Перейти к содержанию
Гость Rasul

Тувинцы

Рекомендуемые сообщения

  • Admin

Ув. АКБ — а что доказывать по тюркам? Что их погребальные/поминальные комплексы находятся на Орхоне? Наверное их стелы туда принесли с запада, чтобы обмануть всех? Получается и тюрки тоже жили гораздо западнее, и все что пишут историки - блеф? Что тюркский Отукен находился на самом деле в Вост. Казахстане.

 

И не надо так категорично писать по кыргызам, я Вам привел две надписи - алтайскую и монгольскую — может Вы приведете тяньшанские надписи кыргызов? Есть версия о том, что до Енисея кыргызы жили в Вост. Туркестане, но это север Джунгарии, восточный Тянь-Шань - почти уже южный Алтай. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Амыр-Менди! Все таки перевел немножко неправильно. Да чангыс это единственный, единственной стрелы не жалко. А один у нас бир. Еще вот такие интересные поговорки "Чыда өлүр чылан эвес" прямой перевод Я не змея которая умирает лежа, смысл "Никогда не сдавайся, хоть умирая вставай. "Кижи кырыза-даа, өжээн кырывас", на русский "Человек стареет, а месть не стареет" , өлүмге өлүм, дидимге дидим, по русски смерти смерть, храбрости храбрость, эти поговорки наших предков Таңды Уранхайцев. 

 

Ув. Эр-Суге, да чего же похожи наши языки!

 

"Джаңғыз" у нас тоже имеет значение "единственная, единственный" (по литературному пишется как "жаңғыз"). Возглас "джаңғызым!" означает "Единственный мой!".

 

А приведенные вами пословицы на казахском звучат практически также и с тем же смыслом:

 

"Джата өлөр джылан емеспін" (по литературному пишется: "жата өлер жылан емеспін").

Единственное различие у нас добавляются аффиксы сказуемости "-мын/-мін", "-бын/-бін", "-пын/-пін", в данном случае в первом лице и единственном числе "-пін" (емес + пін). 

 

"Кісі қажысада өші қажымайды".

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ув. АКБ — а что доказывать по тюркам? Что их погребальные/поминальные комплексы находятся на Орхоне? Наверное их стелы туда принесли с запада, чтобы обмануть всех? Получается и тюрки тоже жили гораздо западнее, и все что пишут историки - блеф? Что тюркский Отукен находился на самом деле в Вост. Казахстане.

 

И не надо так категорично писать по кыргызам, я Вам привел две надписи - алтайскую и монгольскую — может Вы приведете тяньшанские надписи кыргызов? Есть версия о том, что до Енисея кыргызы жили в Вост. Туркестане, но это север Джунгарии, восточный Тянь-Шань - почти уже южный Алтай. 

 

Да, ув. Рустам, я считаю, что все мы доверяли услышанному/прочитанному бесспорно даже не пытаясь перепроверить их, но когда я кинулся, то выяснилось, что доказательств того, что административные центры тюркских каганатов, сменявших один другого (Отюкен, Карабалгасун-Ордабалык-Каракорум) располагались на Хангае и Орхоне, собственно не существует!

А имеющиеся доказательства говорят совсем о другом регионе - о юго-западной стороне Алтая вплоть до Бешбалыка.

 

Обнаружение же каменных стелл восточнее Алтая, на Орхоне и Енисее, такому раскладу центра государственности никак не противоречат. Каганат был большой. ;)   

 

И я не писал про Отюкен в Восточном Казахстане. Я писал, что согласно письменным источникам легендарный тюркский Отюкен - это горные районы юго-западного Алтая, поросшие густой черной тайгой и пронизанные обильем рек и озер, то есть райский уголок земли.

 

Кстати ваши слова про кыргызов на севере Джунгарии и южном Алтае полностью совпадают с моей локализацией центра!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Еще одно интересное про Туву. Есть у нас два озера, одно находиться возле села Кунгуртуг, называется Тере-Хөл. На этой озере, остров, на острове крепость старая, называется по современному Пор-Бажын. По исследованием, это летняя ставка Бумын Кагана, второе озеро находится тоже недалеко, но только возле села Эрзин и называется Төре-Хөл (родовое озеро) может древнетюркское тере, изменился слегка на төре в эпоху Чингис-Хаана.  От этого озера видны горы Хаан-Көгей, мои предки кочевали на этих горах. Теперь это территория Монголии. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Отюкен в татарских степях,вблизи уйгура,т.е.выше у М.Кашгари это позднее переомысление,перенесение родной топонимики на заселенные места.

Ув. Murat, это только ваше мнение или у вас есть тому доказательства?

Я же привел карту, пояснение из словаря, свидетельства из письменных источников и многое другое, как здесь, так и в других темах и вопросах.

