Jump to content



Guest Rasul

Тувинцы

Recommended Posts

20 часов назад, Rust сказал:

Теперь ЧХ - тувинец?

" Только не делайте резких движений". У вас чуть что , так ЧХ - казах?, аргынтинец?, теперь вот  и тувинцы виноваты.

  • Одобряю 2
Link to post
Share on other sites
14.10.2018 в 01:56, Rust сказал:

Теперь ЧХ - тувинец?

Ол был для тувинцев Моол, так и остается Моол. Уже Рубрук отмечал, что монголы сами себя называли Моал. Почему же нынешние монголы зовут себя Монгол? Моал не может эволюционировать в Монгол, должно быть наоборот, что и произошло в течение нескольких поколений ко временам Рубрука. Нынешнее Монгол не изначальное самоназвание, а, очевидно, экзоэтноним, после ставший и самоназванием

  • Одобряю 2
Link to post
Share on other sites
12.10.2018 в 14:52, Туран сказал:

Возьмем такое якобы чисто монгольское числительное долоо(н). На старо-письменном монгольском - долуган, по-тувински - долаан (Долаан - тувинское племя, Долаан Бурган или Чеди-Хаан - Большая Медовица; кстати, образ цифры 7 взят с этого созвездия, которое по недоразумению сейчас называют Б. Медведица). Кроме значения 7, долуган означает также "наполненный, заполненный", сейчас по-тувински пишется долган. Семантика более распространенного среди тюрков варианта цифры 7 тоже такая же - чеди/жеты и т.п. означает чедер, чедишкен - "достаточный, зрелый, всего хватает". А какая этимология долоон из монгольского языка? 

Монгольское числительное тав(ан) - 5, скорее всего исходит из общетюркского дабан/даван/даман (+ то же, но с начальным "т") - конечность, лапа, подошва ноги, ступня, стопа. Чем отличается эта часть тела животных? А тем, что оно пятипалое! Значение числительного вторично, т.к. корневое слово - это общетюркская или более древняя глагольная основа "тап", в тувинском языке:

таптаар 1) ковать, чеканить; 2) отбивать (косу); 3) топтать, мять ногами, растаптывать; 4) утаптывать, трамбовать.
таптааш молотОк (для отбивания косы).
тапталга 1) кОвка, чеканка; 2) топтание, растаптывание; 3) утаптывание, трамбование.

А какая этимология таван (5) из монгольского языка? 

Link to post
Share on other sites
  • Admin
15.10.2018 в 08:30, Туран сказал:

Ол был для тувинцев Моол, так и остается Моол. Уже Рубрук отмечал, что монголы сами себя называли Моал. Почему же нынешние монголы зовут себя Монгол? Моал не может эволюционировать в Монгол, должно быть наоборот, что и произошло в течение нескольких поколений ко временам Рубрука. Нынешнее Монгол не изначальное самоназвание, а, очевидно, экзоэтноним, после ставший и самоназванием

Ну если Рубрук написал значит, его европейское произношение термина "монгол" это точное соответствие автоэтнониму? Что за бред. Кыргызы также называют монголов мон"ол и что? Просто особенности произношения, а не повод для выстраивания каких-то гипотез.

Посмотрите источники  по средневековым монголам - там пишется именно монгол. Вот пример:

b3Gz5H1L.png

Это монгольский словарь "Мукаддимат Ал-Адаб". Рядом тюркский эквивалент, в котором уже выпала буква "н". Так что ничего не очевидно, очередное фолькхистори.

  • Одобряю 1
Link to post
Share on other sites
  • Admin
14.10.2018 в 22:02, arkuk сказал:

" Только не делайте резких движений". У вас чуть что , так ЧХ - казах?, аргынтинец?, теперь вот  и тувинцы виноваты.

Аркук - вы так понял согласны с тем, что Хубилай якобы исказил язык настоящих монголов - прямых предков тувинцев, говоривших на восточно-тюркском языке?

Link to post
Share on other sites
22 часа назад, Rust сказал:

Ну если Рубрук написал значит, его европейское произношение термина "монгол" это точное соответствие автоэтнониму? Что за бред. Кыргызы также называют монголов мон"ол и что? Просто особенности произношения, а не повод для выстраивания каких-то гипотез.

