Перейти к содержанию
Гость Rasul

Тувинцы

Рекомендуемые сообщения

Потомки не только Ли Лина, а совершенно недавних ханьцев-торговцев из Цина, влились в современных тувинцев, и это только величайшее благо, враги наших нелюбителей только наши друзья )))))))

 

 

 

Братья-конокрады

 

Тывинские конокрады не задумываясь стреляют в преследователей из Горного Алтая, даже если они одеты в форму милиционеров или пограничников

Валерий Панин info@2slova.ru

Об этом мало говорят, не бьют тревогу в СМИ, не выносят вопрос на высокий уровень, но проблема может полыхнуть нешуточным пожаром с непредсказуемыми последствиями.

24-01.jpg

Дороже четырех колес

Республика Тыва и Горный Алтай не просто республики-соседки. Исторические корни двух этих народов, язык и культура, общая история настолько близки, что без преувеличения можно сказать: тувинцы и алтайцы больше, чем народы-братья. Тем удивительнее кажутся сведения о том, что в последние 18–20 лет участились случаи угона скота (по преимуществу коней) тувинцами с территории Республики Алтай.

Удивительное здесь в том, что воровство у тюрков считалось более тяжким преступлением, нежели убийство. Тем более – кража коня. Для обоих народов конь – это во всех смыслах культовое животное. Наличие коня являлось подтверждением социального статуса человека, семьи, рода. Количеством коней в табунах измерялась степень богатства. Даже в советское время на свадебном тое (билькинчек) высшим знаком уважения было угощение будущей родни национальными блюдами из конины, а подарок коня родителям невесты ценился дороже, чем если бы им подарили автомобиль.

Зона риска

Если посмотреть на карту, то становится ясно, что Республика Тыва соприкасается с Республикой Алтай в основном в Улаганском районе. Граница между двумя регионами проходит по водоразделу Шапальского хребта и представляет собой высокогорье с труднопроходимыми перевалами даже в летний период, не говоря уже о зиме. Передвигаться там по горным тропам можно только на конях местной породы, приспособленных к скользким каменистым осыпям и глубоким снежным заносам. Места красивые и дикие. Именно в этом районе (еще и в Кош-Агаче) содержание личного подворья ставится во главу угла, а коней не держит разве что окончательно спившийся лентяй. И именно Улаганский район стал основным объектом для любителей чужих табунов из соседней, некогда братской Тывы. 

Республика Тыва и особенно ее южные, дикие районы также пострадали в период «построения райского капитализма». Новые веяния добирались до медвежьих углов чрезвычайно медленно, успевая по дороге приобрести такие извращенные формы, что смогли даже изменить вековой менталитет коренного народа. Люди, потомки жестокого, но благородного Чингисхана, чья могила, как считают сами тувинцы, находится на их территории, превратились в воров, в конокрадов. Поначалу это были редкие эпизоды, затем – регулярные и хорошо спланированные вылазки. Бандитскими они стали после того, как грабители, почуяв легкую выгоду и безнаказанность, без стеснения начали применять огнестрельное оружие против преследователей.

Технология воровства

Каждый свой набег тувинцы тщательно планируют. Вполне возможно, что на сопредельной территории у них имеется свой информатор, либо наблюдение ведет специальный разведчик, потому что чаще всего угон скота происходит во время, когда местное население гуляет на свадьбе или другом торжестве, а это, как правило, затягивается на несколько дней. В группу конокрадов входит 4–6 человек, отличных наездников и стрелков, хорошо приспособленных к выживанию в экстремальных условиях.

Пограничные перевалы между Тывой и Горным Алтаем уже в начале сентября укрываются снегом, подчас

очень глубоким, а окончательно освобождаются от снежного покрова нередко в конце июня–начале июля. Однако улаганцы давно уже поняли, что глубокий снег – не препятствие для охотников за чужим добром. Тувинцы, готовясь к набегу, валяют из войлока толстые – до 7 сантиметров – длинные и широкие дорожки, которые наподобие гати на болотах, перекидывают через топкий снег и таким образом перегоняют угнанных лошадей. Хитрость и изворотливость грабителей не знает предела. Жители Улаганского района не раз отмечали, что на местах схронов тувинцев никогда не бывает конского навоза –

коней перед набегом несколько дней не кормят.

Огонь на поражение

И главное. Тувинцы-конокрады никогда не бросают угнанных коней, даже если почуют за собой погоню. Они могут оставить одного или двух стрелков с оружием, которые будут прикрывать отход товарищей, и, можете быть уверены, стрелки не станут пугать преследователей выстрелами в воздух. Не останавливает их даже то, что  преследователи одеты в форму милиционеров или пограничников.

Жителям республики еще памятен эпизод, когда угонщиков табуна лошадей преследовали пограничники на вертолете, но это не смутило и не испугало конокрадов. Они не задумываясь открыли огонь по вертолету, и только ответный огонь на поражение позволил захватить разбойников с горной дороги и вернуть украденных коней. Такие случаи не единичны, но, к сожалению, вертолеты можно использовать не часто. Слишком дорогое удовольствие – каждый раз снаряжать военную погоню с применением винтокрылой машины. А недобрые соседи-братья пользуются этим и продолжают свои набеги.

 25-01.jpg

 «…Если кто-то увел из соседнего либо дальнего аила (рода) коня, то должен отдать девять за каждого. Если отдавать нечем, должен за каждого коня отдать навсегда своего сына либо дочь в услужение потерпевшему. Если детей не имеет – его следует резать, как жирного барана…»

Яса (закон) Чингисхана. 1206 год.

Новый бизнес

Нельзя сказать, что власти совсем уж бездействуют, хотя стоит отметить и тот факт, что проблему всячески стараются принизить и даже замолчать. А проблема тлеет, и может полыхнуть нешуточным пожаром с непредсказуемыми последствиями.

Несколько лет назад была попытка на межрегиональном уровне найти приемлемое решение. В Тыву выезжала республиканская делегация, но, по слухам, взаимопонимания с местными органами власти Республики Тывы достичь не удалось. Говорили о том, что в районах, жители которых и занимаются кражами табунов в Горном Алтае, с усмешкой и презрением встретили прибывших гостей. Рассказывали, что некоторые из членов делегации даже узнали своих родных коней, пасущихся на чужой территории, но добиться их возвращения не смогли. Местные милиционеры честно отрабатывали свой хлеб.

Говорят, что новый бизнес стал образом жизни для нескольких поколений тувинцев. Якобы парень не сможет выбрать себе невесту, не сходив «за кордон» и не приведя своеобразный калым для будущей жены. Целые районы Тывы, граничащие с Алтаем, живут преступным промыслом при попустительстве своих милиционеров и муниципальных властей.

