Jump to content



Guest Altaica Militarica

Родо-племенной состав казахов (Казактын рулары). Тамги казахских родов

Recommended Posts

28 минут назад, Le_Raffine сказал:

1.Надо бы посмотреть подробнее

2. Тахир хан это все таки первая половина 16 в. Насчет противников Мирза-Хайдар интересно пишет, что до Абд-ар-Рашид-хана у могулов с казахами были добрососедские и союзные(!) отношения. При этом перечисляет сражения, в которых казахи разбивали могулов, ответные набеги могульского Аладжи-хана на казахские кочевья и вот этот эпизод с вытеснением Тахиром могулов из Семиречья.

не знаю насколько это все подкреплено первоисточниками:

Б. Исмаилова. Политическое и социально-экономическое положение Бухарского эмирата :Вторая пол. XVIII - середина XIX века. 2004:

… Приход к власти династии Мангытов сыграл весьма положительную роль в борьбе с феодалами-сепаратистами за укрепление центральной государственной власти. Именно в этот период ряд кочевых племен переходил к оседлому земледелию, что привело к развитию земледелия, ремесленного производства, к развитию внутренней и внешней торговли, и даже к образованию регулярной армии при эмире Насрулле.
Таким образом, при первых эмирах из династии Мангытов, особенно в первой половине XIX в., политическая и социально-экономическая жизнь в Бухарском эмирате претерпела значительные изменения. Удельная система внутри эмирата, сепаратистская оппозиция кочевой знати по отношению к  центральной власти, независимость отдельных племен и их влиятельныхпредводителей были ликвидированы. 
… Вся тяжесть войн, налогов и происходящих перемен лежала на плечах народных масс - крестьянах, ремесленниках, кочевниках, полукочевниках и рабах. Что же касается вопроса существования рабства в Бухарском эмирате в рассматриваемое время, то оно подтверждается в выявленных нами новых и впервые введенных источниках, свидетельствующих о купле-продаже рабов, их экономическом и юридическом положении, а также о путях освобождения рабов.

… Экономическую основу Бухарского эмирата составляли земледелие и скотоводство. Верховным собственником земли и воды в Бухарском эмират был эмир, а затем государственный чиновничий аппарат, о чем свидетельствует содержание использованных нами источников. Земледелие было основано на искусственном орошении. При эмирах Шохмуроде и Хайдаре был сооружен ряд новых ирригационных каналов, что способствовало переходу кочевых племен к оседлому образу жизни и расширению орошаемых земель. Следует отметить, что расширение орошаемых земель было одной из основных проблем развития экономики в стране

Link to post
Share on other sites
2 минуты назад, кылышбай сказал:

не знаю насколько это все подкреплено первоисточниками:

Ну, да. Узбеки оседали потихоньку. К чему это?

Link to post
Share on other sites

Вамбери

Бухарский эмират:

... В настоящее время ханство граничит на востоке с Кокандским ханством и городами Бадахшана, на юге, по Оксусу, - с лежащи­ми на другом его берегу районами Керки и Чарджоу, на западе и на севере границу образует Великая Пустыня. Границы нельзя считать установившимися, невозможно и определить число жи­телей. Без преувеличения можно назвать цифру 2,5 млн. Жители подразделяются на оседлых и номадов, а по национальности - на узбеков, таджиков, киргизов, арабов, мервцов, персов, индусов и евреев.

Узбеки. Они состоят из тех же 32 племен, которые мы перечислили в разделе о Хиве, но заметно отличаются от своих соплеменников в Хорезме как лицом, так и характером. Бу­харские узбеки жили в более тесном контакте с таджиками, чем хивинские с сартами, и при этом утратили многие черты на­ционального типа и свойственное узбеку скромное простодушие. Узбеки - господствующий народ в ханстве, так как сам эмир - тоже узбек из племени мангыт, и поэтому они составляют вооруженные силы страны, хотя высшие офицеры очень редко выходят из их рядов.