И все таки как трудно перебороть предубеждения, которые правят многими из нас и неизвестно сколько будут владеть нашими умами. О чем я? Сейчас о предубеждении уважаемого Murat'a, что мол легендарный тюркский Отюкен, как впрочем и Карабалгасун-Ордабалык-Каракорум, обязательно должен был находиться на Хангае, в Халхе. О предубеждении, согласно которому центр тюркской государственности находился на Хангае, но потом мигрировал через Алтай на запад. :(

Предубеждения, когда к черту письменные доказательства и факты, главное, что ТАК ПРИНЯТО СЧИТАТЬ, а кто пытается пересмотреть это, тот ФОЛЬК. :osman6ue:

Поэтому вам хоть тысячу доказательств приводи, вы будете все равно утверждать свое, вернее не свое, а чужое навязанное бездоказательное мнение. Ради бога, считайте по своему. :)

Уважаемый АКБ, я бы Вам порекомендовал, собственной персоной посетить Вами так нелюбимую территорию современной Халхии и соответсвенно смежную с ней территорию Тывы и воочию посмотреть пощупать все, что здесь осталось от тех славных времен наших родных Каганатов: каменные изваяния, рунику, тамги, крепость Пор-Пажын курганы и т.д. и хоть немножко усомниться в вашей западной теории

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Еще одно интересное про Туву. Есть у нас два озера, одно находиться возле села Кунгуртуг, называется Тере-Хөл. На этой озере, остров, на острове крепость старая, называется по современному Пор-Бажын. По исследованием, это летняя ставка Бумын Кагана, второе озеро находится тоже недалеко, но только возле села Эрзин и называется Төре-Хөл (родовое озеро) может древнетюркское тере, изменился слегка на төре в эпоху Чингис-Хаана. От этого озера видны горы Хаан-Көгей, мои предки кочевали на этих горах. Теперь это территория Монголии.

Крепость это не тюркского Бумын-кагана, а уйгурского Моюнчура.

Озеро Төре-хөл от монгольского Дөрөө-нуур (дөрөө по-тувински эзеңги стремя), а не слова төре.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Еще одно интересное про Туву. Есть у нас два озера, одно находиться возле села Кунгуртуг, называется Тере-Хөл. На этой озере, остров, на острове крепость старая, называется по современному Пор-Бажын. По исследованием, это летняя ставка Бумын Кагана, второе озеро находится тоже недалеко, но только возле села Эрзин и называется Төре-Хөл (родовое озеро) может древнетюркское тере, изменился слегка на төре в эпоху Чингис-Хаана. От этого озера видны горы Хаан-Көгей, мои предки кочевали на этих горах. Теперь это территория Монголии.

Крепость это не тюркского Бумын-кагана, а уйгурского Моюнчура.

Озеро Төре-хөл от монгольского Дөрөө-нуур (дөрөө по-тувински эзеңги стремя), а не слова төре.

 

Принимаю, спутал Бильге кагана с Бумын каганом. В отношении дөрөө, у меня сомнения. Как я знаю, мои родственники кочевали все время с  правой стороны, и некоторые с левой стороны. Но чтобы они говорили так, не помню. Это скорей всего версия халхов, чтоб притязание делать на наши озера. Также у них нет слово обозначающий род Төре и от этого слова, только есть слово төрейн  государство.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый АКБ, я бы Вам порекомендовал, собственной персоной посетить Вами так нелюбимую территорию современной Халхии и соответсвенно смежную с ней территорию Тывы и воочию посмотреть пощупать все, что здесь осталось от тех славных времен наших родных Каганатов: каменные изваяния, рунику, тамги, крепость Пор-Пажын курганы и т.д. и хоть немножко усомниться в вашей западной теории

 

Приветствую вас, ув. Ulug Dongak oglu Tyva, давненько вас не слышал. Амыр-менди! 

 

Спасибо за рекомендации, но вы глубоко ошибаетесь во мне и пишите чушь. С чего вы взяли что я не люблю Халху и Саяны? 

 

Повторяю сотый раз, вам и другим своим оппонентам, я сужу и делаю выводы не по артефактам (эпитафиям, развалинам крепостей и городов, курганам и прочему), а исключительно по данным письменных источников! 

 

К примеру, западный Алтай в районе верховий Иртыша, Урумчи и Бешбалыка еще богаче на подобные артефакты (существует однако проблема недоступности к ним из-за известной политики КНР), но я в отличие от вас не по ним сужу, а по документальным известиям.