 

Ну а девушки – потом?

Житель Язулы поведал мне сентенцию двух гостей-тувинцев: «Коней ваших мы уже всех поворовали, скоро настанет очередь ваших девушек…» И правда, по довольно приблизительным подсчетам только с 2000 года у язулинцев было угнано не менее 2500  голов лошадей, это при том, что численность жителей Язулы не превышает 800 человек. Чтобы продолжить свой преступный промысел, конокрады продвигаются все дальше от границы в глубь Горного Алтая. Следующей их целью стало село Саратан, отстоящее от границы с Тывой примерно на 180 километров. Преступный бизнес расширяет свои границы…

Чем дальше, тем значимей

В сегодняшних реалиях, когда подавляющее большинство бывших сельскохозяйственных предприятий «почили в бозе», когда работу не имеют до 70% граждан трудоспособного возраста Республики Алтай, а зарплаты на маральниках и у частников-бизнесменов ниже всякой критики, личное подсобное хозяйство для сельского жителя Горного Алтая приобретает особое значение.

Овцы, крупный рогатый скот, верблюды и в особенности кони – это и зарплата, и «потребительская корзина», и возможность дать ребенку высшее образование, и приобрести любые товары вплоть до автомобилей иностранного производства.

Конь, кроме всего, это и средство передвижения по горам и тайге во время охоты или сбора кедрового ореха (кстати, один из постоянных источников дохода в последние 10–12 лет), а главное – возможность достойно женить и выдать замуж своих детей. И чем дальше от республиканского центра живут люди, тем значимей становится каждая голова домашнего скота.

Алтайцы вам братаны?

 

http://dvaslova.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2520&Itemid=51

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Потомки не только Ли Лина, а совершенно недавних ханьцев-торговцев из Цина, влились в современных тувинцев, и это только величайшее благо, враги наших нелюбителей только наши друзья )))))))

 

 

 

Братья-конокрады

 

Тывинские конокрады не задумываясь стреляют в преследователей из Горного Алтая, даже если они одеты в форму милиционеров или пограничников

Валерий Панин info@2slova.ru

Об этом мало говорят, не бьют тревогу в СМИ, не выносят вопрос на высокий уровень, но проблема может полыхнуть нешуточным пожаром с непредсказуемыми последствиями.

24-01.jpg

Дороже четырех колес

Республика Тыва и Горный Алтай не просто республики-соседки. Исторические корни двух этих народов, язык и культура, общая история настолько близки, что без преувеличения можно сказать: тувинцы и алтайцы больше, чем народы-братья. Тем удивительнее кажутся сведения о том, что в последние 18–20 лет участились случаи угона скота (по преимуществу коней) тувинцами с территории Республики Алтай.

Удивительное здесь в том, что воровство у тюрков считалось более тяжким преступлением, нежели убийство. Тем более – кража коня. Для обоих народов конь – это во всех смыслах культовое животное. Наличие коня являлось подтверждением социального статуса человека, семьи, рода. Количеством коней в табунах измерялась степень богатства. Даже в советское время на свадебном тое (билькинчек) высшим знаком уважения было угощение будущей родни национальными блюдами из конины, а подарок коня родителям невесты ценился дороже, чем если бы им подарили автомобиль.

Зона риска

Если посмотреть на карту, то становится ясно, что Республика Тыва соприкасается с Республикой Алтай в основном в Улаганском районе. Граница между двумя регионами проходит по водоразделу Шапальского хребта и представляет собой высокогорье с труднопроходимыми перевалами даже в летний период, не говоря уже о зиме. Передвигаться там по горным тропам можно только на конях местной породы, приспособленных к скользким каменистым осыпям и глубоким снежным заносам. Места красивые и дикие. Именно в этом районе (еще и в Кош-Агаче) содержание личного подворья ставится во главу угла, а коней не держит разве что окончательно спившийся лентяй. И именно Улаганский район стал основным объектом для любителей чужих табунов из соседней, некогда братской Тывы. 

Республика Тыва и особенно ее южные, дикие районы также пострадали в период «построения райского капитализма». Новые веяния добирались до медвежьих углов чрезвычайно медленно, успевая по дороге приобрести такие извращенные формы, что смогли даже изменить вековой менталитет коренного народа. Люди, потомки жестокого, но благородного Чингисхана, чья могила, как считают сами тувинцы, находится на их территории, превратились в воров, в конокрадов. Поначалу это были редкие эпизоды, затем – регулярные и хорошо спланированные вылазки. Бандитскими они стали после того, как грабители, почуяв легкую выгоду и безнаказанность, без стеснения начали применять огнестрельное оружие против преследователей.

Технология воровства

Каждый свой набег тувинцы тщательно планируют. Вполне возможно, что на сопредельной территории у них имеется свой информатор, либо наблюдение ведет специальный разведчик, потому что чаще всего угон скота происходит во время, когда местное население гуляет на свадьбе или другом торжестве, а это, как правило, затягивается на несколько дней. В группу конокрадов входит 4–6 человек, отличных наездников и стрелков, хорошо приспособленных к выживанию в экстремальных условиях.

Пограничные перевалы между Тывой и Горным Алтаем уже в начале сентября укрываются снегом, подчас

очень глубоким, а окончательно освобождаются от снежного покрова нередко в конце июня–начале июля. Однако улаганцы давно уже поняли, что глубокий снег – не препятствие для охотников за чужим добром. Тувинцы, готовясь к набегу, валяют из войлока толстые – до 7 сантиметров – длинные и широкие дорожки, которые наподобие гати на болотах, перекидывают через топкий снег и таким образом перегоняют угнанных лошадей. Хитрость и изворотливость грабителей не знает предела. Жители Улаганского района не раз отмечали, что на местах схронов тувинцев никогда не бывает конского навоза –

коней перед набегом несколько дней не кормят.

Огонь на поражение

И главное. Тувинцы-конокрады никогда не бросают угнанных коней, даже если почуют за собой погоню. Они могут оставить одного или двух стрелков с оружием, которые будут прикрывать отход товарищей, и, можете быть уверены, стрелки не станут пугать преследователей выстрелами в воздух. Не останавливает их даже то, что  преследователи одеты в форму милиционеров или пограничников.

