Перейти к содержанию
Гость Rasul

Тувинцы

Рекомендуемые сообщения

44 minutes ago, Туран said:

"Бусина на шапке" наверное народная этимология.

очевидно, что корневое слово "моюн"

еще примеры:

мончар ошейник.

мончарлаар /мончарла*/ наде­вать ошейник (на животных).

мончук нарОст (у животных); серьга (напр. у козы); ср. сырга 2).

 

И еще - а правда, что мончаки носили серьги?

Сказал ведь не надо сочинять фольклорство! Тем более ничего не зная о том народе.

"Моншак" - это не само название, а только название данное казахами и ими же употребляющиеся.

А само название "дыва" или "урианхай", жители 3-х хошунов из 7-ми хошунов уртанхайцев.

Ойроты которые входили в "зүүнгар" (левое сторона) носили серьгу на левом ухе, и дыва-урианхайцы тоже.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

27 минут назад, enhd сказал:

Сказал ведь не надо сочинять фольклорство! Тем более ничего не зная о том народе.

"Моншак" - это не само название, а только название данное казахами и ими же употребляющиеся.

А само название "дыва" или "урианхай", жители 3-х хошунов из 7-ми хошунов уртанхайцев.

Ойроты которые входили в "зүүнгар" (левое сторона) носили серьгу на левом ухе, и дыва-урианхайцы тоже.

а никто и не говорил, что мончаки - самоназвание, я в курсе, что речь идет об Алдай-Дыъва

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Одно время reicheOnkel  настойчиво пытался выставить тувинцев пособниками маньчжуров в борьбе с джунгарами. Я конечно возражал, но к сожалению у меня были всего лишь народные предания, которые историками трактуются выборочно. Но вот нашел научный труд выдающегося бурятского ученого-монголоведа П. Б. Балданжапова:

Неопубликованная рукопись Пурбо Балданжапова «Тува под гнетом маньчжурских захватчиков»

.. Алтын-хан Гендун совместно с халхасскими феодалами бежал к маньчжурам. С добровольным подчинением халхасских феодалов маньчжурам, опасность иноземного нашествия на Туву еще более усилилась. Теперь против тувинцев и джунгарцев двинулись объединенные силы маньчжуро-китайцев и феодалов Восточной и Южной Монголии. Алтын-хан Гендун с остатками Неопубликованная рукопись Пурбо Балданжапова «Тува под гнетом маньчжурских захватчиков»своих сил активно помогал захватчикам.

[…]

Л.3. В этот тяжелый исторический период укрепляется временный военный союз между тувинцами и джунгарцами для борьбы с общим врагом —маньчжурскими захватчиками. Следует, конечно, не забывать, что джунгарские ханы тоже выступали по отношению к Туве захватчиками. Но тогда главная опасность и главное зло шли со стороны маньчжуров. Поэтому временный и военный союз между Тувой и Джунгарией вполне исторически оправдан.

[…]

Л.9. В 1729 году маньчжурский император направил против тувинцев и джунгарцев две армии. В районе озера Даин-Гол маньчжуры были разбиты. В 17731 и 1732 годах джунгарцы и тувинцы сами совершали военные походы против маньчжуров и халхасских феодалов.  Несмотря на превосходство своих сил, в 1737 году маньчжуры были вынуждены  заключить мирный договор с Джунгарией и Тувой. После этого на границе Тувы на некоторое время устанавливается относительное спокойствие.

Во всех выше перечисленных неоднократных военных столкновениях между Джунгарией и Тувой с одной стороны, и Маньчжурией с другой стороны, огромное численное превосходство сил, несомненно, было на стороне маньчжуров.

Они использовали огромные людские и материальные ресурсы Китая, Юго-Восточной Монголии и других завоеванных и закабаленных стран. Но, тем не менее, маньчжуры на протяжении многих десятилетий не могли осуществить свой план — захватить Туву. Конечно, большую роль сыграла самоотверженная, героическая борьба тувинских аратов против иноземных захватчиков... Но главная причина, почему маньчжуры долго не могли всей своей огромной силой обрушиться на Туву, заключается в том, что тогда Верхне-Енисейский бассейн считался исторически принадлежащим России. Следовательно, боязнь столкнуться с Россией удерживала маньчжуров до поры до времени от чрезмерной агрессивной политики по отношению к Туве. Они пока еще ограничивались разбойничьими грабительскими военными походами и налетами на Туву.

