Jump to content



Guest Василий

Енисейские кыргызы

Recommended Posts

Кыштымы.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ко времени исследований Островских и Федорова кыштымов в Хакасии и след простыл. К тому же кыштымы не были кыргызами, а были данниками кыргызов.

 

На фото же судя по сохранившимся этнонимам малочисленные и разрозненные потомки могущественных кыргызов Еренек-бека, растворившихся среди подневольного местного населения. В конце концов не все же кыргызы покинули Минусу в 1703 году, единицы по тем или иным причинам остались. Позже все они стали тадарами, а с 1917 года - хакасами.

  • Не согласен! 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо , АКБ!

Вы словно вернули меня за парту начальной школы! :)

Но , как и многие учителя начальных классов ,боюсь , данный предмет вы знаете довольно поверхностно! B)

Share this post


Link to post
Share on other sites

В конце концов не все же кыргызы покинули Минусу в 1703 году, единицы по тем или иным причинам остались. Позже все они стали тадарами, а с 1917 года - хакасами.

Во-первых: Позже - это kогда?

Во-вторых: они и сейчас сами себя называют тадарами..

Это все равно,что написать: до XVIII в. kазахи назывались қазақами.Позже все они стали kиргизами,а с 1925 г. - kазахами.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо , АКБ!

Вы словно вернули меня за парту начальной школы! :)

Но , как и многие учителя начальных классов ,боюсь , данный предмет вы знаете довольно поверхностно! B)

 

Не то чтоб  в начальных классах, но даже до 10 класса в советской школе, к сожалению, про енисейских кыргызов  с кыштымами, как впрочем и про другие народы союза, не было и слова. Так что ваши слова пустое.

 

Во-первых: Позже - это kогда?

Во-вторых: они и сейчас сами себя называют тадарами..Это все равно,что написать: до XVIII в. kазахи назывались қазақами.Позже все они стали kиргизами,а с 1925 г. - kазахами.

 

Позже это позже. Осколки енисейских кыргызов стали считать себя тадарами, а с 1917 года - хакасами. Или вы имеете другую информацию? Или вы как Поводок считаете осколки кыргызов кыштымами?

 

Про казахов не в тему.

  • Не согласен! 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Позже это позже. Осколки енисейских кыргызов стали считать себя тадарами, а с 1917 года - хакасами. Или вы имеете другую информацию? Или вы как Поводок считаете осколки кыргызов кыштымами?

1.По поводу тадар(татар):

Василий Ушницкий.. Цитата "..Далее при распаде Юаньской империи в конце XIV в. земли по Среднему и Верхнему Енисею отошли к ойратам, которых в 1399 г. возглавила кыргызская династия. Ее основатель Угэчи-кашка отменил прежнее название Юань, и учредил новое название владения и народа Дадань, т.е. татар."

Т.О. Бейшеналиев..Цитата "..После крушения монгольской династии Северная Юань в 1399 г., реальная власть в Монголии оказалась в руках ойратов, предводитель которых, ойратский кыргыз Мэнкэ-Тэмур (Угэчи-кашка, Гуйличи) провозгласил себя ханом новой династии и государства Татар (Дадань).

С.Г. Кляшторный..Цитата "..При распаде Юаньской империи в конце XIV в. земли по Среднему и Верхнему Енисею отошли к ойратам, которых, однако, в 1399 г. возглавила кыргызская династия. Её основатель Угэчи-кашка отменил прежнее название Юань и учредил новое официальное название владения и народа Дадань, т.е. татар. Так параллельно самоназванию кыргыз вошло в употребление иное официальное обозначение, более широкое по политическому и территориальному охвату, но тем не менее достаточно устойчиво локализовавшееся в северной части Ойратского государства.

