Перейти к содержанию
Гость Rasul

Тувинцы

Рекомендуемые сообщения

Знаю одно, что оно активно использовалось татарами Чингизхана еще в 12 веке. Кстати и казахами до сих пор.  ;)

Так значит это исконно тюркское слово?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

деңгер - дээр ("дээре" нет)

моңгол - моол (у Карпини и Рубрука - моал)

хоңгор - хоор (многочисленный)

хоңгорай - хоорай (место где много людей)

меңгээ - меңээ - мээ (мне)

сеңгээ - сеңээ - сээ (тебе)

бага-дыр - баадыр - маадыр, или

мага-дыр - маадыр (магададыр кижи - человек, вызывающий восхищение)

каган - каан/хаан (поставленный [Небом])

көвей - көй/хөй (много)

чүве - чө (что)

и т.д. и т.п.

даже русские слова уже помаленьку сокращаются: магазин - маазин, телевизор - телеизор.

 

Аналогично и в казахском языке, несколько примеров тому по правилам нашей фонетики:

 

қаҒан - қан (хан)

баҒатұр - батұр (герой-богатырь)

ұҒлы - ұл (сын)

таҒ - тау (гора)

мұңҒыл - мұғыл (этноним)

дұҒлат - дулат (этноним)

ТұҒұрұл - Тоорыл (имя личное)

и т.д. и т.п.

 

Не аналогично, а совсем другого типа. Казахи не могут произносит долгие гласные поэтому иначе произносят слова.

қаҒан - қан (хан)

баҒатұр - батұр (герой-богатырь) - батыр

ұҒлы - ұл (сын)

таҒ - тау (гора)

мұңҒыл - мұғыл (этноним) - мунгыл

дұҒлат - дулат (этноним) (дуглат и дулат разные имена разных народов)

ТұҒұрұл - Тоорыл (имя личное) - тугрыл

бий (пий) - би

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Знаю одно, что оно активно использовалось татарами Чингизхана еще в 12 веке. Кстати и казахами до сих пор.  ;)

Так значит это исконно тюркское слово?

 

:lol:

Древне греческий διφθέρα ‎(diphthéra) ---> арамейском ---> средне-персидский ---> уйгурском, монгольском и в других языках.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Кут означает скорей всего сознание из-за этого заливеется, амы это скорей всего в груди аорта в виде пульсации, когда мы барана убиваем говорим амызын узер, это значит обрываем аорту, тын-вздох, дыхание и признак жизни.

Эр-Суге, насчет амы (биение крови) и тын (дыхание) на основе Вашего поста могу предположить, что отсюда образовано слово "амытан"- живое существо, точнее - существо с биением крови и с дыханием, если считать "тан" = "тын". Если рассматривать буквально "амытан", где "тан" - местоположение (например, казах-с-тан- страна казахов), то возможен и такой вариант: "субъект с биением крови".

Насчет "кут" думаю, что оно соответствует духу, а более плотная вещь - это сүнезин - душа.

Сайгарар болза дөзү көзүлбес хире чүве-дир. Шынап-ла, "тыва дыл дээрге дыка-ла бай, кайгап ханмас каас-чараш, угаап четпес ужур-уткалыг дыл-дыр бо".

(привожу в том числе тувинское изречение: "... значения слов в тувинском языке умозрительно не поддаются пониманию)

Амыр-Менди! Мне понравился толкование слова амытан, Амытын-живое существо с биением крови и дыханием. А вот про сунезин, что интересно замечается, что человек както резко меняет свои очертание, лицо меняется, в взляде изменения, позже узнают что он умер. И это связывают с преждевременным уходом сунезин, тогда сунезин-душа. А кут-все таки сознание, т.к. мы говорим кутум чайлы бер часты, и этим мы говорим прежде всего про сознание. И это фраза говорит от страха чуть сознание не потерял. Куту чайлы берген- с ума сошел, сумашедший. Дух-сулде, сулдезин бедидер-поднять дух., ол кижинин сулдези бедик-у него дух высокий.

