Jump to content



Guest Rasul

Тувинцы

Recommended Posts

Я хочу сказать,не нужно поднимать пограничные территориальные вопросы.Это очень опасно,можно ввязаться в войну,откуда никто не сможет выйти.Тем более эти территории малонаселенные,а общества не имеет политического опыта.Политэлиты мало подконтрольны народу.Лучше побольше участвовали в исторических,этнологических,лингвистических диспутах.

Я заметил среди тувинцев много типажей волжских дербетов,есть напоминающие типажи торгутов,о зюнгарах и хошудах об их типажах нет четкой картины.О степени генетического родства и языке прошлого нет материалов для внятного обсуждения.

Езжай в Чилгир и Сарпу, будет тебе полная и чёткая картина.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Езжай в Чилгир и Сарпу, будет тебе полная и чёткая картина.

Этнический состав зюнгаров и хошутов был очень пестр.Эти две маленькие села давно ассимилированы торгутами.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Этнический состав зюнгаров и хошутов был очень пестр.Эти две маленькие села давно ассимилированы торгутами.

Ложь. Есть зюнгарские и хошутские рода, сохранившие чёткое подразделение на анги и арваны, этим самым явственно отличаясь от торгудского внутриродового деления. у торгудов эта система несколько иная. Осмелюсь предположить, что там Вы никогда не были. А если Вы не были ни разу там, то как Вы можете утверждать подобное? Сможете подтвердить факт полной ассимиляции их торгудами? Зюнгаров и хошутов торгудами хотела сделать советская власть. Хошуты в Сарпе от торгудов открестились давно и себя торгудами не называют, из зюнгаров же некоторые себя так хоть и называют, но признают, что де сие название им не свойственно и что у них де своя история и совсем другие обычаи, отличные от обычаев икицохуровских торгудов. Я в который раз Вас прошу хоть иногда думать о том, что Вы здесь пишете, ибо по Вам судят о нас. А Вы, судя по всему, обо всем знаете лишь понаслышке. Рекомендую поездить по республике, пообщаться со стариками, выучить язык наконец, лишь потом позволять себе постить на этом столь уважаемом всеми нами форуме.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Довуки и Чагдор - вы похоже перепутали тему :) вроде тувинцев обсуждаем, а вы торгутов, хошутов и зюнгаров. Если необходимо - создайте новую тему или используйте существующие по теме.

Share this post


Link to post
Share on other sites

А тувинского ШАРЫ - вола как называют братья-теленгиты?

Кстати, хотелось бы уточнить молдурга, казыра, хунажын тоже на вашем языке.

Очень интересно, что у братьев уйгур, хотя они перешли на оседлость практически 10-11 веков назад сохранилось слово "хунажын" в прямом семантическом значении.

Я же в этой теме вроде писал. По алтайски - торбок, у теленгитов - чар.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Дархаты, мингаты не есть омонголенные тувинцы. В их составе есть тувинский пласт, но они монгольский народ.

А почему же на ваших тувинских картах монгольские топонимы в изобилии красуются? Может Вы переименовали по-тувински, как например Давст-Уул превратился в Дус-даг? Или же Индэрт-нуур на западе превратился Хиндиктиг холь?

До дербетов, в районе Убсу-нора, кочевали хотогойты и элджигины. Василий Тюменец гостил у первого алтан хана Шолой Убаши в его ставке на берегу Убсу-нора. Тюркские топонимы везде встречаются по всей Евразии, куда ступала тюркская конница и устанавливало власть тюркоязычных. Это след древних тюрков, мы ничего и не отрицаем. Так же монгольские топонимы встречаются по всей Евразии. Проф. Э.Равдан последнее время занимается этим вопросом и издал несколько работ. Вам наверное читал лекции по общей языковедении.

З.Ы. Не думаю что Хархираа это снег и иней. Вы ошиблись.

Да где вы увидели монгольские топонимы у нас? Может вы цитируете карту Урянхая, составленную маньчжурской канцелярией Улясутая, да конечно-же она полностью составлена на монгольском, на уйгаржин бичиг, а та которая на китайском написана на китайском.

А насчет "монгольской" топонимики, да еще "по всей Евразии", вы преувеличили. Такое вообще типично, для монгольских "профессоров" :)))))))))))))))))))))) Известно, что кое-где в Киргизии есть монгольские топонимы, и то единицы, это наследие Джунгарского периода, но никак не 13-го века. Ведь войско-то было тюркоязычным, и разносило тюркскую лексику.

