Перейти к содержанию
Гость Rasul

Тувинцы

Рекомендуемые сообщения

Чингиз-хан от их противоборства выбился из сил и [дело] дошло до того, что все [его] подчиненные отпали от него. Однажды Чингиз-хан попал к ним [врагам] в руки. Его освободил, как это излагалось [выше], Соркан-Ширэ 522 из племени сулдус.

 

 

 

Эти четыре сына Чингиз-хана были умны, исполнены достоинств и совершенны, отважны и мужественны, ценимы отцом, войском и народом [ра’ийат]. Государству Чингиз-хана они служили как четыре [70] основных столпа. Каждому из них он уготовил государство и их называл четырьмя «кулуками», а «кулуками» называют тех из людей, коней и прочих, которые выделяются, превосходят других и стоят впереди 394.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Каждому из них он уготовил государство и их называл четырьмя «кулуками», а «кулуками» называют тех из людей, коней и прочих, которые выделяются, превосходят других и стоят впереди.

 

На казахском языке "күлүк" (письм: күлік) - скакун.

 

https://sozdik.kz/ru/dictionary/translate/kk/ru/%D0%BA%D2%AF%D0%BB%D1%96%D0%BA/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Каждому из них он уготовил государство и их называл четырьмя «кулуками», а «кулуками» называют тех из людей, коней и прочих, которые выделяются, превосходят других и стоят впереди.

 

На казахском языке "күлүк" (письм: күлік) - скакун.

 

https://sozdik.kz/ru/dictionary/translate/kk/ru/%D0%BA%D2%AF%D0%BB%D1%96%D0%BA/

 

Амыр! Скопировал и не успел редактировать, пришлось отойди. Вы правильно написали в отношении слова сор, сорган и т.д. на Тувинском тоже все эти значении такие же. А вот слово ширэ, у этого слова прямое значение стол, есть еще слово ширтек, это войлочный ковер в юрте, и слово ширик это пласт земли. Корень наверно шир, чир в смысле отдели примерно так. И это корень связан ли  с войском уточнить надо, т.к. шериг-войско, армия, а вот воин-дайынчы, чаачы.

 Слово кулук в дтс есть значение не помню, а на тувинском хулук-удалой по моему так. Тогда удалые четыре сыны Чингис-Хаана.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

М.В.Певцов (19 век):

 

Урянхаи подразделяются на две весьма различные группы: одна занимает бассейн Верхнего Енисея, переходя немного даже на юг от хребта Танну-ола, а другая – высокую горную область в Южном Алтае. Эта область тянется неширокой, но длинной полосой по Южному Алтаю от гор Канас и Табын-богдо на государственной границе до среднего Булгуна, простираясь на северо-восток до рек Ойгора, Суока и средней Кобдо, на восток до гор Теректы, на запад до истоков Кобдо, оз.Тал-нор, а на юго-восток до верховьев Булгуна.

 

Алтайские же урянхаи говорят монгольским наречием и отличаются от енисейских бытом и религией: алтайские урянхаи - буддисты, а енисейские - большей частью язычники, и только занимающие южную часть своей страны, сопредельную Халхе, начинают мало-помалу принимать буддизм.

 

(об Алтайских урянхаях я запостил темы в разделе "Народы с неясным происхождением", "Урянхаи")

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Потапов А.П. Очерки народного быта тувинцев. М.: Наука, 1969. 404 с.

Работа посвящена дореволюционному народному быту тувинцев. Она написана преимущественно на полевом материале, собиравшемся почти в течение 20 лет. Впервые подробно освещаются многие вопросы этнографии тувинцев (аальная община, народные знания, религиозные верования, свадебный обряд и т. д.).
СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
Исторические сведения о тувинских племенах XVII—XVIII вв. 14
Этнический состав и расселение тувинцев в XIX и начале XX в. 43
Хозяйство 79
Аальная община 105
Жилище 147
Пища и способы ее приготовления 168
Одежда 203
Свадебный обряд 228
Народные знания 279
Религиозные верования 346
Заключение 399
 

Скачать pdf (13.6 Mb), распознанный текст doxc (0.6 Mb) можно в:

https://vk.com/turkrenessans?w=wall-80507835_7210

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересно :)

 

Часть тувинцев, переселившаяся из Северной Тувы в бассейн Абакана, жила преимущественно в устьях его притоков:Таштыпа, Аскыса, Соса, Теи, Еси, где стала известна под названием «бельтиров» (название, видимо, получено оттувинцев-урянхайцев, оставшихся в Туве) 28

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересно :)

 

Часть тувинцев, переселившаяся из Северной Тувы в бассейн Абакана, жила преимущественно в устьях его притоков:Таштыпа, Аскыса, Соса, Теи, Еси, где стала известна под названием «бельтиров» (название, видимо, получено оттувинцев-урянхайцев, оставшихся в Туве) 28

а ведь действительно)   экзоэтноним, видимо, со временем стал самоназванием.

