Перейти к содержанию
Гость kanishka

Суфизм

Рекомендуемые сообщения

Кто с суфимяи сталкивался? Я лишь оющался с некоторыми из них, в СА знаю только два ордена Ходжаган и Накшабандия

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кто с суфимяи сталкивался? Я лишь оющался с некоторыми из них, в СА знаю только два ордена Ходжаган и Накшабандия

А это не один и тот же орден?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кто с суфимяи сталкивался? Я лишь оющался с некоторыми из них, в СА знаю только два ордена Ходжаган и Накшабандия

Накшбандийский тарикат наиболее распространен в Азербайджане.Хотя мне лично довелось беседовать с шейхом из общины аш-шазилийа, ну и может быть стоит прибавить сюда и малочисленных приверженцев традиций ал-кадирийа в Ленкоране и Астаре (южных районах), а вообще не столь традиционен для Азербайджана суфизм современный. Пара-тройка шейхов и незначительное количество мюридов из среды бывших последователей Ваххаба, несерьезно это... Скорее это дать моде пришедшей из Дагестана и Чечни.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да один, я хотел сказать Ходжаган(Накшабандия) и Яссавия.

Кстати вы знаете АльХалел Карпыкова?

Нет я не знаком с суфистами вообще, хотелось бы разузнать о них больше, особоенно что там у них с силсилой было при Советах.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я тут нашла стихи Руми и среди них вот это очень суфийское

* * *

О правоверные, себя утратил я среди людей.

Я чужд Христу, исламу чужд, не варвар и не иудей.

Я четырех начал лишен, не подчинен движенью сфер,

Мне чужды запад и восток, моря и горы - я ничей.

Живу вне четырех стихий, не раб ни неба, ни земли,

Я в нынешнем, я в прошлом дне - теку, меняясь, как ручей.

Ни ад, ни рай, ни этот мир, ни мир нездешний - не мои,

И мы с Адамом не в родстве - я не знавал эдемских дней.

Нет имени моим чертам, вне места и пространства я,

Ведь я - душа любой души, нет у меня души своей.

Отринув двойственность, я вник в неразделимость двух миров,

Лишь на нее взираю я и говорю я лишь о ней.

Но скорбь, раскаянье и стыд терзали бы всю жизнь меня,

Когда б единый миг провел в разлуке с милою моей.

Ты до беспамятства, о Шамс, вином и страстью опьянен,

И в целом мире ничего нет опьянения нужней.

(Перевод Д. Самойлова)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вот суфийские газели одного из Величайших поэтов Азербайджана,Имаммедина Насими.

Мы бога существо в самих себе являем,

Как чаша Джама, мир сoбою отражаем.

К нам, жаждущий, приди-вода живая мы

И жизнью вечною мы души наделяем,

О ты, в двоичности погрязший целиком,

Поверь, что мы с тобой ни в чем не совпадаем!

Одну лишь истину всегда находим мы,

Коль покрывало мы со всех вещей срываем'...

Что мы? Мир вечности! И значит, потону

Не умираем мы, вовек не исчезаем.

О, ты, что божий лик все ищешь, дуалист,-

Знай, что одни лишь мы Владыку представляем.

Великие цари царей-все это мы:

В стране небытия, как нищие, блуждаем.

Нам птица Гамаюн дарит благую сень-

И с милостью твоей мы нынче расцветаем.

Единства солнце-свет с востока пролило,

Востока тайны все мы миру раскрываем.

В том мире, где нет "Как?" и "Почему?" где нет,

На "Как?" "Почему?"- одни мы отвечаем.

О господи, когда ты солнце веры-то

Мы-это явно ты; и мы об этом знаем.

Мы-это Дух Святой, мы Имя всех Имен,

Дух, им же был Адам от бога вдохновлен.

О чашница, что дух наш чашей усладила

И нас рубинами-Ковсаром напоила;

Как солнце, лик твой нам, сияющий над миром,

Устами-сахаром нас к счастью пригласила.

"Я скрытым кладом был"-страсть к этому аяту

Кудрями черными ты в душу поселила.

Благословенный рай не нужен нам нисколько,

Когда он будет дан без лицезренья милой.

Средь царства темноты-вещей всех сотворенных-

Ты солнечным лицом нам путь наш озарила.

Не обретет в груди навек покоя сердце,

Имеет власть над ним твой облик до могилы.

Не море ли любви, душа моя, скажи мне,

Жемчужины очей-иль слез моих-взрастило?