Жителям республики еще памятен эпизод, когда угонщиков табуна лошадей преследовали пограничники на вертолете, но это не смутило и не испугало конокрадов. Они не задумываясь открыли огонь по вертолету, и только ответный огонь на поражение позволил захватить разбойников с горной дороги и вернуть украденных коней. Такие случаи не единичны, но, к сожалению, вертолеты можно использовать не часто. Слишком дорогое удовольствие – каждый раз снаряжать военную погоню с применением винтокрылой машины. А недобрые соседи-братья пользуются этим и продолжают свои набеги.

 25-01.jpg

 «…Если кто-то увел из соседнего либо дальнего аила (рода) коня, то должен отдать девять за каждого. Если отдавать нечем, должен за каждого коня отдать навсегда своего сына либо дочь в услужение потерпевшему. Если детей не имеет – его следует резать, как жирного барана…»

Яса (закон) Чингисхана. 1206 год.

Новый бизнес

Нельзя сказать, что власти совсем уж бездействуют, хотя стоит отметить и тот факт, что проблему всячески стараются принизить и даже замолчать. А проблема тлеет, и может полыхнуть нешуточным пожаром с непредсказуемыми последствиями.

Несколько лет назад была попытка на межрегиональном уровне найти приемлемое решение. В Тыву выезжала республиканская делегация, но, по слухам, взаимопонимания с местными органами власти Республики Тывы достичь не удалось. Говорили о том, что в районах, жители которых и занимаются кражами табунов в Горном Алтае, с усмешкой и презрением встретили прибывших гостей. Рассказывали, что некоторые из членов делегации даже узнали своих родных коней, пасущихся на чужой территории, но добиться их возвращения не смогли. Местные милиционеры честно отрабатывали свой хлеб.

Говорят, что новый бизнес стал образом жизни для нескольких поколений тувинцев. Якобы парень не сможет выбрать себе невесту, не сходив «за кордон» и не приведя своеобразный калым для будущей жены. Целые районы Тывы, граничащие с Алтаем, живут преступным промыслом при попустительстве своих милиционеров и муниципальных властей.

 

Ну а девушки – потом?

Житель Язулы поведал мне сентенцию двух гостей-тувинцев: «Коней ваших мы уже всех поворовали, скоро настанет очередь ваших девушек…» И правда, по довольно приблизительным подсчетам только с 2000 года у язулинцев было угнано не менее 2500  голов лошадей, это при том, что численность жителей Язулы не превышает 800 человек. Чтобы продолжить свой преступный промысел, конокрады продвигаются все дальше от границы в глубь Горного Алтая. Следующей их целью стало село Саратан, отстоящее от границы с Тывой примерно на 180 километров. Преступный бизнес расширяет свои границы…

Чем дальше, тем значимей

В сегодняшних реалиях, когда подавляющее большинство бывших сельскохозяйственных предприятий «почили в бозе», когда работу не имеют до 70% граждан трудоспособного возраста Республики Алтай, а зарплаты на маральниках и у частников-бизнесменов ниже всякой критики, личное подсобное хозяйство для сельского жителя Горного Алтая приобретает особое значение.

Овцы, крупный рогатый скот, верблюды и в особенности кони – это и зарплата, и «потребительская корзина», и возможность дать ребенку высшее образование, и приобрести любые товары вплоть до автомобилей иностранного производства.

Конь, кроме всего, это и средство передвижения по горам и тайге во время охоты или сбора кедрового ореха (кстати, один из постоянных источников дохода в последние 10–12 лет), а главное – возможность достойно женить и выдать замуж своих детей. И чем дальше от республиканского центра живут люди, тем значимей становится каждая голова домашнего скота.

Алтайцы вам братаны?

 

http://dvaslova.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2520&Itemid=51

 

А бырааты и калмаки да дунсяне да баоани вам братаны? ))))))))))))))))))))))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Думаю,что буряты и калмаки нам братаны.Потому что значительная часть халха-монголов -бывшие калмаки и буряты..Кстати в составе халха есть род тува нар. Они не конокрады. :D

 

 

Насчет дунсян и баони не знаю.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

12322950_929025843799595_913107271951093

 

Собрание архивных документов Алтайских тувинских хошунов Цинского периода. Факсимиле самых документов на старомонгольском, и перевод по-тувински. Разумеется еще и на современном кириллической графике монгольского. 

 

Среди документов один очень интересный перепись одного тувинского хошуна имеется. В нем подробно указана родовая принадлежность того или иного семейства, с указанием место кочевок. Очень добросовестные "дүжүметтер" в том хошуне были видимо, так как остальные просто зафиксировали имена и возраст. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Думаю,что буряты и калмаки нам братаны.Потому что значительная часть халха-монголов -бывшие калмаки и буряты..Кстати в составе халха есть род тува нар. Они не конокрады. :D

 

 

Насчет дунсян и баони не знаю.

Дунс́ян или Дунсяне (самоназвание: сарта (кит. 撒尔塔) или санта东乡族пиньинь Dōngxiāngzú) — монгольский народ, проживающий в северо-западном Китае. По языку и культуре сродни монголам, но придерживаются ислама, так же как и их соседи дунгане.

Баоань (кит. упр. 保安族пиньиньBǎoān Zú), самоназвание — боунаң куң; старое название — баоаньхуэй, название баоань с 1950 г.), народ в Китае, входит в 56 официально признанных народов Китая. Живут преимущественно в провинции Ганьсу (90,6 %), 5 % — Цинхай, 3,9 % — в Синьцзян-Уйгурском автономном районеНарод баоань говорят на баоаньском языке, относящемся к монгольской ветви алтайской языковой семьи, который близок к дунсянскомуБольшинство баоань исповедует ислам (сунниты) ханафитского мазхаба, часть баоаней в провинции Цинхай исповедует тибетский буддизм (ваджраяна)(Решетов 1998: 80).

 

Дунсяне и Баоани вам не известны (не братаны), потому что живут в КНР и исповедуют ислам?

А как насчет дагуров (дауров), по названию одного из родов которых - онон - названа небезызвестная река, и которые считаются потомками киданей?

http://www.historia.ru/2012/02/tsybenov-02-2012.htm

VAYPKP0oPmc.jpg

слышал, что в халха есть не только тувинцы, но и русские (орос) :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

слышал, что в халха есть не только тувинцы, но и русские (орос) :D

 

Интересно было бы посмотреть какие у халхасских Оросов гаплогруппы  встречаются. 

Читал я про "штаб русской гвардии в 10.000 человек" в Империи Юань. Может быть это их потомки?

Если только в штабе 10000 человек (как в пентагоне ;) ), то сколько там простых русских бойцов было? B)

Может быть "штаб" просто "опечатка"....