 

Тувинцы, носители традиционной культуры, произносят "уранхай", "Уранхай Тывазы" (о стране), "Уранхай тывазы" (о человеке). Яканье (урянхай) пришло от китайцев и/или маньчжуров. А забывшие историю тувинцы повторяют вслед за ними :angry:    Кстати, в девизе? Эр-Суге написано "Уранхай"  :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У казахов и у якутов тоже "уранхай", но не "урянхай". Якуты называют себя "ураанхай сахалар", а казахи словом "ұранқай" называют своих соседей - алтайских уранхаев, а также разновидность юрты.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Расселение тувинцев из племени Кыргыз в XIX и в начале XX в.

 

 

Салчакский хошун делился также на четыре сумона: Сал-чак Байгара, Кыргыз, Коль.Сумон Кыргыз жил преимущественно по южную сторону Танну-Ола (от левобережья Эрзина на восток, до притоков Тельгир-Морена Тарыса и Терми-са) но имел поселения и по северную сторону Восточного Танну-Ола, в долине р. Кара-Мурен.Сумон Салчак кочевал по рекам Буреню, Каа-Хему и Улуг-Хему. В этом хошуне названия сумонов Салчак и Кыргыз, несомненно, были племенного происхождения.

 

 

Сайн-нойоновский хошун численностью в 19 000 человек,называвшийся по-тувински Бээзи, состоял из 17 сумонов:Кужугет, Хертек, Салчак, Сарыглар, Сарыг-Тонгак, Кара-Тонгак, Чааты-Тонгак (по названию р. Чааты), Сугбажи Куулар (по названию р. Суг-бажи), Чиргаки (или Джиргакы)Куулар (по названию р. Чиргакы), Чадана Куулар (по названию р. Чадана), Сат 10, Карасал; Улуг-Тулуш, Адыг-Тулуш,Кыргыз, Толаан-шора, Тумат. Центр управления этими сумонами находился в Чадане.

 

 

Кроме того, в Центральной Туве кочевал небольшой хошун Тулюш (тувинский вариант этнонима телес), считавшийся крепостным халхаского князя,кочевавшего по р. Орхону. Несмотря на название, в этот хошун кроме родо-племепной группы тулюш входили и представители групп кыргыс и тумат.Тувинские хошуны, принадлежавшие монгольским князьям,были и в самом Дзасактухановском аймаке. Речь идет о нескольких хотогойтских хошунах, население которых в XIX в. уже говорило на монгольском языке. Кочевья этих хошунов располагались между оз. Сангин-Далаем и р. Тельгир Мореном, на территории современной Монгольской Республики.Омонголившиеся тувинцы этого района еще в конце XIX в. помнили названия своих родо-племенных подразделений:джоду, кыргыз, мингат, хертек, тангды, ирхит.

 

Потапов А.П. Очерки народного быта тувинцев. М.: Наука, 1969. 404 с.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Расселение тувинцев из племени Монгуш в XIX и в начале XX в.

 

 

Хемчикский хошун (он же Даа-хошун) управлялся тувинским удельным князем. Он насчитывал 16 656 человек. Центр управления находился близ Чадана, в местности Чайлаг- 1 Лата ’(„ Й евья простирались с севера на юг, от Саянских гор до 1анну-Ола, и с запада на восток, от верховьев Хемчика до р. Элегест\ В хошуне оыло 10 сумонов: Улуг-Монгуш, Кара-Монгуш Хомушку, Сая Иргит, Улуг-Хобалыг (или по другому произношению -Улуг -Ховалыг ) , Пиче-Хобалыг, Кеде оорчак(или ооржак ) ’ Ищти ооржак, Ондар, В перечисленных сумонах кроме родо-племенных групп, отраженных в названиях этих сумонов, жили еще и другие роды — как например,олет, дербет, хоюк, сарыг и др.

 

Потапов А.П. Очерки народного быта тувинцев. М.: Наука, 1969. 404 с.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Рассматривая перечень родо-племенных названий, нельзя не отметить, что, судя по этому показателю, племенной состав тувинцев характеризуется смешанностью составляющих его этнических элементов, и прежде всего тюркских и монгольских.Можно с уверенностью сказать, что наиболее древними этнонимами, связанными в первую очередь с периодом тюркских каганатов (VI—VIII вв.), являются «телек» (или телег), «теленгут», «толан» (долан), «уйгур», «кыргыз».В древнетюркский период под названием «теле» была известна большая группа тюркоязычных кочевников, обитавших по северную сторону пустыни Гоби и кочевавших по Монголии и Саяно-Алтайскому нагорью (включая Монгольский Алтай).Племена теле, несомненно, были далекими историческими предками не только тувинских родо-племенных групп телек,теленгут, толан, но и современных алтайских телеутов, теленгитов, телесов. К этому перечню надо прибавить и тувинцев - тюлюш (тулюш), самоназвание которых представляет собой лишь фонетический вариант этнонима «телес», на что в свое время обратил внимание еще Г. Е . Грумм-Гржимаило .Этнонимы «уйгур» и «кыргыз» свидетельствуют о том,что в состав "современных тувинцев вошли потомки древних уйгуров(возглавлявшие в древнетюркский период конфедерацию племен теле) и кыргызов, хорошо известных по ранним письменным источникам, особенно с древнетюркского времени.Древние уйгуры и кыргызы жили на территории современной Тувы, о чем кроме письменных сведений убедительно говорят и многочисленные археологические памятники.Особенно большую роль в этнической истории тувинцев сыграли уйгуры,что, как известно, весьма отразилось на языке современных тувинцев.