Л.10. В 1689 году между Россий и Китаем был заключен договор, известный под названием «Нерчинский трактат», в котором была определена граница между Россией и Китаем к востоку от Монголии. Когда китайские уполномоченные заключили в Нерчинске с бояриным Головиным трактат, халха-монголы еще не были под совершенною властью Богдо-хана, а потому и китайские уполномоченные не принимали на себя обязанности трактовать о разграничении земель далее Аргунской вершины (ссылка на «Историческую записку о китайской границе, составленную советником Троицко-Савского пограничного правления Сычевским в 1846 году. — В. В.). Только в 1691 году Халха-Монголия официально была включена в состав Дайцинского Китая. Что касается Тувы, как указывали выше, тогда Верхне-Енисейский бассейн считался территорией России... Несколько позже царский уполномоченный граф С. В. Рагузинский в своей реляции 1726 г. писал: «По вершинам реки Енисея кочуют народы, называемые «сойоты», подданные российские, такой же веры, как и монголы, и платят ясак под всякий где соболями, лисицами и россомахами» (цит. по: Попов, 1910: 69. — В. В.).

Л.11. Признавая Верхний Енисей принадлежащим России, маньчжуры в 1720 году поставили по хребту Тану-Ола пограничные караульные посты, так называемая «линия монгольских караулов». Эта пограничная линия со специальными пограничными постами существовала вплоть до 1911 года. 

После нескольких лет затишья, в середине XVIII века маньчжуры снова возобновляют свою борьбу за захват Тувы и Джунгарии. Маньчжуры в своих захватнических целях стремились воспользоваться междоусобной борьбой среди джунгарских феодалов, вспыхнувшей с большой силой после смерти кунтайши Галдан-Серена, последовавшей в 1745 году. Новый хан Джунгарии Севен-Доржи в 1750 году был убит своим братом Лама-Доржием, последний был убит другим претендентом на ханский престол Давацием. После этого последовал еще ряд убийств и изгнаний претендентов на ханскую власть.  

На востоке маньчжуры возобновляют свои военные налеты на Туву. В 1754 году, при помощи маньчжуров, совершает набег на Туву Саин-нойоновский аймачный хан Цебден-Джаб и захватывает чать Кемчикского района (Саин-нойоновский аймак в Халха-Монголии был образован в 1725 году. — прим. П. Б.).

 

После заключения Буринского и Кяхтинского трактатов, Россия учредила пограничые караулы по хребту Саянских гор, а Китай сохранил свои пограничные караулы по хребту Тану-Ола. Таким образом, Тува между Саянским и Тану-Ольским хребтами, оставалась фактически «нейтральной» страной между двумя великими державами. Царская Россия, занятая тогда вопросами укрепления своих северных и южных границ, мало обращала внимания на далекую Туву.

[…]

Л.16. В такой обстановке всеобщего недовольства маньчжурским игом вспыхивает народное восстание в Туве и Монголии. К восстанию была подготовлена вся Монголия, но благодаря предательству отдельных феодалов и теократов Халха-Моголии, восстание получило распространение только лишь в Западной Монголии и Туве. [...] Устное творчество тувинского народа до сих пор сохранило для потомков воспоминание о героической борьбе славных предков тувинских аратов за свою независимость.

[…]

Л.20. Военно-оккупационный режим, установленный захватчиками в Туве, по своей тяжести превосходил колониальный режим,…

Л.21. …установленный во многих других зависимых и порабощенных странах мира. Маньчжурский гнет в Туве во много раз был сильнее, чем гнет порабощенных народов в колониальных владениях царской России. «Азиатский деспотизм» маньчжурских сатрапов свирепствовал в Туве более необузданно, чем даже в соседней Монголии. Захватчики мстили тувинским аратам за их упорную 70-ти летнюю борьбу. Тяжесть колониального гнета тувинских аратов еще  больше увеличивается тем обстоятельством, что с середины XIX века Китай сам становится объектом эксплуатации более сильных империалистических держав. Поэтому господствующие слои Дайцинской империи, в свою очередь, более свирепо эксплуатировали порабощенные ими народы. Кроме того, Китай к ХVIII веку, при господстве маньчжуров, являлся экономически отсталой страной. Вследствие этого он не мог оказывать какое-либо прогрессивное влияние на экономическое и культурное развитие Тувы, как это имело место в соседних с Тувой странах на севере, находившихся тогда в колониальной зависимости от царской России. Действительно в течение более, чем 150 летнего периода нахождения Тувы под гнетом маньчжуров, в стране не было построено ни одного километра дороги, не говоря о железных дорогах, не было проведено почтово-телеграфных линий, не открыто ни одной школы, больницы и какого-нибудь другого типа культурных учреждений. Тяжело и трудно было тувинскому народу в прошлом, при господстве монгольских ханов, совершенно невыносима стала их жизнь при господстве новых, маньчжурских, поработителей.

Л.22. Основная линия политики маньчжурских захватчиков в Туве сводилась к тому, чтобы окончательно сломить у трудящихся аратов волю в борьбе за свою свободу и независимость, и превратить их в своих покорных рабов. Обширную территорию Верхнего Енисея, с ее огромными богатствами и трудолюбивым народом, они стремились превратить в лёгкий источник наживы для обогащения кучки господствующих эксплуататоров. С этой целью захватчики изолировали Туву от внешнего мира. Политически расчленяли и раздробляли тувинских аратов друг от друга, всячески укрепляли власть феодалов, своих верных агентов… Всячески старались держать тувинские трудящиеся массы в темноте, в невежестве и окончательно убить у них чувство человеческого достоинства и национальной гордости.

