Перейти к содержанию
Гость Rasul

Тувинцы

Рекомендуемые сообщения

 

 

 

 

А где располагается Отуген-тайга

Тожу, это район находится на севере восточной стороны Тувы.

 

напоминает легендарную ӨТҮКӘН ЙЫШ из Орхонских памятников-Отюкенская чернь

 

Интересная поговорка Тувинцев тоджинцев; Чангыс ок  харам эвес, отуген тайга ыытаар эвес.

Перевод-одной стрелы (патрона) не жалко, отуген тайга не сдаст.

 

 

 

 

 

А где располагается Отуген-тайга

Тожу, это район находится на севере восточной стороны Тувы.

 

напоминает легендарную ӨТҮКӘН ЙЫШ из Орхонских памятников-Отюкенская чернь

 

Интересная поговорка Тувинцев тоджинцев; Чангыс ок  харам эвес, отуген тайга ыытаар эвес.

Перевод-одной стрелы (патрона) не жалко, отуген тайга не сдаст.

 

"харам"-арабизм,откуда это у тувинцев? :blink:

 

Это не арабизм собственно тывинское слово, может быть монголизм.

харам - скупость, скупой.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В казахском это тюркская лексема "саран", а арабское "харам" в казахском языке всегда звучало как "арам", это нынче по велению времени изменилась фонетика под арабское звучание).  

 

А тывинская пословица "Чангыс ок харам эвес, отуген тайга ыытар эвес" практически один в один на казахском языке, как фонетически, так и по смыслу:

 

"Джаңғыз оқ сараң емес, ну тағы джылатар емес" (букв: пожалеть единственную стрелу не скупость [не жалко], дикая [таежная] тайга да не доведет до горя). 

 

:asker28it:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

А где располагается Отуген-тайга

 

Тожу, это район находится на севере восточной стороны Тувы.

 

напоминает легендарную ӨТҮКӘН ЙЫШ из Орхонских памятников-Отюкенская чернь

 

Нам втолковывали что легендарный тюркский Отюкен это мол горная тайга на склонах Хангая в центральной Монголии или, как считает ув. Эр-Суге, на границе Тывы и Иркутской области. 

 

Но исторические документы опровергают такие мнения!

 

На карте Махмуда Кашгари легендарный тюркский Отюкен отмечен в верховьях Иртыша чуть севернее Беш-балыка, т.е. "Отюкенская чернь" (у Махмуда "Öteken jis") - это густая тайга на западных склонах Алтая, чуть севернее современного Урумчи!

 

У него же в "Диван лугат ат-Тюрк": «Öteken – название местности в Татарских степях вблизи Уйгур». При этом на его карте Татарские степи расположены в верховьях Или или в северной части географической равнинной Джунгарии, а страна уйгуров отмечена близ Кочо южнее Беш-балыка, т.е. вблизи или тоже в географической Джунгарии.

 

Хангай или Саяны под такие описания никак не подходят!

 

 

И самое главное, что все это неспроста, это опять же четко вписывается в мою версию о существующей в науке искаженной географической локализации племен-народов-каганатов-столиц преемниц, а именно, государства тогуз-огузов или Уйгурского каганата, Кыргызского каганато, татарских племен (найманов, керейтов, меркитов, джалаиров, кунгиратов и прочих, Монгулистана (или Монголии Чингизхана), как минимум их политического, государственного и административного центра, Кара-балгасуна/Орда-балыка/Кара-корума.

 

Вопреки письменным источникам вместо казахско-китайского приграничья и СУАР КНР (равнинной Джунгарии) эти правопреемники локализуются в Забайкалье и в центральной Монголии. 

 

Короче, как говорил Лев Николаевич Гумилев, одни предубеждения!!! которые воспринимались и пока воспринимаются практически всеми без каких-либо существующих доказательств, по привычке, бесспорно доверяя существующим аксиомам.  ;) 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В казахском это тюркская лексема "саран", а арабское "харам" в казахском языке всегда звучало как "арам", это нынче по велению времени изменилась фонетика под арабское звучание).  

 

А пословица тывинская пословица "Чангыс ок харам эвес, отуген тайга ыытар эвес" практически один в один на казахском языке, как фонетически, так и по смыслу:

 

"Джаңғыз оқ сараң емес, ну тағы джылатар емес" (букв: пожалеть единственную стрелу не скупость [не жалко], дикая [таежная] тайга да не доведет до горя). 

 

:asker28it:

Казахи говорят "жалгыз" - один, единственный.

И также в казахском нет буквы "дж".

 

Также в казахском нету слова "джылатар", может АКБ имел виду "жылату" - доводить до слез, заставить плакать?