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

слышал, что в халха есть не только тувинцы, но и русские (орос) :D

 

Интересно было бы посмотреть какие у халхасских Оросов гаплогруппы  встречаются. 

Читал я про "штаб русской гвардии в 10.000 человек" в Империи Юань. Может быть это их потомки?

Если только в штабе 10000 человек (как в пентагоне ;) ), то сколько там простых русских бойцов было? B)

Может быть "штаб" просто "опечатка"....

 

впервые слышу, но, видимо, число 10 000 относится к "русской гвардии", а не к штабу.

 

вспомнил, что здесь на форуме речь шла про горынов, которые славяне. Поиск выдал:

 

Soma

Пользователь

  • photo-thumb-10122.jpg?_r=1413010159
  • Пользователи
  • bullet_black.pngbullet_black.png
  • Cообщений: 99
  • Пол:Женщина

Отправлено 26 Ноябрь 2015 - 14:37

Tynych сказал(а) 23 Ноя 2015 - 14:12:snapback.png

Что за этнос горыны?возможно это самоназвание самого народа. В таком случае каково научное название?И случаем не о гуранах ли идет речь?  :)

 

Ой, простите, не увидела вопрос сразу.

Да, это самоназвание. Раньше нас ещё называли горынычами. На гербе (флаге) был дракон, поэтому и приклеилось "Змей-горыныч".

А уже в ближайшие времена после исхода с исторических земель (Северный Китай) нас стали называть гураны, от Айсин Гуро.

Научное название у нас славяне.

Я где-то в теме про чалданов уже писала об этом и в теме про национальное блюдо - молочный чай.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

В Юаньских описаниях про эти 10000 говорится. Много про это написано. 

Насчет Змей-Горыныча даже и не знаю, что сказать. Так можно и индейцев-гуронов к нему пристегнуть....

Ахинжанов, кажется, утверждал, что у Каев (каепичей) была тамга в виде змеи (он их монголами считал). Если они трехсоставные, то вот он и трехголовый Змей-Горыныч вырисовывается...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Наверное нет. Киев упоминается в русских источниках намного раньше каепичей, а еще раньше упоминается как хазарский Самбатас (от Смбат, Шамбат)

Спорят до сих пор. 

 

Кай=змея? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Наверное нет. Киев упоминается в русских источниках намного раньше каепичей, а еще раньше упоминается как хазарский Самбатас (от Смбат, Шамбат)

Спорят до сих пор. 

 

Кай=змея? 

 

Монголы змея иногда называют хайрхан..Это уважительное название.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Наверное нет. Киев упоминается в русских источниках намного раньше каепичей, а еще раньше упоминается как хазарский Самбатас (от Смбат, Шамбат)

Спорят до сих пор. 

 

Кай=змея? 

 

Монголы змея иногда называют хайрхан..Это уважительное название.

 

Хайрхан - милостливый хан, так? Обычно Хайрхан в Монголии - названия гор, сложенных из скальной породы белого цвета (известняка), таким образом эти горы обожествлялись. 

Каким образом у потомков волка и прекрасной маралихи появилось почитание (а может и обожествление) змеи? Может быть, это идет от восточных и юго-восточных соседей халха?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Монголы змея иногда называют хайрхан..Это уважительное название.

 

 

 
Хайрхан - милостливый хан, так? Обычно Хайрхан в Монголии - названия гор, сложенных из скальной породы белого цвета (известняка), таким образом эти горы обожествлялись. 
 

Каким образом у потомков волка и прекрасной маралихи появилось почитание (а может и обожествление) змеи? Может быть, это идет от восточных и юго-восточных соседей халха?

 

 

это получается от слова "Қайыр" - это на казахском 

1) благодобропольза; все положительное; все полезное

2) милосердие

II. ар. милостыняподаяние; помощь бедному; помощь нищему

 

Думал это арабизм в казахском

а оказывается тюркское слово

Правитель Отрара был Қайыр хан, до разрушения Чингизханом

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

Монголы змея иногда называют хайрхан..Это уважительное название.

 

 

 
Хайрхан - милостливый хан, так? Обычно Хайрхан в Монголии - названия гор, сложенных из скальной породы белого цвета (известняка), таким образом эти горы обожествлялись. 
 

Каким образом у потомков волка и прекрасной маралихи появилось почитание (а может и обожествление) змеи? Может быть, это идет от восточных и юго-восточных соседей халха?

 

 

это получается от слова "Қайыр" - это на казахском 

1) благодобропольза; все положительное; все полезное

2) милосердие

II. ар. милостыняподаяние; помощь бедному; помощь нищему

 

Думал это арабизм в казахском

а оказывается тюркское слово

Правитель Отрара был Қайыр хан, до разрушения Чингизханом

 

тув.:

хайыра милость, пощада; хайыра бербес не давать пощады.

хайыраан жаль, жалко, как жалко (об утерянном или умер­шем); хайыраан эжимни жаль мне моего товарища.

хайырааты уст. господин; го­сударь.

хайыракан 1) уст. рел. почти­тельное название божества; үстүү хайыракан Всевышний, небеса, небо; см. дээр III; өршээ хайыра­кан! бОже упаси!; 2) медведь// медвежий; ср. адыг, мажаалай.

 хайыралаарайырала*/ беречь, щадить.

хайыралыг 1) уст. милостивый; хайыралыг дээрги милостивый го­сударь; 2) дорогОй, любимый; хайыралыг эжим дорогой мой то­варищ.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

Монголы змея иногда называют хайрхан..Это уважительное название.

 

 

 
Хайрхан - милостливый хан, так? Обычно Хайрхан в Монголии - названия гор, сложенных из скальной породы белого цвета (известняка), таким образом эти горы обожествлялись. 
 

Каким образом у потомков волка и прекрасной маралихи появилось почитание (а может и обожествление) змеи? Может быть, это идет от восточных и юго-восточных соседей халха?

