Jump to content



Guest Rasul

Тувинцы

Recommended Posts

Случайно наткнулся на статью Владимира Орус-оол об оспоримости тувинской государственности не 100 лет,а больше...Привожу выдержку из статьи..

 

А период кыргызского каганата оставил роды: Кыргыс, Донгак, Хертек, Монгуш, Кужугет, Салчак. Основываясь на данных Рашид ад Дина, Владимир-Орус-оол считает, что кем-кемджиут” (современное: хемчиктер) составляли  субъект “Тыва” в составе государства древних кыргысов.

 

Вот ссылка : http://asiarussia.ru/news/8519/

 

интересны и комментарии к статье.. :)

  • Одобряю 2
Link to comment
Share on other sites

Случайно наткнулся на статью Владимира Орус-оол об оспоримости тувинской государственности не 100 лет,а больше...Привожу выдержку из статьи..

 

А период кыргызского каганата оставил роды: Кыргыс, Донгак, Хертек, Монгуш, Кужугет, Салчак. Основываясь на данных Рашид ад Дина, Владимир-Орус-оол считает, что кем-кемджиут” (современное: хемчиктер) составляли  субъект “Тыва” в составе государства древних кыргысов.

 

Вот ссылка : http://asiarussia.ru/news/8519/

 

интересны и комментарии к статье.. :)

Амыр -Менди ( Мир вам и благополучия)!

То что он пишет по моему это более поздний период государственности Тувы. Я прав или ошибаюсь, но по моим соображениям Сяньби это наши предки. В центральной Азии больше нету народности кроме нас с названием с разными вариациями Тоба, Тофа, Туфа, Тубо, Дубо, Тува, Тыва. Вот что пишет Паркер - сяньби  пришли с севера пустыни ( Три странствующих сяньбийских племени пришли с севера пустыни) то есть с территории современной монголии или Тувы и там же пишется (Миновав Западную Цинь, Фасянь пересек и другое сяньбийское царство — Туфа (Нань или Южная Лян). В этимологическом плане это название тождественно слову «Тоба»: в любом случае окончательно доказано, что цари Туфа, или Южной Лян, и императоры Тоба из Северного Китая вели свое происхождение от одного сяньбийского предка.) 

http://admw.ru/books/Tatary--Istoriya-vozniknoveniya-velikogo-naroda/10

 

т.е. Тоба и туфа созвучны с современным названием у нас ТУВА и ТОФА. Как я писал по моей теории Сяньби шан переводится с китайского сянские синие горы, это может быть саянские синие горы и название свое по легенде сяньби получили от гор, и современное название гор "синие саяны". Также На Тувинском языке пустыня называется Хову, созвучие с названием Гоби, у монголов и других народов пустыня по другому называется. Дальше про слова Утку и Уткуг. Какая связь между современными Тувинцами и великой китайской стеной, но слово уткуг у нас означает специальное оборудованное место для встречи гостей или врага или кого-то. В Тувинском языке Удур-навстречу, утку- встречай, уткужар-встретились и т.д. У Рашид-Ад-Дина пишется что китайская стена называется Уткуг, то есть стена встречающий останавливающий врага . А у других народностей включая монгол таких слов нет.

Если это так, тогда мы один из древнейших народностей центральной Азии, на нашем языке очень развиты слова администрирования государства.

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

 

 Амыр-ла! Ув. Эр-Суге, вот еще несколько языковых соответствий из "Сборника летописей" Рашид ад-Дина. Вообще их очень много, здесь малая толика (за точность монгольских соответствий не уверен, пусть если таковые есть подскажут наши братья). И еще нужна небольшая фора, ведь прошло аж 800 лет и фонетика слегка могла измениться!

 

 

"... Собравшись все вместе, они заготовили в лесу много дров и уголь целыми харварами, зарезали семьдесят голов быков и лошадей, содрали с них целиком шкуры и сделали [из них] кузнечные мехи. [Затем] сложили дрова и уголь у подножья того косогора и так оборудовали то место; что разом этими семидесятью мехами стали раздувать [огонь под дровами и углем] до тех пор, пока тот [горный] склон не расплавился... Говорят, что раздувала меха главная ветвь [племени], восходящая к Кияну."

