Перейти к содержанию
Гость Rasul

Тувинцы

Рекомендуемые сообщения

Пост Поводка с обсуждением личности модератора скрыт.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я не обсуждал личность модератора , я обсуждал заблуждения юзера АКБ. Или теперь это под запретом?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы не можете без перехода на личности? Пишите, обсуждайте темы, аргументируйте, для этого не обязательно склонять кого-то. Пост открою, но прошу вас впредь соблюдать хотя бы элементарные правила ведения дискуссий.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

АКБ доказывает, поводок и другие оппоненты занимаются лишь об суждениями переходящими в осуждения

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Суть в том , что если Кем это современный Енисей , а урянхаи средневековых летописей это предки современных тувинцев , и ни куда не переселялись , то все цензура по переносу империи Чингизхана в Джунгарию , становятся совсем несостоятельными. цензура уже Селенгу и Орхон и Кем в западном Алтае , теперь там же урянхаев , так что цензура в Тыве не те урянхаи , что упомянуты в средневековых источниках. 

И не надо меня обвинять в отсутствии знаний о Тыве! цензура я там бывал неоднократно и согласен с общепризнанным мнением о том , что это и есть земля урянхаев Чингизхана! :)

 

Вот так одним наскоком вы мои версии не опровергните. Тема очень обширная и многогранная, чтобы вот так одним махом. Про Селенгу, Орхон и прочее я пытался обосновать в соответствующих темах. Здесь же я коснулся только западно-алтайских уранхаев. По моим версиям все сходится, именно западно-алтайским уранхаям была предоставлена важная историческая миссия по охране захоронений первых великих ханов империи - Икэ курука на Чингиле.

 

И еще. Если есть западно-алтайские уранхаи, то это не значит, что не может быть восточно-алтайских и саянских уранхаев. Или вы не согласны со мной?   

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Монгол улсын иргэн, 1990 оны 12 дугаар сарын 28-ны өдөр Сэлэнгэ аймаг Зүүн хараа Баянгол суманд төрсөн, 24 настай, эрэгтэй, тусгай  дунд боловсролтой, токарчин мэргэжилтэй эрхэлсэн тодорхой ажилгүй, ам бүл 2, Налайх дүүргийн 7 дугаар хороо 11-06 тоотод оршин суух, эрхэлсэн тодорхой ажилгүй,  улсаас авсан гавьяа шагналгүй, хэрэг хариуцах чадвартай бие эрүүл, ухаан бүрэн, Тува овогт Ганболдын Билгүүнтөгөлдөр /РД:ШУ90122811/

Если не ошибаюсь,то тут написано,что в Монголии 90-е годы 12 месяца 28 числа в Селенгинском аймаке район Зуун Баянгол сумона 24 мужчин,устроили бунт в тюрьме из них 2 скончались при попытке бегства, 7 из них в черном робе в 11-06 сбежали,через канализацию,ведутся поиски беглецов и прочесывание,сбежавшие ориентировочно направились в сторону Тувинской Народной Республики.. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как хитро поставлен вопрос! :)

Скажем так , я не исключаю , что урянхаи сегодня могут проживать даже в Австралии , но те урянхаи , что упоминаются в связи с Чингизханом в средневековых источниках , проживали на территории современной Тывы и северо-запада современной Монголии , то есть в верховьях реки Енисей.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как хитро поставлен вопрос! :)

Скажем так , я не исключаю , что урянхаи сегодня могут проживать даже в Австралии , но те урянхаи , что упоминаются в связи с Чингизханом в средневековых источниках , проживали на территории современной Тывы и северо-запада современной Монголии , то есть в верховьях реки Енисей.

 

Ничего хитрого нет.

 

Авторитет науки, монголовед Б.Я. Владимирцов писал следующее: "Известно, например, что знаменитая гора Бурхан-калдун с давнего времени находилась во владении рода Урянхат. Эти Урянхат не лесные люди, были владельцами названной местности и, по-видимому, сохранились в этом положении со времен легендарной Алан-Гоа до эпохи Чингисхана" [Б.Я. Владимирцов. Общественный строй монголов. М., 2002 г., стр. 352]

 

То есть:

 

1) Это не лесные люди, а значит населяли равнинный или степной регион, при этом там же должна быть гора Бурхан-калдун.

2) Если следовать существующей версии, что Бурхан-калдун должен быть где-то на востоке Монголии, то ваша версия рассыпается как карточный домик, потому что в том регионе уранхаи не отмечаются ни в одном из известных источников. Но если Бурхан-калдун располагать на Алтае, а по моим выкладкам это западная ее сторона, то все сходится. Здесь вам уранхаи скотоводы, у которых до сих пор бытует войлочная юрта. Здесь же и Икэ-курук, который они охраняли и т.д. и т.п. 