 

 

это получается от слова "Қайыр" - это на казахском 

1) благодобропольза; все положительное; все полезное

2) милосердие

II. ар. милостыняподаяние; помощь бедному; помощь нищему

 

Думал это арабизм в казахском

а оказывается тюркское слово

Правитель Отрара был Қайыр хан, до разрушения Чингизханом

 

Думаю, надо чаще искать корни слов в ДТС, или у других Тюрков. А то часто смотрю чуть не знают слово, сразу то арабизм, то персизм, то еще чей то)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Амыр-Менди, ув. Земляки! С прошедшим праздником всех! Интересное нашел в соседней ветке по Хунну, в этой ветке профессор Добрев толкует что хунны это болгары, и дает вот такую статью о первом упоминании болгар, и ниже мой ответ этому ув. господину, также в этом нашел слова и соответствие этих слов с нашим языком по созвучию и по смыслу, что получается хунны наши предки?:

-проф. Добрев сказал(а) 23 Фев 2016 - 16:24:

snapback.png

 

Эр-Суге сказал(а) 23 Фев 2016 - 13:20:snapback.png

Ув. Профессор! А есть в древних письменах упоминание Болгар, или Булгар как таковое, а то читаю вас, вы всех косите под болгар. По моему все тюрки, а не болгары? Чем вас не устраивает якутское слово модун-могущественный и у вас это слово странным образом становится багатур, хотя это слово можно прочитать бага-столб, тур-стоит =стоит как столб (крепкий человек),  или Мулан-булан-самка лося (а именно самка лося, не лось) и т.д.

Нельзя считать болгаров тюрками, потому что прото-тюрки разделились давным давно на соответствующие группы и подгруппы.

Имеются очень строгие правила соотнесения имен в древнекитайских летописей к соответствующим прототипам в тюркских, и в частности, в булгарских языках. Так что китайская форма Маотунь происходит из булгарское Багатур.  

Первые упоминания этнонима Болгар - в древне-китайских летописей:

Учитывая общепринятое мнение, что различные Булгары группы в Европе и Внутренней Азии были не только взаимосвязаны, но также и того же происхождения, представляется целесообразным пересмотреть этот вопрос булгар Китая, который также имеет последствия для нескольких темах, связанных с хунну. Краткое изложение на Buluoji находится в главе 49 Чжоу шу, [4], которая была скопирована или ограничиваться несколькими классическими энциклопедических источников, а именно Tong Диан, Тайпинский Huanyu дзи, Tongzhi и Wenxian tongkao. [5] Другие краткие пассажей Относится к группе разбросаны в Бэй ши, Bei Qi Shu, Чжоу шу и других незначительных источников. сборник Lin Ганя из гуннских материалов [6], возможно, представляет также наиболее полная коллекция данных Buluoji, а Чжоу Yiliang и Тан Changru - уже каждый сделал обширное исследование на Zahu, из которых Buluoji считался компонента [7].
 
Согласно Чжоу шу [8], то Buluoji были незначительными или подчиненные племена (МБВ Чжун) из хунну, и были потомками последователей Лю Юань, основателем бывшей династии Чжао (304-329), в целом рассматривается как режим Хунну.
Эта самая ранняя счета указаны по крайней мере частично точным, а именно в том, что Buluoji содержится в большей части остатки конфедерации хунну, которые не были поглощенной Xianbei. Кроме шу свидетельство Чжоу, дополнительным свидетельством включает в себя:
(1) Как убедительно показал Тан Changru [9], географического распределения Buluoji как это отражено в различных записях хорошо подобраны, что Южного хунну в ходе Западной Цзинь.
(2) Несколько Buluoji названия кланов, особенно у ведущего клана Лю, плюс Хуянь и Цяо, были хорошо известных имен Xiongnu [10].
(3) Бей Ци шу биография Poliuhan Чанг, прозванного но вариант Buluoji, утверждает однозначно, что клан произошел от хунну [11].
(4) Как будет дополнительно изучить, то Buluoji принадлежал к группе или группам "варваров" неопределенно называется Zahu течение Северных династий. Согласно Тан Changryu, название Buluoji фактически вытеснены использование последнего. Поэтому Тан выводу, что Buluoji представлены окончательный амальгамация Zahu [12]. Большинство групп Zahu могут быть связаны с хунну в китайских записях. Действительно, это старое соединение Хунну будут иметь и другие последствия, которые будут обсуждаться позже.
 
Современной археологии показали, что, вопреки классической записей, как хунну и европейских гуннов поддерживал существенные сельскохозяйственной деятельности [17]. степная культурной самобытности Buluoji в подкрепляется ограниченных лингвистических данных. Несколько выживших слова китайского булгар все казалось Алтайская, тюркская, в частности. Boodberg выявила Кули "раба", и KEYE "Форт". Этот автор отмечает, что слово Weiya Buluoji (jwei-нга), ссылаясь на какой-то болотных дерева [21] могут быть определены со средней тюркского yiγac "дерева", "дерево или кустарник" [22]. Другой топоним Kutuo, которые были определены Boodberg с монгольским словом куда-, [23] был также из области, населенной в Buluoji [24]. Мы можем добавить еще один фрагмент данных: в описании музыки "трех северных-варварских государств» именно Xianbei, Тогона и Buluoji, джиу Тан шу говорится, что их песни пели имя кэхань "khaghan" часто, и это было особенно в случае с главы называется Boluohui очевидный вариант корневой buluoji. [25] Таким образом, мы узнаем, что buluoji назвал их линейкой khaghan, отличный Алтайская черту, хотя сама название не может быть алтайской происхождения.
 
Подводя итог, Buluoji / булгары Китая кажутся группа, состоящая из остатков конфедерации хунну, которые не были поглощены последующего Xianbei конгломерата, с заметным европеоидной примеси. Их КУЛЬТУРА и языковое родство кажется основном Алтайская.
Потому что они жили в основном горных районах Buluoji был также известен как Shanhu "Горные варвары". Прямых доказательств этого назначения является то, что Bei Qi Shu последовательно использует это имя для идентификации фигуры Buluoji и племена, упомянутые в шу Чжоу. Ху Sanxing, историк Юань и аннотатор шедевра летописного Цзычжи Tongjian, также это наблюдение. [31] Это определение позже обеспечивает интересная часть данных о возможных связях Buluoji за пределами территории Китая.
 
Мы полагаем, что этноним Buluoji / Булгар может служить недостающего звена для изменения первичного смысла ху обозначением, которое совпало с появлением Zahu в Северных династий. Тот факт, что Buluoji / Булгар был фамилия для Zahu не был случайностью. Как мы изучили ранее, эволюция Zahu включены растущие кавказские элементы в бывших групп гуннских. В условиях продолжающегося перемешивания между остатками гуннских и индоевропейцев обоих родным в северном Китае и Центральной Азии, в сочетании с запад движения многих таких групп, название Ху приобрела в течение относительно короткого времени его новый основной обозначением. Кроме того, это также может быть предвестником turkicization Центральной Азии.
 
