Jump to content



Guest Alp-Tas

Узбеки

Recommended Posts

43 minutes ago, кылышбай said:

Само по себе 40 тысяч дворов только Кытаев это очень много для того времени, плюс Кипчаков 40 тысяч дворов, итого 80 тысяч дворов, которые равносильны полмиллиону населения в начале 19 века. А что, если имеются в виду 40 родов кытаев? Например, по казахским преданиям, 40 каракалпакских родов в 16 веке просили у Тауекеля земли в окрестностях Улытау,  которых тот предоставил, но назначенного Тауекелем над этими каракалпаками хана, последние убили. Тем не менее, у Кытайского племени каракалпаков уран "Уллы тау", отделений (тайпов) всего 9, а родов около 250. И вообще интересно, что в описаний этих бухарских восстаний начала 19 века, почему-то везде указываются кытай-кипчаки и каракалпаки, то есть, первых называют по племенам, а каракалпаков приравнивают к отдельному племени, хотя по другим источникам ясно, что эти каракалпаки в конце 17 века были переселены с территории Хивинского ханства. 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Сорок тысяч или кырк сан - это частый синоним слова многочисленный. 

Share this post


Link to post
Share on other sites

9b14dc50c22c.jpg

  • Одобряю 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
26.05.2020 в 08:06, asan-kaygy сказал:

9b14dc50c22c.jpg

у меня изображение отсутствует. что там?

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, кылышбай сказал:

у меня изображение отсутствует. что там?

то изображение что выложили

Share this post


Link to post
Share on other sites

Хивинские узбеки

Абулгази хан делит живущие в Хивинском ханстве узбекские племена и рода на четыре группы: 1. уйгур и найман. 2. кунграт и кият. 3. нукуз и мангыт. 4. канглы и кипчак. К упомянутым группам он также добавляет четырнадцать других племен, в частности: джалаир и али-эли входят в группу кият; кенегес – к нукуз; ходжаэли – к мангыт; дурмены, юзы, минги –к уйгурам; саиды входят к найманам. Входившие в группу узбеков в Хиве кунграты и хитайцы весьма малочисленны. Однако в округе встречаются представители почти всех упомянутых племен, но особенно много было кунгратов, дурменов и найманов.

Сведения об этническом составе населения Хивинского ханства содержатся в произведениях русских путешественников и дипломатических работников. Прибывший в Хиву с дипломатической миссией майор И.И. Бланкеннагель пишет следующее: «В общем можно предположить, что численность населения Хивинского ханства превышает более ста тысяч душ. Из них узбеки составляют 45700, сарты 15000, каракалкаки 10000, явмуты (туркмены) 5000–6000, остальные – плененные рабы.

Заслуживают внимание этнографические данные Г.И. Данилевского, относящиеся к первой половине XVIII в. По его сведениям, узбеки, находясь в основном в северной части ханства, представляют большинство населения в упомянутых им двадцати пяти городах. Лишь в шести из них не было узбеков, а проживало только сартское и персоязычное население. В восьми городах, расположенных на севере Хивы (Гурлан, Богот, Кипчак, Кытай, Кашкапир, Кангирот, Мангыт, Хожейли) проживали только представители узбекских племен. А в других восьми городах проживало смешанное сарто-узбекское население.

По сведениям академика Я. Гулямова, к началу XVIII в. в Хорезме узбекские родоплеменные группы располагались следующим образом: племена кунграт и кытай – в туманах Гурлен и Шават, мангыты – в Гурлене и в Анбар – Манаке, кияты – в тумане Шават, кипчаки – в Ургенче и Кашкапире, дурмены – в Ургенче и Анбар-Манаке, хыдырэли – в Ургенче и Хиве, тама – проживали в Ханке, Багате и Янги-арыке. Найманы занимали большую территорию, начиная от Питнака до Янгиарыка, до пригорода Ургенча, Хазараспа. Уйгуры также оседали в ряде туманов. Земли, расположенные на правом берегу Амударьи, начиная от Ходжакола до Кекогуза принадлежали канглы и кипчакам. Вместе с ними здесь находились еще четырнадцать родоплеменных групп.
Помимо них вокруг Хивы расположились небольшие этнические группы, состоящие из разных родов и племен. Особенно большую территорию от Хивы до Янгиарыка занимали кияты и кунграты.