Посмотрите источники  по средневековым монголам - там пишется именно монгол. Вот пример:

b3Gz5H1L.png

Это монгольский словарь "Мукаддимат Ал-Адаб". Рядом тюркский эквивалент, в котором уже выпала буква "н". Так что ничего не очевидно, очередное фолькхистори.

так, еще раз попробуем) Ко временам Рубрука монголы уже стали себя называть Моал, что и зафиксировал этот монах, и это не особенности европейского произношения - четкое интервокальное ңг в моңгол иностранец обязательно произнесет. А в тувинском и монгольском языках такие согласные в середине слова со временем перестают быть - моңгол-моол, деңгер-дээр, каган-хаан, теңгис-тээс, сыгын-сыын, багыр-баар, долуган-долаан и т.д. Вместе с тем, можно привести сотни или тысячи примеров слов, когда в литературном письменном тувинском языке слово пишется полностью, а в разговорном - без согласных: меңээ-мээ, маңаа-маа, чүве-чө, ..-дыр ийин-диин и т.д. Это закон эволюции языка. Также надо полагать было и в Монгольский империи - в государственном письменном языке как положено полностью, на бытовом уровне - укороченный вариант.

Link to post
Share on other sites
12.10.2018 в 11:32, asan-kaygy сказал:

 

любят Балановские все упрощать: раньше русские наполовину и пов. татары были в прошлом финно-уграми, а теперь и тувинцы оказывается кето-самодийцы хотя у тувинцев приличный процент N3a5

  • Одобряю 2
Link to post
Share on other sites
  • Admin
12 часов назад, Туран сказал:

так, еще раз попробуем) Ко временам Рубрука монголы уже стали себя называть Моал, что и зафиксировал этот монах, и это не особенности европейского произношения - четкое интервокальное ңг в моңгол иностранец обязательно произнесет. А в тувинском и монгольском языках такие согласные в середине слова со временем перестают быть - моңгол-моол, деңгер-дээр, каган-хаан, теңгис-тээс, сыгын-сыын, багыр-баар, долуган-долаан и т.д. Вместе с тем, можно привести сотни или тысячи примеров слов, когда в литературном письменном тувинском языке слово пишется полностью, а в разговорном - без согласных: меңээ-мээ, маңаа-маа, чүве-чө, ..-дыр ийин-диин и т.д. Это закон эволюции языка. Также надо полагать было и в Монгольский империи - в государственном письменном языке как положено полностью, на бытовом уровне - укороченный вариант.

Я привел собственно монгольское произношение термина монгол. Мы не можем точно знать особенностей бытового использования термина опираясь лишь на сведения европейца. Тогда придется принять термины Катай вместо Китай, Хингис вместо Чингиз, Керкис вместо кыргыз, Оренгаи вместо Урянхаи?

Link to post
Share on other sites

Когда- то у меня спросил Энхд ака - почему у вас два слова обозначающий жизнь т.е. ''амыдырал'' и ''чуртталга'', и мне утверждал что слово ''амыдырал'' монгольское. Тогда я не стал отвечать на его вопрос, просто не разбирал эти слова на корень, окончания. Сегодня я готов ответить:  первое слово ''чуртталга''- за этим словом понимается жизнь, но прямой смысл слова обживание т.к. произошел слово от корня ''чурт''- страна, место расположения юрты, территория кочевки и т.д. ''чуртталга'' является обживанием этого места, территории. А обживание и есть жизнь!

Второе слово ''амыдырал'' и это слово Энхд ака хотел мне преподности как монгольское слово, ан нет- слово является самым настоящим тувинским словом которое заимствовали от наших предков современные монголы, почему? Да потому что корень слова ''ам'' и прямой перевод корня ''сейчас'', ''амы''- окончание ''ы''слове дает смысл - данное в это время его живое состояние. ''Ам(ы)(дыра)''- существуй, живи. ''Амыдырал''- существование, а существование и есть жизнь! Так что энхд ака- вы не правы!