Как мы уже показали, связь между болгарами Китая и конфедерации хунну хорошо обоснованы. С другой стороны, соединение европейских булгар гуннам также зафиксировано тех пор первого появления кочевников в истории Европы. На самом деле современные европейские источники хранятся приравнивая булгар с гуннами. [88] По крайней мере, соединение Хун-Булгар был гораздо более ощутимым, чем идентификации Хун-хунну. Поэтому, если Buluoji в Китае может быть успешно идентифицированы с европейскими булгар, длительное споры по идентификации Хун-хунну может впервые быть изучены с помощью более чем просто правдоподобной фонетического соответствия.
 
В дополнение к их соединений и последствия за пределами Китая, обсуждаемых в этой статье, то Buluoji также оказала огромное влияние на историю Китая, политические, а также культурные, который пошел в целом непризнанный в традиционном sinocentic историографии. Мы уже коснулись политической роли Buluoji в. Лучшим примером must'be Шесть Гаррисон Revoltwhich в конечном итоге привели к падению режима Tuoba Вэй. Он был впервые запущен и во главе с человеком по имени никто иной, как Poulihan пакетировочный. [89] Что, возможно, не уделялось должного внимания еще более был значительный вклад в Buluoji к культурному и религиозному наследию Китая. Например, возможно, самый известный в реальной жизни фигура в обширных грот искусства Дуньхуана буддийский монах Лю Sahe который был хорошо документированной Buluoji этнической принадлежности. [90] Но, пожалуй, наименее отметил случай был автором Лу Fayan из самым важным историческим трактат о китайской фонологии, а именно Qieun. [91] Здесь родовое имя Лу но sinified форма Учитывая общепринятое мнение, что различные Булгары группы в Европе и Внутренней Азии были не только взаимосвязаны, но также и того же происхождения, представляется целесообразным пересмотреть этот вопрос булгар Китая, который также имеет последствия для нескольких темах, связанных с хунну. Краткое изложение на Buluoji находится в главе 49 Чжоу шу, [4], которая была скопирована или ограничиваться несколькими классическими энциклопедических источников, а именно Tong Диан, Тайпинский Huanyu дзи, Tongzhi и Wenxian tongkao. [5] Другие краткие пассажей Относится к группе разбросаны в Бэй ши, Bei Qi Shu, Чжоу шу и других незначительных источников. сборник Lin Ганя из гуннских материалов [6], возможно, представляет также наиболее полная коллекция данных Buluoji, а Чжоу Yiliang и Тан Changru - уже каждый сделал обширное исследование на Zahu, из которых Buluoji считался компонента [7].
 
Согласно Чжоу шу [8], то Buluoji были незначительными или подчиненные племена (МБВ Чжун) из хунну, и были потомками последователей Лю Юань, основателем бывшей династии Чжао (304-329), в целом рассматривается как режим Хунну.
Эта самая ранняя счета указаны по крайней мере частично точным, а именно в том, что Buluoji содержится в большей части остатки конфедерации хунну, которые не были поглощенной Xianbei. Кроме шу свидетельство Чжоу, дополнительным свидетельством включает в себя:
(1) Как убедительно показал Тан Changru [9], географического распределения Buluoji как это отражено в различных записях хорошо подобраны, что Южного хунну в ходе Западной Цзинь.
(2) Несколько Buluoji названия кланов, особенно у ведущего клана Лю, плюс Хуянь и Цяо, были хорошо известных имен Xiongnu [10].
(3) Бей Ци шу биография Poliuhan Чанг, прозванного но вариант Buluoji, утверждает однозначно, что клан произошел от хунну [11].
(4) Как будет дополнительно изучить, то Buluoji принадлежал к группе или группам "варваров" неопределенно называется Zahu течение Северных династий. Согласно Тан Changryu, название Buluoji фактически вытеснены использование последнего. Поэтому Тан выводу, что Buluoji представлены окончательный амальгамация Zahu [12]. Большинство групп Zahu могут быть связаны с хунну в китайских записях. Действительно, это старое соединение Хунну будут иметь и другие последствия, которые будут обсуждаться позже.
 
Современной археологии показали, что, вопреки классической записей, как хунну и европейских гуннов поддерживал существенные сельскохозяйственной деятельности [17]. степная культурной самобытности Buluoji в подкрепляется ограниченных лингвистических данных. Несколько выживших слова китайского булгар все казалось Алтайская, тюркская, в частности. Boodberg выявила Кули "раба", и KEYE "Форт". Этот автор отмечает, что слово Weiya Buluoji (jwei-нга), ссылаясь на какой-то болотных дерева [21] могут быть определены со средней тюркского yiγac "дерева", "дерево или кустарник" [22]. Другой топоним Kutuo, которые были определены Boodberg с монгольским словом куда-, [23] был также из области, населенной в Buluoji [24]. Мы можем добавить еще один фрагмент данных: в описании музыки "трех северных-варварских государств» именно Xianbei, Тогона и Buluoji, джиу Тан шу говорится, что их песни пели имя кэхань "khaghan" часто, и это было особенно в случае с главы называется Boluohui очевидный вариант корневой buluoji. [25] Таким образом, мы узнаем, что buluoji назвал их линейкой khaghan, отличный Алтайская черту, хотя сама название не может быть алтайской происхождения.
 
Подводя итог, Buluoji / булгары Китая кажутся группа, состоящая из остатков конфедерации хунну, которые не были поглощены последующего Xianbei конгломерата, с заметным европеоидной примеси. Их КУЛЬТУРА и языковое родство кажется основном Алтайская.
Потому что они жили в основном горных районах Buluoji был также известен как Shanhu "Горные варвары". Прямых доказательств этого назначения является то, что Bei Qi Shu последовательно использует это имя для идентификации фигуры Buluoji и племена, упомянутые в шу Чжоу. Ху Sanxing, историк Юань и аннотатор шедевра летописного Цзычжи Tongjian, также это наблюдение. [31] Это определение позже обеспечивает интересная часть данных о возможных связях Buluoji за пределами территории Китая.
 
Мы полагаем, что этноним Buluoji / Булгар может служить недостающего звена для изменения первичного смысла ху обозначением, которое совпало с появлением Zahu в Северных династий. Тот факт, что Buluoji / Булгар был фамилия для Zahu не был случайностью. Как мы изучили ранее, эволюция Zahu включены растущие кавказские элементы в бывших групп гуннских. В условиях продолжающегося перемешивания между остатками гуннских и индоевропейцев обоих родным в северном Китае и Центральной Азии, в сочетании с запад движения многих таких групп, название Ху приобрела в течение относительно короткого времени его новый основной обозначением. Кроме того, это также может быть предвестником turkicization Центральной Азии.
 
