Перейти к содержанию
Valde

Тюркская Украина

Рекомендуемые сообщения

Вот только интересно, кто мог быть законодателем такой моды в степях? :tw2: , неужели индусы? :rolleyes: Тюркское влияние бесспорно, оно проявлялось как во внешнем виде, так и в приемах боя, вооружении итд.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

cheremis Дата 9.9.2009, 15:19

Черемис, к своему стыду, я практически ничего не знал до этого момента о марийском этносе на Украине.

В приведенном Вами отрывке из книги (кстати, есть ли она в электронном варианте и где?) меня заинтересовали некоторые моменты.

1. "во второй половине 18 ст. на Полтавщину бежали чемерисы-крепостные из Курской губернии."

- надо думать пленные в результате наступления на Марий-Эл русской администрации и насильственной христианизации? Сам живу на Полтавщине, историк по образованию, но ничего не слышал о здешних "чемерисах". Хотя носители такой фамилии есть даже в моем городе.

2. "Проживание Ч. оставило заметные следы в украинской антропонимии (фамилия Чемерис), топонимии, материальной культуре (мужская верхняя одежда для верховой езды – чемерка, была распространена до 20-ых годов ХХ века; чемерисская вышитая рубашка 17 – нач. 18 века влияла на украинскую, а также в украинском фольклоре Подолии."

Думаю, немного перебор. Чемерку обычно выводят от кавказской пастушеской одежды. С вышивкой тоже маловероятно.

3. "По данным академика Ярослава Дашкевича, сохраняли национальную идентичность, язык и традиционную религию до конца 18 века, так называемые «Барские черемисы» - до конца 19 ст. (От названия города «Бар»)."

Просто фантастика. Есть ли всему этому какие-то документальные подтверждения?

4. "кстати в 16 веке если верить Олеарию не женатые черемисы носили чуб , в то время как уже женившиеся полностью выбривали голову ."

Это у себя на родине? Наверное булгаро-татарское влияние :oz1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

cheremis Дата 9.9.2009, 15:19

Черемис, к своему стыду, я практически ничего не знал до этого момента о марийском этносе на Украине.

В приведенном Вами отрывке из книги (кстати, есть ли она в электронном варианте и где?) меня заинтересовали некоторые моменты.

1. "во второй половине 18 ст. на Полтавщину бежали чемерисы-крепостные из Курской губернии."

- надо думать пленные в результате наступления на Марий-Эл русской администрации и насильственной христианизации? Сам живу на Полтавщине, историк по образованию, но ничего не слышал о здешних "чемерисах". Хотя носители такой фамилии есть даже в моем городе.

2. "Проживание Ч. оставило заметные следы в украинской антропонимии (фамилия Чемерис), топонимии, материальной культуре (мужская верхняя одежда для верховой езды – чемерка, была распространена до 20-ых годов ХХ века; чемерисская вышитая рубашка 17 – нач. 18 века влияла на украинскую, а также в украинском фольклоре Подолии."

Думаю, немного перебор. Чемерку обычно выводят от кавказской пастушеской одежды. С вышивкой тоже маловероятно.

3. "По данным академика Ярослава Дашкевича, сохраняли национальную идентичность, язык и традиционную религию до конца 18 века, так называемые «Барские черемисы» - до конца 19 ст. (От названия города «Бар»)."

Просто фантастика. Есть ли всему этому какие-то документальные подтверждения?

4. "кстати в 16 веке если верить Олеарию не женатые черемисы носили чуб , в то время как уже женившиеся полностью выбривали голову ."

Это у себя на родине? Наверное булгаро-татарское влияние :oz1:

Нет в электронном варианте книги у меня нет - на эту информацию наткнулся в интернете , но думаю у вас легче её достать "Справочник «Этнические меньшинства Украины». Киев, 1996. С.164-165.

Издание Центра этносоциологических и этнополитических исследований Института социологии Украины."

По первому пункту - выселение черемис на границу с Литовским княжеством зафиксировано у Герберштейна при этом он упоминает что они разбежались в разные стороны , в письме русского дипломата в Литве Ивана Ляцкого от 22 апреля 1527 года говорится - что черемисы сбежали из Белева и Торопца и , переправившись через пограничный Днепр , ушли вниз по реке . Далее из письма следует , что организованная погоня не смогла их перехватить , а литовская сторона не спешила оказать содействие русским в поимке беглецов . Что стало с сбежавшими черемисами впоследствии неизвестно но , по словам Герберштейна , часть их осела в Литве , другие могли влиться в интернациональное по своему составу казачество , обитавшее в низовьях Днепра и Дона , не исключено , что некоторым всё же удалось в обход русских границ вернутся на родину .

Ну по третьему пункту наверно просто нужно найти работы академика Ярослава Дашкевича .

А мода на чуб - действительно была у черемис , на родине .

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А мода на чуб - действительно была у черемис , на родине .

Напоминает анекдот про то, как все кавказские народы выдвигали себя на роль изобретателей лезгинки, вот только лезгина при этом спросить забыли...

Сколько сразу претендентов на истинных носителей чупрыны отыскалось, прям, как у богатого покойного дедушки. Вот только хоронить украинцев рановато. Марийцы, по Адаму Олеарию, носили косу, заплетенную, да и не они явно, а также не хазары, не печенеги и не булгары, были образцом для подражания великого князя Святослава Игоревича Хороброго...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Напоминает анекдот про то, как все кавказские народы выдвигали себя на роль изобретателей лезгинки, вот только лезгина при этом спросить забыли...

Сколько сразу претендентов на истинных носителей чупрыны отыскалось, прям, как у богатого покойного дедушки. Вот только хоронить украинцев рановато. Марийцы, по Адаму Олеарию, носили косу, заплетенную, да и не они явно, а также не хазары, не печенеги и не булгары, были образцом для подражания великого князя Святослава Игоревича Хороброго...

да не такого родства нам не надо , хоть и нашли у потомков того же русского князя (современных Рюриковичей) гены свойственные прежде всего финским народам ...
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уже второй раз я не услышал ответа - от кого же пошла мода на чубы? От степных племен бронзового века, монахов Тибета, хеттских воинов? :rolleyes: . Думаю, тюркское происхождение - если не доказано, то по крайней мере выглядит убедительно

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уже второй раз я не услышал ответа - от кого же пошла мода на чубы? От степных племен бронзового века, монахов Тибета, хеттских воинов? :rolleyes: . Думаю, тюркское происхождение - если не доказано, то по крайней мере выглядит убедительно

Вот именно - выглядит, но никем ещё не доказано. Ну-ка, господа хорошие, предъявите, будьте уж так любезны, хоть один аутентичный источник о том, что половцы бреют всю голову и оставляют на ней единственную не-за-пле-тен-ну-ю (!) прядь. То же - о печенегах и хазарах. Иначе все заявления о тюркском происхождении - фикция заполитизированная. Хочется кому-то провозгласить украинцев тюрками, и он уже не в силах себе противиться...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для ранних тюрок были характерны три типа причесок: длинные распущенные волосы, заплетенные в косички, бритые головы. Первый тип характерный для хазаро-тюрок, второй для авар и угров, третий - для болгар. Все три типа упоминаются в рассказе албанского автора Моисея Каганкатваци о штурме Дербента (627 год). "Именник болгаских ханов" также указывает на то, что болгарские правители имели остриженные головы, что считалось признаком благородного происхождения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для ранних тюрок были характерны три типа причесок: длинные распущенные волосы, заплетенные в косички, бритые головы. Первый тип характерный для хазаро-тюрок, второй для авар и угров, третий - для болгар. Все три типа упоминаются в рассказе албанского автора Моисея Каганкатваци о штурме Дербента (627 год). "Именник болгаских ханов" также указывает на то, что болгарские правители имели остриженные головы, что считалось признаком благородного происхождения.

