливается из бурятского языка, но оно находит аналогию в аринском икерэт -- мужик. Только эхириты среди бурят имеют необычные тотемы -- рыбу налима и береговую щель. Эти тотемы перешли к ним, надо полагать, от енисейцев, вошедших в их состав и обурятившихся. Известно, например, что современные кеты, в далеком прошлом охотники на морского зверя и рыболовы, сохранили до наших дней традиционные верования в духов-хозяев промысловых животных и рыб. От енисейцев эхириты унаследовали и склонность к охоте на байкальскую нерпу, промысел на которую от эхиритов со временем перешел и к другим бурятам. Эхириты, населяющие верховья Лены, левые притоки Куды, Приольхонье, живут в крае, где широко представлены енисейские, кетоязычные топонимы -- Бичур, Огул, Кулура, Амур, Хулы, Саса, Хулэр и др. Буряты села Огул, некогда (в хрущевские времена) расформированного, оказались в Еланцах и Черноруде. Так вот, среди них есть люди, по облику напоминающие североамериканских индейцев, -- высокого роста, с высоким ("римским") носом с горбинкой, с величавой походкой -- характерные байкальские(chitai buryatskie) апачи.

Как я уже говорил, енисейцы по языку обнаруживают большое сходство не только с индейцами группы на-дене, но и с народами Северного Кавказа -- ингушами, чеченцами, агулами, рутульцами, табасаранцами, адыгами и др. Есть определенные соответствия между Приангарьем, Прибайкальем и Северным Кавказом и по географическим названиям. Сюда же вклинивается еще одно любопытное свидетельство. Бурятский исследователь Д.С. Дугаров в 1991 г. опубликовал книгу о белом шаманстве у бурят. В ней он выделил раздел о древних бурятских (эхиритских) играх типа олимпийских. Раз или два раза в год (весной и осенью) буряты собирались на Анге и неделю праздновали, водя многочисленные хороводы (не менее 800--1000 участников) вокруг двух небольших холмов, называемых бурятами Ехе-Ерд (Большая Ерд) и Бага-Ерд (Маленькая Ерд). Кроме ежедневного ехора, здесь проходили конные состязания, стрельба из лука, борьба, соревнования песенников, сказителей. Слово ерд не осмысливается из бурятского языка. Д.С. Дугаров ему нашел лишь одну аналогию -- в названии древнего божества у скандинавских народов. Каких-либо географических соответствий этому слову нет и по всему югу Сибири. Но совершенно неожиданно соответствия нашлись у народов Северного Кавказа. У ингушей есть слово ерд -- храм, место культа. Есть и древние, почитаемые до сих пор в народе святилища: Тхаба-ерды, Гали-ерды, Маги-ерды и др. Сюда же попадает и топоним Теберда. Как видим, топонимика бурят (эхиритов) Прибайкалья перекликается с топонимикой народов Северного Кавказа.

--------------------------------------------------------------------------------

При перепечатке ссылка на "Восточно-Сибирскую ПРАВДУ" обязательна.

54/1998

orda2.jpglama4.jpg

Уважаемый Станислав.

Слежу за форумом, занимаюсь музыкально-инструментальной культурой башкир.

Где-то в полемике форума раза два промелькнула интересующая меня тема по горловому пению или, как у башкир говорят, - "узляу". Причем в несколько пренебрежительном виде, дескать у башкир узляу существует в "рудиментарном виде". Там же промелькнуло, что головому пению американские индейцы научились вроде как от нас.

Откуда эти сведения и с кем бы из тюркологов потолковать об этом вокально-инструментальном рудименте и о монголо-тюркских музыкальных инструментах вообще?

С уважением

Равиль Рахимов

P.S. Все, что написано до 1995 года мне, в основном, известно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

на прошлой неделе приезжал один знакомый из питера. рассказал, как индейцы услышали горловое пение. огромный вождь племени яки, услышав как поет случайно попавший в штаты тувинец, зарыдал и сказал, вот истинная музыка моих предков. после чего начались трехдневные возлияния.

А нельзя ли поподробнее об этих индейцах.

И откуда они знакомы с горловым пением?

Я занимаюсь башкирским "Узляу" и всем, что связано с горловым пением.

Если не жалко - то поделитесь материалом.

