Jump to content



Guest Rasul

Тувинцы

Recommended Posts

Если все казахи - бывшие монголы, почему они не говорят по-монгольски? И что значит потеряли свои корни?

Часть казахов,кыргызов,татаров,ногайцев,узбеков бывшие Монголы .Это уже доказано.И часть монгольских дурменов,торгутов,и баятов также бывшие казахи.Здесь этноним казах\Хасгуд\ только из 15 века.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Часть казахов,кыргызов,татаров,ногайцев,узбеков бывшие Монголы .Это уже доказано.И часть монгольских дурменов,торгутов,и баятов также бывшие казахи.Здесь этноним казах\Хасгуд\ только из 15 века.

ну,монгольская кровь во всех среднеазиатских тюрках есть,где-то больше где-то меньше,даже в таджиках она есть.и в нынешних уйгарах ее не мало.могу даже перечислить их

Share this post


Link to post
Share on other sites

ну,монгольская кровь во всех среднеазиатских тюрках есть,где-то больше где-то меньше,даже в таджиках она есть.и в нынешних уйгарах ее не мало.могу даже перечислить их

Перечислите их.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Оффтоп скрыт. Ближе к теме.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Языки языками, но по-моему надо смотреть гораздо глубже: родо-племенной состав, традиции, кочевой быт, военная мощь и мн. др. Если исходить из последних, то наследники орхонских тюрок никак немогли остаться в Тыве (и даже быть там!), а ушли на запад - наверняка их надо искать среди казахов. :asker13mt:

И еще мне кажется, что несовсем верно всех телесцев и все огузские племена "стричь" под уйгуров (это все равно что все племена нынешней Монголии называть халхами).

P.S: без обиды братья тывинцы и уйгуры.

обиды быть не может, т.к. обижаться удел женщин.

Просто исторический факт, что после распада каганата на Орхоне большая часть ушла в ВТ, и создала уйгурское Идыкутство, которое просуществовало почти 500 лет, а часть уйгуров - ягма участвовали в создании государства Караханидов. Других исторических фактов, по сути нет. Только догадки.

Язык тувинцев как мы поняли происходит из диалекта чиков коренного тюркского населения Тувы которые разговаривали на обще-тюркском языке древних тюрков, уйгуров, кыргызов, при этом у каждого из них имелся свой отличный диалект.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Какие чики? Они же чыгаты - основной сеок тубаларов и куманды.

Может еще предки кып-чаков. Ондар уйгуры основной род сойотского народа.

Вы видимо чистокровный Кашгарец? Скажите, кто такие ягма?

Джумулы, черики, ябагу, басмылы жили ли в Турфане? Еще халаджи и карлуки, тюргеши?

Они все вошли в состав киргизского и уйгурского народов?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Урянхаец, произноси пож-та правильно мою этническую принадлежность.

Каково численное соотношение сойотов к остальным тувинцам?

Все эти племена жили в ВТ, в т.ч. часть из них в Турпане. Ягма, одно из племен каганата на Орхоне, одни из основателей Караханидского государства.

Share this post


Link to post
Share on other sites

может обсудим в теме "Уйгуры"пишите туда,есть о чем поговорить.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Просто исторический факт, что после распада каганата на Орхоне большая часть ушла в ВТ, и создала уйгурское Идыкутство, которое просуществовало почти 500 лет, а часть уйгуров - ягма участвовали в создании государства Караханидов. Других исторических фактов, по сути нет. Только догадки.

Вы считаете, раз каганат некоторые историки называю уйгурским, то значит это были уйгуры? Но есть и другие названия союза племен - тогуз-огузы, телеские племена. Есть исчерпывающий перечень племен, входивших в него, тогда какие из них сохранились у Вас?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Нашел на сайте у братьев казахов про Шежире:

1)

Из материалов докторской диссертации"Молекулярная филогеография коренного населения северной Азии по данным об изменчивости митохондриальной ДНК",М.В.Деренко,Москва,2009 г. :

" в генофондах «тувинцев и алтайских казахов представлена редкая южноазиатская(индийская) линия мтДНК гаплогруппы HV6»

