Перейти к содержанию
Алтай

Слово "Повитуха" на разных языках

Рекомендуемые сообщения

До 1920-х гг. на территории России существовал институт повитух. Роды считались естественным процессом, и происходили на дому с помощью повитухи. О том, насколько важна была эта профессия говорит тот факт, что повитухи наравне с офицерами и учителями получали самую высокую пенсию. После революции Н.К. Крупская уничтожила саму память о повитухах. Для того, чтобы уничтожить "родовые пережитки" был создан конвеер появления "нового человека": женская консультация - роддом - прививки - ясли - дет. сады и т.д.

Вопрос.

А как повитуха называлась у разных народов?

И используются ли ее услуги у какого-нибудь народа в настоящее время?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уровень повитух был очень низкий и большая смертность во время родов детей и рожениц - тому свидетельство.

Нет, это не так. Это вымысел из той же серии, что народы бывших советских республик были неграмотными и чуть ли не имели своего алфавита.

У теленгитов, которые в Россию были включены последними, повитухи (ее называли киндик-эне) еще были в 1950-х годах.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

До 1920-х гг. на территории России существовал институт повитух. Роды считались естественным процессом, и происходили на дому с помощью повитухи. О том, насколько важна была эта профессия говорит тот факт, что повитухи наравне с офицерами и учителями получали самую высокую пенсию. После революции Н.К. Крупская уничтожила саму память о повитухах. Для того, чтобы уничтожить "родовые пережитки" был создан конвеер появления "нового человека": женская консультация - роддом - прививки - ясли - дет. сады и т.д.

Вопрос.

А как повитуха называлась у разных народов?

И используются ли ее услуги у какого-нибудь народа в настоящее время?

На казахском повитуха киндик ана/ене, (киндик-пуповина, пупок. ана/ене-мать)то есть женщина перерезавшая пуповину

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На казахском повитуха киндик ана/ене, (киндик-пуповина, пупок. ана/ене-мать)то есть женщина перерезавшая пуповину

А пользуются ли казахи (может быть в сельской местности) услугами повитухи в наши дни?

И возникали ли какие-либо родственные отношения между семьей, где она принимала роды, и повитухой?

Например, теленгиты одаривали киндик-эне специальным подарком.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А пользуются ли казахи (может быть в сельской местности) услугами повитухи в наши дни?

И возникали ли какие-либо родственные отношения между семьей, где она принимала роды, и повитухой?

Например, теленгиты одаривали киндик-эне специальным подарком.

по монгольски повитуха - хvйн ээж, где:

хvй - пупок, пуповина; ээж -мать

Раньше были специальные женщины с опытом и их пригласили или привезли иногда со значительно дальней местности чтоб помогала в родстве. Они уважались всеми и имели много детей которых принимала. Дети всегда оказывают уважение и поклонение своим матерям которые приняли первым в жизни на руках.

Ныне если не успеет во время обратиться или доехать до больницы то как и раньше кто то опытная может принимать ребенка. Такие женщины тоже сейчас и существуют.

Сейчас врача, в основном фельдшера-акушера, кто собственноручно принимал ребенка в роддоме называют "хvйн ээж". И многие с ними устанавливают постоянную связь, например в новом году встречаться по праздниаком давать подарки (в основном 8 марта, день рождения etc.).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нет, это не так. Это вымысел из той же серии, что народы бывших советских республик были неграмотными и чуть ли не имели своего алфавита.

У теленгитов, которые в Россию были включены последними, повитухи (ее называли киндик-эне) еще были в 1950-х годах.

До 1920-х гг. так и есть, были неграмотны.