3) По РАДу и даже ССМ именно на Буркан-калдуне похоронены Угетай, Тули, Куюк, Монке, Арик-буга и Кубилай, а по Юань-ши, там же похоронен и сам Чингизхан.

 

Кроме того, согласно источникам по соседству с теми уранхаями обязательно должны быть уйгуры, кыргызы, кара кытаи, найманы, керейты и меркиты. Все эти племена и народы как находились по соседству с западно-алтайскими уранхаями, так и по сей день живут, но по отношению к восточным уранхаям они далеко не соседи.

 

Кстати из этих уранхаев скотоводов, происходил и Субадай багатур (белый татар), который обращался к тюркам-половцам на Северном Кавказе о взаимном родстве.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

М.В.Певцов (19 век):


 


"Урянхаи подразделяются на две весьма различные группы: одна занимает бассейн Верхнего Енисея, переходя немного даже на юг от хребта Танну-ола, а другая – высокую горную область в Южном Алтае. 


... Алтайские же урянхаи говорят монгольским наречием и отличаются от енисейских бытом и религией."


 


"Урянхаи занимают горную страну в Южном Алтае от альп Канас и Табын-богдо на северо-западе до р. Булгуна на юго-востоке.


... кочуют рассеянно, скотом не богаты, но зато усердно охотятся за зверями.


... Урянхаи занимаются барантою (захватом скота), а потому не пользуются доброй славой у соседних монгольских народностей, у которых ее не существует."


Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Енисейские кыргызы соседи , уйгуры понастроили крепостей в Тыве , меркиты - восточные соседи урянхаев , керейтов тогда не было , были кереиты , про дислокацию найманов все известно! Так , что все на местах! Про Бурхан-Халдун и урянкатов написал Б.Я. Владимирцов , вот у него и спрашивайте! В любом случае , это не первоисточник.

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Енисейские кыргызы соседи , уйгуры понастроили крепостей в Тыве , меркиты - восточные соседи урянхаев , керейтов тогда не было , были кереиты , про дислокацию найманов все известно! Так , что все на местах! 

 

Нет никто не своем месте. :) В источниках касательно тех событий и того времени:

 

- кыргызы фиксируются приблизительно близ Бешбалыка. 

- уйгуры тоже.

- меркиты с керейтами на западных склонах Алтая и Черном Иртыше, от чего название их страны "Крит-Меркит".

- найманы тоже западнее Алтая.

 

Вы по ходу орудуете совершенно другими эпохами, или эпохой до появления татар (что касается уйгурских крепостей на Саянах и древних кыргызов) или современностью (меркитов в Бурятии, хотя основная их масса до сих пор на западе Алтая, но вам видимо про них не известно).

 

Про Бурхан-Халдун и урянкатов написал Б.Я. Владимирцов , вот у него и спрашивайте! В любом случае , это не первоисточник.

 

:lol:

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Кыргызы фиксируются на Енисее, Алтае и Туве. Вблизи Бешбалыка - одно упоминание, против массы археологических, письменных, исторических фактов о Минусинской котловине. Жили они там вплоть до18-19 веков, пока не растворились в составе хакасов (тадарлар).

 

Уйгуры как и тюрки фиксируются в Монголии, там стоят их стелы, все описания их походов, войн говорит о том, что жили они именно там.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Селенгинском районе Бурятии есть место , где по легендам местного населения , произошла битва монголов и меркитов. Как аргумент в споре не очень , просто я специально туда заезжал! :)

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Поводок, в горных районах Или-Казахского автономного округа СУАР КНР уранхаи до сих пор наряду с кереями и меркитами являются компактными автохтонами данной местности и соседствуют на протяжении более 8 веков. Легенды этих племен могилу Куюк-хана и Тугрул-хана располагают здесь же, в низовьях Черного Иртыша и Урунгу

 

Кстати женой Куюк-хана была меркитка Огул-Каймыш, которая приказала доставить тело мужа на Имиль, где была его ставка.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Селенгинском районе Бурятии есть место , где по легендам местного населения , произошла битва монголов и меркитов. 

 

Я больше доверяю письменным источникам, а по ним все битвы происходили на западной стороне Алтая, это Арайский перевал, Бухтарма, Иртыш, Кизилбаш и Урунгу. 