(К возлияниям отношусь как и все россияне советского времени).

С уважением

Равиль Рахимов

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Фредерих Льюис Отто Рериг (1819-1908), уроженец Пруссии, лектор королевской восточной академии Франции. О. Рериг интересовался не только восточными (в том числе и тюркскими) языками, но и языками индейцев Америки. Рерига особенно поразило, что язык индейцев сиу стоит особняком среди языков североамериканских индейцев, аборигенов в отношении народов, поселившихся здесь после открытия Америки в XVI веке.

На основе тщательного сравнения лексики Отто Рериг приходить к заключению, что "наречие сиу или дакота может быть отнесено к Урало-Алтайскому семейству языков, которое охватывает очень широкие районы и носители его расселились на обширной территории и представлены многочисленными ответвлениями народов Восточной Европы, Сибири и Средней Азии, некоторые его ответвления встречаются даже в сердце Европы - это венгры. Некоторые характерные черты строя Урало-алтайской группы языков нашли, несомненно, явный отпечаток и в языке сиу". По его словам, эти сходства "прямо поразительны".

Кто же такие индейцы сиу? Где они живут, что известно об их языках? Среди североамериканских индейцев имеется большая группа языков сиу-хока, куда входит и язык сиу. По численности первое место занимают сиу. В XVII-XVIII веках они заселяли обширную территорию бассейна реки Миссури и Великие степи от Миссисипи до Скалистых гор, от Калифорнии до Арканзаса.

Рериг обнаружил более сотни слов, сходных по форме и содержанию со словами тюркских языков. Вот некоторые из них:

В языке индейцев племени сиу дакото (штат Дакота) - Перевод <> В тюркских языках - Перевод

Wakan - Вождь <> Каган - устаревшее "хан"

tani - узнавать, делать ясным <> тану - узнавать

Yudek - Глотка <> Йотык, йоткы, жотык - Глотка

Yuhep - Глотание <> Йоту, йотып, жуту - Глотание

Icu - Пить <> Эчу, Iшу - Пить

Yasu, yaco - Приговорить <> Ясау, Жасау - Сделать, произвести

Kuwa, ozuye - Наступать <> куа, куу - Гонит, прогоняет, уза, узу, озу - обгоняет

Yuta - Кушает <> Йота, йоту, жуту - Проглотить

Kapsun - Кусать зубами <> Кабу - кусать

Kan - Сухожилие, вена <> Кан - Кровь

Mi - Я <> Мен - Я

Bagana - Сделать метку <> Багана - Столб, застолбить

sue - молоко <> сут - молоко

Canke - Трасса, дорога <> Чангы - Лыжня, лыжи, лыжная дорога

Baha - Старый человек <> Баба, бабай - Дедушка

Ik, ic - Два <> Ике, еки - Два

.........................................

В названиях рек Калифорнии, да и США в целом часто встречаются слова "aha" (течение) - по-тюркски "ага" - "течет", "течение"

Когда мы познакомились с работой Отто Рерига о языке сиу-дакота, сразу вспомнилась работа крупного советского специалиста по истории и языке индейцев майя Ю.В. Кнорозова, "Письменность индейцев майя".

В первой журнальной публикации Ю.В.Кнорозов дает свое чтение около 300 слов письменности майя, которая поразила нас наличием среди них многих сходных, даже тождественных слов с тюркской лексикой как по форме, так и по содержанию. Большинство из них можно легко понять, зная какой-либо тюркский язык.

Вот некоторые примеры из расшифровки Ю.В. Кнорозова и их сходные параллели в тюркских языках:

В языке майя - Перевод <> В тюркских языках - Перевод

Йаш - новый, зеленый <> Яшь, яшел - Молодой, Зеленый

К'ун - Солнце <> Кен, Кун - День

Ич - Внутри <> Эч, Iш - Живот, Внутренность

Ош - Три <> Оч, Уш - Три

Куч - Ноша <> Кеч, Куш - Сила

К'улл - Поднять руку <> Кул, Кол - Рука

Чаб - Повалить <> Чап, чабу, шабу - Руби, рубить

Ч'акаан - Срубленное дерево <> Чапкан, шапкан - Срубленный

Чукул - рубить дерево <> Чуку, шуку - Долбить

Ах-чы - Охотник <> Анчы - Охотник

Кош - Вид птицы <> Кош, кус - Птица, вообще птица

Имиш яшче - зеленое фрукт <> Жимеш, жемис - Фрукты

Ичин - Колодец <> Эчу, Iшу - Пить

Яшь к'ин - Новое солнце <> Яшь кен, Жас кун - Новый день, новое солнце

Аак - белый, светлый <> Ак - Белый, светлый

Ик - Два <> Ике, еки - Два

Моль, мооль - Много, сбор <> Мул, мол - Изобильно, много

Мулук - Богатый год <> Муллык, молдык - Изобилие

Ку - Дух <> Кот, кут - Дух, душа

Цик - Ограда, край <> Чик, шек - Ограда, край

Чул - Вода <> Чул - Вода (в тувин.яз.)

Tur - Останавливаться <> Dur - Останавливаться

Бин - Я <> Мин, Мен, Бин (тур.) - Я

Ими - Женская грудь <> Иму, Ему - сосать грудь

Чалан - Змея <> Елан, Жылан - Змея

Ооч - Пища <> Аш, ас - Пища

Ба - Рыба <> Балык - Рыба

Акан - Дядя <> Ага - Дядя, брат

Аль - Сын, ребенок <> Ул - Сын

.........................................

Сравнительно недавно, а именно в 1967 году, в шведском журнале "Ethnos" (Этнос) была, оказывается, напечатана статья ориенталиста Упсальского университета Стига Викавдера под названием "Имеется ли связь языков группы майя с языками алтайского семейства".

В упомянутой статье о связях языка майя с алтайскими он пишет: "В первый раз, когда мне пришлось услышать, как разговаривают индейцы майя, я был ошеломлен схожестью их языка с турецким, тождественностью их интонаций, который только перед этим слушал в Истамбуле. Такое впечатление, конечно, могло быть обманчивым. Когда я начал изучать язык майя, тексты их языка, я прямо столкнулся с массой слов, которые выглядели точно как турецкие":

В языке майя - Перевод <> В тюркских языках - Перевод

Chik - Появляться <> cik - появляться, выйти

Tur - Останавливаться <> Dur - Останавливаться

Аак - Течение, течь <> ак (агым) - течение, течь (течение)

Bet - Закончить <> bit (бет, бетеру) - закончить

Bllim - знак, знание, печать Белем[/b] - Знание

Box - Голый <> Bos - Пустой

Kil - приди, придти <> кил, килу - Придти

q'anil - Кровь <> k'аn(кан) - Кровь

Yaklel - пылать, сжигать <> Yak - Сжигать

Tas - Приносить <> tasy (ташу) - Таскать

Boya - краска, картина <> Буйау - краска, красить

.........................................

Предки майя, ацкетов, инков примерно в V тысячелетии до нашей эры начали переселяться из Северной Америки и начали заселять Центральную и Южную Америку.

В настоящее время абсолютное большинство индейцев Центральной и Южной Америки говорят на языке кечуа - на общем для них языке, который своим происхождением связан с языками группы сиу-хока в прошло.

В наши дни язык кечуа с теми иными различиями бытует в Перу, Эквадоре, Боливии, частично и в некоторых районах Аргентины, Чили и в некоторых их них, наряду с испанским, является вторым государственным языком .

Международном конгрессе востоковедов, состоявшемся в 1935 году в Риме, уругвайский профессор Б.Феррарио выступил с докладом о возможном родстве языка кечуа с тюркскими, алтайскими языками.

В языке кечуа - Перевод <> В тюркских языках - Перевод

Kok - небо, небосвод <> Kok - небо, небесный цвет

Wage - дядя по отцу <> Aga - дядя, уважаемый человек

tata, tayta - Отец <> ada, ata, dada - Отец

Misi - Кошка <> Misik - Кошка

As - небольшой, немного <> Az - мало, немного

Ari - Худой <> arig, ariq - тощий, худой

Qo - Гнать <> qo, qomak - Гнать

Kaca - перенести в <> kec, gec - перейти,

.........................................

Язык кечуа привлекает внимание и французского ориенталиста, нашего современника Георга Дюмезеля, которому принадлежат две статьи по сравнительному изучению этого языка с тюркскими.