Link to post
Share on other sites
20.10.2018 в 03:09, Rust сказал:

Я привел собственно монгольское произношение термина монгол. Мы не можем точно знать особенностей бытового использования термина опираясь лишь на сведения европейца. Тогда придется принять термины Катай вместо Китай, Хингис вместо Чингиз, Керкис вместо кыргыз, Оренгаи вместо Урянхаи?

А вы заметьте, вами приведенных словах везде существуют интервокал и звуки чуть- чуть разнятся. Думаю у европейца есть уши и он спокойно мог бы услышать интервокал как ''ңг' - если татарин произносил моҢГол. Нет - тут ясно он услышал слово ''моал'' т.к. везде в его заметках он пишет ''моал'', значит уже те времена устно произносили как моал. Ошибки нет на его заметках. Как начнется спор, у вас все просто, и даже скриншоты с словами древнетюркского языка у вас становится монгольскими, по волшебному мановению слова просто.

Link to post
Share on other sites
42 минуты назад, Эр-Суге сказал:

А вы заметьте, вами приведенных словах везде существуют интервокал и звуки чуть- чуть разнятся. Думаю у европейца есть уши и он спокойно мог бы услышать интервокал как ''ңг' - если татарин произносил моҢГол. Нет - тут ясно он услышал слово ''моал'' т.к. везде в его заметках он пишет ''моал'', значит уже те времена устно произносили как моал. Ошибки нет на его заметках. Как начнется спор, у вас все просто, и даже скриншоты с словами древнетюркского языка у вас становится монгольскими, по волшебному мановению слова просто.

почему тогда тюрки говорят моғул?

Link to post
Share on other sites
47 минут назад, кылышбай сказал:

почему тогда тюрки говорят моғул?

Некоторые тюрки говорят могул, тут звук ''ң'' исчез, а мы как рубрук пишет моол- это развитие слова моңгол - на могул и моол. Пример: слово багатур, в процессе развития слова у всех кочевников слово стало баатыр, баатар, батыр, батур, ботур, маадыр. Но слово багатур у древних тюрков заимствовали русские как богатырь и скорей всего так им слышится ушами. И с древних времен до этих дней слово у них остался богатырь (заимствованное). Возможно такая же ситуация со словом моңгол, рашид ад дин писал - что многие стали моңголами связи с величием моңгол. И сегодня непонятно кто настоящий моңгол, а кто самозванец. Но рубрук же ясно пишет везде ''моал'' (моол) 

Link to post
Share on other sites
18 часов назад, Эр-Суге сказал:

Некоторые тюрки говорят могул, тут звук ''ң'' исчез, а мы как рубрук пишет моол- это развитие слова моңгол - на могул и моол. Пример: слово багатур, в процессе развития слова у всех кочевников слово стало баатыр, баатар, батыр, батур, ботур, маадыр. Но слово багатур у древних тюрков заимствовали русские как богатырь и скорей всего так им слышится ушами. И с древних времен до этих дней слово у них остался богатырь (заимствованное). Возможно такая же ситуация со словом моңгол, рашид ад дин писал - что многие стали моңголами связи с величием моңгол. И сегодня непонятно кто настоящий моңгол, а кто самозванец. Но рубрук же ясно пишет везде ''моал'' (моол) 

нужно смотреть как китайцы записали монгол

Link to post
Share on other sites
  • Admin
22 часа назад, Эр-Суге сказал:

А вы заметьте, вами приведенных словах везде существуют интервокал и звуки чуть- чуть разнятся. Думаю у европейца есть уши и он спокойно мог бы услышать интервокал как ''ңг' - если татарин произносил моҢГол. Нет - тут ясно он услышал слово ''моал'' т.к. везде в его заметках он пишет ''моал'', значит уже те времена устно произносили как моал. Ошибки нет на его заметках. Как начнется спор, у вас все просто, и даже скриншоты с словами древнетюркского языка у вас становится монгольскими, по волшебному мановению слова просто.

Это у вас фольков одни фокусы.Я привел словарь, а не предположение по произношению. Понятно объясняю?

Link to post
Share on other sites
38 минут назад, Rust сказал:

Это у вас фольков одни фокусы.Я привел словарь, а не предположение по произношению. Понятно объясняю?