 

буквальный перевод:

"Чангыс ок харам эвес, отуген тайга ыытаар эвес" - Одной стрелы не жалко, өтүгэн тайга не молвит.

(ыытаар - сдавать звук, ыытаар эвес - не сдаст звука, не молвит)

 

PS: тағы - это не тайга, слово тайга на казахском тоже "тайга".

Изменено пользователем enhd
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Казахи говорят "жалгыз" - один, единственный.

И также в казахском нет буквы "дж".

 

Вы правы, в существующем алфавите на кириллице у нас буква "Ж", однако в действительности ряд букв алфавита не соответствует фонетике языка, потому что, по моему, он создавался на базе только одного региона (южного) и, соответственно, его говора, в котором нет аффрикаты.

 

В открытой мной теме про казахский язык я отмечал существующие проблемы, они касаются несоответствия кириллических знаков Ж, Ы, Х, І народной огласовке. 

 

В действительности у нас, а это регионы севера, северо-востока и востока республики, а также приграничных районов России (юго-западная Сибирь, степной и горный Алтай), КНР (СУАР) и Монголии (Баян-Ульгий и Кобда) налицо аффриката "ДьЖ" (гортанный, слитный, звонкий, зубной звук). Тут и к гадалке не ходи.  ;) 

 

До того, как столица Казахстана переехала с севера на юг, из Оренбурга в Кызылорду, а потом в Алматы, и алфавит был другой (арабица и позже латиница "Jj" на основе наших говоров). Ведь неспроста в период с 19 века по первую половину 20 века русские писали и произносили казахские слова обязательно с аффрикатой "дьж" - Джамбул, Джанибек, Джезказган, Джетысу, Джетыгара и т.д.

 

По сути казахская "ж" в корне отличается от русского "ж", в казахском это звук, более близкий по своему звучанию примерно к комбинации "дьж", т.е. это специфический звук, а потому в алфавите он должен был обозначаться по другому, чем обычная "ж".

 

Потому что все наши братья соседи тоже близки в этом - кыргызы, алтайцы, хакасы, тывинцы, сахалар, у кого-то переходит в "Ч", или у сахалар в "ДЬЖ" и т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Также в казахском нету слова "джылатар", может АКБ имел виду "жылату" - доводить до слез, заставить плакать?

буквальный перевод:

"Чангыс ок харам эвес, отуген тайга ыытаар эвес" - Одной стрелы не жалко, өтүгэн тайга не молвит.

(ыытаар - сдавать звук, ыытаар эвес - не сдаст звука, не молвит)

PS: тағы - это не тайга, слово тайга на казахском тоже "тайга".

 

Да, и в этом вы правы. Я имел в виду "жылатар". Но раз вы уточняете Эр-Суге ("не сдаст"), что это "издавать звуки", то и я поправлю свой вариант.  :)

 

И "тағы" это не "тайга", "тағы" это "дикая", а "ну" это "дремучая, непроходимая". Предполагаю, что казахская "тағы", монгольская "тахъ" и саяно-тюркская "тайғы" родственные слова.  

 

Итак:

 

"Джаңғыз оқ сараң емес, ну та(й)ғы үн берер емес"  :az1: 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я же говорил не знает своего собственного языка.

 

Это у вас "собственный язык" а у нас "язык матери" (ана тілі).  :osman6ue:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Казахи говорят "жалгыз" - один, единственный.

И также в казахском нет буквы "дж".

 

Вы правы, в существующем алфавите на кириллице у нас буква "Ж", однако в действительности ряд букв алфавита не соответствует фонетике языка, потому что, по моему, он создавался на базе только одного региона (южного) и, соответственно, его говора, в котором нет аффрикаты.

 

В открытой мной теме про казахский язык я отмечал существующие проблемы, они касаются несоответствия кириллических знаков Ж, Ы, Х, І народной огласовке. 

 

В действительности у нас, а это регионы севера, северо-востока и востока республики, а также приграничных районов России (юго-западная Сибирь, степной и горный Алтай), КНР (СУАР) и Монголии (Баян-Ульгий и Кобда) налицо аффриката "ДьЖ" (гортанный, слитный, звонкий, зубной звук). Тут и к гадалке не ходи.  ;) 

 

До того, как столица Казахстана переехала с севера на юг, из Оренбурга в Кызылорду, а потом в Алматы, и алфавит был другой (арабица и позже латиница "Jj" на основе наших говоров). Ведь неспроста в период с 19 века по первую половину 20 века русские писали и произносили казахские слова обязательно с аффрикатой "дьж" - Джамбул, Джанибек, Джезказган, Джетысу, Джетыгара и т.д.