 

А упомянутая вами судьбоносная битва, емнип 1205 года, произошла именно на Бухтарме!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Селенгинском районе Бурятии есть место , где по легендам местного населения , произошла битва монголов и меркитов. Как аргумент в споре не очень , просто я специально туда заезжал! :)

 

С легендой не стыкуется и надпись на сегменте из "Книги глобусов" Коронелли: "К западу за горами Алтай, находятся земли меркитского народа, а регион этот именуется "Крит Меркит" со столицей Каракоран"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С.М. Ахинжанов со ссылкой на Джувейни, пишет, что меркиты кочевали в районе Имиля и Кобука (кстати они до сих пор компактно населяют в ИКАО СУАР КНР уезды Коктогай, Жеменей, Тарбагатай, Манас). 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Поводок, будучи инициатором спора вы не ответили мне на мой аргумент, что если следовать существующей версии, что Бурхан-калдун находился в современном монгольско-бурятском приграничье (близ истока Чикоя и северо-восточнее Улан-Батора), то почему там не было и нет уранхаев? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У меня пока нет ответа , но есть повод почитать и поискать в этом направлении. Хотя , на сколько я могу судить по прочитанному , Бурхан-Халдун все экспедиции ищут все же в Восточной Монголии и только на этом сайте , от вас , я услышал , что можно поискать и западнее Енисея! :)

По поводу меркитов в Бурятии , постараюсь найти статью археологическую , где обсуждался вопрос идентификации меркитских памятников на территории современной Бурятии , северной Монголии и Тывы. Судя по всему , бежать меркитам пришлось далеко и долго . По пути хоронили своих по своим обрядам , отличным от типичных для этой местности захоронений , чем озадачили современных археологов. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У меня пока нет ответа , но есть повод почитать и поискать в этом направлении. Хотя , на сколько я могу судить по прочитанному , Бурхан-Халдун все экспедиции ищут все же в Восточной Монголии и только на этом сайте , от вас , я услышал , что можно поискать и западнее Енисея! :)

 

По крайней мере по всем известным и доступным мне источникам можно определенно говорить о географической близости или даже тождестве понятий "одна из горных вершин западного Алтая" и "Бурхан-калдун". Почему Бурхан-калдун ищут в восточной части Монголии мне совершенно не понятно.

 

По поводу меркитов в Бурятии , постараюсь найти статью археологическую , где обсуждался вопрос идентификации меркитских памятников на территории современной Бурятии , северной Монголии и Тывы. Судя по всему , бежать меркитам пришлось далеко и долго . По пути хоронили своих по своим обрядам , отличным от типичных для этой местности захоронений , чем озадачили современных археологов. 

 

По крайней мере по всем известным и доступным мне источникам меркиты хотя бы на рубеже 12 - 13 веков уж точно локализуются также на западных склонах Алтая, там же описываются все их битвы с Чингизханом и найманами, откуда они, вероятно часть, бежала на запад к кыпчакам. Но судя по более поздней родоплеменной картине регионов, они в Центрально Казахстане не задержались и вернулись обратно. С какого времени появились мэргэды в Бурятии мне кажется это вопрос для отдельного исследования.   

 

постараюсь найти статью археологическую , где обсуждался вопрос идентификации меркитских памятников на территории современной Бурятии , северной Монголии и Тывы.

По пути хоронили своих по своим обрядам , отличным от типичных для этой местности захоронений , чем озадачили современных археологов. 

 

Отождествление археологических находок с тем или иным народом древности, имхо, проблематично вообще, а отождествление их с каким-то конкретным племенем из массы родственных племен, мне кажется, вообще не реально и не правдоподобно. Например, как можно отличить меркит археологический материал от найманского или онгутского? Это все равно что пытаться отличить могилы казаха керея от казаха меркита.  ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

МЕРКИТ. Описывая историю этого племени, Абулгази не указывает их географического места проживания. Однако, ответ на этот вопрос может дать современная историография древнетюркских народов, помещающая меркитов в Забайкалье и Западной Монголии [7, c.245].                       
Абулгази пишет, что меркиты находились в беспрерывной борьбе с Чингиз-ханом, и в результате битвы в 1216 г, происшедшей на реке Чум-Муран, держава меркитская прекратила свое существование [2, c.82].
У Абулгази меркиты отнесены к монголоязычным племенам. Но вопрос об их происхождении также спорен. Например, видный ученый-этнограф XIX века Н.Аристов считал меркитов тюрками, что вызывало со стороны другого востоковеда, В.В.Бартольда, возражение на этот счет[6. c.273].
По мнению специалистов, меркиты принимали участие в этногенезе казахов. Племя Керей Среднего жуза имеет подрод под названием Меркит, который у М.Тынышбаева в "Родословных таблицах" указан как "осколок племени меркит, разгромленного и рассеянного Чингиз-ханом"[3.Родословные таблицы].
В настоящее  время казахстанские историки,  как уже было указано,  более  склоняются  к точке зрения, что меркиты изначально были монголоязычным племенем

http://www.proza.ru/2008/12/12/297

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

земля меркитов

 

 

 

 

§105. Temuĵin, Qasar, Belķutai ğurban Tooril-qan-nača qariĵu, ķer-turiyen ķurču, Temuĵin, ĵamuqa-tur Qasar Belķutai qoyar-i ilerun, ĵamuqa anda-da uķule, keen, uķuleĵu ilerun:

“Oro-ban hoqtorğu bolğaqdaa bi!