      Казахский язык: "қыруар" (в русской транскрипции, далее "р.т." - кьырыуар) - мера веса около 3-х центнеров, в перен. смысле "масса" или "очень много".

      Халха-монгольский язык: такого слова нет.

 

 

"... В то время, когда [Чингиз-хан] выступил в поход на Хитай, он отправил его в свой тыл с двумя тысячами конных для дозора [караули].

      Казахский язык: "қарауыл" (в р.т. кьараул) - дозор (этимология: в основе корень сущ. "қарақ" - зрачок, глаз, гл. "қарау" - смотреть, наблюдать, следить, караулить.

      Халха-монгольский язык: "хамгаалах", "мана" - дозор.

 

 

"... Этот Кунклиут имел сына по имени Мисар-Улук. Значение [слова] «улук»: человек, который ничего не боится; этим названием обозначают также труп."

      Казахский язык: 1) "ұлық" (в р.т. улукь) - начальник, главарь или перен. великий, мощный; 2) "өлік" (в р.т. улюк) - труп, покойник.

      Халха-монгольский язык: "хүүр", "үхдэл" - труп; "нас нөхцсөн", "нас барсан" - покойник.

 

 

"... будучи в ночном дозоре, увидел его, опознал и дал ему хорошего жеребца [игари] Кулан-[бахадура], чтобы тот быстрее ехал (прим: в других разделах летописи в форме «айкр»).

      Казахский язык: "айғыр" (в р.т. айкр) - жеребец.

      Халха-монгольский язык: "азрага" - жеребец.

 

 

"... Они являются отраслями и племенами, ведущими свое происхождение от остатков монгольских племен нукуз и кият, некогда ушедших на Эргунэ-кун, [где] размножились. От этого племени уряут отделились три ветви: конкотан, арулат и уряут-килинкут. Эти названия сначала были именами трех братьев; от каждого [из них] пошла одна ветвь, и род [уруг] их стал многочисленным, образовав отдельные племена, из коих каждое получило прозвание и имя по имени того человека, от которого оно вело свое происхождение."

      Казахский язык: "ұрық" (в р.т. урукь) - род, потомство.

      Халха-монгольский язык: "хойчийн үе", "ач үр" - потомство; "хүйс" - род.

 

 

"... Первый сын Конкотан. Значение этого слова – «большеносый». Он таким и был и по этой причине получил это имя. Из его рода были старшие эмиры."

      Казахский язык: "қоңқа" (в р.т. кьонкьа) - большой, выпуклый; сущ. "қоңқақ" - нос с горбинкой, выпуклый нос; гл. "қоңқаю" - торчать выделяясь своей величиной; прилаг. "қоңқайма" - вздернутый, приподнятый к верху; "танау" – нос, носище; "қоңқатанау" (в р.т. кьонкьатанау) - большеносый.

      Халха-монгольский язык: "өнгөлөгч", "нүдэнд дулаахан" - большой; "өгтгөр", "товгор" - выпуклый; "хамар" - нос.

 

 

"... Третий сын – Уряут-Килингут. Так как он был косой, то стал называться этим именем."

      Казахский язык: "қыли" (в р.т. кьили") – косой, косоглазие; "қылинқы" (в р.т. кьилинкьу) - косоватый.

      Халха-монгольский язык: "ташуу", "далиу", "сөлөр", "долир" - косой.

 

 

"... Один из эмиров Буюрук-хана по имени Кокэсу-Сабрак. Слово кокэсу значит человек, голос которого осип вследствие кашля и грудной болезни."

      Казахский язык: "көксау" (в р.т. коксау) - астматик, чахоточный; "сыбырлақ" (в р.т. сабырлак) - с осипшим голосом (гл. "сыбрлау" - шептать).

      Халха-монгольский язык: "яаруу", "сандруу", "сүрьетэй хүн" - чахотка, астма; "сөөнгө" - осипший, хриплый.

 

 

"... В ту зиму Чингиз-хан зазимовал (кишламиши) в местности."

      Казахский язык: "қыс/қыш" (в р.т. кьыш) - зима; гл. "қыстамақшы/қышлмақшы" (в р.т. кьишламакши) - решил зазимовать.