Ну и где тут чупрына?

Это вообще личные фантазии Михаила Артамонова, а не аутентичные источники. Разница есть, и большая.

Мовсес Каганкатваци упоминает подданых кагана с длинными волосами (тюрок) и бреющих голову (аланов и родственных им ирано-болгар?). Но конкретно оселедца не описывает.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Возможно слово Украина происходит от:

Окраина

Огур-аина

Окур-аина

Так Вы хоть распишите полёт Вашей мысли! :)Огур-аина - это что, огурец выращенный айнами? :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так Вы хоть распишите полёт Вашей мысли! :)Огур-аина - это что, огурец выращенный айнами? :)

неее. :D

айна - это жеж зеркало, т.е. на шала-казахском "страна зеркальных огурцов" :lol::lol::lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

При чем вообще тут Михаил Артамонов? Он что, тоже украиноненавистник? :rolleyes:

Хотелось бы кроме голой критики услышать альтернативные версии происхождения прически "чуб". Только не надо о ариях - сами понимаете :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот именно - выглядит, но никем ещё не доказано. Ну-ка, господа хорошие, предъявите, будьте уж так любезны, хоть один аутентичный источник о том, что половцы бреют всю голову и оставляют на ней единственную не-за-пле-тен-ну-ю (!) прядь. То же - о печенегах и хазарах. Иначе все заявления о тюркском происхождении - фикция заполитизированная. Хочется кому-то провозгласить украинцев тюрками, и он уже не в силах себе противиться...

Заявления о тюркском происхождении не фикция и не заполитизированы. Провозглашать украинцев тюрками никому не надо.

Аутентичные источники о том, что половцы бреют всю голову и оставляют на ней единственную незаплетенную прядь, здесь не нужны.

Скажу одно - до сих пор и по настоящий день дети казаков (в смысле казахов, а то не поймете из-за искусственных формулировок) носят тот самый АЙДАР - бритую голову с единственной незаплетенной прядью. Зачем далеко ходить, это мой племянник - Нурасыл. С уважением.

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Любопытный факт: арабские хронисты часто сближали славян и тюрок. Такое наблюдаем у придворного врача Шараф аз-Замана Тахира ал-Марвази. Его Таба'и ал-хайаван" ("Природа животных"), написана в начале ХІІ в. В главе девятой ("О турках") сделана попытка дать пределы каждого тюркского народа. К таковым он относит наряду с настоящими тюрками буртасов, славян.

Крупнейшим арабским историком раннего периода был Абу Джафар Мухаммед ибн Джерир ат-Табари (838-923 гг.). В мире науки ат-Табари сделал себе имя огромной "Тарих ар-русульва-л-мулук" ("История пророков и царей"). От Яфета, сына Нуха (Ноя), Табари производит и царей хазарских, а также славян.

Но самые интересные сведения видим у Ибрагима ибн Йакуба. Этот испаноарабский путешественник посетил страны Центральной Европы в 60-х годах Х в. и оставил важные сведения о Польше, Чехии, Руси и др. О хазарах у него лишь одно, да и то странное, известие. Ибрагим ибн Йакуб упоминает хазар, русов, печенегов, но в числе народов, которые говорят по-славянски, так как смешались со славянами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

КАГАРЛЫК – qağar – «будет встряхивать, будет обижать» + lıq – суффикс для образования существительного

Къарангылыкъ (темнота – кабардинобалкар.); qaharly – туркм. „злой”; искаженное qarğalıq - место, где много ворон; qarga "ворона"

КАРАПЫШИ – qara [/i]

Все эти слова и на казахском звучат и означают тоже самое!!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На самом деле этот список топонимов во многом не актуальный, а актуальный здесь:

http://vlalut.narod.ru/12.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый гражданин Вальде! Нет, ну действительно рад, что Вы снова с нами. Не соизволите ли Вы предоставить хотя бы один аутентичный письменный источник, свидетельствующий о наличии прически в виде длинной, не завязанной узлом, не заплетенной в косу пряди волос на полностью бритой голове у хазар?

Только после предоставления оного Вы могли бы с присущей Вам уверенностью утверждать о том, что хазары действительно имели указанную прическу.

Как раз великий князь киевский Святослав Игоревич Хоробрый не носил титул кагана. Он убил кагана, чего ему до сих пор не могут простить еврейские экстремисты и их приспешники. На золотых и серебряных монетах князя Владимира титула каган нет; в то же время на монетах отчеканена надпись: «Владимир на столе, а се его злато». Да и вообще все единичные случаи употребления его по отношению к Рюриковичам – подчеркну, всегда не ими самими, а по отношению к ним – субъективны, несистематичны и случайны [примеры см.: Новосельцев А. П. К вопросу об одном из древнейших титулов русского князя // История СССР. 1982. № 4]. Ибн Хордадбех (IX в.) перечисляет титулы владык Земли: владыка Ирака носит титул шаханшах. Владыка Византии — василевс. Все владыки тюрок, тибетцев и хазар — хаканы, а владыка Китая - багбур. Владыка славян — князь [Ибн Хордадбех. Книга] путей и стран / Пер. с араб., коммент., исследование Н. Велихановой. Баку, 1986, с. 60]. Всё.

А вот если бы брат Юлиан действительно встретил хазар, он бы написал об этом в первую очередь, поскольку данный народ мадьяры знали ещё лучше, чем половцев. Давайте заглянем в фундаментальный труд Артура Кёстлера, венгерского еврея, считавшего себя хазарином. Венгры были союзниками хазар, и союзниками добровольными, с самого зарождения Хазарской империи. «Проблема их происхождения и ранних кочевий давно озадачивает ученых», — пишет Маккартни; он же называет это одной из сложнейших исторических загадок. Все, что мы знаем об их происхождении определенно, — это то, что они состояли в родстве с финнами и что их язык принадлежит к так называемой финно-угорской языковой группе, месте с языками вогулов и остяков, населяющих леса Северного Урала. Получается, что они изначально были чужими славянским и тюркским степным народам, среди которых жили, — этнический курьез, сохранившийся до наших времен. Современная Венгрия, в отличие от других малых стран, не имеет языковых связей с соседями; венгры остались этническим анклавом посреди Европы, числя в дальней родне разве что финнов.

Когда-то, в первые века христианской эры, это кочевое племя было вытеснено с прежней своей территории на Урале и мигрировало через степи на юг, чтобы остановиться в междуречье Дона и Кубани. Так они стали соседями хазар еще до того, как те приобрели значимость. Некоторое время они оставались частью федерации полукочевников, оногуров («Десяти стрел», или десяти племен; считают, что название «венгры» является славянским производным от этого слова); сами же они с незапамятных времен называли себя «мадьярами».

Примерно с середины VII до конца IX в. они, как уже говорилось, оставались подданными Хазарской империи. Примечательно, что за все это время, пока другие племена увлеченно воевали друг с другом, не было зафиксировано ни одного вооруженного конфликта между хазарами и венграми, хотя По отдельности они то и дело воевали со своими близкими и дальними соседями: волжскими булгарами, дунайскими болгарами, гуззами, печенегами и так далее, не говоря об арабах и русах. Перефразируя русские летописи и арабские источники, Тойнби пишет, что «все это время венгры собирали для хазар дань со славянских и угро-финских народов в черно-земной зоне к северу от собственно венгерской степной территории и в лесах дальше к северу. Свидетельством использования самого слова "мадьяры" в тот период являются сохранившиеся топографические названия в этой части северной России;. Названия эти, видимо, отмечают места былых венгерских передовых постов и гарнизонов». Из того, что венгры доминировали над соседями-славянами и собирали с них даль, Тойнби делает вывод, что «хазары использовали венгров как своих агентов, хотя венгры, несомненно, умели извлекать и этого пользу для себя».