А повитухи мыли руки перед приёмом родов и пользовались стерильными простынями и инструментом? :blink:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Из книги В. П. Дьяконовой "Алтайцы" (в книге описываются теленгиты):

"Прежде теленгитки рожали в том жилище, где жила семья. Роды проходили возле постели супругов на специальной подстилке (чурун). Муж и дети во время родов удалялись из дома. Подстилку делали из шкуры овцы без какой-либо обработки или использовали кусок войлока (кийис). С момента схваток роженица перебиралась на подстилку, становилась на корточки, опираясь о ящик. При родах одежда не снималась, рожали в той, что носили повседневно. Затем все очищалось можжевельником (арчин) путем окуривания. При тяжелых родах женщины тянули роженицу за волосы (чурмеш), растущие на теменной, височной частях головы. При задержке выхода последа роженице подносили сосуд (тажуур) из кожи, в горловину которого она дула до тех пор, пока он не выходил из чрева.

Рожать женщине помогали родственницы со стороны мужа. Обязательно звали кайын энези (свекровь), а со стороны матери - йенгези (сноха) или эйэзи (сестра). Если вблизи не оказывалось родных, то помогали чужие женщины.

При родах пуповину перерезала ножницами (или ножом), в зависимости от пола ребенка повитуха (киндик эне), принимавшая роды. Пуповина (киндик) перевязывалась ниткой (учук). Присыпку пуповины делали из сожженных волос с головы матери. Также употребляли пепел от вельветовой ткани. Этот способ народной гигиены был заимствован теленгитами у казахов.

Новорожденного киндык эне обмывала крепко заваренным чаем с добавлением соли. Мытье новорожденного чаем практиковалось тувинцами, телеутами и другими народами. Такой способ купания младенцев появился у народов Южной Сибири сравнительно недавно, т. к. распространение чая среди кочевого населения началось в 17-18 вв. Древний же способ детской гигиены у кочевых народов заключался в обтирании новорожденных теплой подсоленной водой с бульоном; смазавании тела салом, сливками или обтирание тела младенца мерлушкой, кожей мягкой выделки.

В день родов за юртой рыли в западном направлении рыли яму, в нее укладывали подстилку, на которой женщина рожала. Углы ее придавливаликамнями, поверх сыпали зерна ячменя (арба), все сверху присыпалось землей. В некоторых семьях войлочный коврик для рожениц стирали, сушили и хранили до следующих родов.

С последом (баланынг кийиндези) поступали по другому. Сначала он несколько дней хранился в сосуде под кроватью. Затем его обязательно захоранивали. Часто его укладывали в специальный мешок из войлока, в него добавляли несколько веточек можжевельника".

До 1920-х гг. так и есть, были неграмотны.

А повитухи мыли руки перед приёмом родов и пользовались стерильными простынями и инструментом? :blink:

На медицинских сайтах можно легко найти статистику заболеваний эндометритом в "стерильных" родовых отделениях столичных роддомов. Как известно, после этого заболевания, врачи обязаны делать так называемую "чистку", после которой женщина уже матерью не будет.

С помощью "инструментов" люди "в белых халатах" часто морочат молодую мать и ее родственников, и советуют сделать кесарево сечение (за эту "безболезненную" операцию необходимо заплатить немалые деньги), после которого большинство женщин вторично рожать уже боятся, а часто и не могут.

Кроме "стерильных простынь" ВЫ забыли упоминуть обязательные "чудодейственные" прививки на любой вкус, которые делают ребенку в каждом роддоме. То есть в организм маленького человечка НАРОЧНО вводят вирусы, которые убивают природный иммунитет человека.

Я думаю, что проблема заключается не в "мытье руки перед приёмом родов и пользовании стерильных простыней и инструментов", а в иммунитете современной женщины. Проходя по улице многих городов, я с каждым годом вижу, что количество аптек (как, в прочем, и салонов сотовой связи) постоянно растет. А это значит, что природный эмунитет - ухудшается!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не пойму, то ли у Вас какое-то разочаровние от Вашей местной сегоднешней медицины, то ли Вы пытаетесь создать легенду вокруг старых традиций. Это модно сегодня на территории бывшего СССР. Не далее как вчера читал на этом форуме о попытке представить суфиев распространителями методов самозащиты. Этот пиар помогает кому-то эти "методы" возрождать, но деньги и наука не часто идут вместе.