 

Забыл про сүлде, точно, оно скорее всего соответствует понятию "дух". Хотя в тув.-рус. словаре (1968, ред. Тенишев) перевод "сүлде" ограничен лишь двумя значениями - 1) герб, 2) сүлде бо! прост. боже мой!; ср. эжен-сүлде. Эжен-сүлде - боже мой! В том же словаре кут - душа; животворная сила; кудун ышкынар - терять голову, впадать в панику. (не логично, должно быть "терять душу", а не голову, поэтому "кут" действительно ближе к понятию сознания). Там же: сүнезин - душа; дух (расплывчато, должно быть что-то одно) В общем, словарь не безупречен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Знаю одно, что оно активно использовалось татарами Чингизхана еще в 12 веке. Кстати и казахами до сих пор. ;)

Так значит это исконно тюркское слово?

:lol:

Древне греческий διφθέρα ‎(diphthéra) ---> арамейском ---> средне-персидский ---> уйгурском, монгольском и в других языках.

Мое мнение, это исконно тюркское архаичное слово. А вот ученные нас тюрков недооценивают, чуть что готовы приписать к другим народностям.
  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не аналогично, а совсем другого типа. Казахи не могут произносит долгие гласные поэтому иначе произносят слова.

қаҒан - қан (хан)

баҒатұр - батұр (герой-богатырь) - батыр

ұҒлы - ұл (сын)

таҒ - тау (гора)

мұңҒыл - мұғыл (этноним) - мунгыл

дұҒлат - дулат (этноним) (дуглат и дулат разные имена разных народов)

ТұҒұрұл - Тоорыл (имя личное) - тугрыл

бий (пий) - би

 

Дорогой казаховед, зря вы перечеркали и разукрасили мой текст. Всё именно так, а не как вам хочется видеть. Не уверен про другие регионы, но в северо-восточном говоре Казахстана, а это практически основной костяк Орта джуза, долгие гласные в разговоре до сих пор активно используются, с примерами можете ознакомиться в теме про казахский язык.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

:lol: Древне греческий διφθέρα ‎(diphthéra) ---> арамейском ---> средне-персидский ---> уйгурском, монгольском и в других языках.

 

Вы еще слово "adapter" (приспосабливать, прилаживать, подходящий) сюда привлеките.  :) Хотя, по моему, и в этой шутке есть доля правды.

 

Вообще-то, в спорном слове я усматриваю тюркское окончание множественного числа "-tär", "-ter". Причем не общетюркское привычное окончание "-lar", "-ler", а именно окончание, присущее языку татар Чингизхана судя по источникам, а также современному казахскому языку, в большей степени его северо-восточному говору, в котором под эту форму произносятся буквально все окончания множественного числа в отличие от других регионов (примеры приводил в теме про казахский язык).

 

В таком случае что может представлять тогда основа слова "däp"Если обратиться к казахскому языку, потому что другими не владею, то можно найти ответ на соответствие шутке про "adapter":  ;) 

- в казахском языке "däp" - "точно", "как раз".

- "adapter" - приспосабливать, прилаживать, подходящий.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мое мнение, это исконно тюркское архаичное слово. А вот ученные нас тюрков недооценивают, чуть что готовы приписать к другим народностям.

 

Полностью с вами согласен и я об этом не раз высказывал свое мнение. Если не относиться критически к существующим этимологическим словарям, слепо верить всем существующим постулатам, то окажется, что тюркские языки состоят сплошняком из арабизмов, фарсизмов, славянизмов, монголизмов, тунгусо-маньчжуризмов, а еще с легкой руки Enhd'a и из греческих лексем.  :osman6ue: Но только начинаешь тестировать эти якобы заимствования эти объяснения начинают рушиться как карточный домик. 

 

Навскидку аргумент. Стал листать попавшийся мне в руки ЭС Аникина на букву "б" и увидел объяснение слова "белогаш", мол оно состоит из русского "белый" и ногайского "агаш" и означает "лесок-белолисток". Но я бы предположил (опять на примере каз. языка), что словосочетание "белағаш" в тюркских имеет несколько значений: 1) деревянная ось телеги; т.е. так мог называться лес из деревьев с прямыми тонкими стволами, типа корабельный лес; 2) горная возвышенность; т.е. так мог называться лесок на горном перевале. Таких примеров масса. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Кут означает скорей всего сознание из-за этого заливеется, амы это скорей всего в груди аорта в виде пульсации, когда мы барана убиваем говорим амызын узер, это значит обрываем аорту, тын-вздох, дыхание и признак жизни.

Эр-Суге, насчет амы (биение крови) и тын (дыхание) на основе Вашего поста могу предположить, что отсюда образовано слово "амытан"- живое существо, точнее - существо с биением крови и с дыханием, если считать "тан" = "тын". Если рассматривать буквально "амытан", где "тан" - местоположение (например, казах-с-тан- страна казахов), то возможен и такой вариант: "субъект с биением крови".

