Jump to content



Guest Rasul

Тувинцы

Recommended Posts

 

повторение - мать учения

Административное деление Тувы, места проживания племен, родов в 19 - начале 20 века.
 
Кожууны:
Даа, Бээзи, Маады, Тожу, Хаасуут, Оюннар, Салчак
 
Племена, роды:
Ак 
Байкара 
Бараан? (на карте отсутствует) 
Даргат 
Делег? (на карте отсутствует) 
Долаан 
Доңгак 
Иргит 
Кара-Сал 
Кол 
Куулар 
Күжүгет 
Кыргыс 
Маады 
Моңгуш 
Ондар 
Ооржак 
Оюн 
Өөлет? (на карте отсутствует) 
Саая 
Салчак 
Сартыыл 
Сарыглар 
Сат, Кезек-Сат 
Соян 
Тодут? (на карте отсутствует) 
Тожу 
Тумат 
Түлүш: Улуг-Түлүш, Адыг-Түлүш 
Урат? (на карте отсутствует) 
Хаасуут 
Хертек 
Ховалыг: Улуг-Ховалыг, Биче-Ховалыг 
Хомушку 
Хөйүк 
Чооду, Ак-Чооду, Кара-Чооду 
Чоолу 
Шалык 
 
Источник. Маннай-оол, М. Х. Тувинцы. Происхождение и формирование этноса. Новосибирск : Наука. 2004
 
wFu9JKJVKLI.jpg

 

Это территория всей Тувы в 19-нач.20 в.в.? Если сопоставить с современной картой, то получается, что часть северо-западных земель мы отдали Красноярскому краю, а на юге и на востоке отдали Монголии. И еще почему то Монголия имеет территориальные претензии к Туве, хотя немало-то земель у Тувы оттяпали. Ваще не понимаю логику, то мы братья монголам, но почему-то они требуют наших земель, то мы и не братья и тогда говорят, мол Тува неотъемлемая часть Монголии. Короче дурдом какой-то.tuva_map2-1024x647.jpg

Link to post
Share on other sites
 

 

Вообще Вас не понял, ни Турана, ни Зоотехника. При чем тут африканцы из племени Тубу? Вы что хотите сказать, де они те самые Дубо? Дубо - это не одно племя как я понял, а несколько племен. Один говорит, что тюрки сплошь согдийцы, другой, что весь мир тюрки. Запутаешься прям.

 

1. Немного отвлекусь про согдийцев. 

Почитайте про Ань Лушань.Про него много написано, даже в википедии.  Посмотрите, что он устроил в Танской империи после китайской экспансии на земли каганата. Там много согдийцев и тюрков погибло, а восстание Ань Лушаня снесло династию Тан и привело ко многим миллионам (!) жертв. 

 

2. К теме:

Ну если отвергать мнение нормальных ученых, занимаясь поиском созвучий, можно и не до такого дойти. 

Например:

 А) Приведенное Тураном племя живет на Суматре. 

Б) Там рядом совсем есть вулкан с "конкретно тюркским" названием КракаТАУ. Сравните казахское УлыТАУ и многи другие. 

В) Известнейший форумный шумеролог Ашраф наверняка подтвердит, что Шумеры приплыли в Шумеристан на лодках со стороны моря, и захватили эти земли, прогнав/ассимилировав местное население.

Шумеры называли себя "черноголовые", по их легенде до миграции в Шумер жили у моря и высокой горы. Все сходится с Кракатау и Суматрой. 

Г) Африканские ТУБУ - кочевники-скотоводы. И черноголовые и чернобровые одновременно. Живут в круглых глинобитных домах. И юрты у них есть.

 А вот что про пратюркские  жилища пишет Кызласов:

общим предком стационарных и переносных жилищ явились, судя по всему, каркасные турлучные жилища с многоугольными или круглыми плетеными стенами: однорядными, обмазанными глиной (рис. 2 – 2), или двойными, засыпными (рис. 2 – 3). В свою очередь эти формы, наиболее вероятно, восходят к круглому глинобитному дому (рис. 2 – 1). Формы жилищ 2-6 на рис. 2 засвидетельствованы и раннесредневековой археологией, и этнографией тюркских народов

 

В итоге имеем:

1. Тоба и Тубу(на фото), а также Тувинцы = братские народы и самые древние тюрки, а шумеры произошли от тюрок. 

2. Прародина Тюрок и тюркского языка - Индонезия, остров Суматра и окрестности.