Далеко не все тувинские группы, именовавшие себя перечисленными выше названиями, являлись племенами и родами.Некоторые из них (уйгур, кыргыз, дербет) были потомками больших тюркоязычных и монголоязычных народностей и племен,входивших в конфедерацию древних тюрков, тогус-огузов и в монгольские государства (от средневековья до середины XVIII в.).В условиях владычества цинской династии большинство родо-племенных групп Тувинцев было раздробленно и жило разбросанно по различным хошунам и сумонам. Например,тувинцы-иркиты жили в Оюннарском, Хасутском и Бэйсэ хошунах; чооды - в Тоджинском,Оюннарском и хошуне Да-вана; кыргызы - в Салчакском и Бэйсэ хошунах и т. д.

 

Потапов А.П. Очерки народного быта тувинцев. М.: Наука, 1969. 404 с.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тувинцы из племени Мады

 

 

Мады. Часто упоминаемая в русских письменных источниках XVII в. родо-племенная группа мадов входила вместе с чооду в хошун Да-вана, в котором составляла особый сумон Мады. В XVII в. кочевья какой-то части мадов иногда встречались в Южной Туве, соприкасаясь с кочевьями Алтын-хана.В одном русском документе 1721 г,составленном в Красноярске,мады названы модницами или модинскими сойотами,а их кочевья указаны в верховьях Енисея. Они платили ясак в Россию. В конце XVIII в., по свидетельству Е. Пестерева,мады кочевали в бассейне Бий-Хема и частично по правобережью Улуг-Хема, а пушнину цинскому императору возили в «Улетай», т. е. в Улясутай.Е. К. Яковлев и другие исследователи сообщают, что мады в XIX в. жили по р. Бий-Хему, между р. Баянголом и местом слияния Бий-Хема с Каа-Хемом. Реки Сестерлиг, Уюк, Ут и другие входили в район их обитания. По записям Е. К- Яковлева,мады считали себя родственными сагайцам, обитавшим в бывшем Минусинском округе, который мады называли термином«Хорай»36. Речь идет о сагайском роде карга, который,по нашим изысканиям, шорского происхождения. По некоторым данным, в начале XX в. мадов и чооду, живших по р. Тапсе, насчитывалось около 1000 человек.

 

Потапов А.П. Очерки народного быта тувинцев. М.: Наука, 1969. 404 с.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тувинцы из племени Кыргыз

 

 