Насчет "кут" думаю, что оно соответствует духу, а более плотная вещь - это сүнезин - душа.

Сайгарар болза дөзү көзүлбес хире чүве-дир. Шынап-ла, "тыва дыл дээрге дыка-ла бай, кайгап ханмас каас-чараш, угаап четпес ужур-уткалыг дыл-дыр бо".

(привожу в том числе тувинское изречение: "... значения слов в тувинском языке умозрительно не поддаются пониманию)

Амыр-Менди! Мне понравился толкование слова амытан, Амытын-живое существо с биением крови и дыханием. А вот про сунезин, что интересно замечается, что человек както резко меняет свои очертание, лицо меняется, в взляде изменения, позже узнают что он умер. И это связывают с преждевременным уходом сунезин, тогда сунезин-душа. А кут-все таки сознание, т.к. мы говорим кутум чайлы бер часты, и этим мы говорим прежде всего про сознание. И это фраза говорит от страха чуть сознание не потерял. Куту чайлы берген- с ума сошел, сумашедший. Дух-сулде, сулдезин бедидер-поднять дух., ол кижинин сулдези бедик-у него дух высокий.

 

%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F-%D1%88%D0

 

%D1%88%D0%BE%D0%B9%D0%B3%D1%83.jpg

 

1334345642_1.jpg

 

800px-Official_portrait_of_Sergey_Shoigu

 

1024px-Vladimir_Putin_and_Sergey_Shoigu_

 

 

 

Он уранхаец? Какой род?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F-%D1%88%D0

 

 

 

Он уранхаец? Какой род?

 

Думаю, по духу  - он уранхаец на 100%, по крови - наполовину тувинец (см. 1-е фото), а род - см. его отчество, т.е. имя его отца (Шойгу Кужугет Сереевич), которое стало именем вместо фамилии при паспортизации. А у родного младшего брата ШКС - наоборот, название рода осталось фамилией - Кужугет Калин-оол Сереевич, кстати у него сегодня 79-й день рождения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

 

 

 

Знаю одно, что оно активно использовалось татарами Чингизхана еще в 12 веке. Кстати и казахами до сих пор. ;)

Так значит это исконно тюркское слово?
:lol:

Древне греческий διφθέρα ‎(diphthéra) ---> арамейском ---> средне-персидский ---> уйгурском, монгольском и в других языках.

Мое мнение, это исконно тюркское архаичное слово. А вот ученные нас тюрков недооценивают, чуть что готовы приписать к другим народностям.

 

Ученые делают свое дело нормально. Иначе дай волю фрикам - они все человеческие слова сделают тюркскими. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Знаю одно, что оно активно использовалось татарами Чингизхана еще в 12 веке. Кстати и казахами до сих пор. ;)

Так значит это исконно тюркское слово?
:lol:

Древне греческий διφθέρα ‎(diphthéra) ---> арамейском ---> средне-персидский ---> уйгурском, монгольском и в других языках.

Мое мнение, это исконно тюркское архаичное слово. А вот ученные нас тюрков недооценивают, чуть что готовы приписать к другим народностям.

Ученые делают свое дело нормально. Иначе дай волю фрикам - они все человеческие слова сделают тюркскими.
Я смотрю вы крупно ошиблись в теме монгол пытаясь слово тумен причислить к монголам, я думаю и другие ученные тоже вот так много ошибок понаделали!

Но я не пишу про них что они фрики, просто ошибки есть, также прежде чем про монгол писать, надо было исследовать и наш язык, тюркский язык в его разнобразии. Мы не хотим весь мир делать тюркским с его многогранной красотой, нам лишь бы свое вернуть, всего-то! А ваш пост считаю оскорбительным для нас, для тюрок. Если извинитесь, думаю лишним не будет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Ого-го. Может Вы сами принесете свои извинения всем ученым лингвистам, которые тратят свою жизнь во славу науки и правды? Вернуть свое - что именно? И думаю не будет лишним не указывать мне, где нужно извиняться, сам уже решу, не маленький.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ого-го. Может Вы сами принесете свои извинения всем ученым лингвистам, которые тратят свою жизнь во славу науки и правды? Вернуть свое - что именно? И думаю не будет лишним не указывать мне, где нужно извиняться, сам уже решу, не маленький.

