Перейти к содержанию
Гость Василий

Енисейские кыргызы

Рекомендуемые сообщения

У ГАРДИЗИ вроде бы говорится не о кыргызах Енисея, а о кыргызах Урала, и убежал к башкортам не славянин, а сакалиба, о которых учёные много спорили и так и не пришли к единому мнению, что это за народ. А затем уже, в последнем абзаце идёт известие о путях в страну Кыргызов Енисея.

Да сакалиба считают то хазарами, то волжскими болгарами... Дело скорее, в сложности этногенеза славян. Среди них вполне

могли затеряться потомки саг - скифов-сколотов. Не о путях в страну кыргызов, а из киргизов в вглубь сибирской тайги к

диким кетам. У кыргызов вождь носит имя Урус - инал, т.е. вождь народа урусутов? Русы вполне могли переселиться

в Хакасию. Надо Хакасию признать четвертой восточнославянской суверенной республикой? С столицей в Кемджикете (Красноярск)?

Все потерянные территории вернуть Иналу? Бараба, Томь, Алтай, Тобол, Тува, Бурятия, Якутия. И взимать албан абаканским Омоном?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В легенде о князе сакалиба можно выделить ряд моментов. Владыка убегает из родины, на новой родине

вокруг него собираются новые люди и создают новый этнос. Такая легенда была у кимаков и уранхай-саха...

Бродячий мотив? В то же время этот сюжет показывает процесс образования кочевых этносов.

Бродячие люди степей из разных родов и племен, беглые разбитых орд сливались в единое и образовывали

новый этнос. Так возникли казаки Дона и казахи Арала, жуаньжане и алтайские тюрки-Ашина...

Среди них можно было найти кривых и стройных, блондинов и черноголовых, всякий люд собирался.

Этот сакалаба своему народу дал имя Киргиз? Не означает ли, что он был из кашаков? Т.е. черкесов...

Саг - собаки, род появился и среди хакасов. У них вождь был Ажо. Явно монгольский термин.

Т.е. явно это орда образовывалась из кочевого бродячего элемента...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О чём вы говорите! Кто стал тюрком, вы чё? Кыргызы - это первый исторически известный, зафиксированный китайскими летописями тюркский, тюркоязычный народ. О нём известно ещё с 3 в. до н.э. Кёк тюрки известны, напомню вам, с 6 в. н.э. Что за ещё нордическая внешность? Если по отношению к китайцам, то да согласен. У китайцев самые черные волосы и черные глаза из известных мне азиатов. Сколько можно мне тут вам писать: не верьте европейским востоковедам. У них просто комплекс неполноценности был по отношению к древним цивилизациям Востока. Вот и пытались везде засунуть свои пять индоевропейскихъ, арийскихъ, нордическихъ и прочихъ копеекъ.

Согласно Гумилеву, енисейские киргизы- это европеоидные динлини, потомки ариев. Неужели не сохранились черепа енисейских киргизов, чтобы точно знать к какой расе они принадлежали? Светловолосость и светлоглазость еще не говорит о европеоидности. 40% монголов в Монголии зеленоглазые, но ведь они монголоиды.

По поводу европейской пропаганды и навязывания стереотипов, я согласен с Alchy. Смотрел передачу про раскопки в Джунгарии, там якобы была найдена мумия женщины возрастом ок.3000 лет, якобы европеоидной наружности, которая принадлежала к древнему племени, обладавшей "суперкультурой" для тех времен. Показали как они откапывали эту мумию, и говорили, что мол, у женщины выступающий нос и сохранились ресницы, и тем самым она европеика. Но почему-то они не обратили внимание на широкое лицо, скулы, и нос не был по-европейски выступающим. Она была явной азиаткой, видно было даже не воовуженным глазом, но ученые приписали ее и все племя к европейцам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Специфика кыргызов Енисея - трупосожжение. Поэтому достоверных данных по средневековью не будет.

Русские встретили кыргызов на Енисее монголоидными.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На калмыцком хонгор, будет рыжий, светло-русый. Это значит, что Хонгор калька с уйгурского хакас - рыжий.

Так соседи называли кыргызов Енисея. Да они потомки ариев. но не псевдо, а настоящих аринов с Красноярска.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ЯДРИНЦЕВ Н. М.

АЛТАЙ И ЕГО ИНОРОДЧЕСКОЕ ЦАРСТВО.

(Очерки путешествия по Алтаю)

Алтайские племена уже интересны тем, что здесь находится центр, откуда происходило распространение народностей по северу Азии. Мы видим здесь племена монгольского типа и склада с тюркским языком, несомненно, что это — тюрки, покоренные монголами. Но и прежде тюрков были какие-то аборигены, следы которых находятся на юге Сибири, в Алтае и в Енисейской губернии. Это остатки загадочных племен со смешанным языком и типом. Кайбалы, тубинцы, минусинские татары, бийские черневые татары — все это своеобразная этнографическая особь, не похожая ни на тюрков, ни на монголов. Радлов предполагает, что прежде наплыва на Алтай тюрков и монголов здесь существовало угро-самоедская народность. Действительно самоеды, как признали уже ученые, есть алтайская народность, их язык близок к кайбалам; тип носит южное происхождение, судьба их поэтому может казаться трагична. Представьте себе племена, обитавшие на юге, привыкшие к другому климату и силою исторических обстоятельств откинутые в ледяные тундры. Что должен был испытать этот народ! Ведь это хуже многих исторических метаморфоз, хуже мартирологии несчастного еврейского племени!

Все ученые, посещавшие Алтай, также находят здесь остатки и признаки пребывания финских племен. Это говорит Клапрот, Кастрен и другие. Но точно это не доказано, между тем как пребывание финнов в Алтае и на юге Сибири может пролить совершенно иной свет на самое распространение и происхождение [643] финских племен. Но если были здесь племена финские, почему не явиться догадке, что могли быть племена и арийские.

В китайских источниках и летописях сохранилось любопытнейшее историческое показание о народе «хакасах», в IX веке занимавшем юг Сибири и распространявшемся до Иртыша и Тибета. Этот народ, по сказаниям китайцев, был «белокурый, с голубыми гласами»; как видно по описанию, это был культурный народ, занимавшийся земледелием, имевший письменность. На скалах и камнях Минусинского округа до сих пор находятся рунические надписи, никем еще не разобранные. Могилы и раскопки, изобильные металлическими зеркалами, тонкими изделиями из серебра и золота, оружием всевозможного рода, остатки земледельческих орудий показывают, что в Минусинском округе и Алтае, действительно, был какой-то культурный центр. Впоследствии, на основании китайских названий, делались догадки, что хакасы были киргизы, «киликидзе», как их называли китайцы. Действительно, когда-то киргизы были в Енисейской губернии, но затем исчезли. Однако, предположение, что хакасы были тождественны с киргизами, требует еще подтверждения. Киргизы заключают, большей частью, смесь монгольского племени, хотя и среди них попадаются типы светло-русые (см. киргизы или хакасы, «Географический словарь», И. П. Семенова). Во всяком случае, по описаниям, древние киргизы, как и хакасы, не походили [644] на нынешних киргизов и алтайцев-калмыков с монгольским типом. Эти древние народности, однако, не могли исчезнуть без следа, даже при завоеваниях часть пленных, обыкновенно, входит в семью победителей. Наконец, побежденные куда-нибудь удалились. То и другое определить важно. Для разрешения этой задачи и при нынешних сведениях, мы можем убедиться, что в Алтае произошла какая-то ассимиляция и смешение рас аборигенов и пришельцев, следы которых должны сохраниться и доселе. Далее Алтай был местом, откуда распространялись тюркские и другие племена по всей Сибири, это же был путь различных монгольских племен из Азии в Европу; понятно, какой любопытный материал лежит здесь нетронутым. Предмет этот только что начинает привлекать внимание ученых и кто знает, какой переворот произведет он впоследствии в области старой науки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Влияние кыргызов на этническое будущее населения Верхнего Енисея и ближних территорий ограничилось,

в основном, тюркизацией и вводом последнего на правах кыштымов в собственное государство.