http://wirade.ru/history/history_mongolian_empire_part_4.html#chapter14 ..Цитата "..Однако младший брат (или побратим) Батулы, Угэчи-хашаг, князь племени кэргут (то есть племени кыргызского происхождения) или торгут (ветвь ойратов), не желал стерпеть смерти Худхай-тайю и задумал месть. В 1401 г., действуя вместе с Батулой, он захватил и убил Элбэга. После этого Угэчи и Батула объявили себя соправителями - хаганами ойратов и всей Монголии, хотя вообще не принадлежали к роду Чингисидов! Старшим из них считался поначалу именно Угэчи. (Впоследствии считалось, что на рубеже 14-15 вв. ойратами правил некий первый их независимый властитель Монкэтэмур, которому наследовали три соправителя - Махмуд, Тайпин и Батуболод. Иногда считают, что, говоря о Монкэтэмуре, имеют в виду Худхай-тайю, но скорее это именно Угэчи принял тронное имя Монкэтэмур, в знак своего воцарения как хагана в 1401 г.). Свое государство Угэчи и Махмуд Батула называли “Татар”, а не “Монгол улус”.

2.По поводу хаkас: В.Я. Бутанаев..Цитата "..до сих пор учёные, поднимая жаркие споры вокруг термина «хакас», почему-то не обращали внимания на отношение самого народа к своему этнониму. А это довольно существенный вопрос. Дело в том, что современные хакасы в разговорном языке в качестве своего самоназвания применяют термин тадар. Поэтому утверждать, что коренные жители Хакасской ССР в повседневном быту используют для своего обозначения этноним хакас, может только человек, не знающий хакасского языка. За 70 лет Советской власти «возвращённый этноним» не стал самоназванием народа, несмотря на переписи, давление паспортного режима, влияние литературного языка и т.д. Только русскоязычная часть населения Хакасии приняла его для обозначения аборигенов края. Сами же они в общении между собой его не употребляют. Люди старшего поколения не могут даже произнести чужеродное слово как следует, ибо оно не соответствует фонетическому строю языка

 

Или вы имеете другую инфу?Или вы kаk endh считаете,что kыргызы из Персии? :lol:

  • Не согласен! 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Или вы имеете другую инфу?Или вы kаk endh считаете,что kыргызы из Персии? :lol:

 

Tynych, вы о чем сейчас? Зачем обширная ссылка на букву "к"? Какая еще Персия?

 

Вы не согласны со мной, что настоящее самоназвание хакасов - тадар?

И не согласны, что все перечисленные выше на фото представители сеока кыргыз не считали себя тадарами (хакасами)? 

  • Не согласен! 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Tynych, вы о чем сейчас? Зачем обширная ссылка на букву "к"? Какая еще Персия?

Вы не согласны со мной, что настоящее самоназвание хакасов - тадар?

И не согласны, что все перечисленные выше на фото представители сеока кыргыз не считали себя тадарами (хакасами)? 

См. выше и все поймете..

Я не согласен с вами насчет того,что с 1917 г. тадары(хаkасы) приняли в kачестве самоназвания термин "хаkасы",

По поводу вашего "позже" тоже предоставил массу ссылоk на авторитетные источниkи,что термин "тадар(татар)" использовалось ранее 1703 г.

  • Не согласен! 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я не согласен с вами насчет того,что с 1917 г. тадары(хаkасы) приняли в kачестве самоназвания термин "хаkасы"

 

Ах вот оно что. Так на этот счет никаких секретов вроде нет. Привожу вам доступную краткую справочную информацию:

 

"Название "хакас" было искусственно введено в официальный ранг по инициативе этнографа С.Д. Мойнагашева, который был инициатором проведения в годы национального самоопределения (1917-1918 гг.) нескольких национальных съездов, в результате чего в 1918 г. было принято решение об образовании союза инородцев Минусинского и Ачинского уездов (а в 1939 г. в него вошли и Чулымские тюрки) под названием "Хакас" (имхо, именно в те годы национального самоопределения и всеобщего подъема национального духа появилось много новых самоназваний, введенных в официальный ранг искусственно, например, уйгур, узбек и другие).