с'aqla - борода <> sacal - борода

Cani - Цена <> San - Число

Thugu - плевать, выливать <> tukur (тукiр) - Плевать (Выливать)

Tawqa - Куча <> tag, tau - Гора

Qarwin - Пищевод <> Karin - Желудок

Cunqa - последний <> Son - последний

........................................."

© А.Г.Каримуллин, "Прототюрки и индейцы Америки. По следам одной гипотезы"

http://viktor-wind.narod.ru/indians/articl.../carimullin.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Эту ссылку (на Каримуллина) я, помнится, уже кидал в одном из тредов.

Но часть приводимых параллелей сомнительна. навскидку:

kok - такого слова в кечуа вообще нет, небо по-кечуа - janaqpacha

cani - что-то не припомню такого слова ни в какой форме. "Цена" - yukan~a

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

тут мнение одного земляка:

По роду своей работы часто бываю в Аризоне,Нью Мексике,Неваде, Техасе эти места очень напоминают нашу степь.Первый раз остановил ся вышел из машины,понюхал полынь,такая же ковыльная степь, сайгаки, правда немного другие.Такое впечатление что ты где-то в Улан Холе или в Черноз.районе. Северо-американские индейцы считают себя монголоидами(не монголами),знают что пришли с азиатского континента.Один мой знакомый американец, он индеец ,рассказывал мне ,что при рождении у них на спине проявляется синее пятно ,как у всех монголоидов,но потом исчезает.По поводу горлового пения,у них тоже есть примерно такая-же техника исполнения соул. Арнаменты,ритуальные рисунки, особенно у индейцев navajo-hopi , очень похожи на наши,на буддийские мандалы.Вот такая вот история.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Был недавно на одной интересной лекции об индейцах. Одна из основных теорий их происхождения считает их выходцами с территории Монголии. Ясно, что язык у них после перехода в Америку 40 тысяч лет назад развивался и раскалывался автономно и фактически без влияний. Кому интересно, вот словарь и граматика одного из крупных этносов http://weshki.googlepages.com/index.html

p.s. открыл тему здесь, но может есть место более подходящее

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

A comparison of haplogroup Q among Altaians and

Ashkenazi Jews was undertaken by Dienekes

Pontikos (2004), who operates a respected website

dedicated to the examination of anthropological,

archaeological and genetic research. He compared

the frequency of haplogroups R1a and Q among

Altaian Turkic speakers and Ashkenazi Jews. For

Altaians, the percentages are 46/17, or a ratio of

about 2.7, while in Ashkenazim it is 12/5, or a ratio

of about 2.4. Dienekes writes:

If Proto-Khazars were similar to present-day

Altaians minus haplogroup C, then they would

have a frequency of about 59% R1a and 22% Q.

Therefore, it seems reasonable that an overall

5/22=22% of such Proto-Khazar elements into the

Ashkenazi Jewish populations may be likely. But,

the Khazars of Khazaria may themselves have

been somewhat mixed with Western Eurasian

elements, which would decrease their frequency of

haplogroup Q.

Dienekes (2004) also wrote that he found the

continued silence of researchers about the presence

of haplogroup Q among Ashkenazim “puzzling.”

Haplogroup Q is found in high frequencies in only a

few regions of the world. Native American’s

possess very high percentages of Q, particularly a

sub-group known as “Q3” (Zegura et al. 2004).

But haplogroup Q did not originate among the

Native Americans, nor did this population obtain

their Q ancestry from Jewish or Scandinavian

ancestors. As previously noted by Faux, its origins

probably lie somewhere in northern Eurasia, in

Siberia or the Altai, where Q continues to be a

common Y chromosome haplogroup. It is from this

group after migration to the New World that Native

American Haplogroup Q3 originated.

Genetic analysis has allowed researchers to trace

Native American haplogroup Q to its probable

ancestral homeland – the Altai Mountains of

Southwest Siberia (Zegura et al. 2004). The

researchers have also pointed out that the Kets and

Sekups, who currently inhabit the eastern part of

Western Siberia and the Yenisey River Valley, can

trace their origin homeland further south, on the

slopes of the Altai mountains (Zegura et al. 2004).