Появление русов полностью взорвало эту прибыльную ситуацию. Приблизительно тогда же, когда был построен Саркел, венгры совершили бросающийся в глаза переход и. западный берег Дона. Начиная с 830 г. почти весь народ переселился в район между Доном и Днепром, названный позже. Леведией. Причины этой миграции активно обсуждаются историками; объяснение, предложенное Тойнби, — самое последнее и одновременно самое правдоподобное:

«Мы можем... заключить, что венгры занимали степь к западу от Дона с разрешения их хазарских сюзеренов... Поскольку Степная страна принадлежала прежде хазарам, а венгры были союзниками и подданными хазар, можно сделать, вывод, что венгры поселились на этой хазарской территории не вопреки воле хазар... Действительно, напрашивается зак лючеиие, что хазары не только позволили венграм поселиться к западу от Дона, но и поселили их там в своих хазарских интересах. Переселение подчиненных народов из стратеги ческих соображений практиковалось и ранее создателями кочевых империй... На новом месте венгры должны были помогать хазарам контролировать продвижение русов на юго-восток и на юг. Переселение венгров на правобережье Дона стояло и одном ряду со строительством на восточном берегу Дона крепости Саркел».

Почти полвека все было тихо. За это время отношении между венграми и хазарами сделались еще теснее; кульминацией стали два события, надолго запечатлевшиеся в венгерской народной памяти. Сначала хазары одарили их царем, основавшим первую венгерскую династию; потом несколько хазарских племен примкнули к венграм и глубоко преобразовали их этнический характер.

Первый эпизод описан Константином Багрянородным в сочинении «Об управлении империей» (около 950 г.) и подтверждается тем фактом, что названные им имена появляются в независимом сочинении — первой венгерской хронике (XI в.). Константин сообщает, что до вмешательства хазар во внутренние дела венгерских племен у них не было верховного владыки, только племенные вожди; самый выдающийся из них звался Леведия (отсюда, позднее появилось название «Леведия»):

«Турок (мадьяр) было семь племен, но архонта (князя) надсобой, своего ли или чужого, они никогда не имели; были же у них некие воеводы, из которых первым являлся вышеназванный Леведия. Они жили вместе с хазарами в течение трех лет, воюя в качестве союзников хазар во всех их войнах. Хаган, архонт Хазарии, благодаря мужеству турок и их |воинской помощи, дал в жены первому воеводе турок, иазываемому Леведией, благородную хазарку из-за славы о его доблести и знаменитости его рода, чтобы она родила от него. По этот Леведия по неведомой случайности не прижил детей с той хазаркой». Очередной неудачный династический союз... Однако каган был полон решимости укрепить связи между Леведией и по племенами и хазарским царством:

«Через недолгое время упомянутый хаган, архонт Хазарин, сообщил туркам, чтобы они послали к нему Леведию, первого своего воеводу. Посему Леведия, явившись к хагану Хазарии, спросил о причине, ради которой хаган отправил посольство, [требующее], чтобы Леведия пришел к нему. Хаган сказал ему: "Мы позвали тебя ради того, чтобы избрать тебя, поскольку ты благороден, разумен, известен мужеством и первый среди турок, архонтом твоего народа и чтобы ты повиновался слову и повелению нашему"».

Однако Леведия оказался гордецом; выразив положенную по такому случаю признательность, он отказался от предложения стать марионеточным царьком и предложил вместо этого оказать такую милость другому воеводе, Алмуцу, либо сыну Алмуца, Арпаду. Тогда каган, «довольный этими речами», отправил Леведию с почетным эскортом назад к его народу; царем был назван Арпад. Церемония возведения Арпада была проведена по обычаю хазар, которые подняли его на щите. «До этого Арпада турки никогда не имели другого архонта, и с тех пор до сего дня они выдвигают архонта Туркии из этого рода».

День, когда Константин написал эти слова, относился при мерно к 950 г., то есть со времени изображенных событий минуло столетие. Арпад повел своих мадьяр на завоевание Венгрии, а его династия правила до 1311 года, так что его имя венгерские школьники узнают одним из первых. Хазары при дожили руку ко многим историческим событиям.

Влияние второго эпизода на венгерский национальны! характер было еще более значимым. Константин сообщает, не называя даты (гл. 39-40), о бунте (ароstasiа) части хазарского народа против их господ. «Да будет известно, что так называемые кавары произошли из рода хазар. Случилось так, что вспыхнуло у них восстание против своей власти, и, когда разгорелась междоусобная война, эта прежняя власть их [все-таки] одержала победу. Одни из них были перебиты, другие, бежав, пришли и поселились вместе с турками (венграми) в земле печенегов, сдружились друг с другом и стали называться каварами. Поэтому и турок они обучили языку хазар, и сами до сей поры говорят на этом языке, но имеют они и другой — язык турок. По той при чине, что в войнах они проявили себя наиболее мужественными из восьми родов и так как предводительствовали и бою, они были выдвинуты в число первых родов. Архонт же у них один (а именно на три рода каваров), существующих и по сей день».

Желая расставить точки над «I», Константин начинает еле дующую главу с перечисления «родов каваров и турок (венгров)». Первым в перечне стоит тот род, что отделился от хазар, «вышеназванный род каваров...» и т.д Род, именовавший себя мадьярами, назван только третьим по счету.

Выглядит это так, словно венграм перелили — и метафорически, и буквально — хазарскую кровь. Это привело к целому ряду последствий. Во-первых, мы с удивлением узнаем, что по меньшей мере до середины X в. в Венгрии говорили одновременно по-венгерски и по-хазарски. Это странное об стоятельство комментируют несколько современных специалистов. Так, Быори пишет: «Результатом этого двуязычия стал мешанный характер современного венгерского языка, что используют в своей аргументации противные стороны в споре об этнической принадлежности венгров». Тойнби отмечает, что хотя венгры давным-давно утратили двуязычие, на начальной стадии их государственности дело обстояло иначе, о чем свидетельствуют двести слов, заимствованных из тюркского языка (близкого чувашскому), на котором говорили хазары .

Венгры, подобно русам, также переняли форму хазарского двоецарствия. Гардизи пишет: «Их начальник выступает в поход с двадцатью тысячами всадников; этого начальника зовут кенде. Кенде — титул их главного царя; титул того начальника, который заведует делами, — джыла; мадьяры делают то, что приказывает джыла». Есть основания считать, что первыми «джылами» Венгрии были кабары .

Есть также основания предполагать, что среди взбунтовавшихся племен кабаров, которые фактически стали возглавлять венгерские племена, были евреи либо приверженцы иудейской религии». Очень может быть, что, как предполагают Артамонов и Барта, «ароstasiа» кабар была каким-то образом связана с религиозными реформами царя Обадии, либо стала реакцией па них. Раввины, толкующие закон, строгие диетические требования, талмудическая казуистика — все это пришлось, наверное, не по нутру воинам-степнякам в сверкающих доспехах. Если они и исповедовали иудейскую религию, то, скорее, на манер древних евреев из пустыни, а не как раввины-ортодоксы. Возможно, они были даже последователями фундаменталистской секты караимов и попали в разряд еретиков. Но факты в защиту такого предположения отсутствуют.

