Перейти к содержанию
Гость Rasul

Тувинцы

Рекомендуемые сообщения

для меня дептер это тюркское слово и это слово имеет смысл хранитель чего-то сокровенного в смысле названии дневника. А тут пишут это арабское слово, может лингвисты напишут доказывая что это слово исконно арабское с корнем и этимологию. На тувинском языке сказать, расскажет, передать и т.д. передается с корнем де.

Мне тоже кажется,что это тюркское слово (у кыргызов тоже встречается этот корень в др.словах как : деп айтты-так сказал и др.,тоже передается со словами сказать,расскажет,передать и т.д.),хотя раньше считал - арабским или персидским(т.к.тоже имеется это слово у них)..Я конечно не филолог,поэтому не хочу предвзято,без этимологии и доказательств,говорить заранее,поэтому предложил поставить на обсуждение специалистам в этом деле,то бишь филологам..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Наверно все это идет сгоряча,

Я тоже так подумал..Более того спешу заметить,что для многих кыргызов,на мой субъективный взгляд, из не единоверцев ближе : алтайцы,хакасы,тувинцы,якуты,др. и даже монголоязычные братья,нежели некоторые единоверцы-тюрки и единоверцы не тюрки..Само собой,что казахи в первую очередь очень близки для нас(опять же мое субъективное мнение)..

К тому же ислам не запрещает гордиться своим этносом,а наоборот поощряет..Запрещает только ставить выше свой этнос над другим этносами..и арабы - не исключение..Тем более в Коране Всевышний так и говорит : "Я вас создал разными по цвету кожи,языку и культуре,чтобы вы изучали и познавали друг-друга..А Пророк Мухаммад (С.А.С.) говорит в своем хадисе : Гордитесь своим происхождением,своим этносом,своей культурой,но те кто будут ставить себя и свой этнос выше других,тот не из моей Уммы..

Спасибо что вы меня поняли. Русский язык для меня трудноват, и бывает я не могу полностью выразится о чем думаю. По религии, я не сторонник любых конфессий, тот же время я уважаю все добрые умные традиции и обычаи установленные с древних времен.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Наверно все это идет сгоряча, т.к. для меня дептер это тюркское слово и это слово имеет смысл хранитель чего-то сокровенного в смысле названии дневника. А тут пишут это арабское слово, может лингвисты напишут доказывая что это слово исконно арабское с корнем и этимологию. На тувинском языке сказать, расскажет, передать и т.д. передается с корнем де.

Мне тоже сейчас кажется,что это тюркское слово (у кыргызов тоже встречается этот корень в др.словах как : деп айтты-так сказал и др.,тоже передается со словами сказать,расскажет,передать и т.д.),хотя раньше считал - арабским или персидским(т.к.тоже имеется это слово у них)..Я конечно не филолог,поэтому не хочу предвзято,без этимологии и доказательств,говорить заранее,поэтому предложил поставить на обсуждение специалистам в этом деле,то бишь филологам..
На Тувинском языке Деп айытты-дал устное указание( сказав дал указание), бижип айытты-дал письменное указание(написав дал указание). Скорей всего часть предложения более подробным изложением о чем идет речь. Айыт-укажи. Айтыр-указал.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На Тувинском языке Деп айытты-дал устное указание( сказав дал указание), бижип айытты-дал письменное указание(написав дал указание). Скорей всего часть предложения более подробным изложением о чем идет речь. Айыт-укажи. Айтыр-указал.

У нас тоже так..Только вот жазып айтты - письменное указание..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо что вы меня поняли. Русский язык для меня трудноват, и бывает я не могу полностью выразится о чем думаю.

Многим народам России например,наоборот родной язык трудноват,чтобы выразить свою мысль на родном языке..Сам очень много наблюдал подобное..Так-что в этом плане вы тувинцы - молодцы..Знаете и говорите на своем родном языке свободно,в отличии от некоторых народов РФ..Я уже не говорю про культуру и традиции - которые стали брендом тувинцев.. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На Тувинском языке Деп айытты-дал устное указание( сказав дал указание)... Скорей всего часть предложения более подробным изложением о чем идет речь. 

