Jump to content



Guest Rasul

Тувинцы

Recommended Posts

 

 

 

А где располагается Отуген-тайга

 

Тожу, это район находится на севере восточной стороны Тувы.

 

напоминает легендарную ӨТҮКӘН ЙЫШ из Орхонских памятников-Отюкенская чернь

 

Нам втолковывали что легендарный тюркский Отюкен это мол горная тайга на склонах Хангая в центральной Монголии или, как считает ув. Эр-Суге, на границе Тывы и Иркутской области. 

 

Но исторические документы опровергают такие мнения!

 

На карте Махмуда Кашгари легендарный тюркский Отюкен отмечен в верховьях Иртыша чуть севернее Беш-балыка, т.е. "Отюкенская чернь" (у Махмуда "Öteken jis") - это густая тайга на западных склонах Алтая, чуть севернее современного Урумчи!

 

У него же в "Диван лугат ат-Тюрк": «Öteken – название местности в Татарских степях вблизи Уйгур». При этом на его карте Татарские степи расположены в верховьях Или или в северной части географической равнинной Джунгарии, а страна уйгуров отмечена близ Кочо южнее Беш-балыка, т.е. вблизи или тоже в географической Джунгарии.

 

Хангай или Саяны под такие описания никак не подходят!

 

 

И самое главное, что все это неспроста, это опять же четко вписывается в мою версию о существующей в науке искаженной географической локализации племен-народов-каганатов-столиц преемниц, а именно, государства тогуз-огузов или Уйгурского каганата, Кыргызского каганато, татарских племен (найманов, керейтов, меркитов, джалаиров, кунгиратов и прочих, Монгулистана (или Монголии Чингизхана), как минимум их политического, государственного и административного центра, Кара-балгасуна/Орда-балыка/Кара-корума.

 

Вопреки письменным источникам вместо казахско-китайского приграничья и СУАР КНР (равнинной Джунгарии) эти правопреемники локализуются в Забайкалье и в центральной Монголии. 

 

Короче, как говорил Лев Николаевич Гумилев, одни предубеждения!!! которые воспринимались и пока воспринимаются практически всеми без каких-либо существующих доказательств, по привычке, бесспорно доверяя существующим аксиомам.  ;) 

 

Есть у нас два рода живущие по ту стороны хребта академика Обручева с южной стороны Салджаки в старину так их звали, данное время Салчаки, ихняя история еще со времен СССР написано было, что они салджиуты, с северной стороны в Тоджинской котловине Тоджинцы (тоджу), я где-то читал что они восходят к татжиутам, на ихней территории находится Одуген тайга.

Share this post


Link to post
Share on other sites

А где располагается Отуген-тайга

 

Тожу, это район находится на севере восточной стороны Тувы.

 

напоминает легендарную ӨТҮКӘН ЙЫШ из Орхонских памятников-Отюкенская чернь

 

Нам втолковывали что легендарный тюркский Отюкен это мол горная тайга на склонах Хангая в центральной Монголии или, как считает ув. Эр-Суге, на границе Тывы и Иркутской области. 

 

Но исторические документы опровергают такие мнения!

 

На карте Махмуда Кашгари легендарный тюркский Отюкен отмечен в верховьях Иртыша чуть севернее Беш-балыка, т.е. "Отюкенская чернь" (у Махмуда "Öteken jis")[/size] - это густая тайга на западных склонах Алтая, чуть севернее современного Урумчи!

 

У него же в "Диван лугат ат-Тюрк": «Öteken – название местности в Татарских степях вблизи Уйгур». При этом на его карте Татарские степи расположены в верховьях Или или в северной части географической равнинной Джунгарии, а страна уйгуров отмечена близ Кочо южнее Беш-балыка, т.е. вблизи или тоже в географической Джунгарии.

 

Хангай или Саяны под такие описания никак не подходят!