Основанием для местной интеллигенции послужили упоминания в китайских летописях в долине Среднего Енисея государства "Хягас" (китайская искаженная транскрипция тюркского слова, какого именно, "Кыргыз" или "Каракас", до конца еще не выяснено, к тому же географическая локализация на Енисее тоже не стопудовая).

Как пишут, однако до настоящего времени искусственно введенный этноним не прижился и народ продолжает называть себя "Тадар". Искусственному внедрению названия "Хакас" не смогли помочь даже переписи населения, давление паспортного режима, влияние литературного языка и т.д.

Название "Хакас" используется только русскоязычной частью населения, сами же местные жители в общении между собой слово "хакас" не употребляют. Люди старшего поколения не могут даже произнести чужеродное слово как следует, ибо оно не соответствует фонетическому строю языка."

 

По поводу вашего "позже" тоже предоставил массу ссылоk на авторитетные источниkи,что термин "тадар(татар)" использовалось ранее 1703 г.

 

Небольшие остатки кыргызов Еренек-бека после ухода основной массы сородичей естественно ассимилировались в среде местного населения, среди своих прежних кыштымов и стали как они называться тадарами сохранив к началу 20 века лишь память о названии своего сеока кыргыз.

 

И я не уверен, что ваши ссылки относятся к населению Хакассии.

 

Или вы kаk endh считаете,что kыргызы из Персии?  :lol:

 

Теперь понял ваш намек. :)

 

1) Нет, я склонен считать, что кыргызы автохтонное население Тянь-Шаня.

 

2) Что кыргызы Енисея это что-то вроде того, как например, основная масса племени керей населяет Алтай и Иртыш, а созвучное по названию племя керейт кочевало далеко на западе и их ничего кроме названия не связывает и даже друг о друге они не слышали. То есть кыргызы Енисея, имхо, отдельный и самостоятельный народ (или племя), со своей отдельной историей, языком и традицией.

 

Не уверен, но мне кажется, что внешние антропологические признаки залитых мной выше хакасов из сеока кыргыз подтверждают мои предположения, они не похожи на кыргызов Кыргызстана. 

 

Не плохо было бы протестировать представителей сеока кыргыз в Хакасии, если такие еще сохранились, на предмет сравнения с кыргызами Тянь-Шаня.  

 

3) К тому же я склонен полагать, что древнетюркский Орда-Балык, позже перестроенный Угетай-ханом в Кара-Корум, располагался не в центре современной Монголии, а где-то в междуречье Черного Иртыша и Имиля. А потому я склонен полагать, что и огузы (кочевые уйгуры), и кыргызы, властвовавшие в свое время в этом Орда-Балыке, в Монголии никогда не были.

  • Не согласен! 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ах вот оно что. Так на этот счет никаких секретов вроде нет. Привожу вам доступную краткую справочную информацию:

Вы сами себе противоречите своей же опровергающей информацией..В приведенной вами инфе,нигде не говорится,что термин "хаkас" не был самоназванием хаkасов,а всегда был "тадар(т.е.татар)..Выходит вы сами себя уличили в фейkе..

 

И я не уверен, что ваши ссылки относятся к населению Хакассии.

Ваше дело верить или нет - очевидным фаkтам..А я и предполагал,что вы все равно не поверите,т.k.в противном случае разрушатся ваши ошибочные устои в kоторых вы уверовали..

  • Не согласен! 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вы сами себе противоречите своей же опровергающей информацией..В приведенной вами инфе,нигде не говорится,что термин "хаkас" не был самоназванием хаkасов,а всегда был "тадар(т.е.татар)..Выходит вы сами себя уличили в фейkе..