 

По сути казахская "ж" в корне отличается от русского "ж", в казахском это звук, более близкий по своему звучанию примерно к комбинации "дьж", т.е. это специфический звук, а потому в алфавите он должен был обозначаться по другому, чем обычная "ж".

 

Потому что все наши братья соседи тоже близки в этом - кыргызы, алтайцы, хакасы, тывинцы, сахалар, у кого-то переходит в "Ч", или у сахалар в "ДЬЖ" и т.д.

 

казахский "ж" как раз созвучен с русским "ж", и у казахов вообще нет "дж"  это явно.

У синьзцянских и монгольских казахов выражается "дж" в языке это влияние окружающих народов монголов, тывинцев и киргизов.

И ещё одно казахи - это смешение многих народов и поэтому алтайские тюрки в составе их могли бы сохранить звук "дж" и после слияния/ассимиляции с казахами/кипчаками.   

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Также в казахском нету слова "джылатар", может АКБ имел виду "жылату" - доводить до слез, заставить плакать?

буквальный перевод:

"Чангыс ок харам эвес, отуген тайга ыытаар эвес" - Одной стрелы не жалко, өтүгэн тайга не молвит.

(ыытаар - сдавать звук, ыытаар эвес - не сдаст звука, не молвит)

PS: тағы - это не тайга, слово тайга на казахском тоже "тайга".

 

Да, и в этом вы правы. Я имел в виду "жылатар". Но раз вы уточняете Эр-Суге ("не сдаст"), что это "издавать звуки", то и я поправлю свой вариант.  :)

 

И "тағы" это не "тайга", "тағы" это "дикая", а "ну" это "дремучая, непроходимая". Предполагаю, что казахская "тағы", монгольская "тахъ" и саяно-тюркская "тайғы" родственные слова.  

 

Итак:

 

"Джаңғыз оқ сараң емес, ну та(й)ғы үн берер емес"  :az1: 

 

Ещё раз говорю в казахском языке нет слова в помине "джангыз" или "жангыз", а только "жалгыз". :)

 

И ещё не "тағы" и не "та(й)ғы", а именно "тайга".

Уловите разницу, дорогой.

 

Думаю что этот слово "тағы" собственно тюркское???? Очень сомневаюсь!!!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Казахи говорят "жалгыз" - один, единственный.

И также в казахском нет буквы "дж".

 

Вы правы, в существующем алфавите на кириллице у нас буква "Ж", однако в действительности ряд букв алфавита не соответствует фонетике языка, потому что, по моему, он создавался на базе только одного региона (южного) и, соответственно, его говора, в котором нет аффрикаты.

 

В открытой мной теме про казахский язык я отмечал существующие проблемы, они касаются несоответствия кириллических знаков Ж, Ы, Х, І народной огласовке. 

 

В действительности у нас, а это регионы севера, северо-востока и востока республики, а также приграничных районов России (юго-западная Сибирь, степной и горный Алтай), КНР (СУАР) и Монголии (Баян-Ульгий и Кобда) налицо аффриката "ДьЖ" (гортанный, слитный, звонкий, зубной звук). Тут и к гадалке не ходи.  ;) 

 

До того, как столица Казахстана переехала с севера на юг, из Оренбурга в Кызылорду, а потом в Алматы, и алфавит был другой (арабица и позже латиница "Jj" на основе наших говоров). Ведь неспроста в период с 19 века по первую половину 20 века русские писали и произносили казахские слова обязательно с аффрикатой "дьж" - Джамбул, Джанибек, Джезказган, Джетысу, Джетыгара и т.д.

 

По сути казахская "ж" в корне отличается от русского "ж", в казахском это звук, более близкий по своему звучанию примерно к комбинации "дьж", т.е. это специфический звук, а потому в алфавите он должен был обозначаться по другому, чем обычная "ж".

 

Потому что все наши братья соседи тоже близки в этом - кыргызы, алтайцы, хакасы, тывинцы, сахалар, у кого-то переходит в "Ч", или у сахалар в "ДЬЖ" и т.д.

 

 

казахский "ж" как раз созвучен с русским "ж", и у казахов вообще нет "дж"  это явно.

 

Вы что, решили потроллить меня?  :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И ещё не "тағы" и не "та(й)ғы", а именно "тайга".

Уловите разницу, дорогой.

Думаю что этот слово "тағы" собственно тюркское???? Очень сомневаюсь!!!!

 

Некоторые посчитали, что "тайга" происходит от тюркского "taiγa" - "скалистые горы" с основой "tau" - "гора".

Но мне кажется такое объяснение натянутым и абсолютно не подходящим.

Но речь, дорогой, сейчас не про тайгу. :osman6ue:  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

 

 

А где располагается Отуген-тайга

Тожу, это район находится на севере восточной стороны Тувы.