Прививки младенцу надо делать, так как сегодняшняя среда, не то, что было когда-то. Если только Вы живёте где-то в удалённом месте, тогда это Вам меньше грозит, но смертность от столбняка никто не отменял. А пуповину повитуха перерезала тем же ножом, что и мясо резала и т.д. Удивительно вообще, как народ выживал. Мне попадалась дореволюционная статистика и описание по казахам, где-то в Обзоре Семиреченской области, страшно читать.

Я два раза присутствовал на родах своей жены. Роды оплачиваются страховкой, за каторую всё время надо платить - в долларах, около 100 баксов в месяц. Не думаю, что повивальная бабка работала за спасибо. Жене делали анестезию - эпидураль, после этого, а её делают, когда есть достаточное раскрытие, всё происходило совершенно безболезненно. Во время вторых родов, я удивлялся, до самого проследнего момента, она беседовала с анестизиологом, а у него была пауза в работе, о лингвистике. Никаких сечений. Эта проблема возникает, когда плод лежит неправильно, но акушеркам часто удаётся переворачивать его мануально. Врач в первом случае подошёл после родов на пару минут, убедиться, что всё нормально, а второй раз его вообще не было. Хотя оба раза были проблемы - то воды отошли рано, то сын вылазить не хотел (ставили капельницу со стимулирующим).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А пользуются ли казахи (может быть в сельской местности) услугами повитухи в наши дни?

И возникали ли какие-либо родственные отношения между семьей, где она принимала роды, и повитухой?

Например, теленгиты одаривали киндик-эне специальным подарком.

Ну сейчас я думаю, повитух в КЗ вообще нет. Мамаши даже с дальних деревень перед родами ложаться в роддом. Ну а так, вообще я думаю практически у каждого казаха есть киндик ана, в родах она конечно не принимает участие, просто типа "должности":), обычно самая близкая подружка матери становиться киндик ана ребенку, ну или просто кого то "назначают" на эту должность. В последствии безусловно дружат семьями иногда даже ребенок может к своей киндик ана относиться очень даже по родственному, забежать там в обед покушать или на дискотеку денег одолжить:).

ps Так же киндик ана/ене на казахском может произноситься как киндик шеше (шеше тоже мама)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

До 1920-х гг. на территории России существовал институт повитух. Роды считались естественным процессом, и происходили на дому с помощью повитухи. О том, насколько важна была эта профессия говорит тот факт, что повитухи наравне с офицерами и учителями получали самую высокую пенсию. После революции Н.К. Крупская уничтожила саму память о повитухах. Для того, чтобы уничтожить "родовые пережитки" был создан конвеер появления "нового человека": женская консультация - роддом - прививки - ясли - дет. сады и т.д.

Вопрос.

А как повитуха называлась у разных народов?

И используются ли ее услуги у какого-нибудь народа в настоящее время?

На караимском языке: 1) эб, эбэ, эбанай, анча (крымский диалект); 2) анача, эб, эбанай (тракайский диалект); 3) анацы (луцко-галичский диалект)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На караимском языке: 1) эб, эбэ, эбанай, анча (крымский диалект); 2) анача, эб, эбанай (тракайский диалект); 3) анацы (луцко-галичский диалект)

эб, эбэ, эбанай, анча - что-то много синонимов для такой узкой специализации

анача, эб, эбанай - тоже

Возможно, "эб" и "эбэ" выполняют это по совместительству.

Українське: ПОВИТУХА, СПОВИТУХА

Polskie: BABKA, POŁOŻNA

Татарча: КЕНДЕК ӘБИ(СЕ), ӘБИ(сокращенно)

Такой род занятий - ӘБИЛЕК.

Тогда aqmescitli, возможно, очень прав.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...