Одно твое лицо всегда и постоянно

Во сне и наяву мне светит и светило.

О ты, Коран судьбы, знак радости великой,

Благодаря тебе нас счастье осенило.

Чеканить из меня теперь монету можно-

Ведь сердце в золото любовь преобразила.

О знай, жемчужина, когда на самом деле

Жемчужины моей ты сущность не раскрыла,

Мы-это Дух Святой, мы-Имя всех Имен,

Дух, им же был Адам от бога вдохновлен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот еще от Насими:

Жемчужина! Тобой горда ума казна!

Душа души души, нет-ты душа одна!

По виду кажешься для всех ты очевидной,

Но ведь по существу ты вся утаена.

По воле лишь твоей произошли все вещи,

Жемчужина глубин, безмерно ты ценна.

Tы тело, мир, душа, ты-сущность, над грядущим

И над прошедшим власть тебе лишь вручена.

Отрекшись от себя, мы скоро узрим бога,

В том бесприметного примета нам дана.

Скрижали сущего мы буквы, иль та буква,

Что между бытием и богом вмещена.

Едва Великий снял с явлений покрывало,

Вода живая в них вдруг стала всем видна.

Искатель Истины Муса! Слова забудь ты:

"Явись ко мне! Но суть моя утаена!"

В обители небес, и в сферах девяти,

Ты можешь нас вовне, но и внутри найти.

Лейли - то облик наш, и, как Меджнун, любовь

Лишь своему лицу мы можем обрести.

О Бога ищущий! Коль не среди красавиц,

Лик подлинный его где можешь ты найти?

Лишь лику своему любовь - вот наша доля.

Мы в двух мирах пойдем по этому пути.

О раб! До коих пор, ведомый гнусной страстью,

К мирскому благу путь ты будешь свой вести?

Без "Как?" и "Почему?" - в том мире беспредельном

Существовали мы - вниманье обрати.

В те дни, как "Каф" и "Нун" еще не появлялись

И миру не был дан еще приказ цвести.

От злой беды своей, о ты, что болен страстью,

Ужель ты тирьяком решил себя спасти?

Не трать на дива чар, ведь он не покориться,

Он будет зол, хоть ты его озолоти.

Не знающий того, что Истине мы служим,

Ты откровение, что мы даем, прочти:

Мы - это Дух Святой, мы Имя всех Имен,

Дух, им же был Адам от бога вдохновлен.

Мы - мир, с которым Бог, его мы воплощенье,

Предела нет ему, весь мир - его именье.

Мы в двух мирах - цари по воле Фазлулхакка.

Ведь - бедность - наш удел, и в ней - благословенье.

Все расстояние от Рыбы до Луны -

Лишь капля нашего бескрайнего владенья.

Высокий кипарис моей любимой сладкой!

Бессильны мы всегда от милой в удаленье.

И зеркало луны приметно потемнеет,

Коль в стонах выскажу сердечное мученье.

Как расскажу тебе я в своих печалях,

Когда питаешь ты к моей тоске презренье?

Мир сущности - наш дом, мы в нем - Азиз прекрасный,

А сердце в нас - Юсуф, спасенный от плененья.

Отшельник, не болтай ты о любви высокой,

Тот путь тебе не дан, напрасны все моленья.

Любовь меня к себе навеки притянула -

Соломы к янтарю могуче притяженье.

Суфий, коль чистотой ты сам вину подобен,

То пей вино скорей, и прочь все запрещенья.

Что линия пути тебя яснее стала,

Пойми, о ищущий, ты наше изреченье:

Мы - это Дух Святой, мы - Имя всех Имен,

Дух, им же был Адам от Бога вдохновлен.

В мир сущности вещей ведущий нас вперед,

Твой лик седьмицею аятов мир зовет!

Так голова венца Владыки не заслужит,

Когда твоим ногам она не упадет.

Источник бытия всего, что есть на свете,

Твое лицо горит, как солнечный восход!

Ведь даже без коней, ладей, слонов и пешек

Твой ферзь противнику успешно мат дает.

А родинка твоя, тридцать две буквы лика -

О Боге, небесах прекраснейший отчет.

О дух, сгораю я от нестерпимой жажды.

О, дай напиться мне, тебя ведь сердце ждет.

Тот, чьим кумиром Лат еще доселе служит,

Тебя увидел в нем, и ты ему оплот.

Кто был в твой ясный лик влюблен и жив остался?