Вся тувинская земля с ее богатствами недр, лесами, реками, озерами, обширными пастбищами и лугами была объявлена собственностью маньчжурского императора — Богдо-хана. Весь тувинский народ считался его, Богдо-хана, крепостными рабами. Тувинские араты не имели никаких политических и гражданских прав.

Л.23. Маньчжуры, как и другие захватчики чужой территории и поработители завоеванных народов, в Туве проводили принцип «разделяй и властвуй». Они даже не допустили восстановления старого Алтын-хановского княжества. Вся тувинская территория в административно-политическом отношении была раздроблена на отдельно мелкие, друг с другом не связанные, части. В 1756 году от основной массы тувинского народа были отделены и вытеснены на юг значительное число,  так называемых алтайских тувинцев. Они еще в 17 веке занимали обширную территорию от бассейна Иртыша до устьев реки Бухтермы. Затем они были вытеснены на юг в район реки Тесхема. В китайских источниках сообщается, что в 1756 году дурбеты из бассейна Иртыша переселились на северные склоны хребта Алтаин-нуру, где заняли, с разрешения китайских властей, урянхайские земли к северу от реки Кобдо. Алтайские тувинцы были вытеснены к верховьям реки Кобдо, и были отделены дурбетскими кочевьями от основной массы тувинцев. Они подали жалобу Богдо-хану с просьбой вернуть им обратно, насильно отнятые у них, родные кочевья и воссоединить с массой тувинского народа. Дурбеты также не прочь были вернуться обратно на свои старые кочевья на Иртыше. Китайское правительство на протяжении нескольких десятилетий разбирало этот вопрос. Многочисленные маньчжуро-китайские источники обогащались на этом процессе, вымогая взятки как у тувинцев,…

Л.24. …так и дурбетов. Китайскому правительству выгодно было, ослабить тувинский народ, расчленяя их территориально на обособленные друг от друга части, во-вторых, разжигать вражду между тувинцами и дурбетами. алтайские тувинцы еще до конца 19 века частично сохранили свой родной язык... Таким образом, благодаря враждебной политике маньчжурских захватчиков, направленной против малых народов, около 25% тувинцев были разобщены от единокровных братьев. Теперь, спустя 200 лет, алтайские тувинцы, давно потерявшие связь с основной массой тувинского народа, говорит на монгольском языке и значительная часть их живет в западной части свободной Монгольской народной республики. Народное правительство МНР оказывает им большую помощь в экономическом и культурном развитии.

 

[…]

Л.34. Как известно, тувинский народ долго и упорно защищал свою родину от маньчжурских захватчиков, и после оккупации страны продолжал вести борьбу за свою свободу.  Тува считалась «неспокойным» краем и тувинский народ не пользовался доверием захватчиков. Поэтому китайское правительство освободило тувинцев от несения воинской обязанности. Но, тем не менее, в Туве, как и в Монголии, административное деление носило военный характер.

Тувинский народ никогда не мирился со своим рабским положением и неоднократно выступал против своих внешних и внутренних поработителей.

В системе Дайцинской империи тувинцы считались наиболее «беспокойными». Маньчжуро-китайские захватчики проводили целый ряд мероприятий, чтобы «обезопасить» Туву, не давали тувинцам возможности объединяться между собою и не допускали связи с внешним миром. С этой целью Тува была расчленена на отдельные политически и экономически обособленные части. Запрещение, без специального разрешения, выезда из территории Тувы и въезда в нее, было вызвано не только фискальными соображениями. Имелись ввиду и политические соображения, а именно: изолировать тувинцев от внешнего мира, не допускать установления ими связи с соседними народами, (ведь) изолированное вооруженное выступление малочисленного тувинского народа можно будет легко подавить. Учитывая «беспокойный», то есть свободолюбивый, революционный характер тувинского народа, их храбрость самоотверженность, захватчики на первых порах в Туве действовали осторожно, осмотрительно и старались не вызывать возмущения тувинских аратов. Они держали курс на постепенное «обуздание»… тувинского народа.  

[…]

Л.109. … В высших китайских кругах считалось «мудрым изречением» соображение первого уляс-утайского цзянь-цзюня о том, что тувинцев «можно только оставить на произвол, а не обуздать законами. Вообще, всякий, кто получает жизнь, и желает жить, если дать волю его природе, то не надо будет хлопотать о предосторожностях, и тем самым сберегутся военные расходы». Мудрость этого тезиса «высокопоставленного» чиновника довольно прозрачна, на деле она означает, что в целях предосторожности следует постепенно «обуздывать» «беспокойных» тувинцев, то есть  постепенно натягивать надетую петлю на из шею.

