Перейти к содержанию
Гость Хэрэйд Монгол

Киргизы и Киргизский ДНК-проект

Рекомендуемые сообщения

53 минуты назад, Samatq сказал:

:D Ясно

...на Алтае! Не выдергиваем слова, а то смысл совсем меняется, и обратите внимание специально зная такой исход подкрепил предложение арабами и китайцами и другими (на всякий случай).

Ув. Самат, так же хотел поставить смайлик, но что то тех возможности моей трубки не позволяют!

Здесь в форуме юзер ув. АКБ любит разделять юзеров по напралениям, которых в основном придерживаются. Не для обиды, а для похвалы конечно, думаю, что Вас можно перечислить в крепкие моголоведы!!!

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересно, что происходящими кыргызов напрямую от моголов считает представитель племени монолдар. Интерес?)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну с моңолдор там примерно понятно откуда название идёт, от "монгол". Весь вопрос в том как соотносятся эти термины, "моңолдор", "монгол", "могол" и так далее. Тут конечно Самата заносит.

С моим племенем хуже, откуда черики пошли - непонятно, даже по санжыре Черик - приёмный сын Тагая. Надеюсь генетика поможет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

24 минуты назад, кылышбай сказал:

Интересно, что происходящими кыргызов напрямую от моголов считает представитель племени монолдар. Интерес?)

До меня уже говорили об этом Хайдар, Челеби и Абулгази.

7 минут назад, Koshoj сказал:

С моим племенем хуже, откуда черики пошли - непонятно, даже по санжыре Черик - приёмный сын Тагая.

С чериками все понятно. Там где моңолдор, там и черики. По санжыре он единокровный брат Көкө. Его забрал Көкө с военного похода против отца Кылыч хана. Отдал на воспитание Наалы. Даже в Ала Буке (не Ат Баши) черики живут рядом с моңолдор.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17 минут назад, Koshoj сказал:

Ну с моңолдор там примерно понятно откуда название идёт, от "монгол". Весь вопрос в том как соотносятся эти термины, "моңолдор", "монгол", "могол" и так далее. Тут конечно Самата заносит.

С моим племенем хуже, откуда черики пошли - непонятно, даже по санжыре Черик - приёмный сын Тагая. Надеюсь генетика поможет.

Но у вас вроде старкластер. Т.е. важно не это а то что не R1a

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Повторюсь. Нет исторической памяти об Енисее. В Манасе и во всех санжыра Алтай указывается как вынужденное пребывание и временное место.

Из-за Тамерлана ушли туда вместе с Анка торе. Оставили и забрали с собой «генетический след». Этноним «кыргыз» от бешбалыкских/турфанских кыргызов, которых Чагатай по преданиям поделелил на багыши (которые потом стали канатами). Не просто так багыши в каждой ветви. 

В период политической нестабильности и междоусобицы в 15 веке, могольские племена (совр. кыргызские) решили взять новое имя своему объединению — выбрали «кыргыз» — потому что кыргызских племен скорее всего стало больше (из-за ойратского вторжения). Баргы не просто так в правом крыле, а не в Ичкилик. Баргуты могли прийти с ойратами. Это возможно не моголистанские барки.

Некоторые могольские племена зашли позже (оказавшихся в зависимости от Тимуридов и Шейбанидов). Им дали название Ичкилик.

Приведите логичнее расклад и интерпретацию Манаса, МаТ и санжыра. 

:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

https://shoqan.kz/completed/works_kukotay-khan/

Цитата

Кукотай-хан собирался оставить наш свет

Народ! Сослужите мне службу и будьте распорядительны. Нет больше слов и нет больше заветов. Будьте здоровы и счастливы, народ! Будьте счастливы и здоровы, народ! Батыр Баймурза, сын богача! Приложи ухо и обратись ко мне: мышеловку выучил я ловить птиц и сделал птицей! Собрал шатающихся и обратил их в общество. Степного луня употребил на охоту и бродяг обратил в народ.

......