А интерпретируйте Хархираа по-монгольски.. :)))))))))

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я хочу сказать,не нужно поднимать пограничные территориальные вопросы.Это очень опасно,можно ввязаться в войну,откуда никто не сможет выйти.Тем более эти территории малонаселенные,а общества не имеет политического опыта.Политэлиты мало подконтрольны народу.Лучше побольше участвовали в исторических,этнологических,лингвистических диспутах.

Я заметил среди тувинцев много типажей волжских дербетов,есть напоминающие типажи торгутов,о зюнгарах и хошудах об их типажах нет четкой картины.О степени генетического родства и языке прошлого нет материалов для внятного обсуждения.

Насчет нашего пограничья с Монголией вряд-ли дойдет до серъезных, то есть опасных вещей, имея в виду вообще вес нашего соседа по сравнению с нашим государством, это не Курилы или острова в восточном море Кореи.

А какие именно типажи вы имеете в виду. Что касается дёрбетов, которые граничат с нами, то они точно от нас отличаются, смуглая кожа, большие выпуклые глаза, бордовые выветренные щеки, носы невысокие, но идущие перепендикулярно лба. То есть дёрбеты имеют иной атнтропологический тип.

А дёрбеты сами считают, что тувинцы, как они говорят, "цэвэрхэн". Это слово монголы сами поймут. Или поищите в монг-русском словаре.

Share this post


Link to post
Share on other sites

а как будет на тувинском мать,отец,брат,сестра,дядя и др.родсвенники прошу подключиться и др наших тюркских братьев.

Share this post


Link to post
Share on other sites

По алтайски - торбок, у теленгитов - чар.

У казахов: torpaq - годовалый теленок (от 6 мес. до года). Şar встречается в словосочетании şar qoy - старый баран (напр., şar qoy'dıng yeti - мясо старого барана).

В диалекте лебединских татар-чалканцев (quw-kiji): torboq - нетелившаяся корова, нетель; torbaç - теленок-двухлетка. Çar - бык кладеный (холощеный), рабочий.

Корень tor- выделяется в казахском toray - поросенок (у монголов - toroy), турецк. torun - внук, ср. турецк. torun ~ туркменск. torum 'верблюжонок', казахск. toqtı-torım 'ягнята разного возраста' (в тюркской традиции называть детей словами, обозначающими детенышей домашних животных, напр., Qozı-Körpeş - оба слова, входящие в состав имени собственного, обозначают ягнят).

Share this post


Link to post
Share on other sites

Да где вы увидели монгольские топонимы у нас? Может вы цитируете карту Урянхая, составленную маньчжурской канцелярией Улясутая, да конечно-же она полностью составлена на монгольском, на уйгаржин бичиг, а та которая на китайском написана на китайском.

А насчет "монгольской" топонимики, да еще "по всей Евразии", вы преувеличили. Такое вообще типично, для монгольских "профессоров" :)))))))))))))))))))))) Известно, что кое-где в Киргизии есть монгольские топонимы, и то единицы, это наследие Джунгарского периода, но никак не 13-го века. Ведь войско-то было тюркоязычным, и разносило тюркскую лексику.

А интерпретируйте Хархираа по-монгольски.. :)))))))))

Вас очень жаль. Вы в своем узком мире. Пробелы в вашей знании очень велики. Видимо Вы самостоятельно выучили общее языковедение. Или может быть провалил экзамен профессора Э.Равдана? Как бы там не было, Вы только себя показываете не с той стороны. Я вообще молчал об уровне тувинских гуманитариев.

Насчет, карты я пользовался той что подносил Ваш Буянбадарху гүн в правительство Богдо-гэгэна, чтобы принять монгольское подданство.

Так что оставьте в покое маньчжуров, давно сошедших с исторической сцены.

Письменность наше называется худам монгол бичиг. А не уйгаржин, это советские "специалисты" придумали. Устал Вам повторить.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вас очень жаль. Вы в своем узком мире. Пробелы в вашей знании очень велики. Видимо Вы самостоятельно выучили общее языковедение. Или может быть провалил экзамен профессора Э.Равдана? Как бы там не было, Вы только себя показываете не с той стороны. Я вообще молчал об уровне тувинских гуманитариев.

Насчет, карты я пользовался той что подносил Ваш Буянбадарху гүн в правительство Богдо-гэгэна, чтобы принять монгольское подданство.

Так что оставьте в покое маньчжуров, давно сошедших с исторической сцены.

Письменность наше называется худам монгол бичиг. А не уйгаржин, это советские "специалисты" придумали. Устал Вам повторить.

что-же вы хотите сказать,что не уйгуры вас научили письму?