 

Вот так все может быть, если книги не читать.

 

 

 

 

Link to post
Share on other sites
  • Модераторы

 

 

повторение - мать учения

Административное деление Тувы, места проживания племен, родов в 19 - начале 20 века.
 
Кожууны:
Даа, Бээзи, Маады, Тожу, Хаасуут, Оюннар, Салчак
 
Племена, роды:
Ак 
Байкара 
Бараан? (на карте отсутствует) 
Даргат 
Делег? (на карте отсутствует) 
Долаан 
Доңгак 
Иргит 
Кара-Сал 
Кол 
Куулар 
Күжүгет 
Кыргыс 
Маады 
Моңгуш 
Ондар 
Ооржак 
Оюн 
Өөлет? (на карте отсутствует) 
Саая 
Салчак 
Сартыыл 
Сарыглар 
Сат, Кезек-Сат 
Соян 
Тодут? (на карте отсутствует) 
Тожу 
Тумат 
Түлүш: Улуг-Түлүш, Адыг-Түлүш 
Урат? (на карте отсутствует) 
Хаасуут 
Хертек 
Ховалыг: Улуг-Ховалыг, Биче-Ховалыг 
Хомушку 
Хөйүк 
Чооду, Ак-Чооду, Кара-Чооду 
Чоолу 
Шалык 
 
Источник. Маннай-оол, М. Х. Тувинцы. Происхождение и формирование этноса. Новосибирск : Наука. 2004
 
wFu9JKJVKLI.jpg

 

Это территория всей Тувы в 19-нач.20 в.в.? Если сопоставить с современной картой, то получается, что часть северо-западных земель мы отдали Красноярскому краю, а на юге и на востоке отдали Монголии. И еще почему то Монголия имеет территориальные претензии к Туве, хотя немало-то земель у Тувы оттяпали. Ваще не понимаю логику, то мы братья монголам, но почему-то они требуют наших земель, то мы и не братья и тогда говорят, мол Тува неотъемлемая часть Монголии. Короче дурдом какой-то.tuva_map2-1024x647.jpg

 

 

Это не Вам претензия, а к господам в Кремле. Будь ТНР дальше просуществи, таких взаимных упреков не было бы. В спорных участках кочевали все вместе вперемешку. Я думаю тувинцы и монголы смогли бы договориться по-любому. 

  • Одобряю 1
Link to post
Share on other sites

Судя по тому что прочел, когда советская власть и Сталин инициировали отделение Тувы от Монголии, это делалось из-за полезных ископаемых. Потом уже в примерно 60-х кажется, настаивали на отдаче еще одной полосы земли, которая отошла к Туве. 

 

И само понятие тувинцы как этническая группа возникло при СССР. Конечно были дубо и прочие. Но сложись ситуация по другому и не отсоединись эти земли от Монголии ,сейчас были бы просто урянхайцы.

Link to post
Share on other sites

 

Спасибо, уважаемому Турану. Собаки лают, караван идет

Можно ссылку о том куда идет Тува ?

 

 

Будущее нации Тыва пока, что видится светлее, чем у быраатов, калмаков и к сожалению родных братьев саха, идущих к ассиимиляции. Насчет братьев тадаров и теленгитов приходится только вздыхать

Link to post
Share on other sites

Я не спорю о "несветлости" путей некоторых народов и не хотел затевать споров. Просто думал, что м.б. у тувинцев созрело какое-то свое направление, мировозрение

Link to post
Share on other sites

Ув, Туран, добрый человек, ...

Ув. Зоотехник, обычно я оставляю без комментариев ваше творчество, иначе вы бы взяли этот эпитет обратно довольно быстро)

Спасибо за наводку на Кракатау, не знал, действительно - тау! А что знаю - пару лет назад читал статью про культуру, обычаи и т.п. одного из индонезийских племен - как же все похоже на тувинские обычаи! (не связанных с религией). Насчет индейцев - от Игоря Иргита слышал его рассказ про его жизнь среди индейского племени в Сев.Америке в резервации в течение нескольких месяцев. Он говорил, что по манере поведения и речи их не отличишь от тувинцев.

 

Мой дядя, которого очень уважаю, говорит, что когда он смотрит в прошлое - испытывает гордость за наш народ, когда видит настоящее - огорчается, когда смотрит в будущее - тревожится. Это действительно так, он знает, что говорит.

