Перейти к содержанию
Гость Altaica Militarica

Родо-племенной состав казахов (Казактын рулары). Тамги казахских родов

Рекомендуемые сообщения

42 минуты назад, asan-kaygy сказал:

вы как историк что скажете, почему халхасцы не знают свою родословную?

они дальше своих хошунов и оттоков не владеют информацией

хошуны и оттоки это не родовая, а административная принадлежность, типа Джалаирский край или область

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Quote

Шала-казахи (этнографическая группа)

[править | править вики-текст]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
 
 
Эта статья — об этнографической группе. О современном понятии см. шала-казахи.

Шала-казахи, устар. чала-казаки, чалаказаки (ед. ч. каз. шалақазақ, мн. ч. шалақазақтар — «полуказахи», «недоказахи») — этнографическая группа, потомки татар, сартов, уйгуров и др. народов от смешанных браков с казахами. Этноним «чалаказаки» употреблялся в XVIII—XIX веках. В настоящее время «шала-казахами» именуют казахов, которые не владеют казахским языком и не чтят казахскую культуру (см. соотв. статью). Шала-казахами также именуют одно из подразделений рода мамбет племени найман и окиргизившихся казахов из рода абла племени сарыбагыш.

В казахском языке слово «шала́» означает «половинчатый»[1], «сырой»[2]. В паре с другими словами «шала» придаёт им смысл «неполноценности»: шала туған — «недоношенный», шала жансар — «полуживой», шала сауатты — «малограмотный».

Первые упоминания о шала-казахах (чала-казаки) встречаются в XVIII—XIX веках, когда этим термином обозначали социокультурную группу метисов — потомков переселившихся в казахские степи татар, выходцев из Средней Азии (сарты[3]) и таранчей[4] (илийские уйгуры), которые заключали браки с казашками[5], но находились вне казахской родоплеменной структуры. Первое поколение шала-казахов владело казахским языком, а для последующих он стал родным. Помимо перечисленных, шала-казахами называют подразделение рода мамбет племени найман и окиргизившихся казахов из рода абла племени сарыбагыш (род Аскара Акаева). Современных шала-казахов и исторических шала-казахов роднит только название[6].

До середины XIX века шала-казахи не включались в административно-территориальные единицы и, как следствие, в общую численность населения[7]. Шала-казахи не платили никаких податей. Достаточно было назваться этим именем и можно было долгие годы не нести никаких повинностей в отношении своей страны, что привело к увеличению их числа и сокрытию в их рядах многих беглых татар и русских солдат. В 1851 году был поднят вопрос об обложении шала-казахов податями и причислении их к казахским волостям[8].

Значительное число шала-казахов селилось в горах, ущельях и труднодоступных речных долинах, вдали от властей[8]. Вместе с казаками, используя сети и малые неводы, занимались рыбным промыслом в горах и малых заливах Зайсана, реках Курчум, Кокпектинка и Большом и Малом Буконях[9]. Из официальных сведений того времени известно, что шала-казахи земледелием совсем не занимаются, кочуют вместе с киргизами (казахами) и мало чем отличаются от них в быту[10].

Большое число шала-казахов проживало на территории Большой орды, в Кокпектинском и Аягузском округах. Они были равными с казахами в правах и говорили на тюркских языках — узбекском и казахском[11]. Известно, что Чокан Валиханов интересовался населявшими Аягуз чалаказаками[12].

https://ru.wikipedia.org/wiki/Шала-казахи_(этнографическая_группа)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сабитов Ж.М. Кобланды из рода Каракыпшак//Тарих тағылымы. № 1 (9). Астана. 2016. С. 44-52
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тут недавно говорили про казахские тамги... И у меня вопрос по тамгам. Недавно прочитал, что в Булгаре 11-12 веков

--- у булгар использовалась тамга типа "буквы А" = "А"

--- а у сувар использовалась тамга "типа ветка" = "  \ \  " или " _\_\_  "

Вопрос -- ни кто не знает -- на чьи тамги это ещё может быть похоже?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 часов назад, Ындыр сказал:

Тут недавно говорили про казахские тамги... И у меня вопрос по тамгам. Недавно прочитал, что в Булгаре 11-12 веков

--- у булгар использовалась тамга типа "буквы А" = "А"

--- а у сувар использовалась тамга "типа ветка" = "  \ \  " или " _\_\_  "

Вопрос -- ни кто не знает -- на чьи тамги это ещё может быть похоже?