Действительно, маньчжуры на первых порах проводили в Туве более «осторожную» политику, в частности, не особенно грубо вмешиваясь в дела местных феодалов. Примерно такую же политику они проводили и в Монголии. Но политика такого «обуздания» проводилась последовательно, и все туже и туже натягивалась колониальная петля, накинутая на шею тувинским аратам. Естественно, что усилилось сопротивление и борьба аратов против все более углубляющегося колониального гнета. Усиление колониального грабительства способствует и росту местной феодальной эксплоатации.

https://www.tuva.asia/journal/issue_14/4860-vasilenko.html

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
2 hours ago, Туран said:

Одно время reicheOnkel  настойчиво пытался выставить тувинцев пособниками маньчжуров в борьбе с джунгарами. Я конечно возражал, но к сожалению у меня были всего лишь народные предания, которые историками трактуются выборочно. Но вот нашел научный труд выдающегося бурятского ученого-монголоведа П. Б. Балданжапова:

Неопубликованная рукопись Пурбо Балданжапова «Тува под гнетом маньчжурских захватчиков»

.. Алтын-хан Гендун совместно с халхасскими феодалами бежал к маньчжурам. С добровольным подчинением халхасских феодалов маньчжурам, опасность иноземного нашествия на Туву еще более усилилась. Теперь против тувинцев и джунгарцев двинулись объединенные силы маньчжуро-китайцев и феодалов Восточной и Южной Монголии. Алтын-хан Гендун с остатками Неопубликованная рукопись Пурбо Балданжапова «Тува под гнетом маньчжурских захватчиков»своих сил активно помогал захватчикам.

[…]

Л.3. В этот тяжелый исторический период укрепляется временный военный союз между тувинцами и джунгарцами для борьбы с общим врагом —маньчжурскими захватчиками. Следует, конечно, не забывать, что джунгарские ханы тоже выступали по отношению к Туве захватчиками. Но тогда главная опасность и главное зло шли со стороны маньчжуров. Поэтому временный и военный союз между Тувой и Джунгарией вполне исторически оправдан.

[…]

Л.9. В 1729 году маньчжурский император направил против тувинцев и джунгарцев две армии. В районе озера Даин-Гол маньчжуры были разбиты. В 17731 и 1732 годах джунгарцы и тувинцы сами совершали военные походы против маньчжуров и халхасских феодалов.  Несмотря на превосходство своих сил, в 1737 году маньчжуры были вынуждены  заключить мирный договор с Джунгарией и Тувой. После этого на границе Тувы на некоторое время устанавливается относительное спокойствие.

Во всех выше перечисленных неоднократных военных столкновениях между Джунгарией и Тувой с одной стороны, и Маньчжурией с другой стороны, огромное численное превосходство сил, несомненно, было на стороне маньчжуров.

Они использовали огромные людские и материальные ресурсы Китая, Юго-Восточной Монголии и других завоеванных и закабаленных стран. Но, тем не менее, маньчжуры на протяжении многих десятилетий не могли осуществить свой план — захватить Туву. Конечно, большую роль сыграла самоотверженная, героическая борьба тувинских аратов против иноземных захватчиков... Но главная причина, почему маньчжуры долго не могли всей своей огромной силой обрушиться на Туву, заключается в том, что тогда Верхне-Енисейский бассейн считался исторически принадлежащим России. Следовательно, боязнь столкнуться с Россией удерживала маньчжуров до поры до времени от чрезмерной агрессивной политики по отношению к Туве. Они пока еще ограничивались разбойничьими грабительскими военными походами и налетами на Туву.

Л.10. В 1689 году между Россий и Китаем был заключен договор, известный под названием «Нерчинский трактат», в котором была определена граница между Россией и Китаем к востоку от Монголии. Когда китайские уполномоченные заключили в Нерчинске с бояриным Головиным трактат, халха-монголы еще не были под совершенною властью Богдо-хана, а потому и китайские уполномоченные не принимали на себя обязанности трактовать о разграничении земель далее Аргунской вершины (ссылка на «Историческую записку о китайской границе, составленную советником Троицко-Савского пограничного правления Сычевским в 1846 году. — В. В.). Только в 1691 году Халха-Монголия официально была включена в состав Дайцинского Китая. Что касается Тувы, как указывали выше, тогда Верхне-Енисейский бассейн считался территорией России... Несколько позже царский уполномоченный граф С. В. Рагузинский в своей реляции 1726 г. писал: «По вершинам реки Енисея кочуют народы, называемые «сойоты», подданные российские, такой же веры, как и монголы, и платят ясак под всякий где соболями, лисицами и россомахами» (цит. по: Попов, 1910: 69. — В. В.).

Л.11. Признавая Верхний Енисей принадлежащим России, маньчжуры в 1720 году поставили по хребту Тану-Ола пограничные караульные посты, так называемая «линия монгольских караулов». Эта пограничная линия со специальными пограничными постами существовала вплоть до 1911 года. 

