Jump to content



Guest Alp-Tas

Узбеки

Recommended Posts

2 часа назад, asan-kaygy сказал:

тезки

 

Есть палео днк уйсуня и уверенность что это именно уйсунь, а не кто-то другой? (постоянно терзающий меня вопрос -_-)

 

Link to comment
Share on other sites

21 минуту назад, АксКерБорж сказал:

 

Есть палео днк уйсуня и уверенность что это именно уйсунь, а не кто-то другой? (постоянно терзающий меня вопрос -_-)

 

есть палеоДНК усуня.

И есть современные данные по уйсунам.

Нет ничего общего плюс субклад явно не был распространен в Семиречье и Киргизии до 13 века

Link to comment
Share on other sites

5 минут назад, asan-kaygy сказал:

И есть современные данные по уйсунам.

Нет ничего общего плюс субклад явно не был распространен в Семиречье и Киргизии до 13 века

 

Это всё понятно.

Меня интересует исключительно это:

5 минут назад, asan-kaygy сказал:

есть палеоДНК усуня.

Каковы гарантии, что это именно уйсунь, а не кто-то другой?

 

Link to comment
Share on other sites

19 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Это всё понятно.

Меня интересует исключительно это:

Каковы гарантии, что это именно уйсунь, а не кто-то другой?

 

археологи его так классифицировали

Link to comment
Share on other sites

И даже если представим что это не усунь (что маловероятно) и усуни были старкластерами, то не понятно почему старкластера нет в этом регионе до 13 века и почему у современных уйсунов совпаденцы из нирунов

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

48 минут назад, asan-kaygy сказал:

археологи его так классифицировали

И даже если представим что это не усунь (что маловероятно) 

 

А если они ошибаются? (что тоже и очень вероятно)

 

48 минут назад, asan-kaygy сказал:

не понятно почему старкластера нет в этом регионе до 13 века 

 

А разве искали в этом регионе захоронения, к примеру, 9 - 12 веков? 

 

48 минут назад, asan-kaygy сказал:

и почему у современных уйсунов совпаденцы из нирунов

 

Ну это понятно и вполне объясняется.

 

Link to comment
Share on other sites

5 hours ago, АксКерБорж said:

А разве искали в этом регионе захоронения, к примеру, 9 - 12 веков? 

Были исследованы следующие образцы древней ДНК из Алматинской области:

DA222, DA230, Karluk, 800-1000 AD; DA203, DA204, DA205, Karakhanid, 900-1200 AD


https://www.nature.com/articles/s41586-018-0094-2
doi:10.1038/s41586-018-0094-2

DA222:
mtDNA: A+152+16362
Y-DNA: J2a (J-Z7706 ?)

DA230:
mtDNA: F1b1e
Y-DNA: (J-Z7706 ?)

DA203:
mtDNA: G2a2
Y-DNA: (J-Z7706 ?)

DA204:
mtDNA: A+152+16362+16189
Y-DNA: (J-Y14698 ?)

DA205:
mtDNA: J1c

DA124, Medieval Nomad, 650-700 AD


https://www.nature.com/articles/s41586-018-0094-2
doi:10.1038/s41586-018-0094-2

DA124:
mtDNA: HV19
Y-DNA: (J-PF4993 ?)

DA126, Medieval Nomad, 900-920 AD


https://www.nature.com/articles/s41586-018-0094-2
doi:10.1038/s41586-018-0094-2

DA126:
mtDNA: F2c1
Y-DNA: R-CTS6

 

Link to comment
Share on other sites

13 часов назад, АксКерБорж сказал:

А если они ошибаются? (что тоже и очень вероятно)

А разве искали в этом регионе захоронения, к примеру, 9 - 12 веков? 

Ну это понятно и вполне объясняется.

1. Я думаю археологи в этом случае более компетентны чем мы с вами

2. Искали и нашли много чего и не только в том регионе

3. И как объясняется?

Link to comment
Share on other sites

19.03.2021 в 00:16, Koshoj сказал:

Были исследованы следующие образцы древней ДНК из Алматинской области:

DA126, Medieval Nomad, 900-920 AD

https://www.nature.com/articles/s41586-018-0094-2
doi:10.1038/s41586-018-0094-2
DA126:
mtDNA: F2c1
Y-DNA: R-CTS6

По Y-хромосомной гаплогруппе явно не местный. Кто-то из Европы или Ближнего Востока

Link to comment
Share on other sites

19.03.2021 в 00:16, Koshoj сказал:

Были исследованы следующие образцы древней ДНК из Алматинской области:

DA222, DA230, Karluk, 800-1000 AD; DA203, DA204, DA205, Karakhanid, 900-1200 AD


https://www.nature.com/articles/s41586-018-0094-2
doi:10.1038/s41586-018-0094-2

DA222:
mtDNA: A+152+16362
Y-DNA: J2a (J-Z7706 ?)

DA230:
mtDNA: F1b1e
Y-DNA: (J-Z7706 ?)

DA203:
mtDNA: G2a2
Y-DNA: (J-Z7706 ?)

DA204:
mtDNA: A+152+16362+16189
Y-DNA: (J-Y14698 ?)

Это не они?

J-KMS86BY206620/Y163990 * BY207151/Y163985 * BY207390/Y163988+22 SNPsformed 7000 ybp, TMRCA 2400 ybpinfo

id:YF16881TUR [TR-10]tur

id:ERS2374416KAZ [KZ-ALA]age

id:ERS2374409KAZ [KZ-ALA]age

id:ERS2374402KAZ [KZ-ALA]age

Эти вполне могли быть тюрками, плюс есть совр. родич (потомок) из Турции. Может их предки попали в ЦА из Ближнего Востока задолго до н.э.

Link to comment
Share on other sites

5 часов назад, кылышбай сказал:

Это не они?