Кыргыз. Рассмотрим теперь расселение племенной группы кыргыз, находившейся в составе Салчакского и Бэйсэ (Бээзи) хошунов, в которых они объединялись в самостоятельные сумоны под собственным самоназванием. В 1913 г. сумон Кыргыз в Салчакском хошуне, кочевавший по южную сторону Восточного Танну-Ола, насчитывал 1200—1500 человек(ГАИО, ф. 25, д. 89, л. 59.).Точные границы сумона Кыргыз по южную сторону хребта Восточного Танну-Ола описаны в литературе прошлого столетия следующим образом: от р. Солчер на западе до рек Тарис и Термис, впадающих в Тельгир-Морин, между хребтом Танну-Ола и степями правобережья р. Тес, где находились пограничные караулы (Г.Н.По т а н и н , Очерки Северо-Западной Монголии, т. II, стр. 8.). Пикет Дзиндзилик, в районе которого обитали тувинцы, называвшие себя танну-тувасы,находился в середине данного сумона на р. Тес. Этот пикет входил в группу караулов Самагалтай, Эрзин и др., составлявших так называемый четвертый участок(По списку пяти участков монгольской пикетной линии). В сумоне Кыргыс Бэйсэ-хошуна официально числилось 307 юрт(В.И.Д улов,Пережитки общинно-родового строя., стр. 60.) Катанов встречал кыргызов Бэйсэ-хошуна по р. Чаа-Холю, Шаган-Арыгу, Эйлихему, Чадану, Бом-Хемчику и Улуг-Хему(Н.Катанов ,Опыт исследования урянхайского языка, Казань,1903, стр. 285). Отмечен род («кость») кыргыз и в Хотогойтском хошуне Биширилты вана вместе с «костями» мингат, хертек, иркит(Г.Н.Потанин ,Очерк СевероЗападной Монголии, т. II,стр. 25.).Наличие среди тувинцев особой родо-племенной группы,именующей себя кыргыз, представляет большой исторический интерес, как и наличие группы уйгур и уйгур-ондар. Появление этнонима кыргыз, как известно, относится к глубокой древности. Этот термин начинает встречаться в китайских летописях еще в последние века до нашей эры. В период VI—VIII вв. енисейские киргизы образуют небольшое государство по северную сторону Саян, в Минусинской котловине,которое в IX в. временно усиливается до такой степени, что выходит из своих границ на юг за Саяны и побеждает уйгуров.В современной Туве находится много археологических памятников средневековья енисейских киргизов, свидетельствующих об их расселении на этой территории. Киргизам приписываются и так называемые енисейские надписи тюркского рунического письма, абсолютное большинство которых сосредоточено и обнаружено в Туве(«История Тувы», т. I, гл. IV и V.).Поэтому группа тувинцев с самоназванием кыргыз может быть потомками средневековых енисейских киргизов. Правда, тувинские кыргызы могли появиться здесь и позднее, именно в XVII или XVIII в. Тогда они могут быть потомками енисейских киргизов, кочевавших в это время феодальными улусами в Минусинской котловине,в частности по рекам Июсам, и быть данниками Алтын-ханов и джунгарских князей и могли попасть в Туву во время насильственного переселения енисейских киргизов в Джунгарию в самом начале XVIII в. Такое предположение высказал еще В. Радлов(«Aus Sibirien», Bd I, Leipzig, 1884, стр. 221), и мы не только поддержали, но и аргументировали его предположение(Л.П.Потапов, Социалистическое переустройство культуры и быта тувинцев,- «Советская этнография», 1953, № 2, стр. 77, 79.).
Наиболее слабым местом нашей гипотезы было отсутствие доказательства, что маршрут переселенных в Джунгарию киргизов проходил через хребет Восточный Танну-Ола, по южную сторону которого сосредоточены тувинцы-кыргыз. В начале XVIII в., после поражения и смерти джунгарского хана Галдана, когда цинская династия отторгла и подчинила себе Халху и Джунгария потеряла земли на восток от Монгольского Алтая, в том числе Юго-Восточную Туву, переселение енисейских киргизов через южную Туву было невозможно. Их могли увести только через Западную Туву, но тогда появление среди южных тувинцев группы кыргыз трудно мотивировать.Тем не менее мы находим возможным остаться в этом вопросе на прежней позиции, но с таким важным уточнением:группа кыргызов на юге Тувы оказалась в результате разгрома енисейских киргизов Алтын-ханом в 1663 г., когда он появился в Минусинской котловине. Летом 1664 г., возвращаясь к себе за Саяны, он увел с собой многих пленных киргизов с семьями. Потомки этих уведенных киргизов до настоящего времени живут среди тувинцев, полностью с ними слились как в отношении языка, так культуры и быта, но сохранили свое наименование «кыргыз»(Л.П.Потапов,Происхождение и формирование хакасской народности,стр.43.). Есть мнение о происхождении тувинской группы кыргыз, относящее их появление к завоеванию Тувы кыргызами, т. е. к IX—X вв.(С.И.Вайнштейн,Об исторических границах расселения кыргызов в Южной Сибири, стр. 218—219.).В настоящее время большинство тувинцев-кыргыз проживает также в Эрзинском районе, входит в состав трех колхозов,расположенных по рекам Эрзину и Нарыну. По р.Эрзину, в колхозе «Морен», по данным 1961 г., из общей численности населения около 500 человек кыргыз насчитывалось 478 человек. По той же реке, ниже по течению, находится колхоз «Кызыл сылдыс» («Красная звезда»), в котором из 753 колхозников 512 человек - из группы кыргыз (остальные принадлежат к группе соян). Наконец, в колхозе «Путь к коммунизму», по р. Нарын, кыргыз насчитывается 564 человека,т. е. почти 50% населения данного колхоза. Маленькая группа кыргыз имеется и в четвертом колхозе Эрзинского района,«Новый путь» (на правом берегу р. Тес, поселок Кок-даш),численностью всего лишь в 37 человек. Из всех родо-племенных групп Эрзинского района кыргызы самые многочисленные.