2)Курган "Аржаан 2"

"Начальник Центрально-Азиатской экспедиции научный сотрудник Эрмитажа Константин Чугунов так оценивает результаты раскопок:

- Находкам в кургане Аржаан-2 нет аналогов в археологии. Все образцы компонентов скифской триады настолько высокоразвиты, что изначально мы даже не могли представить себе, что они созданы раньше, чем в VI веке до нашей эры. Тщательный анализ и "царских" захоронений, и могильников, не принадлежавших представителям скифской знати, показал: они созданы позже VII века до нашей эры. Это переворачивает представления об азиатской кочевой культуре: о происхождении и развитии скифского искусства, превосходящего по уровню развития даже современное ему искусство Архаичной Греции, можно говорить совсем в ином ключе.

Древность находок говорит о том, что скифские племена пришли в Причерноморье из Центральной Азии".

3)

"Комментарий доктора исторических наук, профессора Николая АБАЕВА:

- То, что современные тувинцы - потомки скифов - это не популистские предположения, поскольку наиболее авторитетные антропологи считают Южную Сибирь и Центральную Азию прародиной двух крупнейших рас: европеоидной и монголоидной.

Водоразделом между ними как раз и являлся бассейн Енисея. Но с древнейших времен происходило их смешение и формирование самостоятельных расовых типов.

Существование южно-сибирской расы, имеющей "смешанные" характеристики, присущие как европеоидной, так и монголоидной расам, - реальность, которую признают практически все авторитетные антропологи.

Современные тувинцы как раз и представляют собой один из таких типов, который вобрал в себя как европеоидный ген, так и монголоидный.

Скифы, на которых ссылаются питерские археологи, были лишь одним из народов, которые населяли Центральную Азию и Саяно-Алтай, поэтому и являются предками современных тувинцев.

Здесь нужно учитывать, что понятие "тувинец" в антропологическом и этнокультурном смысле является более сложным, чем некоторые более монолитные и однородные этносы. Как известно, если ядро такого огромного суперэтноса, как русский, составили несколько племен, которые можно перечесть по пальцам одной руки, то в состав тувинского народа вошли более 30 родов и племен.

Здесь можно обнаружить гены и американских индейцев, и корейцев, и японцев и т. д., а с другой стороны - "чисто арийские" гены."

4)

По мнению немецких археологов,отголоски артефактов "Аржаан 2" прослеживаются в находках Германии.

5) Вывод:

Вырисовывается вероятный тренд миграций скифских племен -носителей разных Y n mt-гаплогрупп (по результатом ДНК-тестов палеоостанков):Сибирь->Алтай->территория современных Казакстана->России->Украины->Польши-> Германии.

Если гаплотипы субклэйда N1c1,и предполагаемых Рюриковичей("предполагаемых"поскольку останки Рюрика не найдены,и соотно неизвестна его Y- гаплогруппа и гаплотип), совпадают в Y-12 n Y-37 с кем -либо из современных носителей,то это явная ДНК-генеалогичекая родственность,от Сибири до Германии,TMRCA которой возможно оценить посредством мат.аппарта Д.Адамова с допустимой долей погрешности.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Лучше вам заниматься ДНК сальджиутов и катаганов.

Говорят,в Монголии только сальджиутов не хватает. ;)

Share this post


Link to post
Share on other sites

хунд.Аза-четкэр!:-)

Ну так поподробнее про сальджиутов и катаганов в контексте Вы можете?

  • Одобряю 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

хунд.Аза-четкэр!:-)

Ну так поподробнее про сальджиутов и катаганов в контексте Вы можете?

Подробнее об этом в разделе Монголы.

Вы тоже из Сальчаков?