 

напоминает легендарную ӨТҮКӘН ЙЫШ из Орхонских памятников-Отюкенская чернь

 

Интересная поговорка Тувинцев тоджинцев; Чангыс ок  харам эвес, отуген тайга ыытаар эвес.

Перевод-одной стрелы (патрона) не жалко, отуген тайга не сдаст.

 

 

 

 

 

А где располагается Отуген-тайга

Тожу, это район находится на севере восточной стороны Тувы.

 

напоминает легендарную ӨТҮКӘН ЙЫШ из Орхонских памятников-Отюкенская чернь

 

Интересная поговорка Тувинцев тоджинцев; Чангыс ок  харам эвес, отуген тайга ыытаар эвес.

Перевод-одной стрелы (патрона) не жалко, отуген тайга не сдаст.

 

"харам"-арабизм,откуда это у тувинцев? :blink:

 

Это не арабизм собственно тывинское слово, может быть монголизм.

харам - скупость, скупой.

 

по мне так это арабизм у вас из того же монгольского может быть,в монгольском тоже встречаются арабизмы хоть и мало.по смыслу то,что харам носит у вас отрицательный характер уже о многом говорит. Унас тоже харам в переносном смысле говорят , на хитрого нечистого на руку человека

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Также в казахском нету слова "джылатар", может АКБ имел виду "жылату" - доводить до слез, заставить плакать?

буквальный перевод:

"Чангыс ок харам эвес, отуген тайга ыытаар эвес" - Одной стрелы не жалко, өтүгэн тайга не молвит.

(ыытаар - сдавать звук, ыытаар эвес - не сдаст звука, не молвит)

PS: тағы - это не тайга, слово тайга на казахском тоже "тайга".

 

Да, и в этом вы правы. Я имел в виду "жылатар". Но раз вы уточняете Эр-Суге ("не сдаст"), что это "издавать звуки", то и я поправлю свой вариант.  :)

 

И "тағы" это не "тайга", "тағы" это "дикая", а "ну" это "дремучая, непроходимая". Предполагаю, что казахская "тағы", монгольская "тахъ" и саяно-тюркская "тайғы" родственные слова.  

 

Итак:

 

"Джаңғыз оқ сараң емес, ну та(й)ғы үн берер емес"  :az1: 

 

Ещё раз говорю в казахском языке нет слова в помине "джангыз" или "жангыз", а только "жалгыз". :)

 

И ещё не "тағы" и не "та(й)ғы", а именно "тайга".

Уловите разницу, дорогой.

 

Думаю что этот слово "тағы" собственно тюркское???? Очень сомневаюсь!!!!

 

у уйгуров из 100 человек  90 скажут "йаңғуз"вместо  книжного "йалғуз",также "соң"вместо "сол"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Ещё раз говорю в казахском языке нет слова в помине "джангыз" или "жангыз", а только "жалгыз". :)

 

Говорю вам, прекращайте троллить! :D

 

ЖАҢҒЫЗ:

https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&cad=rja&uact=8&ved=0CBwQFjAA&url=http%3A%2F%2Fsozdik.kz%2Fru%2Fdictionary%2Ftranslate%2Fkk%2Fru%2F%25D0%25B6%25D0%25B0%25D2%25A3%25D2%2593%25D1%258B%25D0%25B7%2F&ei=c3jLVPz7MYTEPIWtgdgJ&usg=AFQjCNGADZ0LXcqzvH9MpQ-LPrd2f8x8FQ&bvm=bv.84607526,d.d2s

 

ЖАЛҒЫЗ:

https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&cad=rja&uact=8&ved=0CBwQFjAA&url=http%3A%2F%2Fsozdik.kz%2Fru%2Fdictionary%2Ftranslate%2Fkk%2Fru%2F%25D0%25B6%25D0%25B0%25D0%25BB%25D2%2593%25D1%258B%25D0%25B7%2F&ei=LHnLVI6yJYbaOPeYgRA&usg=AFQjCNGKIY4ReD_MgBfxJ03Mca-kfUMavA&bvm=bv.84607526,d.d2s

 

Это слегка разные слова.

 

Видимо только что добавили слово ЖАҢҒЫЗ :D

Ну ладно, как я помню и знаю казахи всегда говорили именно ЖАЛҒЫЗ. :unsure:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

А где располагается Отуген-тайга

 

Тожу, это район находится на севере восточной стороны Тувы.

 

напоминает легендарную ӨТҮКӘН ЙЫШ из Орхонских памятников-Отюкенская чернь

 

Нам втолковывали что легендарный тюркский Отюкен это мол горная тайга на склонах Хангая в центральной Монголии или, как считает ув. Эр-Суге, на границе Тывы и Иркутской области. 