Исходя из того, что основная масса группы кыргыз, обитающей по обе стороны хребта Восточный Танну-Ола, появилась здесь в 60-х годах XVII в., мы можем констатировать,что кыргызы этого района, особенно Эрзинского, живут здесь со времени поселения безвыездно, о чем говорят некоторые этнографические факты. Мы имеем в виду наличие у группы кыргыз Эрзинского района так называемых священных гор(Ыдык-таг), почитаемых только данной группой. Поскольку мы уже касались вопроса о происхождении культа гор как культа, отражающего родовую собственность па землю (на охотничьи угодья, пастбища и кочевья), то культ гор, который мы нашли у группы кыргыз, рассматриваем как доказательство относительной давности их проживания здесь. Со временем некоторые местные горы они стали считать своими родовыми почитаемыми святынями, например священную гору Хайырхан. Она находится на правом берегу Эрзина,в 7-8 км выше впадения в него р. Морен, и еще теперь почитается священной. Нам рассказывали, что даже теперь некоторые колхозницы утром, после дойки коров, кропят (несколько капель) в сторону Хайырхана молоком свежего удоя,отдавая дань древней традиции, когда это было обязательно.На этой горе ламы сравнительно недавно (уже после Народной революции) устраивали для группы кыргыз общественные моления - оваа. Кыргызы-шаманисты обращались также к своей почитаемой горе с молениями о благополучной жизни и удаче, принося ей в жертву свежее молоко. У качикских кыргызов такой родовой и почитаемой горой была гора Бурун-Хан. Перед каждой едой ежедневно обычно семья угощала свою гору, бросая в ее сторону кусочки пищи, брызгая чай,со словами: «Во время еды, во время сна (ночью), Бурун-Хан, спаси нас». На этой горе кыргызы поставили свое оваа и раз в год собирались сюда для общего моления.Ныне кыргызы проживают и в Каа-Хемском районе Тувы,по северную сторону хребта Восточного Танну-Ола, в районе оз. Тере-Холь, по рекам Балыктыг-Хем, Кундус, в бассейне верхнего течения р. Бурень. Что касается группы кыргыз, составлявшей сумон в Бэйсэ-хошуне, то о ней нам также удалось собрать некоторый полевой материал в бывшем Сут-Хольском районе, ныне Дзун-Хемчикском. Здесь нам сообщили,что группа кыргыз составляла не только сумон упомянутого хошуна, но и арбан Кыргыс, входивший в сумон Ондар.Так было (по уверению бывшего хошунного писаря Эртне, относящего себя к группе кыргыз) уже после создания Тувинской Народной Республики.Арбан Кыргыс состоял из потомков поселившихся в Сут-Хольском районе в середине XVIII в. кыргызов, прикочевавших сюда будто бы с юга, из Эрзинского района. Относительно этого тувинцы Сут-Хольского района сохранили ряд преданий.В одном из них говорится, что их предком был старик по имени Дешкен, который пришел на р. Верхний Ишкин пешком из Эрзина, ведя в поводу верблюда, на котором было навьючено все его скудное имущество. Здесь Дешкен женился и обзавелся скотом. У него родилось три сына : Аскак Тергин (старший), Дамбый и Тогустеи. Младший из сыновей Дешкена, Тогустей, стал богачом, и у него в свою очередь родилось пять сыновей. Они также были богатыми людьми,а некоторые из них при помощи богатства получили должности чиновников чангы. Имена этих сыновей: Сенгин-чангы(он отличался крайней жестокостью как чиновник), Балчый,Маскыр-чангы, Чамзы и Сурун-Тузлакчи.Чтобы определить примерно, когда жил старик Дешкен,нужно исходить из такого факта: отец здравствующего в 1960 г. шестидесятилетнего тувинца-колхозника по имени Кок-Кыс, принадлежащего к группе кыргыз,был работником у Сурун-Тузлакчи - внука Дешкена. Значит, старик Дешкен пришел в Сут-Холь с Эрзина примерно в половине XVIII в. Сурун-Тузлакчи, как и его братья, был богатым человеком,и у него было много скота: 370 голов только одних дойных коров, до 1,5 тыс. голов овец и 20 голов верблюдов. Он пытался разводить также оленей, купив в Тодже стадо в 30 голов, но олени в поисках корма разбежались по Саянским горам, одичали и постепенно были перебиты охотинками-тувинцами. Отец Суруна Тузлакчи (Тогустей) был еще более богатым. Его летние кочевья находились в местности Коже и Чеедэ, а зимние в Таигколектиг, в верховьях Усту-Ишкина.В его табунах паслось около 2 тыс. лошадей, до 1,5 тыс. голов крупного рогатого скота, до 3 тыс. голов овец и до 300 голов коз. Все бедняки Сут-Хольского района работали на эту богатую семью.По другому преданию, предки кыргызов, которых звали Устуг, Хоодай и Серен-Дешкен, пришли на Ишкин из Эрзина.Последний прикочевал сюда на верблюде, но под конец своей жизни вернулся в Эрзин, так как на Ишкине было трудно держать верблюдов. Все перечисленные пришельцы здесь разбогатели, а Устуг и Хоодай получили чин чангы.Первый из них именовался  Устуг Кара-чангы, второй - Хоодай-чангы.Чиновники-кыргызы угнетали местное население и заставляли его работать на себя и не только пасти скот или сеять просо, но и охотиться. Они принуждали рядовых охотников-тувинцев устраивать облавы на маралов и козуль, а добычу забирали себе. Несмотря на разницу в деталях, оба предания одинаково говорят о приходе на Хемчик кыргыз из Эрзина,о прибытии их сюда с верблюдами и сохраняют личное имя одного из первых переселенцев. Несомненно, переселение хотя бы и маленькой группы кыргыз из Эрзина на Хемчик могло быть только до захвата Тувы богдыханом.

