Перейти к содержанию
Гость Alp-Tas

Узбеки

Рекомендуемые сообщения

Не помоему, а наука история так гласит. БАРЛАСы пришли С Чингизом и после.

Тогда все ясно, тем более если предки Чингиза и предки Барласа это братья (ведь Чингисхан монгол) :) , а Маварауннахр и Канишка (как и Кармышева) говорили обратное, что барласы местное домонгольское тюркское племя.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тогда все ясно, тем более если предки Чингиза и предки Барласа это братья (ведь Чингисхан монгол) :) , а Маварауннахр и Канишка (как и Кармышева) говорили об обратном, что барласы местное домонгольское тюркское племя.

Используемая политика Темура была Симбиозом.

Тюрко-Исламский. Военная тактика наиболее усовершенствованная, чем старая Чингизидская Армия.

Доказывать на генетическом уровне, что Барласы это домонголский народ это "смех ржу не могу уже под столом". Другое дело, что они не Халхасы.Это как то можно в тарелочку совместить, но чтобы Барласы до Чингиза, такого нет и не было.

Возможно Кармышева писала о слияниях. Домонгольский местный народ был в основном подчинен Барласами и Жалаирами.

Например Карлуки и Барласы, другими родами тоже называются Турк.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо. Вспомнил.

Правда,что казахи бывшие узбеки? Почему у казахов нет таких племен как барлас,катаган,арлат,сулдуз,барын,мангит..если они были узбеками?

Используемая политика Темура была Симбиозом.

Тюрко-Исламский. Военная тактика наиболее усовершенствованная, чем старая Чингизидская Армия.

Что Тамерлан тоже полумира завоевал?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Правда,что казахи бывшие узбеки? Почему у казахов нет таких племен как барлас,катаган,арлат,сулдуз,барын,мангит..если они были узбеками?

Всё название КАЗАХ полностью и целиком есть в списке 92 племен Узбеков Элатия.:)

Вы же прекрасно знаете почему нет у казахов этих родов?

Хотите и меня втянут в какие то псевдонаучные сколоки. :)

Типа индеец Чингачкук из племени Большой Орел родич Инчичуны Среднего Орла, а они оба родичи Малого Орла.

А правдо ли что у всех ханов мамы были джунгарками?:)

Если джунгары патологические враги, то почему именно сыновья родившиеся из Калмычок. Становились правоприемниками.

Значит???

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Всё название КАЗАХ полностью и целиком есть в списке 92 племен Узбеков Элатия.:)

Вы же прекрасно знаете почему нет у казахов этих родов?

Хотите и меня втянут в какие то псевдонаучные сколоки. :)

Типа индеец Чингачкук из племени Большой Орел родич Инчичуны Среднего Орла, а они оба родичи Малого Орла.

А правдо ли что у всех ханов мамы были джунгарками?:)

Если джунгары патологические враги, то почему именно сыновья родившиеся из Калмычок. Становились правоприемниками.

Значит???

:lol:

Поскромничал.

Чуть больше чем полмира.:)

Покажите карту!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы кажется обижены казахам

Казахи мои братья. На бартьев не возможно обижаться.

Помоему, вы сами обиделись.

Наверное посчитали за какого то казаханенавистника казахафоба.

Вы Абая читали.

Абайдын Кара Создерин окын.

Онда Абайда казакка ренжиген адамгой.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

AsSalam aleykum.

Я Узбек из племени ТУРК-БАРЛАС из Шахрисябза село Юкари-Тарагай.

Нас другие БАРЛАСЫ называют именно "Турк", когда спрашивают род, называемся ТУРК.

У нас обычно в Сурхандарье спрашивают ДАХАНГ НИМА?

В Кашкадарье спрашивают УРУГИНГ НИМА? или ТЕГИН НИМА?

Темурбек у нас почитался даже при Совке.

Кем бы он не был, он является для мальчиков подлинным олицотворением мужской доблести и чести. Убивал много? Не больше чем Македонский, Чингизхан и тд. Бывает. Это история.

Когда кто то из села Тарагай приезжает в Самарканд, обязательно делает зийарат Гури-Эмир.

Никто не сможет вычеркнуть Темурбека из памяти рядового Барласа. Так же и Улугбека и Бабур-Шаха. Это мы с детства знаем. Бабушки Дедушки вместо колыбельной песеньки и сказок не былиц пели рассказывали и по ныне рассказывают про Темура.

Алишер Навоий читокровный Барлас его предки именно с Кеша (Шахрисябз), которые перехали в Герат.

Мы девушек берем из любого племени,но не отдаем, но урбанизация...

Я видел тут видео про Барласов Таджикистана.

В Тадж. есть наши родственники. Они сами себя называют Узбек и говорят на Узбекском, в среде старшего поколения имеются, которые вообще не понимают по таджикски.

Насчет генетики. Это не факт.

Есть узкоглазый с монголоидной внешностью с европейским ген.кодом.

Чистейший европоид и еще в добавок голубоглазый блондин с монгольскими код данными.

Если уж не в терпеж кому то найти различия барласов, то это сразу можно узнать. Барласы отличаются от других племен своим аутентичным менталитетом и нравом, а именно: Мы мясистые и здоровые высокорослые, у нас мелких нет.

Мы со старшими братьями и с младшими не имеем какие то различия, то есть как некоторые соседние роды мы не циклимся на возрасте.

У нас один старший это ОТЕЦ. Все остальные кроме бога все равные.

Дратся с родным братом у нас не грех и не стыд, если слабый будет получать от младшего и это не стыд и не позор, но смотерть прямо в глаза отца это грех. Мать у нас не вмешивается в мужские дела. Женская половина это табу для мужчины, даже если родной. Это наверное от Ислама, но соседи тоже мусульмане у них чуть чуть по мягче.

И еще есть такое выражение Go'rimni. To'rimni bermayman. То есть Могилу предков и свое почетное место(в гостях) не отдам.Например, если в гостях все уселись в свои места и кто то из старших приходит позже я могу не уступать место и это нормально.

У нас могила предков, называется ХИЛХАНА и вообще кладбище, где они похоронены другим не отдается. Все родственники поблизости иногда в одну и ту же могилу можно, если могиле 10-15 лет.

Да еще в добавок, чужому копать землю не помогаем, незнаю почему Дед говорил нельзя и еще, помогать черной работе и к тому же чужому это позор, даже если за деньги.

Мы песни не поем и у нас нет национальных танцев.У нас КУРАШ и КОПКАРИ. Девушки ткут ковры и паласы.

Любим мясо. Мясо кушаем с мясом. Всякие морковки и лук это недавно начали добовлять.

Дед например до последнего не кушал такие фрукты, как баклажан, огурцы, помидор, картошка говорил, что это русские завезли и считал, что эти фрукты харам. У Стариков свои понятия...

Кто из Кашкадарьи прекрасно знает быт и нравы Барласов.

Правда один Барлас есть, который поет это Шерали Джураев. Так поет, что остальные в сравнении с ним просто квакают.В смысле национальных песень кто с Узб тот знает.

ака, Шерали Жураев из рода кальтатай племени турк. Подрод - каллар.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть, но тоже мало.

В топонимике много мест. Значит в этих местах жили Арлаты.

не мало. турк-орлот полно в Сурхандарье, особенно по периметру границы с Туркменистаном. да и раз в селе Тарагай барлосы не делят себя на рода, то это не значит что отслаьные бралосы себя тоже перестали делить...родовая структура барласов сохраняется до сих пор...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Используемая политика Темура была Симбиозом.