(Север Афганистана):

Все ханство Меймене в населенной своей части - 18 миль в ширину, 20 миль в длину. Кроме столицы в нем десять деревень и иных населенных пунктов, из которых самые значительные - Кайсар, Кафиркале, Альмар и Ходжакенду. Жителей, подразде­ляемых на оседлых и кочевников, насчитывают до ста тысяч, по национальности это большей частью узбеки из племен мин, ачмайли и дас, которые могут выставить 6-8 тысяч всадников на хороших конях и хорошо вооруженных, отличающихся, как уже упоминалось, необыкновенной храбростью.

... Здесь, в Чичакту, я в последний раз видел узбекских кочевников и откровенно признаюсь, что с большим сожалением простился с этими честными, простодушными людьми; из всех народов Средней Азии кочевники Хивинского и Бухарского ханства оставили у меня самое хорошее впечатление.

Хивинское ханство:

Узбеки -это название народа, большей частью оседлого и за­нимающегося земледелием. Они живут на обширном пространст­ве от южной оконечности Аральского моря до Камула (40 дней пути от Хивы) и считаются преобладающей народностью в трех ханствах и Китайской Татарии. Узбеки подразделяются на 32 главных таифе (племени): 1) кунград (Kungrad), 2) кипчак (Kiptschak), 3) хитай (Chitai), 4) мангыт (Mangit), 5) нокс (Nцks), 6) найман (Nayman), 7) кулан (Kulan), 8) кият (Kiet), 9) ас (As), 10) таз (Tas), 11) саят (Sajat), 12) джагатай (Dschagatay), 13) уйгур (Ujgur), 14) акбет (Akbet), 15) дёрмен (Dormen), 16) ёшун (Oeschьn), 17 канджигалы (Kandschigaly), 18) ногай (Nogai), 19) балгалы (Balgali), 20) митен (Miten), 21) джелаир (Dschelair), 22) кенегёс (Kenegцs), 23) канлы (Kanli), 24) ишкили (Jschkili), 25) бёйюрлю (Bцjьrlь), 26) алчин (Altschin), 27) ачмайлы (Atschmayli), *[255] *28) каракурсак (Karakursak), 29) биркулак (Birkulak), 30) тыркыш (Tyrkysch), 31) келлекесер (Kellekeser), 32) минг (Ming).

Хочу только заметить, что в Хиве представлено большинство племен, и хивинец по праву гордится своей древнеузбекской национальностью, противопоставляя ее Коканду, Бухаре и Каш­гару. Хивинского узбека с первого взгляда выдает примесь иранских черт, ибо у него есть борода, которую у жителей Туркестана всегда можно рассматривать как чужеродный эле­мент, тогда как цвет и черты лица очень часто указывают на чисто татарское происхождение. Да и по характеру своему хивинский узбек предпочтительнее остальных своих соплемен­ников, он простодушен и откровенен, а по натуре еще столь же дик, как и окружающие его кочевники, но у него нет утонченного лукавства, выработанного восточной цивилизацией, и после на­стоящего османа это второй житель Востока, из которого еще что-то могло бы получиться.

 

Кокандское ханство:

Узбеки. Они образуют истинно оседлую часть населения и по своему типу, как уже упоминалось в главе о Хиве, очень отличаются от узбеков Бухары и Хивы. Так как узбеки уже несколько веков представляют господствующую нацию в Тур­кестане, которая раньше, чем другие народы этих областей, приняла ислам с его цивилизацией, с самим названием "узбек" связывается всегда более благоприятное представление об обра­зованности и хорошем тоне. Поэтому киргизы, кипчаки и калмы­ки, едва поселившись в городах, обычно отказываются от своей национальности и называют себя узбеками. Так издавна повелось в Коканде, и можно без преувеличения сказать, что половину людей, именующих себя узбеками, скорее всего надо считать по национальности смесью упомянутых номадов^197 . По манере держать себя кокандский узбек выглядит очень неуклюжим, чему больше всего виною нескладная широкая одежда. Если бы не номады, защищающие узбеков, то города уже давно оказались бы во власти Китая, России или Бухары.

Link to post
Share on other sites
8 минут назад, кылышбай сказал:

Да и по характеру своему хивинский узбек предпочтительнее остальных своих соплемен­ников, он простодушен и откровенен, а по натуре еще столь же дик, как и окружающие его кочевники, но у него нет утонченного лукавства, выработанного восточной цивилизацией, и после на­стоящего османа это второй житель Востока, из которого еще что-то могло бы получиться.