Интересно, а мне за что извинятся, я их фриками не называл, всего- то указываю ихние ошибки где их усмотрел. Т.к. эти мои замечания в словах, а эти слова у нас сохранились по смыслу и созвучию с древних времен. И они являются родными!
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"То, что мы называем наукой, преследует одну единственную цель: установление того, что существует на самом деле" (из письма Эйнштейна Соловину от 1 января 1951 г.). В историческом контексте - "установление того, что СУЩЕСТВОВАЛО на самом деле". До сих пор большую часть тюркской истории официальная наука ПОДМЕНЯЕТ историей персов, китайцев, монголов и других народов. Но это не может продолжаться вечно, факты возьмут свое над голословными утверждениями.

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

"То, что мы называем наукой, преследует одну единственную цель: установление того, что существует на самом деле" (из письма Эйнштейна Соловину от 1 января 1951 г.). В историческом контексте - "установление того, что СУЩЕСТВОВАЛО на самом деле". До сих пор большую часть тюркской истории официальная наука ПОДМЕНЯЕТ историей персов, китайцев, монголов и других народов. Но это не может продолжаться вечно, факты возьмут свое над голословными утверждениями.

 

Ув. Туран, уточните где историю тюрков официальная наука подменяет голословными утверждениями? В РФ, в Кыргызстане, Казахстане? Может приведете факты такой подмены?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

"То, что мы называем наукой, преследует одну единственную цель: установление того, что существует на самом деле" (из письма Эйнштейна Соловину от 1 января 1951 г.). В историческом контексте - "установление того, что СУЩЕСТВОВАЛО на самом деле". До сих пор большую часть тюркской истории официальная наука ПОДМЕНЯЕТ историей персов, китайцев, монголов и других народов. Но это не может продолжаться вечно, факты возьмут свое над голословными утверждениями.

 

Ув. Туран, уточните где историю тюрков официальная наука подменяет голословными утверждениями? В РФ, в Кыргызстане, Казахстане? Может приведете факты такой подмены?

 

Например, Рашид-Ад-Дин писал: 

"…племена, которых издревле доныне называли и называют Турками. Колена и ветви их обитали … во множестве местных летних и зимних кочевьев, известных под именем Монголии… 
От этих (турецких) племен с течением времени произошло много ветвей…: племена, ныне известные под именем Монголов… 
ГЛАВА ВТОРАЯ 
Описание турецких племен, которых ныне называют Монголами… 
…монгольская ветвь была племя из турецких племен, а ныне, по причине процветания, величия и могущества их (Монголов), это имя усвоено всем другим племенам". 
(Сборник летописей. История монголов, сочинение Рашид-эддина. Перевод с персидского И.Н. Березина. Т.1 , часть 1. СПб, 1858)
 
Черном по белому написано, что монголы Чингис-Хаана - это ветвь тюркских (у РАДа - турецких) племен.
Официальная историческая наука игнорирует данный конкретный факт. Почему? Можете объяснить?
  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

В начале 14 века, когда Рашид ад-Дин писал свой "Джами ат-таварих" по указанию ильхана Газан-хана, процесс смешения тюрков и монголов вошел в самую активную фазу. Теперь сделайте скидку на уровень научной исторической мысли в средневековом государстве ильханидов. Именно поэтому происходит смешение генеалогий собственно монгольских племен и тюрков.

 

Очень многие тюркские племена стали именоваться монголами - "От этих (турецких) племен с течением времени произошло много ветвей…: племена, ныне известные под именем Монголов…" и т.д.

 

Официальная наука посвятила этому моменту множество исследований. Практически каждый ученый, кто изучал Джами ат-таварих указывал на этот момент. В чем здесь замалчивание?

 

Смотрите описание жизни Хулагу: 

 

Еще женою [была] Гуюк-хатун от кости государей народа ойрат, дочь Туралчи-гургена. Она появилась на свет от дочери Чингиз- хана – Чечекен. Олджей-хатун тоже была его [Туралчи] дочерью, только от другой матери. Ее он посватал в Монголии, ранее других жен. Еще жена – Кутуй-хатун, дочь... от кости государей народа конкурат. Когда Гуюк-хатун умерла в Монголии, он посватал ее [Кутуй-хатун] и пожаловал ей юрт ее [Гуюк-хатун]. Ёще жена – Олджей-хатун, дочь Туралчи-гургена, от кости государей ойрат- ских. Ее он посватал в Монголии. Еще жена – Йисунджин-хатун из рода сулдус. Ее он тоже посватал за себя в Монголии из ставки Гуюк-хатун. Вместе с Кутукуй она оставалась в Монгольской земле, а затем прибыла сюда. Аминь.