 

Но исторические документы опровергают такие мнения!

 

На карте Махмуда Кашгари легендарный тюркский Отюкен отмечен в верховьях Иртыша чуть севернее Беш-балыка, т.е. "Отюкенская чернь" (у Махмуда "Öteken jis") - это густая тайга на западных склонах Алтая, чуть севернее современного Урумчи!

 

У него же в "Диван лугат ат-Тюрк": «Öteken – название местности в Татарских степях вблизи Уйгур». При этом на его карте Татарские степи расположены в верховьях Или или в северной части географической равнинной Джунгарии, а страна уйгуров отмечена близ Кочо южнее Беш-балыка, т.е. вблизи или тоже в географической Джунгарии.

 

Хангай или Саяны под такие описания никак не подходят!

 

 

И самое главное, что все это неспроста, это опять же четко вписывается в мою версию о существующей в науке искаженной географической локализации племен-народов-каганатов-столиц преемниц, а именно, государства тогуз-огузов или Уйгурского каганата, Кыргызского каганато, татарских племен (найманов, керейтов, меркитов, джалаиров, кунгиратов и прочих, Монгулистана (или Монголии Чингизхана), как минимум их политического, государственного и административного центра, Кара-балгасуна/Орда-балыка/Кара-корума.

 

Вопреки письменным источникам вместо казахско-китайского приграничья и СУАР КНР (равнинной Джунгарии) эти правопреемники локализуются в Забайкалье и в центральной Монголии. 

 

Короче, как говорил Лев Николаевич Гумилев, одни предубеждения!!! которые воспринимались и пока воспринимаются практически всеми без каких-либо существующих доказательств, по привычке, бесспорно доверяя существующим аксиомам.  ;) 

 

Есть у нас два рода живущие по ту стороны хребта академика Обручева с южной стороны Салджаки в старину так их звали, данное время Салчаки, ихняя история еще со времен СССР написано было, что они салджиуты, с северной стороны в Тоджинской котловине Тоджинцы (тоджу), я где-то читал что они восходят к татжиутам, на ихней территории находится Одуген тайга.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А где располагается Отуген-тайга

 

Тожу, это район находится на севере восточной стороны Тувы.

 

напоминает легендарную ӨТҮКӘН ЙЫШ из Орхонских памятников-Отюкенская чернь

 

Нам втолковывали что легендарный тюркский Отюкен это мол горная тайга на склонах Хангая в центральной Монголии или, как считает ув. Эр-Суге, на границе Тывы и Иркутской области. 

 

Но исторические документы опровергают такие мнения!

 

На карте Махмуда Кашгари легендарный тюркский Отюкен отмечен в верховьях Иртыша чуть севернее Беш-балыка, т.е. "Отюкенская чернь" (у Махмуда "Öteken jis")[/size] - это густая тайга на западных склонах Алтая, чуть севернее современного Урумчи!

 

У него же в "Диван лугат ат-Тюрк": «Öteken – название местности в Татарских степях вблизи Уйгур». При этом на его карте Татарские степи расположены в верховьях Или или в северной части географической равнинной Джунгарии, а страна уйгуров отмечена близ Кочо южнее Беш-балыка, т.е. вблизи или тоже в географической Джунгарии.

 

Хангай или Саяны под такие описания никак не подходят!

 

 

И самое главное, что все это неспроста, это опять же четко вписывается в мою версию о существующей в науке искаженной географической локализации племен-народов-каганатов-столиц преемниц, а именно, государства тогуз-огузов или Уйгурского каганата, Кыргызского каганато, татарских племен (найманов, керейтов, меркитов, джалаиров, кунгиратов и прочих, Монгулистана (или Монголии Чингизхана), как минимум их политического, государственного и административного центра, Кара-балгасуна/Орда-балыка/Кара-корума.

 

Вопреки письменным источникам вместо казахско-китайского приграничья и СУАР КНР (равнинной Джунгарии) эти правопреемники локализуются в Забайкалье и в центральной Монголии. 

 

Короче, как говорил Лев Николаевич Гумилев, одни предубеждения!!! которые воспринимались и пока воспринимаются практически всеми без каких-либо существующих доказательств, по привычке, бесспорно доверяя существующим аксиомам.  ;) 

Отюкен в татарских степях,вблизи уйгура,т.е.выше у М.Кашгари это позднее переомысление,перенесение родной топонимики на заселенные места.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

Также в казахском нету слова "джылатар", может АКБ имел виду "жылату" - доводить до слез, заставить плакать?

буквальный перевод:

"Чангыс ок харам эвес, отуген тайга ыытаар эвес" - Одной стрелы не жалко, өтүгэн тайга не молвит.

