Перейти к содержанию
Гость Alp-Tas

Узбеки

Рекомендуемые сообщения

В 28.01.2024 в 00:36, Jagalbay сказал:

конраты с Улуса Джучи пришли

 

image.jpg

2.jpg

 

Люцерна Junurchqa- чжуңурчқа прям как казахское жоңышқа -жоңыршқа 

https://kazakh.academic.ru/6412/жоңыршқа

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 31.01.2024 в 18:39, Zake сказал:

Люцерна Junurchqa- чжуңурчқа прям как казахское жоңышқа -жоңыршқа 

https://kazakh.academic.ru/6412/жоңыршқа

У каракалпаков называется жонышка, специально сеют чтоб индюки паслись на таких полях. Отличный жуери гуртук получается. Мы очень любим индюшатину, выращенную на таких полях, а не где попало. Мясо индюшки отличается от места их содержания. Если индюка содержали где попало, то это не на наш вкус.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 03.02.2024 в 01:40, Kamal сказал:

У каракалпаков называется жонышка, специально сеют чтоб индюки паслись на таких полях. Мы очень любим индюшатину, выращенную на таких полях, а не где попало. Мясо индюшки отличается от места их содержания. Если индюка содержали где попало, то это не на наш вкус.

 

А у нас индюков разводили и сейчас разводят только чечены и ингуши, это так сказать их национальный маркер, отличающий их домашнее хозяйство от русских и казахов.

В детстве всегда боялся проходить возле их домов, самцы индюки были большими, грозными и агрессивными. ))

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, АксКерБорж сказал:

 

А у нас индюков разводили и сейчас разводят только чечены и ингуши, это так сказать их национальный маркер, отличающий их домашнее хозяйство от русских и казахов.

В детстве всегда боялся проходить возле их домов, самцы индюки были такими грозными и агрессивными. ))

 

Вот это каракалпакское национальное блюдо "жуери гуртук", основным ингредиентом которого является индюшатина, имеет свою аналогию именно на Кавказе, вроде ув. Месеносец об этом писал и, если не ошибаюсь клецки они делают из кукурузной муки, а у нас из муки сорго. 

В деревне у нас большое люцерновое поле было во дворе, где-то 5-6 соток, было огорожено, козочек и другую живность туда не пускали, только индюки и куры паслись. Дед и бабка у меня очень привередливые были к еде, до конца жизни сохраняли свои старинные культурные традиции.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Аштарханидский автор Мунши из Балха, в нач. XVII в. описывая события в Мавераннахре разделяет хивинцев и бухарцев и узбеков от условно сартов. Не знаю как в оригинале, но в русском переводе хивинцы это ургенчцы, а бухарцы это узбеки +таджики, земледельцы-торговцы (условно сарты?).

В год 1076 (1665 — 1666) Абу-л-Гази-хан б. Асфендиар-хан б. Араб-хан, правитель Ургенча 227, придя с многочисленным войском произвел грабеж и разорение районов Мавераннахра, распылив и рассеяв все население.

Абдулазиз-хан поспешил уведомить об этом своего брата и тот высокостепенный хан послал к нему на помощь войска Балха и Бадахшана. И те свирепые львы из чащи храбрости, сойдясь с войском Турана, обратили его в бегство и Плеяды его разбросали наподобие звезд Большой Медведицы.

(Но) то дьявольское войско, опять собравшись, второй раз совершило набег, нанесло поражение (войску Мавераннахра) и вернулось обратно. И так до восемнадцати раз, совершив набеги (на Бухару, [104] хивинцы) довели бухарцев до крайней степени нужды и горя. Неожиданно (однако) стрела молитв несчастных попала в цель их принятия и предопределенная смерть, вцепившись в воротник жизни Абу-л-Газн-хана, переменила ему трон на гроб.