 

И теперь посмотрите на слова "гурген" - "зять", нойон, ойрат. Не говоря уже о том, что речь идет о Монголии.

 

 

У Хулагу-хана было четырнадцать сыновей и семь дочерей, со- гласно тому, как приведены их имена с изъяснением частицы крат- кого жизнеописания каждого из них, с именами внуков, которые доныне [от него] произошли. Первый сын Хулагу-хана, Абага-хан появился на свет в Монго- лии от Йисунжин-хатун и прибыл в Иранскую землю вместе с отцом. Он был старшим и лучшим из числа своих братьев и как наследный царевич и наместник отца унаследовал престол, цар- скую власть, улус и войско. Сообщение о его женах будет приве- дено в повествовании о нем. Второй сын Хулагу-хана, Джумукур, появился на свет в Мон- голии от Гуюк-хатун спустя месяц после рождения Абага-хана. Хулагу-хан во время похода в Иранскую землю оставил его при своих ставках на службе у Менгу-каана, а прочие обозы, [которые он] повел с собой, отпустил в области Туркестана, в окрестностях Алмалыка. Во время усобицы Арик-Бокэ с Кубилай-кааном, когда Джумукур пребывал в ставках Менгу-каана и Арик-Бокэ нахо- дился там, а Кубилай-каан был далеко, ему по необходимости при- шлось стать на сторону Арик-Бокэ и сражаться с войсками Кубилай-каана ради Арик-Бокэ.

 

Йисунжин - типичный для монгольского языка суффикс.

 

Таких фактов очень много, так что говорить о всемирном заговоре против тюрков официальной науки нее стоит. Ученые как и раньше так и сейчас изучают тот период с обычной скурпулезностью. Вот только появилось множество любителей, которые на основе одиночного прочтения "Джами ат-Таварих" решают, что все вокруг врут, а вот он сейчас совершит "научную" революцию. Яркий представитель таких деятелей участник форума Акскл - который уже не один десяток лет ратует за то, что Чингис-хан был казахом (!). 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Еще женою [была] Гуюк-хатун от кости государей народа ойрат, дочь Туралчи-гургена. Она появилась на свет от дочери Чингиз- хана – Чечекен.  

интересное имя Чечекен ,

Шеше , Шешек , Шешеке 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Еще женою [была] Гуюк-хатун от кости государей народа ойрат, дочь Туралчи-гургена. Она появилась на свет от дочери Чингиз- хана – Чечекен.

интересное имя Чечекен ,

Шеше , Шешек , Шешеке

Амыр! Чечек это цветок на тувинском, на монгольском цецек, гурген на тувинском хуреген-зять.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В начале 14 века, когда Рашид ад-Дин писал свой "Джами ат-таварих" по указанию ильхана Газан-хана, процесс смешения тюрков и монголов вошел в самую активную фазу. Теперь сделайте скидку на уровень научной исторической мысли в средневековом государстве ильханидов. Именно поэтому происходит смешение генеалогий собственно монгольских племен и тюрков.

Очень многие тюркские племена стали именоваться монголами - "От этих (турецких) племен с течением времени произошло много ветвей…: племена, ныне известные под именем Монголов…" и т.д.

Официальная наука посвятила этому моменту множество исследований. Практически каждый ученый, кто изучал Джами ат-таварих указывал на этот момент. В чем здесь замалчивание?

Смотрите описание жизни Хулагу:

Еще женою [была] Гуюк-хатун от кости государей народа ойрат, дочь Туралчи-гургена. Она появилась на свет от дочери Чингиз- хана – Чечекен. Олджей-хатун тоже была его [Туралчи] дочерью, только от другой матери. Ее он посватал в Монголии, ранее других жен. Еще жена – Кутуй-хатун, дочь... от кости государей народа конкурат. Когда Гуюк-хатун умерла в Монголии, он посватал ее [Кутуй-хатун] и пожаловал ей юрт ее [Гуюк-хатун]. Ёще жена – Олджей-хатун, дочь Туралчи-гургена, от кости государей ойрат- ских. Ее он посватал в Монголии. Еще жена – Йисунджин-хатун из рода сулдус. Ее он тоже посватал за себя в Монголии из ставки Гуюк-хатун. Вместе с Кутукуй она оставалась в Монгольской земле, а затем прибыла сюда. Аминь.