      Халха-монгольский язык: "өвөл" - зима; "өвөлжих" - зазимовать.

 

 

"... В силу ярлыка Чингиз-хана, они отправились и подчинили племя баргут, главу которого называли Кадан-Айин.

      Казахский язык: "жар/яр" - публичное извещение, клич, объявление, оповещение; "лық" - тюркский аффикс; "жарлық/ярлык" - воля правителя оглашенная публично, т.е. указ.

      Халха-монгольский язык: "зарлик" - и указ, и приказ, и распоряжение; этимологии нет, это заимствование из тюркского со свойственным аффиксом.

 

 

"... По-монгольски же «чин» – значит «крепкий», а Чингиз – множественное от него."

      Казахский язык: "шын/чын" (в р.т. чин) - 1) настоящий, истинный; 2) закаленный, крепкий [металл]; гл. "шындау" - закалять [металл]; "шындалған" - закаленный [металл]; "Ыс/іс/із" - окончание имен существительных и имен личных, например: құрылыс (стройка), өндіріс (производство), сөгіс (взыскание), құндыз (бобёр),тығыз (плотно), Өтеміс (Утемиш), Құтұз (Кутуз) и т.д. и т.п.

      Халха-монгольский язык: "давс", "шорвог", "хал" - закаленный [металл]; "бадриун", "чийрэг", "биерхүү" - крепкий.

 

 

"... Брат его Масуд, бывший правителем [шихнэ] Шираза, Эба-курчи и эмиры, бывшие во время Абага-хана, по имени Итэлгу и Буркут, и их дети – были из этого племени. И все!"

      Казахский язык: "ителгі" (в р.т. ителгу) - сокол балобан; "бүркіт" (в р.т. буркут)  - орёл беркут; У казахов широко распространены имена личные, связанные с традицией охоты с ловчими птицами, например: Бүркүт, Қыран, Сұңқар, Лашын, Ителгі, Қаршыға и т.д.

      Халха-монгольский язык: "начин", "шонхор" - сокол (заимствования из тюркского, соответственно, "лачин" и "сункьар"); "бүргэд" - орёл (заимствование из тюркского).

 

 

"... Из этого числа один, Уз-Тимур-стольник [баурчи], был старшим эмиром и особо доверенным лицом [инак], он известен и знаменит."

      Казахский язык: "бақыршы" (в р.т. бакурчи) - повар (в основе корень "бақыр" - черпак, половник, ковш).

      Халха-монгольский язык: "чанах", "болгох" - повар; "шанага" - черпак, половник.

 

 

"... Он снял с ног сапоги (уг)."

      Казахский язык: "ұйық" (в р.т. уйг) - войлочные или вязанные из овечьей шерсти чулки, надеваемые изнутри сапог (в ДТС это "ұғ" и "ұғық").

      Халха-монгольский язык:  ???

 

 

"... Алан-Гоа принадлежала к племени куралас, являющегося одной из отраслей монгол-дарлекинов. [Алан-Гоа], согласно мнению и утверждению монголов, после кончины [своего] мужа забеременела от луча света, и от нее появилось на свет три сына; и тех, кто принадлежит к роду этих сыновей, называют нирун...  они [сыновья] произошли от [сверхъестественного] света."

      Казахский язык: "нұр", "нұрын" (в р.т. нурын) - луча света; "нұрлы" - лучистые.

      Халха-монгольский язык: "туяа", "гэрэл", "цацраг", "шувуун нуруу" - луч.

 

 

"... Первая - те, которые происходят из рода Алан-Гоа до шестого ее поколения, в котором был Кабул-хан. Всех этих людей из [числа] сыновей, племянников и их рода [уруг], независимо называют нирун. Точно также нирунами называют братьев Кабул-хана и их род.

      Казахский язык: "қабыл" (в р.т. кабул) - везучий, удачливый; мужское личное имя Қабыл/Қабұл является распространенным.

      Халха-монгольский язык: "азтай", "заяатай" - везучий, удачливый; мужское личное имя Кабул отсутствует.

 

 

"... У этих племен - смежные друг с другом юрты [места кочевий] и местности, и определенно установлено, откуда и докуда был юрт у каждого племени."