§ 141. После того, в год Курицы (1201), в урочище Алхуй-булаг, собрались (на сейм) следующие племена: Хатагинцы и Сальчжиуты совместно; Багу-Чороги Хатагинский со своими; Хатагин-Сальчжиутский Чиргидай-Баатур со своими; договорившись с Дорбен-Татарами, Дорбенский Хачжиул-беки со своими; татарин Алчи и татарин Чжалик-Буха со своими; Икиресский Туге-Маха со своими; Унгиратский Дергек-Эмель-Алхуй со своими; Горлосский Чоёг-Чагаан со своими; из Наймана - Гучуут: Найманский Буируг-хан; Хуту, сын Меркитского Тохтоа-беки; Худуха-беки Ойратский; Таргутай-Кирилтуг Тайчиудский, Ходун-Орчан, Аучу-Баатур, и прочие Тайчиудцы. Уговорившись возвести Чжачжирадайского Чжамуху в хан, они приняли присягу, рассекая при этом с разбега жеребца и кобылу. Оттуда все они покочевали вниз по течению реки Эргуне и совершили обряд возведения Чжамухи в Гур-ханы на вершине поросшей лесом горы при впадении в Эргуне реки Кан-мурен. По окончании обряда возведения в Гур-ханы они уговорились выступить в поход против Чингис-хана и Ван-хана.

Вы наш союзник! :lol:

Share this post


Link to post
Share on other sites

Подробнее об этом в разделе Монголы.

Вы тоже из Сальчаков?

Вы наш союзник! :lol:

Из Вашей фотографии, где хотон и дёрбет, узнал родных дёрбетов!!!!! Ну и что?!!!!!!

Как крали скот друг у друга все продолжаем!!! Я лично не краду, но,.... статистка идет....

Все равно....., лица хотона и дёрбета, родные.... ))))))))))))))))))))))))))!!!!!!!!!!!!!

Что скажешь!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!РОдные!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Поздравляю!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Родных тюрков, кому это важно, с новым годом!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! По тюркскому календарю, йене йыл-биле!!!! жаны жыл-биле!!! силерни!!! всех вас!!!! родные вы!!!!!!!!!!!

Все таки наши Бумын-Каган, Культегин, Тоньюкук считали эту дату новым годом! Что и мы тувинцы считаем!!!

Шагаа-биле эргим чонум!!!! С новым годом мой родной народ (тюркский!!!!!!)!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Поздравляю!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Родных тюрков, кому это важно, с новым годом!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! По тюркскому календарю, йене йыл-биле!!!! жаны жыл-биле!!! силерни!!! всех вас!!!! родные вы!!!!!!!!!!!

Все таки наши Бумын-Каган, Культегин, Тоньюкук считали эту дату новым годом! Что и мы тувинцы считаем!!!

Шагаа-биле эргим чонум!!!! С новым годом мой родной народ (тюркский!!!!!!)!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Как много эмоций, наверное уже начали отмечать.

Взаимно поздравляю с Чага-байрамом.

И подтверждение, что именно Чага был Новым годом у древних тюрков.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо брат Амыр!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Да, будет у брата Амыра в этом году все как он задумал!!!!!!!!!!!!!!!! Пусть все збудется!!!!!!!!

Да здравстуют братья тюрки!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! ВСЕ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Я как китаист скажу!!!!!!!!!!!! WAN SHI RU YI!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Да сбудутся 10 000 ваших желаний!!!!!!!

Пусть это переведет наш уважаемый брат (ТЮРК) ТМАДИ!!!!!

Если он не переведет, ну и ладно ладно, все равно я вам желаю, тюрки да здавствуют!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Как много эмоций, наверное уже начали отмечать.

Взаимно поздравляю с Чага-байрамом.

И подтверждение, что именно Чага был Новым годом у древних тюрков.

неужто тюркское слово не нашлось, для тюркского праздника? Почему не Ак ай? Почему Чага и Шагаа?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Шагаа-биле!С Новым Годом Кролика!!!

Этимология с тувинского.( с)

Шаг-эпоха.

Аа-первое молоко матери.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Всем павшим жертвам манчьжурских календарей - аминь. :asker13mt:

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я назову ликование братьев почем зря. :blink: Новый год у древних тюрков (да и поныне) по сути не мог начатся в январе или в феврале!