Как мы уже показали, связь между болгарами Китая и конфедерации хунну хорошо обоснованы. С другой стороны, соединение европейских булгар гуннам также зафиксировано тех пор первого появления кочевников в истории Европы. На самом деле современные европейские источники хранятся приравнивая булгар с гуннами. [88] По крайней мере, соединение Хун-Булгар был гораздо более ощутимым, чем идентификации Хун-хунну. Поэтому, если Buluoji в Китае может быть успешно идентифицированы с европейскими булгар, длительное споры по идентификации Хун-хунну может впервые быть изучены с помощью более чем просто правдоподобной фонетического соответствия.
 
В дополнение к их соединений и последствия за пределами Китая, обсуждаемых в этой статье, то Buluoji также оказала огромное влияние на историю Китая, политические, а также культурные, который пошел в целом непризнанный в традиционном sinocentic историографии. Мы уже коснулись политической роли Buluoji в. Лучшим примером must'be Шесть Гаррисон Revoltwhich в конечном итоге привели к падению режима Tuoba Вэй. Он был впервые запущен и во главе с человеком по имени никто иной, как Poulihan пакетировочный. [89] Что, возможно, не уделялось должного внимания еще более был значительный вклад в Buluoji к культурному и религиозному наследию Китая. Например, возможно, самый известный в реальной жизни фигура в обширных грот искусства Дуньхуана буддийский монах Лю Sahe который был хорошо документированной Buluoji этнической принадлежности. [90] Но, пожалуй, наименее отметил случай был автором Лу Fayan из самым важным историческим трактат о китайской фонологии, а именно Qieun. [91] Здесь родовое имя Лу но sinified форма Buliugu, еще один вариант корня Buluoji. Даже сегодня, нельзя не подивиться великих достижений такого предположительно "маргинальной" группе "варварской" в средневековом Китае [Chen 2014, 1-8].
 
, еще один вариант корня Buluoji. Даже сегодня, нельзя не подивиться великих достижений такого предположительно "маргинальной" группе "варварской" в средневековом Китае [Chen 2014, 1-8].
 

Я бы сказал что это упоминание оочень слабая к слову болгар (Buluoji или Buliugu ). Даже близкого такого не вижу. Хотя есть интересные моменты для нашего языка, вот эти:

- Boodberg выявила Кули "раба", на Тувинском языке раб-кул,  а кулу, кулы-раба

- yiγac "дерева", на Тувинском ыйаш

- Другой топоним Kutuo, которые были определены Boodberg с монгольским словом куда, куда это никак не монгольский, на нашем языке куда это сват, или свадьба.

-джиу Тан шу говорится, что их песни пели имя кэхань "khaghan" , кахан, с нашего языка будет всеобщий хан, есть словосочетание ха-чон=весь народ , ха-торел=все мои родственники и т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Амыр-Менди, ув. Земляки! С прошедшим праздником всех! Интересное нашел в соседней ветке по Хунну, в этой ветке профессор Добрев толкует что хунны это болгары, и дает вот такую статью о первом упоминании болгар, и ниже мой ответ этому ув. господину, также в этом нашел слова и соответствие этих слов с нашим языком по созвучию и по смыслу, что получается хунны наши предки?:

 

...Современной археологии показали, что, вопреки классической записей, как хунну и европейских гуннов поддерживал существенные сельскохозяйственной деятельности [17]. степная культурной самобытности Buluoji в подкрепляется ограниченных лингвистических данных. Несколько выживших слова китайского булгар все казалось Алтайская, тюркская, в частности. Boodberg выявила Кули "раба", и KEYE "Форт". Этот автор отмечает, что слово Weiya Buluoji (jwei-нга), ссылаясь на какой-то болотных дерева [21] могут быть определены со средней тюркского yiγac "дерева", "дерево или кустарник" [22]. Другой топоним Kutuo, которые были определены Boodberg с монгольским словом куда-, [23] был также из области, населенной в Buluoji [24]. Мы можем добавить еще один фрагмент данных: в описании музыки "трех северных-варварских государств» именно Xianbei, Тогона и Buluoji, джиу Тан шу говорится, что их песни пели имя кэхань "khaghan" часто, и это было особенно в случае с главы называется Boluohui очевидный вариант корневой buluoji. [25] Таким образом, мы узнаем, что buluoji назвал их линейкой khaghan, отличный Алтайская черту, хотя сама название не может быть алтайской происхождения.

...

Я бы сказал что это упоминание оочень слабая к слову болгар (Buluoji или Buliugu ). Даже близкого такого не вижу. Хотя есть интересные моменты для нашего языка, вот эти:

- Boodberg выявила Кули "раба", на Тувинском языке раб-кул,  а кулу, кулы-раба

- yiγac "дерева", на Тувинском ыйаш

- Другой топоним Kutuo, которые были определены Boodberg с монгольским словом куда, куда это никак не монгольский, на нашем языке куда это сват, или свадьба.

-джиу Тан шу говорится, что их песни пели имя кэхань "khaghan" , кахан, с нашего языка будет всеобщий хан, есть словосочетание ха-чон=весь народ , ха-торел=все мои родственники и т.д.

Kutuo - топоним, может быть Куду (ниже)?

в то время "хан" наверное еще не было https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%BD

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Амыр-Менди, ув. Земляки! С прошедшим праздником всех! Интересное нашел в соседней ветке по Хунну, в этой ветке профессор Добрев толкует что хунны это болгары, и дает вот такую статью о первом упоминании болгар, и ниже мой ответ этому ув. господину, также в этом нашел слова и соответствие этих слов с нашим языком по созвучию и по смыслу, что получается хунны наши предки?:

 

...Современной археологии показали, что, вопреки классической записей, как хунну и европейских гуннов поддерживал существенные сельскохозяйственной деятельности [17]. степная культурной самобытности Buluoji в подкрепляется ограниченных лингвистических данных. Несколько выживших слова китайского булгар все казалось Алтайская, тюркская, в частности. Boodberg выявила Кули "раба", и KEYE "Форт". Этот автор отмечает, что слово Weiya Buluoji (jwei-нга), ссылаясь на какой-то болотных дерева [21] могут быть определены со средней тюркского yiγac "дерева", "дерево или кустарник" [22]. Другой топоним Kutuo, которые были определены Boodberg с монгольским словом куда-, [23] был также из области, населенной в Buluoji [24]. Мы можем добавить еще один фрагмент данных: в описании музыки "трех северных-варварских государств» именно Xianbei, Тогона и Buluoji, джиу Тан шу говорится, что их песни пели имя кэхань "khaghan" часто, и это было особенно в случае с главы называется Boluohui очевидный вариант корневой buluoji. [25] Таким образом, мы узнаем, что buluoji назвал их линейкой khaghan, отличный Алтайская черту, хотя сама название не может быть алтайской происхождения.