После отселения большинства кыргызов в джунгарские пределы, оставшиеся не повлияли

на этнические процессы, шедшие в "кыштымской среде". Качинцы, кызыльцы, сагайцы, бельтиры

явились потомками данников кыргызов и к началу XX в. ни коим образом не связывали себя с ними

ни генеалогически, ни на ментальном уровне. Неслучайно в фольклоре Хакассого региона "кыргызская

тема" тема совершенно не разработано, а ограничивается лишь отрывочными, разбросанными сюжетами,

чаще негативно окрашенными. Зависимое положение в составе кыргызских государств мало способствовало

накоплению опыта самостоятельных политичесих действий или размышлений.

Скорее, в серой кыштымской массе выработалась перешедшая в этническое подсознание привычка жизни

в системе внутригосударственных отношений. Еще и поэтому они достаточно индифферентно восприняли

замену зависимости от кыргызов подчинением русским. Сменились господа, глубинные слои отношения

господства-подчинения для кыштымов никак не трансформировались, "дарованные властью" их права

и обязанности остались прежними

ШЕРСТОВА РУССКИЕ и ТЮРКИ ЮЖНОЙ СИБИРИ.

В духе АСКЛа. Зато "кыргызская тематика" хорошо разработана в якутском фольклоре!

Родоначальники саха Сарабай БААЙ, Эллэй БООТУр, ОМОГОЙ БААЙ, САХСАРЫ ХОТУН все из племени

кыргысов. Даже про Мымака красноярские летописи сообщают, что он основал Красноярск и пошел

вниз по Лене!

ИР ТОХЧЫН.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Булган хангай
Согласно Гумилеву, енисейские киргизы- это европеоидные динлини, потомки ариев. Неужели не сохранились черепа енисейских киргизов, чтобы точно знать к какой расе они принадлежали? Светловолосость и светлоглазость еще не говорит о европеоидности. 40% монголов в Монголии зеленоглазые, но ведь они монголоиды.

По поводу европейской пропаганды и навязывания стереотипов, я согласен с Alchy. Смотрел передачу про раскопки в Джунгарии, там якобы была найдена мумия женщины возрастом ок.3000 лет, якобы европеоидной наружности, которая принадлежала к древнему племени, обладавшей "суперкультурой" для тех времен. Показали как они откапывали эту мумию, и говорили, что мол, у женщины выступающий нос и сохранились ресницы, и тем самым она европеика. Но почему-то они не обратили внимание на широкое лицо, скулы, и нос не был по-европейски выступающим. Она была явной азиаткой, видно было даже не воовуженным глазом, но ученые приписали ее и все племя к европейцам.

Говорят,монголы чёрноглазые.Это не так.

Чисто чёрно глазых монгол редко встречаются.

В основном карие и зелёные!

Монгольский ерөөл: когда молодые парни вступают в брак:

Хөнжлөөрөө дуурэн

Шар хүүхэдтэй болоорой

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Булган хангай
Булган Хангай, не в тему, но просто всегда было интересно, почему у Вас на аватаре именно эмир Бухары?

Эмир-по нашему хан.

Мангудай Хуилдар сецен не смог быть ханам и давно умер.

У меня сартская кровь от бабушки. И у этого парня кровь такая же как у меня.

Я очень уверен ,что он знал своего монгольского происхождения. :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Булган хангай
А по-моему в нем фарсидской крови больше, достаточно посмотреть на его лицо и бороду.

По отцу он монгол всё таки,а по матери кто неважно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Точно, он из рода мангытов, как я узнал. Я посчитал, от первого мангытского правителя до последнего эмира Бухары, то есть до этого Сейид Мир Мохаммед Алим-хана прошло 8-9 поколений , поэтому наверно он так и выглядит, сильное смешение кровей как говорится :rolleyes:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Точно, он из рода мангытов, как я узнал. Я посчитал, от первого мангытского правителя до последнего эмира Бухары, то есть до этого Сейид Мир Мохаммед Алим-хана прошло 8-9 поколений , поэтому наверно он так и выглядит, сильное смешение кровей как говорится :rolleyes:

Как заметил ичкилик кыргызы из Оша из рода кожо такие же по антропологическим чертам. Кстати, казахи кожа тоже такие же. Может они одно и тоже?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Точно, он из рода мангытов, как я узнал. Я посчитал, от первого мангытского правителя до последнего эмира Бухары, то есть до этого Сейид Мир Мохаммед Алим-хана прошло 8-9 поколений , поэтому наверно он так и выглядит, сильное смешение кровей как говорится :rolleyes:

Потомки Алим-хана сегодня стали таджиками, родного узбекского не знают.

Про хакасов - узнал, что хакасы называют хакасов, не знающих хакасский язык - "сала хазах"ами (сала хазахтар тадарлап пилбес), интересно, с чем это связано? Про язык свой говорят - тадарлап (по татарски?), а не знающих языка - сала хазах (слегка казах?).

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Нет, у нас самоназвание "тадар" (как и северных алтайцев?), отсюда и название языка.

А "хазах" - казак, русский. Сала хазах - обрусевший.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нет, у нас самоназвание "тадар" (как и северных алтайцев?), отсюда и название языка.

А "хазах" - казак, русский. Сала хазах - обрусевший.

У северных алтайцев нет национального самосознания, они не чувствовали себя единой общностью и единого самоназвания не имели, только родовое. Понял насчет "хазахов" :kg1:, у северных алтайцев тоже русских называют "казак". Мы обрусевших алтайцев называем - туба, настоящие тубалар обижаются... :ost1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Знаете, шорцев мы с собой считаем одним народом - тадарлар, у нас сеоки одни. Наверное, почти также близки телеуты.

Вы - немного другие. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Знаете, шорцев мы с собой считаем одним народом - тадарлар, у нас сеоки одни. Наверное, почти также близки телеуты.

Вы - немного другие. :)

Может. Мы же их только албанствовали и ассимилировали... :tw2: А ваших - гоняли туда-сюда. :rolleyes:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Да, кстати! Это ваши наших кыргызов домой не пропускали после 1757 г.? :) Что-то опубликовано?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, кстати! Это ваши наших кыргызов домой не пропускали после 1757 г.? :) Что-то опубликовано?