Валиханов описывал истинного узбека, такими словами как "прямой добрый, но ужасно мужиковатый".

Link to post
Share on other sites
11 минут назад, кылышбай сказал:

Вамбери

Бухарский эмират:

... В настоящее время ханство граничит на востоке с Кокандским ханством и городами Бадахшана, на юге, по Оксусу, - с лежащи­ми на другом его берегу районами Керки и Чарджоу, на западе и на севере границу образует Великая Пустыня. Границы нельзя считать установившимися, невозможно и определить число жи­телей. Без преувеличения можно назвать цифру 2,5 млн. Жители подразделяются на оседлых и номадов, а по национальности - на узбеков, таджиков, киргизов, арабов, мервцов, персов, индусов и евреев.

Узбеки. Они состоят из тех же 32 племен, которые мы перечислили в разделе о Хиве, но заметно отличаются от своих соплеменников в Хорезме как лицом, так и характером. Бу­харские узбеки жили в более тесном контакте с таджиками, чем хивинские с сартами, и при этом утратили многие черты на­ционального типа и свойственное узбеку скромное простодушие. Узбеки - господствующий народ в ханстве, так как сам эмир - тоже узбек из племени мангыт, и поэтому они составляют вооруженные силы страны, хотя высшие офицеры очень редко выходят из их рядов.

(Север Афганистана):

Все ханство Меймене в населенной своей части - 18 миль в ширину, 20 миль в длину. Кроме столицы в нем десять деревень и иных населенных пунктов, из которых самые значительные - Кайсар, Кафиркале, Альмар и Ходжакенду. Жителей, подразде­ляемых на оседлых и кочевников, насчитывают до ста тысяч, по национальности это большей частью узбеки из племен мин, ачмайли и дас, которые могут выставить 6-8 тысяч всадников на хороших конях и хорошо вооруженных, отличающихся, как уже упоминалось, необыкновенной храбростью.

... Здесь, в Чичакту, я в последний раз видел узбекских кочевников и откровенно признаюсь, что с большим сожалением простился с этими честными, простодушными людьми; из всех народов Средней Азии кочевники Хивинского и Бухарского ханства оставили у меня самое хорошее впечатление.

Хивинское ханство:

Узбеки -это название народа, большей частью оседлого и за­нимающегося земледелием. Они живут на обширном пространст­ве от южной оконечности Аральского моря до Камула (40 дней пути от Хивы) и считаются преобладающей народностью в трех ханствах и Китайской Татарии. Узбеки подразделяются на 32 главных таифе (племени): 1) кунград (Kungrad), 2) кипчак (Kiptschak), 3) хитай (Chitai), 4) мангыт (Mangit), 5) нокс (Nцks), 6) найман (Nayman), 7) кулан (Kulan), 8) кият (Kiet), 9) ас (As), 10) таз (Tas), 11) саят (Sajat), 12) джагатай (Dschagatay), 13) уйгур (Ujgur), 14) акбет (Akbet), 15) дёрмен (Dormen), 16) ёшун (Oeschьn), 17 канджигалы (Kandschigaly), 18) ногай (Nogai), 19) балгалы (Balgali), 20) митен (Miten), 21) джелаир (Dschelair), 22) кенегёс (Kenegцs), 23) канлы (Kanli), 24) ишкили (Jschkili), 25) бёйюрлю (Bцjьrlь), 26) алчин (Altschin), 27) ачмайлы (Atschmayli), *[255] *28) каракурсак (Karakursak), 29) биркулак (Birkulak), 30) тыркыш (Tyrkysch), 31) келлекесер (Kellekeser), 32) минг (Ming).