(ыытаар - сдавать звук, ыытаар эвес - не сдаст звука, не молвит)

PS: тағы - это не тайга, слово тайга на казахском тоже "тайга".

 

Да, и в этом вы правы. Я имел в виду "жылатар". Но раз вы уточняете Эр-Суге ("не сдаст"), что это "издавать звуки", то и я поправлю свой вариант.  :)

 

И "тағы" это не "тайга", "тағы" это "дикая", а "ну" это "дремучая, непроходимая". Предполагаю, что казахская "тағы", монгольская "тахъ" и саяно-тюркская "тайғы" родственные слова.  

 

Итак:

 

"Джаңғыз оқ сараң емес, ну та(й)ғы үн берер емес"  :az1: 

 

Ещё раз говорю в казахском языке нет слова в помине "джангыз" или "жангыз", а только "жалгыз". :)

 

И ещё не "тағы" и не "та(й)ғы", а именно "тайга".

Уловите разницу, дорогой.

 

Думаю что этот слово "тағы" собственно тюркское???? Очень сомневаюсь!!!!

 

у уйгуров из 100 человек  90 скажут "йаңғуз"вместо  книжного "йалғуз",также "соң"вместо "сол"

 

корень "ан" - это у Вас от восточномассагетского 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

 

А где располагается Отуген-тайга

 

Тожу, это район находится на севере восточной стороны Тувы.

 

напоминает легендарную ӨТҮКӘН ЙЫШ из Орхонских памятников-Отюкенская чернь

 

Нам втолковывали что легендарный тюркский Отюкен это мол горная тайга на склонах Хангая в центральной Монголии или, как считает ув. Эр-Суге, на границе Тывы и Иркутской области. 

 

Но исторические документы опровергают такие мнения!

 

На карте Махмуда Кашгари легендарный тюркский Отюкен отмечен в верховьях Иртыша чуть севернее Беш-балыка, т.е. "Отюкенская чернь" (у Махмуда "Öteken jis")[/size] - это густая тайга на западных склонах Алтая, чуть севернее современного Урумчи!

 

У него же в "Диван лугат ат-Тюрк": «Öteken – название местности в Татарских степях вблизи Уйгур». При этом на его карте Татарские степи расположены в верховьях Или или в северной части географической равнинной Джунгарии, а страна уйгуров отмечена близ Кочо южнее Беш-балыка, т.е. вблизи или тоже в географической Джунгарии.

 

Хангай или Саяны под такие описания никак не подходят!

 

 

И самое главное, что все это неспроста, это опять же четко вписывается в мою версию о существующей в науке искаженной географической локализации племен-народов-каганатов-столиц преемниц, а именно, государства тогуз-огузов или Уйгурского каганата, Кыргызского каганато, татарских племен (найманов, керейтов, меркитов, джалаиров, кунгиратов и прочих, Монгулистана (или Монголии Чингизхана), как минимум их политического, государственного и административного центра, Кара-балгасуна/Орда-балыка/Кара-корума.

 

Вопреки письменным источникам вместо казахско-китайского приграничья и СУАР КНР (равнинной Джунгарии) эти правопреемники локализуются в Забайкалье и в центральной Монголии. 

 

Короче, как говорил Лев Николаевич Гумилев, одни предубеждения!!! которые воспринимались и пока воспринимаются практически всеми без каких-либо существующих доказательств, по привычке, бесспорно доверяя существующим аксиомам.  ;) 

Отюкен в татарских степях,вблизи уйгура,т.е.выше у М.Кашгари это позднее переомысление,перенесение родной топонимики на заселенные места.

 

Скорей всего вы правы, все может быть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Отюкен в татарских степях,вблизи уйгура,т.е.выше у М.Кашгари это позднее переомысление,перенесение родной топонимики на заселенные места.

 

Ув. Murat, это только ваше мнение или у вас есть тому доказательства?  

Я же привел карту, пояснение из словаря, свидетельства из письменных источников и многое другое, как здесь, так и в других темах и вопросах.

 

И все таки как трудно перебороть предубеждения, которые правят многими из нас и неизвестно сколько будут владеть нашими умами. О чем я? Сейчас о предубеждении уважаемого Murat'a, что мол легендарный тюркский Отюкен, как впрочем и Карабалгасун-Ордабалык-Каракорум, обязательно должен был находиться на Хангае, в Халхе. О предубеждении, согласно которому центр тюркской государственности находился на Хангае, но потом мигрировал через Алтай на запад.  :(

Предубеждения, когда к черту письменные доказательства и факты, главное, что ТАК ПРИНЯТО СЧИТАТЬ, а кто пытается пересмотреть это, тот ФОЛЬК. :osman6ue: 

 

Поэтому вам хоть тысячу доказательств приводи, вы будете все равно утверждать свое, вернее не свое, а чужое навязанное бездоказательное мнение. Ради бога, считайте по своему.  :)  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Отюкен в татарских степях,вблизи уйгура,т.е.выше у М.Кашгари это позднее переомысление,перенесение родной топонимики на заселенные места.