Сегодня можно с полным основанием говорить о при верженности кабаров к иудейской религии. Некрополь Челарево (Югославия), относимый к эпохе внедрения венгерских племен в Закарпатье (около 900 г.), дал погребальный инвентарь, типичный для кочевников, но, наряду с ним, и весьма необычный элемент: десятки кирпичей или их фрагментов с граффити с изображением семисвечника и других иудейских символов [Эрдели И. Кабары (кавары) в карпатском бассейне //Советская археология. 1983. № 4, с. 174-181].

Тесное взаимодействие хазар и венгров закончилось в 896 г., когда венгры, простившись с евразийскими степями, пересекли Карпатские горы и завоевали территории, ставшие с той поры их родиной. Обстоятельства этого переселения вызывают споры, но в общих чертах ясны.

Бытовала и другая, не менее любопытная легенда, касающаяся истории венгерского еврейства. Ее запустили в обращение не христианские хронисты в Средние века, но потом ее совершенно серьезно подхватили историки начала XVIII в. По этой легенде, в дохристианскую пору в австрийских провинциях правили еврейские князья. Австрийские хроники, сведенные воедино венецианским писцом в правление Альберта III (1350-1395), содержат перечень из по меньшей мере двадцати двух таких еврейских князей, якобы сменявших друг друга. В перечне фигурируют не только их имена, часть из которых звучит отчетливо по-урало-алтайски, но также сроки княже-ния каждого и места захоронения, например: «Сенпан, правил 45 лет, похоронен в Стубенторе в Вене; Зиппан, 43 года, похоронен в Туллне» и т.д., включая такие имена, как Лаптон, Маалон, Раптап, Рабон, Эффра, Самек и др. После этих евреев идут пятеро князей-язычников, далее — христианские правители. Эту легенду повторяет с некоторыми вариациями «История Австрии», написанная в 1474 г. на латыни Хенриком Гунделфингусом; она фигурирует и в нескольких других трудах, включая «Избранные хроники Австрии» («Flores Chronicorum Austriae») Анселма Шрама (1702 г.), который, кажется, сам в нее верил.

...Послушаем еще раз Мизеса: «Сам факт, что такая легенда могла появиться и продержаться несколько веков, указывает на то, что в глубинах национального самосознания древней Австрии лежат воспоминания о еврейском присутствии на верхнем Дунае в незапамятные времена. Кто знает — быть может, приливные волны, расходившиеся от хазарских доминионов в Восточной Европе, когда-то докатились до подножия Альп, что могло бы объяснить сильный урало-алтайский привкус княжеских имен. Вымыслы средневековых хронистов могли вызвать народное эхо только в том случае, если опирались на коллективные воспоминания, пусть даже очень смутные». Как уже говорилось, Мизес склонен, скорее, преуменьшать хазарский вклад в еврейскую историю, но даже с этой оговоркой он нащупал единственную жизнеспособную версию, которая могла бы объяснить происхождение живучей легенды. Попробуем разобраться в этом подробнее. На протяжении более чем полувека, до 955 г., Австрия до самой реки Энс на западе находилась под венгерским господством. Мадьяры достигли нового места обитания в 896 г., вместе с кабаро-хазарскими племенами, представлявшими в том этническом конгломерате наиболее влиятельный элемент. Венгры тогда еще не были обращены в христианство (это случилось еще через столетие, в 1000 г.), и единственной известной им монотеистической религией был хазарский иудаизм. Среди них мог быть племенной вождь или несколько вождей, исповедующих примитивный иудаизм, вспомним византийского хрониста Иоанна Синнамуса, сообщавшего о еврейских частях в венгерском войске. Так что легенда может иметь реальную основу, особенно если учесть, что венгры, находившиеся еще в варварской состоянии, были тогда «бичом Европы». Пребывание под их властью должно было стать травмой, которую австрийцы долго вспоминали бы. Все удачно сходится.

Хорошим примером этих же явлений служит «хазарская диаспора» в Венгрии. Как мы помним, задолго до уничтожения каганата несколько,. хазарских племен, известных под названием «кабары», примкнули к мадьярам и откочевали в Венгрию. Позже, в X в., венгерский герцог Таксони пригласил не установленное количество хазар поселиться в его землях. Он призвал на поселение в своих владениях вторую волну хазарских эмигрантов. Скорее всего, среди этих поселенцев было немало хазарских евреев. Еще через два века, в 1154 г., Иоанн Сиинамус, византийский хронист, писал о части венгерской армии в Далмации, придерживающейся еврейского Закона. Возможно, в Римскую эпоху на территории будущей Венгрии могло оказаться какое-то количество «настоящих евреев», но не вызывает сомнений, что большая часть немалой доли современного еврейства вынырнула из миграционных волн хазар-кабар, сыгравших определяющую роль в ранней венгерской истории. Как свидетельствует Константин, страна была первоначально Не только двуязычной, но имела даже некое двоецарствие, вариант хазарской системы правления: царь делил власть с главнокомандующим, носившим титул «джыла» (это по сей день распространенное венгерское имя). Такая система просуществовала до конца X в., когда святой Стефан перешел в католическую веру и победил восстание Джыла, который был, как того следовало ожидать, хазаром, «держащимся своей веры и отказывающимся стать христианином».

Этот эпизод положил конец двоецарствию, но не влиянию хазарско-еврейской общины в Венгрии. Отзвук этого влияния можно расслышать в «Золотой Булле», венгерском эквиваленте «Великой хартии вольностей», изданной в 1222 г. королем Андре II, согласно которой евреям запрещалось выступать В роли чеканщиков монеты, сборщиков налогов и контролеров королевской соляной монополии; надо полагать, до этого многие евреи осуществляли именно эти привилегированные функции. Однако некоторые залетали и повыше. Так, при короле Андре хранителем доходов королевской казны был граф Тека — еврей хазарского происхождения, богатый землевладелец и, судя по всему, гений финансов и дипломатии. Его подпись красуется на различных мирных договорах и финансовых соглашениях, в том числе на том, которое гарантировало выплату 2000 марок австрийским монархом Леопольдом II венгерскому королю. Трудно не вспомнить об аналогичных функциях при дворе халифа Кордовы, исполнявшихся испан-ским евреем Хасдаем ибн Шафрутом. Сравнение схожих ситуаций из истории палестинской диаспоры на Западе и хазарской диаспоры на Востоке позволяет легче принять аналогию между ними.

Стоит также упомянуть, что когда взбунтовавшаяся знать вынудила короля Андре подписать скрепя сердце «Золотую Буллу», Тека так и остался при своей должности вопреки духу и букве документа. Королевский казначей исполнял прежние обязанности еще целых 11 лет, пока, зная о папском давлении на короля, не счел за благо подать в отставку и податься вАвстрию, где его приняли с распростертыми объятиями. Тем не менее, сын короля Андре Бела IV добился от папы разрешения снова призвать его к венгерскому двору. Тека послушно возвратился и погиб во время монгольского вторжения.

Таким образом, хазарское происхождение доминирующего численно и социально элемента в еврейском населении Венгрии в Средние века хорошо документировано. Может показаться, что Венгрия представляет особый случай ввиду давних венгерско-хазарских связей; но на самом деле «прилив» хазар в Венгрию был всего лишь частью массовой миграции из восточных степей на запад, в Восточную и Центральную Европу. Хазары — не единственный народ, побеги которого проросли в Венгрии. Так, немалое число печенегов, преследовавших венгров от самого Дона, сами были вынуждены просить разрешения осесть на венгерской территории, когда их изгнали с места команы; последних постигла точно такая же судьба, когда они спустя век, теснимые монголами, получили в количестве 40 тыс. человек «вместе со своими рабами» убежище от венгерского короля Белы.

Абрагам Поляк, израильский востоковед: «Мадьярская и кабарская миграция в Венгрии проложила дорогу для селившихся в Польше хазар: она превратила Польшу в транзитную зону между двумя странами с еврейскими общинами».