Хочу только заметить, что в Хиве представлено большинство племен, и хивинец по праву гордится своей древнеузбекской национальностью, противопоставляя ее Коканду, Бухаре и Каш­гару. Хивинского узбека с первого взгляда выдает примесь иранских черт, ибо у него есть борода, которую у жителей Туркестана всегда можно рассматривать как чужеродный эле­мент, тогда как цвет и черты лица очень часто указывают на чисто татарское происхождение. Да и по характеру своему хивинский узбек предпочтительнее остальных своих соплемен­ников, он простодушен и откровенен, а по натуре еще столь же дик, как и окружающие его кочевники, но у него нет утонченного лукавства, выработанного восточной цивилизацией, и после на­стоящего османа это второй житель Востока, из которого еще что-то могло бы получиться.

 

Кокандское ханство:

Узбеки. Они образуют истинно оседлую часть населения и по своему типу, как уже упоминалось в главе о Хиве, очень отличаются от узбеков Бухары и Хивы. Так как узбеки уже несколько веков представляют господствующую нацию в Тур­кестане, которая раньше, чем другие народы этих областей, приняла ислам с его цивилизацией, с самим названием "узбек" связывается всегда более благоприятное представление об обра­зованности и хорошем тоне. Поэтому киргизы, кипчаки и калмы­ки, едва поселившись в городах, обычно отказываются от своей национальности и называют себя узбеками. Так издавна повелось в Коканде, и можно без преувеличения сказать, что половину людей, именующих себя узбеками, скорее всего надо считать по национальности смесью упомянутых номадов^197 . По манере держать себя кокандский узбек выглядит очень неуклюжим, чему больше всего виною нескладная широкая одежда. Если бы не номады, защищающие узбеков, то города уже давно оказались бы во власти Китая, России или Бухары.

на востлите встречал разные источники про оседание

Link to post
Share on other sites
2 часа назад, Бахтияр сказал:

Кстати, казахи яков исторически разводят?

все народы Притяньшанья его разводят уйгуры, кыргызы, памирцы, и далее на восток, тувинцы, монголы, тибетцы. 

Тува вы разводили яков ?

Link to post
Share on other sites
17 часов назад, Le_Raffine сказал:

А покойный Масанов утверждал, что осевший казах становился сартом.

что не мешает ему обзывать узбека сартом

Link to post
Share on other sites

Купил книгу Мира Искакова Тамга казахов.

Кто читал?

Link to post
Share on other sites
В 12.04.2017 в 23:03, asan-kaygy сказал:

Купил книгу Мира Искакова Тамга казахов.

Кто читал?

не читал. но вопрос по-теме: посмотрите пожалуйста там как выглядит тамга Кожа. в нете вроде в основном в виде Р, но есть и W. возможно от подразделения зависит

Link to post
Share on other sites
1 час назад, кылышбай сказал:

не читал. но вопрос по-теме: посмотрите пожалуйста там как выглядит тамга Кожа. в нете вроде в основном в виде Р, но есть и W. возможно от подразделения зависит

книга не очень поэтому ее данным не доверяю

Link to post
Share on other sites
1 час назад, кылышбай сказал:

я тут в одной картинке увидел что у кереитов из Жетыру тамга в виде равностороннего креста. это так?

У Тынышпаева как?

Link to post
Share on other sites
13 минут назад, кылышбай сказал:

три варианта: ^ , || и X

видимо ему стоит больше верить

Link to post
Share on other sites
В 05.02.2017 в 14:19, АксКерБорж сказал:

Понял. Но мне кажется не обязательно это монгольское окончание множественного числа. Взять хотя бы для примера наши племена дулат, толенгіт, конгырат, керейт и т.д. 

почему вы всегда название своего рода пишете как керейт? ведь во всех шежире и на устах правильно керей. а с есть другой род в др. жузе - кереиты из Жетыру никак не связанный с кереями. одного прибавления к традиционному керей имхо мало чтобы обосновать тождество со средневековыми кереитами

Link to post
Share on other sites
3 часа назад, кылышбай сказал:

почему вы всегда название своего рода пишете как керейт? ведь во всех шежире и на устах правильно керей. а с есть другой род в др. жузе - кереиты из Жетыру никак не связанный с кереями. одного прибавления к традиционному керей имхо мало чтобы обосновать тождество со средневековыми кереитами

а чем вы обьясните тождество башкортскими гиреями с кереитами времен Чх , которые также по их преданиям увязывают себя с ними ?и есть представители  из их числа С3 старкластер 