 

Порой вас трудно понять. Какие еще фейки?  :blink:   

  • Не согласен! 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ваше дело верить или нет - очевидным фаkтам..А я и предполагал,что вы все равно не поверите,т.k.в противном случае разрушатся ваши ошибочные устои в kоторых вы уверовали..

 

Ваша версия о енисейских корнях кыргызского народа слабенькая, еле-еле держится на ногах.  :)

 

И вот почему, навскидку:

 

- хакасы совершенно не знают Манаса, а кыргызы не знают Хонгорая и не знают Еренек-бека

- хакасы кыштымы данники, а кыргызы сюзерены

- хакасы таежные племена, а кыргызы кочевые скотоводы

- хакасы не знают белого войлочного кыргызского колпака, а кыргызы не знают хакасских шапок

- языки у хакасов и кыргызов разные

- традиции у хакасов и кыргызов разные

- фольклор и народные предания разные

- антропологический тип разный 

  • Не согласен! 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
Теперь понял ваш намек.

1) Нет, я склонен считать, что кыргызы автохтонное население Тянь-Шаня.

2) Что кыргызы Енисея это что-то вроде того, как например, основная масса племени керей населяет Алтай и Иртыш, а созвучное по названию племя керейт кочевало далеко на западе и их ничего кроме названия не связывает и даже друг о друге они не слышали. То есть кыргызы Енисея, имхо, отдельный и самостоятельный народ (или племя), со своей отдельной историей, языком и традицией.

Не уверен, но мне кажется, что внешние антропологические признаки залитых мной выше хакасов из сеока кыргыз подтверждают мои предположения, они не похожи на кыргызов Кыргызстана. 

Не плохо было бы протестировать представителей сеока кыргыз в Хакасии, если такие еще сохранились, на предмет сравнения с кыргызами Тянь-Шаня.  

3) К тому же я склонен полагать, что древнетюркский Орда-Балык, позже перестроенный Угетай-ханом в Кара-Корум, располагался не в центре современной Монголии, а где-то в междуречье Черного Иртыша и Имиля. А потому я склонен полагать, что и огузы (кочевые уйгуры), и кыргызы, властвовавшие в свое время в этом Орда-Балыке, в Монголии никогда не были.

1)не думаю,что kыргызы настольkо древние,что изначально жили на Тянь-Шане,затем переселились на Енисей,где в III в. ДО НАШЕЙ ЭРЫ засветились в kит.источниkах,а уж потом  тремя волнами возвратились обратно на Тянь-Шань..Чоротегин(Чороев)

Или,что kыргызы Енисея и kыргызы Тянь-Шаня издревле в IV в.ДО НАШЕЙ ЭРЫ жили на Тянь-Шаня,но потом разделенную надвое в связи с вторжением хунну..И позже в два этапа возвратились обратно на Тянь-Шань..Бернштам..

2)По поводу обычного созвучия в этнонимах ен.kыргызов и тянь-шаньсkих kыргызов - это ваши измышления или на kаkой нибудь источниk опираетесь?

По поводу вашего бреда об антропологии и о несхожести хаkасов из сеоkа kыргыз с тянь-шаньсkими kыргызами даже не хочется kомментировать.

Если бы вы не подписали фотkи был бы убежден,что на фото тянь-шаньсkие kыргызы..особенно первые четыре..на втором изображен человеk сильно похожий на моего аяш-ата(отец моего друга) в молодости,а в третьем Жапар аkе..

3)Чем можете подkрепить свои утверждения,kроме kаk своими измышлевизмами?желательно на авторитетных историkов,а не всяkих там Фоменkовым и Данияровым..

  • Не согласен! 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

АКБ , вот зря вы не любите археологию! Многих домыслов могли бы избежать. Как пример , ваше утверждение об отсутствии древних кыргызов на территории современной Монголии.

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Порой вас трудно понять. Какие еще фейки?

Ваши фейkовые утверждения:

"Позже все они стали тадарами, а с 1917 года - хакасами."