This region is, of course, where Faux postulated that

Scandinavia’s Q and K* ancestors originated. It

may also be the homeland of Khazarian Q ancestors

whose descendants are found today among

Ashkenazi Jewish groups.

In conclusion, it appears that some members of

three very distinct populations—Scandinavian-

Shetlanders, Native Americans and Ashkenazi Jews–

may share common ancestors originating from the

Altai regions of southern Siberia. However, the Q

ancestors of the Native Americans appears to have

departed from their Altai homeland much earlier

than the other two groups, migrating to the New

World sometime between 10,000 to 17,000 years

ago, providing sufficient time for the Native

Americans to develop their own unique subgroup of

Q, known as Q3 (Zegura et al. 2004).

The migration of R1a and Q groups into

Scandinavia is presently unknown, though Faux

postulates a group from Central Asia may have

moved up into Scandinavia sometime around 400

CE. Only a few hundred years later, the Khazars of

southern Russia make their first appearance in the

historical record. And it is to the Khazars, who

undoubtedly possessed a high frequency of this

haplogroup, to which the Jews most likely owe their

unique Q ancestry.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

The migration of R1a and Q groups into Scandinavia is presently unknown, though Faux postulates

a group from Central Asia may have moved up into Scandinavia sometime around 400 CE.

Only a few hundred years later, the Khazars of southern Russia make their first appearance in the historical record.

Хазары еще более древний народ, потому что, очень вероятно, каситы первой половине ІІ тыс. до Н.Э.

являются предками хазар булгаров, но точнее былгаров.

Под имени ХЭСЕ хазары упоменаются и в древнекитайских источниках, а это намного раньше.

Несмотря на это, здесь действительно впечатляет почти полное согласование и совпадение

в основном и главном генетических данных с данными других тюркологических направлений.

Спасибо, уважаемый Казарин.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По моему на форуме где-то встречалась подобная ссылка, но полагаю не лишним ее вновь привести - все-таки по теме.

О связи тюркского и индейских языков, сравнение числительных языков кечуа, аймара, майя и ацтеков с тюркскими http://garshin.ru/linguistics/languages/am...dian/index.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как я уже давно предполагал - Скандинавия тоже была примерно в 400 г. н.э. завоевана гуннами - тюрками-кочевниками, от которых произошли и хазары, и евреи-ашкенази - по теории Артура Кестлера, а еше ранее и американские индейцы (ушли через Берингов пролив).

Недаром же все скандинавы когда чокаются рюмками говорят "Скал!" - т.е. "Череп" или "Чаша" - от древнего обычая тюрков-кочевников делать ритуальную чашу из черепа врага. Скал scull по-английски тоже означает череп.

Вообще-то тюркская У-хромосома должна быть распространена по всей Европе, по всей Азии и по Северо-восточной Африке (благодаря мамелюкам и туркам).

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это не теория Кестлера. Он просто популист, причём слабый. На самом деле речь может идти только о смешении хазарского происхождения восточноевпропейских евреев с немецкими на территории современных Литвы, Беларуси и Украины.

Впервые об этом писал кажется Гаркави в конце 19 века.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Д.Муканова-Хуршудян: Североамериканские индейцы и народы ЦентрАзии имеют общие корни

12:50 05.11.2009

Североамериканские индейцы и народы Центральной Азии имеют общие корни

Древняя история просторов Евразии, не переставая, будоражит умы человечества. Чем больше мы устремляемся вглубь веков, тем более невероятные сюрпризы она преподносит нам.

Поскольку считается, что предки американских индейцев (америндов – сокращенное от англ. American Indians, встречающееся в зарубежной научной литературе условное название аборигенов Американского континента - индейцев, эскимосов и алеутов) проникли в Америку из Центральной Азии, то, естественно, делались попытки найти среди современных народов Азии человеческую популяцию, генетически наиболее близкую к предкам америндов.

Когда Колумб, направлявшийся в Индию, а за ним и другие мореплаватели достигли Америки, они нашли новый материк заселенным людьми. Названные индейцами, аборигены Северной и Южной Америк были не похожи на известных испанцам и португальцам европейцев, азиатов и африканцев. Сами индейцы не могли сообщить, откуда пришли их предки, для европейцев их происхождение оказалось загадкой.