      Казахский язык: "жұрт/юрт" - места ежегодных стоянок аула/рода при перекочевке, "жұрт жаңарту" - поставить юрты на новых местах.

      Халха-монгольский язык: "нутаг"???

 

 

"... Слово же монгол сперва звучало [букв. было] мунгол, то-есть, «бессильный» и «простосердечный».

      Казахский язык: "мұң" (в р.т. мунг) - сущ. печаль, уныние, тоска, грусть; "мұңлы" (в р.м. мунглу) - прилаг. грустный, печальный, унылый, тоскливый, горестный, жалобный, скорбящий.

      Халха-монгольский язык: "уйтгар", "гуниг" - сущ. печаль, уныние, тоска, грусть; "гашуудалтай" - прилаг. грустный, печальный, унылый, тоскливый, горестный, жалобный, скорбящий.

 

 

"... По-монгольски киян значит «большой поток», текущий с гор в низину, бурный, быстрый и сильный. Так как кияны были отважны, храбры и крайне мужественны, то это слово положили их именем."

      Казахский язык: "құй" или "құю" - гл. лить; "құйын" или "құйыс" - литье, процесс течения или низвержения воды; сущ. "құйын" (в р.т. куюн) - стремительный, очень быстрый, бурный [поток воды].

      Халха-монгольский язык: ??? 

 

Амыр! Что интересно 

 

"... В то время, когда [Чингиз-хан] выступил в поход на Хитай, он отправил его в свой тыл с двумя тысячами конных для дозора [караули].

      Казахский язык: "қарауыл" (в р.т. кьараул) - дозор (этимология: в основе корень сущ. "қарақ" - зрачок, глаз, гл. "қарау" - смотреть, наблюдать, следить, караулить.

      Халха-монгольский язык: "хамгаалах", "мана" - дозор.

 

И эти слова наши.

Камгала-защишай, камгалал-защита, камгалан-защишайся, камгалакчы-защитник, камнаар-беречь, камнакчы-бережливый т.д.

Мана-жди, манаар-ждать, манакчы-ждущий, манава-не жди и т.д.

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

Сянби и урянхай, еще одно подтверждение моей теории. 

 

http://ir.minpaku.ac.jp/dspace/bitstream/10502/4646/1/SER101_011.pdf

Известный учёный–историк Г. Сухбаатар утверждает, что те события, которые отражены в легенде об «Эргэнэ–куне» по времени можно отнести к периоду господства хуннов в Центральной Азии (Сухбаатар1980: 184‒186). Многие историки, основываясь на сообщениях китайских источников, считают, что местность «Эргэнэ–кун» находится примерно в районе реки Эргун–кун и Хинганских гор на востоке (Гантулга 2000: 17‒18). Н.В. Кюнер считал, что этноним «урянхат» был известен уже со второго тысячелетия до нашей эры, тогда его носили племена, которые жили в бассейне реки Амур, затем он начал распространяться на запад (Кюнер 1958: 215). Л.Л.Викторова, изучавшая вопросы этногенеза монголов, высказала мнение о том, что в I–III в. н.э на обширной территории от озера Байкал на западе, до Хинганских гор, включая районы реки Онон на востоке, жили сяньбийцы и их первоначально назвали «урянхайцами» (Викторова 1980: 93). По ее мнению, урянхайцы имели родственные связи не только с хуннами, но и с сяньбийцами и уханьцами. Л. Гумилев также отмечал, что в V в. н.э на северо–востоке, в районе реки Онон жило племя под названием «урянхай» (Гумилев 1989: 79‒80). Их мнение поддержал монгольский ученый–этнограф С. Бадамхатан. Он писал, что этноним «урянхай» был распространен не только среди тех племен, которые жили в районе реки Онон и горы Бурхан Халдун, включая Хинганские горы на востоке, но также среди племен, которые жили в районе гор Саяны и Танну– ула. (Этнография Монголии 1996: 276)

 

По моему замечанию некоторые ученные ошибаются с локализацией становления сяньби на восток байкала, а некоторые правильно от Алтай до Байкал.