 

Ув. Murat, это только ваше мнение или у вас есть тому доказательства?  

Я же привел карту, пояснение из словаря, свидетельства из письменных источников и многое другое, как здесь, так и в других темах и вопросах.

 

И все таки как трудно перебороть предубеждения, которые правят многими из нас и неизвестно сколько будут владеть нашими умами. О чем я? Сейчас о предубеждении уважаемого Murat'a, что мол легендарный тюркский Отюкен, как впрочем и Карабалгасун-Ордабалык-Каракорум, обязательно должен был находиться на Хангае, в Халхе. О предубеждении, согласно которому центр тюркской государственности находился на Хангае, но потом мигрировал через Алтай на запад.  :(

Предубеждения, когда к черту письменные доказательства и факты, главное, что ТАК ПРИНЯТО СЧИТАТЬ, а кто пытается пересмотреть это, тот ФОЛЬК. :osman6ue:

 

Поэтому вам хоть тысячу доказательств приводи, вы будете все равно утверждать свое, вернее не свое, а чужое навязанное бездоказательное мнение. Ради бога, считайте по своему.  :)  

 

вы уж постарайтесь смотреть на вещи более широко, тем более в такой зыбкой науке как история,я думаю не правильно определять  свое мнение основываясь только на один источник,качественная история ,это все таки детальное  обследование.Вернитесь к орхонским надписям,а именно к памятникам в честь Кюль-тегина и Тоньюкука,почитайте где именно возродили Кутлук с Тоньюкуком второй восточно-тюркский каганат и как они называли свою землю отцов,почему именно за Отюкен шла борьба между  племенами так сказать орхоно-енисейского круга, и какая именно территория была ареной постоянных боевых действий,и почему именно завладевший  этой землей считался гегемоном в степи,почему именно все значительные памятники рассказывающие о  Отюкене находятся именно на этой территории,почему проигравший борьбу за  эту землю считался развеянным,потерявшим свою орду,изгоем,гонимый и презираемый всеми,как в свое время көк тюрки,затем орхонские уйгуры,что интересно все в основном бежали на юг и уже на новой родине у них был новый Отюкен.Еще один аргумент,что Отюкен был на территории нынешней Монголии,это сохранение топонимики"йыш,чыш,чыс","Отуген"-хвойный лес,черневая тайга,горы покрытые лесом,- именно у тюрков Саяна -Алтая,и отсутствие у западных тюрков.Западнее Вост. Турк. уже не упоминалось.ОТЮКЕН упоминается также в "Кутадгу Билиг",но это последний памятник.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

вы уж постарайтесь смотреть на вещи более широко, тем более в такой зыбкой науке как история,я думаю не правильно определять  свое мнение основываясь только на один источник,качественная история ,это все таки детальное  обследование.Вернитесь к орхонским надписям,а именно к памятникам в честь Кюль-тегина и Тоньюкука,почитайте где именно возродили Кутлук с Тоньюкуком второй восточно-тюркский каганат и как они называли свою землю отцов,почему именно за Отюкен шла борьба между  племенами так сказать орхоно-енисейского круга, и какая именно территория была ареной постоянных боевых действий,и почему именно завладевший  этой землей считался гегемоном в степи,почему именно все значительные памятники рассказывающие о  Отюкене находятся именно на этой территории,почему проигравший борьбу за  эту землю считался развеянным,потерявшим свою орду,изгоем,гонимый и презираемый всеми,как в свое время көк тюрки,затем орхонские уйгуры,что интересно все в основном бежали на юг и уже на новой родине у них был новый Отюкен.Еще один аргумент,что Отюкен был на территории нынешней Монголии,это сохранение топонимики"йыш,чыш,чыс","Отуген"-хвойный лес,черневая тайга,горы покрытые лесом,- именно у тюрков Саяна -Алтая,и отсутствие у западных тюрков.Западнее Вост. Турк. уже не упоминалось.ОТЮКЕН упоминается также в "Кутадгу Билиг",но это последний памятник.

 

Нет, уважаемый Murat, ваши слова лишний раз подтверждают мои подозрения, вы лишь пытаетесь оправдывать существующие, в том числе и ваши собственные, предубеждения. И вот собственно почему.