Тот, кто в тебя влюблен - он от любви умрет.

О ты, кто в поисках еще не сделал шага -

Ты веришь, что твой путь владыке приведет?

Суфий, который жизнь свою пустил на ветер!

Брось скверну, пей вино и знай - оно не лжет!

Мы - суть речения: "Была я скрытым кладом",

Мы - свет, огонь; весь мир от нас исток берет.

Мы - это Дух Святой, мы - Имя всех Имен,

Дух, им же был Адам от Бога вдохновлен.

С лица-луны сними фату, мой друг, скорей

И тайны скрытые яви для всех людей.

Кудрями и лицом зажги огонь ты в солнце,

Луну кругами ты златистыми обвей.

Смятенье и тоску ты подними повсюду,

И страшный суд устрой ты по вселенной всей.

Сомнений корни всех ты в истинности Бога -

Все вырви, а потом их по ветру рассей.

Свой аромат в Хатай отправь, и пусть там зависть

Сжигает кабаргу среди ее степей.

Ежесекундно ты немного аромата

От локонов твоих на розы сада лей.

Влюбленный в кипарис - ты голову скорее

К его ногам бросай, о жизни не жалей!

Любовь возлюбленной - то целый клад жемчужин,

Ты страстью жемчугам любимой пламеней!

О чашник! Сельсебиль, Ковсар - твои подвалы.

Ковсара воду ты в кувшин себе налей.

Откупори кувшин. От жажды мы страдаем,

О виночерпий наш, не забывай друзей!

О мира сущности таинственная птица,

О тридцати двух птиц крылатых чародей -

Мы - это Дух Святой, мы - Имя всех Имен,

Дух, им же был Адам от Бога вдохновлен.

Мы тайны всех имен храним и бережем,

Всех именуемых мы суть в себе несем.

Не видное в воде и скрытое в пыли -

Мы в родинке, в чертах красавицы найдем.

Нет в мире красоты соперников тебе,

Кто б схож был обликом с тобой иль существом.

Мы - это тот корабль, в котором собрались

Все семь морей земли в величии своем.

Источник сущего на свете - ты один.

На свете Истины мы не найдем в другом.

Где жемчуг Истины? Хранится в море он,

А море в сердце, знай - и там жемчужин дом.

Коль Бога хочешь ты по правде лицезреть -

То буквы тридцать две ищи в лице своем.

Очисти зеркало и сердцем чист пребудь,

Коль хочешь встретиться с любимым ты лицом.

Увы, ты Истины сегодня не узришь,

Ты, что прельщаешься грядущим Судным днем.

Лишь лику дорогой - мой идол только он -

Как к Кыбле красоты, мы каждый час идем.

Из той же, Насими, мы глины, что Адам,

И ощущаем мы всем нашим бытием:

Мы - это Дух Святой, мы - Имя всех Имен,

Дух, им же был Адам от Бога вдохновлен.

Нам вечного вина подай, о чашник мой,

Влюбленных пламенных ты душу успокой.

Как в чреве лунном путь порой свершает солнце,

По морю жизни, друг, ты правь кораблик свой.

Любовью пусть душа всегда согретой будет,

Пусть будет зрячим глаз от влаги золотой.

Все вещи на земле в конечном счете тленны,

И лишь в любви к тебе нет тленности земной.

В воде или в огне - где б мы ни находились.

Но с нами он всегда, твой облик дорогой.

Ах, сколько лью я слез - песка в пустыне меньше,

Воды не столько, знай, в пучине есть морской.

Жестока сердцем ты и любишь ты некрепко,

Но совершенством кто сравняется с тобой?

Богат безмерно я, хоть у меня - лишь сердце,

И сердце, хоть мое, однако не со мной.

Я пьян. Меж ночью, днем различья я не вижу.

Меж левой разницы и правой стороной.

Коль внемлешь, наконец, моим стенаньям горьким,

Застонешь только ты от муки роковой.

Невыносимую я нес доселе ношу,

И больше не стерпело я тяжести такой!

Твои уста - рубин вином я называю,

Дай мне вина скорей из чаши неземной.

О чашник! Дай вина ты Насими скорее,

Пусть охладит твое вино сердечный зной. -

Мы - это Дух Святой, мы - Имя всех Имен,

Дух, им же был Адам от Бога вдохновлен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тупой суфИй болтает о вещах

Суть коих не раскрыл ему Аллах.

Простим его, - ведь он не умирает

От страсти к Ней, презрев позор и страх.