И теперь посмотрите на слова "гурген" - "зять", нойон, ойрат. Не говоря уже о том, что речь идет о Монголии.

У Хулагу-хана было четырнадцать сыновей и семь дочерей, со- гласно тому, как приведены их имена с изъяснением частицы крат- кого жизнеописания каждого из них, с именами внуков, которые доныне [от него] произошли. Первый сын Хулагу-хана, Абага-хан появился на свет в Монго- лии от Йисунжин-хатун и прибыл в Иранскую землю вместе с отцом. Он был старшим и лучшим из числа своих братьев и как наследный царевич и наместник отца унаследовал престол, цар- скую власть, улус и войско. Сообщение о его женах будет приве- дено в повествовании о нем. Второй сын Хулагу-хана, Джумукур, появился на свет в Мон- голии от Гуюк-хатун спустя месяц после рождения Абага-хана. Хулагу-хан во время похода в Иранскую землю оставил его при своих ставках на службе у Менгу-каана, а прочие обозы, [которые он] повел с собой, отпустил в области Туркестана, в окрестностях Алмалыка. Во время усобицы Арик-Бокэ с Кубилай-кааном, когда Джумукур пребывал в ставках Менгу-каана и Арик-Бокэ нахо- дился там, а Кубилай-каан был далеко, ему по необходимости при- шлось стать на сторону Арик-Бокэ и сражаться с войсками Кубилай-каана ради Арик-Бокэ.

Йисунжин - типичный для монгольского языка суффикс.

Таких фактов очень много, так что говорить о всемирном заговоре против тюрков официальной науки нее стоит. Ученые как и раньше так и сейчас изучают тот период с обычной скурпулезностью. Вот только появилось множество любителей, которые на основе одиночного прочтения "Джами ат-Таварих" решают, что все вокруг врут, а вот он сейчас совершит "научную" революцию. Яркий представитель таких деятелей участник форума Акскл - который уже не один десяток лет ратует за то, что Чингис-хан был казахом (!).

Вы так и не поняли, т.к. все основные слова и термины чингиз хаана на тувинском языке, от отца до должностей, а мы тюрки. У вас я недавно спросил, гар что означает крыло или установленная сторона часть, вы мне ответили крыло. Но на монгольском языке крыло это жигуур, а гар рука. Тогда с вашей позиции переводим слово зунгар, левая рука и никак левое крыло, как нам подают официальные историки и лингвисты. А вот гаар тувинском языке будет установленная сторона та часть, и это подтверждает не два слова как у монгол, а многие слова как аткаар, бурунгаар, кыдыгаар, кызыгаар, барунгаар, чуунгаар, дашкаар, дугаар, кудугаар также и есть слова ишкээр, бедигээр и т.д.

По сюй тину, монголы назвали себя в честь горы, а есть такая гора у современных монгол, вы можете указать такие горы в монголии? А вот Туве есть такие горы как монгулек и монгун-тайга.

С печатью Гуюка у лингвистов думаю вообще беда, хотя это печать состоит основном из тувинских слов, и это не с неба, и не лингофричество. Потому что эти слова еще встречаются в других текстах, я все это перепроверял.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

hUj6vR2hLfk.jpg

Может быть вернемся к этому тексту указа Хубилай хаана, левая сторона этого текста на старомонгольском языке. Пусть переводят каждое слово с этимологией, интересно будет, разберем!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В начале 14 века, когда Рашид ад-Дин писал свой "Джами ат-таварих" по указанию ильхана Газан-хана, процесс смешения тюрков и монголов вошел в самую активную фазу. Теперь сделайте скидку на уровень научной исторической мысли в средневековом государстве ильханидов. Именно поэтому происходит смешение генеалогий собственно монгольских племен и тюрков.

 

Очень многие тюркские племена стали именоваться монголами - "От этих (турецких) племен с течением времени произошло много ветвей…: племена, ныне известные под именем Монголов…" и т.д.

 

Официальная наука посвятила этому моменту множество исследований. Практически каждый ученый, кто изучал Джами ат-таварих указывал на этот момент. В чем здесь замалчивание?