Вообще, почитав Кёстлера, понятно, за что венгры до сегодняшнего дня так люто ненавидят украинцев, прямых потомков средневековых русинов, и почему сто лет назад еврейство возлагало такие надежды на Венгрию, созданную их предками и построенную на костях местных славян. Иудейское государство, враждебное Руси, Германии и прочим державам Европы.

Но для нас сейчас главное то, что хазар в Венгрии знали, пожалуй, лучше, чем где бы то ни было в Европе. И то, что в Тмуторокани именно всем знакомые хазары являются не иудеями, а христианами греческого обряда, современник Теки Юлиан специально подчеркнул бы. Так и написал бы. О существовании там в прошлом Хазарии он знал. Не говоря уже о том, что к благородному сословию носящих чуприны в Тмуторокани принадлежал и князь, который не мог быть хазарином или половцем.

Хазарское население Тмуторокани было вырезано в 1083 году вернувшимся из четырехлетнего византийского плена князем Олегом Святославичем. Это была расплата за то, что Олега именно «козаре» «поточили» за море в Константинополь. Тмуторокань до монгольского нашествия, по данным византийца Георгия Пахимера, продолжала существовать как торговый город с русским населением, среди которого присутствовали также аланы и готы [Козловский И.П. Тмутаракань и Таматарха–Матарха–Тамань // Известия Таврического общества истории, археологии и этнографии. – Симферополь, 1928. – Т. ІІ.; Полканов А.И. К вопросу о конце Тмутороканского княжества // Там же. – Симферополь, 1929. – Т. ІІІ]. Половцы, торки, хазары или черкесы никем и нигде не упоминаются.

Присутствие половцев отмечено только в Судаке (ибн ал-Асир) и в Ялте (Идриси). Это обстоятельство в источниках специально подчеркнуто, поскольку оно имело значение для арабских купцов. Однако в других городах Причерноморья их не было. Хотите Вы этого или нет, но в Тмуторокани жили русины.

И первая фиксация этого обычая тоже связана с русином, великим князем Святославом.

Такую прическу русины носили в Х, XII, XIII веках, естественно, их прямые потомки продолжили следовать этому обычаю.

Вообще, не понимаю, почему принадлежность козачьей прически и города Тмуторокани славянам вызывает такое ожесточенное сопротивление. Уважаемые тюркские коллеги! Тюркоязычных народов очень много, они занимают огромную площадь, у них богатая, исполненная величия, триумфов и драм история и культура, которой давно пора гордиться. Именно за это всё их давно уважают нетюркские соседи. Тюркам надо просто осознать, что они уже являются великими народами и не нуждаются в дополнительном возвеличивании за чей-то счёт. Им это просто давно уже не нужно. Зачем надо обязательно самоутверждаться за счёт других? И почему этими другими непременно должны быть украинцы?

Разве от того факта, что украинцы – славянский народ, живущий на прародине славян и индоевропейцев, где-то возникнет ущерб для киргизской, узбекской или алтайской культуры? Разве тувинский или казахский эпос или овеянная славой милитарная история этих народов поблекнет от того, что тот или иной украинский город или село носит не тюркское, а родное славянское название? Разве духовности казанских татар, ногайцев или уйгуров будет нанесен непоправимый урон от того, что печенеги влились в ряды балканских османов, а половцы стали частью венгров, а не украинцев? Разве искусство туркменов или азербайджанцев станет менее прекрасным от того, что украинские козаки – всего лишь православная украинская аристократия, создавшая свой рыцарский орден, а не потерявшие свой язык кочевники? Или колоссальный эпос якутов или карачаевцев потеряет что-то от того, что десяток слов далекого украинского языка имеют нетюркскую этимологию? А сказки кумыков и чувашей станут менее загадочными от того, что украинцы на своих музыкальных инструментах, а не на заимствованных играют?

При попытке записать славянское по своему внешнему виду, языку, быту, культуре, традициях и этнической психологии население Украины в тюрки объединяются, что характерно, романтически настроенные наивные тюркские ребята, которые считают, что быть тюрком – хорошо, и отнюдь не романтичные великорусские и еврейские шовинисты, негативно относящиеся к тюркоязычным народам и считающие, что происходить от тюрков плохо. Последние прикрываются псевдонаучной риторикой. Послушать их, так прямо весь украинский научный мир объединился, чтобы скрыть истинное лицо поганых бандеровцев, скрывают, гады, скрывают. Это всё злобные украинские националисты делают. И этот ещё, украинский народ, который мимикрирует, научился, понимаешь, делаться похожим на беларусов, поляков, словаков, чехов, лужичан, хорватов. Всё это происки петлюровцев и панславистов подколодных, которые стараются упрятать от праведной общественности в лице экскурсоводов, краеведов и историков-любителей тюркские корни украинцев. Ничего, выведем их на чистую воду. За умеренное вознаграждение. Понимаю, что шовинистов бесит любое указание на существование той же прически, что и у ненавистных им украинских козаков, также у древних хеттов, средневековых иранцев, индийцев, включая современных раджпутов, – которое, между прочим, как и другие общие элементы культуры, укладывается в существование языковых хеттско-славянских, ирано-славянских и санскритско-славянских параллелей, изоглосс, а также – но мне откровенно неясно, отчего же родоначальник этой темы даже не замечает разницы между гипотезой, теорией, версией и доказанной научной истиной, между предположением и доказательством. Очевидно, цель у него другая просто, ненаучная.

Относительно Михаила Артамонова говорить об его великодержавных украинофобских настроениях с полной уверенностью не могу, однако таковые следует отметить у его любимейшего ученика Льва Гумилёва, пренебрежительно и резко недоброжелательно относившегося к украинцам, кстати, также у матушки Гумилёва-младшего – Анны Ахматовой, считавшей себя монголкой и питавшей неприязнь к Украине, у её отца, деда Гумилёва, бывшего одним из вожаков киевского черносотенства. Вполне может быть, и Артамонов не отличался человеколюбием и уважением к представителям других народов.

В обратном меня могли бы убедить зафиксированные в документах действия Артамонова по поддержке и сохранению украинского культурного наследия, дружба с украинскими национал-патриотами, добрые слова об украинском народе, его языке, традициях, культуре...

Главное, впрочем, не это. Артамонов нафантазировал о том, что, «может быть», болгары и венгры носили оселедцы, так оно и пошло-поехало. Из предположений при цитировании превратилось в утвердительный факт, потом и вовсе в прописную истину, потеряв источник. А проверить, действительно ли эта истина прописана где-то в источниках, никто не удосужился. А зачем? Кому нужна правда? Ведь проклятых украинцев позарез надо оскорбить и унизить. Что повсюду и делают, смакуя разный бред, тщательно собранный на исторической помойке.

Для тюркских читателей. Унизительно не происхождение от тюрков, не в тюрках дело, унизительно и оскорбительно то, что мой народ отрывают от его предков и родственников, подыскивая ему других – тех, которые соседям нравятся. Всё равно, что доказывать, будто бы эпос о Манасе или сказания олонхо заимствованы из древнекорейских хроник, потому что именно корейцам якуты и киргизы, не говоря уже о кумыках, обязаны всем...

Эту тему давно пора перевести в русло тюркской Венгрии. Там и хазары были, и печенеги настоящие, а не вымышленные там осели, и половцы до сих пор там живут, и татары там воду мутили, и турки в стороне не стояли. Да и сами венгры – азиаты. Мадьярорсаг – отличный полигон для тюркологических исследований, не то что Украина, где все до одного доказательства приходится высасывать из пальца. С тем же успехом можно было бы сочинить тему о тюркской Латвии или Эстонии, да только руки у великорусских шовинистических естествозлопыхателей

Цитата из Гваньини действительно переведена неправильно и не может использоваться в дискуссии о происхождении чупрыны, поскольку эти сведения взяты итальянским автором из труда барона Сигизмунда Герберштайна «Rerum Moscoviticarum Commentarii» [Базель, 1556], где говорится о заплетенных косах (crines) татар.