P.S. Никаких намеков, чистая поэзия. Суфийская.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ходжаган(Накшабандия)

В начале 20-го века в Башкортостане занимал прочные позиции под руководством шейха Зайнуллы ишана Расулева.

Более 5000 мюридов.

В политическом отношении были сторонниками создания Башкурдистана, многие лидеры нац движения той эпохи были мюридами либо имели тесные связи с тарикатом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ты мрачен? Покури хашиш — и мрака нет;

Иль кубок осуши — тоски пройдет и след.

Но стал ты суфием, увы! Не пьешь, не куришь.

Булыжник погрызи — вот мой тебе совет.

Омар Хайям Нишапури

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

в конце 20в Ислам стал "в моде" и Казахстан заполонили муллы со всех сторон - из Пакистана, Ирана, Турции, Египта, Аравии и т.д. и все трактуют Коран по своему. При том что в 20веке ислам в казахстане практически "не дышал" (при комунистах)

в 19 веке по словам Чокана Валиханова, казахи только-только принимают ислам, да ито не много, да и те лишь для того чтобы отстали и не пытались силком не загоняли в христианство. т.н. "ИСТИННЫЙ" ислам ИМХО нам Казахам абсолютно неприемлем.

суфизм только потому принят казахами, что суфии не запрещают почитать предков, играть на домбре и есть конину - как это любят запрещать многие фанатичные исламисты

мне лично нравится сайт http://sufism.ru/orden/sufi.htm

хотя у него есть ярые враги, не помню на каком исламском сайте точно, но их очень сильно нелюбят.

поищите по поиску и найдете много, вот например здесь http://www.strana-oz.ru/?numid=14&article=651

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

в конце 20в Ислам стал "в моде" и Казахстан заполонили муллы со всех сторон - из Пакистана, Ирана, Турции, Египта, Аравии и т.д. и все трактуют Коран по своему. При том что в 20веке ислам в казахстане практически "не дышал" (при комунистах)

в 19 веке по словам Чокана Валиханова, казахи только-только принимают ислам, да ито не много, да и те лишь для того чтобы отстали и не пытались силком не загоняли в христианство. т.н. "ИСТИННЫЙ" ислам ИМХО нам Казахам абсолютно неприемлем.

суфизм только потому принят казахами, что суфии не запрещают почитать предков, играть на домбре и есть конину - как это любят запрещать многие фанатичные исламисты

мне лично нравится сайт http://sufism.ru/orden/sufi.htm

хотя у него есть ярые враги, не помню на каком исламском сайте точно, но их очень сильно нелюбят.

поищите по поиску и найдете много, вот например здесь http://www.strana-oz.ru/?numid=14&article=651

А ты чо суфий?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемые Коллеги !

Позвольте два слова добавить вашей дискуссии.

В восьмидесятых прошлого столетия мне приходилось проходить ступень послушника у пира-мюршида Иброхимхон-тура в Янги Кургане.

Много адептов приезжало из Намангана и мы как-то отправились в горы для практики узлат.

Наши братья предоставили как базу высоко в горах Чаткала заброшенный пионерлагерь в котором занимались китайской гимнастикой и так называемой "Кол Санъати" около сотни молодежи. Обучал их седоватый старец лет 60.

Говорили, что он из охунов Шаърихана. Никаких аффекто-эффектов не видел, хотя целый месяц внимательно наблюдал со стороны все тренировочные занятия и присутствовал в их общих радениях с элементами поворотов тела и поклонами. Ахадхон-коры пригласил на экзамен и там мы увидели настоящее искусство, продемонстрированное мастером из Шаърихана, к которому почтительно обращались "Охун-ота", хотя в Фергане так обращаются ко всем выходцам из Кашгара, уйгурам. Этим наверное выражается почтение племени Афок-Ходжи.

Мастер одним движением руки еле касаясь пальцами каких-то сенсорных точек на теле противостоящих атлетов валил их на маты.

Казалось он обладает способностью мгновенного гипноза.

Кстати, на этом экзамене физической подготовки адептов присутствовал теперь известный всему миру Тохир Йулдош.

Потом был дастархан и разговорившись с Ахадхон-аллома удалось выяснить, что нам продемонстрировали элементы "шайхской борьбы", известной только высокогорным школам халька - уваайсия.

Тогда я вспомнил известного актера Хамзахон Умарова, который играл одну из главных ролей в "Непобедимом".