После нескольких лет затишья, в середине XVIII века маньчжуры снова возобновляют свою борьбу за захват Тувы и Джунгарии. Маньчжуры в своих захватнических целях стремились воспользоваться междоусобной борьбой среди джунгарских феодалов, вспыхнувшей с большой силой после смерти кунтайши Галдан-Серена, последовавшей в 1745 году. Новый хан Джунгарии Севен-Доржи в 1750 году был убит своим братом Лама-Доржием, последний был убит другим претендентом на ханский престол Давацием. После этого последовал еще ряд убийств и изгнаний претендентов на ханскую власть.  

На востоке маньчжуры возобновляют свои военные налеты на Туву. В 1754 году, при помощи маньчжуров, совершает набег на Туву Саин-нойоновский аймачный хан Цебден-Джаб и захватывает чать Кемчикского района (Саин-нойоновский аймак в Халха-Монголии был образован в 1725 году. — прим. П. Б.).

 

После заключения Буринского и Кяхтинского трактатов, Россия учредила пограничые караулы по хребту Саянских гор, а Китай сохранил свои пограничные караулы по хребту Тану-Ола. Таким образом, Тува между Саянским и Тану-Ольским хребтами, оставалась фактически «нейтральной» страной между двумя великими державами. Царская Россия, занятая тогда вопросами укрепления своих северных и южных границ, мало обращала внимания на далекую Туву.

[…]

Л.16. В такой обстановке всеобщего недовольства маньчжурским игом вспыхивает народное восстание в Туве и Монголии. К восстанию была подготовлена вся Монголия, но благодаря предательству отдельных феодалов и теократов Халха-Моголии, восстание получило распространение только лишь в Западной Монголии и Туве. [...] Устное творчество тувинского народа до сих пор сохранило для потомков воспоминание о героической борьбе славных предков тувинских аратов за свою независимость.

[…]

Л.20. Военно-оккупационный режим, установленный захватчиками в Туве, по своей тяжести превосходил колониальный режим,…

Л.21. …установленный во многих других зависимых и порабощенных странах мира. Маньчжурский гнет в Туве во много раз был сильнее, чем гнет порабощенных народов в колониальных владениях царской России. «Азиатский деспотизм» маньчжурских сатрапов свирепствовал в Туве более необузданно, чем даже в соседней Монголии. Захватчики мстили тувинским аратам за их упорную 70-ти летнюю борьбу. Тяжесть колониального гнета тувинских аратов еще  больше увеличивается тем обстоятельством, что с середины XIX века Китай сам становится объектом эксплуатации более сильных империалистических держав. Поэтому господствующие слои Дайцинской империи, в свою очередь, более свирепо эксплуатировали порабощенные ими народы. Кроме того, Китай к ХVIII веку, при господстве маньчжуров, являлся экономически отсталой страной. Вследствие этого он не мог оказывать какое-либо прогрессивное влияние на экономическое и культурное развитие Тувы, как это имело место в соседних с Тувой странах на севере, находившихся тогда в колониальной зависимости от царской России. Действительно в течение более, чем 150 летнего периода нахождения Тувы под гнетом маньчжуров, в стране не было построено ни одного километра дороги, не говоря о железных дорогах, не было проведено почтово-телеграфных линий, не открыто ни одной школы, больницы и какого-нибудь другого типа культурных учреждений. Тяжело и трудно было тувинскому народу в прошлом, при господстве монгольских ханов, совершенно невыносима стала их жизнь при господстве новых, маньчжурских, поработителей.

Л.22. Основная линия политики маньчжурских захватчиков в Туве сводилась к тому, чтобы окончательно сломить у трудящихся аратов волю в борьбе за свою свободу и независимость, и превратить их в своих покорных рабов. Обширную территорию Верхнего Енисея, с ее огромными богатствами и трудолюбивым народом, они стремились превратить в лёгкий источник наживы для обогащения кучки господствующих эксплуататоров. С этой целью захватчики изолировали Туву от внешнего мира. Политически расчленяли и раздробляли тувинских аратов друг от друга, всячески укрепляли власть феодалов, своих верных агентов… Всячески старались держать тувинские трудящиеся массы в темноте, в невежестве и окончательно убить у них чувство человеческого достоинства и национальной гордости.

Вся тувинская земля с ее богатствами недр, лесами, реками, озерами, обширными пастбищами и лугами была объявлена собственностью маньчжурского императора — Богдо-хана. Весь тувинский народ считался его, Богдо-хана, крепостными рабами. Тувинские араты не имели никаких политических и гражданских прав.