Улуг ай - Великий месяц или новый год, это приблизительно начало весны, массовый приплод у домашнего скота (т.н. сахман) и как следствие обилие белой (молочной) пищи и сытость народа. Вторым по значимости, насколько я знаю, был Ыдык (Ызык-Уйук-Ысэх) - праздник уже настоящего обилия белой пищи, приходящийся по современому календарю примерно на начало июня.

Какой байрам, чага или шагаа? И причем здесь кролики, тюрки (да и монголы) их не знали, только зайцев. О чем Вы, братья? :o

Share this post


Link to post
Share on other sites

Речь идет о лунном календаре,

Шагаа ознаменует начало лунного Года.

Праздник в Туве имеет религиозный характер.

Четрул Дуйчен-Первые пятнадцать дней в лунном календаре, священных для буддистов.

Начало года по лунному буддисткому календарю.

Сегодня канун Шагаа, нового года по лунному календарю, - будуу. Как пишет ученый-этнограф, шамановед Монгуш Борахович Кенин-Лопсан, в ночь «будуу» дети до 13 лет могли заснуть, а взрослые не спали и слушали сказки и сказания, играли в различные игры. Рано утром, между 3-мя и 5-ю часами утра наступает Новый год. По-тувински этот момент называется «шагаа бажы чаларады» - «голова шагаа пожаловала или показалась». «Первый день шагаа – это исключительный самый большой день в году. Так, по шагаа определяли возраст, говорили: «Я встретил столько-то шагаа». Новорожденный считался годовалым, а рожденный накануне Шагаа – двухлетним». В это время, когда восходит солнце, все одевали нарядные национальные одежды, выходили, и, неся подносы - «деспи», деревянные тарелки с варенной бараньей грудинкой и разными яствами, вместе поднимались на возвышенное место, где участвуют в обряде «сан салыр» - возжигание священного огня. «На рассвете все взрослые мужчины данного аала во главе с вожаком шли к сану. В руках, тарелках, корытцах они несли вареное мясо, масло, сало, сахар, просо, пшеницу, кашу, лучшие кусочки только что приготовленной пищи. В чайнике, кувшине или в маленьком деревянном ведерке несли сваренный с молоком и артышем еще горячий чай». Раньше этот обряд исполняли члены каждой юрты, семьи в специальном освященном месте на своей родовой территории. Такими местами могли служить находящиеся вблизи той или другой конкретной стоянки холм или горка – центр родового пространства или же оваа, которая считается местом обитания духа-хозяина гор. Если вблизи не было таковых, то из камней или снега сооружали жертвенник, где будет разожжен огонь с целью подношения жертвоприношения духам земли. Обряд «сан салыр» является важной и особой частью празднования Нового года. Каждый старается попасть на этот обряд потому, что считается - кто примет участие в проведении данного обряда, то тому в новом году будут благоволить добрые духи и божества, его ожидают успех и удача. На специально сооруженном алтаре или костре возжигали артыш и бросали в огонь «дээжи», т.е. самую почетную и лакомую часть принесенной еды, основными компонентами которого являются топленое масло (саржаг), молоко, мука из поджаренного пшена (далган), поджаренное просо (тараа), сушенные пенки (ореме), сыр (быштак), сухой творог (ааржы), пресные лепешки (поова, боорзак) и т.д. Обряд «сан салыр» осуществлял обычно шаман или лама, а при их отсутствии данное действие производил старейшина рода, семейства или самый старший и уважаемый житель данной местности. «Когда разгорался большой костер, люди во главе с вожаком выстраивались в затылок друг другу в одну линию перед жертвенником. Вожак плескал в огонь чай, разбрызгивал его на все четыре стороны вокруг сана – сначала на восток, всторону восходящего солнца, потом по его движению. Таков сан салыр – бескровная жертва, «кормление» хозяев земли, очищение места от злых духов». Во время этого обряда присутствующие молятся духам, поклоняются восходящему солнцу с приветствиями. Вслед за этим все обходили возвышение и продолжали молиться. После обряда «сан салыр» его участники выбирают место почище, куда никто еще не ступал, поваливаются в снег и катаются с целью очищения, а затем, встав, снимают шапки и полоскают их в снегу. Так символизировалось очищение от всякой скверны, от всего греховного; так хотелось обновления и освежения своей жизни. После окончания обряда «сан салыр» начинался следующий обряд «чолукшуур» или, по М.