В обоснование и развитие теории, согласно которой предками современных америндов были выходцы из Азии, заметный вклад внесли советские ученые – антрополог Г. Ф. Дебец и генетик Ю. Г. Рыч-ков, российские – И. А. Захаров, У. Н. Ондар. На современном этапе развития науки, когда перед археологами и представителями исторической науки встают неразрешимые проблемы, в игру вступают ученые-генетики. Оказалось, что лишь в генетической информации – в ДНК человеческого генома, изменяющейся с течением времени достаточно медленно, можно пытаться найти сохранившиеся свидетельства более или менее близкого родства народов двух континентов, разошедшихся в своей истории несколько десятков тысяч лет тому назад. Уже в начале третьего тысячелетия была исследована та часть генома (митохондриальная ДНК), которая находится не в ядре, как хромосомы, а в цитоплазме клеток и передается строго по женской линии – то есть от матери ее детям.

Сравнительное изучение митохондриальных генофондов народов Центральной Азии (в сравнение были вовлечены эвенки, якуты, буряты, алтайцы, шорцы, сойоты, монголы, казахи и ряд других народов Азии) показало, что из всех до сих пор изученных народов Азии именно народы, обитающие между Алтаем и Байкалом вдоль Саянских гор, генетически наиболее близки к америндам. В наиболее чистом виде исходный генофонд прототюркоамериндов сохранился у современных тувинцев и сойотов.

Разумеется, америндов нельзя считать предками тувинцев и сойо-тов. Речь идет о том, что наряду с другими племенами, уже достаточно генетически разнообразными, 40–25 тысяч лет тому назад в Азии обитало племя, прародительницами которого были 4 или 5 женщин. Часть этого племени двинулась за отступающими ледниками через пространства незаселенной тогда Сибири к Берингии. Потомки выходцев из Центральной Азии переселились в Новый Свет, пройдя по исчезнувшей суше через современный Берингов пролив, и положили начало древнему населению Северной и Южной Америки. Другая часть племени прототюрков (или протоамериндов) осталась в Центральной Азии. Здесь она дала начало нескольким этносам, постоянно взаимодействовавшим и смешивавшимся с окружающими их племенами и народами.

В свете новых фактов уже невозможно утверждать, что заселение Америки шло только лишь по одному маршруту – через Чукотку, Берингов пролив и через Алеутские острова, и что люди не попадали в Америку из Азии водным путем, из Европы и из Африки, через Океанию. Так как известно, что в антропологическом отношении индейцы не составляют единой расы. Индейско-монголоидный тип достаточно широко распространен среди индейских племен на северо-западном побережье Тихого океана. Но особо четких расовых границ среди индейских племен нет. Если майя ближе к кавказцам, то ацтеки имеют больше монголоидных черт. Культура индейцев примечательна тем, что на протяжении тысячи лет индивидуальность всячески поощрялась, так что именно эта черта существенно отличает индейцев от их монголоидных братьев.

По некоторым предположениям, позже других в Америку проникли предки "надене" – предки племен апачей, атапасков и навахо. Можно предположить, что именно "надене" и имеют генофонд прототюркоамериндов. Сегодня навахо - самый многочисленный индейский народ в США (резервации в штатах Аризона, Нью-Мексико, Юта). Численность его – 220 тысяч человек. В XI веке они откололись от атапасков и переселились с Аляски на юго-запад США. Но чем, собственно говоря, для нас так интересны индейцы племени навахо, которые, как вы понимаете, выходцы из Центральной Азии?

Во-первых, своими жилищами; во-вторых, мифами, связанными с волками; и, в-третьих, родством… с японцами. Но начнем по порядку.

Жили навахо традиционной большой материнской семьей, которая занимала 3-10 полуземлянок для супружеских ячеек (хоган), имела общий загон для скота и земельный участок. Несколько больших семей пользовались общими пастбищами и составляли единую общину во главе с вождем.