А вот хороший, острый кол, на который можно посадить любителей угро-финскости украинцев, – Адам Олеарий и его описание путешествия в Московию: «О черемисских татарах. Здесь появляются другого рода татары, а именно черемисы. Они тянутся далеко за Казань, живут по обе стороны Волги… Мужчины ходят в длинных холщовых кафтанах, под которыми носят брюки; головы свои они стригут наголо. Парни, неженатые еще, дают вверху у темени расти длинной косе, которую они иногда завязывают в узел; иногда же дают ей свисать наподобие женской косы. Мы многих из них встречали не только здесь, но и в Казани». Обольщаться насчет черемисов не стоит – татар этот автор понимает очень широко, даже слишком, зато ясно, что это – не чуприна.

Обращаю внимание, что большинство исторических и этнографических данных о казахском айдаре как раз тоже говорят о его заплетенности, именно в виде заплетенной косы эта прическа известна всем центральноазиатам, в то время как украинская козачья чуприна была гораздо более длинной, не заплеталась никогда и носилась только взрослыми мужчинами. Но, оказывается, не всем и на Запорожской Сечи разрешалось иметь оселедцы, которые были своеобразными отличиями рыцарства, чести, отваги и человечности. Эта семантика, что примечательно, сохранялась на протяжении полтысячи лет, со времен Киевской Руси, с княжьей эпохи, когда чуприна означала знатный род, принадлежность к благородному сословию. Запрещалось носить чуприны неопытным воинам, лжецам, трусам, ворам, обманщикам. Смертельным оскорблением считалось, когда кто-то отрезал козаку оселедец. Под названием сарматской фризуры оселедцы носила вся украинская аристократия – шляхта. Польские же шляхтичы стриглись под горшок, как украинские крестьяне. Поляки резали чуприны восставшим шляхтичам-козакам. После уничтожения Сечи русские цари силой брили чуприны всем козакам, а непокорных жестоко казнили. От них не отставали великорусские помещики. Дети и подростки не имели права её носить. Юноши получали это право только после посвящения в сечевое товарищество (Ordensgesellschaft). До этого времени они носили чубчики, то есть долгие волосы в передней части головы, надо лбом.

Лингвистические доказательства тоже хромают. Они плоские и убогие. Все фантазии о тюркском происхождении топонимов и антропонимов отдают за версту народной этимологией. В любых двух языках мира можно найти похожие слова, как-то сопрягнуть их семантически, помучить фонетику, придумать объяснение культурному контакту – и вперед! Сколько Вы там процентов тюрков насчитали? Целых пять? Их столько отродясь не было, даже в ХХ веке.

А Ваши, гражданин Вальде, рассуждения об антропологии украинцев читать ещё смешнее. Ну, с Сергеем Сегедой давно всё ясно, особенно его коллегам по Институту искусствоведения, фольклористики и этнологии имени Максима Рыльского в Киеве, которые дотягивают за него работы его аспирантов и его самого. Понятно, что он, как и его праведные и неправедные предшественники, не обнаружил явных признаков тюркского компонента, таких, как у русских, поэтому пришлось на скорую руку изобрести теорию, в соответствии с которой все тюрки причерноморских степей были особыми, чуть ли не единственными в своем роде, которые не имели монголоидных антропологических признаков. Дескать, надо что-то другое, скрытое искать. Хотя как половецкие каменные бабы, так и новейшие реконструкции тех же половцев по черепу наглядно убеждают в обратном. А настоящие азиатские признаки показывают только отдельные черепа с позднесредневековых кладбищ. Но ведь на тех черепах, будем говорить откровенно, не написано, кому именно они принадлежали. На мой взгляд, это этнические армяне, евреи, мордвины, черемисы, московиты, татары, караимы и прочие неукраинцы, о присутствии которых нам говорят документы того времени.

Уважаемые читатели, обратите внимание, «дерматоглифика». То есть, в посёлках Великополовецьке и Малополовецьке, получивших свое название не от половцев, а от политического авантюриста Юрия «Половца» Рожиновского зэ Сквыры, жившего намного позднее и с тюркским населением степи никак не связанного, больше нечем подтвердить половецкость жителей, кроме как загадочными линиями на руках. Потому как больше ничего об их половецкости не свидетельствует. Любопытно, как это проверили? Неужто согнали комитетчики под дулами автоматов всех жителей обоих посёлков на плац да откатали им пальцы под присмотром антрополога в штатском? Или скромный научный сотрудник ограничился походом в местную милицию, где услужливый лейтенант предоставил ему готовые оттиски… задержанных приезжих торговцев с рынка? Ясно только, что доказать тюркскость местного населения обычными, поддающимися проверке методами не удалось, поэтому прибегли к хиромантии. Нет, милостивый государь, напрасно Вы уверовали в возможность объяснить на один манер всё и сразу.

Не так уж трудно убедить в тюркском происхождении украинцев политически заряженную татарскую или киргизскую молодежь, которая и украинца-то часто только по телевизору видела; гораздо сложнее навязать эту идею самим украинцам, которых каждый день в обратном убеждает зеркало.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ого, вот это тирада... :rolleyes:

Вынужден пару слов сказать и я, поскольку речь шла также и о моих постах (Артамонов итп).

Сведения о прическах я взял вовсе не из работ Артамонова, а из статьи Плетнева С. Древние болгары в европейских степях // Татарская археология. - 1997. - №1. - С. 32-64. Наличие подобных причесок среди древних тюркских народов вовсе не выдумка Артамонова, о них говорится в таких истчниках:

1. История Агвань Мойсея Каганкатваци писателя Х века. Перевод К. Патканъяна, СПб, 1861, С. 104.

2. Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Среней Азии в древние времена, І, М-Л, 1950. - С. 229.

3. Феофан Исповедник. Хронография // Чичуров И.С. Византийские исторические сочинения. - М. 1980, С. 52.

4. Петровский Н.М. О Летоисчислении древних булгар // ИОАИЭ, том ХХVІІ, вып. 6, Казань, 1911, С. 501.

Я перечитал текст Артамонова, просмотрел ссылки и никаких "выдумок" и домыслов автора не заметил - все предельно ясно и четко аргументировано. Он говорит о "косах", о "оселедцах" - два слова.

Вот отрывок из труда Артамонова:

Нельзя пройти мимо еще одного признака, указанного "Историей агван" относительно хазар, а именно, обычая заплетать волосы в косы. В одном месте этой "Истории" джебу-каган назван предводителем звероподобного народа косоносцев, в другом, характеризуя племена и народы, подвластные "царю севера", автор сопоставляет бреющих головы и носящих косы, и, наконец, в третьем, описывая штурм хазарами Дербента, сообщает, что они устремились в бой в "образе женщин с распущенными волосами" [+131] Древнейшие данные в отношении косы содержатся в археологических материалах Восточной Азии. Это находки кос в могилах хуннуской эпохи в Ноинулинском и Оглахтинском могильниках [+132]. Письменных известий о способе ношения волос у хунну у нас нет, но зато в китайских источниках упоминается сяньбийское племя косоплетов Тоба, сведения о котором относятся к III-IV векам [+133]. Кроме того, известно, что восточные сяньбийцы оставляли пук волос на голове, тогда как западные, так же как ухуанцы, брили голову [+134]. Название сяньби было не этническим, а географическим, охватывающим племена, поселившиеся у гор Сян-би Шань. Предполагается, что сяньбийцы и родственные им дун-ху и ухуань состояли из племен смешанного динлинско-тюрко-монгольского происхождения и говорили на одном из монгольских диалектов. Потомками сяньби считаются амдоские племена Восточного Тибета, среди которых до сих пор существует обычай заплетать волосы в косу, тогда как соседнее население кос не носит [+135], Общеизвестно о ношении косы маньчжурами. В XVII веке, после покорения ими Китая, коса была распространена и в этой стране. Далее, косу носят коряки, тунгусы, алтайцы и теленгеты. Кроме того, она известна у енисейских остяков [+136], которые до сих пор называют себя "ди", что значит "люди" [+137], и считаются остатками народа, населявшего некогда не только северную, но и южную Сибирь, называвшегося у китайцев динлинами и носившего косу [+138].