 

Потапов А.П. Очерки народного быта тувинцев. М.: Наука, 1969. 404 с.
 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

а ведь действительно)   экзоэтноним, видимо, со временем стал самоназванием.

 

Тувинцы, носители традиционной культуры, произносят "уранхай", "Уранхай Тывазы" (о стране), "Уранхай тывазы" (о человеке). Яканье (урянхай) пришло от китайцев и/или маньчжуров. А забывшие историю тувинцы повторяют вслед за ними :angry:    Кстати, в девизе? Эр-Суге написано "Уранхай"  :)

Тувинцы на Хемчике обычно называют алтайских теленгитов термином «телег».Один из наших собеседников,старик по имени Чимба Кужугет, с большой убежденностью говорил,что алтайские теленгиты, бельтиры и тувинцы хемчикские составляли раньше один народ, который разделился совсем недавно, всего лишь около 100 лет тому назад.Конечно,срок, названный Чимба Кужугетом об отделении,например,бельтиров от тувинцев, совершенно не соответствует действительности, ибо бельтиры по северную сторону Саян упоминаются в русских письменных источниках еще в XVII в.Однако сознание прежней общности и родства между тувинцами,бельтирами и алтайскими теленгитами,безусловно,имеет под собой реальную историческую почву.В этой связихотелось бы упомянуть о полном совпадении представлений и преданий, бытующих до сего времени на Алтае и Туне,о кровном родстве бельтиров, тувинцев и алтайских тубаларов(весьма смешанных в этническом отношении).В Сут-Хольском районе мы записали рассказ одного престарелого колхозника о том, что бельтиры и тувинцы произошли от двух родных братьев,поссорившихся из-за дележа кобыльего молока, после чего один из них ушел на север,за Саяны, и стал родоначальником бельтиров.В 30-х годах мы записали у тубаларов рассказ о том,что на Хемчике среди тувинцев живут потомки алтайских тубаларов,причем в предании также говорится о ссоре братьев из-за кобыльего молока. Содержание рассказа таково. Один тубалар поссорился с братом из-за кобыльего молока и решил уехать на Хемчик. Уезжая, он сказал:

 

Өлө пийнын сүтүнiн өргөшкен,                                                        Из-за молока пеганой кобылы осердился,

Ала пийнын сүтүнiн ачтышкан                                                         Из-за молока пестрой кобылы поссорился.

 

Поэтому алтайские тубалары считают,что среди настоящихсойон (чын-сойон)появились еще туба-сойон(Эти сведения записаны нами в 1935 г. в селении Пуучак, Чойского аймака Горно-Алтайской Автономной области от П.И.Тодыжекова сеока Ялан).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тувинцы из племени Монгуш

 

 

Монгуш. Родо-племенная группа монгуш была представлена двумя сумонами : Монгуш(или Ак-Монгуш) и Кара-Монгуш в Хемчикском хошуне.Нам назвали (в б. Сут-Хольском районе)первый сумон, как более многочисленный,Улуг-Монгуш.Кара-Монгуш кочевали по верхнему течению Хемчика, по р.Алашу,по Чаа-Холю в количестве 244 юрт,по Ермолаеву, и 187 юрт, по официальной статистике.Ак-Монгуш занимали места по рекам Аку и Шемы(правый приток Хемчика).Их,по Ермолаеву,было 694 юрты, а по официальным сведениям - 815 юрт(В.И.Дулов,Пережитки общинно-родового строя,стр. 6.).По нашим полевым материалам,собранным в местах проживания монгушей, Ак-Монгуш еще в начале нашего столетия кочевали вместе с арбаном дербетов,по р.Аянгаты (в басссейне правобережья верхнего течения Хемчика).По р. Тас-Булун(так называется рукав р.Ак в Сут-Хольском районе)находились Улуг-Монгуш, которые считали себя кровными родственниками с Ак-Монгушами и Кара-Монгушами. Г.Н.Потанин отметил монгушей(под названием монгош)в Холь-сумоне в районе оз.Тере-Холь(Г.Н.Потанин,Очерки Северо-Западной Монголии,т. IV, стр.). Нами отмечено проживание
монгушей в б.колхозе Ишкина в количестве 300 человек.

 

Потапов А.П. Очерки народного быта тувинцев. М.: Наука, 1969. 404 с.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тувинцы из племени Сарыг или Сарыглар(мн.число)

 

 

Сарыг или сарыглар(мн. число) - это название тувинцев,входивших в одноименный сумон Бээзи-хошуна,насчитывающий 210 юрт по А.П.Ермолаеву(В.И.Дулов,Пережитки общинно-родового строя, стр. 61).Сумон кочевал в бассейне Хемчика(по рекам Ак,Барлык,Чиргакы,Алаш).Сарыг как сеок (род) имеется у алтайцев и у хакасов.

 

Потапов А.П. Очерки народного быта тувинцев. М.: Наука, 1969. 404 с.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Алтайские тувинцы

 

 