Л.23. Маньчжуры, как и другие захватчики чужой территории и поработители завоеванных народов, в Туве проводили принцип «разделяй и властвуй». Они даже не допустили восстановления старого Алтын-хановского княжества. Вся тувинская территория в административно-политическом отношении была раздроблена на отдельно мелкие, друг с другом не связанные, части. В 1756 году от основной массы тувинского народа были отделены и вытеснены на юг значительное число,  так называемых алтайских тувинцев. Они еще в 17 веке занимали обширную территорию от бассейна Иртыша до устьев реки Бухтермы. Затем они были вытеснены на юг в район реки Тесхема. В китайских источниках сообщается, что в 1756 году дурбеты из бассейна Иртыша переселились на северные склоны хребта Алтаин-нуру, где заняли, с разрешения китайских властей, урянхайские земли к северу от реки Кобдо. Алтайские тувинцы были вытеснены к верховьям реки Кобдо, и были отделены дурбетскими кочевьями от основной массы тувинцев. Они подали жалобу Богдо-хану с просьбой вернуть им обратно, насильно отнятые у них, родные кочевья и воссоединить с массой тувинского народа. Дурбеты также не прочь были вернуться обратно на свои старые кочевья на Иртыше. Китайское правительство на протяжении нескольких десятилетий разбирало этот вопрос. Многочисленные маньчжуро-китайские источники обогащались на этом процессе, вымогая взятки как у тувинцев,…

Л.24. …так и дурбетов. Китайскому правительству выгодно было, ослабить тувинский народ, расчленяя их территориально на обособленные друг от друга части, во-вторых, разжигать вражду между тувинцами и дурбетами. алтайские тувинцы еще до конца 19 века частично сохранили свой родной язык... Таким образом, благодаря враждебной политике маньчжурских захватчиков, направленной против малых народов, около 25% тувинцев были разобщены от единокровных братьев. Теперь, спустя 200 лет, алтайские тувинцы, давно потерявшие связь с основной массой тувинского народа, говорит на монгольском языке и значительная часть их живет в западной части свободной Монгольской народной республики. Народное правительство МНР оказывает им большую помощь в экономическом и культурном развитии.

 

[…]

Л.34. Как известно, тувинский народ долго и упорно защищал свою родину от маньчжурских захватчиков, и после оккупации страны продолжал вести борьбу за свою свободу.  Тува считалась «неспокойным» краем и тувинский народ не пользовался доверием захватчиков. Поэтому китайское правительство освободило тувинцев от несения воинской обязанности. Но, тем не менее, в Туве, как и в Монголии, административное деление носило военный характер.

Тувинский народ никогда не мирился со своим рабским положением и неоднократно выступал против своих внешних и внутренних поработителей.

В системе Дайцинской империи тувинцы считались наиболее «беспокойными». Маньчжуро-китайские захватчики проводили целый ряд мероприятий, чтобы «обезопасить» Туву, не давали тувинцам возможности объединяться между собою и не допускали связи с внешним миром. С этой целью Тува была расчленена на отдельные политически и экономически обособленные части. Запрещение, без специального разрешения, выезда из территории Тувы и въезда в нее, было вызвано не только фискальными соображениями. Имелись ввиду и политические соображения, а именно: изолировать тувинцев от внешнего мира, не допускать установления ими связи с соседними народами, (ведь) изолированное вооруженное выступление малочисленного тувинского народа можно будет легко подавить. Учитывая «беспокойный», то есть свободолюбивый, революционный характер тувинского народа, их храбрость самоотверженность, захватчики на первых порах в Туве действовали осторожно, осмотрительно и старались не вызывать возмущения тувинских аратов. Они держали курс на постепенное «обуздание»… тувинского народа.  

[…]

Л.109. … В высших китайских кругах считалось «мудрым изречением» соображение первого уляс-утайского цзянь-цзюня о том, что тувинцев «можно только оставить на произвол, а не обуздать законами. Вообще, всякий, кто получает жизнь, и желает жить, если дать волю его природе, то не надо будет хлопотать о предосторожностях, и тем самым сберегутся военные расходы». Мудрость этого тезиса «высокопоставленного» чиновника довольно прозрачна, на деле она означает, что в целях предосторожности следует постепенно «обуздывать» «беспокойных» тувинцев, то есть  постепенно натягивать надетую петлю на из шею.

Действительно, маньчжуры на первых порах проводили в Туве более «осторожную» политику, в частности, не особенно грубо вмешиваясь в дела местных феодалов. Примерно такую же политику они проводили и в Монголии. Но политика такого «обуздания» проводилась последовательно, и все туже и туже натягивалась колониальная петля, накинутая на шею тувинским аратам. Естественно, что усилилось сопротивление и борьба аратов против все более углубляющегося колониального гнета. Усиление колониального грабительства способствует и росту местной феодальной эксплоатации.

https://www.tuva.asia/journal/issue_14/4860-vasilenko.html

 

думаю Балданжапов опирался только на доступные ему источники. И то в них четко указано что в 1715 году нынешняя Танну-Тува была обратно завоевана монгольскими войсками под предводительством хотогойтского Бубэя.

в 1754 году были завоеваны алтайские тувинцы которые находились в Джунгарском подданстве. Их завоевали хотогойтский Чингунжав и дербетский Сарал. У Чингунжава танну-тувинцы составляли большинство войск.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
14 minutes ago, Balkin said:

Всем известно что джунгарская трагедия на совести халха-маньчжур

Гм, а в трагедии на востоке Украине виноваты ли буряты? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Про политику нельзя говорить в форуме.