Тюрко-Исламский. Военная тактика наиболее усовершенствованная, чем старая Чингизидская Армия.

Доказывать на генетическом уровне, что Барласы это домонголский народ это "смех ржу не могу уже под столом". Другое дело, что они не Халхасы.Это как то можно в тарелочку совместить, но чтобы Барласы до Чингиза, такого нет и не было.

Возможно Кармышева писала о слияниях. Домонгольский местный народ был в основном подчинен Барласами и Жалаирами.

Например Карлуки и Барласы, другими родами тоже называются Турк.

ну вот тогда и ведите речь, конкретно о великом пришлом уникальном своем роде племени барлас, турков остальных в тч. карлуков так не охарактеризовывайте...и тем более других барлосов, баллосов. карлуки точно домонгольский реликт в регионе. например племя турк - япалок бош тоже в прошлом барлосы, но как Вы в массе не рассуждают и фольк у них общетуркский и менталитет тоже. еще характерная черта турков - полиглотика, языки учат слету.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Используемая политика Темура была Симбиозом.

Тюрко-Исламский. Военная тактика наиболее усовершенствованная, чем старая Чингизидская Армия.

Доказывать на генетическом уровне, что Барласы это домонголский народ это "смех ржу не могу уже под столом". Другое дело, что они не Халхасы.Это как то можно в тарелочку совместить, но чтобы Барласы до Чингиза, такого нет и не было.

Возможно Кармышева писала о слияниях. Домонгольский местный народ был в основном подчинен Барласами и Жалаирами.

Например Карлуки и Барласы, другими родами тоже называются Турк.

Салам Барлас. Жалайры тоже в Узбекстане живут? Знают они жалайров-монголов?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

И еще есть такое выражение Go'rimni. To'rimni bermayman. То есть Могилу предков и свое почетное место(в гостях) не отдам.Например, если в гостях все уселись в свои места и кто то из старших приходит позже я могу не уступать место и это нормально.

У нас могила предков, называется ХИЛХАНА и вообще кладбище, где они похоронены другим не отдается. Все родственники поблизости иногда в одну и ту же могилу можно, если могиле 10-15 лет.

Да еще в добавок, чужому копать землю не помогаем, незнаю почему Дед говорил нельзя и еще, помогать черной работе и к тому же чужому это позор, даже если за деньги.

У кыргызов племени дёёлёс и у южных алтайцев телесов есть такая же поговорка "Дёёлёс тёрюну бербейт, дёёлёс горюну бербейт".

По поводу копки могил, об этом очень хорошо написала Кармышева, судя по всему барласы были освобождены от этой обязанности.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Салам Барлас. Жалайры тоже в Узбекстане живут? Знают они жалайров-монголов?

наверно монголы думают, что в Средней Азии и Казахстане племена живут отдельно, в 800 лет ничего не изменилось, в их составе, облике...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

наверно монголы думают, что в Средней Азии и Казахстане племена живут отдельно, в 800 лет ничего не изменилось, в их составе, облике...

:lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Всё название КАЗАХ полностью и целиком есть в списке 92 племен Узбеков Элатия.:)

Вы же прекрасно знаете почему нет у казахов этих родов?

Те кто говорят что узбеки и казахи совсем разные нации говорят полную чу*ь, извините за выражение.

Вот не чуждые каждому казаху узбек-казахские роды, названия как Керей, Қаранайман, Тоқман, Қанжығалы, Бағаналы, Балталы, Қарабалғалы, Жанғұлы, Қатаған, Шапырашты, Қаңлы, Қарақұрсақ, Қаракесек, Шанышқылы, Жағалбайлы, Тарақты, Садырсай, Өкіреш найман, Қызыл найман, Дүрмен найман, Наймансарай и т.д. очень часто встречаются в виде названия рек, поселений, аулов в Узбекистане. В частности в Ташкентских и Самаркандских областях. К примеру топонимика Самаркандской области просто поражает. :)

e48bf31d6b6f8372bf675a310a4d4d62.jpg

7d1e07e0f05a0608fc7b7c2ece46b194.jpg

Это все отсюда "Как был установлен надгробный камень на могиле Өкіреш Шала".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

История народов Узбекистана

Бахрушин С.В.

1947

Участие в образовании узбекского народа приняли не только дешти-кипчакские узбеки, проникшие в Мавераннахр в конце XV и начале XVI вв., но и ряд тюркских и отуреченных монгольских племен, осевших в Мавераннахре задолго до прихода этих узбеков, а также значительная часть древнего населения Узбекистана иранского происхождения, подвергшаяся влиянию тюркских элементов. Таким образом, завоеватели-узбеки являются лишь одной из составных частей современного узбекского народа, сложившегося исторически на протяжении многих столетий в результате слияния пришлых и местных тюркских и отуреченных племен с иранским населением Мавераннахра, и корни этногенеза современного узбекского народа следует искать в гораздо более раннюю эпоху, когда первые тюркские племена появились на современной территории Узбекистана.

Древняя земледельческая культура Средней Азии не была сметена нашествием кочевников, но на ней в первое время после завоевания не могли не отразиться в какой-то мере потрясения и. разорение, которые испытало оседлое земледель- ческое и кочевое скотоводческое население бывшего государства ти- муридов. Шейбапи-хан, приведя свой народ в Мавераннахр, должен был поселить его на новых местах; кочевники-победители, естествен- но, стремились занять лучшие места, ни в какой мере, не считаясь с интересами местного оседлого населения. Поэтому основные массы их расположились около Ташкента, заняли лучшие территории в долине Зарафшана, в Кашкадарьинском и Сурхандарьинском районах; значительная часть кочевников перешла на левый берег Аму-дарьи, на территорию нынешнего Северного Афганистана. Каждая из областей тимуридского государства была отдана в юрт (владение) того или другого узбекского племени, возглавлявшегося своим племенным вождем-эмнром (Термез, например, составлял юрт племени кунграт, Кундуз—племени катаган и т. п.). Расселение сопровождалось вытап- тыванием и потравой пашен, превращением возделанных земель в пастбища, а также вытеснением местных кочевников с их пастбищ и зимовых стойбищ, захватом их стад.

К концу XVI в. произошли некоторые сдвиги и в скотоводчес- ком хозяйстве кочевников; наряду с местными терминами „дихнишин" (оседлый) и „сахранишин" или „сахрашин" (кочевник), появляется также термин „кишлакнишин", обозначавший собою ту часть кочевого населения, которое стало постепенно оседать, превращая свои преж- ние зимние стоянки (кишлак) в место постоянного жительства.

Оформление узбекской народности. Язык. В связи с начавшимся оседанием, отдельные этнические группы и образования кочевников и полукочевников постепенно смешиваются на территории теперешнего Узбекистана. Родственные узбекам по языку и происхождению местные тюрки и отуреченные монгольские племена, известные тогда под общим названием чагатаев, или джагатаев, постепенно сливаются с массой узбекского населения, утрачивая большей частью свои племенные подразделения и этнические особенности. То же наблюдалось и в Хивинском ханстве, где чагатаи в первой половине XVII в. были еще самостоятельной этнической единицей, а впоследствии слились с узбеками и совсем исчезли. Таджики также частью смешивались с узбеками и тюрками, утрачивая свой язык, особенно в тех районах, где узбекский или тюркоязычный элемент составлял преобладающую массу населения (например, в Фергане или в районе Ташкента). Другая часть таджиков, жившая большими группами в отдельных городах и районах (особенно горных), продолжала сохранять^свой язык и свои национально-этнические особенности.