 

 

И самое главное, что все это неспроста, это опять же четко вписывается в мою версию о существующей в науке искаженной географической локализации племен-народов-каганатов-столиц преемниц, а именно, государства тогуз-огузов или Уйгурского каганата, Кыргызского каганато, татарских племен (найманов, керейтов, меркитов, джалаиров, кунгиратов и прочих, Монгулистана (или Монголии Чингизхана), как минимум их политического, государственного и административного центра, Кара-балгасуна/Орда-балыка/Кара-корума.

 

Вопреки письменным источникам вместо казахско-китайского приграничья и СУАР КНР (равнинной Джунгарии) эти правопреемники локализуются в Забайкалье и в центральной Монголии. 

 

Короче, как говорил Лев Николаевич Гумилев, одни предубеждения!!! которые воспринимались и пока воспринимаются практически всеми без каких-либо существующих доказательств, по привычке, бесспорно доверяя существующим аксиомам.  ;) 

Отюкен в татарских степях,вблизи уйгура,т.е.выше у М.Кашгари это позднее переомысление,перенесение родной топонимики на заселенные места.

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

 

 

Также в казахском нету слова "джылатар", может АКБ имел виду "жылату" - доводить до слез, заставить плакать?

буквальный перевод:

"Чангыс ок харам эвес, отуген тайга ыытаар эвес" - Одной стрелы не жалко, өтүгэн тайга не молвит.

(ыытаар - сдавать звук, ыытаар эвес - не сдаст звука, не молвит)

PS: тағы - это не тайга, слово тайга на казахском тоже "тайга".

 

Да, и в этом вы правы. Я имел в виду "жылатар". Но раз вы уточняете Эр-Суге ("не сдаст"), что это "издавать звуки", то и я поправлю свой вариант.  :)

 

И "тағы" это не "тайга", "тағы" это "дикая", а "ну" это "дремучая, непроходимая". Предполагаю, что казахская "тағы", монгольская "тахъ" и саяно-тюркская "тайғы" родственные слова.  

 

Итак:

 

"Джаңғыз оқ сараң емес, ну та(й)ғы үн берер емес"  :az1: 

 

Ещё раз говорю в казахском языке нет слова в помине "джангыз" или "жангыз", а только "жалгыз". :)

 

И ещё не "тағы" и не "та(й)ғы", а именно "тайга".

Уловите разницу, дорогой.

 

Думаю что этот слово "тағы" собственно тюркское???? Очень сомневаюсь!!!!

 

у уйгуров из 100 человек  90 скажут "йаңғуз"вместо  книжного "йалғуз",также "соң"вместо "сол"

 

корень "ан" - это у Вас от восточномассагетского 

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

 

 

 

А где располагается Отуген-тайга

 

Тожу, это район находится на севере восточной стороны Тувы.

 

напоминает легендарную ӨТҮКӘН ЙЫШ из Орхонских памятников-Отюкенская чернь

 

Нам втолковывали что легендарный тюркский Отюкен это мол горная тайга на склонах Хангая в центральной Монголии или, как считает ув. Эр-Суге, на границе Тывы и Иркутской области. 

 

Но исторические документы опровергают такие мнения!

 

На карте Махмуда Кашгари легендарный тюркский Отюкен отмечен в верховьях Иртыша чуть севернее Беш-балыка, т.е. "Отюкенская чернь" (у Махмуда "Öteken jis")[/size] - это густая тайга на западных склонах Алтая, чуть севернее современного Урумчи!

 

У него же в "Диван лугат ат-Тюрк": «Öteken – название местности в Татарских степях вблизи Уйгур». При этом на его карте Татарские степи расположены в верховьях Или или в северной части географической равнинной Джунгарии, а страна уйгуров отмечена близ Кочо южнее Беш-балыка, т.е. вблизи или тоже в географической Джунгарии.

 

Хангай или Саяны под такие описания никак не подходят!