 

Что интересно историки боятся признать нас потомками сяньби и тоба, все думают раз нас мало значит мы недавно появились, еще раз напишу наш язык историю в устном виде сохранил, имеется виду словами.

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

Амыр! Как я читаю историю Тувы, все время удивлялся, т.е. историки под каким предлогом, или в угоду СССР написали что-ли что наш народ все время угнетали все, и они нас спасли от темных сил, вот так представили историю нашу. Хотя начинаешь читать и осмысливать историю от других источников, мы попали всего один раз в зависимость манчжур и они угнетали так что наше доброе имя Урянхай стал нарицательным именем от бедности нашего народа. Остальное время нашей истории мы были свободным народом, и наши предки имели непосредственное участие в создании таких каганатов в центральной Азии, Хунну, Сяньбийцы, Тоба Вей, Коктюрки, Уйгурский каганат, Кыргызкий каганат, Хамык Монгол Улус. И все это осталось в нашем языке и этногенезе народа Тувы. Алга Тыва чонум!!!  Курай, Курай!!!

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

Продолжу....
Чингиз-хан приказал Джочи-Касару: «Ты ведай центром [кул]».
Гол – это была личная тысяча [хазарэ-и хасс] Чингиз-хана; 
В ту эпоху было установлено следующее: личная тысяча [Чингиз-хана], несмотря на то, что она главнейшая тысяча, [численно] не должна была превышать тысячи человек. Эмиром этой тысячи Чингиз-хана был человек из племени тангут, по имени Чаган. Когда ему было одиннадцать лет, Чингиз-хан, усыновив, его воспитал и называл его также пятым сыном. Средства передвижения [улаг], продовольствие [шусун], веревки [аргамчи] и прочее он получал от этой тысячи и часть, [причитавшуюся] Чингиз-хану, требовал [для него] без [всякого] пристрастия.

Кул, гол-по Тувински Кол-главный, кол сос-главное слово, кол кижи- главный человек и т.д. Что интересно среди Тоджинцев есть род Кол-главные, там же живет род бараан-барин
улаг-улаг средство передвижения между с одной точки до другой точки, дословный перевод продолжение связки, уламчы-связка и т.д., трудности перевода.
Шусун-это не продовольствие, а отборное продовольствие. от слова шуур-отбирать, отсеживать, выбирать, высеживать.
Аргамчы-так и остается, но это веревка для поимки лошади, как и сыдым.

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

Все наши народы на самом деле великие народы. Либо в языке, либо в самоназвании, в фольклоре унаследовали прямую наследственность от великих

кочевых племен Евразии.  Так караимы в деле потомки хазар.  Живущие в горах карачаи потомки борган кыпчаков, а те булгар.  Дауры потомки великих

кытаев.  Даже саха уранхайцы в древности были славны в степях.  Поищите подобное название в Степи. Вплоть до возвышения Чингисхана не было

в степи более славного названия.  Тува по имени потомки Тоба.  Конечно Тоба или Солу не бесследно исчезли превратившись в табгачей или северных

Хань, великая Орда обитавшая в Северной Монголии и Забайкалье, Южной Сибири, оставила немногочисленных потомков.

Малолетко впрочем все сибирские этносы от имени Тума-тОба т е хакасов, северных алтайцев, якутов и тувинцев вместе с Тофа считал потомками Тоба. 

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

Где можно посмотреть родовой состав(сеоки) тувинцев?Желательно подробную...Странно,но даже в теме про тувинцев не были затронуты родовые составы,т.е.сеоки самих тувинцев..И что означает у тувинцев "хоодай" или что-то в этом роде..Заранее спасибо!

Link to comment
Share on other sites

 

Уважаемый Peacemaker,что это за карта и какое отношение имеет к тувинцам и есть ли русифицированный экземпляр этой карты?

Link to comment
Share on other sites

 

 

Уважаемый Peacemaker,что это за карта и какое отношение имеет к тувинцам и есть ли русифицированный экземпляр этой карты?

 

Подумайте..

Link to comment
Share on other sites

Где можно посмотреть родовой состав(сеоки) тувинцев?Желательно подробную...Странно,но даже в теме про тувинцев не были затронуты родовые составы,т.е.сеоки самих тувинцев..И что означает у тувинцев "хоодай" или что-то в этом роде..Заранее спасибо!