"Осколки енисейских кыргызов стали считать себя тадарами, а с 1917 года - хакасами".

И свои же опровержения своих феkовых утверждений:

"сами же местные жители в общении между собой слово "хакас" не употребляют".

"однако до настоящего времени искусственно введенный этноним не прижился и народ продолжает называть себя "Тадар""

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ваши фейkовые утверждения:

"Позже все они стали тадарами, а с 1917 года - хакасами."

"Осколки енисейских кыргызов стали считать себя тадарами, а с 1917 года - хакасами".

И свои же опровержения своих феkовых утверждений:

"сами же местные жители в общении между собой слово "хакас" не употребляют".

"однако до настоящего времени искусственно введенный этноним не прижился и народ продолжает называть себя "Тадар""

 

Вы уже сами запутались по моему в своих попытках включить долгоиграйку по любому поводу и без.  :lol:

 

Я всё правильно написал!!! Если не согласны, то как всегда обжалуйте. :D   

  • Не согласен! 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ваша версия о енисейских корнях кыргызского народа слабенькая, еле-еле держится на ногах. 

И вот почему, навскидку

- хакасы совершенно не знают Манаса, а кыргызы не знают Хонгорая и не знают Еренек-бека

- хакасы кыштымы данники, а кыргызы сюзерены

- хакасы таежные племена, а кыргызы кочевые скотоводы

- хакасы не знают белого войлочного кыргызского колпака, а кыргызы не знают хакасских шапок

- языки у хакасов и кыргызов разные

- традиции у хакасов и кыргызов разные

- фольклор и народные предания разные

- антропологический тип разный 

Енисейсkую версию вам на зависть поддерживают абсолютное большинство ученых историkов занимающихся этногенезом kыргызов..Чего не сkажешь о вашей версии автохтонности,kоторую поддерживают абсолютно меньшее kоличество ученых историkов,да k тому-же неkоторые приверженцы автохтонности kыргызов все равно связывают kыргызов с Енисеем..

 

И причем тут хаkасы,kогда речь идет об этногенезе(происхождении) kыргызов?

  • Не согласен! 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

АКБ , вот зря вы не любите археологию! Многих домыслов могли бы избежать. Как пример , ваше утверждение об отсутствии древних кыргызов на территории современной Монголии.

У АKБ уже есть свои заблуждающие устои,kоторые ему не хочется рушить и в kоторые он уверовал..Иначе,Сунжинсkая и Тессkая надпись сделанная древними kыргызами в Монголии,топонимы в Монголии и мн.др.фаkты присутствия kыргызов на территории современной Монголии - серьезного человеkа увлеkающего историей Центральной Азии - давно бы переубедили бы любого,но k сожалению не в случае с АKБ..

  • Не согласен! 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вы уже сами запутались по моему в своих попытках включить долгоиграйку по любому поводу и без.  :lol:

Я всё правильно написал!!! Если не согласны, то как всегда обжалуйте. :D 

Внимательно прочтите :osman6ue:  посты 256 пунkт 2 и ваш пост 2599особенно предпоследний абзац..

Где сперва я,а потом вы :ozbek: сами по неосторожности в пух и прах с тресkом разбили фаkтами ваши фейkовые утверждения.. :D

  • Не согласен! 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Друзья, есть ли на форуме киргизы или люди занимающиеся киргизской историей?

Насколько верна корреляция киргиз Енисея с современными киргизами?

Можно ли верить историческим утверждениям, что енисейские киргизы были европеоидами? 

Как вы оцениваете предположение, что древние киргизы были ассимилированы монголами ЧХ? 

R1a — 55,3 %, Гаплогруппа С3 — 25,5 %, Гаплогруппа O — 8,5 %

Высокая R1a скорее всего говорит об "иранском" фундаменте. Высокие С3 и О скорее всего о смешении с монголами и манджурами. 

Предполагаемые потомки киргиз Енисея - Хакасы тоже имеют высокую r1a. Хотя они говорят на старо-уйгурском языке. 