 

Действительно, слово "деп" - органическая и необходимая часть тувинского языка, ведь практически во всех случаях это слово завершает/оформляет/маркирует прямую речь, цитаты и т.п. Пример: "Мен тыва мен" деп ол кижи чугаалады (я тувинец - сказал этот человек). Деп - это слово-индикатор высказывания и т.п. Раньше, видимо, использовалось также и в виде существительного. При добавлении суффикса мн.числа "тер" - "дептер" действительно может иметь значение "дневник". И не заимствование это, поскольку "деп" (дептер) в тувинском языке имеет относительно широкую вариабельность лексики, в то время как в арабском оно имеет узкое конкретное значение (тетрадь).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На Тувинском языке Деп айытты-дал устное указание( сказав дал указание)... Скорей всего часть предложения более подробным изложением о чем идет речь.

Действительно, слово "деп" - органическая и необходимая часть тувинского языка, ведь практически во всех случаях это слово завершает/оформляет/маркирует прямую речь, цитаты и т.п. Пример: "Мен тыва мен" деп ол кижи чугаалады (я тувинец - сказал этот человек). Деп - это слово-индикатор высказывания и т.п. Раньше, видимо, использовалось также и в виде существительного. При добавлении суффикса мн.числа "тер" - "дептер" действительно может иметь значение "дневник". И не заимствование это, поскольку "деп" (дептер) в тувинском языке имеет относительно широкую вариабельность лексики, в то время как в арабском оно имеет узкое конкретное значение (тетрадь).
Я восхищен вашим русским языком! И добавлю есть же названия с окончанием тер, дер, тар, дар. Малдар, мелдер, калдар, белдир, и т.д. И это не суффикс мн.числа. а суффикс с указанием конкредики. Например; малдар-масть коня цвета земного и примерно так. А вот дептер я бы перевел как хранитель-сказанного.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Я восхищен вашим русским языком!

 

Я восхищаюсь тувинским языком.

Какое глубокое содержание у этих слов!: Хос-бот (Господь), противоположная телесность - мага-бот (тело плоти). Ден (й)ери (Тенгери) - место равенства. Ар-тик - северный ноль. Андарык-тик - перевернутый ноль. 

Современные тувинцы забыли свою истинную историю, забыли свою исконные обычаи. Поймут ли, смогут ли оценить значения этих слов?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо что вы меня поняли. Русский язык для меня трудноват, и бывает я не могу полностью выразится о чем думаю.

Многим народам России например,наоборот родной язык трудноват,чтобы выразить свою мысль на родном языке..Сам очень много наблюдал подобное..Так-что в этом плане вы тувинцы - молодцы..Знаете и говорите на своем родном языке свободно,в отличии от некоторых народов РФ..Я уже не говорю про культуру и традиции - которые стали брендом тувинцев.. :)

Хотел бы сказать в отношении тюркских народов. Больше всего знакомых я имею среди кыргыз, по воле жизни когда на рынке покупаешь что-то, это основном продавцы одежды это кыргызы и среди них есть знакомые еще 90 годов.что про них сказать, они все отличные приветливые, предупредительные люди. Я их знаю только с хорошей стороны. И есть замечание по ним, южные по происхождении кыргызы быстро осваивают тувинский язык и покупателями общаются на разговорном тувинском легко, а вот северные нет, и они говорят причина в знании русского и общаются с посредством русского.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я восхищен вашим русским языком!

Я восхищаюсь тувинским языком.

Какое глубокое содержание у этих слов!: Хос-бот (Господь), противоположная телесность - мага-бот (тело плоти). Ден (й)ери (Тенгери) - место равенства. Ар-тик - северный ноль. Андарык-тик - перевернутый ноль.

Современные тувинцы забыли свою истинную историю, забыли свою исконные обычаи. Поймут ли, смогут ли оценить значения этих слов?

Интересное сравнение, может сопоставить факты по происхождении христианства, а их множество по тюркским словам. Артик биле андариктикти дыка уур бодандым, чаа-ла четти. ))) ынчаан база коруп болур чуведир. Вау
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хотел бы сказать в отношении тюркских народов. Больше всего знакомых я имею среди кыргыз, по воле жизни когда на рынке покупаешь что-то, это основном продавцы одежды это кыргызы и среди них есть знакомые еще 90 годов.что про них сказать, они все отличные приветливые, предупредительные люди. Я их знаю только с хорошей стороны.