У Тенгерекова в "Теленгетах" что то упоминалось про это, но Иннокентий Сергеевич у нас маргинальным автором считается, его мнение научные круги не учитывают :rolleyes: Это наши цинскоподданные зайсаны занимались - Чаадак, Боокол, Тубшин и др. У них приказ был от хуанди - задерживать албату от бегства к русским. Вот так вот и оказались хиргисы среди монголов в Увсе, а теленгиты - в Чуйской долине (Кош-Агачский район). У теленгитов наших до сих пор мой дядюшка Чаадак недобрым словом поминается, хотя он их там на Чую поселил, а так бы обрусели среди своих телеутов то и барабинцев... Чаадак потом стал нойоном урянхайцев и переселилися с Чуи и верховий Ховда в Бурул-Токой - райское место... Наши же российскоподданные зайсаны под началом еще одного дядюшки Омбы зайсана, вырезав цинское посольство к Аблаю, уже ни о каких кыргысах не думали, спасались от мести маньчжуров... Сам же Омбо помер в аманатах в Колыванской крепости, пока его народ к калмыкам переселяли.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Отрывок из энциклопедии Брокгауза и Эфрона:

Первоначальная история К. известна нам по сказаниям китайцев. В глубокой древности К. представляли собой самостоятельное государство Гянь-гунь, но в период II и I вв. до Р. Х. были подчинены хуннами и составили западную часть хуннских владений. Состоя под властью хуннов, гянь - гунь перемешались с динлинами, народом, по одним сведениям, тунгусского, а по другим — монгольского происхождения, обитавшим на юге нынешней Енисейской губернии. Впоследствии, может быть именно в силу этого смешения, имя гянь-гунь исчезло, и племена эти стали называть себя хагас. Китайцы описывают тогдашних хагасов как народ рослый, с рыжими волосами, румяным лицом, голубыми глазами, стоящий на значительной степени цивилизации. Они занимались земледелием и скотоводством; умели разрабатывать золото, железо и олово. Государь их назывался Ажо. Религия хагасов была шаманская; жрецов своих они называли "ган" (ныне "кам"). Письмо и язык их, по свидетельству китайцев, были сходны с уйгурскими. В политическом отношении хагасы к концу VI в. составили сильное государство, которое по обширности занимало второе место во всей северо-восточной Азии. На востоке оно простиралось до Байкала, на юге — до Тибета или, вероятнее, до Восточного Туркестана. Около этого времени встречается впервые имя К., в сказаниях о путешествии Земарха. Командированный императором Юстином II, в 569 г. после Р. Х., к тю-кюэ'скому хану Дизабулу, Земарх получил в подарок от него невольника, родом "хэргиса". Сношения хагасов с Китаем начались не ранее 648 г., когда ими было отправлено в Китай первое посольство, признавшее вассальную зависимость хагасов от Танской династии. В течение следующего столетия мы имеем обстоятельные указания не менее как о 8 посольствах. В 758 г. Хагасское государство было завоевано уйгурами, после чего сведения о нем на некоторое время прекращаются; известно лишь, что торговые сношения хагасов в эту пору простирались до Даши (Аравия) и что торговали они, между прочим, мускусом. Имя народа хагас заменяется у мусульманского писателя Ибн-Хордабы прозванием К., откуда можно заключить, что слово хагас есть не более как китайская транскрипция слова К. В период 836—841 гг., когда власть уйгуров начала падать, Ажо снова объявил себя самостоятельным. Возникшие из-за этого войны хагасов с уйгурами окончились поражением последних, после чего хагасы, покорив часть уйгуров, снова начали сношения с Китаем и действовали против уйгуров уже вместе с китайцами. С 873 г. китайские сказания о хагасах снова прекращаются, и из последующей истории их нам известно лишь, что к Х в. уйгуры сбросили с себя иго хагасов, могущество которых в эту пору весьма упало. В период завоеваний Чингиса прозвание народа хагас уже заменилось современным К. (кит. ки-ли-ги-цзы) и правитель его, которого мухамеданские писатели называют Урус-иналь, а монгольские — Орочжу-шигуши, в 1207 г. добровольно признал над собой власть монголов. С тех пор К. подчинялись монголам за весь период Юаньской династии. Юань-ши рассказывает, что страна К. лежит приблизительно в 5000 ли на северо-запад от Пекина; длина ее около 700 ли, а ширина равняется почти половине длины; на юго-запад от нее река О-пу (Обь). После падения Юаньской династии К. оставались на тех же местах и постоянно вели мелкие войны с монголами. Они входили в состав ойратского союза, причем предводители их родов становились иногда во главе всех ойратов. Таков был, например, Угэчи-хашига, в 1399 г. убивший монгольского Эльбэк-хана и подчинивший себе часть Монголии. Около той же поры у китайских летописцев выступают на сцену другие К., занимавшие места у подножия Тянь-Шаня. По сказаниям Дайцин-и-тун-чжи, эти поколения в глубокой древности обитали по южную сторону Хотанских гор и уже в IV в. появились у Тянь-шаня, под китайскими именами Бо-лу, или Бу-лу. Первоначально они имели сношения с Китаем, но со времен Танской династии посольства их прекратились. В конце XV и начале XVI вв. эти К. играют некоторую роль в истории соседних с ними владетелей Яркенда, Кашгара и кайсацких ханов.

Всю статью можно прочитать здесь:

http://encyclopediya.ru/big/051/51320_brockhaus-efron.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Интересная статья по предмету темы

Д. Г. Савинов

ЭТНИЧЕСКОЕ ОКРУЖЕНИЕ СТРАНЫ ЕНИСЕЙСКИХ КЫРГЫЗОВ

Страна енисейских кыргызов до середины IX в. включала обширные про

странства Южной Сибири и сопредельных областей. По карте С. В. Киселева,

она очерчивается в пределах современной Хакасии, в то время как Тюркские

каганаты простираются от Аральского моря до Дальнего Востока1. Такое со

отношение противоречит известному свидетельству Таншу о том, что «Хягас

(т. е. кыргызы. – Д. С.) было сильное государство, по пространству равнялось

тукюеским (т. е. тюркским. – Д. С.) владениям (очевидно, имеются в виду гра

ницы Второго тюркского каганата. – Д. С.)». Здесь же приводятся фактичес

кие данные о его пределах: на восток – до Прибайкалья (страна курыкан), на

югозапад – до Алтая (страна карлуков до переселения их в Семиречье)2. Се

верная граница, как полагает Л. Н. Гумилев, проходила в районе Красноярска,

где кыргызы граничили с бома (алатами). Что касается восточной границы, то,

по мнению Л. Н. Гумилева, «их было две: основная, первая, проходила по под

ножию Восточных Саян, а вторая – по водоразделу Оки (приток Ангары) и

Ангары. В промежутке между этими двумя границами жили три племени –

дубо, милигэ и эчжи»3.

В качестве южной границы источники называют Западные Саяны (Кгмен

ская чернь) или хребет ТаннуОла (ТаньМань), простирающийся от Южного

Алтая до Косогола. Метрополия кыргызов находилась до середины IX в. в

Минусинской котловине. На территории современной Тувы, до ТаннуОла,

селились телеские племена, чики и азы, известные из древнетюркских руни

ческих надписей. Их в первую очередь покоряли тюрки, приходящие из Мон

голии: сначала азов, затем чиков, а уж потом, перевалив через Саяны, кыргы

зов. Известно, что карлуки, чики и азы постоянно выступали в качестве

политических союзников кыргызов и, скорее всего, были связаны с ними тес

ными отношениями. Таким образом, как правильно предположил Л. Н. Гуми

лев, можно говорить о двух границах государства енисейских кыргызов – «внут

© Д. Г. Савинов, 2008

1 Киселев С. В. Древняя история Южной Сибири. М., 1951. Табл. ХL, XLV.