 

 

И самое главное, что все это неспроста, это опять же четко вписывается в мою версию о существующей в науке искаженной географической локализации племен-народов-каганатов-столиц преемниц, а именно, государства тогуз-огузов или Уйгурского каганата, Кыргызского каганато, татарских племен (найманов, керейтов, меркитов, джалаиров, кунгиратов и прочих, Монгулистана (или Монголии Чингизхана), как минимум их политического, государственного и административного центра, Кара-балгасуна/Орда-балыка/Кара-корума.

 

Вопреки письменным источникам вместо казахско-китайского приграничья и СУАР КНР (равнинной Джунгарии) эти правопреемники локализуются в Забайкалье и в центральной Монголии. 

 

Короче, как говорил Лев Николаевич Гумилев, одни предубеждения!!! которые воспринимались и пока воспринимаются практически всеми без каких-либо существующих доказательств, по привычке, бесспорно доверяя существующим аксиомам.  ;) 

Отюкен в татарских степях,вблизи уйгура,т.е.выше у М.Кашгари это позднее переомысление,перенесение родной топонимики на заселенные места.

 

Скорей всего вы правы, все может быть.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Отюкен в татарских степях,вблизи уйгура,т.е.выше у М.Кашгари это позднее переомысление,перенесение родной топонимики на заселенные места.

 

Ув. Murat, это только ваше мнение или у вас есть тому доказательства?  

Я же привел карту, пояснение из словаря, свидетельства из письменных источников и многое другое, как здесь, так и в других темах и вопросах.

 

И все таки как трудно перебороть предубеждения, которые правят многими из нас и неизвестно сколько будут владеть нашими умами. О чем я? Сейчас о предубеждении уважаемого Murat'a, что мол легендарный тюркский Отюкен, как впрочем и Карабалгасун-Ордабалык-Каракорум, обязательно должен был находиться на Хангае, в Халхе. О предубеждении, согласно которому центр тюркской государственности находился на Хангае, но потом мигрировал через Алтай на запад.  :(

Предубеждения, когда к черту письменные доказательства и факты, главное, что ТАК ПРИНЯТО СЧИТАТЬ, а кто пытается пересмотреть это, тот ФОЛЬК. :osman6ue: 

 

Поэтому вам хоть тысячу доказательств приводи, вы будете все равно утверждать свое, вернее не свое, а чужое навязанное бездоказательное мнение. Ради бога, считайте по своему.  :)  

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

Отюкен в татарских степях,вблизи уйгура,т.е.выше у М.Кашгари это позднее переомысление,перенесение родной топонимики на заселенные места.

 

Ув. Murat, это только ваше мнение или у вас есть тому доказательства?  

Я же привел карту, пояснение из словаря, свидетельства из письменных источников и многое другое, как здесь, так и в других темах и вопросах.

 

И все таки как трудно перебороть предубеждения, которые правят многими из нас и неизвестно сколько будут владеть нашими умами. О чем я? Сейчас о предубеждении уважаемого Murat'a, что мол легендарный тюркский Отюкен, как впрочем и Карабалгасун-Ордабалык-Каракорум, обязательно должен был находиться на Хангае, в Халхе. О предубеждении, согласно которому центр тюркской государственности находился на Хангае, но потом мигрировал через Алтай на запад.  :(

Предубеждения, когда к черту письменные доказательства и факты, главное, что ТАК ПРИНЯТО СЧИТАТЬ, а кто пытается пересмотреть это, тот ФОЛЬК. :osman6ue:

 

Поэтому вам хоть тысячу доказательств приводи, вы будете все равно утверждать свое, вернее не свое, а чужое навязанное бездоказательное мнение. Ради бога, считайте по своему.  :)  

 