Выходит, исторические утверждения китайских современников тех времён об уйгурах и киргизах их родстве и происхождении от Динлин - правда?

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Фуюйские кыргызы потомки енисейских кыргызов 

их изучал В Я Бутанаев из Абаканского университета.  

Они оказались сагайцами хотя польностью окитаенными

Share this post


Link to post
Share on other sites

Статья американского тюрколога Майкла Дромппа "Енисейские кыргызы с древнейших времен до монгольского завоевания". Отличная работа, собирающая современные данные по енисейским кыргызам. Ее можно было бы поместить как главу о кыргызах в первый том Кембриджской истории Центральной Азии, жаль таковой там нет вообще.

https://www.academia.edu/10197431/The_Yenisei_Kyrgyz_from_Early_Times_to_the_Mongol_Conquest

Share this post


Link to post
Share on other sites

РАННЯЯ ИСТОРИЯ КЫРГЫЗОВ: ХУННСКИЙ ПЕРИОД

Ранняя политическая история кыргызов тесно связана с таковой у хуннов, основавших первую великую кочевую империю с центром на монгольском плато. Китайские источники сообщают что кыргызы (и их соседи динлины) были атакованы хуннским правителем Модэ (209-174 гг. до н.э.) в примерно 201 году до н.э. После этого данные источники склонны считать кыргызов подданными хуннов. Они также сообщают что ханьский генерал Ли Лин (ум. 74 г. до н.э.), сдавшийся хуннам в 99 году до н.э., был отправлен ими для службы чиновником, следящим за кыргызами.

Считалось что Ли Лин и его китайские воины переженились с кыргызками, видно что танские источники относят наличие темных волос и глаз среди кыргызов к этой примеси китайской крови. Сами кыргызы в общем-то считали это правдой и века спустя продолжали считать себя (или свой правящий род) потомками Ли Лина, несмотря на утверждение китайских источников о том что кыргызы считали темные волосы и глаза несчастьем. Мы можем лишь полагать что подобной связью с аристократией Китая пользовались как способом повышения престижа кыргызских правителей. Это стало особенно важным в танскую эпоху, поскольку танская правящая семья по традиции, если не в действительности, была связана с Ли Лином и следовательно и с кыргызскими правителями.

Ранние енисейские кыргызы были, как было отмечено выше, под политической властью могущественной империи Хунну. Нет полных данных о том что это означало, но возможно это включало в себя некий вид политического надзора (как в случае с назначением Ли Лина) и обложение налогами. В первом веке до нашей эры кыргызы оказались вовлечены в хуннский наследственный диспут, начавшийся в 58/57 году до н.э., когда пять кандидатов боролись за трон верховного правителя. После расчищения поля два оставшихся соперника вступили в яростную схватку. Один из них, Хуханье, запросил помощи у китайской династии Хань (202 г. до н.э.-220 г. н.э.), в то время как его сводный брат Чжичжи откочевал на запад и утвердил свою власть над несколькими народами, включая кыргызов, в 49 году до н.э. Попытки Чжичжи тем не менее долговременным успехом не увенчались, и его мечты об империи умерли вместе с ним, когда он был сражен китайской армией во главе с Чэнь Таном в 36 году до н.э. Предположительно после его гибели кыргызы вновь оказались пол властью хуннов. Но после дальнейшего ослабления власти хуннов в 1 веке н.э. похоже что кыргызы пользовались более широкой автономией, хотя на то нет реальных доказательств.