Обращаясь к сведениям о ношении косы в Восточной Европе, прежде всего необходимо указать на рассказ Феофана о том, как жители Константинополя толпами сбегались смотреть на прибывших в 558 г. аварских послов. Особенно поразили их во внешнем виде невиданных еще варваров волнистые волосы, заплетенные в косу [+139]. Иоанн Эдесский знает ужасный народ авар, названный так по своим волосам, и упоминает о бегущих народах славян и о тех с развевающимися волосами, которых называют аварами. Далее, следует отметить сообщение Прокопия, что в его время (VI в.) одна из партий цирка в Константинополе ввела новую моду ношения волос: "Они стали стричь их не так, как другие римляне... Они обрезывали волосы на голове спереди до висков, а сзади оставляли висеть их длинейшими косами без всякой надобности, как это делают массагеты. Эта мода называется поэтому гуннской" [+141]. Несколько иначе косы носили венгры и болгары. Они оставляли на стриженой голове пучок длинных волос, который и заплетали в одну или несколько кос [+142]. Наконец, косу, по словам Рубрука, носили "татары", населявшие южнорусские степи [+143]. Предполагается, что под татарами Рубрука следует видеть половцев, которым принадлежат и каменные бабы, иногда представляющие безбородых мужчин с косами [+144].

Коса явилась как способ ношения длинных волос, оставлявшихся на голове целиком или частично, в связи с представлением о заключенной в них магической силе. Вследствие этого верования длинные волосы нередко становятся специальной принадлежностью жрецов и вождей, тогда как стрижка и бритье волос, наоборот, являются признаком зависимого, рабского положения [+145]. Древнее туземное население степей Восточной Европы - скифы и сарматы, - судя по изображениям, носило длинные волосы сзади, подрезая их только спереди [+146]. О верованиях в магическую силу волос у скифов свидетельствует обычай скальпирования [+147], посредством которого вместе с волосами присваивалась жизненная сила побежденного врага. Однако о заплетении волос скифами и сарматами ничего не известно. Как ни распространено представление о магической жизненной силе, заключенной в волосах, прически, связанные с ношением длинных волос, в разных местах весьма различны. Германское племя свевов, например, носило длинные волосы, связывая их в узел, так что концы свешивались на спину вроде лошадиной гривы. Заплетение волос в косы мужчинам, известное в Америке, в Старом Свете, прослеживается с древнейших времен и до настоящего времени только в Азии. Большая часть народов Восточной Европы, носивших косу, не является исконным населением этой страны и передвинулась сюда или из Азии, или из крайних восточных пределов Европы, в историческом и культурном отношении тесно связанных с соседними азиатскими областями. К числу их относятся половцы, венгры и авары.

Гуннская, по указанию Прокопия, и венгерская и болгарская прически отличались между собой тем, что в одном случае волосы подстригались только спереди, а в другом на бритой голове оставлялся длинный пучок волос, известный нам позже, по описаниям внешности киевского князя Святослава, в виде запорожского оселедца. Первого рода прическа употреблялась аварами. Любопытно, что Прокопий связывает ее с массагетами, т.е. с населением восточной стороны Каспийского моря, поблизости откуда вышли авары. Этой страной управлял джебу-каган, который поэтому, по справедливости, мог называться предводителем народа косоносцев. Алтайские турки, насколько нам известно, хотя и носили длинные волосы, в косы их не заплетали, а следовательно, их не мог иметь в виду автор "Истории агван" при характеристике племен, подчиненных джебу-кагану и составивших его войско, вторгшееся в Закавказье. В этой характеристике наряду с племенами, заплетающими косы, упомянуты племена, бреющие головы. Эти последние и можно противопоставить первым в качестве туземного населения Северного Кавказа и прилегающих к нему степей, где важнейшее место, без сомнения, принадлежало болгарам той эпохи их исторического существования, которая по болгарскому именнику характеризуется "стрижеными головами", т.е. до переселения за Дунай [+148]. Можно думать, что бритье или стрижка головы у болгар не исключали и тогда наличия у них оставленного на макушке пучка длинных волос, удержавшегося затем долго не только в прическе населения нижнего Поднепровья, но и Северного Кавказа.

Среди каких косоносцев следует искать хазар: среди тех, которые издавна жили к северу от Кавказа, или тех, которых привел с собой джебу-каган или вообще турки в процессе завоевания западного побережья Каспийского моря?

От себя добавлю - чуваши считаются потомками булгар - одного из главных народов каганата. Среди чувашей в прошлом были распространены вот какие типажи с характерными прическами:

http://history.chuvash.org/02.html

http://history.chuvash.org/19.html

http://history.chuvash.org/22.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Украинский пользователь с характерным славянским ником Konrad , хочу напомнить вам , что здесь присутствуют и представители русской национальности. Поэтому национализм ваш оставте при себе. Лично меня от ваших постов подташнивает.Пишете про прически, а виноваты москали. Про печенюшки писать будете - опять москали проклятые с евреями.

Прошу модераторов обратить внимание на недопустимость подобных нац.вплетений!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

с характерным славянским ником Konrad

Я бы с таким выводом не торопился.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ради справделивости надо отметить также следующее. Товарищ Конрад слепил в каких-то целях два совершенно не связанных между собой момента - сведения о шляхтичах Рожиновских из Сквиры, половецкое происхождение которых надежно доказано не по антропологии (нонсенс!) а по ПИСЬМЕННЫМ источникам и работой антрополога Сегеды. Сегеда просто анализировал особенности СОВРЕМЕННОГО населения сел Малополовецкое и Великополовецкое Киевской области. Кстати Сегеда наоборот сам выступает против попыток преувеличить влияние степняков на антропологию украинцев. Еще - в компетентности одного из авторитетнейших антропологов Украины сомневаться нет причины. Впрочем как и в обьективности его работ.

Вот что он пишет о монголоидности:

Крім того, на півдні Київщини, Черкащини, Полтавщини (там, де давньоруські літописи фіксують поселення середньовічних тюркомовних кочовиків) помітна певна монголоїдна домішка, зокрема збільшення діаметра вилиць та складки верхньої повіки, тенденція до сплощення обличчя та поперечної спинки носа тощо. Зауважимо, що роль монголоїдного (кочівницького) компонента у формуванні антропологічного складу середньовічної та сучасної людності України не варто перебільшувати: згадані морфологічні риси можна «вловити» лише при зіставленні з тими групами, які за будовою обличчя вважаються «еталоном» європеоїдної раси, наприклад вірменами.