вы уж постарайтесь смотреть на вещи более широко, тем более в такой зыбкой науке как история,я думаю не правильно определять  свое мнение основываясь только на один источник,качественная история ,это все таки детальное  обследование.Вернитесь к орхонским надписям,а именно к памятникам в честь Кюль-тегина и Тоньюкука,почитайте где именно возродили Кутлук с Тоньюкуком второй восточно-тюркский каганат и как они называли свою землю отцов,почему именно за Отюкен шла борьба между  племенами так сказать орхоно-енисейского круга, и какая именно территория была ареной постоянных боевых действий,и почему именно завладевший  этой землей считался гегемоном в степи,почему именно все значительные памятники рассказывающие о  Отюкене находятся именно на этой территории,почему проигравший борьбу за  эту землю считался развеянным,потерявшим свою орду,изгоем,гонимый и презираемый всеми,как в свое время көк тюрки,затем орхонские уйгуры,что интересно все в основном бежали на юг и уже на новой родине у них был новый Отюкен.Еще один аргумент,что Отюкен был на территории нынешней Монголии,это сохранение топонимики"йыш,чыш,чыс","Отуген"-хвойный лес,черневая тайга,горы покрытые лесом,- именно у тюрков Саяна -Алтая,и отсутствие у западных тюрков.Западнее Вост. Турк. уже не упоминалось.ОТЮКЕН упоминается также в "Кутадгу Билиг",но это последний памятник.

Share this post


Link to post
Share on other sites

вы уж постарайтесь смотреть на вещи более широко, тем более в такой зыбкой науке как история,я думаю не правильно определять  свое мнение основываясь только на один источник,качественная история ,это все таки детальное  обследование.Вернитесь к орхонским надписям,а именно к памятникам в честь Кюль-тегина и Тоньюкука,почитайте где именно возродили Кутлук с Тоньюкуком второй восточно-тюркский каганат и как они называли свою землю отцов,почему именно за Отюкен шла борьба между  племенами так сказать орхоно-енисейского круга, и какая именно территория была ареной постоянных боевых действий,и почему именно завладевший  этой землей считался гегемоном в степи,почему именно все значительные памятники рассказывающие о  Отюкене находятся именно на этой территории,почему проигравший борьбу за  эту землю считался развеянным,потерявшим свою орду,изгоем,гонимый и презираемый всеми,как в свое время көк тюрки,затем орхонские уйгуры,что интересно все в основном бежали на юг и уже на новой родине у них был новый Отюкен.Еще один аргумент,что Отюкен был на территории нынешней Монголии,это сохранение топонимики"йыш,чыш,чыс","Отуген"-хвойный лес,черневая тайга,горы покрытые лесом,- именно у тюрков Саяна -Алтая,и отсутствие у западных тюрков.Западнее Вост. Турк. уже не упоминалось.ОТЮКЕН упоминается также в "Кутадгу Билиг",но это последний памятник.

 

Нет, уважаемый Murat, ваши слова лишний раз подтверждают мои подозрения, вы лишь пытаетесь оправдывать существующие, в том числе и ваши собственные, предубеждения. И вот собственно почему.

 

Ставя мне в укор, что я использовал в качестве довода только один источник, вы в то же самое время в обоснование своего тезиса о якобы "позднем переосмыслении Махмудом Кашгари и перенесение им родной топонимики на заселенные места" не приводите ни одного источника! (вольные рассуждения не в счет)

 

Делая вид, что даете мне дельный совет отсылая к памятникам в честь Кюль-тегина и Тоньюкука, вы в то же самое время в обоснование своего тезиса не приводите ничего! Я усматриваю в этом опять же банальное предубеждение, которое у вас коротко заключается в следующем - "земля отцов Кюль-тегина и Тоньюкука это Орхоно-енисейский круг". Ваша логика понятна, типа если памятники обнаружены и названы в науке "Орхоно-енисейскими", то значит и герои, описанные в них должны были обитать в этой же местности? Ok, пожалуйста, пусть будет так, но это ведь надо доказывать, а не предполагать! 