После него его сын Ануша 228, (еще) больше, чем отец, совершая путь жестокости, несколько раз производил набеги на бухарские области и до такой степени (смелые), что, захватив (даже) Джуйбар, местожительство ходжей, предал его грабежу и разорению. В то время Субхан-кули-хан, вследствие неприязни к своему брату, побуждал Ануша-хана (к таким, набегам). Абдулазиз-хан же в это время ушел в Кермине 229. Когда его известили об этом (т. е. о захвате предместий г. Бухары хивинцами), то он, как неустрашимый лев, направился к Бухаре и в полночь, подойдя к столичному городу, увидел, что ургенчцы (уже) вошли в город и заперли ворота. Абдулазиз-хан с сорока своими людьми, разбив ворота, вошел в город. Неприятель, бывший подле ворот, выхватив шашки, напал (на хана и бывших с ним людей); эти отважные в битвах (воины) тоже обнажили свои мечи и устремились в бой (с ургенчцами). Самоотверженные молодые люди, (бывшие при хане), проявили такое мужество, что от страха перед их мечами и копьями (сам) кровожадный Марс спрятался (где-то) в углу небесной сферы. Словом, убивая и раня, (Абдулазиз-хан) добрался до арка 230, куда его (сейчас же и) впустили. Хан отдал приказ, чтобы всякий, кто в силах метнуть камень, не упустил бы случая убить (хотя бы) одного ургенчца, И в ту ночь узбеки, таджики, земледельцы и базарные торговцы — все ополчились на уничтожение врагов и, заперев ворота, обрушились на тот народ. И с того момента, как пронизанная стрелой блестящей звезды лазурная крепость неба порозовела от крови вечерней зари, до времени, когда солнце вынуло из ножен горизонта (свой) позолоченный меч, продолжалось избиение (ургенчцев). Были нагромождены целые горы трупов. Избежавшие смерти с тысячью разных уловок спустились с крепостных стен и присоединились к своему хану, и, не имея сил сопротивляться, подобно тому, как бегут от льва пугливые ослы 231, обратились в бегство по направлению Ургенча.

МУКИМ-ХАНСКАЯ ИСТОРИЯ. ТАРИХ-И МУКИМ-ХАНИ

https://www.vostlit.info/Texts/rus11/Munschi_Yusuf/frametext2.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@Steppe Man, @АксКерБорж Я раньше считал что казахская 'Саукеле' ничего с 'Боктагом' не имеет. Но возможно был неправ.

На миниатюре с Улуг Беком видно в окружении мужчины с правым запахом, женщины в боктагах, мужчины в кыргызских калпаках и пожилые женщины в казахских жаулыках.

х. 10ddac5f2c267ab35ba00bd5c9160b98.jpg

 

Казашки в конце 19-го века в жаулыках и саукеле

620125.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

41 минуту назад, Скриптонит сказал:

@Steppe Man, @АксКерБорж Я раньше считал что казахская 'Саукеле' ничего с 'Боктагом' не имеет. Но возможно был неправ.

На миниатюре с Улуг Беком видно в окружении мужчины с правым запахом, женщины в боктагах, мужчины в кыргызских калпаках и пожилые женщины в казахских жаулыках.

х. 10ddac5f2c267ab35ba00bd5c9160b98.jpg

 

Казашки в конце 19-го века в жаулыках и саукеле

620125.jpg

Я думаю на этом миниатюре разные головные уборы означают разное сословие лиц. Богтак это шапка хатун. 
Насколько я понял саукеле не имеет берестиной рамы, форма совершенно другая и название даже отдаленно не напоминает богтаг, саукеле не обозначает сословие носителя. Как пишут это всё таки сакский головной убор.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, Скриптонит сказал:

@Steppe Man, @АксКерБорж Я раньше считал что казахская 'Саукеле' ничего с 'Боктагом' не имеет. Но возможно был неправ.

На миниатюре с Улуг Беком видно в окружении мужчины с правым запахом, женщины в боктагах, мужчины в кыргызских калпаках и пожилые женщины в казахских жаулыках.

х. 10ddac5f2c267ab35ba00bd5c9160b98.jpg

 

Казашки в конце 19-го века в жаулыках и саукеле

620125.jpg

По своей конструкции боктаг это совсем другой головной убор, не похож на саукеле. 