Наддніпрянський матуризований комплекс охоплює кілька регіонів Правобережжя Середньої Наддніпрянщини, Південної Волині, Рівненського та Житомирського Полісся. Він характеризується помірним відсотком чотиригорбикового першого нижнього моляра (як правило, до 10 %, що вказує на низький рівень редукції зубної системи), а також невисокою в масштабі Східної Європи, але підвищеною в межах України концентрацією ознак «східної» орієнтації: лопатоподібних різців — до 5 %, колінчастої складки — до 10 %, шестигорбикових перших нижніх молярів — до 6 %.

Дуже цікаві результати отримані за підсумками вивчення дерматогліфічної колекції з сіл Великополовецьке та Малополовецьке на Київщині, походження яких літописні джерела пов’язують з половецьким ханом XI ст. Турготканом. За свідченням «Повісті временних літ», 1094 року Турготкан віддав заміж за київського князя Святополка свою дочку, а натомість дістав дозвіл поселити у княжих володіннях свою орду. Союз Турготкана із зятем був нетривким і через два роки хан загинув у битві з руськими воїнами. Одначе й за триста літ по тому — наприкінці XIV ст. — містом Сквирою та довколишніми селами, включаючи згадані, володів його нащадок Кориман. Це підтверджується археологічними даними, оскільки в курганах давньоруського часу, розкопаних в околицях Великополовецького, знайдені кочівницькі поховання. До того ж деякі прізвища корінних мешканців даної місцевості, наприклад, Шеремет і Шамрай, мають тюркське походження. Так, слово «шеремет» перекладається як «жвавість, гарячкуватість коня», «той, хто має швидкий, легкий крок» (про коня), «брутальний, запальний, неввічливий».

За більшістю дерматогліфічних маркерів «половецька» вибірка близька до інших груп південного комплексу. Однак вона характеризується найвищим в Україні дельтовим індексом (13,5). Подібні величини даної ознаки, що є чутливим індикатором монголоїдної домішки, властиві корінним народам Поволжя та Приуралля, зокрема башкирам. Отже, дерматогліфічний аналіз дає змогу простежити в Середній Наддніпрянщині сліди давнього кочівницького компонента.

Слід іще раз наголосити на тому, що відмінності між виявленими регіональними одонтологічними та дерматогліфічними варіантами (комплексами, зонами) мають характер ТЕНДЕНЦІЙ (!) і не суперечать висновкам про відносну антропологічну ОДНОРІДНІСТЬ українського народу(!!!).

Остання область — південно-східна — обіймає Причорноморську низовину й Великий Донбас, де спостерігаються тенденція до підвищення відсотка генів р(А) — до 28,1 %, q (В) — до 17,2 %, відносно висока концентрація гена М (аж до 67 % у Харківській області) й невисока — резус-негативності. Таке сполучення ознак свідчить про те, що українці даної області зазнали ПЕВНОГО ВПЛИВУ давніх іранського (південноєвропеоїдного) та тюркського (з певною монголоїдною домішкою) компонентів. За гематологічними маркерами вони дуже близькі до населення Ставропольського та Краснодарського країв Російської Федерації, значна частина якого є нащадками ЗАПОРОЗЬКИХ КОЗАКІВ.

Вплив іранського та тюркського компонентів на генофонд південно-східних популяцій українців зазначила також Р. Старовойтова на підставі аналізу частот гена Нр1 та антигена Gm (1). Водночас вона констатувала відсутність монголоїдної домішки у гематологічному комплексі українців Середньої Наддніпрянщини.

http://litopys.org.ua/segeda/se03.htm

Некоторые степные черты также присущи черепу Ивана Сирко.

Вельмишановний пане Кіндрате, никто и не думал производить украинцев от тюрок. Просто почему-то так сложилось, что проблема иноэтнических влияний на наш народ (особенно тюркских) пребывала под негласным табу в историографии, как-то стыдливо замалчивалась. И не стоит удивляться появлению таких исследований сегодня.

П.С. А по поводу оселедца, согласитесь, выводить эту прическу из арийских причесок эпохи бронзы или от воинов-раджпутов несерьезно. О оселедце у алан и скифов мне ничего не известно. Если и придумали эту стрижку арии, то к украинцам она попала через тюркское посредничество.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 Konrad

Позволю себе порекомендовать вам не примешивать к настоящей теме москальские, еврейские и прочие заговоры, венгерскую ненависть по отношению к украинцам и прочий бред, а также использовать в споре достоверную информацию.

Попытаюсь ответить вам по существу:

"..великий князь киевский Святослав Игоревич Хоробрый не носил титул кагана. Он убил кагана,.."

действительно ни один источник Святослава каганом не называет, собственно никто этого и не утверждал. Однако церковные источники называют каганами его сына и внука. Кроме этого хаканом называет правителя русов араб Ибн Русте в начале X в., т.е. тоже Рюриковича и несомненно предка Святослава. А откуда вы взяли прозвище "Хоробрый" и факт убийства Святославом кагана?

"..все единичные случаи употребления его по отношению к Рюриковичам – подчеркну, всегда не ими самими, а по отношению к ним – субъективны, несистематичны и случайны.."

киевский митрополит Илларион в 1030-е гг. в трактатах «Слово о законе и благодати» и «Исповедание веры» называет каганами князей Владимира Великого и Ярослава Мудрого. Первое церковное лицо в государстве в официозных трудах не могло использовать "субъективный" или "случайный" титул. Тем более, что его приблизительно на 20 лет позже по отношению к правителю русов использует Гардизи. Я могу предположить, что этот титул также использовался и в Повести Временных Лет, однако монахи переписчики со временем убрали "неправильный" титул. В то же время они не посмели исправить его в труде митрополита.

"Хазарское население Тмуторокани было вырезано в 1083 году вернувшимся из четырехлетнего византийского плена князем Олегом Святославичем."

С чего вы взяли?

"Тмуторокань до монгольского нашествия, по данным византийца Георгия Пахимера, продолжала существовать как торговый город с русским населением"

Русского населения был очень небольшой процент (вероятно оно было ограниченно небольшой дружиной, чадью князя и несколькими священниками, а также купцами, но русские купцы жилы и в Крыму и вообще где угодно), а после перехода города под контроль Византии русское население вероятно стало составлять ничтожный процент. Советую просмотреть тему о Тмутаракани на этом форуме

http://forum.eurasica.ru/index.php?/topic/1935-%d1%82%d0%bc%d1%83%d1%82%d0%b0%d1%80%d0%b0%d0%ba%d0%b0%d0%bd%d1%8c/page__st__20

о козацкой прическе:"сохранялась на протяжении полтысячи лет, со времен Киевской Руси, с княжьей эпохи, когда чуприна означала знатный род, принадлежность к благородному сословию"

Потрудитесь привести за полтысячи лет хотя бы один факт, доказывающий что подобная прическа была у кого-либо из вост. славян знатных и благородных до козаков, за исключением Святослава.

"Все фантазии о тюркском происхождении топонимов и антропонимов отдают за версту народной этимологией".

Пожалуйста конкретизируйте

А Ваши, гражданин Вальде, рассуждения об антропологии украинцев читать ещё смешнее.

В написанном мною тексте об антропологии моих рассуждений всего одно предложение:"В этой связи можно отметить, что иранское (южноевропейское) влияние на украинцев является в значительной степени связанным с тюркским компонентов, принимая во внимание преобладающую европеоидность европейских булгар, торков и печенегов, являющуюся результатом ассимиляции кочевого ираноязычного населения". И оно базируется на выводах целого ряда исследователей (антропологов, археологов, историков). А все остальное - цитирование других исследователей или констатация фактов, установленных другими исследователями. Я сожалею, что украинский антрополог Сегеда вызывает у вас столько иррационального негатива, но это ваши проблемы.

И еще позволю себе совет, пишите ближе к теме и покороче, а то читать ваши оЧЧЧень пространные посты обо всем нет ни сил ни желания

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...