Это же доказаный исторический факт,что письмо к вам пришло от уйгуров

Share this post


Link to post
Share on other sites

Насчет нашего пограничья с Монголией вряд-ли дойдет до серъезных, то есть опасных вещей, имея в виду вообще вес нашего соседа по сравнению с нашим государством, это не Курилы или острова в восточном море Кореи.

А какие именно типажи вы имеете в виду. Что касается дёрбетов, которые граничат с нами, то они точно от нас отличаются, смуглая кожа, вытаращенные глаза, грубые бордовые щеки, приплюснутые носы. То есть дёрбеты имеют иной атнтропологический тип.

А дёрбеты сами считают, что тувинцы более, как они говорят, "цэвэрхэн", то есть аккуратные, приятные на вид. Это слова самих дёрбетов.

Оказывается, он наш,монгол. :lol:

ondar_2.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

А чем докажете, что Кангар-Оол Ондар Борисович (г. Кызыл, Республика Тыва) - Заслуженный артист России Республики Тыва, Народный хоомейжи Республики Тыва - не тувинец, а монгол?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Дархаты, мингаты не есть омонголенные тувинцы. В их составе есть тувинский пласт, но они монгольский народ.

Г.Н. Потанин писал об алтайских тувинцах и др. тюркских этнических группах: "По всей южной границе Урянхайской земли мы встречаем поколения или отделы народа, которые чертами своего быта заставляют видеть в себе омонголившихся тюрков: так, жившие в долине Шишкита дархаты, по видимому, не что иное, как омонголившиеся урянхайцы, за таких же омонголившихся тюрков можно принять и население пяти хошунов Хотогойту, а затем и небольшой хошун Мингатов на северном берегу р. Кобдо и, наконец, обитающий в западной части монгольского Алтая, между вершинами рек Кобдо и Сенкуля... под названием урянхайцев, говорящих монгольским языком..." Г.Н. Потанин. Очерки Северо-Западной Монголии. Вып. IV, СПб, 1883, с. 653-654

А какие именно типажи вы имеете в виду. Что касается дёрбетов, которые граничат с нами, то они точно от нас отличаются, смуглая кожа, вытаращенные глаза, грубые бордовые щеки, приплюснутые носы. То есть дёрбеты имеют иной атнтропологический тип.

А дёрбеты сами считают, что тувинцы более, как они говорят, "цэвэрхэн", то есть аккуратные, приятные на вид. Это слова самих дёрбетов.

Да, тувинцы более субтильные и черты лица мельче. Но я считал это влиянием самоедских генов...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Пытаюсь разобраться с гаплотипами тувинцев РФ, тувинцев Китая и тоджинцев.

Кто знает, объясните какие отличия в происхождения у этих трех субэтнических групп.

Кто нибудь может ответить на вопрос?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Насчет нашего пограничья с Монголией вряд-ли дойдет до серъезных, то есть опасных вещей, имея в виду вообще вес нашего соседа по сравнению с нашим государством, это не Курилы или острова в восточном море Кореи.

А какие именно типажи вы имеете в виду. Что касается дёрбетов, которые граничат с нами, то они точно от нас отличаются, смуглая кожа, вытаращенные глаза, грубые бордовые щеки, приплюснутые носы. То есть дёрбеты имеют иной атнтропологический тип.

А дёрбеты сами считают, что тувинцы более, как они говорят, "цэвэрхэн", то есть аккуратные, приятные на вид. Это слова самих дёрбетов.

Какой Вы упорный человек,сидите на одной теме.Не мог ли бы подключиться в лингвистические диспуты по теме халха-казахский.Почувствовалось очень древняя форма тюркского в тувинском языке.

Share this post


Link to post
Share on other sites

А чем докажете, что Кангар-Оол Ондар Борисович (г. Кызыл, Республика Тыва) - Заслуженный артист России Республики Тыва, Народный хоомейжи Республики Тыва - не тувинец, а монгол?

Как определить человека-тувинца по чертам его лица,если его называет не тувинцам?

На мой взгляд, внешне не отличить тувинцев от якутов.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Не знаю, Вы же его назвали монголом. Вам и доказывать :osman6ue:

Share this post


Link to post
Share on other sites

Г.Н. Потанин писал об алтайских тувинцах и др. тюркских этнических группах: "По всей южной границе Урянхайской земли мы встречаем поколения или отделы народа, которые чертами своего быта заставляют видеть в себе омонголившихся тюрков: так, жившие в долине Шишкита дархаты, по видимому, не что иное, как омонголившиеся урянхайцы, за таких же омонголившихся тюрков можно принять и население пяти хошунов Хотогойту, а затем и небольшой хошун Мингатов на северном берегу р. Кобдо и, наконец, обитающий в западной части монгольского Алтая, между вершинами рек Кобдо и Сенкуля... под названием урянхайцев, говорящих монгольским языком..." Г.Н. Потанин. Очерки Северо-Западной Монголии. Вып. IV, СПб, 1883, с. 653-654

Да, тувинцы более субтильные и черты лица мельче. Но я считал это влиянием самоедских генов...