 

На основе анализа письменных источников и в отличие от вас (к великой моей радости и благодаря Всевышнему, Аллага шукур!) будучи свободным от каких-либо предубеждений я вправе утверждать, что никаких "орхонских уйгуров", "орхонских кыргызов", "орхонских татар", "хангайского Отюкена", "хангайского Карабалгасуна-Ордабалыка", "хангайского Каракорума" и в помине не было! Это чистейшей воды исторический фейк! Они там находятся исключительно во внушенных всем нам предубеждениях! Кочевые уйгуры или тогуз-огузы никогда не имели центра своей государственности восточнее Алтая, хотя и переходили его частенько при военных походах. В обоснование своих слов ссылки на источники я приводил неоднократно и причем на разные. Поэтому существующие точки о двух исторических родинах кыргызов, кочевых уйгуров-тогузогузов и татар, и о их миграции на восток к местам нынешнего обитания - это исторический блеф, не более. Вы же умудряетесь этот блеф наслаивать как пирог новыми фейками и неискушенные читатели поверив вам получат новые дозы предубеждений. А именно, вы дали миру новость, что оказывается было 2 исторических Отюкена - старый на Хангае и новый в Восточном Туркестане.  :blink:

 

В ходе оправдания своих предубеждений вы орудуете такими выражениями как "еще один аргумент,что...". А разве вы привели мне хоть один аргумент в обоснование своих взглядов?! Я что-то не заметил ни ссылок, ни цитат из источников.

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

 

 

 

 

 

А где располагается Отуген-тайга

Тожу, это район находится на севере восточной стороны Тувы.

 

напоминает легендарную ӨТҮКӘН ЙЫШ из Орхонских памятников-Отюкенская чернь

 

Интересная поговорка Тувинцев тоджинцев; Чангыс ок  харам эвес, отуген тайга ыытаар эвес.

Перевод-одной стрелы (патрона) не жалко, отуген тайга не сдаст.

 

 

 

 

 

А где располагается Отуген-тайга

Тожу, это район находится на севере восточной стороны Тувы.

 

напоминает легендарную ӨТҮКӘН ЙЫШ из Орхонских памятников-Отюкенская чернь

 

Интересная поговорка Тувинцев тоджинцев; Чангыс ок  харам эвес, отуген тайга ыытаар эвес.

Перевод-одной стрелы (патрона) не жалко, отуген тайга не сдаст.

 

"харам"-арабизм,откуда это у тувинцев? :blink:

 

Яңғуз оқ харам әмәс ;)

 

ПЕРЕВОД ?

 

ЖАНГЫЗ -ОДИН ? 

 

Амыр-Менди! Все таки перевел немножко неправильно. Да чангыс это единственный, единственной стрелы не жалко. А один у нас бир. Еще вот такие интересные поговорки "Чыда өлүр чылан эвес" прямой перевод Я не змея которая умирает лежа, смысл "Никогда не сдавайся, хоть умирая вставай. "Кижи кырыза-даа, өжээн кырывас", на русский "Человек стареет, а месть не стареет" , өлүмге өлүм, дидимге дидим, по русски смерти смерть, храбрости храбрость, эти поговорки наших предков Таңды Уранхайцев. 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Хотелось бы узнать мнение умных людей.  Почему-то мы свое самоназвание ищем как-то не так, у меня все время вызывает сомнение, что целая народность вдруг именуются каким-то за саянской маленькой речкой Тубо. У меня своя версия по самоназванию Тувинского народа, я думаю Уранхайцы  были в составе Чагатайского улуса, для этого предположения Озеро Чагытай и от озера недалеко находится село Балгазын, также сын Чагатая Исун Дува, но у Чагатая еще есть внук Дува, и правнук Дува тимур. Может Дуве дали на управление народ Уранхая, и от этого народ Тувы, самоназвания так и появилось. Озеро названо в честь отца или деда.  

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ув. АКБ — а что доказывать по тюркам? Что их погребальные/поминальные комплексы находятся на Орхоне? Наверное их стелы туда принесли с запада, чтобы обмануть всех? Получается и тюрки тоже жили гораздо западнее, и все что пишут историки - блеф? Что тюркский Отукен находился на самом деле в Вост. Казахстане.