Link to post
Share on other sites

1. Какое совпадение! я многие ваши посты тоже "мимо" пропускаю.  Что я бы взял или не взял, оставлю без комментария :D

2. Всегда пожалуйста. Связи в очень глубокой древности между Южной Сибирью и Америкой действительно были, и они более-менее прослежены. Я вам ссылку давал на книгу про Туву и индейцев в этой ветке. Там и про индонезийцев что-то было, емнип. 

Link to post
Share on other sites
  • Модераторы

 

 

Ув, Туран, добрый человек, ПРИВЕТСТВУЮ. 

Вы пишете: 

Административное деление Тувы, места проживания племен, родов в 19 - начале 20 века.

 

Ну какое это может иметь отношение к ситуации 6-7-8-9 веков, сможете сказать? 

Я знаю, что НЕ СМОЖЕТЕ, 

поэтому давайте оперировать фактами, и из них пытаться понять то, что реально происходило. 

Досужие домыслы и лозунги фактами не являются. 

 

В 6-7-8-9-м веках тувинцев не было.

 

Согласен, не было тувинцев в современном понимании, но были Дубо. Окончательно как этнос тувинцы сложились к 17 веку. с 14-17 вв.. - "темные века" для Тувы (в смысле по письменным источникам), и опять в 18-19 вв. - "темные века". То что в 17 веке впервые услышали про тувинцев, не значит, что они не могли раннее сложиться как народ.

 

18-19 вв. как раз более документированный период.

Link to post
Share on other sites

 

 

Спасибо, уважаемому Турану. Собаки лают, караван идет

Можно ссылку о том куда идет Тува ?

 

 

Будущее нации Тыва пока, что видится светлее, чем у быраатов, калмаков и к сожалению родных братьев саха, идущих к ассиимиляции. Насчет братьев тадаров и теленгитов приходится только вздыхать

 

 

саха это ведь якуты, кажется наоборот они очень хорошо знают свои язык, по перескопу часто просматриваю их, на своем языке общаются междусобой 

Link to post
Share on other sites
  • Модераторы

Григорий Ефимыч или как его там много чего напутал смешал дархатов с тувинцами да вижу еще дербетов и баитов.

Link to post
Share on other sites

Григорий Ефимыч или как его там много чего напутал смешал дархатов с тувинцами да вижу еще дербетов и баит

 

Насчет дархатов, ведь, полностью доказано, что они есть омонголившиеся тюрки (которые сейчас тувинцами называются). Они даже поют народную песню Самагалдай монгольскими словами, что свидетельствует, как они совершенно в недавнем этнографическом прошлом говорили тувинской речью

Link to post
Share on other sites

Я не спорю о "несветлости" путей некоторых народов и не хотел затевать споров. Просто думал, что м.б. у тувинцев созрело какое-то свое направление, мировозрение

 

Пока главное направление тыва - это физическое увеличение численности населения, благо настоящая политика России благоприятствуют этому. 90-ые годы благоприятствовали тому, что сельское население Тувы (а это 70% народа) полностью обходится тувинским языком во всех сферах жизни, даже в официальной переписке. Сельские парни наши учатся русскому только в армии :)

Одна знакомая чиновник как-то делилась, как одна сельская жительница очень возмущалась: "Ол дарга менче орустапты..." - "Этот начальник мне на русском обратился..", что по ее мнению было равноценно оскорблению 

Link to post
Share on other sites
  • Модераторы

Григорий Ефимыч или как его там много чего напутал смешал дархатов с тувинцами да вижу еще дербетов и баит

Насчет дархатов, ведь, полностью доказано, что они есть омонголившиеся тюрки (которые сейчас тувинцами называются). Они даже поют народную песню Самагалдай монгольскими словами, что свидетельствует, как они совершенно в недавнем этнографическом прошлом говорили тувинской речью

Интересно кем это доказано.

В составе дархатов есть действительно омонголившиеся тюрки но монголов таки будет поболее. Будь они тувинцами в недавнем прошлом помнили бы об этом а так полный антагонизм. Самгалдай ведь не тюркское слово, как Вы докажете что наоборот тувинцы поют песню на своем.

Link to post
Share on other sites

В С-В Туве, в Тоджинском кожууне, есть река Даргат-Хем (можно найти на Яндекс.Карты)

Link to post
Share on other sites

В теме "Казахи-2" "выяснилось", что сифилис активно среди казахов распространяли "торгуты".

"Оказывается" казахи регулярно брили себе "пахи" и потом тщательно обмывались мылом собственного принотовления.