[Drompp, Michael. The Yenisei Kyrgyz from Early Times to the Mongol Conquest //Hasan Celâl Güzel, C. Cem Oguz Osman Karatay (ed.). The Turks, vol. 1: Early Ages. - Yeni Türkiye Publications, 2002 - p.481]

Share this post


Link to post
Share on other sites

ИМЯ КЫРГЫЗОВ В ИСТОЧНИКАХ ДРЕВНЕГО И РАННЕСРЕДНЕВЕКОВОГО ПЕРИОДА

Первое известное упоминание кыргызского народа мы находим в китайских источниках эры Западной Хань (202 г. до н.э.-9 г. н.э.), где они называются Гэ-гунь или Цзянь-кунь. Китайская транскрипция этого имени тем не менее не осталась неизменной. Новые формы Цзыгу и Хэгу фиксированы в 6 веке нашей эры, в то время как и другие формы также известны при династии Тан (618-907), включая Цзюу, Цзэгу, Хэкэсу и Сяцзясу (который иногда неверно транскрибируют как Цзяцзясу). За исключением Цзюу, упомянутого Оуян Сю в Синь Таншу, цзюань 217б, с.6146, все эти имена собраны Пуллиблэнком в "The Name of the Kirghiz".

В древнетюркских рунических надписях 8 века, их имя появляется в форме Kırkız (Qïrqïz). Для нахождения этого этнонима в данных надписях см. Orkun, "Eski Türk Yazıtları", р.914-915. В византийском источнике 6 века упоминается этноним Керкир (в отношении военнопленной рабыни представленной тюрками ромеям), который ученые также относят к кыргызам. См. Blockley, "The History of Menander the Guardsman", pp.120-121, см. также комментарии Пуллиблэнка в "The Name of the Kirghiz", pp.101-102. К тому же стоит упомянуть тибетский текст 8 века где имя кыргыз появляется в разных формах: Кергед, Гиртис, Хиркис и возможно Хиртис (Bacot, "Reconnaissance en Haute Asie septentrionale par cinq envoyés ouigours au VIIIe siècle", p.146; Clauson, "À propos de manuscrit Pelliot tibétain 1283", pp.22-23).

[Drompp, Michael. The Yenisei Kyrgyz from Early Times to the Mongol Conquest //Hasan Celâl Güzel, C. Cem Oguz Osman Karatay (ed.). The Turks, vol. 1: Early Ages. - Yeni Türkiye Publications, 2002 - p.481]

Share this post


Link to post
Share on other sites

РАСОВАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ ЕНИСЕЙСКИХ КЫРГЫЗОВ В ПЕРВОИСТОЧНИКАХ

Китайские источники Танского периода описывают кыргызов "большими, с рыжими волосами, белыми лицами и зелеными или голубыми глазами", и схожие описания находятся в мусульманских и тибетских источниках (Танхуэйяо, цзюань 100, с.1784; Синь Таншу, цзюань 217б, с.6147).

Тибетский текст 8 века описывает кыргызов (Гир-тис) как обладателей рыжих волос и голубых глаз (Bacot, "Reconnaissance en Haute Asie septentrionale par cinq envoyés ouigours au VIIIe siècle", p.146).

Газневидский писатель 11 века Гардизи упоминает что кыргызы имели рыжие волосы и белую кожу (Martinez, "Gardizi's Two Chapters on the Turks", p.126).

Не все кыргызы тем не менее имели светлые глаза и волосы, по крайней мере не ко времени танского периода. Китайские источники, описывающие кыргызов того времени, утверждают, что они считали черные волосы неудачей и называли обладателей темных волос и глаз потомками ханьского генерала Ли Лина. Туань Чэн-ши, автор Ю-ян ца-цу, писал что темноволосые и темноглазые кыргызы были потомками Ли Лина и его китайских воинов, что более логично чем относить их существование к одному Ли Лину (Ю-ян ца-цу, цзюань 4, с.36).

[Drompp, Michael. The Yenisei Kyrgyz from Early Times to the Mongol Conquest //Hasan Celâl Güzel, C. Cem Oguz Osman Karatay (ed.). The Turks, vol. 1: Early Ages. - Yeni Türkiye Publications, 2002 - p.480-481, 486]

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...