 

И не надо так категорично писать по кыргызам, я Вам привел две надписи - алтайскую и монгольскую — может Вы приведете тяньшанские надписи кыргызов? Есть версия о том, что до Енисея кыргызы жили в Вост. Туркестане, но это север Джунгарии, восточный Тянь-Шань - почти уже южный Алтай. 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Амыр-Менди! Все таки перевел немножко неправильно. Да чангыс это единственный, единственной стрелы не жалко. А один у нас бир. Еще вот такие интересные поговорки "Чыда өлүр чылан эвес" прямой перевод Я не змея которая умирает лежа, смысл "Никогда не сдавайся, хоть умирая вставай. "Кижи кырыза-даа, өжээн кырывас", на русский "Человек стареет, а месть не стареет" , өлүмге өлүм, дидимге дидим, по русски смерти смерть, храбрости храбрость, эти поговорки наших предков Таңды Уранхайцев. 

 

Ув. Эр-Суге, да чего же похожи наши языки!

 

"Джаңғыз" у нас тоже имеет значение "единственная, единственный" (по литературному пишется как "жаңғыз"). Возглас "джаңғызым!" означает "Единственный мой!".

 

А приведенные вами пословицы на казахском звучат практически также и с тем же смыслом:

 

"Джата өлөр джылан емеспін" (по литературному пишется: "жата өлер жылан емеспін").

Единственное различие у нас добавляются аффиксы сказуемости "-мын/-мін", "-бын/-бін", "-пын/-пін", в данном случае в первом лице и единственном числе "-пін" (емес + пін). 

 

"Кісі қажысада өші қажымайды".

  • Одобряю 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ув. АКБ — а что доказывать по тюркам? Что их погребальные/поминальные комплексы находятся на Орхоне? Наверное их стелы туда принесли с запада, чтобы обмануть всех? Получается и тюрки тоже жили гораздо западнее, и все что пишут историки - блеф? Что тюркский Отукен находился на самом деле в Вост. Казахстане.

 

И не надо так категорично писать по кыргызам, я Вам привел две надписи - алтайскую и монгольскую — может Вы приведете тяньшанские надписи кыргызов? Есть версия о том, что до Енисея кыргызы жили в Вост. Туркестане, но это север Джунгарии, восточный Тянь-Шань - почти уже южный Алтай. 

 

Да, ув. Рустам, я считаю, что все мы доверяли услышанному/прочитанному бесспорно даже не пытаясь перепроверить их, но когда я кинулся, то выяснилось, что доказательств того, что административные центры тюркских каганатов, сменявших один другого (Отюкен, Карабалгасун-Ордабалык-Каракорум) располагались на Хангае и Орхоне, собственно не существует!

А имеющиеся доказательства говорят совсем о другом регионе - о юго-западной стороне Алтая вплоть до Бешбалыка.

 

Обнаружение же каменных стелл восточнее Алтая, на Орхоне и Енисее, такому раскладу центра государственности никак не противоречат. Каганат был большой. ;)   

 

И я не писал про Отюкен в Восточном Казахстане. Я писал, что согласно письменным источникам легендарный тюркский Отюкен - это горные районы юго-западного Алтая, поросшие густой черной тайгой и пронизанные обильем рек и озер, то есть райский уголок земли.

 

Кстати ваши слова про кыргызов на севере Джунгарии и южном Алтае полностью совпадают с моей локализацией центра!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Еще одно интересное про Туву. Есть у нас два озера, одно находиться возле села Кунгуртуг, называется Тере-Хөл. На этой озере, остров, на острове крепость старая, называется по современному Пор-Бажын. По исследованием, это летняя ставка Бумын Кагана, второе озеро находится тоже недалеко, но только возле села Эрзин и называется Төре-Хөл (родовое озеро) может древнетюркское тере, изменился слегка на төре в эпоху Чингис-Хаана.  От этого озера видны горы Хаан-Көгей, мои предки кочевали на этих горах. Теперь это территория Монголии. 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Отюкен в татарских степях,вблизи уйгура,т.е.выше у М.Кашгари это позднее переомысление,перенесение родной топонимики на заселенные места.