Тувинские роды - ак, байкара, бараан, дархат, делег, долаан, доңгак, иргит, кара-сал, кол, куулар, күжүгет, кыргыс, маады, мончак, моңгуш, ондар, ооржак, оюн, өөлет, саатан, саая, салчак, сартыыл, сарыглар, сат, соян, тожу-тоджи, тос-кириш, тумат, түлүш, хаасуут, хертек, ховалыг, хомушку, хөйүк, чаг-тыва, чооду, чоолу, шалык. Все-ли не знаю, может кого то пропустил, если что добавлю.

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

Тувинские роды - ак, байкара, бараан, дархат, делег, долаан, доңгак, иргит, кара-сал, кол, куулар, күжүгет, кыргыс, маады, мончак, моңгуш, ондар, ооржак, оюн, өөлет, саатан, саая, салчак, сартыыл, сарыглар, сат, соян, тожу-тоджи, тос-кириш, тумат, түлүш, хаасуут, хертек, ховалыг, хомушку, хөйүк, чаг-тыва, чооду, чоолу, шалык. Все-ли не знаю, может кого то пропустил, если что добавлю.

 

по поводу "хоодай" или "хоодей" или "хуудей",не знаю как точно будет,не могли бы что-то рассказать?

И какие рода считаются самыми многочисленными?

В Эрзинском коожуне какие рода есть и помимо тувинцев проживают ли др.народы(т.е.монголы)в этом коожуне?

 

P.S.в Ошск.обл.есть село Маады..Интересно имеет ли оно отношение к тувинскому роду маады!? :)

Link to comment
Share on other sites

 

Тувинские роды - ак, байкара, бараан, дархат, делег, долаан, доңгак, иргит, кара-сал, кол, куулар, күжүгет, кыргыс, маады, мончак, моңгуш, ондар, ооржак, оюн, өөлет, саатан, саая, салчак, сартыыл, сарыглар, сат, соян, тожу-тоджи, тос-кириш, тумат, түлүш, хаасуут, хертек, ховалыг, хомушку, хөйүк, чаг-тыва, чооду, чоолу, шалык. Все-ли не знаю, может кого то пропустил, если что добавлю.

 

по поводу "хоодай" или "хоодей" или "хуудей",не знаю как точно будет,не могли бы что-то рассказать?

И какие рода считаются самыми многочисленными?

В Эрзинском коожуне какие рода есть и помимо тувинцев проживают ли др.народы(т.е.монголы)в этом коожуне?

 

P.S.в Ошск.обл.есть село Маады..Интересно имеет ли оно отношение к тувинскому роду маады!? :)

 

Самое многочисленное это род Монгуш, потом ооржак, соян, кыргыз и т д. А вот слово Хоодай не разобрался, что за слово не могу понять. На счет села маады пока у меня сведений нет, но  по созвучию я думаю связь есть, т.к. этот род у нас  живут предгорьях саяна, и скорей всего вы осведомлены что минусинская котловина это исконные земли енисейских кыргызов, и скорей всего часть маады откочевала с вами в Тан шан. В эрзинском кожууне самые многочисленный род скорей всего кыргыс, как и улуг-хемском кожууне.

  • Одобряю 2
Link to comment
Share on other sites

И можно узнать примерный ареал расселения родов кыргыс,монгуш?

Монгуш у нас расселен полностью западная часть Тувы, Кыргыз центр, и юго-восток.

Link to comment
Share on other sites

С эрзинским кожууном граничит омонголенные Тувинцы дархаты, а чисто монгольские рода отсутствуют, еще может быть сойоты-сояны. К сожалению не владею полной информацией.

Link to comment
Share on other sites

Самое многочисленное это род Монгуш, потом ооржак, соян, кыргыз и т д. А вот слово Хоодай не разобрался, что за слово не могу понять. На счет села маады пока у меня сведений нет, но  по созвучию я думаю связь есть, т.к. этот род у нас  живут предгорьях саяна, и скорей всего вы осведомлены что минусинская котловина это исконные земли енисейских кыргызов, и скорей всего часть маады откочевала с вами в Тан шан. В эрзинском кожууне самые многочисленный род скорей всего кыргыс, как и улуг-хемском кожууне.