...

Я бы сказал что это упоминание оочень слабая к слову болгар (Buluoji или Buliugu ). Даже близкого такого не вижу. Хотя есть интересные моменты для нашего языка, вот эти:

- Boodberg выявила Кули "раба", на Тувинском языке раб-кул,  а кулу, кулы-раба

- yiγac "дерева", на Тувинском ыйаш

- Другой топоним Kutuo, которые были определены Boodberg с монгольским словом куда, куда это никак не монгольский, на нашем языке куда это сват, или свадьба.

-джиу Тан шу говорится, что их песни пели имя кэхань "khaghan" , кахан, с нашего языка будет всеобщий хан, есть словосочетание ха-чон=весь народ , ха-торел=все мои родственники и т.д.

Kutuo - топоним, может быть Куду (ниже)?

в то время "хан" наверное еще не было https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%BD

 

Ув. Туран, что дали то дали, я только эти слова сравнил с нашим языком. Ну если топоним, да логичнее будет куду-нижнее, или нижний. По слове куда в любом случае это наше слово. По ссылке, смотрю там написано что это хан ханов, что и соответствует всеобщему хану.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот тут про Чингис Хаана пишет армянский историк современник тех лет

Григор Акнерци

 http://www.vostlit.info/Texts/rus10/Magakija/frametext.htm

Что хаана зовут Чангыз Хаан, как и мы его, и сегодня по памяти называем, подразумевая как единственного Хаана великой степи, интересно. Кто прав?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Кул по-кыргызски "раб", yiγac - жыгач - "дерево". Значит хунну были кыргызами, так как к кыргызскому слова ближе, чем к тувинскому. Кыргызами были и булочжи/булгары.

****************************

Как вам такая логика?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кул по-кыргызски "раб", yiγac - жыгач - "дерево". Значит хунну были кыргызами, так как к кыргызскому слова ближе, чем к тувинскому. Кыргызами были и булочжи/булгары.

****************************

Как вам такая логика?

Нормальная логика) Все тюрки, хунны наши предки, только как булочжи стало булгар? Просто мне не понравился, когда все косит под булгар, когда очевидно все тюрки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Булочжи транскрибируется в булгар на основе старокитайского языка времен хунну.

 

Ну а про "кул" и т.д. - логика там ущербная, на основе лишь созвучия нельзя делать далеко идущие выводы. Надеюсь вы меня понимаете.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Булочжи транскрибируется в булгар на основе старокитайского языка времен хунну.

 

Ну а про "кул" и т.д. - логика там ущербная, на основе лишь созвучия нельзя делать далеко идущие выводы. Надеюсь вы меня понимаете.

Вы абсолютно правы, на одном созвучии далеко не уедешь, даже можно анекдот попасть. Должен быть смысл, это главнее чем созвучие) Надеюсь на тех авторов, которые писали про кул, йыгач,куда и кахан, что слова соответствует по смыслу)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

От самих Татар мы слышали, что они из [4] туркестанской родины своей перешли в какую-то восточную страну, где они жили долгое время в степях, предаваясь разбою, но были очень бедны. У них не было никакого богослужения, а были какие-то войлочные идолы 4, которых они и до сих пор переносят с собою для разных волшебств и гаданий. В то же время они удивлялись солнцу, как какой-то божественной силе. Когда они изнурены были этой жалкой и бедственной жизнью, их осенила внезапно здравая мысль: они призвали ceбе на помощь Бога, Творца неба и земли и дали ему великий обет — пребывать вечно в исполнении Его повелений. Тогда, по повелению Бога, явился им ангел в виде орда златокрылого 5, и, говоря на их языке, призвал к себе их начальника, которого звали Чангыз. Этот последний пошел и остановился перед ангелом в виде орла, на расстоянии брошенной стрелы. Тогда орел сообщил им на их языке все повеления Божии. Вот, эти божественные законы, которые он им предписал и которые они на своем языке называютясак 6: во-первых, любить друг друга; во-вторых не прелюбодействовать; не красть; не лжесвидетельствовать; не быть предателями; почитать старых и нищих; и если найдется между ними кто либо нарушающий эти заповеди, таковых предавать смерти. Дав эти наставления, ангел назвал начальника кааном 7, который с тех пор стал прозыватьсяЧангыз-Каан. И повелел ему ангел господствовать над многими областями и странами я [5] множиться до безмерного числа. Так это и случилось. И свершилось то, чем грозил Господь устами пророка: «Навуходоносор чаша в руках моих; напою из нее кого захочу». Таким образом этот безобразный и звероподобный народ не только из чаши, но и осадком ея горечи напоил нас за множество разнообразных грехов наших, которыми мы постоянно возбуждали гнев Творца нашего. И Он воздвиг их на нас, чтоб наказать нас за то, что мы не соблюли предписаний Его. Когда этот безобразный и зверонравный народ узнал о том, что Господь повелел ему властвовать на земле, то собрав войско он пошел на Персов и взял у них один город. Но Персы, собрав силы, взяли этот город назад и отняли у них еще их собственный. Тогда Татары, сделав воззвание ко всем местам, где жили их племена, бросились на Персов, победили их, и овладели городом я всем их имуществом.


После того по повелению Хана своего, Чангыз-Хана, они устремились на Агванию и Грузию.


 http://www.vostlit.i...a/frametext.htm


Как мы видим Чингис Хана звали Чангыз Хан, на Тувинском языке Чангыз Хан, это единственный Хан. Часто мы Тувинцы говорим "чангызынга чалынмас", что переводе означает "Даже ты один, не сдавайся", вот такой примерный смысл. Мы со словом Чангыс часто гордимся. Может изначально перевод имени хана было ошибочным как Чингис, а в оригинале был Чангыз, и по смыслу РАД-а соответствует, как он пишет Чин это крепкий, а на Тувинском Чан это крепкий характер. 


  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

на стадии образования Монгольской империи скорее всего его звали Чаңгыс-Хаан.

а когда пришло время задуматься о последующих наследниках престола, он запретил называть себя Хааном (у кого-то про это было написано, у Рашид-ад-дина?, не помню).

вероятно, из-за того, что его титул Чаңгыс-Хаан стал бы негативно сказываться на статусе престолонаследников Монгольской империи, которых тоже называли Хаанами.

в то же время известно и другое его имя - Чиңгис (без добавления "Хаан").

Может быть "Чиңгис" - это имя-титул, которое было присвоено только ему? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...