Интересно рассмотреть хоган - основное традиционное жилье народа навахо. Традиционный хоган имел круглое сечение и коническую форму, строился по подобию схемы космоса навахо. Дверь обычно была направлена на восток - считалось, что, входя через нее, солнце приносит удачу. С хоганом и его использованием связаны многочисленные культурные табу. Если в хогане кто-то умирал, тело либо погребали внутри хогана, а вход замуровывали, либо умершего выносили через отверстие, пробитое в северной части сооружения, после чего его покидали, а нередко - сжигали. Так и хочется экстраполировать это древнее жилище-курган кочевников-индейцев на курганы наших евразийских степей. Ведь тогда получается, что курганы на наших степных просторах – это тоже не просто могилы, а при жизни ими пользовались как жильем! Конечно, наверняка имеются в виду не все курганы. Но если обратиться к могильнику Аралтобе, найденному в Западном Казахстане, то, как свидетельствуют археологи, он представлял собой округлое каменное сооружение высотой два метра, диаметром около 40 метров. С северной стороны лучистого кургана (12 лучей) был возведен из горизонтальных плит своеобразный вход (или выход?). В центре кургана – место со следами сильного и глубокого прокала, что вполне может свидетельствовать в пользу существования домашнего очага, где готовилась еда или обитатели жилища просто согревались около него долгими зимними ночами.

О чем же говорят нам хорошо изученные Пазырыкские курганы? Зачастую эти курганы имели в основе квадратную яму, в южной части которой сооружался деревянный сруб площадью от 9 до 24 кв.м и высотой от 1,2 до 1,9 м. Сруб имел двойные стены, которые увешивались коврами (!), деревянный пол, застланный войлоком, и бревенчатый потолок, перекрытый слоями проваренной бересты. Ну и чем не царское жилье!

У навахо были хоганы и чисто для религиозных целей, в которых никто не жил. Может, поэтому среди парных курганов следы захоронений были найдены лишь в одном из таких курганов, так как другой считался святым. Хоган является культовым сооружением в религии навахо, которые полагают, что первый хоган построил дух-Койот (Волк) для Первого мужчины, Первой женщины и Говорящего бога. Среди коренных народностей Северной Америки миф о волке был широко распространен. Разновидность североамериканского волка называется койот. Не только навахо, но и иные коренные народы развили всесторонние знания, касающиеся койотов, из наблюдений за поведением койо-тов в дикой природе; мексиканские и англо-американские культуры богаты сказками о фиглярстве этого на удивление легко адаптирующегося и деятельного животного. Наибольшее развитие образ волка получает именно у кочевых народов по сравнению с земледельческими. Кочевые племена (апачи, навахо и другие) применяли стратегию охоты волков к стратегии ведения войн. Так как койот – единственное выдающееся животное- божество в мифах – все остальные существа антропоморфны, кажется вполне вероятным, что одно время койот выделялся как представитель животного мира в целом. Койот воспринимается как придающий значительную сверхъестественную силу для войны, охоты и бега. В космологии навахо, как и в основной культурной группе атапасков севера Америки, в мифе наряду с волком присутствует и ворон. И существует некая очень древняя церемония – Путь Ворона, которая, как верят навахо, связана с Путем Койота. Вспомните светильник из окрестностей Алматы (V-II вв. до н.э.), где по кругу идут крылатые хищники, а внутри круга – два волка и два ворона, в центре голова жертвенного козла (!). В культуре навахо ворон и койот также рассматриваются в связи друг с другом. Ворон выступает в форме Вороны и Черного Бога как Владыка Животных в охотничьем мифе, в позиции, отвергающей Койота, который, конечно же, по природе своей хищник. Ворон уступил место Койоту в некий момент истории навахо. Койот в мифах добивается положения Святого, со своими собственными жертвоприношениями, что закрепляется в Пути Койота – церемонии, восстанавливающей гармонию взаимоотношений людей и Койота.

Образ волка на протяжении многих тысячелетий оставался самым распространенным зооморфным символом. Предания о волчице-прародительнице и волке-предке имеют глубокие исторические корни. В китайской летописи VII века сказано, что тюрки-тугю произошли от волчицы: однажды враги истребили целое племя, в живых остался только десятилетний мальчик. Его спасла от голодной смерти волчица, приносившая ему мясо. Когда мальчик подрос, волчица родила от него десять сыновей, ставших впоследствии родоначальниками десяти тюркских родов. В их числе был и Ашина, легендарный предок знаменитого в тюрко-монгольском мире рода ашина, с которым были связаны родословные ханских династий голубых тюрков, караханидов, хазар, монголов, в том числе и чингизидов. Волчица выступает как прародительница в чувашских генеалогических легендах. Мотив брачного союза юноши и волчицы развивается также в казахской сказке "Джигит и волчица". И другой род древних тюрков гао-гюйцы тоже считал, что их предком является волк. Хотелось бы сказать об универсальности этого образа у разных народов: волк - священное животное Аполлона в Древней Греции и Одина (Водана) в скандинавской мифологии. Волчица, выкормившая Ромула и Рема (легендарных основателей Рима), - образ горячей материнской заботы, который встречается и в индийском фольклоре.