 

про род Кудайлат профессор О.Каратаев(историк и этнограф,д.и.н.) пишет следующее :этническое название паралелли встречаются у тувинцев в виде хоодаи..Полный текст..:

 

Кудайлат - басыз уруусунун курамындагы ири уруктар тобунун аталышы. Этностук аталыштын параллелдери тывалардан - «хоодаи», башкырлардан - «кудей» формаларында кездешет. Айрым тарыхый фактылар, лингвистикалык салыштыруулар, топонимикалык аталыштар кудайлаттардын байыркы энесайлык кыргыздардын курамында болгондугун тастыктайт. Тывалардын тарыхый фольклорунун айрым маалыматтары тыва элинин курамына жуурулушкан (Тыва Республикасы, Эрзин аймагы) кыргыз уруусун Эрзин аймагына Хоодай жана Үстүг аттуу бабалары көчүрүп келгенин баяндайт. Тывалардын курамындагы «кыргыз» уруусу (эскертүү: тывалардын ичинде өз алдынча «кыргыз» аттуу эки уруу бар). 820- 840-жж. Уйгур каганатын багындырган мезгилден эле аталган аймакты байырлап келишет. Кызыктуусу, бүгунку Хакас-Минусин ойдуңунда Худалат (Кудалат) аттуу топонимикалык аталыш сакталып калган. Л.П.Потапов В.В.Радловдун илимий негиздүү жыйынтыгын колдоп, курамына «хоодай» уруусу кирген эрзиндик тыва- кыргыздарды 1663-жылы Алтын-хандар (монгол хандарынын династиясы) тарабынан Минусин ойдуңунан Түштүк Тывага көчүрулгөн энесайлык кыргыздардын түз тукумдары деген жыйынтыкка келет. Бул уруктар тобунун өкүлдөрү Сузак, Өзгөн, Тогузторо, Акталаа аймактарын мекендеп келишет. Негизги уруктары: ачабаш, тогой, дөөлөт, борчо, мурат, темир, чүйүт, сарыкалпак, сатыбалды уулу жана башкалар.

Link to comment
Share on other sites

Тамги Коктюрков, наших предков. Тут вы найдете соембо с разными вариациями, и трезубец!!!

http://www.eurasica.ru/articles/writing/runicheskie_pamyatniki_iz_tuvy/

Также один из завещаний народу. Мой народ, будь тверд, не отступайся от законов государства!

У нас подтверждение этого есть выражение; Часактан эрткен чуве бар эвес- Превыше всего закон!!!

Часак это закон Чингис-Хаана, яса-ясак

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

Имхо, это не тувинцы, а урянхаи западного Алтая, которые населяли Бухтарму, казахско-китайское приграничье и верховья Иртыша.

Интерес представляет войлочная юрта.

Link to comment
Share on other sites

Амыр-ла!. Ради информации вот это имя времен ЧХ, с взгляда Тувинца интересное сорган-ширэ, если перевести сорган - это сосал, ширэ- это стол. По моему замечанию из жизни, младенцы, если их держите вблизи стола они обычно сосут край стола, и это привычка сохранился как имя у человека.

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

сорган - это сосал

 

Амыр. В персидских текстах "соркан", в ССМ - сорхан.

 

Это ведь тот воин из племени Сулдус, который помог молодому Чингизхану спастись под водой при помощи камышовой трубки? Может поэтому его прозвищем стало "соркан" - типа дышать через трубку. Например, в казахском языке "сорған" (сосавший) происходит от гл. "сору", значение которого не только "сосать", "высасывать", но и имеет значение "затянуть", например сигарету, "вдыхать", "втягивать".

 

Тогда может быть прозвище "Соркан шерэ" означало "Воин-дышавший в камышовую трубочку"?  ;)

 

ширэ - это стол

 

В казахском языке "šeri" (шері) - воин. Емнип, это древнетюркское слово. 

 

В халха-монгольском языке "воин" называется почему-то совсем по другому - "байлдагч".

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now





×
×
  • Create New...