А когда нужно будет праздновать великую тризну, то отправляйтесь к тому батыру, который в Андижане отжирел, спелые андижанские что грыз яблоки и ел недопеченный хлеб, который двенадцати лет пускал стрелу, тринадцати разбил народ и ограбил юрту – словом, отправляйтесь к сыну Якуба юному Манасу, только что начинающему отличаться, к храброму Манасу, Манасу, который в лощинах разбивает аулы и через высокие горы угоняет скот, у которого насуплены брови и холодно лицо, кровь черна, но тело бледно, живот пестрый и хребет синий, к высокорослому ступайте Манасу.

Көкөтөй (Көкө) умирает и передает власть Манасу. Вот так моголы стали кыргызами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

В 916 году 175 никто из могулов не мог оставаться в Могулистане из-за киргизов. В 928 году 176 в управлении Могулистаном величие деятельности хана пал

Ура-аа!!! Оказывается год юбилейный! 510 лет как мы кыргызы освободили (или захватили) Тянь-Шань от моголов!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

40 минут назад, Чалке сказал:

Ура-аа!!! Оказывается год юбилейный! 510 лет как мы кыргызы освободили (или захватили) Тянь-Шань от моголов!

Кто сказал, что кушчу в то время были кыргызами? Тролль

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 hours ago, Koshoj said:

Ну с моңолдор там примерно понятно откуда название идёт, от "монгол". Весь вопрос в том как соотносятся эти термины, "моңолдор", "монгол", "могол" и так далее. Тут конечно Самата заносит.

С моим племенем хуже, откуда черики пошли - непонятно, даже по санжыре Черик - приёмный сын Тагая. Надеюсь генетика поможет.

Интересно Черик имеет какое то отношение к слову цэрэг/черик, в смысле воин. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 минут назад, Boroldoi сказал:

Интересно Черик имеет какое то отношение к монгольскому слову цэрэг, как думаете. Честный вопрос, на ничего не намекаю, не утверждаю.

Чериг это огузо-карлукская конструкция (караханидская, среднеазиатская, предмогольская). На кыргызском было бы черүү.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 minutes ago, Samatq said:

Чериг это огузо-карлукская конструкция (караханидская, среднеазиатская, предмогольская). На кыргызском было бы черүү.

А на этом "огузо-караханидском конструкции" что означает и почему тогда вы называете свое племя черик а не черүү.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, Samatq сказал:

:D Кто сказал, что кушчу в то время были кыргызами?

Аксыкенди и арабские источники, отметившие о наличии у кыргызов, тотем у которых Сокол!

А самое главное я по духу кыргыз, я в отличии от некоторых сомневающихся чувстую это твердо!

А так ув. Самат, история историей, но не стоит теперь заниматься разделением кыргызов (хотя и поставили смайлик, чуствую по сообщению, что раздосадованы), возможно моңолдоры оказались в составе кыргызов по позже, но Вы уже кыргызы! А кыргызы должны придерживатся свою историческую линию. Ну не может большенство идти по линии меньшенства, тем более если они были врагами, чем друзья!

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

33 минуты назад, Boroldoi сказал:

А на этом "огузо-караханидском конструкции" что означает и почему тогда вы называете свое племя черик а не черүү.

Потому что это могольский (не монгольский и не сибирско-кыргызский) этноним

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

42 минуты назад, Чалке сказал:

кыргызы должны придерживатся свою историческую линию

Какой? По Истории Киргизской ССР? Вижу последствия.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

26 minutes ago, Samatq said:

Потому что это могольский (не монгольский и не сибирско-кыргызский) этноним

Ну раз могольский то значит все таки воин/войско. Вы значение слова черик знаете? можете сказать, не придумывая всякие термины вроде "конструкция".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Boroldoi сказал:

Ну раз могольский то значит все таки воин/войско. Вы значение слова черик знаете? можете сказать, не придумывая всякие термины вроде "конструкция".

Я приводил в теме Моңолдор санжыру где дано определение. Черик это черүү — войско, поход. Как в турецком Yeni çeri, янычар.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 минут назад, Samatq сказал:

Какой?

Настоящую, которую преподают в учебных заведениях, воспитывают будущее поколение, которую используют в идеологии Кыргызской Республики!, которую понимают и признают историческая среда нашей страны и не только, которая подтверждена  с древности историками разных стран (конечно можно придиратся на некоторое наличие нестыковок и постаратся использовать это в личных ... целях), кыргызская историческая линия такая!