 

Смотрите описание жизни Хулагу: 

 

Еще женою [была] Гуюк-хатун от кости государей народа ойрат, дочь Туралчи-гургена. Она появилась на свет от дочери Чингиз- хана – Чечекен. Олджей-хатун тоже была его [Туралчи] дочерью, только от другой матери. Ее он посватал в Монголии, ранее других жен. Еще жена – Кутуй-хатун, дочь... от кости государей народа конкурат. Когда Гуюк-хатун умерла в Монголии, он посватал ее [Кутуй-хатун] и пожаловал ей юрт ее [Гуюк-хатун]. Ёще жена – Олджей-хатун, дочь Туралчи-гургена, от кости государей ойрат- ских. Ее он посватал в Монголии. Еще жена – Йисунджин-хатун из рода сулдус. Ее он тоже посватал за себя в Монголии из ставки Гуюк-хатун. Вместе с Кутукуй она оставалась в Монгольской земле, а затем прибыла сюда. Аминь.

 

И теперь посмотрите на слова "гурген" - "зять", нойон, ойрат. Не говоря уже о том, что речь идет о Монголии.

 

 

У Хулагу-хана было четырнадцать сыновей и семь дочерей, со- гласно тому, как приведены их имена с изъяснением частицы крат- кого жизнеописания каждого из них, с именами внуков, которые доныне [от него] произошли. Первый сын Хулагу-хана, Абага-хан появился на свет в Монго- лии от Йисунжин-хатун и прибыл в Иранскую землю вместе с отцом. Он был старшим и лучшим из числа своих братьев и как наследный царевич и наместник отца унаследовал престол, цар- скую власть, улус и войско. Сообщение о его женах будет приве- дено в повествовании о нем. Второй сын Хулагу-хана, Джумукур, появился на свет в Мон- голии от Гуюк-хатун спустя месяц после рождения Абага-хана. Хулагу-хан во время похода в Иранскую землю оставил его при своих ставках на службе у Менгу-каана, а прочие обозы, [которые он] повел с собой, отпустил в области Туркестана, в окрестностях Алмалыка. Во время усобицы Арик-Бокэ с Кубилай-кааном, когда Джумукур пребывал в ставках Менгу-каана и Арик-Бокэ нахо- дился там, а Кубилай-каан был далеко, ему по необходимости при- шлось стать на сторону Арик-Бокэ и сражаться с войсками Кубилай-каана ради Арик-Бокэ.

 

Йисунжин - типичный для монгольского языка суффикс.

 

Таких фактов очень много, так что говорить о всемирном заговоре против тюрков официальной науки нее стоит. Ученые как и раньше так и сейчас изучают тот период с обычной скурпулезностью. Вот только появилось множество любителей, которые на основе одиночного прочтения "Джами ат-Таварих" решают, что все вокруг врут, а вот он сейчас совершит "научную" революцию. Яркий представитель таких деятелей участник форума Акскл - который уже не один десяток лет ратует за то, что Чингис-хан был казахом (!). 

У РАДа все четко, там нет даже намека о смешении тюрков и монголов (в вашем понимании). Как должен был РАД написать, чтобы исключить двоякое толкование? Газан-хан - чингизид, если он был бы монголом (в вашем понимании), то по его указанию РАД написал бы, что верхушка - это одно, а народ в основной массе своей - другое. Да и сам ли РАД писал этот сборник? Вполне возможно, что он просто собрал в одном месте имеющиеся данные (составитель), в том числе добытые им лично.

 

Вы говорите о "замалчивании", в то время как речь шла о "подмене" и "игнорировании". Вот вам свежий пример подмены.

Приведенные вами сведения об ойратах и Хулагу-хане не являются однозначными фактами, свидетельствующими в пользу защищаемой ваши гипотезы. Здесь как раз случаи двоякого толкования.

Последний ваш абзац - из области схоластики. У меня лично интерес вызывают аргументы (причем не важно, в чью пользу), основанные на конкретных и однозначных фактах, их анализа и логичности построений.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По поводу двоякого толкования Рашид-Ад-Дина приведу высказывание, хотя и по другому поводу, но в нашем случае по сути - верного, историка Александра Овчинникова, доцента кафедры Гуманитарных дисциплин КНИТУ-КХТИ: 

 

"Есть работы психологов, которые пишут о том, что у людей, которые постоянно находятся в закрытых коллективах, часто появляется феномен двоемыслия. То есть механизмы логики перестают срабатывать...  Чёрное не может быть белым – это логика. Двоемыслие – это когда чёрное может в то же время быть и белым, т.е. когда признаются верными два взаимоисключающих суждения".

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...