Б. Кенин-Лопсану, «амырлажыр» - жест новогоднего приветствия со словами «Амыр-ла!» и встречным ответом «Амыргын-на, амыр-амыр!», которым обменивались все, кто первый раз встречался не только во время празднования Шагаа, но и позднее, даже много месяцев спустя, в наступившем году [Монгуш, 1992, с. 94]. Смысл этого приветствия сводился к следующему: младший старшему (или женщина мужчине, если они ровесники) протягивает руки ладонями вверх, старший кладет сверху свои руки ладонями вниз, младший поддерживает старшего под локти. В этом жесте выражается уважение и обещание в случае необходимости помощи и поддержки, иногда он – между родственниками и товарищами – сопровождается легким прикосновением щек. Этот обряд иногда дополняется тем, что младший может на вытянутых руках преподнести хадак и возложить его на кисти протянутых рук старшего, тот возвращает его, перекладывая на кисть правой руки младшего, и лишь после этого ритуала оба совершают «чолукшуур». Раньше женщины вместо хадакаполучали платок, и при совершении обряда «чолукшуур» в отличие от мужчин они не снимали головные уборы, а обшлага их рукавов были спущены. Во время обряда «чолукшуур» тувинцы обменивались не только хадаками или платками. Как отмечает М. Кенин-Лопсан, раньше в первый день нового года во время одаривания хадак заменяли каким-либо другим подарком, например, пушниной белого цвета. А иногда за неимением хадака преподносили дадаазын – ремешок от одежды. По этому поводу А. Адрианов пишет, что «тотазын (дадаазын прим.У.О.) – имеет тоже значение, что и хадак, только он является подношением бедняков». Завершив обряд «сан салыр», все возвращаются домой и праздник переходил на стадию дарения подарков взаимных поздравлений, приема гостей и хождения в гости. Прежде всего, члены каждой семьи поздравляли друг друга. Особенно полагается усердствовать младшим членам семьи. Они должны спешить поздравить старших первыми. Во время приветствий начинался пир, во время которого все произносили по очереди «йорээл ». С наступлением Нового года начиналась непрерывная цепь хождений по домам, из юрты в юрту, поздравлений, застолья, обмен подарками, до тех пор, пока все родственники не обойдут друг друга. В этот день границы имущественного и социального различия забывались. В первый день Нового года все должны только радоваться и праздновать и больше ничем не заниматься. К своим делам можно было вернуться только на следующий день. После первых трех дней, насыщенных всякими интересными событиями и забавами, наступают следующие дни новогоднего месяца. Весь остальной месяц считается праздничным. За этот месяц продолжаются молитвы, молебны, посещения буддийских храмов-хурээ, хождения в гости, в обязательном порядке следует посетить, проведать родственников, живущих в отдаленных местностях или в других населенных пунктах и обменяться с ними приветствиями, подарками. Традиция новогоднего празднования включает в себя обычай почитания пожилых людей, т.е. старейшин рода, старых родителей. Можно утверждать, что данный церемониал являлся кульминационным моментом празднования нового года.

www.tuvaonline.ru/2011/02/02/tuva-gotovitsya-k-vstreche-shagaa.html

Share this post


Link to post
Share on other sites

Заяц по тув.- койгун/кодан

Кролик- тоолай

Соответственно, нет года зайца, есть в честь кролика.

Я понимаю, что "тоолай", прежде всего относился к обозначению зайца пустынного/ степного, "кодан" или "койгун", к лесному( тип русак/беляк), но в тувинском произошла коллизия с тоолай, которым начали называть именно кролика домашнего.

Потому, года зайца в тувинском лунном календаре уже нет, есть год кролика.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Всем павшим жертвам манчьжурских календарей - аминь. :asker13mt:

Вы это про себя, насчет жертв маньчжуров? Да ладно, бросьте аминь себе петь, рано еще. Жизнь только начинается.

У монголов вообще-то календарь тибетский, как и ваш ник, собственно.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...