2 Бичурин Н. Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в

древние времена. Ч. 1. М.; Л., 1950. С. 354.

3 Гумилев Л. Н. Древние тюрки. М.; Л., 1967. С. 264.

111

ренней», в пределах которой жили собственно кыргызы, и «внешней», где оби

тали подчиненные кыргызам «вассальные» племена и этнические общности,

находящиеся с кыргызами в союзнических (или договорных) отношениях.

События периода «кыргызского великодержавия» (термин, предло

женный В. В. Бартольдом) естественно резко расширили границы владений

кыргызов, что привело к столкновению их с многочисленными народами Цен

тральной и отчасти Средней Азии, в первую очередь уйгурами и кимаками.

Наиболее четкое представление о пределах страны кыргызов во второй поло

вине IX – начале Х вв. дает анонимное сочинение «Худуд алалам», написан

ное в 982–983 гг., т. е. на самом «взлете» кыргызского «великодержавия», в раз

деле «Слово об области хырхыз»: «На востоке от нее – область Чина (Китай. –

Д. С.) и море – Восточный океан, на юге от нее – пределы тогузгузов (уйгу

ров. – Д. С.) и частично халлухов (карлуков, переселившихся в Семиречье. –

Д. С.), на западе от нее – пределы расселения кимаков и на севере – необи

таемые страны севера (таежные пространства Северной Азии. – Д. С.)»4.

Из всех народов, сталкивавшихся с енисейскими кыргызами в период их

широкого расселения, в арабоперсидской литературе наиболее подробно опи

саны кимаки. Государство кимаков (имеется в виду этническая конфедерация,

в состав которой входили и кыпчаки) в целом занимало бассейн Иртыша, за

падные и северные предгорья Алтайской горной системы с выходом в Казах

станские степи и южные районы Западной Сибири (сросткинская культура).

Граница между кыргызами и кимаками проходила по западным и северным

предгорьям Горного Алтая, до Кузнецкого Алатау, служившего этническим ба

рьером в этом месте расселения енисейских кыргызов и кимаков. Данная этно

география хорошо подтверждается материалами археологических памятников:

на Западном Алтае представлены как кыргызские, так и кимакские погребе

ния5, в Восточном Казахстане превалируют смешанные кыргызскокимакские

комплексы6; при этом отдельные характерные кимакские изделия найдены на

Енисее, а кыргызские – на Иртыше7. Центр государства кимаков, скорее всего,

находился на Верхнем Иртыше, откуда вели караванные пути к енисейским

кыргызам и в сторону Средней Азии8.

4 Материалы по истории киргизов и Киргизии / Пер. извлечений; Отв. ред. и авт. введ.

В. А. Ромодин. Вып. 1. М., 1973. С. 41.

5 Могильников В. А. Кочевники северозападных предгорий Алтая в IX–XI вв. М., 2002.

С. 123–125, рис. 216–218.

6 Арсланова Ф. Х. Курганы с трупосожжением в верхнем Прииртышье // Поиски и

раскопки в Казахстане / Отв. ред. К. А. Акишев. АлмаАта, 1972. С. 56–76.

7 Савинов Д. Г. Кимаки на Енисее и кыргызы на Иртыше // Археология Южной Сиби

ри: идеи, методы, открытия: Сб. докл. Междунар. науч. конференции, посвященной 100ле

тию со дня рождения С. В. Киселева. Красноярск, 2005. С. 136–140.

8 Савинов Д. Г. Караванные пути Южной Сибири // Бартольдовские чтения. М., 1974.

С. 49–51.

112

Сведения об этнографической культуре кимаков на первый взгляд проти

воречивы. Так, по Гардизи, «никаких строений у них нет; все живут в лесах,

ущельях и степях; все владеют стадами коров и баранов, верблюдов у них нет...

Летом они питаются кобыльим молоком, которое называется у них кумысом;

на зиму заготавливают сушеное мясо, баранье, лошадиное или коровье… В этой

стране много снега; бывает, что толщина снежного покрова в степи достигает

высоты копья... Предметы охоты кимаков – соболи и горностаи»9. Аналогич

ные сведения содержатся в «Худуд алалам»: «И эта область такова, что в ней

(только) один город и все. В ней множество племен, и жители ее селятся в шат

рах и кочуют (в поисках сухой травы, воды и зеленых лугов) летом и зимой.

(Статьей) их дохода являются соболь и овцы, а пища их летом – молоко, а зи

мой – высушенное мясо»10. Наряду с этим сообщается, что «их жилища среди

зарослей и густых лесов», «они питаются рисом (? – Д. С.), мясом и рыбой.

Рыбы у них много»; говорится о земледелии у кимаков и т. д.11 Совершенно

очевидно, что приводимые сведения по этнографии кимаков характеризуют

особенности не одного народа (кимаковйемеков), а свидетельствуют о ши

роком, в различных физикогеографических условиях, расселении кимакокып

чакских племен.

О взаимоотношениях между енисейскими кыргызами и кимаками прак

тически ничего не известно, но вряд ли они могли быть мирными. Так, по

алИдриси, «все города страны кыргызов расположены на территории, про

странство которой измеряется тремя днями пути. Их четыре, окруженные

стенами и обитаемые трудолюбивыми и мужественными народами, которые

особенно должны опасаться предприимчивости царя кимаков, воинствующего

государя, который находится почти всегда в состоянии войны со своими со

седями»12.

К сожалению, сведения о других народах Центральной и Средней Азии,

вступивших в соприкосновение с енисейскими кыргызами, в сочинениях ара

боперсидской литературы исключительно лапидарны, не снабжены этногра

фическими характеристиками и не могут быть идентифицированы с материа

лами археологических памятников, известными (правда, пока в очень

небольшом количестве) на территории расселения данных народов. На этом

фоне сохранившиеся в китайских династийных хрониках этнографические опи

сания племен, составлявших этническое окружение кыргызов до начала «ве

9 Бартольд В. В. Приложение к «Отчету о поездке в Среднюю Азию с научной целью в

1893–1894 гг.» // Бартольд В. В. Сочинения: В 9 т. М., 1973. Т. V. С. 45.

10 Материалы по истории киргизов и Киргизии… С. 44.

11 Кумеков Б. Е. Государство кимаков IX–XI вв. по арабским источникам. АлмаАта,

1972. С. 92– 94.

12 История Киргизской CСР: В 2 т. / Гл. ред. Б. Д. Джамгерчинов. Т. 1: С древнейших

времен до середины XIX в. Фрунзе, 1984. С. 424.

113

ликодержавия», крайне интересны и показательны как с точки зрения культу

рогенеза, так и формирования хозяйственнокультурных типов Центральной

Азии и Южной Сибири в эпоху раннего средневековья.