Наберите в гугле тамга каз родов и сравните, порядочным и честным людям нечего скрывать, в отличие от некоторых, типа  найманов)))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

я запомнил по всем, которые видел что у Майкы-би было два сына (или внука, сыновья сына Бахтияра): старший Ойсыл и младший Уйсыл (в некоторых вариантах Ойсын и Уйсын).  а вот имени Уйсын или Уйсыл старше самого Майкы-би не помню. в каких вариантах шежире у кого есть данные об Уйсыне рпдеке Майкы-би?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ув. Кылышбай, Вы часто пишете об узбекистанских шапырашты, что они бывшие казахи. У каракалпаков нет этого уру, но каракалпаки в других регионах РУз отмечают, что есть такой каракалпакский уру шапырашлы-кыпчак (каракалпаки). Они тезки или имеют какое-то отношение к казахским шапырашты? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 минуты назад, Kamal сказал:

Ув. Кылышбай, Вы часто пишете об узбекистанских шапырашты, что они бывшие казахи. У каракалпаков нет этого уру, но каракалпаки в других регионах РУз отмечают, что есть такой каракалпакский уру шапырашлы-кыпчак (каракалпаки). Они тезки или имеют какое-то отношение к казахским шапырашты? 

никак нет, я про шапырашты не писал, у нас их нет, они в Жамбылской и Алматинской области. вокруг Ташкента живут шанышкылы, потомки катаганов.

касательно каракалпаков я писал не раз о подроде Каракалпак среди шанышкылы. у меня женгешка из них была. нормальные себе казахи, возможно ассимилированные верхние каракалпаки. знаю в Верхне-Чирчикском районе есть поселок большой Каракалпак. скорее всего там живут шанышкылинские каракалпаки. а вот женгешка моя из послелка Майский, Кибрайский район, недалеко от Сарыагача. там шанышкылы каракалпаков много.

также есть подрод Жанысов (Дулат)  - Оймауыт. обитают под Ташкентом. по шежире вроде связаны с каракалпаками

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 minutes ago, кылышбай said:

никак нет, я про шапырашты не писал, у нас их нет, они в Жамбылской и Алматинской области. вокруг Ташкента живут шанышкылы, потомки катаганов.

касательно каракалпаков я писал не раз о подроде Каракалпак среди шанышкылы. у меня женгешка из них была. нормальные себе казахи, возможно ассимилированные верхние каракалпаки. знаю в Верхне-Чирчикском районе есть поселок большой Каракалпак. скорее всего там живут шанышкылинские каракалпаки. а вот женгешка моя из послелка Майский, Кибрайский район, недалеко от Сарыагача. там шанышкылы каракалпаков много.

также есть подрод Жанысов (Дулат)  - Оймауыт. обитают под Ташкентом. по шежире вроде связаны с каракалпаками

Прошу простить, показалось что-ли, но вопрос всеравно к знающим что-либо о каракалпакских шапырашлы-кипчаках.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 минут назад, Kamal сказал:

Прошу простить, показалось что-ли, но вопрос всеравно к знающим что-либо о каракалпакских шапырашлы-кипчаках.

да ничего. у вас про оймауытов среди каракалпаков нет данных? может и вправду наши оймауыты от вас пришли?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

34 минуты назад, кылышбай сказал:

никак нет, я про шапырашты не писал, у нас их нет, они в Жамбылской и Алматинской области. вокруг Ташкента живут шанышкылы, потомки катаганов.