Потанин хорош в своем веке. Какие у него доказательства? Одно его сопоставление тоджинцев с моими Дайчин бэйсин урианхан чего стоит.

Не отрицаю что есть огромный тюркский пласт среди монголов. А без этого как же, Родина то одна на всех. :)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Потанин хорош в своем веке. Какие у него доказательства? Одно его сопоставление тоджинцев с моими Дайчин бэйсин урианхан чего стоит.

Не отрицаю что есть огромный тюркский пласт среди монголов. А без этого как же, Родина то одна на всех. :)

Где это он сопоставляет тоджинцев и Дайчиновских урянхайцев? Не надо наговаривать.

Share this post


Link to post
Share on other sites

У казахов: torpaq - годовалый теленок (от 6 мес. до года). Şar встречается в словосочетании şar qoy - старый баран (напр., şar qoy'dıng yeti - мясо старого барана).

В диалекте лебединских татар-чалканцев (quw-kiji): torboq - нетелившаяся корова, нетель; torbaç - теленок-двухлетка. Çar - бык кладеный (холощеный), рабочий.

Корень tor- выделяется в казахском toray - поросенок, турецк. torun - внук (в тюркской традиции называть детей словами, обозначающими детенышей домашних животных).

Так, в приведенном алтайском слове "торбок" (крупный бык) усматриваю казахское значение "тарбақ" - раскоряченный, растопыренный, а "тарбаң" - неуклюжий, "тарбаң-тарбаң" - идти неуклюже. Отсюда "тарбақа" - толстая жаба и возможно алтайское "тарбақ/торбоқ" - крупный неповоротливый бык.

С этим значением согласуется у сахалар "тарбах" - пальцы.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Где это он сопоставляет тоджинцев и Дайчиновских урянхайцев? Не надо наговаривать.

Действительно! Кстати это мой земляк, из Ямыш недалече от Павлодара. В его время русские прекрасно общались на казахском, также как и он сам. Его казахи сильно уважают.

http://irstar.kz/index.php/2010-05-13-23-00-03/61-2010-05-13-22-57-21/1482--175-

Share this post


Link to post
Share on other sites

Какой Вы упорный человек,сидите на одной теме.Не мог ли бы подключиться в лингвистические диспуты по теме халха-казахский.Почувствовалось очень древняя форма тюркского в тувинском языке.

Нужны в теме мнения всех - тыва, алтай, кыргыз, саха, хальмг, ойрот и других, больше мнений - ближе истина.

Share this post


Link to post
Share on other sites

а как будет на тувинском мать,отец,брат,сестра,дядя и др.родсвенники прошу подключиться и др наших тюркских братьев.

Мурат эта информация есть в теме "Обычаи, терминология родства, этикет народов Центральной Азии". Прочитайте.

Но на всякий случай выложу и здесь:

У Тыва чон:

(букву о: с палочкой посередине заменяю на ё)

Близкая родня - чоок тёрелдер, чингине тёрелдер;

Дальняя - ырак тёрелдер;

Племя-род - ук, сёёк;

Семья - ёг-биле;

Дед - кырган ада (кырган-ача);

Бабушка - кырган ие (кырган ава);

Отец - ада (ача);

Мать - ие (ава);

Ребенок - тёл (уруг (девочка), оол(малчик));

Дядя по отцу, который младше отца - акы;

Дядя по отцу, который старше отца - акы;

Дядя по матери - даай;

Тетя по матери - даай-ава

Тетя - угба;

Жена дяди (старшего брата) - чаава (ченге у вост. тувинцев);

Муж тети (старшей сестры) - честе;

Старший брат - акы;

Младший брат - дунма (эр);

Страшая сестра - угба;

Сестренка (младшая) - дунма (кыс);

Младший брат или сестра жены - чуржу;

Мужья родных или двоюродных (родственных) сестер - бажалар;

Отец (страший брат, дядя) жены - катты;

Мать (старшая сестра, тетя) жены - кат-ие;

свёкор (или старший брат, дядя мужа) - бег;

свекровь (или старшие сестры мужа) - кунчуг;

невестка - келин;

зять - кюдээ

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...