Оказывается действительно Харлампиев учился у горного шейха тайнам "Кол Санъати", правда никакой рукописи не было, а передавалось искусство от дяди к племяннику по женской линии. Таковы были правила силсилы.

В процессе работы над тем фильмом многое пришлось постигнуть вновь и об этом актёр рассказывал очень увлеченно когда бывал у нас в гостях, они с моим отцом тёзки, родились в одной махалле и учились в одной школе.

Я тогда на многие детали не обращал внимания, поэтому изложил только то, что вспомнил навскидку.

С уваженим

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Слышал,Хасан Ибн Саббах был выдающимся мастером б.и.Название его школы по-арабски я забыл к сожалению.По этой системе готовили хашашийя(боевой клан,типа ниндзя).Инфу прочитал в солидном справочнике школ б.и.Но под рукой его щас нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Салам Алейкум!

Может кто-нибудь подсказать, остались ли в Средней Азии истинные тарикатские шейхи (Накшбандия)? В мире достаточно много различных лже-шейхов. Достоверно знаю, только про ветвь Накшбандия в Дагестане, там есть истинные шейхи. Их Силсиля, если вкратце идёт от Бахаутдина Накшбанда ...через Индию Имам-Раббани ... потом Халид-Шейх-Багдади ... и далее Дагестан. Я думаю должна была остаться ветвь в Средней Азии от самого Накшбанда, которая не угасла. У кого есть какая нибудь информация?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Раскажите про суфизм, каковы отличия от ортодоксального ислама, как долго казахи были суфистами, кто кроме казахов суфистами был, какой у нас ислам сейчас не суфийский разве?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Абу-л-Хайр Фазлаллах (Фазлуллах) б. Рузбихан (Рузбехан) ал-Хуинжи ал-Исфахани ал-Амини (1457 — после 1530) — персидский[1] богослов и путешественник. Родился в городе Хондж области Фарс[2]на юге Ирана. Отец Джамаладдин Рузбихан принадлежал к исфаханской знати[2], позднее переселился в Тебриз. По вероисповеданию суннит, сторонник Шейбанидов, враг шиитов и Сефевидов. Как выдающийся богослов занимал видное положение при дворах ряда правителей. Б. А. Ахмедов указывает Султана Якуба Ак Коюнлу (1478—1490), тимурида Султана Хусайна-мирзы (1496—1506), Убайдулла-хана I (1533—1539).В. В. Трепавлов назвал год смерти около 1530. Автор исторических хроник, этических сочинений.

 

<ГЛАВА LIV>

ПАМЯТКА О ПРЕДПИСАНИИ ПОКЛОНЕНИЯ МОГИЛАМ И О ПРЕДПОЧТЕНИИ ПОКЛОНЕНИЯ МОГИЛАМ ИМАМОВ И БЛАГОЧЕСТИВЫХ

[Ибн Рузбихан, рассказывая о предписании поклоняться могилам, приводит выдержки из книг Бухари, Муслима и Тирмизи Сахих,приходит к выводу, что в первые годы ислама поклонение могилам было запрещено.]

<ГЛАВА LV>

ПАМЯТКА О ПРЕИМУЩЕСТВЕ ПОКЛОНЕНИЯ ИМАМУ 'АЛИ Б. МУСА

[Эту главу автор посвящает необходимости поклонения гробнице имама Ризы и завершает ее касыдой в похвалу имама.]

ГЛАВA LVI

ПАМЯТКА О ПОКЛОНЕНИИ ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА НАМЕСТНИКА ВСЕМИЛОСТИВОГО МОГИЛЕ ИМАМА 'АЛИ Б. МУСА РИЗЫ В СВЯЩЕННОМ МЕШХЕДЕ