Сами узбеки постоянно испытывали на себе воздействие окружающей этнической среды, особенно в Бухарском ханстве. Наряду с отмеченными выше процессами ассимиляции и хозяйственным взаимо- действием, наблюдается также культурное воздействие на узбеков со стороны таджиков и чагатаев. Узбекский язык постепенно впитывает множество заимствованных слов, обозначающих новые для узбекской массы понятия. Среди господствующих классов узбекского общества получают распространение произведения персидско-таджикской и старотюркской литературы, под сильным влиянием которых постепенно зарождаются литературные произведения на узбекском языке. Персидский литературный язык попрежиему остается официальным языком узбекских ханств в Средней Азии (исключая Хиву). На персидском языке пишут свои произведения придворные поэты и историки бухарских ханов XVI и последующих веков.

К моменту русского завоевания Средней Азии процесс сложения современных среднеазиатских народов во многих отношениях еще не был завершен. В частности, современный узбекский народ окончательно оформился в нацию только в результате Октябрьской Социалистической революции. Население современной территории Узбекистана во второй половине XIX в было сложным по своему составу вследствие многовековых напластований и ассимиляций тюркских, монгольских, иранских и других этнических элементов.

В этот период среди узбекского народа еще были сильны племенные и родовые деления, восходящие к XV—XVI вв.

К числу вероятных потомков наиболее древней тюркской части населения Узбекистана можно отнести такие узбекские племена, как тюрк, локай, туркмен, карлук, уйгур и другие.

Основным местом поселения многочисленного племени тюрк были некоторые местности восточной части Бухарского эмирата; обитало оно также в Самаркандской области и в Фергане. Это племя, поселившееся на территории Мавераннахра, вероятно, задолго до Шейбани-хана, впитало, как можно полагать, после ХIII в. в свой со- став некоторые монгольские элементы, а также местные таджикские элементы.

Племя локай, многочисленное и сплоченное, обитало в колониальный период главным образом вне современного Узбекистана, на территории Дюшамбинского и Кулябского вилайетов Бухарского ханства.

Племя карлук, также очень значительное по численности, обитало большей частью на территории северного Афганистана и в меньшем числе в пределах Бухарского ханства, ведя полукочевой образ жизни. Существуют предположения, что карлуки—одно из тех тюрк- ских племен, которым приписывается наиболее значительная роль в тюркизации древнего согдийского населения Мавераннахра.

Племя туркмен, заселявшее главным образом Нуратинские горы, в основе своей восходит к древним огузам, обитавшим в IX в. на берегах Сырдарьи и переселившимся отсюда в Хорасан и в Малую Азию. Народное предание считает нураминских туркмен группой, отставшей от основного потока огузов , ушедших на запад. На протяжении веков эта группа обросла некоторыми другими тюрко-монгольскими элементами, сохранив при этом еще и в начале XX в. традиции родо-племенного деления и пережитки кочевого хозяйства.

Племя уйгур, очень малочисленное, сохранило, вероятно, в своем названии имя древнего народа уйгуров и обитало на территории как Хивинского ханства, так и Бухарского эмирата.

Нарядч с этими остатками древних тюркских племен и родов, сохранившими некоторую обособленность, значительная часть тюркских племен на протяжении длительного периода ассимилировала местное согдийское оседлое население и составила вместе с ним основную массу оседлого тюркоязычного городского и сельского населения Узбекистана. В момент русского завоевания и в колониальный период оно заселяло города и крупные селения Сырдарьинской области, Ферганы, Самаркандской области, а также Зарафшанский, Кашкадарьинский, Ширабадский и Сурхандарьинский оазисы Бухарского эмирата и южную часть Хивинского ханства. Никаких представлений о былом родо-племенном делении у этой части населения не сохранилось.

Многочисленными в составе современного узбекского народа являлись тюркские и тюрко-монгольские племена и роды, влившиеся на территорию Мавераннахра из Дешти-кипчака в XIII в. с войсками Чингиз-хана и позже с Шейбани-ханом. Последние из них принесли с собой имя „узбек", давшее название современному узбекскому народу. Потеснив старые тюркские племена, задолго до того поселившиеся в Мавераннахре, а также оседлое население страны, они расселились в плодородных оазисах, главным образом вне больших городов, на обширной территории по Зарафшану, Кашкадарье, Сурхандарье, в северной части Хивинского ханства и в Ферганской долине.

Места расселения всех узбекских племен, которых, по преданию, насчитывалось 92, пока точно не установлены. Есть основания полагать, что еще до середины XIX в., в связи с переходом к оседлости, уже получил сильное развитие процесс расчленения племен; это выразилось прежде всего при их территориальной разобщенности.

Самым многочисленным и сильным племенем были м а н г ы т ы. В Бухарском эмирате они жили по Зарафшану, в Бухарском оазисе, на Аму- дарье, около современного Чарджоу и по Кашка-дарье; в Хивинском ханстве они обитали в северной его части. В момент царского завоевания часть мангытов на Зарафшане вела еще кочевой образ жизни. Подавляющее же большинство уже осело на землю. Процесс оседания продолжался и в течение колониального периода. Племя мангыт делилось на 24 рода, сохранив при этом древнюю тюркскую традицию.

Другим столь же многочисленным племенем узбеков было племя кунграт, являвшееся, как и многие другие узбекские племена, не кровно-родственной группой, а союзом осколков ряда племен и родов, главным образом тюркского и монгольского проихосждения. Оформ- ление кунгратского союза, судя по имеющимся данным, произошло в Хорезме, где кунграты жили еще до Шейбани-хана. Часть племени кунграт, жившая в Бухарском эмирате, была еще более многочислен- ной. Кунграты вошли также в состав каракалпаков, поселившихся в дельте Аму-дарьи.

Племя к е н е г е с почти целиком обитало в Шахрисябзском вилайете Бухарского эмирата. По преданию, кенегесы являлись выходцами из мангытов. но находились с последними в постоянной вражде.

Очень многочисленным было племя сарай, сосредоточившееся большими массивами в Бухарском оазисе и в некоторых частях Кермининского оазиса, в предгорьях Самаркандских гор, в Каршинском оазисе и в других местах.

Племя н а й м а н тюркско-монгольского происхождения вошло в состав не только узбеков, но также казахов и киргизов. Основным местом поселения найманов были районы в долине Зарафшана, в Бу- харском и Кермининском оазисах, а также в районе Катта-кургана, Джизака и Самарканда.

Многочисленное племя кипчак являлось одним из важнейших элементов, которые вошли в состав всех основных тюркоязычных народов Средней Азии: узбеков, казахов, каракалпаков и киргизов. Особенно многочисленные в Ферганской долине, кипчаки играли весьма заметную роль в истории Кокандского ханства.

Переход узбекских племен к оседлости и земледелию не изжил сразу традиций кочевого быта. Значительная часть узбеков, проводя зимнее время в кишлаках, на лето перебиралась на летовки. Последнее практиковалось главным образом зажиточным слоем узбекского населения, в руках которого был сосредоточен скот. На землю оседала в первую очередь беднота. Но даже и в этой группе узбеков сказывались традиции кочевого быта. Обычай перехода на жительство в летнее время в кочевое жилище кара-уй (юрту.) держался у оседлых узбеков очень прочно. Кара-уй ставился в саду, на бахче или тут же во дворе, рядом с зимним помещением.

Патриархально родовые пережитки в колониальный период сказывались в сохранении общинного землеводопользования и иногда в брачной замкнутости.