Link to post
Share on other sites
6 минут назад, Shymkent сказал:

а чем вы обьясните тождество башкортскими гиреями с кереитами времен Чх , которые также по их преданиям увязывают себя с ними ?и есть представители  из их числа С3 старкластер 

ну я никогда не отрицал что кереи могут быть связаны с кереями. просто считаю что 100% утверждать пока рано

Link to post
Share on other sites
1 минуту назад, кылышбай сказал:

ну я никогда не отрицал что кереи могут быть связаны с кереями. просто считаю что 100% утверждать пока рано

имел ввиду с кереитами времен Чх , и по Кузееву они племенное обьединение их составе были маньчжуры Гэрэ , у которых судя по всему  была N-M178:Dемнип

Link to post
Share on other sites
6 часов назад, кылышбай сказал:

почему вы всегда название своего рода пишете как керейт? ведь во всех шежире и на устах правильно керей. а с есть другой род в др. жузе - кереиты из Жетыру никак не связанный с кереями. одного прибавления к традиционному керей имхо мало чтобы обосновать тождество со средневековыми кереитами

 

Буква Т в конце этнонима не играет никакой роли. Это единственный предлог для многих калмыцких и халхаских юзеров перетянуть наших предков к себе, превратив тюрков в монголов.

Неоднократно приводил прекрасный пример, что от упоминания в источниках урянхаев с буквой Т в конце урянхаи все равно никогда не станут урянхатами.

Так же и керей, в источниках упоминаемые в обеих формах, керей и керейт, от того никогда не станут халхами или калмыками.

Самое главное - самоназвание! А не то как их называли соседи или информаторы летописцев!

О тождестве племени Тогрул-хана с современными казахским кереями в теме Керейты выложена масса доказательств. 

 

Link to post
Share on other sites
  • Admin
В 14.10.2017 в 18:52, АксКерБорж сказал:

Буква Т в конце этнонима не играет никакой роли. Это единственный предлог для многих калмыцких и халхаских юзеров перетянуть наших предков к себе, превратив тюрков в монголов.

Неоднократно приводил прекрасный пример, что от упоминания в источниках урянхаев с буквой Т в конце урянхаи все равно никогда не станут урянхатами.

Так же и керей, в источниках упоминаемые в обеих формах, керей и керейт, от того никогда не станут халхами или калмыками.

Самое главное - самоназвание! А не то как их называли соседи или информаторы летописцев!

О тождестве племени Тогрул-хана с современными казахским кереями в теме Керейты выложена масса доказательств. 

Наличие двух этнонимов у казахов - керейт и керей говорит о том, что кереи, скорее всего, к кереитам не имеют никакого отношения. Тем более у кереев как я понял старкластер. 

Ну а про массу доказательств - это для Вас они доказательства.

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Link to post
Share on other sites
8 минут назад, Rust сказал:

Наличие двух этнонимов у казахов - керейт и керей говорит о том, что кереи, скорее всего, к кереитам не имеют никакого отношения. Тем более у кереев как я понял старкластер. 

Ну а про массу доказательств - это для Вас они доказательства.

По ДНК кереиты и кереи разошлись примерно 4200 лет назад емнип.

  • Одобряю 1
Link to post
Share on other sites
3 часа назад, Rust сказал:

Наличие двух этнонимов у казахов - керейт и керей говорит о том, что кереи, скорее всего, к кереитам не имеют никакого отношения. Тем более у кереев как я понял старкластер. 

Ну а про массу доказательств - это для Вас они доказательства.

а что вы скажете об башкортских  гиреев? , которые также по преданиям восходят кереитам

вы знаете гг средневековых кереитов?

Link to post
Share on other sites
  • Admin
Только что, Shymkent сказал:

а что вы скажете об башкортских  гиреев , которые также по преданиям восходят кереитам?

вы знаете гг средневековых кереитов?

нет, не знаю. Может просветите?

Link to post
Share on other sites
1 минуту назад, Rust сказал:

нет, не знаю. Может просветите?

ну то что у них старкластер у кереев это не говорит что они не имеют отношение тем кереитам

Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now




×
×
  • Create New...