По вашему получается Рубрук - фокусник, писавший и услышавший моал))) Ну вы фольк! Любой человек имеющие уши слышат интервокал, если только не сами обладатели языка не меняют слово. пример:Богатырь)))) 

Link to post
Share on other sites
  • Admin
56 минут назад, Эр-Суге сказал:

По вашему получается Рубрук - фокусник, писавший и услышавший моал))) Ну вы фольк! Любой человек имеющие уши слышат интервокал, если только не сами обладатели языка не меняют слово. пример:Богатырь)))) 

Какой такой интервокал? Произношение терминов разное, я привел собственно монгольское произношение - какие проблемы. Причем здесь Рубрук? Если мы называем вас тУвинцы, а самоназвание тыва, значит наш термин более правильный? Что за бред?

Link to post
Share on other sites
44 минуты назад, Rust сказал:

Какой такой интервокал? Произношение терминов разное, я привел собственно монгольское произношение - какие проблемы. Причем здесь Рубрук? Если мы называем вас тУвинцы, а самоназвание тыва, значит наш термин более правильный? Что за бред?

Собственное монгольское произношение моол, который слышал рубрук 13 веке, думаю теперь вы поняли? не было уже интервокальные согласные  "ңг" в слове моңгол. А тыва и тува почти разницы нету, все четыре звука присутствуют в слове,  "ы" и "у" равны, кому как ласкает звук уши. Бред только на вашем фольк голове.

Link to post
Share on other sites
  • Admin
27 минут назад, Эр-Суге сказал:

Собственное монгольское произношение моол, который слышал рубрук 13 веке, думаю теперь вы поняли? не было уже интервокальные согласные  "ңг" в слове моңгол. А тыва и тува почти разницы нету, все четыре звука присутствуют в слове,  "ы" и "у" равны, кому как ласкает звук уши. Бред только на вашем фольк голове.

Я вижу отпуск не прибавил вам ума. Надеюсь постоянный бан научит вежливости.

Link to post
Share on other sites

Песня  Чыраа хоор - Жороо хонгор - Иноходец рыжий (конь)

 

  • Like 1
Link to post
Share on other sites

Алтай-ойроты поют  Аттар, аттар аргымак аттар - Морьд, морьд аргамаг морьд - Кони, кони аргамаки мои...

  • Like 1
Link to post
Share on other sites

19-летний парень из Тувы делает первые успехи в японском сумо


96d523e3b16daddfb51e882e692de90f.jpg

 

7c2529dae07cbd38a92d0891b648ecf8.jpg
 

В Токио начинается спортивная карьера 19-летнего парня из Тувы Амартувшина Амыр-Сынаа. Уже три года он находится в Японии и участвует в профессиональных соревнованиях.

 

Отец у него монгол, мать – тувинка. Слухи о способностях тувинского парня доносились до Тувы последние два года. Сегодня, наконец, пользователи соцсетей смогли увидеть его  фото благодаря главе Тувы Шолбану Кара-оолу, который в ходе поездки в Токио с известным монгольским сумоистом  Долгорсурэнгийном Дагвадоржем, встретился  с Амыр-Санаа.

«Я счастлив, что добрался до Амыр-Санаа. Как я и предполагал, он соскучился по родине, более трёх лет уже не был в Туве, - поспешил сообщить Шолбан Кара-оол. - Мне показалось, что я чуть развеял тоску по родине. Я постарался, как мог, поддержать его. У него сейчас самое ответственное время. Начало начал профессиональной карьеры в Сумо».

Как известно, Шолбан Кара-оол и Долгорсурэнгийн Дагвадорж этим летом также провели в Туве отбор юношей для обучения в школе Асошори Д.Дагвадоржа.

Link to post
Share on other sites

Привет, всем участникам. Энхдалай так и ерничает до сих пор

31.10.2018 в 20:33, Rust сказал:

Я вижу отпуск не прибавил вам ума. Надеюсь постоянный бан научит вежливости.

 

Link to post
Share on other sites

Столько лет меня не было. Учился в Тосан Совон. Прошел полный курс конфуцианского четверокнижия и познания Великих канонов

  • Одобряю 1
Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now




×
×
  • Create New...