В числе ближайших соседей кыргызов на Енисее источники называют три

тукюеских (т. е. тюркских. – Д. С.) аймака – дубо, милигэ и эчжи13. Дубо – одно

из крупных телеских (гаогюйских) племен – описываются следующим обра

зом: «Земли поколения Дубо к северу прилежали к Малому морю (считается,

что оз. Косогол. – Д. С.), на западе смежны с Хагасом (кыргызами. – Д. С.), на

юге с Хойху (уйгурами. – Д. С.)... жили в шалашах из травы; ни скотоводства,

ни землепашества, не имели. У них много сараны: собирали ее коренья и при

готовляли из нее кашу. Ловили рыбу, птиц, зверей и употребляли в пищу. Оде

вались в соболье и оленье платье, а бедные делали одежду из птичьих перьев...

Покойников полагали в гробы и ставили в горах или привязывали на деревь

ях»14. Данное описание соответствует хозяйственнокультурным особеннос

тям общества с присваивающей экономикой, характерной для лесных (или гор

нотаежных) районов. Несколько диссонансом при этом звучит сообщение о

том, что у дубо «при свадьбах богатые давали лошадей, а бедные приносили

оленьи кожи и саранные коренья»15. Не менее интересно суммарное описание

дубо, милигэ и эчжи, содержащееся в том же источнике: «Живут в избах, бере

стою покрытых. У них много хороших лошадей. В обыкновении кататься по

льду на деревянных лошадях. К ногам подвязывают деревянные лыжи, а под

мышками упираются на клюки. При каждом упоре подаются шагов на сто впе

ред чрезвычайно быстро. По ночам занимаются воровством и грабежом. Хяга

сы ловят их и употребляют в работу»16.

На еще более низком уровне развития стояли жившие на восток от кыргы

зов, по дороге к курыканам, «болотные люди», красочно описанные Гардизи:

«Вся местность на пути пропитана водой, и на землю ничего нельзя класть;

надо идти позади лошади, пока не пройдешь эту болотистую местность. В этих

болотах живут дикие люди, ни с кем не имеющие сношений; они не умеют го

ворить на чужих языках, а их языка никто не понимает. Они – (самые) дикие

из людей; все кладут себе на спину; все их имущество заключается в звериных

шкурах... Их луки сделаны из дерева, их одежда – из звериных шкур, их пища –

мясо дичи... Если ктонибудь из них попадает к киргизам, он не принимает

пищи; завидя когонибудь из своих друзей, он убегает и исчезает. Мертвых они

уносят на горы и вешают на деревья»17.

13 Бичурин Н. Я. Указ. соч. С. 354.

14 Там же. С. 348.

15 Там же.

16 Там же. С. 354.

17 Бартольд В. В. Указ. соч. С. 48.

114

В приведенных описаниях достаточно полно зафиксирован хозяйствен

нокультурный тип (или типы) лесных племен (охотников, собирателей, ры

боловов), причем, вероятно, на разных стадиях развития. Первым это отметил

С. В. Киселев, выделяя в горнотаежной области, расположенной к востоку от

территории расселения енисейских кыргызов, три района: I – наиболее вос

точный, к западу от р. Селенги – «его население не знало ни лошадей, ни овец.

Домашним скотом были олени. Ими, повидимому, питались, на них ездили,

шкуры их употребляли на одежду. Охота на соболей была одним из важных

промыслов. Жили в деревянных низких юртах»; II – северозападнее Косого

ла в восточносаянской тайге – здесь «обитало население, отличавшееся иным

охотничьерыболоведческим бытом. Оно питалось рыбой, зверем и птицей, а

также дикорастущей сараной, приготовляя из ее кореньев кашу. Лишь у не

многих имелись олени и лошади, жилищем служили шалаши» (этот вариант

соответствует приведенному выше описанию дубо и эчжи); III – наиболее вы

сокий, в Западном Прибайкалье и Канском районе, где «как и на Енисее, зани

мались скотоводством, а местами и пашенным земледелием. Жилища здесь

были более совершенные – деревянные срубы, крытые берестой»18. К по

следнему типу, по классификации С. В. Киселева, относились и крайние вос

точные соседи енисейских кыргызов – курыканы (кит. гулигань), которые опи

сываются в письменных источниках как самый северный из всех телеских наро

дов, занимающийся преимущественно коневодством19.

Относительно локализации и этнической атрибуции трех указанных пле

мен (дубо, милигэ, эчжи) высказаны различные точки зрения. Л. П. Потапов

считал, что «в ранних письменных источниках под наименованием дубо выс

тупает одно из племен теле, обитавшее в VI–VIII вв. в районах, прилегающих

к оз. Косогол, или Хубсугол, и на запад от Косогола до верховьев Енисея»20.

С. И. Вайнштейн связывает с ними этногенез тувинцев – тоджинцев21. Л. Н. Гу

милев относит дубо к тувинцам, милигэ – к меркитам, а эчжи – к племени ко

согольских урянхайцев ачжэнь. «На эти лесные племена кыргызы совершали

набеги, а пленников обращали в рабство»22. Не касаясь лингвистической сто

роны вопроса, можно отметить, что название племени милигэ больше всего на

поминает (во всяком случае, больше, чем меркитов) традиционное наименова

ние чулымских тюрков – мелетцы или мелесы23. О том, что такое сопоставление

18 Киселев С. В. Краткий очерк древней истории хакасов. Абакан, 1951. С. 31.

19 Бичурин Н. Я. Указ. соч. С. 348–349; Кюнер Н. В. Китайские известия о народах

Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока. М., 1961. С. 291–292.

20 Потапов Л. П. Этнический состав и происхождение алтайцев. Л., 1969. С. 179.

21 Вайнштейн С. И. Тувинцытоджинцы. Историкоэтнографические очерки. М., 1961.

22 Гумилев Л. Н. Указ. соч. С. 264.

23 Тюрки таежного Причулымья. Популяция и этнос / Под ред. В. П. Алексеева. Томск,

1991. С. 6.

115

возможно, свидетельствует удивительная точность воспроизведения «инозем

ных» этнонимов в китайской историографии: гулигань – курыкан, долангэ –

теленгут и др. Известно, что образование этнической общности чулымских

тюрков (мелетцев) носило сложный характер24. Согласно исследованиям

Э. Л. Львовой, ближайшими соседями мелетцев было население «Киргисских

земель», входившее в состав формирующегося хакасского этноса. «Чулымс

кие тюрки остались вне этого консолидационного процесса, и их этническая

история в дальнейшем развивалась самостоятельно»25. Археологические ма

териалы подтверждают факт вхождения Причулымья в состав кыргызских зе

мель: благодаря исследованиям О. Б. Беликовой выявлен на материале нес

кольких представительных могильников чулымский вариант культуры енисей

ских кыргызов X–XIII вв.26

Этноним эчжи, возможно, воспроизводится в рунической надписи на од

ном из сосудов Копёнского чаатаса: «Золото ... дар Ача». «Подобные дары, –

отмечал С. В. Киселев, – характеризовали отношения кыргызского народа и

его знати»27. Не связаны ли с этим этнонимом – эчжи – названия р. Кача, ка

чинцев (ср. чики – жители р. Хемчик), города Ачинск и т. д.? Возможность

такой идентификации уже обсуждалась в литературе. Так, В. Я. Бутанаев, один

из наиболее видных специалистов по этнографии хакасов, отмечает, что в про

шлом качинцы именовали себя «хааш» или «хаас». При этом «историческое

название “хааш” было характерно для этнических образований оленеводов Во

сточных Саян». По мнению китаеведа С. Е. Яхонтова, этноним «хааш» встре

чается в летописях «Новой истории Тан» в форме «гээчжи» (т. е. эчжи. – Д. С.).