How Many Wives Did Genghis Khan Have? Malevus, 44% OFF

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 часов назад, Kenan сказал:

По своей конструкции боктаг это совсем другой головной убор, не похож на саукеле. 

How Many Wives Did Genghis Khan Have? Malevus, 44% OFF

К тому же саукеле это праздничный наряд, а боктаг это такой официальный хатунский убор. По назначению и конструкции это абсолютно разные вещи. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 08.03.2024 в 16:15, Kenan сказал:

К тому же саукеле это праздничный наряд, а боктаг это такой официальный хатунский убор. По назначению и конструкции это абсолютно разные вещи. 

Богтог-свадебный головной убор .Само название  богтог произешло от монгольского слова "богтлох"  ( брак по договору обеих сторон).

халха-монгольский богтог малгай .18 век. Монголия.

bogtog.png

  • Thanks 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 часов назад, Steppe Man сказал:

Богтог-свадебный головной убор .

 

Kenan выше заявлял этот головной убор средневековых уйгурок и карататарок как головной убор замужних женщин, убор госпожей - хатунок. )

У вас это уже свадебный головной убор невест.

Определитесь между собой.

 

15 часов назад, Steppe Man сказал:

Богтог-свадебный головной убор .Само название  богтог произешло от монгольского слова "богтлох"  ( брак по договору обеих сторон).

 

Как изначально тюркский головной убор (средневековых уйгурок) может иметь монгольское название?

И откуда в нем взялся лох? )

 

15 часов назад, Steppe Man сказал:

bogtog.png

 

Думаю это новодел.

Автор новодела совместил в нем несовместимое - исторический тюркский тогуз-огузский буктаг и халха-монгольскую "рогатую" прическу замужних женщин как культурное влияние цинской эпохи 17 - 20 веков.

 

Вот не новодел, а настоящий исторический монгольский женский комплект из сугубо монгольского женского головного убора и специфической прически.

И никаких "браков по контракту". )) 

1911 год.

image.jpg1900 год.1900-3.jpg

1900-2.jpg

1900.jpg

 

А ниже самый обыкновенный модный новодел - современная реконструкция незнакомого монголам головного убора.

Их нынче тьма, великое разнообразие, здесь лишь некоторые из них.

21.jpg

2.jpg

3.jpg

5.jpg

image.jpg

21-2.jpg

Невеста )

1.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 часов назад, Steppe Man сказал:

bogtog.png

 

Вангую. Аза наткнулся на этот новодел при поиске красных бус для соответствующей темы, зуб даю. ))

Думаю современный монгольский автор у этих металлических художественных произведений один.

5.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Есть труд советского этнографа Н.В. Кочешкова "Головные уборы монголов 19 - начала 20 века" (1973 г.).

Это действенная прививка от монгольских новоделов 21 века и от фейков SteppeMan-амбаня ))

https://nomadica.ru/biblioteka/se_73_3_kocheshckov.html

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

"Рогатые" головные уборы это возможно следствие буддизма. Вообще влияние буддизма на монголов было очень сильным со времен Хубилая и Ариг-Буги. Даже в сугубо исламском государстве Ильханидов некоторые потомки Хулагу становились буддистами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@АксКерБорж 

Я говорю о том, что богтаг у монголов это такой "официальный" головной убор хатунок. 

А казахский саукеле это чисто свадебный головной убор, после свадьбы его не носили. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Некоторые характеристики узбекских племен 

 

Барлас — в переводе с монгольского означает «толстый, сильный». Барласы занимали почетное положение в государствах Темуридов. Традиционно заключают браки между членами племени. Представители этого рода считают красноречивыми. Диалект барласов близок к городскому стилю общения. 

 

Юзы — самый большой и многочисленный род, судя по их родовому составу можно предположить, что они представляли собой конгломерат потомков некоторых средневековых тюркоязычных племён, слово «юз» переводится как «сто». Представители юзов живут в Ташкентской, Сырдарьинской, Джизакской, Самаркандской, Ферганской, Андижанской областях. Юзы сохранили этническое название, но частично забыли семейно-родственные групп. 