Алтайские тувинцы(алтайские урянхайцы).В заключение мы коротко расскажем(поскольку в нашем распоряжении мало данных)о современном расселении алтайских тувинцев,проживающих в Монгольском Алтае и в пределах Монгольской Народной Республики.Они расселены по Монгольскому Алтаю от верховьев р.Кобдо до верховьев р. Булган,соседя на юге с торгитами,а на востоке с захчинами.Говоряг они по-монгольски,усвоили монгольскую культуру и быт, но в своих обрядах и обычаях сохраняют особые
черты,отличные от монгольских и,вероятно,оставшиеся у них от своей самобытной старинной культуры и быта.К сожалению,в течение примерно ста лет у алтайских урянхайцев не было исследователей,особенно этнографов,что весьма отрицательно сказалось на выяснении их исторического прошлого и современного состояния. Известно,что в составе алтайских урянхайцев в верховьях Кобдо проживает группа тувинцев,именуемая окружающим населением урянхайцами-мончак.Эта группа в какой-то степени сохранила свой родной тувинский(тюркский)язык.В свое время она была отмечена Г.Н.Потаниным под названием «кукчулутуны»(в настоящее время называет себя сойан).Тувинцы,именовавшие себя во времена Потанина тува и соин,смешиваются теперь с казахами и монголами,испытывая на себе влияние их языков и культуры.Кроме упомянутых алтайских тувинцев в Монгольской Народной Республике в настоящее время живут еще тувинцы,происходившие из района Хубсугула,в современном Хубсугульском аймаке,из сумона Чандман-ундэр.Численность их составляет около 5 тыс.человек.Говорят они только по-монгольски.Их предки тувинцы-дархаты входили в состав шабинаров, т.е.в ведомство Шабинского кутухты,которому они платили подати.Наконец,среди дархатов Хубсугульского аймака имеется маленькая группа(200 человек),называемая монголами,по хозяйственному занятию - цаатан,т.е.оленеводы (цаа - олень).Это тоджинцы - выходцы из Северо-Восточной Тувы.Они еще не утратили свой тувинский язык, хотя говорят по-дархатски(по-монгольски) и постепенно сливаются с дархатами.Сами себя они называют будто бы уйгурами,а свой язык уйгурским.Последнее обстоятельство
было отмечено в дореволюционной научной литературе,например Г.Н.Потаниным,который заметил,что монголоязычные дархаты называли язык косогольских урянхайцев-тувинцев уйгурским(Г.Н.Потанин,Очерки Северо-Западной Монголии т IV стр. 13.).

 

Потапов А.П. Очерки народного быта тувинцев. М.: Наука, 1969. 404 с.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Потапов А.П. Очерки народного быта тувинцев. М.: Наука, 1969. 404 с.

Скачать pdf (13.6 Mb), распознанный текст doxc (0.6 Mb) можно в:

https://vk.com/turkrenessans?w=wall-80507835_7210

Уважаемый Туран!Спасибо большое за книгу и выражаю свою Оочень большую благодарность!Познавательно,а главное узнал ответы на многие меня интересующие вопросы..Полностью не прочитал,так как нету столько свободного времени..Прочитал только первые две главы(Исторические сведения о тувинских племенах XVII—XVIII вв. и Этнический состав и расселение тувинцев в XIX и начале XX в.)..Про племя Кыргыс написано много,а вот про племя Монгуш(который тоже интересовал) написано мало(хотел узнать этногенез этого племени).. :qyrgyz_new::kg2:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Самое многочисленное это род Монгуш, потом ооржак, соян, кыргыз и т д. А вот слово Хоодай не разобрался, что за слово не могу понять. На счет села маады пока у меня сведений нет, но  по созвучию я думаю связь есть, т.к. этот род у нас  живут предгорьях саяна, и скорей всего вы осведомлены что минусинская котловина это исконные земли енисейских кыргызов, и скорей всего часть маады откочевала с вами в Тан шан. В эрзинском кожууне самые многочисленный род скорей всего кыргыс, как и улуг-хемском кожууне.

Уважаемый Эр-Суге,наконец-то разобрался со словом Хоодай..Можете прочитать чуть выше про тувинские племена Кыргыс,там внизу синим цветом обведен текст,где упоминается Хоодай и Үстүг.. :qyrgyz_new:

Изменено пользователем АксКерБорж
Цензура искажения никнейма собеседника
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У казахов и у якутов тоже "уранхай", но не "урянхай". Якуты называют себя "ураанхай сахалар", а казахи словом "ұранқай" называют своих соседей - алтайских уранхаев, а также разновидность юрты.

топонимические дополнения:

1. Иркутская область, Нижнеудинский район, к востоку и северо-востоку от села Алыгджер (Алгы чер, тув.; означает "широкое место [в расширении долины] р. Уда") - ее левые притоки Верхний Урангай и Нижний Урангай.
 
2. Казахстан, в 10 км к югу от г. Усть-Каменогорск находится устье реки, называемой: Уранхай, на другой карте - Уранкай, на фотке туриста в Гугл-Планета - р. Урунхайка.
 
3. Казахстан, восточный берег оз. Маркаколь - населенный пункт Уранхай, или, на другой карте - речка и село Урунхайка.
 
4. Также известно село Урангай на юге Казахстана 
 
5. Уренгой = Уранхай?
 
Часть топонимов, возможно, имеет вторичный характер: переселенцы назвали новое местожительство в память о бывшей родине.
 
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ув. Туран, на западной стороне Алтая, в пределах Казахстана, а также в пределах Китая, но тоже населенного казахами, не мало топонимов "Уранхай". И не только, но и здесь же проживают сами западно-алтайские уранхаи, которые нынче живут в гористых и лесных местностях близ Черного Иртыша (в ВКО Казахстана их не осталось). Местные казахи их называют Көк моншак или просто Моншак, сами они себя называют тывалар. 