Народ гээчжи обитал рядом с племенем дубо в пределах Восточных Саян, где

и ныне жители сохранили свое исконное самоназвание «хааш»28. Можно пред

полагать, что в контексте событий политической истории енисейских кыргы

зов, часть племен, называемых в китайских источниках эчжи, продвинулась

вдоль хребтов Восточного Саяна (?) в северные районы Южной Сибири, нахо

дившиеся в зависимости от енисейских кыргызов. Показательно, что в составе

хакасских родов/сеоков, проживающих на территории метрополии енисейс

ких кыргызов, представлены и носители этнонима дубо (туба, тубинцы), и

эчжи – хааш (качинцы)29. Что касается «болотных людей, обитавших на пути

к курыканам», то, несмотря на этнографическую точность описания, свиде

тельствующую о показаниях очевидца (?), этническая атрибуция их затрудни

тельна.

24 Там же. С. 96–105.

25 Там же. С. 7.

26 Беликова О. Б. Среднее Причулымье в X–XIII вв. Томск, 1996.

27 Киселев С. В. Древняя история Южной Сибири. С. 602–603.

28 Бутанаев В. Я. Происхождение хакасских родов и фамилий. Абакан, 1994. С. 3–4.

29 Там же. С. 4, 9.

116

Вопрос о связях кыргызов с племенами Прибайкалья, в частности с куры

канами, был впервые поставлен в работах А. П. Окладникова, убедительно по

казавшего близость курыканских писаниц с енисейскими (типа Сулекской),

найденных на Лене рунических надписей – с кыргызскими эпитафиями, ку

румчинской (курыканской) керамики – с керамикой ладейской культуры из

северных районов расселения кыргызов и т. д.

Физикогеографические условия проживания кыргызов в Минусинской

котловине и курыкан в Западном Прибайкалье (например, в Тункинской кот

ловине), видимо, совпадали и способствовали развитию их культуры в рамках

одного хозяйственнокультурного типа, в котором сочетались главным обра

зом скотоводство, земледелие и охота. Большое значение в том и другом райо

нах имело специализированное коневодство, служившее одним из основных

источников экспорта. По данным китайских хроник, и «на гулиганьских (ку

рыканских. – Д. С.) лошадей похожи лошади племени цзегу (кыргызов. – Д. С.),

разница в малом»30.

В середине IХ в. одна из волн экспансии енисейских кыргызов была на

правлена на восток, куда они устремились вслед за отступающими уйгурами.

В источниках нет прямых указаний на столкновение кыргызов с курыканами,

но историческая обстановка того времени на севере Центральной Азии вполне

позволяет сделать такое предположение. Памятники енисейских кыргызов (или

очень близкие к ним) появляются на территории курыкан (хойцегорская куль

тура). Уже в монгольское время, по данным Юаньши, выделяется владение

Анкэсинь, названное по Ангаре (р. Анкэлэ) – «малое (подвластное) государ

ство по отношению к цзилицзисы (кыргызам. – Д. С.)... Это и есть государство

Гулигань (т. е. курыкан. – Д. С.), описанное в Танской истории»31.

Через кыргызов сведения о племенах Прибайкалья проникают в арабо

персидскую литературу, где они называются поразному – кори, хори, фури,

кури. По данным Худудалалам, «фури – это название народа – также из хыр

хызов; (они) поселяются к востоку от хырхызов и не смешиваются с прочими

хырхызами. Едят людей и беспощадны, их языка другие хырхызы не понима

ют, они подобны диким зверям, и недалеко от них находится город,

который называют Кемиджкет, там живет хырхызхакан»32.

Нельзя не обратить внимания на некоторые совпадения в описаниях на

рода фури и «болотных людей», по Гардизи. Упоминание здесь же города Ке

миджкет (Центральная Тува), где в конце IX – начале Х вв. находилась ставка

30 Зуев Ю. А. Тамги лошадей из вассальных княжеств // Новые материалы по древней

и средневековой истории Казахстана. Труды Инта истории, археологии и этнографии АН

Каз. ССР. Т. 8. АлмаАта, 1960. С. 87.

31 Кюнер Н. В. Указ. соч. С. 283.

32 Материалы по истории киргизов и Киргизии… С. 41.

117

кыргызского кагана33, указывает на относительную близость места их обита

ния; возможно, около южных отрогов Восточного Саяна, где пролегала дорога

от енисейских кыргызов к курыканам.

Среди других народов из окружения енисейских кыргызов особого

внимания заслуживают бома (фонетические варианты по китайским источни

кам – «гюньма», «хэла», «била», «элочжи») или алаты (тюркское – «пегие

кони»), вопросы локализации которых давно привлекают внимание исследо

вателей.

В древнетюркское время (вторая половина I тыс. н. э.), по сведениям Тан

шу, местоположение алатовбома указывается следующим образом: «Бома рас

положено... прямо на север от туцзюэ (т. е. тюрков. – Д. С.)... Их страна близка

к Северному морю. Пройдя через (местности) пяти больших поколений туц

зюэ, достигаешь (бoмa). Их страна крайне холодна». В тоже время говорится,

что «бома находятся на север от цзйегу (кыргызов. – Д. С.)... С цзйегу часто

взаимно воюют»34. Близкий перевод приводит Ю. А. Зуев: «Они (бома. – Д. С.)

с цзегу много раз воевали друг друга и взаимно вторгались»35. Местоположе

ние «Северного моря» китайских источников остается дискуссионным, скорее

всего, это оз. Байкал. В приведенных отрывках наиболее существенно, что «бома

любят сражаться с цзйегу (кыргызами. – Д. С.)», т. е. должны были иметь с

ними общую границу и соответственно расселяться в непосредственной бли

зости от них, но с какой стороны государства енисейских кыргызов – с севера,

запада или востока – источники не дают указаний.

Вопросу о местоположении алатов – бома уже посвящена многочислен

ная литература. Их помещают то на юге Красноярского края (севернее кыргы

зов), то на месте верхнеобской культуры, в Кузнецкой котловине или в Бара

бинской лесостепи (западнее кыргызов), то в Западном Прибайкалье и на

Верхней Ангаре (восточнее кыргызов). Из предложенных вариантов локали

зации бома (алатов), на наш взгляд, наиболее аргументирована точка зрения о

нахождении алатов севернее енисейских кыргызов, в районе современного

Красноярска, высказанная В. В. Бартольдом и развернутая С. И. Илюшенко,

относящего к алатам памятники ладейской культуры VIII–X вв., вариантной

по отношению к культуре енисейских кыргызов36. Это, в принципе, не проти

воречит предложенной нами локализации алатов в СевероЗападном Прибай

33 Кыласов Л. Р. История Тувы в средние века. М., 1969. С. 95.

34 Кюнер Н. В. Указ. соч. С. 52–53.

35 Зуев Ю. А. Из древнетюркской этнонимики по китайским источникам (бома, яньмо,

гуй) // Труды Инта истории, археологии и этнографии АН Каз. ССР. Т. 15. АлмаАта, 1962.