Истоки культа этого животного уходят настолько глубоко в древнейшую эпоху человечества, что аналогии бытовали в прошлом не только на региональном уровне, но и имели универсальное распространение. Начало этих представ-лений лежит в каменном веке. Глобальность их обнаружения свидетельствует о том, что они появились не в результате стечения каких-либо обстоятельств, взаимосвязей и взаимопроникновения культур различных народов, а в силу общности, единства происхождения человека, как стадиальное явление в развитии человеческого общества.

Неслучайно образ небесной волчицы мы встречаем и у японского народа. Богиня Солнца Аматерасу появляется перед жителями древней Японии исключительно в образе белой волчицы Okami. Японцы полагают, что их далекие предки пришли на Японские острова с территории нынешнего Казахстана, где они проживали предположительно южнее Балхаша и на Алтае. Сторонник этой точки зрения – один из наиболее компетентных знатоков истории Дальнего Востока японский исследователь профессор К. Сиратори установил, что племена тэнсон и идзумо уже в доисторические времена представляли собой единый этнографический комплекс и в дальнейшем противопоставляются "инородцам", то есть прочим народностям древней Японии. Сиратори при этом склоняется в проблеме происхождения и тэнсон, и идзумо в сторону урало-алтайской расы и, исходя из данных языка, видит в основном ядре японской нации ветвь урало-алтайской группы.

В краеведческом музее в Осаке показан огромный по размерам макет насыпного кургана, датируемого VI–VII веками до нашей эры, точного аналога наших сакских "золотых" курганов. А взять хотя бы те же каменные скульптуры – балбалы, которые есть и у нас, и в Японии.

Американские генетики-вирусологи предложили современному человечеству еще одну сенсацию. Как утверждает специалист-вирусолог из Национального института здравоохранения США Джеральд Стонер, определенный штамм вируса "Джей-Си", носителями которого он называет современных индейцев племени навахо, практически идентичен тому, что присутствует в организмах жителей Японии. "Джей-Си" ученые выделили в 1971 году, но лишь в последние годы специалисты пришли к выводу о возможности дифференцировать различные народы, исследуя штаммы вируса, которые характерны для каждого из них. Благодаря этому можно проследить пути переселения людей, живших тысячи лет назад.

Наличие общего вируса у современных американских индейцев племени навахо и японцев свидетельствует об их единых корнях. Согласно предположениям ученых, когда около 30 тысяч лет назад, первобытные люди появились в Северной Америке, то, помимо своего языка, кремниевых орудий и умения разводить огонь, они, оказывается, принесли с собой и вирус "Джей-Си", находившийся в их почках. Несмотря на то что с тех пор прошли тысячелетия, "Джей-Си" до сих пор передается из поколения в поколение потомками первых переселенцев.

Вот так оказывается, что американские индейцы навахо и японцы – представители урало-алтайской группы и имеют одни далекие древние общие корни, а всем им покровительствует одно и то же божество – Небесный Волк или Волчица.

Дана МУКАНОВА-ХУРШУДЯН, Алматы

05.11.2009

Источник - Литер

Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1257414600

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В книге "Загадки саха, сюнну и американских индейцев" автор пишет, что 20-10 тысяч лет назад на территории Евразии жил один народ условно обозначенный автором "ностратическая" или по Гринбергу "евроазиатская2 общность. они говорили на одном языке. Их общее количество достигало около 100000 человек и они занимали территориию в 6 млн кв км. Эта территория охватывала бассейн реки Енисей и Лена и всю восточную оконечность Азии с охватом монголии и Саяно-Алтая.

--------------------------------------------------------------------------------

При перепечатке ссылка на "Восточно-Сибирскую ПРАВДУ" обязательна.

54/1998

orda2.jpglama4.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...