 

У меня такой вопрос - шанышкылы помнят катаганов, Турсун-хана и катаганский погром? И помнят ли они Юнуса-ходжу, которого поддержали в борьбе за власть?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 hours ago, кылышбай said:

да ничего. у вас про оймауытов среди каракалпаков нет данных? может и вправду наши оймауыты от вас пришли?

ДНК одного каракалпакского оймауыта показывает С3, правда, почему-то под вопросом. Оймауыты скорее всего искаженное название йомудов, входят в племя кенегес и делятся на кара и сары, которые в свою очередь тоже подразделяются. Возможно, кара и сары показывают огузско-кипчакское происхождение этого рода. А йомуды в прошлом действительно были в тесном контакте с каракалпаками (аральцами). Но специально этот вопрос вроде не изучался, по крайней мере не видел подробной информации, а легенды надо бы спросить у самих оймауытов. Короче, надо изучать, а так, определенно сказать трудно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне кажется оймауыт и йомут это слишком натянуто. Казахи вроде называли йомудов жаумитами, но никак не оймауытами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 часов назад, Le_Raffine сказал:

 

У меня такой вопрос - шанышкылы помнят катаганов, Турсун-хана и катаганский погром? И помнят ли они Юнуса-ходжу, которого поддержали в борьбе за власть?

хороший вопрос. про имена не знаю но сколько их шежире видел - везде катаганы фигурируют и всегда рядом с Канглы, мол приемышы у них. в ауле буду - обязательно попробую найти какого нибудь аксакала из них и спрошу, мне самому интересно стало

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

49 минут назад, Kamal сказал:

Оймауыты скорее всего искаженное название йомудов

 

Старинные казахские предания называют калмыцкого Аюке повелителем букв: "он сан оймауыт, тоғыз сан торғауыт", что по-русски означает примерно повелитель "10-ти родов оймаутов и 9-ти родов торгаутов" (это конец 17 века).

[Мәшһүр Жүсіп Көпейұлы. Қазақ тарихы. Шығармалары. Т.9, С.233 (Сочинения на казахском языке)]

 

Значит оймауты изначально это калмыцкий род. Но судя по современной ситуации их среди калмыков и ойратов Синьцзяня и Западной Монголли нет, но есть среди каракалпаков и казахов. Поэтому предполагаю, что они могли перейти и отюречиться в результате каких-то событий первой половины 18 века.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Единственно что смущает меня это казахское слово "аймауыт" - "кольчуга" (синоним - сауыт) и личное имя Аймауыт.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

58 минут назад, кылышбай сказал:

в пользу гипотезы с ойратами может быть окончание -ыт?

 

Фонема "т" в конце слов не всегда свидетельствует о древнетюркскости или монгольскости.

Например, приведенное выше слово "сауыт" - "кольчуга". Или, к примеру, "сарқыт" - "гостинец". :)

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 минут назад, АксКерБорж сказал:

Фонема "т" в конце слов не всегда свидетельствует о древнетюркскости или монгольскости.

Например, приведенное выше слово "сауыт" - "кольчуга". Или, к примеру, "сарқыт" - "гостинец". :)

я имел ввиду -т в этнонимах

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 минут назад, asan-kaygy сказал:

один казахский оймаут протестировался, посмотрим что выйдет

учитывая что среди Жанысов они считаются кырме то навряд ли старкластер

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 минут назад, asan-kaygy сказал:

один казахский оймаут протестировался, посмотрим что выйдет

 

Насколько мне известно оймауыты у нас среди кыпшаков? Или я ошибаюсь?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 минут назад, кылышбай сказал:

я имел ввиду -т в этнонимах

 

Понял. Но мне кажется не обязательно это монгольское окончание множественного числа. Взять хотя бы для примера наши племена дулат, толенгіт, конгырат, керейт и т.д. 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22 минуты назад, АксКерБорж сказал:

Насколько мне известно оймауыты у нас среди кыпшаков? Или я ошибаюсь?

в данном случае речь об Оймауытах из дулатовского рода Жаныс

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...