 

Именно с этими уранхаями по моим выкладкам я твердо отождествляют уранхаев времен Чингизхана, которым было поручено охранять захоронение первых великих ханов, в том числе и самого Чингизхана - Екэ-урук. Месторасположение которого по моим выкладкам с точностью совпадает с верховьями Иртыша и с местами обитания западных уранхаев! Они вместе с казахами кереями и меркитами являются автохтонами этих мест. 

 

Есть такой экспедиционный труд "Тувинцы СУАР Китая по материалам этнографической экспедиции в СУАР Китая" тувинских исследователей Е.В.Айыжы и А.А.Конгу.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Прошу прощения и жутко извиняюсь у Эр-Суге за случайное искажения его никнейма.Видимо произошло опечатка,которую я не заметил.И хочу добавить,что это произошло НЕ преднамеренно,и случайно.И постараюсь впредь быть внимательным!

P.S.Кстати,где я пропустил или вписал лишнюю букву?Самому интересно :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ув. Туран, на западной стороне Алтая, в пределах Казахстана, а также в пределах Китая, но тоже населенного казахами, не мало топонимов "Уранхай". И не только, но и здесь же проживают сами западно-алтайские уранхаи, которые нынче живут в гористых и лесных местностях близ Черного Иртыша (в ВКО Казахстана их не осталось). Местные казахи их называют Көк моншак или просто Моншак, сами они себя называют тывалар. 

 

Именно с этими уранхаями по моим выкладкам я твердо отождествляют уранхаев времен Чингизхана, которым было поручено охранять захоронение первых великих ханов, в том числе и самого Чингизхана - Екэ-урук. Месторасположение которого по моим выкладкам с точностью совпадает с верховьями Иртыша и с местами обитания западных уранхаев! Они вместе с казахами кереями и меркитами являются автохтонами этих мест. 

 

Есть такой экспедиционный труд "Тувинцы СУАР Китая по материалам этнографической экспедиции в СУАР Китая" тувинских исследователей Е.В.Айыжы и А.А.Конгу.

 

Ув. АксКерБорж, название "мончак" отражает видимо их привычку носить шейные повязки (мончар - ошейник [например, телят], мончук - наросты на коже в области шеи у скота); по словам моего дяди, там же были известны группы тувинцев, которых называли "сарыг аржыыл" и "кызыл аржыыл", они носили красные и желтые шейные платки для того, чтобы отличаться в бою. Сарыг аржыылы и кызыл аржыылы воевали в войне, которые называли "кара таакпы дайыны" (война [из-за] черного табака, т.е. наркотика, видимо - конопли). Он также говорит, что противник приходил из Запада, ему нужны были земли, где растет наркотическое сырье, а местные жители рассматривали это как посягательство на их земли, потому и воевали. Полагаю, местные - это те же мончаки, которых также называли кызыл- и сарыг аржыылы.

 

Ремарка о цитате из статьи Айыжы, Конгу: "этногенез и этническая история тувинцев (в частности, тувинцев России) изучена достаточно хорошо".

Это не соответствует действительности, хотя надо отметить, что господствующая парадигма в этой области - тувинцы это сравнительно молодой этнос. 

По моему твердому убеждению тувинцы не являются продуктом смешения разных этносов. Миграция в Туву имела место, но она не была сопоставима с волнами переселения из Тувы, которые происходили из-за перенаселения и нехватки земель для скота. Это прекратилось после геноцида маньчжуров, уничтоживших около 10 млн. человек. "Акан ханны кудар болза Алгый хөлден сыыгавас, өлген сөөктү чыыр болза, Өлчейтиден чавызавас" (тув. народная поговорка: если собрать пролившуюся кровь, ее меньше Алгый-хөла (оз. Хадын) не будет, если собрать кости убитых, ниже горы Олчейти не будет).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ув. АксКерБорж, название "мончак" отражает видимо их привычку носить шейные повязки (мончар - ошейник [например, телят], мончук - наросты на коже в области шеи у скота); 

 

Чуть отойду в сторону от темы. На казахском, да и на других тюркских языках "моншакь ~ мончаг ~ мунчуг ~ бунчаг ~ бунчук" это "бусы", "ожерелье", а также "бунчук" как символ власти из конского хвоста. У нас еще говорят: "көз жасы моншақ-моншақ боп ақты" - слёзы текли крупными каплями.

 

Юзер Shahan постоянно сокрушался, что он вынужден метать передо мной моншак.  :ozbek:

 

0001678c922b.jpg

 

5ff22cf09faa.jpg

 

Ремарка о цитате из статьи Айыжы, Конгу: "этногенез и этническая история тувинцев (в частности, тувинцев России) изучена достаточно хорошо".

Это не соответствует действительности, хотя господствующая парадигма в этой области - тувинцы это сравнительно молодой этнос. 

 

Поддерживаю в полной мере. По-моему, тувинцы уникальный этнос.
 

По моему твердому убеждению тувинцы не являются продуктом смешения разных этносов. 

 

Тоже так считаю, потому что обособленная жизнь в районах, занятых исконно тувинцами (западно-алтайскими и восточными саянскими) исключала сюда миграции и смешения. Имхо, исключение составляет сильное монгольское влияние начиная с 17 века.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...