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 минут назад, Чалке сказал:

Настоящую, которую преподают в учебных заведениях, воспитывают будущее поколение, которую используют в идеологии Кыргызской Республики!, которую понимают и признают историческая среда нашей страны и не только, которая подтверждена  с древности историками разных стран (конечно можно придиратся на некоторое наличие нестыковок и постаратся использовать это в личных ... целях), кыргызская историческая линия такая!

Как ее преподают я в курсе. Видать Вы не в курсе, что в вопросе появления кыргызов на Тянь-Шане и тождества совр кыргызов с «енисейскими кыргызами» еще не поставлена точка.

1 час назад, Чалке сказал:

главное я по духу кыргыз

Мы тут не обсуждаем Вашу идентичность. Ваше племя в древности занимало немаловажную ступень по иерархии. Кушчу были сокольничими у могольских ханов и беков. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 минут назад, Samatq сказал:

Как ее преподают я в курсе. Видать Вы не в курсе, что в вопросе появления кыргызов на Тянь-Шане и тождества совр кыргызов с «енисейскими кыргызами» еще не поставлена точка.

Мы тут не обсуждаем Вашу идентичность

Отсутствие точек и запятых, еще не повод развивать тезковедение, а конкретно направление Кызласовщины в отношении истории кыргызов!

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 hours ago, Boroldoi said:

Интересно Черик имеет какое то отношение к слову цэрэг/черик, в смысле воин. 

Скорее всего имеет. Я про это уже писал раньше:
 

Quote

 

Вот это судя по всему не так, направление было наоборот. А именно “черүү” происходит от черик - войско. В форме "чериг" это слово встречается у Махмуда Кашгари, Юсуфа Баласагуни, а чуть позже в "Сокровенном сказании монголов". Переход черик -> черүү является закономерным в киргизском, так общетюркское "таг"(гора) у нас стало тоо, а общетюркское "элиг"(50) у нас дало элүү. Похожие переходы есть и в других кыпчакских языков: таг -> тау.

Это кстати намекает на такую возможность что изначально черики говорили не на языке кыпчакской группы, иначе бы конечная к в названии черик выпала бы. Стало быть черики по происхождению не кыпчаки. Потом уже влились в состав киргизов и перешли на киргизский язык, но название осталось старое.

 

 В общем черики изначально не говорили на языке, предковом для киргизского. Варианты - либо тюркский не кыпчакской группы либо монгольский. Учитывая данные генетики, я думаю скорее монгольский. Это также подтверждается и анализом топонимов. Основная территория расселения чериков - Нарынская область, названная по реке Нарын. Нарын - название монгольского происхождения, "ущелье". И действительно, эта река течёт в довольно узкой долине, практически ущелье:

1280px-Upper_Naryn_HPP_02.jpg

Более того, один из притоков Нарына называется Көкөмерен, что происходит от монгольского "Синяя река".

  • Like 1
  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 minutes ago, Koshoj said:

Скорее всего имеет. Я про это уже писал раньше:
 

 В общем черики изначально не говорили на языке, предковом для киргизского. Варианты - либо тюркский не кыпчакской группы либо монгольский. Учитывая данные генетики, я думаю скорее монгольский. Это также подтверждается и анализом топонимов. Основная территория расселения чериков - Нарынская область, названная по реке Нарын. Нарын - название монгольского происхождения, "ущелье". И действительно, эта река течёт в довольно узкой долине, практически ущелье:

1280px-Upper_Naryn_HPP_02.jpg

Более того, один из притоков Нарына называется Көкөмерен, что происходит от монгольского "Синяя река".

Значит по любому будет войско. Замечательно боевое название для племени.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если речь про Маджму ат-Таварих, то все кыргызы подразделений Он канат, Сол канат и Булгачы, жети кашка кыпчак входили в состав могольского улуса Анга-торе. Потом власть перешла к Мухаммед-беку (Көкө в санжыра моңолдор).

Улус с самого начала был сепаратистким.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...