С. 105.

36 Илюшенко С. И. Китайские летописи как источник для соотнесения археологичес

ких памятников с этносами Южной Сибири // Тез. докл. конференции аспирантов и моло

дых научных сотрудников ИВ АН СССР. М., 1981. Т. 1. С. 4–5.

118

калье37, население которого, как уже говорилось, было тесно связано с север

ными окраинами Минусинских степей. Можно добавить, что именно здесь, в

районе Красноярск–Ачинск, в пограничной зоне лесостепи, были открыты ук

репленные раннесредневековые городища, свидетельствующие об активных

военных действиях, возможно между енисейскими кыргызами и бома.

Этнографические особенности бома (алатов) описаны в источниках дос

таточно полно: «Лошади мастью все пестрые, отсюда (пошло) наименование

государства... жители похожи на цзйегу, но языки непонятны... С помощью ло

шадей и людей пашут плугом... Любят ловить рыбу и охотиться... Мясо упот

ребляют в пищу, из шкур делают одежду; мало железных орудий, употребляют

глиняные котлы и бересту. Из корней делают блюда и чашки. Кочуют. Чтобы

сделать дом, связывают деревья, делают колодезный сруб, кроют берестой. Зем

ляные кровати, травяные тюфяки, к этому добавляют войлок и так спят... Их

лошади не служат для езды, берут их молоко, употребляют в пищу на кумыс и

только»38; или: «Пахали землю лошадьми. Лошади были саврасыми, от чего и

название государству дано... Хотя содержали лошадей, но верхом не ездили, а

пользовались молоком для пищи... Обликом похожи на хягасов (кыргызов. –

Д. С.), но говорили другим языком. Брили голову, носили берестяные шляпы.

Связывали деревья наподобие колодезных срубов и покрывали берестой. Это

были их жилища»39. Аналогичные сведения приводятся в переводах Ю. А. Зу

ева40. Многие детали в описании бома напоминают этнографию якутов, что

вполне вероятно, учитывая южные истоки происхождения якутского этноса,

но, в принципе, сопоставимы с этнографическими особенностями любого на

рода, живущего в условиях лесостепной зоны.

Каким образом окончились войны между енисейскими кыргызами и ала

тами, сказать трудно. Скорее всего, победой кыргызов. В этом отношении важ

но замечание В. В. Бартольда о том, что «народ бома не достиг политического

объединения; каждая община имела своего начальника, независимого от дру

гих, тогда как во главе киргизов стоял единоличный владетель, носящий в ки

тайской истории титул ажо»41. В начале II тыс. н. э. северная граница владе

ний енисейских кыргызов доходила до места слияния Ангары и Енисея, где

находился город Кикас, и «город тот принадлежит к области киргизов»42.

37 Савинов Д. Г. Основные этапы этнической истории алатов // Историческая этногра

фия. Вып. III / Под ред. Р. Ф. Итса. Л., 1985. С. 30–39.

38 Кюнер Н. В. Указ. соч. С. 53.

39 Бичурин Н. Я. Указ. соч. С. 105.

40 Зуев Ю. А. Из древнетюркской этнонимики… С. 105.

41 Бартольд В. В. Киргизы. Исторический очерк // Бартольд В. В. Сочинения. М., 1963.

Т. II, ч. 1. С. 480.

42 Рашидаддин. Сборник летописей / Пер. с перс. О. И. Смирновой; Ред. А. А. Семе

нова. М.; Л., 1952. Т. 1. С. 102.

119

Сохранившиеся в письменных источниках «зарисовки» характеризуют в

основном этнографический облик населения восточных и северных окраин

государства енисейских кыргызов. Как было показано выше, в экономике эт

нического окружения кыргызов, за исключением кимаков, с которыми столк

нулись кыргызы при своем продвижении на запад, преобладали присваиваю

щие виды занятий, чему соответствовали отмеченные культурные особенности

и, очевидно, определенные формы социальных отношений.

Хозяйственнокультурный тип самих енисейских кыргызов описывается

в письменных источниках как скотоводческоземледельческий. По данным

Таншу, характеризующей общество кыргызов на Енисее в середине IX в., у них

«есть верблюды и коровы, но более коров и овец», или: «... верблюды, быки,

бараны, причем особенно много быков». Крупный рогатый скот, несомненно,

использовался кыргызами как тягловая сила в земледельческом производстве.

«Богатые землепашцы, – отмечает Таншу, – водят их по несколько тысяч го

лов»43. Скотоводческий компонент в культуре кыргызов подтверждается ви

дами пищи («питаются мясом и кобыльим молоком»), типами жилищ («па

латки, обтянутые войлоком»), некоторыми обычаями («при браках калым

платится лошадьми и овцами»). В отдельных районах существовало специа

лизированное коневодство – «их лошади плотны и рослы. Лучшими считают

ся, которые сильно дерутся»44. Вместе с тем имеется немало сведений о земле

делии у кыргызов: «Сеют просо, ячмень, пшеницу. Мелют муку ручными

мельницами, хлеб сеют в третьей, а убирают в девятой луне. Вино квасят из

каши» или: «Отсутствуют пять хлебов (рис и пр. – Д. С.), имеется только яч

мень, пшеница, темное просо, конопляное семя... Для пшеницы имеется пе

ший жернов, которым делают муку»45. О существовании орошаемого земле

делия у кыргызов на Енисее свидетельствуют остатки ирригационных

сооружений, находки злаков в погребениях, серпов, железных сошников и

жерновов на поселениях и т. д.46 Различные виды хозяйственных занятий, воз

можно, имели социальную окраску – «питаются мясом и кобыльим молоком.

Один Ажо (кыргызский каган. – Д. С.) употребляет хлебное вино»47. Интересно,

что те же особенности сохранились у кыргызов и в более позднее время. По дан

ным Юаньши, «обычаи цзилицзисы (кыргызов. – Д. С.) отличаются от обычаев

всех других владений. Имеются значительные сведения об обработке земли»48.

43 Бичурин Н. Я. Указ. соч. С. 351–352; Кюнер Н. В. Указ. соч. С. 58– 59.

44 Там же.

45 Там же.

46 Евтюхова Л. А. Археологические памятники енисейских кыргызов (хакасов). Аба

кан, 1948. С. 80–85.

47 Бичурин Н. Я. Указ. соч. С. 353.

48 Кычанов Е. И. Сведения в Юаньши о переселениях киргизов (хакасов) в XIII в. //

Изв. АН Кирг. ССР. Фрунзе, 1961. Т. V, вып. I. С. 59.

120

Определенную роль в хозяйстве кыргызов играли охота («из зверей находятся

тарпаны, косули, сохатые и чернохвостые козы») и рыболовство («из рыб есть

одна, длинною около семи футов, гладкая и без костей» (осетр. – Д. С.))49.

В свете всего сказанного мнение о том, что анализ «сведений письменных

источников и археологических материалов позволяет отнести кыргызов к куль

турнохозяйственному типу кочевых скотоводов»50, еще раньше высказанное

в отдельной работе Ю. С. Худякова51, представляется излишне категоричным.