Спасибо за теплые слова!К сожалению с тувинцами близко не общался,за исключением,когда в Москве сыграл несколько партий в настольный теннис с одним парнем тувинцем..И есть мечта побывать когда-нибудь в Туве (благо через видео насмотрелся первозданных красот Тувы),пока не построили ЖД,т.к. думаю,что потом будет поздно..Урбанизация,инфраструктура и т.д. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хотел бы сказать в отношении тюркских народов. Больше всего знакомых я имею среди кыргыз, по воле жизни когда на рынке покупаешь что-то, это основном продавцы одежды это кыргызы и среди них есть знакомые еще 90 годов.что про них сказать, они все отличные приветливые, предупредительные люди. Я их знаю только с хорошей стороны.

Спасибо за теплые слова!К сожалению с тувинцами близко не общался,за исключением,когда в Москве сыграл несколько партий в настольный теннис с одним парнем тувинцем..И есть мечта побывать когда-нибудь в Туве (благо через видео насмотрелся первозданных красот Тувы),пока не построили ЖД,т.к. думаю,что потом будет поздно..Урбанизация,инфраструктура и т.д. :)
Надеюсь сбудется ваша мечта. Если приедете покажу Наш родительский аал. И он до сих пор кочует по пастбищам, нынче пять раз кочевали, причина засушливое лето.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И есть замечание по ним, южные по происхождении кыргызы быстро осваивают тувинский язык и покупателями общаются на разговорном тувинском легко, а вот северные нет, и они говорят причина в знании русского и общаются с посредством русского.

В основном за пределами Родины уезжают представители южан и узбеки юга..Северяне редко уезжают,т.к.промышленность и большая часть экономики сосредоточены на Севере Республики..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати связь Тенир-Тооских кыргызов с Кемскими(тувинскими,хакасскими и алтайскими)кыргызами подтверждается лингвистически по Юнусалиеву здесь :

 

3. Наиболее существенным фонетическим признаком является наличие долгих гласных вторичного образования в киргизском, в южно-сибирской группе родственных языков (тувинском, хакасском, алтайском), В эпоху совместного проживания предков современных носителей этих языков в верховьях Енисея, вероятно, начинался процесс вокализации звонких согласных "гъ" и "г" и заднеязычного носового "н" между гласными, что привело к возникновению вторичных долгих гласных обоих рядов (заднего и переднего), в отличие от однородных долгот в других родственных языках.
Примеры на долгий "аа": кирг. "жаа", алт. "дjаа", хак., тув. "чьаа", тат. "жэйэ - лук" (оружие); кирг. "жаак", алт. "дjаак", тув. "чьаак", хак. "нъаак", орх., др.- уйг., туркм. "йанак - щека".
Примеры на долгий "оо" и "уу": кирг., алт., тув., хак. "соол", каз. "сувал<сугал - иссякнуть, испариться, высохнуть"; кирг. "бооз", алт. "боос", тув., хак. "поос", уйг. и др. "богаз", каз. "буваз - беременная, стельная"; кирг., алт., тув., хак. "суур", уйг., узб. "сугур - сурок".
Примеры на долгий "ээ": кирг., алт., тув., хак. "ээ", узб., уйг. "эгэ", кирг. таласск. гов. "эйэ - хозяин"; кирг., алт. "бээ", тув., хак. "пээ - кобыла"; кирг., алт., тув., хак. "ээн - пустой, свободный".
Примеры на долгое "ее": кирг., алт., тув., хак. "соок", орх. "сенук", нов. уйг. "сунэк - кость"; кирг., алт., тув., хак. "свел", каз. "сейул", узб. "сугэл - бородавка"; кирг., алт. "меере", тув., хак. "меере", каз. "менре - мычать".
Как видно, до возникновения долготы должно было произойти дальнейшее озвончение заднеязычного "г", перешедшего, как правило, в губно-губной проточный "w", и среднеязычного "г", перешедшего в переднеязычный "и" (йот). Этот предшествовавший вокализации процесс дальнейшего озвончения, вероятно, выработался в эпоху общения с предками кипчакской группы языков, в которых он и консервировался; позднее в языках древнекиргизской группы процесс вокализации получил дальнейшее свое развитие.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Надеюсь сбудется ваша мечта. Если приедете покажу Наш родительский аал. И он до сих пор кочует по пастбищам, нынче пять раз кочевали, причина засушливое лето.