J-KMS86BY206620/Y163990 * BY207151/Y163985 * BY207390/Y163988+22 SNPsformed 7000 ybp, TMRCA 2400 ybpinfo

id:YF16881TUR [TR-10]tur

id:ERS2374416KAZ [KZ-ALA]age

id:ERS2374409KAZ [KZ-ALA]age

id:ERS2374402KAZ [KZ-ALA]age

Эти вполне могли быть тюрками, плюс есть совр. родич (потомок) из Турции. Может их предки попали в ЦА из Ближнего Востока задолго до н.э.

возможно.

Надо копаться

Link to comment
Share on other sites

18.03.2021 в 18:11, asan-kaygy сказал:

И даже если представим что это не усунь (что маловероятно) и усуни были старкластерами, то не понятно почему старкластера нет в этом регионе до 13 века и почему у современных уйсунов совпаденцы из нирунов

Этот вопрос надо закрыть окончательно изменив школьную программу по Историю. 

Link to comment
Share on other sites

Это по новым данным.

Но такие детали вряд ли в школьные учебники попадут

Link to comment
Share on other sites

В 10.08.2020 в 14:05, кылышбай сказал:

В.В. Трепавлов. Шибаны - несостоявшийся этноним.

https://cyberleninka.ru/article/n/shibany-nesostoyavshiysya-etnonim/viewer

Носители имени шибан (узбек-шибан) в огромном количестве, двумя разновременными волнами, переселились в Среднюю Азию, на территорию ослабевшей державы Тимуридов – бывшего Чагатайского улуса и Приаралья. Внук Абу-л-Хайра Мухаммед Шейбани в самом начале. XVI в. завоевал Мавераннахр, а в 1511 г. его дальние родственники-Шибаниды, Ильбарс и Бильбарс, обосновались в Хорезме, изгнав оттуда персидского наместника. Приблизительные подсчеты дают численность переселившихся узбеков-шибанов в 240–360 тыс. чел. [21, с. 254, 255; 54, с. 20, 21]. На новых землях для пришельцев стала актуальной идентификация себя только как узбеков, в противовес местным тюркам и таджикам – кочевым чагатаям и оседлым сартам. Уточнение «шибанские узбеки» в отдалении от «узбеков» казахских и мангытских теперь теряло значимость, уступив место соотнесению себя с новыми соседями и подданными. Оказавшись в новом окружении, в ином культурно-цивилизационном пространстве, потомки мигрантов формировали ценности, отличные от тех, которых придерживались на покинутой родине, и более адекватные изменившимся жизненным условиям. Обозначение шибан уже не служило маркером принадлежности к совокупности племен Улуса Шибана или в целом Дешт-и Кыпчака. Тем более, что теперь
бывшие носители этого онима, оставшиеся на севере, образовали собственные государства и стали применять для их жителей иные наименования – казахи и
ногаи (= мангыты). Слово узбек довольно быстро стало уходить там из повседневного употребления. Объективно получилось так, что его носителями оставались только степняки, ушедшие в Мавераннахр и Хорезм, но для них добавление шибан тоже уже утрачивало практический смысл. Кроме того, в глазах местного населения все степняки являлись «узбеками», поэтому для отличения себя от чагатаев и сартов пришельцам с севера не было необходимости всякий раз подчеркивать: «мы – именно шибанские узбеки, а не казахские или мангытские». Но при этом узбеками еще долго, до XIX в., в Средней Азии обозначали потомков дештских мигрантов. Прочее же население Мавераннахра в период противостояния потомков Тамерлана с Шейбани на некоторое время обрело общую идентичность, отличавшую их от пришлых
узбеков, и стало называться чагатайским народом (чагатай эли) [56, с. 79, 84].

Рузбихан прямо фиксирует этноним шибаниты:

Однажды в бухарской степи, будучи верхом на коне, я доложил его ханскому величеству, что в этом году в месяце рамазане я ездил в Самарканд и в четырех собраниях читал хадисы и лекции. Одно собрание — на мазаре Чакардизи 54, другое — в соборной мечети, третье — в медресе Алийа-йи мабани 55, основание высокого здания которого заложил его величество хан, четвертое — на мазаре имама Мухаммада б. Исма'йла ал-Бухари 56, да смилуется над ним Аллах всевышний, в местности Хартанг в области Согд. В каждом собрании присутствовало более [нескольких] тысяч улемов, студентов, бедняков, благочестивых и почтенных людей. Однажды, когда в медресе Рафи' ал-бунийат его высокоуважаемого ханского величества я приступил по обыкновению к поучению и прочел хадис о Джабра'иле, объяснил сущность религии и другие значимости вещей, которые содержатся в этом высокодостойном хадисе, [73] то, дойдя до знаков [наступления] дня Страшного суда, я воочию увидел высокое величественное здание, перед которым небесная основа казалась ничтожной, а высота свода ее суффы соперничала со сводом купола небосвода, /43а/ [мне] пришлона ум, что, возможно, в хадисе есть указание на господство воинов-узбеков над миром, что они, после того как выйдут из степей, откажутся от ухода за овцами, а мир сделается пространством, на котором расширится их здание. И в словах pa'a аш-ша'а, означающих по-персидски шабанан (пастухи), возможно, имеется намек на название этого племени узбеков, которых называют шибанитами.

Три племени относят к узбекам, кои суть славнейшие во владениях Чингиз-хана. Ныне одно [из них] — шибаниты и его ханское величество после ряда предков был и есть их повелитель. Второе племя — казахи, которые славны во всем мире  силою и неустрашимостью, /22б/ и третье племя — мангыты, а [из] них цари астраханские.

https://www.vostlit.info/Texts/rus7/Isfachani/frametext1.htm

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...