"Доказано", что Ислам развил гигиену в казах.степи.

Как дела с сифилисом обстояли у тувинцев ? Не мешал ли Буддизм "чистоте рук" ?

 

За время моего отсутствия "Shahan - Кусаин - Апостол - Нуртас - Марат" реинкарнировался в "Туриста"? Больно стиль изложения и особая любовь к казахам выдает, что видно по его кожвен. практике в соседних ветках.  :lol: 

Link to post
Share on other sites

Приветствуем нашего воина АКБ, грозы монголофильства !!!!!!

Link to post
Share on other sites

ТУВИНСКИЕ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ 

Үлегер сөсте нүгүл чок,
Үер сугда балык чок.
В пословице нет лжи.
В половодье нет рыбы,

Бижектиң чидии херек,
Сөстүң чигези херек.
Нож нужен острый,
Слово нужно меткое.


Доңгурактан даңгырак чидиг,
Тоолайдан таалай чүгүрүк.
Клятва сильнее ножа,
Молва быстрее зайца.


Дамырактар чыылгаш хем болур,
Тарамыктар чыылгаш күш болур.
Ручьи сольются – река будет,
Разобщенные соединятся – сила будет.


Хөй мегелетпес,
Хөлеге туттурбас.
Многих (народ) не обмануть,
Тень не поймать.


Шын сөске чон ынак,
Шык черге үнүш ынак.
Народ любит правдивое слово,
Растение любит влажную землю.


Чоннуң көөрү – Шолбан караа.
Взгляд народа как взгляд яркой звезды [Шолбан]

 

Чывактыг-даа болза чонум кончуг,
Чыварлыг-даа болза чуртум кончуг.
Народ мой превыше, хоть и имеет недостатки,
Родина моя превыше, хоть и студеная [зимой] бывает.

 

Төрел билбес түреер,
Төөгү билбес төөреер.
Не знающий родственников будет бедствовать,
Не знающий историю будет блуждать/дуреть.


Даг дег караны
Довук дег ак базар
Черноту, подобную горе,
Подавит белизна с коленную чашечку.
(маленькая правда победит большую ложь).


Өскен чери – төрээн ие,
Өскелернии – соңгу ие.
Родная земля – родная мать,
[земли] других – мачеха.


Чаштанчыдан өрт үнер,
Чаашкындан үер үнер.
От искры пожар выйдет,
От дождя наводнение выйдет.


Бай мен дээш, бардамнава,
Ядыы мен дээш, муңгарава.
Не гордись, что богат.
Не унывай, что беден.


Улуг дээш, өөрүп болбас,
Биче дээш, өкпелеп болбас.
Не радуйся, что много,
Не унывай, что мало.


Эдинге элбээревес,
Эжинге көөргеттинмес.
Богатством не кичись,
Перед другом не заносись.


Тоткан кижээ тогду кудуруу кадыг.
Сытому человеку и годовалой овцы курдюк жесткий.

Хат улуг-даа болза хаяны угбас,
Хаан бай-даа болза аңаа пөкпес.
Ветер, хоть сильный, скалу не поднимет,
Хан, хоть богатый, этим [богатством] не насытится.


Кижи өлүр, алдар өлбес.
Человек умрет, слава не умрет.

Арның бодава, адың бода.
О лице не думай, об имени думай.

Ады өлүрүнүң орнунга
Боду өлзе дээре.
Вместо смерти имени
Лучше самому умереть.


Хырны мурнаан, ады соңнаан
Живот впереди, имя сзади (при недостойном поступке)

Аът өлүр – баглаажы артар,
Ада өлүр – оглу артар.
Конь умрет – коновязь останется.
Отец умрет – сын останется.


Ие көрбээнин кызы көөр,
Ада көрбээнин оглу көөр.
Чего мать не видела – дочь увидит,
Чего отец не видел – сын увидит.


Кижи өзер, кидис шөйлүр.
Человек растет, войлок растягивается.

Аът болуру кулунундан,
Кижи болуру чажындан.
Конь становится с жеребенка,
Человеком становятся с детства.


Човаары дүрген, чыргаары оожум.
Горе торопится, счастье не спешит.

Шаг шаа-биле турбас,
Чавылдак көгү-биле турбас.
Время временем не стоит (время на месте не стоит),
Трава все зеленой не бывает.

6w9DcqL-qUg.jpg

Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now




×
×
  • Create New...