Столь же неоправданно и ничем не подкреплено мнение о том, что земледе

лием в государстве раннесредневековых кыргызов занимались преимуществен

но племена, жившие на периферии Минусинской котловины, так называемые

кыштымы52. Экономика енисейских кыргызов, как было обосновано С. В. Ки

селевым53 и Л. А. Евтюховой54 носила комплексный характер с доминирова

нием производящих видов хозяйства (скотоводства и земледелия); причем, в

отличие от других народов Центральной Азии, именно земледелие играло здесь

весьма значительную роль. Предшествующий этап развития этой прогрессив

ной экономики на территории Минусинской котловины относится ко време

ни таштыкской культуры. В изображениях на известных деревянных планках

из таштыкского склепа у горы Тепсей представлены взнузданные и оседланные

кони, у некоторых лошадей показан знак собственности – тавро на крупе; здесь

же сцены угона лошадей, парные бычьи запряжки, причем в одном случае изоб

ражено и соответствующее орудие (типа бороны) и идущий за этой запряжкой

человек; многочисленные фигуры бегущих диких животных и др.55 Все эти

изображения, характеризующие образ жизни населения таштыкской культу

ры, с успехом могут быть экстраполированы и на культуру енисейских кыргы

зов второй половины I тыс. н. э.

Что касается окраинного населения страны кыргызов, то оно преимуще

ственно сохраняло присваивающие виды занятий со всеми соответствующи

ми им атрибутами, заимствуя (?) в некоторых случаях навыки ведения коне

водства. Продолжая сравнение с рисунками на тепсейских планках, можно

отметить изображение на одной из них сцены столкновения таштыкцев, кото

рых легко узнать по характерным прическам с костяными булавками, одетых в

49 Бичурин Н. Я. Указ. соч. С. 352.

50 Бутанаев В. Я., Худяков Ю. С. История енисейских кыргызов. Абакан, 2000. С. 121.

51 Худяков Ю. С. К вопросу о хозяйственнокультурном типе енисейских кыргызов в

эпоху средневековья // Этнография народов Сибири / Отв. ред. И. Н. Гемуев, Ю. С. Худя

ков. Новосибирск, 1984. С. 18–24.

52 Там же. С. 23.

53 Киселев С. В. Древняя история Южной Сибири. С. 568–590.

54 Евтюхова Л. А. Указ. соч. С. 73–102.

55 Грязнов М. П. Таштыкская культура // Комплекс археологических памятников у горы

Тепсей на Енисее. Новосибирск, 1979. Рис. 59–61.

121

легкие кафтаны и вооруженных сложными луками, с чужеземцами, приплыв

шими на лодке, очевидно, с верховьев какойто реки, в подпоясанной глухой

одежде, в плоских головных уборах (из бересты?), вооруженных короткими

простыми луками56. Они же показаны в сцене угона лошадей на одной из пла

нок из Ташебинского чаатаса57. Эти рисунки как бы показывают нам внешний

облик представителей тех племен, которые в более поздних письменных ис

точниках фигурируют как «лыжные тукюе» (дубо) или бома (алаты). И не так

ли – в результате постоянного угона – объясняется появление у них лошадей,

которых потом «богатые давали на свадьбах»?

Взаимоотношения между енисейскими кыргызами и окружающими их

народами (племенами) складывались на основе системы социальноэтничес

кого подчинения. Для этой системы характерно: 1) присоединение различных

в хозяйственном отношении районов, благодаря чему на внутренний рынок

поступали продукты разных культурноэкологических областей, а также руд

ные запасы, изделия местных промыслов, шкуры диких животных, т. e. в пер

вую очередь то, что отсутствовало в природнохозяйственном потенциале эт

носаэлиты; 2) использование природных ресурсов различных культурно

экологических областей в торговых целях – на внешний рынок поступали пуш

нина, мамонтовая кость, драгоценные металлы, мускус и другие товары (или

предметы обмена), чем обеспечивалась экономическая целостность самого го

сударства; 3) привлечение иноплеменников для военных действий, различно

го рода общественных и домашних работ, совершения ритуальных жертвопри

ношений58.

Многие из характерных особенностей этой системы существовали у ени

сейских кыргызов, общество которых состояло из этносаэлиты (собственно

кыргызов) и ряда «вассальных поколений», занимавших различное положе

ние в социальной иерархии. Так, как уже говорилось, на одном из сосудов из

Копёнского чаатаса находилась руническая надпись: «Золото... дар Ача». «По

добные данидары, – отмечал С. В. Киселев, – характеризовали отношения кыр

гызского народа и его знати»59. Несколько иную форму подчинения представ

ляет надпись на другом копёнском сосуде: «Бегское золото мы дали»60. На более

низкой ступени социальной иерархии стояли соседние горнотаежные племе

на, о них говорится: «Ясачные вносят подати соболями и белкою»61. Завершая

56 Там же. Рис. 61.

57 Вадецкая Э. Б. Таштыкская эпоха в древней истории Сибири. СПб., 1999. Рис. 58.

58 Савинов Д. Г. Система социальноэтнического подчинения в истории кочевников Цен

тральной Азии и Южной Сибири // Монгольская империя и кочевой мир: В 2 кн. / Под ред.

Б. В. Базарова и др. УланУдэ, 2005. Кн. 2. С. 31–43.

59 Киселев С. В. Древняя история Южной Сибири… С. 602–603.

60 Там же.

61 Бичурин Н. Я. Указ. соч. С. 352.

122

этнографическую характеристику «лыжных тукюе» (дубо, милигэ и эчжи) ис

точники сообщают: «Хягасы (кыргызы. – Д. С.) ловят их и употребляют в ра

боту»62. Трудно более кратко и точно передать социальноэкономическую за

висимость, существовавшую в рамках одного этносоциального объединения.

В целом такая система отношений обеспечивала экономическую целостность

государства и успехи его в период ведения военных действий. Не случайно ука

зывается, что кыргызы, «когда набирают и отправляют войско, то выступает весь

народ (т. е. собственно кыргызы. – Д. С.) и все вассальные поколения»63. Совер

шенно очевидно, что такая система взаимоотношений формировалась на Ени

сее длительное время, во всяком случае, начиная с таштыкской древности.

В этом плане следует рассматривать и одну из главных причин кратковре

менности периода так называемого «кыргызского великодержавия», когда кыр

гызы, захватившие в очень короткий срок обширные пространства Централь

ной Азии, не будучи в состоянии в этих условиях создать новую систему

социальноэтнического подчинения, последовательно переносят свою ставку –

сначала к отрогам ТаннуОла в Северной Монголии, затем в город Кемиджкет

в Центральной Туве и, наконец, далеко на север, за Саяны, в место слияния

Белого и Черного Июсов, на территорию проживания своих прежних «вас

сальных» поколений, путь куда красочно описан в сочинении Гардизи64.

В случае, если в окружение енисейских кыргызов попадали племена, от

носительно равные по социальноэкономическому потенциалу (кимаки и, воз

можно, алаты), то война между ними и кыргызами велась длительное время

(«часто взаимно воюют»), но в конце концов так или иначе кончалась расши

рением владений кыргызов: вплоть до низовьев Ангары, где, по сведениям Ра

шидаддина, находился белокаменный кыргызский город Кикас.

62 Там же. С. 354.

63 Кюнер Н. В. Указ. соч. С. 60.

64 Бартольд В. В. Приложение к «Отчету о поездке в Среднюю Азию…»… С. 47.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...