 

Катаганы родственны роду Чингизхана. Узбеки-катаганы, поселившиеся в Бухаре, образовали квартал Катаган в городе. Катаганы были одним из сильных и неустойчивых племен, проживавших в Балхе и частично в Кундузе. В начале XVII века Балх и Бадахшан стал называться краем катаганов. 

 

Кунграт — один из самых крупных узбекских родов, который имеет 500 мелких подразделений. Они проживали на территории нынешнего Хорезмского, Ферганского, Самаркандского, Бухарского, Навоийского, Кашкадарьинского и Сурхандарьинского вилоятов. Кунграты Камашинского тумана называют себя «кунгратами шестидесяти шести ата», где ата — отец, род. Узбеки-кунграты южного региона Узбекистана в основном говорят на «жокающем» кипчакском говоре узбекского языка. Большое значение в хозяйстве кунгратов имело коневодство. Кунгратские роды использовали лошадей в качестве верхового и вьючного животного, при молотьбе пшеницы, в маслобойне, конно-спортивных состязаниях. 

 

У рода найман был позывной клич «Яхши Бай». Узбеки-найманы следовали эндогамным бракам и женились на двоюродных сестрах и близких родственниках по материнской и отцовской линии. В исследованиях Г. Н. Потанина упоминается миф «Кўк буқа». Он пишет: «Часть найманов до сих пор считают себя потомками быка». 

 

#Узбекистан  

#история

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Соседствующие узбеки-найманы, казахи-найманы и таджики-найманы

 

Найманы составляют сплошной массив от восточных и северных окраин г. Самарканда до Нураты, где в районном центре и ряде селений проживают таджики. Судя по всему, таджики Нураты находились под сильным культурным влиянием узбеков. Так, в отличие от большинства самаркандских таджиков, они занимаются скотоводством и имеют большие отары овец; таджики Нураты имеют развитую родо-племенную структуру, возникшую под влиянием соседствующих с ними узбеков и казахов. Среди их генонимов встречаются чисто тюркские, как, например, табагды (кабаклы) и курами. 

 

Часть зеравшанских найманов продолжила переселяться далее на восток и запад, образовывая населенные пункты в степных и горных районах Навоийской и Джизакской областей. Эти группы очень подробно изучены и описаны А. Шевяковым. Он выявил, что узбеки-найманы Навоийской области соседствуют с казахскими найманами, проживающими в селе Узункудук. Этнограф приходит к выводу, что они родственны между собой, а национальная принадлежность – продукт сравнительно недавнего времени. 

 

Жители села Найман Самаркандского района считают себя ирани. В материалах Комиссии по районированию указано, что во время обследования 1924 года в ряде местностей жители к названию своей национальности «таджик» присоединяли название того или иного узбекского племени. Так, зафиксировано 115 таджиков балгалы, 435 таджиков-найманов, 1640 таджиков тартулы и т.д.

 

О группе «дахбеди» упоминает Б. Кармышева: «По данным Е. М. Пещеревой, в нем (Каратаге – А.Э.) живут таджики, часть которых также считает своих предков выходцами из Дахбида, однако говорит, что они были узбеками-найманами. Предания о найманском происхождении предков части каратагцев не лишена основания, так как к югу и юго-западу от Дахбида простиралась полоса преимущественного расселения узбекского племени найман. 

 

Зафиксированы узбеки-найманы и в долине Каратагдарьи. На востоке от г. Каратага, на южных склонах Гиссарского хребта, а также далее на восток и юго-восток, в Бальджуане и Кулябе, где в горах и предгорьях таджики жили сплошным массивом, преобладал процесс полного перехода узбеков на таджикскую речь».

 

Хотя чаще всего, найманы Самаркандской и Ферганской областей говорят на переходных (карлукских с заметными кыпчакскими элементами) диалектах узбекского языка.

 

Источник: Э. Асанов. Узбекское племя Найман   

 

#Узбекистан     

#История

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...