Таджики на территории современного Узбекистана жили в некоторых городах (Самарканд, Бухара), в селениях Бухарского базиса, Самаркандской и Ферганской областей, в Нуратинских горах, в горах Байсун-тау, по притокам Сурхан-дарьи, по Кашка-дарье, в районах Шах- рисябза и Китаба. Вне городов сплошное таджикское население встречалось преимущественно в предгорьях и горных местностях; на равнинах таджикские кишлаки были разбросаны отдельными островками.

Процесс ассимиляции народов тюркского и иранского происхождения в Средней Азии имел место не только в древности, а продолжался непрерывно и в дальнейшем, до XX в. включительно, выражаясь главным образом в форме тюркизации таджикского населения, утрачивавшего постепенно таджикский язык. В отдельных случаях происходил и обратный процесс—таджикизации тюркского населения.

На территории занимаемой современным Узбекистаном, на протяжении столетий поселилось довольно большое количество родовых групп из числа соседних среднеазиатских народов—каракалпаков, туркмен, казахов.

Основным местом поселения к а р а к а л п а к о в являлось правобережье низовьев Аму-дарьи. В колониальный период эта территория входила в состав Амударьинского отдела Сырдарьинской области. Здесь обитала основная часть каракалпаков. Они жили оседло, занимаясь земледелием, скотоводством, разводя главным образом крупный рогатый скот и промышляя отчасти рыбной ловлей. У них крепки были пережитки патриархально-родового быта. Они делились на две круп- ные группы—кунграт и он-торт-уруг, подразделявшиеся в свою очередь на ряд мелких родов. Роды каракалпаков и узбеков—очень часто носили общие названия, как, напр., кунграт, мангыт, кенегес, хитай, канг- лы, кипчак и другие, что свидетельствует о происхождении этих народов из одних и тех же племен и народностей, населявших Дешти- кипчак. Значительные группы разных каракалпакских родов обитали в Ферганской долине, в районах Ташкента и Самарканда.

Туркмены на протяжении почти целого тысячелетия являлись непосредственными соседями Мавераннахра и нередко принимали непосредственное участие в целом ряде исторических событий, происходивших на его территории, в особенности в Хорезме. Это создало возможность для проникновения на территорию современного Узбекистана осколков некоторых туркменских племен, кроме отмеченного выше племени „туркмен", которое входило в состав узбекских племен. На территории, занимаемой современным Узбекистаном вплоть до Ташкентской области, было разбросано довольно много селений туркмен—выходцев из Туркмении. Они сохраняли воспоминание о своей принадлежности к определенным туркменским родам, однако по своим культурным навыкам, внешнему облику и языку они уже почти не отличались от окружающего узбекского населения.

Казахи составляли весьма многочисленную группу населения. На территории современного Узбекистана они кочевали на обширных пустынных и степных пространствах, прилегающих с севера к земледельческим оазисам среднеазиатских ханств, от берегов Аму-дарьи и Каспийского моря до Сыр-дарьи, и на севере совреме щой Ташкентской области. Из всех среднеазиатских народов казахи в наибольшей степени сохранили связь со скотоводством и бытовой уклад кочевого народа.

Однако еще до начала колониального периода у ктзахов уже наблюдалась тенденция к оседанию на землю.

Выходцы из отдельных казахских родов проникали в ряд районов Бухарского ханства, на территорию современных Самаркандской, Бухарской и Ташкентской областей, а также в Хорезм, получая здесь на разных условиях определенные территории и совмещая скотоводство с земледелием.

Непосредственное длительное соседство с оседлыми народами среднеазиатских ханств привело к тесным экономическим и культурным связям между ними. Группы „чаля-казак", „чаля-казак-сарт", „чаля-казак-киргиз* и т. п., обитавшие на территории Сырдарьинской области, обязаны своим происхождением смешению казахов с узбеками и другими среднеазиатскими народами.

Результатом такого же, только более раннего, слияния казахов с узбеками на территории Сырдарьинской области является тюркоязычная группа населения, называемая к у р а м о й, обитавшая главным об- разом в Сырдарьинской области по Ангрену. Еще в недавнем прошлом, в конце XIX в., у кураминцев были живы воет минания о родовом делении; позже они полностью утратились. Кроме Сырдарьинской области, группы кураминцев обитали в Бухарском ханстве, на Аму-дарье, между городами Керки и Бурдалыком.

Киргизы, основная масса которых жила в горах современной КирССР, заселяли также горные части Ферганской области и обитали частично в Ходжентском, Джизакском и Ташкентском уездах, где часть их постепенно оседала на землю, превращаясь в полукочевое население.

В составе населения Узбекистана с давних пор обитало несколько изолированных групп населения, попавших на территорию Средней Азии при разных исторических обстоятельствах, большей частью не- достаточно еще выясненных.

На территории Самаркандской области и в Бухаре обитали группы и р а н и (или марви), — потомков жителей Мервя, переселенных на территорию Бухарского ханства при эмире Шах-Мураде. Ирани оста- лись шиитами; этим, повидимому, объясняется то, что они почти не смешивались с таджиками. К ираноязычной группе населения относились местные цыгане. Местом их обитания были Ферганская долина и некоторые районы Самаркандской и Сырдарьинской областей, а также территория Бухарского эмирата. Они делились на несколько групп: мазанг, люли, джуги. Родным языком их был особый таджикский говор» называемый „мультами" или „афгани*. По образу жизни среди цыган были группы оседлые и бродячие. Оседлые цыгане именова- лись иногда по роду занятий заргар (золотых дел мастера), касагаран (мастера, изготовляющие чашки). Основным занятием их были мелкие ремесла—тканье женских покрывал из конского волоса, выделка сит, деревянной посуды, ложек, лопат, мелких ювелирных изделий. Цыгане же, особенно бродячие, занимались барышничеством, дрессировкой животных (медведей, коз), разведением местной породы борзых собак (тази), а женщины занимались гаданьем и нищенствовали.

Уйгуры (кашгарлыки и таранчи,по старой терминологии)—выходцы из Восточного Туркестана—иммигрировали в силу причин политического характера или переселились из Кашгара в Ферганскую долину в качестве сезонных рабочих и остались на новых местах в восточной части Ферганы, где и ассимилировались с местным узбекским населением, сохраняя лишь некоторые особенности говора.

К группе семитических народов относились арабы и местные евреи. Арабы составляли довольно многочисленную группу населения, разбросанную по всему Узбекистану. Особенно крупные кишлаки, за- селенные ими, располагались по среднему Зарафшану и по Кашка-дарье. Арабы представляли собой замкнутые группы и сохранили довольно ярко выраженный семитический тип. Они делились на ряд родовых групп, между собой не связанных. Арабы говорили по-узбекски или по-таджикски, но некоторые группы сохранили отчасти и арабский язык. Имеющиеся, предания указывают на то, что арабы выселились из Афганистана лет 200—300 тому назад, а переселение их из Аравии связывается, по имеющимся преданиям, с временем Тимура. Занимались арабы земледелием и скотоводством; среди них были оседлые и полукочевые группы. Последние обитали в юртах.

Местные евреи жили преимущественно в больших городах—Бухаре, Самарканде, Коканде, Андижане, Намангане, Маргелане, Ташкен- те, где селились в отдельных кварталах. Говорили они на особом наречии таджикского языка, но знали и узбекский язык. По своим занятиям евреи преимущественно—ремесленники и торговцы. Сохраняя свою древнюю религию—иудейство, евреи представляли собой очень замкнутую группу; обращенных в ислам (так называемых „чала") среди них было очень мало. В среднеазиатских ханствах евреи были ограничены в правах. Даже внешне они не должны были смешиваться с мусульманами: они обязаны были носить одежду, отличную от му- сульман, и соблюдать другие ограничительные требования.