Но если речь про вину солдат, то да, исполнители также виноваты, хотя у халхаских неонов и солдат не было никакого выбора, как и у китайцев, но все же, они могли не так рьяно исполнять столь преступный приказ, по генодциду джунгарского народа.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
11 minutes ago, Balkin said:

Про политику нельзя говорить в форуме.

Но если речь про вину солдат, то да, исполнители также виноваты, хотя у халхаских неонов и солдат не было никакого выбора, как и у китайцев, но все же, они могли не так рьяно исполнять столь преступный приказ, по генодциду джунгарского народа.

Вы наивны.

Да в Цинской армии кого только не было. Там не только халха-монголы но и все остальные монголы всей огромной империи участвовали. Среди них были и сами ойраты шедшие в авангарде войск. Дербеты, хойты, хошуты. Баргуты, солоны, тувинцы.

Как раз в 1756 году все халхасские войска были отозваны так как в Халхе хотогойтский князь Чингунжав поднял восстание.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

39 минут назад, reicheOnkel сказал:

Вы наивны.

Да в Цинской армии кого только не было. Там не только халха-монголы но и все остальные монголы всей огромной империи участвовали. Среди них были и сами ойраты шедшие в авангарде войск. Дербеты, хойты, хошуты. Баргуты, солоны, тувинцы.

Как раз в 1756 году все халхасские войска были отозваны так как в Халхе хотогойтский князь Чингунжав поднял восстание.

здесь не было никакого предательства. к 1750 году союз Дервн Ойрат  фактически распался и исчез с политической карты, о чем прекрасно знали манжуры. уже все племена монгольского происхождения, в том числе дербеты,  окончательно разорвали отношения с чоросами и хойтами, к 1755 году дербеты непрерывно воевали с ойратами

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, reicheOnkel сказал:

думаю Балданжапов опирался только на доступные ему источники. И то в них четко указано что в 1715 году нынешняя Танну-Тува была обратно завоевана монгольскими войсками под предводительством хотогойтского Бубэя.

в 1754 году были завоеваны алтайские тувинцы которые находились в Джунгарском подданстве. Их завоевали хотогойтский Чингунжав и дербетский Сарал. У Чингунжава танну-тувинцы составляли большинство войск.

Борьба Таңды-Тыва с Алдай-Тыва и другими Уранхайцами - одно из многочисленных проявлений междуусобных войн той поры, надеюсь, что хоть на это вы не будете возражать. Но! Они объединились перед лицом более грозной опасности - маньчжуров (чжурженей), кровных врагов ЧХ. А то, что в рядах маньчжуров были халхи, ойраты, тувинцы указывает на искусное использование маньчжурами междуусобной вражды.

Кстати, от одного монгола мне известно, что монголы Урианхайцами называли в целом и тувинцев, и ойратов, и дөрбетов, и баятов...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
1 hour ago, Туран said:

Борьба Таңды-Тыва с Алдай-Тыва и другими Уранхайцами - одно из многочисленных проявлений междуусобных войн той поры, надеюсь, что хоть на это вы не будете возражать. Но! Они объединились перед лицом более грозной опасности - маньчжуров (чжурженей), кровных врагов ЧХ. А то, что в рядах маньчжуров были халхи, ойраты, тувинцы указывает на искусное использование маньчжурами междуусобной вражды.

Кстати, от одного монгола мне известно, что монголы Урианхайцами называли в целом и тувинцев, и ойратов, и дөрбетов, и баятов...

пример объединения обеих групп тувинцев перед лицом опасности можете привести?

ну образованный монгол бы не допустил такие ошибки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
1 hour ago, цеванрабдан said:

здесь не было никакого предательства. к 1750 году союз Дервн Ойрат  фактически распался и исчез с политической карты, о чем прекрасно знали манжуры. уже все племена монгольского происхождения, в том числе дербеты,  окончательно разорвали отношения с чоросами и хойтами, к 1755 году дербеты непрерывно воевали с ойратами

хойты вслед за дербетами в 1754 году приняли цинское подданство. им выделили кочевье в Улангоме. Но после восстания хойтского Амурсаны, Цяньлун приказал уничтожить всех хойтов в Улангоме. в освободившееся место переселили дербетов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, reicheOnkel сказал:

хойты вслед за дербетами в 1754 году приняли цинское подданство. им выделили кочевье в Улангоме. Но после восстания хойтского Амурсаны, Цяньлун приказал уничтожить всех хойтов в Улангоме. в освободившееся место переселили дербетов.

допустимо и так, как вы написали, по крайней мере, не противоречит реальному ходу событий.

до конца с чоросами и хойтами стояли только алтайские и сибирские тюрки.так закончилась последняя кочевая империя лесных народов, тюрков и монголов

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, reicheOnkel сказал:

пример объединения обеих групп тувинцев перед лицом опасности можете привести?