<Утром в четверг шестого сафара (26 мая 1509 г.) его величество наместник всемилостивого, облачившись в ихраммогилы святейшества имама, выехал из августейшей ставки. Я, бедняк, в присутствии некоторых благородных друзей из знатных казиев и мухтасибовавгустейшей ставки, да продлит Аллах их знание и щедрость, во время отправления на поклонение священному мазару с августейшим кортежем встретился с превосходным господином Маулана Дуст-Хасаном, который в дружбе следует по пути доброты, да приветствует его Аллах всевышний, и [все] мы отправились вместе, произнося молитвы и приветствия озаренному духу его святейшества имама. Достигнув чести лобызания порога святейшего имама, мы у порога ожидали славного прибытия его величества наместникагвсемилостивого. Его величество наместник всемилостивого, выехав из августейшей ставки, совершил поклонение мазару Раби б. Хайсама, да помилует его Аллах, одного из великих современников сподвижников Мухаммада — известно, что там находится его могила, — отправился на поклонение мазару его святейшества. На крыше приемного зала его святейшества имама, на месте, где бьют в накры его святейшества имама, встали накрачи августейшей ставки и трубачи в ожидании забить в накры и затрубить, когда прибудет августейший кортеж. Его величество повелел хранить полную тишину и музыку заменить оказанием милости бедным. Дойдя до окрестности приемного зала, остановились. [Затем] взошли в переднюю и оттуда, вступив в священный мавзолей, вошли в куббу и исполнили надлежащий обряд поклонения. Посидев немного, вышли из куббы. [167]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ПАМЯТКА О ПОЕЗДКЕ ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА НАМЕСТНИКА ВСЕМИЛОСТИВОГО ИЗ СЫГНАКА ДЛЯ ПОКЛОНЕНИЯ СВЯЩЕННОЙ МОГИЛЕ ХВАДЖИ ЙАСАВИ, ДА УВЕЛИЧИТ АЛЛАХ СИЯНИЕ ЕГО ВО ВСЕМ МИРЕ

Выше было упомянуто, что его высокостепенное ханское величество в день праздника жертвоприношения в городе Сыгнаке изволил остановиться ради исполнения обязательных праздничных обрядов. На другой день, который был началом дней ташрика 148, августейшая ставка снялась из Сыгнака, и остановка произошла в степи этой области. Через два дня небесный кортеж направил бразды в сторону города Сабрама, и [хан] соизволил повторить приятное лицезрение города, радостного и прекрасного края, воздвиг в предместье того владения шатер могущества. Выступив оттуда, поставили в степи города Йаси большой шатер великолепия и наместничества до высшей точки небес. В ночной беседе он соизволил принять решение поклониться его святейшеству хадже, да освятит Аллах его душу, и утром в четверг пятнадцатого зу-л-хиджжа (6 апреля 1509 г.) он поднялся над горизонтом города Йаси подобно сияющему солнцу. Надев на себя ихрам149 поклонения могиле его святейшества хаджи и отвечая «слушаюсь» на призыв божий, он от чистого сердца совершил [ритуальный] обход вокруг той ка'бы прошения, побежал по тропе молящихся и со смирением и покорностью поспешил пойти поклониться к жилищу муджавировиз совершающих коленопреклонение и земные поклоны. То, что подобает по обязательным правилам прославления и чествования такого преславного и чтимого места, было исполнено почтительным слугой. Снаружи куполообразного здания, на краю западной суффы, которая находится у порога могилы, он оказал честь присесть, и чтецы слова божия приступили к благопристойному чтению нараспев.Муджавиры поднесли великолепные вкусные яства. . .

алее повествуется о разлуке автора с Шайбани-ханом. Ибн Рузбихан с ханом встретился только в городе Йаси, и на вопрос Шайбани-хана о его здоровий, автор ответил стихами Саади:

Я говорил, когда ты придешь, я расскажу о печали своего сердца.
Что бы мне рассказать, когда ты придешь, чтобы из сердца удалилась печаль?

Ниже автор привел слова Шайбани-хана о пользе поклонения могиле Хваджи Ахмада Йасави.]

Затем [хан] изволил спросить о положении мударрисов и о степени их учености и установил, что некоторые ученики мои, которые учились в этих краях, получили разрешение преподавать хадисы и читать лекции в медресе, построенном эмиром Тимуром Чагатайцем, который построил и гробницу Хваджи и превосходительного сейида Шарифа Джурджанй, да помилует его Аллах всевышний, сделал таммударрисом. Он приказал, чтобы им и назначенным студентам выдавали содержание из его, [хана], личных вакфов и ханских пожертвований. Точно так же назначили мударрисов и студентов в Сабраме и в других городах Туркестана.[143]

Описание мечети в Йаси, которую повелел построить его ханское величество 150

Всемилостивый строитель, его величество, изволил построить в городе Йаси чрезвычайно высокую мечеть. Возвышенный помысел его перевел взор от здания мира сего на вечное здание, согласно речению: Тот, кто построит Аллаху мечеть, тому Аллах построит в раю дом, подобный ей, достался он и воздвигающему здания мечети и основания мест поклонения. Пройдя во врата обещанной мечети, он еще раз соизволил обновить знаки следов [своего] правоверия, [чему] свидетельствуют слова: Если увидите, что человек обязался [построить} мечеть, то свидетельствуйте, что он исповедует истинную веру. [Это] такая мечеть, высокий купол которой достает до вершины древа лотоса и могучее здание которой представляет очам народа образ [храма] Байт ал-акса 151. Ее линии напоминают линии обещанных гробниц благочестивых [старцев], и врата ее раскрыты пред лицом набожных людей. Великий собор города Йаси, высокая мечеть, ныне тому доказательство.