Н о г а и (группа татар) переселились в Среднюю Азию, в частности под Ташкент (с. Ногай-курган) и в Хивинское ханство, еще до русского завоевания и почти полностью ассимилировались с местным узбекским населением.

Индийцы и афганцы жили по городам, особенно в Бухаре, в очень небольшом количестве, являясь пришлым „непостоянным элемен- том". Занимались они торговлей и главным образом ростовщичеством.

http://sbiblio.com/biblio/archive/ist_us/01.aspx

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5c2eaa467bc3.jpg

Как в других регионах РУз. не знаю, но большинство Каракалпакстанские узбеки как каракалпаки и казахи соблюдает традицию «7 ата». Стараются не свататься с родными и соплеменниками, браки между близкими «дайы-жиен» (кузенами) редко.:turkmen1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Chial - катта рахмат за карту. Интересно то, что на карте отмечены как кыпчаки, так и ферганские кыпчаки. В районе Самарканда я так понял это кытай-кыпчаки?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как в других регионах РУз. не знаю, но большинство Каракалпакстанские узбеки как каракалпаки и казахи соблюдает традицию «7 ата». Стараются не свататься с родными и соплеменниками, браки между близкими «дайы-жиен» (кузенами) редко.:turkmen1:

конечно же это карта имеет право на существование, ноя заметил некоторые неточности в части тюрков. В ферганской долине в районах Худжабад, туркабад курган тепа, 30 адыр, араван, карасу исфана много тюрков, в частности племена кальтатй и турк, но барласов собственно никогда не втсречал в вферганской долине, но есть ответвление барласов такие как Джинди и Япалак Баш. представителем Япалак Баш является Шайх Мухаммад Соддик Мухаммад Юсуф. многие из них до сих пор выходят на джайлоу в горы Алай и Урумбаш. что касается территории Таджикитсана, то там тоже не совпадение с картой Кармышевой.

И в карши все немного не так, там не только Мангиты и Конграты живут. а так наверное хорошее пособие.

так же наряду с тюрками живут много Юзов, которые вообще не указано на карте. в Гарме очень много конгратов

а Есть количественная статистика?

Изменено пользователем Yagli Canac
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Chial - катта рахмат за карту. Интересно то, что на карте отмечены как кыпчаки, так и ферганские кыпчаки. В районе Самарканда я так понял это кытай-кыпчаки?

а Есть количественная статистика?

Аристов. "Заметки об этническом составе тюркских племен (1896):

Х. Узбеки

Имя узбеков первоначально давалось тюркским племенам восточной части джучиева улуса для отличия их от джагатайцев или племен улуса джагатаев. Ранее Узбек-хана, царствовавщего с 1312 по 1342 г., оно не встречается, а потому надо пологать, что оно получило свое начало от имени этого государя, памтяного как продолжительному тридцатилетнему царствованию, когда привыкли называт его подданых узбековцами, так и по утерждению между кочевыми его поддаными мусульманства. Во второй половине XV века, когда отложившегося части тюркских родов приняли именование вольницы, к а з а к о в ь, оставшегося верными Алул-хайр-хану и его потомству часть тех же родов удержали название узбеков. Сохранилось оно за приверженцами шейбанидов и тогда, когда они очистили пределы джучиева улуса, перебравшись в Мавараннахр в дружинах Шейбани-хана и его наследников. Узбеки Мавараннахра составились таким образом из части тех же тюркских племен, главной массы которых вошли в состав киргиз-казаков, но в составе узбеков играли весьма видную роль, отчасти даже и количественно, потомки коренных монголов и северо-восточных тюркских племен, составляющих «полк» Джучи, и жившее службою ханам и вообще чингизидам служилое сословие. Сверх того, в составе узбеков уже в Мавараннахре, не замедлили конечно войти перешедшiя на службу победоносных щейбанидов местные тюркские племена, служившiя дотоль тимуридам.

Вследствие такого исторического происхождения узбеков количество родов у них весьма значительно. По заверению Хорошхина, число узбекских колень или «баулы» народныя сказанiя определяют в 92; он приводит их имена. Н.В.Ханыков еще ранее (в «Описании бухарского ханства», Спб., 1843 года) привел по туземному источнику («Нассядь-намяти-узбеккiя») 97 имен узбекских родов. По заверению Л.Н.Соболева, «многiя из имень родовь, как укумъ , аучи, карь-тау, митань и др. называются по месту своего жительства. Это мелкие племена. Некоторые же более сильные роды, каковы мангыты, минги, кипчаки, найманы, туркмены, юзы, каракал-паки, кенегезы и др., распространенные на более значительном пространстве сохраняют более прочно свои названия, но зато отделения их и подотделения принимают часто особые названия и возводятся на степень новых родов» (Записки и р.геогр. общества по отделению статистики., т. 4, Спб., 1874 года, стр 298.) .

Обстоятельны статистико-этнографическiя сведенiя обь узбекскихь родахь имеются пока только по бывшему зеравшенскому округу, блогадаря труду А.Д.Гребенкина, напечатанному в №№ 29-42 «Туркестанскихь ведомостей» за 1871 годь. Сведенiя эти относятся кь следующимъ 20 главными родамъ: тюяклы, въ числе до 20 т. душ обоего пола, имеють въ числе отделенiй молла-к е с е к ь и мирза-кисекь; митаны, до 10 т. д., отзываются о себе: «мы ногаи, а не узбеки»; найманы, въ числе до 18 т. д., въ трехь отделенiяхь: коштамгалы, уахтамгалы и садырь-бекь («кунградь и наймань, по ихь словамъ , дети одного отца-Козакь»); уйшунь, въ числе до 500 д., въ трехь отделенiяхь: учаклы, кузьтамгалы (утверждають, что кроме Зеравшана ихь рода нигде неть, пришли же они сюда въ то отдаленное время, когда 92 узбецкихь племени брали Самаркандь); кутчи именующiе себя выходцами из Кашгара (верятно это кучунь или куджинь историковъ тимуридов); катагань, до 450 д. пришли, по ихь словамъ, из Кундуза при Абул-Газисе, имеются еще въ Гиссарь и Шахрисабзе, зовутся соседями бекзать, т.е. людьми бекского рода; сарай, въ числе до 2 т. д., есть еще в Балхе; багрыны, до 2 т. д., пришли изь Ферганы; юзь или юсь, до 2.600 д., сь отделенiями ктай-юзь и др.; кыркь, до 900 д., пришли 42 года назад изь Джизака; мингъ или мынь; ктай, до 45 т. д., прибыли вместе с кипчаками 198 леть назадь изь Дешть-Кипчака при Субханкуль-хане; кипчакь, до 24 т. д.; кара-калпакь, до 15 т. д., прикочевали столетiе назадь тому изь-подь Ташкента; туркмень до 4 т. д., изь племени теке, но пришли изь Нураты, а туда изь окрестностей Туркестана, еще при жизни Хазреть-султана (Ахмедь-Ясави); джалаирь – до 3500 д.; дурмень до 300 д.; ургенчи прибыли изь Хивы, какь показываеть имя; тюркь, до 4.500 д., прибыли 50 летъ назадь изь Ура-тюбе; мангить, въ числе до 3 т. д. (имеются въ значительномъ количестве, до 30 т. д. въ Карши). Всего по приведенномъ даннымъ численность узбековъ зеравшанского округа должна была превышать 155.750 д. о. п., такь какь численность трехь родовъ осталась неизестною (Хорошхинь упоминяеть въ зеравшанскомъ округе еще следующiе роды, у Гребенкина не значащiеся, по малолюдности: киять, саять, джагатай, канглы, алчинь, кыргызь, казакь). Приведенныя свденiя Гребенкина, выказывая пестроту родоваго состава узбековъ, показывають вместе с темъ , что перемещенiя узбецкихь родовъ продолжались до недавняго времени, а раньше вероятно были еще значительно.