Ув. Murat, это только ваше мнение или у вас есть тому доказательства?

Я же привел карту, пояснение из словаря, свидетельства из письменных источников и многое другое, как здесь, так и в других темах и вопросах.

И все таки как трудно перебороть предубеждения, которые правят многими из нас и неизвестно сколько будут владеть нашими умами. О чем я? Сейчас о предубеждении уважаемого Murat'a, что мол легендарный тюркский Отюкен, как впрочем и Карабалгасун-Ордабалык-Каракорум, обязательно должен был находиться на Хангае, в Халхе. О предубеждении, согласно которому центр тюркской государственности находился на Хангае, но потом мигрировал через Алтай на запад. :(

Предубеждения, когда к черту письменные доказательства и факты, главное, что ТАК ПРИНЯТО СЧИТАТЬ, а кто пытается пересмотреть это, тот ФОЛЬК. :osman6ue:

Поэтому вам хоть тысячу доказательств приводи, вы будете все равно утверждать свое, вернее не свое, а чужое навязанное бездоказательное мнение. Ради бога, считайте по своему. :)

Уважаемый АКБ, я бы Вам порекомендовал, собственной персоной посетить Вами так нелюбимую территорию современной Халхии и соответсвенно смежную с ней территорию Тывы и воочию посмотреть пощупать все, что здесь осталось от тех славных времен наших родных Каганатов: каменные изваяния, рунику, тамги, крепость Пор-Пажын курганы и т.д. и хоть немножко усомниться в вашей западной теории

Share this post


Link to post
Share on other sites

Еще одно интересное про Туву. Есть у нас два озера, одно находиться возле села Кунгуртуг, называется Тере-Хөл. На этой озере, остров, на острове крепость старая, называется по современному Пор-Бажын. По исследованием, это летняя ставка Бумын Кагана, второе озеро находится тоже недалеко, но только возле села Эрзин и называется Төре-Хөл (родовое озеро) может древнетюркское тере, изменился слегка на төре в эпоху Чингис-Хаана. От этого озера видны горы Хаан-Көгей, мои предки кочевали на этих горах. Теперь это территория Монголии.

Крепость это не тюркского Бумын-кагана, а уйгурского Моюнчура.

Озеро Төре-хөл от монгольского Дөрөө-нуур (дөрөө по-тувински эзеңги стремя), а не слова төре.

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

Еще одно интересное про Туву. Есть у нас два озера, одно находиться возле села Кунгуртуг, называется Тере-Хөл. На этой озере, остров, на острове крепость старая, называется по современному Пор-Бажын. По исследованием, это летняя ставка Бумын Кагана, второе озеро находится тоже недалеко, но только возле села Эрзин и называется Төре-Хөл (родовое озеро) может древнетюркское тере, изменился слегка на төре в эпоху Чингис-Хаана. От этого озера видны горы Хаан-Көгей, мои предки кочевали на этих горах. Теперь это территория Монголии.

Крепость это не тюркского Бумын-кагана, а уйгурского Моюнчура.

Озеро Төре-хөл от монгольского Дөрөө-нуур (дөрөө по-тувински эзеңги стремя), а не слова төре.

 

Принимаю, спутал Бильге кагана с Бумын каганом. В отношении дөрөө, у меня сомнения. Как я знаю, мои родственники кочевали все время с  правой стороны, и некоторые с левой стороны. Но чтобы они говорили так, не помню. Это скорей всего версия халхов, чтоб притязание делать на наши озера. Также у них нет слово обозначающий род Төре и от этого слова, только есть слово төрейн  государство.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Уважаемый АКБ, я бы Вам порекомендовал, собственной персоной посетить Вами так нелюбимую территорию современной Халхии и соответсвенно смежную с ней территорию Тывы и воочию посмотреть пощупать все, что здесь осталось от тех славных времен наших родных Каганатов: каменные изваяния, рунику, тамги, крепость Пор-Пажын курганы и т.д. и хоть немножко усомниться в вашей западной теории

 

Приветствую вас, ув. Ulug Dongak oglu Tyva, давненько вас не слышал. Амыр-менди! 