Надеюсь тоже когда-нибудь посетить Туву..Одну из колыбель древних тюрков.. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

айтты -на монгольском айлтгах,айлтгал(говорить,сказать,говор,сказание)

Амыр писмейкер! У нас айтыр, это слово не только указание, также применяется как расспрашивать, спросить, спросил и т.д. по тувински айтырган, айтырар и т.д. я все пытаюсь доказать монголы и тюрки родственные народы.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тynych вы :ozbek: прочитайте моё сообщение  ещё раз .

во первых у вас :ozbek: Тynych :ozbek:  какая та предвзятость .

во вторых   Тynych :ozbek:  , в сообщение был вопрос про Кыргызстан .

в третьих Тynych :ozbek:  , я  то сообщение писал не вам :ozbek: .

Кусаин :ozbek: Shahan :ozbek: Апостол :ozbek: Нуртас :ozbek: Марат(вроде как все ваши имена перечислил кажется) .. Еще раз хочу обратить ваше внимание на этот пост..  Ознакомьтесь пож-ста!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Tunych! Есть старинный мужской танец "Девиг" ("Танец Орла"), исполняемый перед борьбой хуреш и после победы в схватке. Его танцевали с доисторических времен (бурунгунун мурнунда). Других старинных танцев я лично не знаю. И есть ли исконно тувинское слово "танец" тоже не знаю. А то, что называют "сам", видимо, происходит от "цам" - буддийское шествие с элементами танца, т.е. слово "сам" заимствованное.

Уважаемый Туран,забыл спросить : Остались ли фотографии или видеофрагменты легендарного коня Эзир-Кара?В сети что-то не нашел,хотя возможно может быть неправильно вбиваю..Было бы очень интересно,и не только мне,увидеть..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Уважаемый Tunych! Есть старинный мужской танец "Девиг" ("Танец Орла"), исполняемый перед борьбой хуреш и после победы в схватке. Его танцевали с доисторических времен (бурунгунун мурнунда). Других старинных танцев я лично не знаю. И есть ли исконно тувинское слово "танец" тоже не знаю. А то, что называют "сам", видимо, происходит от "цам" - буддийское шествие с элементами танца, т.е. слово "сам" заимствованное.

Уважаемый Туран,забыл спросить : Остались ли фотографии или видеофрагменты легендарного коня Эзир-Кара?В сети что-то не нашел,хотя возможно может быть неправильно вбиваю..Было бы очень интересно,и не только мне,увидеть..

 

Ув.Tunych, памятник коню на его родине выполнен по эскизу художника Кунзета Биче-оола. см.: http://www.centerasia.ru/issue/2011/10/3818-chyorniy-oryol-ezir-kara.html

Очевидно, фото не осталось, конь же был репрессирован (какая дикость?!).

Вы не могли бы подсказать, как прикреплять к посту изображение?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ув.Tunych, памятник коню на его родине выполнен по эскизу художника Кунзета Биче-оола. см.: http://www.centerasia.ru/issue/2011/10/3818-chyorniy-oryol-ezir-kara.html

 

Очевидно, фото не осталось, конь же был репрессирован (какая дикость?!).

Вы не могли бы подсказать, как прикреплять к посту изображение?

Уважаемый Туран,спасибо за ссылку на статью..Трагическая судьба сложилась у этого скакуна..Как я понимаю этот конь из Эрзинского р-на,а потом с хозяином перебрался в Торе-Холь?

Изображения(фото,рисунок,картинки) можно прикреплять нажав на квадратную иконку с названием "картинка"..Но можно и попроще,копируете изображение и вставляете здесь..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

С этого и начинал, оба варианта не получаются. Нажимаю на иконку "картинка" - появляется окно "свойства картинки" и "URL"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

С этого и начинал, оба варианта не получаются. Нажимаю на иконку "картинка" - появляется окно "свойства картинки" и "URL"

Так оно и должно быть..В URL вставляете ссылку на фото и ок..Либо можно изображение скопировать(правая кнопка и копировать) и вставить сюда(правая кнопка и вставить)..

По поводу коня : значит родился и вырос в Эрзинском р-не,а потом с хозяином перебрался в Торе-Холь?

Кстати где-то читал,что Торе-Холь как бы вотчина тувинских кыргысов..Так ли это?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...