Сведенiя Гребенкина и Хорошхина относятся только до узбековъ верхней половины зеравшанской долины. Не столь подробны, но обнимають всю долину Зеравшана, а также нынешнiе ходжентскiй и джизакскiй уезды, сведенiя В.В.Радлова. По его словамъ , узбеки (частью) продолжали (еще 1868 г.) кочевать какь казаки и кыргызы (через двадцать леть, по «Матерiаламъ для статистики самаркандской области за 1887-8 г.г.» (Самаркандь, 1890 г.), полукочевыхь узбековъ осталось только 22.765 д. о. п. на 466.925 д. оседлыхь). Племена узбековъ этихь были следующiя:

1) К ы т а й-к ы п ч а к ь обитали въ долине Зеравшана, оть Самарканда до Катырши и на северь до Чилека, разделяясь на отделы кытай (в нем роды сары-кытай, отарчи, канджигалы, коштамгалы, тараклы и балгалы) и кипчакь (роды торттамгалы, сары-кипчакь и тогузбай).

2) К ы р к ь - м е н - ю з ь (т.е. кыркь сь юзами) жили между Ходжентомъ , Уратепе, Заминомъ , Джизакомъ и Яны-курганомъ , а также кь югу оть Пенджкента; на северь находись юзы; на юге же у Джизака и Яны Кургана кырки; у кырков были роды: карак-койлы, карача, кара-сиракь, чапанашлы, а у юзовь: карапча, тыгырыкь, парче-юзь, оргенеклы, салаклы, хонходжа-китайсы, ходжа-китайсы, коянь-кулаклы, тюяклы, сиргели.

3) К а н г л ы, не большое племя, живущее въ окрестностьях Джизака.

4) Н а й м а н ь обитають кь югу оть Катты-курганаи около города Дахана.

5) М и н г ь, значительное племя, кь юго-востоку оть Самарканда; населенiе, городовъ Каратепе и Ургута состояло из минговь; коканские ханы были изь этого же племени.

6) К е н е г е с ь, многочисленное племя, составляющее главную часть населенiя Шахрисабса и имеющееся также въ Хиве.

7) М а н г ы т ь – главное населенiе города Карши и его округа.

8) М е с и т ь, я б ы , т а м а, именуемые въ совокупности учь-ру (три рода), обитають въ зиаддинскомъ горномъ округе до города Кашкауса.

9) С а р а й живуть на западе оть Кошкауса до Ханчарвагы.

10) Б у р к у т ь (сравн. сь телеутскимъ родомъ м е р к и т ь) обитають между Кармине и Мелике.

11) А л л а т ь – около Каракуля, между Бухарою и Чарджуемъ .

12) Б е х р и н ь – около Пейшембе, на севере оть Катты-кургана.

13) Б а т а ш ь – въ разных местахь.

Кроме узбековъ, живуть еще в разных местахь оседлые каракалпаки и туркмены; у первых роды оймауть, кары-койлы и кара-сингирь, обитающiе около Акьтепе и Бешь-арика и недавно перекочевавшiе с Аму-дарьи; у вторыхь роды казайоглы, канджигалы и богошоли (два последнихь считають себя принадлежащими кь племени юйсюнь, стало быть родичи казаковъ большой орды), живущiе на севере въ горномъ нуратинском округе.

По сведениямъ И.Л.Якорскаго, въ населенiи Шахрисабса, состящемъ изь 30-35 т. семействь, преобладають узбеки рода к е н е г е с ь, бывшаго негокда отделенiемъ рода мангить; кенегесы делятся на пять колень: кайрасалы, тараклы, ачамайлы, чехуть и абаклы, следовательно оказываются союзомъ изь частиць родовъ средней орды, главнымъ образомъ кириеевскихъ. По его же наблюденiемъ, в Кундузе и Таш-кургане обитають главнымъ образомъ узбеки рода к а т а г а н ъ, а въ Мазари-щерифе и Балхе роды с а р а й, м и н г ъ. Всехъ узбековъ въ Чааръ-вилайете (т.е. въ авганскомъ Туркестане) можно, по его мненiю, считать 400 т. д.

По офицiальнымъ сведенiямъ 1885 г., узбеки ходжентскаго уезда потеряли «точнее деленiе на колень» (Е.Смирнова. «Сыр-дарьинская область», Спб., 1887 г. стр 46); въ джизакскомъ раiоне узбековъ было 15.754 двора или кибитки следующихъ родовъ: кыркъ 3.194 дв., канглы 594, салыкъ 1.775, туркменъ 1.348, тюркъ 812, найманъ 755, мангытъ 960, китай-юзъ 1.228, сулаклы 664, туяклы 578 дв., и менее 500 дворовъ или кибитковъ каждый следующiе роды: аллача, буркуть, сергали, баймаклы, джераиръ, кыргызъ, юзъ, куянъ-куяклы, парча-юзъ, курапча, кушчу, ураклы, тукчары, коштамгалы, сарай, канджигалы (Тамъ же, стр. 322 и 323). Кроме родовыхъ узбекскихъ именъ, названныхъ Гребенкинымъ и другими вышепомянутыми авторами, въ «Списке населенныхъ местъ и волостей самаркандской области» 1888 года («Сборникъ матерiаловъ» и пр. вып. I, Самаркандъ, 1890 года) встречаются въ самаркандскомъ уезде езе следующiя: чалмуюнъ, тюркъ-калтатай, тюркъ-барласъ и мухатары, чингизъ-ханъ, чуятъ, чандыръ, а въ катты-курганскомъ: ябу-киятъ, кирантъ и пр.; въ последнемъ уезде значится 2.875 д. узбековъ «неизвестныхъ родовъ», а въ ходжентскомъ уезде роды узбековъ совсемъ не означены. Можно догадываться, что причина тому, какъ объяснялось сыръ-даръинской администрацiей, потеря «точнаго деленiя на колена») .

По сведенiямъ Вамбери, племена кунгратъ, уйгуръ, кипчакъ, нукюзъ, ачмайли многочисленные въ Хиве, кенегесъ въ Шахрисабсе, мингъ въ Меймене и найманъ въ Карши. По его замечанiю, въ Хиве за исключениемъ туркменовъ и небольшого количества сартовъ въ городахъ населенiе все состоитъ изъ узбековъ; въ Бухаре по обоимъ берегамъ Зеравшана, въ Шахрисябсе, а также на левомъ берегу Аму-дарьи въ авганскихъ владенiяхъ (въ Кундузе, Хальме, Аксе, Шибиргане, Меймене и Андхое) земледельческое населенiе состоитъ преимущественно изъ узбековъ (Das Turkenvolk etc., 1885, s. 354).

Физическiй типъ узбековъ отличается большимъ разнообразiемъ не только по родамъ, но и по местностямъ, въ зависимости, конечно, отъ техъ помесей, которыя происходили у узбековъ съ местными населенiями восточно-иранской, аганской, западно-иранской и горно-иранской (гальча) крови.