ну образованный монгол бы не допустил такие ошибки.

Л.3. В этот тяжелый исторический период укрепляется временный военный союз между тувинцами и джунгарцами для борьбы с общим врагом —маньчжурскими захватчиками. Следует, конечно, не забывать, что джунгарские ханы тоже выступали по отношению к Туве захватчиками. Но тогда главная опасность и главное зло шли со стороны маньчжуров. Поэтому временный и военный союз между Тувой и Джунгарией вполне исторически оправдан.

Джунгарцы - не этнос в составе ойратов, а политоним, куда входили и тувинцы!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

48 минут назад, цеванрабдан сказал:

допустимо и так, как вы написали, по крайней мере, не противоречит реальному ходу событий.

до конца с чоросами и хойтами стояли только алтайские и сибирские тюрки.так закончилась последняя кочевая империя лесных народов, тюрков и монголов

Джунгария это не империя

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
1 hour ago, Туран said:

Л.3. В этот тяжелый исторический период укрепляется временный военный союз между тувинцами и джунгарцами для борьбы с общим врагом —маньчжурскими захватчиками. Следует, конечно, не забывать, что джунгарские ханы тоже выступали по отношению к Туве захватчиками. Но тогда главная опасность и главное зло шли со стороны маньчжуров. Поэтому временный и военный союз между Тувой и Джунгарией вполне исторически оправдан.

Джунгарцы - не этнос в составе ойратов, а политоним, куда входили и тувинцы!

джунгары это олеты. у них правящий род чорос как у дербетов. дербеты и джунгары один народ. Но в джунгарском государстве были и другие ойраты они не джунгары.

тувинцы разные, часть входили в состав халхасских владений а часть джунгарских.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Balkin сказал:

Джунгария это не империя

если под империей подразумевать регионального доминанта с некоторым количеством подвластных или зависимых племенных и государственных объединений то в масштабах Центральной Азии и Сибири - империя. еще какая

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, reicheOnkel сказал:

ну это явно не Казахское ханство.

Разговор про империю а не про Каз ханство, ещё никто и не говорил что Казаxское xанство империя

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17 минут назад, кылышбай сказал:

если под империей подразумевать регионального доминанта с некоторым количеством подвластных или зависимых племенных и государственных объединений то в масштабах Центральной Азии и Сибири - империя. еще какая

Ну для ностальгирующих о совке, может быть, ведь они ненавидят все своё и хвалят врагов своего народа, вы именно такой человек, просто не осознаете этого.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 минут назад, Balkin сказал:

Ну для ностальгирующих о совке, может быть, ведь они ненавидят все своё и хвалят врагов своего народа, вы именно такой человек, просто не осознаете этого.

вам виднее. но касательно собственно темы разговора предоставьте свои аргументы в пользу того, что ДХ не может называться империей в масштабах региона. я ж не сравниваю ее с Британией, Российской или Османской империей - империями мирового масштаба

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 минут назад, Balkin сказал:

ДХ это пшик, которая прыгнула выше головы, за что и расплатилась 

в какой то степени насчет "выше головы" и "расплаты" вы правы, но все же перечислю пару исторических фактов, которые первыми пришли на память:

- освоение русскими Сибири и их "возня" в верховьях Иртыша, Оби и Енисея. даже с учетом сопротивления кыргызов и густонаселенности региона - все же все они были подданными ДХ

- 20-летняя война с империей Цин, закончившаяся унизительным миром для Поднебесной

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Туран сказал:

 

Джунгарцы - не этнос в составе ойратов, а политоним, куда входили и тувинцы!

 

1 час назад, reicheOnkel сказал:

джунгары это олеты. у них правящий род чорос как у дербетов. дербеты и джунгары один народ. Но в джунгарском государстве были и другие ойраты они не джунгары.

тувинцы разные, часть входили в состав халхасских владений а часть джунгарских.

внутри союза Дервн Ойрат зюнгарами называли чоросов и хойтов. и с конца 16 в.  до середины 18 в. джунгары были политонимом для тюркоязычных, так что Туран прав. тот же самый состав кочевых народов для монголоязычных и китайцев имел политоним ойраты (ва-ла-те), политоним ойраты  монголоязычными употребляется  со времен покорения лесных народов и до сего дня, несмотря на то, что субэтнический состав насельников северо-запада Монголии неоднократно изменялся.

в рамках политонима дербеты и джунгары, дербеты и ойраты, конечно, одно целое, но несмотря на аристократическое родство владельцев дербетов и чоросов, субэтническая самоидентификация дербетов отделяла их происхождение от чоросов и тем более хойтов. первое сближение дербетов и чоросов произошло в улусе чагатаидов, хойты находились у хулагуидов. после падения чагатайского улуса началась 450тилетняя общая история дербетов и чоросов под политонимом калмаки, где лидирующая роль принадлежала чоросам и их потомственным владельцам.

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...