/116а/ [Далее автор приводит стихи своего сочинения, восхваляющие мечеть в Йаси.]

Когда хан освободился от обязательных обрядов посещения и от обрядов поклонения, обнаружились милости и благодеяния господа над прибежищем наместничества, то он, попрощавшись со священным мазаром, исполнил долг поклонения [могиле] ее величества «Высокой колыбели», великой супруги, пречистой родительницы его высочества, прибежища царства Мухаммад-Тимур-султана, которая удостоилась чести быть похороненной рядом с могилой святейшего Хваджи Йасави. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Почитание святых могил суфийских шейхов сохранялось и в постзолотоордынских государственных образованиях (Казанском ханстве, Астраханском ханстве, Ногайской Орде и др.), а также после их падения. Известно, что в Казанском ханстве существовал культ могил святых Иш-Мухаммеда, Идриса, Касима и др. Все эти святые являлись суфийскими шейхами из братства йасавийа [Худяков, 1990, с. 198]. Османский автор Эвлия Челеби б. Дервиш (1611-1679/1683) в своем сочинении "Сийахат-намэ" ("Книга путешествия") описывает древние "почитаемые гробницы членов общины Мухаммеда и прочих пророков" в окрестностях развалин города Сарая, видимо сохранившиеся с золотоордынского времени и эпохи Астраханского ханства. Эти гробницы в его время почитались местным татарским населением, и сам он совершил к ним паломничество, пребывая в Нижнем Поволжье в 1666 г. [Эвлия Челеби, 1979, с. 140-142]2.

1 О суфийских шейхах в Астраханском ханстве см.: [Исхаков, 1997, с. 76-77]. Последний астраханский хан носил вполне суфийское имя Дервиш-Али б. Шейх-Хайдар.

2 Кстати, согласно сведениям Эвлии Челеби, часть "хешдеков" (собирательный для турецкого автора этноним, под которым в данном случае следует видеть, на наш взгляд, юртовских ногайских татар), живущих в окрестностях Астрахани, "приобщил к исламу Мехмед Бехари Салтык-бай, или, иначе, Сары Салтык-султан" [Эвлия Челеби, 1979, с. 133]. Сары Салтык известный суфийский шейх XIII в., деятельность которого связана в основном с Крымом и Добруджей. Он был одним из учеников-муридое Хаджжи Бек-таша - основателя братства бекташиййа. Его называл своим наставником знаменитый турецкий поэт-суфий Юнус Эмре (1240-1320). См.: [Зайцев, 2004, с. 186-187].

На территории Астраханской области археологами раскопан ряд золотоордынских мавзолеев, в частности на Селитренном городище в Харабалинском районе (остатки столицы Золотой Орды - г. Сарай, или Сарай ал-Махруса) [Степи Евразии..., 1981, с. 233; Фёдоров-Давыдов, 1994, с. 26], у пос. Комсомольский в Харабалинском районе [Павленко, 2001, с. 74-76] и др. Естественно, сложно сказать, какие из них являлись могилами святых и объектами культа. Скорее всего это были гробницы знати или богатых людей. Археолог Ю.А. Павленко связывает мавзолей у пос. Комсомольский с суфийской завийей - обителью дервишей, возникшей около могилы суфийского святого [Павленко, 2001, с. 76]. Однако другой астраханский археолог, Д.В. Васильев, более аргументированно утверждает, что в данном мавзолее захоронены представители высшей золотоордынской знати, но никак не суфийские авторитеты. По его мнению, этот археологический памятник не имеет никакого отношения к распространению суфизма в Нижнем Поволжье, а лишь иллюстрирует начальный этап мусульманизации верхушки общества Золотой Орды [Васильев, 2003, с. 116]. Возможно, некоторые мавзолеи Селитренного городища, если верить сообщению Э. Челеби, являются захоронениями суфийских святых.