Имея въ виду для русскихъ владенiй численность узбековъ по Костенке («Туркестанский край», 1880 г.) въ 201.972 д. (именно въ сырдарьинской области 25.771. ферганской 19852, зеравшанскомъ округе 140.154 и въ аму-дарьинскомъ отделе 16.195 д.) Вамбери в 1885 г. предпологалъ въ бухарскихъ владенiяхъ 1 м. узбековъ, въ Хиве 700 т. и въ авганскомъ Туркестане 200 т. а всего «круглым счетом 2 м. д». И.В.Яворский полагалъ въ 1889 г. общее число узбековъ и туркменовъ равнымъ 2.238.000 д., а въ 1894 г. определялъ число узбековъ в 2 м. и туркменовъ в 500 т.

Въ «Проекте Всеподданнейшаго отчета» турк. ген. губернатора 1881 года, узбековъ въ ферганской области не значится и изъ массы тюркскаго населенiя выделены, кроме «кыргызов», только кипчаки въ числе 70 т. д., остальное же именуется сартами. Между темъ по историческимъ даннымъ не подлежить сомненiю, что въ XVI веке и Фергана получила значительное количество шейбанидскихъ узбековъ, къ которымъ должны были присоединиться обитавшiе въ долине местные тюркскiе роды, и что составившiйся такимъ путемъ узбекскiй элементъ населенiя Ферганы былъ многочисленъ и пользовался въ стране большимъ политическимъ влiянiямъ, а иногда и господствомъ, вплотъ до подчиненiя ея Россiею въ 1876 году (въ «Краткой исторiи каканскаго ханства» В.Наливкина (Казань, 1885 года) упоминаются въ разныхъ местахъ следующiе узбекскiе роды: мингъ, кипчакъ, кара-калпакъ, тюркъ, кыркъ, юзъ, найманъ, сарай. Ханская династiя принадлежала къ роду мингъ. Кипчаки и каракалпаки отличались крепостью родовага начала. У кипчаковъ названы следующiя главныя ветви: куланъ, ульмасъ, илатанъ, яшинъ и иты-кашка (стр.155). Правда большая часть узбекскаго населенiя обратилась, в последнее особенно время, къ оседлости, а остальная къ полуоседлости, вообще же начинается сливаться съ сартами, но родовой быть еще далеко не утратилъ в среде его живучести.

Киргизъ-казаки и другiе кочевники средней Азiи называють сартами всехъ оседлыхъ туземцевъ, какъ западнаго, такъ и восточнаго Туркестана, применяя это именованiе, какъ къ таджикамъ, говоривщимъ по ирански, такъ и къ помеси тюрковъ съ иранцами или къ оттурченнымъ таджикамъ, говоривщимъ по тюркски, и наконец, къ окончательно обратившимся къ оседлости тюркамъ.

Итого получается въ русскихъ владенiяхъ узбековъ 579.740 д. о. п. Въ хивинскомъ ханстве численность узбековъ определяется по новейшимъ сведенiямъ въ 48 т. дворовъ и кара-калпаковъ въ 3.500 киб., что по 5 д. на дворъ или кибитку составить всего 257.500 д. о. п. (П.Кузнецовъ «О хивинскомъ ханстве» в 1896 г. оценяеть все населенiе ханства в 500 т. д. Вамбери определялъ число узбековъ въ хивинскомъ ханстве въ 700 т., а количество кара-калпаковъ в 30 т. (Das Turkenvolk, 1885 s.s.366, 377). По Вамбери наречiе кара калпаковъ занимаетъ средену между узбекскимъ и к.казачьимъ, но имееть кое-что общее и съ волжскимъ. Они отличаются высокимъ ростомъ и обильной растительностью волось, обнаруживая вообще своимъ типомъ сильную примесь арiйской крови (Das Turkenvolk, 1885 s.s.381, 371) .

Населенiе бухарскаго ханства считается ныне въ 2.153.740 д., но точныхъ цифръ по народностямъ нетъ. Можно, согласно съ Вамбери, полагать общее число узбековъ Бухары въ 1 м. Если затемъ принять для авганскихъ владенiй цифру Вамбери въ 200 узбековъ, то общее число узбековъ определиться въ 2.037.240 д. о. п., т.е. близко к цифръ в 2 м., которую принимаютъ г.г. Вамбери и Яворскiй.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Аристов. "Заметки об этническом составе тюркских племен (1896):

Обстоятельныя статистико-этнографическiя сведенiя обь узбекскихь родахь имеются пока только по бывшему зеравшенскому округу, блогадаря труду А.Д.Гребенкина, напечатанному в №№ 29-42 «Туркестанскихь ведомостей» за 1871 годь. Сведенiя эти относятся кь следующимъ 20 главными родамъ: тюяклы, въ числе до 20 т. душ обоего пола, имеють въ числе отделенiй молла-к е с е к ь и мирза-кисекь; митаны, до 10 т. д., отзываются о себе: «мы ногаи, а не узбеки»; найманы, въ числе до 18 т. д., въ трехь отделенiяхь: коштамгалы, уахтамгалы и садырь-бекь («кунградь и наймань, по ихь словамъ , дети одного отца-Козакь»); уйшунь, въ числе до 500 д., въ трехь отделенiяхь: учаклы, кузьтамгалы (утверждають, что кроме Зеравшана ихь рода нигде неть, пришли же они сюда въ то отдаленное время, когда 92 узбецкихь племени брали Самаркандь); кутчи именующiе себя выходцами из Кашгара (верятно это кучунь или куджинь историковъ тимуридов); катагань, до 450 д. пришли, по ихь словамъ , из Кундуза при Абул-Газисе, имеются еще въ Гиссарь и Шахрисабзе, зовутся соседями бекзать, т.е. людьми бекского рода; сарай, въ числе до 2 т. д., есть еще в Балхе; багрыны, до 2 т. д., пришли изь Ферганы; юзь или юсь, до 2.600 д., сь отделенiями ктай-юзь и др.; кыркь, до 900 д., пришли 42 года назад изь Джизака; мингъ или мынь; ктай, до 45 т. д., прибыли вместе с кипчаками 198 леть назадь изь Дешть-Кипчака при Субханкуль-хане; кипчакь, до 24 т. д.; кара-калпакь, до 15 т. д., прикочевали столетiе назадь тому изь-подь Ташкента; туркмень до 4 т. д., изь племени теке, но пришли изь Нураты, а туда изь окрестностей Туркестана, еще при жизни Хазреть-султана (Ахмедь-Ясави); джалаирь – до 3500 д.; дурмень до 300 д.; ургенчи прибыли изь Хивы, какь показываеть имя; тюркь, до 4.500 д., прибыли 50 леьб назадь изь Ура-тюбе; мангить, въ числе до 3 т. д. (имеются въ значительномъ количестве, до 30 т. д. въ Карши). Всего по приведенномъ даннымъ численность узбековъ зеравшанского округа должна была превышать 155.750 д. о. п., такь какь численность трехь родовъ осталась неизестною (Хорошхинь упоминяеть въ зеравшанскомъ округе еще следующiе роды, у Гребенкина не значащiеся, по малолюдности: киять, саять, джагатай, канглы, алчинь, кыргызь, казакь). Приведенныя свденiя Гребенкина, выказывая пестроту родоваго состава узбековъ, показывають вместе с темъ , что перемещенiя узбецкихь родовъ продолжались до недавняго времени, а раньше вероятно были еще значительно.