С конца XVIII до начала XX вв. проходила ожесточенная борьба между представителями кунгратского племени, занимавшими высокие посты. Эта борьба по существу была за престол и высокие посты. С одной стороны между Эльтузар ханом, а с другой Мухаммад Рахим ханом, Нур Мурад шахом и Ходжа-
муродами. В результате победы Мухаммад Рахим хана власть полностью переходит кунгратам, после чего происходит объединение юга и севера ханства единое государство. Упомянутые представители династии начали проводить свою политику, естественно, опираясь на узбекскую аристократию господствующей тогда династии. Как сообщает Мунис, сторонниками Мухаммад Рахим хана, поддерживающими его, были представители племен
кипчак, кенегес, кунграт, кият, нукус, мангыт, джалаир, катаган, найман, канглы.

Иса Джаббаров (Этно-исторические очерки)

Share this post


Link to post
Share on other sites

В.В. Трепавлов. Шибаны - несостоявшийся этноним.

https://cyberleninka.ru/article/n/shibany-nesostoyavshiysya-etnonim/viewer

Носители имени шибан (узбек-шибан) в огромном количестве, двумя разновременными волнами, переселились в Среднюю Азию, на территорию ослабевшей державы Тимуридов – бывшего Чагатайского улуса и Приаралья. Внук Абу-л-Хайра Мухаммед Шейбани в самом начале. XVI в. завоевал Мавераннахр, а в 1511 г. его дальние родственники-Шибаниды, Ильбарс и Бильбарс, обосновались в Хорезме, изгнав оттуда персидского наместника. Приблизительные подсчеты дают численность переселившихся узбеков-шибанов в 240–360 тыс. чел. [21, с. 254, 255; 54, с. 20, 21]. На новых землях для пришельцев стала актуальной идентификация себя только как узбеков, в противовес местным тюркам и таджикам – кочевым чагатаям и оседлым сартам. Уточнение «шибанские узбеки» в отдалении от «узбеков» казахских и мангытских теперь теряло значимость, уступив место соотнесению себя с новыми соседями и подданными. Оказавшись в новом окружении, в ином культурно-цивилизационном пространстве, потомки мигрантов формировали ценности, отличные от тех, которых придерживались на покинутой родине, и более адекватные изменившимся жизненным условиям. Обозначение шибан уже не служило маркером принадлежности к совокупности племен Улуса Шибана или в целом Дешт-и Кыпчака. Тем более, что теперь
бывшие носители этого онима, оставшиеся на севере, образовали собственные государства и стали применять для их жителей иные наименования – казахи и
ногаи (= мангыты). Слово узбек довольно быстро стало уходить там из повседневного употребления. Объективно получилось так, что его носителями оставались только степняки, ушедшие в Мавераннахр и Хорезм, но для них добавление шибан тоже уже утрачивало практический смысл. Кроме того, в глазах местного населения все степняки являлись «узбеками», поэтому для отличения себя от чагатаев и сартов пришельцам с севера не было необходимости всякий раз подчеркивать: «мы – именно шибанские узбеки, а не казахские или мангытские». Но при этом узбеками еще долго, до XIX в., в Средней Азии обозначали потомков дештских мигрантов. Прочее же население Мавераннахра в период противостояния потомков Тамерлана с Шейбани на некоторое время обрело общую идентичность, отличавшую их от пришлых
узбеков, и стало называться чагатайским народом (чагатай эли) [56, с. 79, 84].

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...