Большинство золотоордынских почитаемых мавзолеев к настоящему времени забыто, хотя сохранились сведения, что развалины одного из них на территории Селитренного городища под названием Джигит-хаджи почитались ногайцами и татарами в XVIII в. [Татищев, 1990, с. 284; Исторические путешествия., 1936, с. 224].



Источник: http://naukarus.com/sufizm-i-sufii-v-nizhnem-povolzhie

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

СУФИЗМ – БРИЛЛИАНТ ИСЛАМА (Роль харизматических лидеров тасаввуфа в распространении религии в Центральной Азии)

https://www.altyn-orda.kz/sufizm-brilliant-islama-rol-xarizmaticheskix-liderov-tasavvufa-v-rasprostranenii-religii-v-centralnoj-azii/

... Золотыми буквами в летопись духовной истории Центральной Азии вписаны имена таких авторитетов, как Арыстан Баб (Салман Фарси), Йусуф Хамадани, Ахмед Йасави, Абдухалик Гиждувани, Бахауддин Накшбанд, Ходжа Ахрар и др. Все последующие поколения духовных наставников узбеков, таджиков, казахов, кыргызов, туркмен, каракалпаков, уйгур, татар, башкир, азербайджанцев и др. народов, составлявших мусульманскую умму бывшей Российской империи, также были носителями суфийской или околосуфийской духовной традиции. Можно назвать Навои, Абая, Махтумкули, Ахана Сере и многих других. Казахский героический эпос, поэзия импровизаторов-жырау, «Кутатгу Билик», «Манас» целиком построены на  суфийском мировосприятии.

Суфизм всецело господствовал и на территории Восточного Туркестана, о чем говорит авторитет знаменитого Аппак-ходжи. Даже политические лидеры, вожди просветительства и нациестроительства тюркских народов нач. ХХ в. в своих этических призывах, пропаганде жертвенности сознательно или бессознательно руководствовались классическими суфийскими идеями и мотивами.   Своеобразным неосуфием был святой Шакарим – великий казахский поэт, историк, теософ, мистик, богоискатель нач. ХХ в....

... Почему именно суфии достигали наибольшей действенности своих проповедей среди тюрков-кочевников? В чем секрет эффективности и популярности представителей классического тасаввуфа (а не обычных мулл-факихов, ученых-рационалистов) в деле обращения язычников в ислам? Ведь проповедовали они кочевникам те же простые истины ислама, а вовсе не тайные аспекты элитного учения. Для ответа на эти вопросы необходимо попытаться разобраться в главных характеристиках данного религиозного течения. В целом, нужно признать следующую истину: кто не знает суфизма, тот не понимает и недооценивает ислам.

Уникальность суфизма состояла в правильно выстроенной методологии, педагогике и испытанной веками технике психотренинга. Примечательно, что в этом исламском учении мы видим перенос акцента с теории и умозрительной схоластики (вербально-интеллектуальный уровень, книжничество) на реальные практические усилия по нравственному самосовершенствованию («очищение сердца»), достижению глубочайшей искренности в поклонении Богу. На высшей ступени это поклонение сопровождается непосредственными контактами с архетипами и духовными существами (аруахами), переживанием трансцендентального опыта, озарением, наполнением души любовью к Аллаху. В отличие от пророческого откровения («уахи»), вдохновение и божественный опыт суфиев оценивался ниже и назывался «илхам».

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18.03.2018 в 18:46, Shymkent сказал:

суффизм - это секта

 

думан, я пару лет назад посетил все святые места на вашей земле.

Объездил захоронения святых в Туркестане, Сайраме, Таразе, Алматы.

 

Мои впечатления от поездки (коротко):

 

1) На юге сильно развито паломничество и поклонение духам умерших предков (зиярат), хотя внешне население юга блюдет исламские традиции и запрет на поминки и поклонение предкам. Что уж говорить, если не народ, а сами молдалар (муллы) рассказывают туристам о святых суфиях как о казахах.

 

2) Все захоронения святых оказались захоронениями суфиев - Арыстан баб,  Айша биби и мн. др., а это примерно 10 - 11 века н.э. Согласно существующей в ЮКО местной поговорке можно примерно прикинуть число знаменитых суфиев "Түркістанның қырық бабы, Сайрамның сансыз бабы", что можно перевести примерно как "Сорок святых Туркестана и бесчисленное число святых Сайрама".

 

3) Обратил внимание, что все надгробья суфиев практически одинаковые по форме - они глиняные, полукруглые формы ангара и очень порой длинные .

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...