Сведенiя Гребенкина и Хорошхина относятся только до узбековъ верхней половины зеравшанской долины. Не столь подробны, но обнимають всю долину Зеравшана, а такде нынешнiе ходжентскiй и джизакскiй уезды, сведенiя В.В.Радлова. По его словамъ , узбеки (частью) продолжали (еще 1868 г.) кочевать какь казаки и кыргызы (через двадцать леть, по «Матерiаламъ для статистики самаркандской области за 1887-8 г.г.» (Самаркандь, 1890 г.), полукочевыхь узбековъ осталось только 22.765 д. о. п. на 466.925 д. оседлыхь). Племена узбеклвъ этихь были следующiя:

1) К ы т а й-к ы п ч а к ь обитали въ долине Зеравшана, оть Самарканда до Катырши и на северь до Чилека, разделяясь на отделы кытай (в нем роды сары-кытай, отарчи, канджигалы, коштамгалы, тараклы и балгалы) и кипчакь (роды торттамгалы, сары-кипчакь и тогузбай).

2) К ы р к ь-м е н - ю з ь (т.е. кыркь сь юзами) жили между Ходжентомъ , Уратепе, Заминомъ , Джизакомъ и Яны-курганомъ , а также кь югу оть Пенджкента; на северь находись юзы; на юге же у Джизака и Яны Кургана кырки; у кырков были роды: карак-койлы, карача, кара-сиракь, чапанашлы, а у юзовь: карапча, тыгырыкь, парче-юзь, оргенеклы, салаклы, хонходжа-китайсы, ходжа-китайсы, коянь-кулаклы, тюяклы, сиргели.

3) К а н г л ы, не большое племя, живущее въ окрестностьях Джизака.

4) Н а й м а н ь обитають кь югу оть Катты-курганаи около города Дахана.

5) М и н г ь, значительное племя, кь юго-востоку оть Самарканда; населенiе, городовъ Каратепе и Ургута состояло из минговь; коканские ханы были изь этого же племени.

6) К е н е г е с ь, многочисленное племя, составляющее главную часть населенiя Шахрисабса и имеющееся также въ Хиве.

7) М а н г ы т ь – главное населенiе города Карши и его округа.

8) М е с и т ь, я б ы и т а м а, именуемые въ совокупности учь-ру (три рода), обитають въ зиаддинскомъ горномъ округе до города Кашкауса.

9) С а р а й живуть на западе оть Кошкауса до Ханчарвагы.

10) Б у р к у т ь (сравн. сь телеутскимъ родомъ м е р к и т ь) обитають между Кармине и Мелике.

11) А л л а т ь – околоа Каракуля, между Бухарою и Чарджуемъ .

12) Б е х р и н ь – около Пейшембе, на севере оть Катты-кургана.

13) Б а т а ш ь – въ разных местахь.

Кроме узбековъ, живуть еще в разных местахь оседлын к а р а – к а л п а к и и т у р к м е н ы; у первых роды оймауть, кары-койлы и кара-сингирь, обитающiе около Акьтепе и Бешь-арика и недавно перекочевавшiе с Аму-дарьи; у вторыхь роды казайоглы, канджигалы и богошоли (два последнихь считають себя принадлежащими кь племени юйсюнь, стало быть родичи казаковб большой орды), живущiе на севере въ горномъ нуратинском округе.

По сведениямъ И.Л.Якорскаго, въ населенiи Шахрисабса, состящемъ изь 30-35 т. семействь, преобладають узбеки рода к е н е г е с ь, бывшаго негокда отделенiемъ рода мангить; кенегесы делятся на пять колень: кайрасалы, тараклы, ачамайлы, чехуть и абаклы, следовательно оказываются союзомъ изь частиць родовъ средней орды, главнымъ образомъ кириеевскихъ. По его же наблюденiемъ, в Кундузе и Таш-кургане обитають главнымъ образомъ узбеки рода к а т а г а н ъ, а въ Мазари-щерифе и Балхе роды с а р а й и м и н г ъ. Всехъ узбековъ въ Чааръ-вилайете (т.е. въ ваганскомъ Туркестане) можно, по его мненiю, считать 400 т. д.

По офицiальнымъ сведенiямъ 1885 г., узбеки ходжентскаго уезда потеряли «точнее деленiе на колень» (Е.Смирнова. «Сыр-дарьинская область», Спб., 1887 г. стр 46); въ джизакскомъ раiоне узбековъ было 15.754 двора или кибитки следующихъ родовъ: кыркъ 3.194 дв., канглы 594, салыкъ 1.775, туркменъ 1.348, тюркъ 812, найманъ 755, мангытъ 960, китай-юзъ 1.228, сулаклы 664, туяклы 578 дв., и менее 500 дворовъ или кибитковъ каждый следующiе роды: аллача, буркуть, сергали, баймаклы, джераиръ, кыргызъ, юзъ, куянъ-куяклы, парча-юзъ, курапча, кушчу, ураклы, тукчары, коштамгалы, сарай, канджигалы (Тамъ же, стр. 322 и 323. Кроме родовыхъ узбекскихъ именъ, названныхъ Гребенкинымъ и другими вышепомянутыми авторами, въ «Списке населенныхъ местъ и волостей самаркандской области» 1888 года («Сборникъ матерiаловъ» и пр. вып. I, Самаркандъ, 1890 года) встречаются въ самаркандскомъ уезде езе следующiя: чалмуюнъ, тюркъ-калтатай, тюркъ-барласъ и мухатары, чингизъ-ханъ, чуятъ, чандыръ, а въ катты-курганскомъ: ябу-киятъ, кирантъ и пр.; въ последнемъ уезде значится 2.875 д. узбековъ «неизвестныхъ родовъ», а въ ходжентскомъ уезде роды узбековъ совсемъ не означены. Можно догадыаться, что причина тому, какъ объясгялось сыръ-даръинской администрацiей, потеря «точнаго деленiя на колена»).

По сведенiямъ Вамбери, племена кунгратъ, уйгуръ, кипчакъ, нукюзъ, ачмайли многочисленные въ Хиве, кенегесъ въ Шахрисабсе, мингъ въ Меймене и найманъ въ Карши. По его замечанiю, въ Хиве за исключениемъ туркменовъ и небольшого количества сартовъ въ городахъ. Населенiе все состоитъ изъ узбековъ; въ Бухаре по обоимъ берегамъ Зеравшана, въ Шахрисябсе, а также на левомъ берегу Аму-дарьи въ авганскихъ владенiяхъ (въ Кундузе, Хальме, Аксе, Шибиргане, Меймене и Андхое) земледельческое населенiе состоитъ преимущественно изъ узбековъ (Das Turkenvolk etc., 1885, s. 354).

Физическiй типъ узбековъ отличается большимъ разнообразiемъ не только по родамъ, но и по местностямъ, въ зависимости, конечно, отъ техъ помесей, которыя происходили у узбековъ съ местными населенiями восточно-иранской, аганской, западно-иранской и горно-иранской (гальча) крови.

Имея въ виду для русскихъ владенiй численность узбековъ по Костенке («Туркестанский край», 1880 г.) въ 201.972 д. (именно въ сырдарьинской области 25.771. ферганской 19852, зеравшанскомъ округе 140.154 и въ аму-дарьинскомъ отделе 16.195 д. Вамбери в 1885 г. предпологалъ въ бухарскихъ владенiяхъ 1 м. узбековъ, въ Хиве 700 т. и въ авганскомъ Туркестане 200 т. а всего «круглым счетом 2 м. д». И.В.Яворский полагалъ въ 1889 г. общее число узбековъ и туркменовъ равнымъ 2.238.000 д., а въ 1894 г. определялъ число узбековъ в 2 м. и туркменовъ в 500 т.

читал аристово, знаю. просто добавляю то что сам знаю.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...