 

Спасибо за рекомендации, но вы глубоко ошибаетесь во мне и пишите чушь. С чего вы взяли что я не люблю Халху и Саяны? 

 

Повторяю сотый раз, вам и другим своим оппонентам, я сужу и делаю выводы не по артефактам (эпитафиям, развалинам крепостей и городов, курганам и прочему), а исключительно по данным письменных источников! 

 

К примеру, западный Алтай в районе верховий Иртыша, Урумчи и Бешбалыка еще богаче на подобные артефакты (существует однако проблема недоступности к ним из-за известной политики КНР), но я в отличие от вас не по ним сужу, а по документальным известиям.

 

Поэтому попрошу вас в таком тоне со мной больше не вести диалог. Если у вас есть конкретные доказательства того, что крепость на озере Тере-Хөл (Пор-Бажын) принадлежала тогузогузскому (уйгурскому) Моюнчуру, то выкладывайте, а если у вас ничего нет, то зачем здесь эмоции? Хе-хе, пока пытался разубедить в предубеждениях одних появляется другой и давай меня тем же и по тому же месту.  :)

 

Кстати, я свою позицию по возможности обосновал ранее. Повторяю, что местонахождение каменных стелл - эпитафий вовсе не означает, что они обнаружены на месте столицы тюркских каганатов. И кто вообще до такого додумался? Так можно считать только в том случае, если на них была бы надпись, что мол "... эпитафия в честь того-то того-то установлена рядом, типа в 5-6 км., от Карабалгасуна".   :osman6ue: Есть такие строчки?  ;)

 

Есть масса источников, по которым можно почти с достоверностью установить месторасположения столицы тогузогузов и маршрут к нему.

Share this post


Link to post
Share on other sites

От наследия Чингис-Хаана. Великий обычай йусун по Рашид-Ад-Дину, у нас йозу по литературному, можно йосу, и от этого изречение, "йозулуг кижи", переводится как правильный настоящий человек. "Йозу сагыыр кижи", человек соблюдающий обычаи. Яса, по нашему чазак (часак), и от этого изречение, "чазактан эрткен чуве бар эвес" Ничего нет выше закона, или превыше всего закон.

Share this post


Link to post
Share on other sites

От наследия Чингис-Хаана, в современном администрировании дарга- начальник или чиновник, сайыд-министр.

Share this post


Link to post
Share on other sites

На казахском языке даруға - повелитель, правитель.

  • Одобряю 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Кур-Пояс....., я думаю это один из самых святых и дорогих вещей в жизни Тувинцев (Танды Уранхайцев) да и других кочевников, поясу особое отношение было в древнетюркское время. В древнетюркских текстах есть такие слова "жители мира опоясали свою поясницу поясам счастья" "меня опоясали надежды и благополучия" "ты теперь повязал себе пояс счастья" и т.д. 

Также пояса держит юрту, внутренние и наружные. В старину аал ставили в круг, как пояс. Может от этого слова вышли Хурал-пояс аала, для решения вопросов внутри рода. Курилдай-пояс народа, для решения вопросов народа. Куруне-государство, переводится как бесценный пояс, ведь земля и ее границы нерушимы. Вот такое мнение!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Что означает "Амыр-менди"?

По-казахски "Армысын"?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Что означает "Амыр-менди"?

По-казахски "Армысын"?

Мир вам и благополучия-примерно так. Амрыл на древнетюркском спокойствие, когда мы спрашиваем амырла бе- мы подразумеваем что у вас все спокойно мирно-ли. А когда спрашиваем мендиле бе- мы подразумеваем что у вас все целы и благополучны-ли. И от этого такое приветствие. 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...