 

Поэтому попрошу вас в таком тоне со мной больше не вести диалог. Если у вас есть конкретные доказательства того, что крепость на озере Тере-Хөл (Пор-Бажын) принадлежала тогузогузскому (уйгурскому) Моюнчуру, то выкладывайте, а если у вас ничего нет, то зачем здесь эмоции? Хе-хе, пока пытался разубедить в предубеждениях одних появляется другой и давай меня тем же и по тому же месту.  :)

 

Кстати, я свою позицию по возможности обосновал ранее. Повторяю, что местонахождение каменных стелл - эпитафий вовсе не означает, что они обнаружены на месте столицы тюркских каганатов. И кто вообще до такого додумался? Так можно считать только в том случае, если на них была бы надпись, что мол "... эпитафия в честь того-то того-то установлена рядом, типа в 5-6 км., от Карабалгасуна".   :osman6ue: Есть такие строчки?  ;)

 

Есть масса источников, по которым можно почти с достоверностью установить месторасположения столицы тогузогузов и маршрут к нему.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

От наследия Чингис-Хаана. Великий обычай йусун по Рашид-Ад-Дину, у нас йозу по литературному, можно йосу, и от этого изречение, "йозулуг кижи", переводится как правильный настоящий человек. "Йозу сагыыр кижи", человек соблюдающий обычаи. Яса, по нашему чазак (часак), и от этого изречение, "чазактан эрткен чуве бар эвес" Ничего нет выше закона, или превыше всего закон.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

От наследия Чингис-Хаана, в современном администрировании дарга- начальник или чиновник, сайыд-министр.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На казахском языке даруға - повелитель, правитель.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кур-Пояс....., я думаю это один из самых святых и дорогих вещей в жизни Тувинцев (Танды Уранхайцев) да и других кочевников, поясу особое отношение было в древнетюркское время. В древнетюркских текстах есть такие слова "жители мира опоясали свою поясницу поясам счастья" "меня опоясали надежды и благополучия" "ты теперь повязал себе пояс счастья" и т.д. 

Также пояса держит юрту, внутренние и наружные. В старину аал ставили в круг, как пояс. Может от этого слова вышли Хурал-пояс аала, для решения вопросов внутри рода. Курилдай-пояс народа, для решения вопросов народа. Куруне-государство, переводится как бесценный пояс, ведь земля и ее границы нерушимы. Вот такое мнение!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что означает "Амыр-менди"?

По-казахски "Армысын"?

Мир вам и благополучия-примерно так. Амрыл на древнетюркском спокойствие, когда мы спрашиваем амырла бе- мы подразумеваем что у вас все спокойно мирно-ли. А когда спрашиваем мендиле бе- мы подразумеваем что у вас все целы и благополучны-ли. И от этого такое приветствие. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Что означает "Амыр-менди"?

По-казахски "Армысын"?

Мир вам и благополучия-примерно так. Амрыл на древнетюркском спокойствие, когда мы спрашиваем амырла бе, мы подразумеваем что у вас все спокойно мирно-ли. А когда спрашиваем мендиле бе, мы подразумеваем что у вас все целы и благополучны-ли. И от этого такое приветствие. 

у нас говорят "Армысын, аз-Наурыз!", когда приветствуют пришедший новый год по-казахски

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что означает "Амыр-менди"?

По-казахски "Армысын"?

 

Вероятнее всего тывинское "амыр-менди" соответствует казахскому ответному приветствию на приветствие-вопрос "амансыз ба?", ответ - "аман-есен", что означает живы-здоровы, целы-невредимы и благополучны.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сат Бурзекей. В бою за Сурмичи 11 пулеметчиков во главе с командиром пулеметного взвода гвардии старший лейтенантом Сат Бурзекеем повторили героический подвиг панфиловцев. Попав в окружение, тувинские гвардейцы ни на шаг не отступили и погибли героической смертью, оставив на поле боя более полутора сотен убитых гитлеровцев. Пулеметчики похоронены на Братском кладбище в селе Деражно, под городом Ровно.

 

С убийцами фашистскими

Сражаются как львы,

Гвардейцы – пулеметчики,

Ребята из Тувы.

И слава их бессмертная

Домчится до Саян…

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Амыр-Менди! Спасибо! классный клип, на народную песню Тувинцев "Конгурей" Эта песня отражает нелегкую судьбу нашего народа, пережитую когда-то. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Амыр-Менди! Спасибо! классный клип, на народную песню Тувинцев "Конгурей" Эта песня отражает нелегкую судьбу нашего народа, пережитую когда-то. 

 

Амар мэнд.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сегодня по каналу "Моя планета" в разное время показывали 2 интересных фильма про тывинцев, один про тоджинцев оленеводов, другой про тывинцев сарлыководов. Природа красивая, но мне показалась очень суровой по сравнению с нашей, причем много мошки. Народ добрый и гостеприимный.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...