Onar nikan tan busut-u bida?

 Osüeliyen ker osuekun?

 Ebur-iyen hentuldee bi.

 Heliķeno uruq busut-u bida?

 Hači-iyen ker hačilaqun bida?”

keeĵu ileba.—ĵamuqa anda-da uķuleĵu ileksen uķe edui, basa Kereid-un Tooril-qan-no uķuleksen uķes-i ĵamuqa-da uķuleĵu ilerun: “Erde (??) udur Yesuķai-qan ečiķe-de mino tusa sayi kikdeksen-i setkiĵu, nokočesu bi! Qoyar tumet bolĵu, baraun ğar bolun, morilasu! ĵamuqa, deu-de keleleĵu ile. ĵamuqa deu qoyar tumet morilatuğai; qantutqu bolĵaan ĵamuqa deu-deče boltuğai!” keeba. Ede uķes-i dausqan baraĵu, ĵamuqa uķulerun: “Temuĵin-anda-i

Oro hoqtorğu bolba, keen medeĵu,

Ore mino ebetba.

Ebur henterebe, keen medeĵu,

Helike (??) mino ebetba.

Osuel-iyen osuen,

Uduit, Uwas Merkid-i ulutkeĵu,

Uĵin-Borte-yuen aburaya!

Hači-yen aburan,Qamuq Qaad-Merkid-i ğaltačiĵu,

Qatun Borte-yuen

Qariulun aburaya! Edoe tere

ķolme dabšiqui-tur,

    Kourķe-in daqu bolğaĵu,

Kokidek Toqtoa Buura-keere bei ĵe

Dabčitu qor darbalĵaqui-tur,

Daiĵiqči Dair-usun edoe

Orqon Seleŋķe qoyar-un (ĵaura)

Talqun aral-a bei ĵe.

Qamqaulsun keiskui-tur,

Qara hoai temečekči

Qaatai-Darmala edoe

Qaraĵi-keere bei ĵe.

Edoe bida dotelen,

Qilğo-muren-ni kiŋķus,—

Saqal bayan esen atuğai —

Sal huyaĵu oroya!      

Tere kokidek Toqtoa-in

Eruķe deere ino oroĵu,

Erkin oede ino

Anburu daariĵu,

Eme-koun ino

Ečultele qaouluya!

Qutuq oede ino

Quğuru daariĵu,

Qotola ulus-i ino

Qoosun boltala qaouluya!”

 

map_russia_825_1.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

МЕРКИТ. Описывая историю этого племени, Абулгази не указывает их географического места проживания. Однако, ответ на этот вопрос может дать современная историография древнетюркских народов, помещающая меркитов в Забайкалье и Западной Монголии [7, c.245].                       

Абулгази пишет, что меркиты находились в беспрерывной борьбе с Чингиз-ханом, и в результате битвы в 1216 г, происшедшей на реке Чум-Муран, держава меркитская прекратила свое существование [2, c.82].

У Абулгази меркиты отнесены к монголоязычным племенам. Но вопрос об их происхождении также спорен. Например, видный ученый-этнограф XIX века Н.Аристов считал меркитов тюрками, что вызывало со стороны другого востоковеда, В.В.Бартольда, возражение на этот счет[6. c.273].

По мнению специалистов, меркиты принимали участие в этногенезе казахов. Племя Керей Среднего жуза имеет подрод под названием Меркит, который у М.Тынышбаева в "Родословных таблицах" указан как "осколок племени меркит, разгромленного и рассеянного Чингиз-ханом"[3.Родословные таблицы].

В настоящее  время казахстанские историки,  как уже было указано,  более  склоняются  к точке зрения, что меркиты изначально были монголоязычным племенем

http://www.proza.ru/2008/12/12/297

 

Это реферат или вообще публицистика?   

 

Несерьезно, что "Абулгази не указывает их географического места проживания", потому что предостаточно кто их указывает - Джувейни, Рашид ад-Дин, ССМ и другие источники. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Баяуты проживали по реке Джида.Меркиты побежали к кипчакам по той причине,что кипчаками правили отуреченые баяуты.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

– По поводу найманов, меркитов, кераитов – нет оснований исключать их из числа других монголоязычных племен, хотя, вероятно, в их составе были адсорбированы более древние тюркские племена Монголии.

http://www.kyrgyz.ru/?page=276

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...