 

Ставя мне в укор, что я использовал в качестве довода только один источник, вы в то же самое время в обоснование своего тезиса о якобы "позднем переосмыслении Махмудом Кашгари и перенесение им родной топонимики на заселенные места" не приводите ни одного источника! (вольные рассуждения не в счет)

 

Делая вид, что даете мне дельный совет отсылая к памятникам в честь Кюль-тегина и Тоньюкука, вы в то же самое время в обоснование своего тезиса не приводите ничего! Я усматриваю в этом опять же банальное предубеждение, которое у вас коротко заключается в следующем - "земля отцов Кюль-тегина и Тоньюкука это Орхоно-енисейский круг". Ваша логика понятна, типа если памятники обнаружены и названы в науке "Орхоно-енисейскими", то значит и герои, описанные в них должны были обитать в этой же местности? Ok, пожалуйста, пусть будет так, но это ведь надо доказывать, а не предполагать! 

 

На основе анализа письменных источников и в отличие от вас (к великой моей радости и благодаря Всевышнему, Аллага шукур!) будучи свободным от каких-либо предубеждений я вправе утверждать, что никаких "орхонских уйгуров", "орхонских кыргызов", "орхонских татар", "хангайского Отюкена", "хангайского Карабалгасуна-Ордабалыка", "хангайского Каракорума" и в помине не было! Это чистейшей воды исторический фейк! Они там находятся исключительно во внушенных всем нам предубеждениях! Кочевые уйгуры или тогуз-огузы никогда не имели центра своей государственности восточнее Алтая, хотя и переходили его частенько при военных походах. В обоснование своих слов ссылки на источники я приводил неоднократно и причем на разные. Поэтому существующие точки о двух исторических родинах кыргызов, кочевых уйгуров-тогузогузов и татар, и о их миграции на восток к местам нынешнего обитания - это исторический блеф, не более. Вы же умудряетесь этот блеф наслаивать как пирог новыми фейками и неискушенные читатели поверив вам получат новые дозы предубеждений. А именно, вы дали миру новость, что оказывается было 2 исторических Отюкена - старый на Хангае и новый в Восточном Туркестане.  :blink:

 

В ходе оправдания своих предубеждений вы орудуете такими выражениями как "еще один аргумент,что...". А разве вы привели мне хоть один аргумент в обоснование своих взглядов?! Я что-то не заметил ни ссылок, ни цитат из источников.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

 

 

 

А где располагается Отуген-тайга

Тожу, это район находится на севере восточной стороны Тувы.

 

напоминает легендарную ӨТҮКӘН ЙЫШ из Орхонских памятников-Отюкенская чернь

 

Интересная поговорка Тувинцев тоджинцев; Чангыс ок  харам эвес, отуген тайга ыытаар эвес.

Перевод-одной стрелы (патрона) не жалко, отуген тайга не сдаст.

 

 

 

 

 

А где располагается Отуген-тайга

Тожу, это район находится на севере восточной стороны Тувы.

 

напоминает легендарную ӨТҮКӘН ЙЫШ из Орхонских памятников-Отюкенская чернь

 

Интересная поговорка Тувинцев тоджинцев; Чангыс ок  харам эвес, отуген тайга ыытаар эвес.

Перевод-одной стрелы (патрона) не жалко, отуген тайга не сдаст.

 

"харам"-арабизм,откуда это у тувинцев? :blink:

 

Яңғуз оқ харам әмәс ;)

 

ПЕРЕВОД ?

 

ЖАНГЫЗ -ОДИН ? 

 

Амыр-Менди! Все таки перевел немножко неправильно. Да чангыс это единственный, единственной стрелы не жалко. А один у нас бир. Еще вот такие интересные поговорки "Чыда өлүр чылан эвес" прямой перевод Я не змея которая умирает лежа, смысл "Никогда не сдавайся, хоть умирая вставай. "Кижи кырыза-даа, өжээн кырывас", на русский "Человек стареет, а месть не стареет" , өлүмге өлүм, дидимге дидим, по русски смерти смерть, храбрости храбрость, эти поговорки наших предков Таңды Уранхайцев. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хотелось бы узнать мнение умных людей.  Почему-то мы свое самоназвание ищем как-то не так, у меня все время вызывает сомнение, что целая народность вдруг именуются каким-то за саянской маленькой речкой Тубо. У меня своя версия по самоназванию Тувинского народа, я думаю Уранхайцы  были в составе Чагатайского улуса, для этого предположения Озеро Чагытай и от озера недалеко находится село Балгазын, также сын Чагатая Исун Дува, но у Чагатая еще есть внук Дува, и правнук Дува тимур. Может Дуве дали на управление народ Уранхая, и от этого народ Тувы, самоназвания так и появилось. Озеро названо в честь отца или деда.  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...