Перейти к содержанию
Гость Василий

Енисейские кыргызы

Рекомендуемые сообщения

3 minutes ago, ARS said:

вы читайте , поимете :D

Ха, ха ... АКБ рулит, сам задает какой-то вопрос и сразу отвечает.  ARS = AKБ  я имел виду.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22 часа назад, enhd сказал:

Ха, ха ... АКБ рулит, сам задает какой-то вопрос и сразу отвечает.  ARS = AKБ  я имел виду.

 

думан - кыпшаковед, а вы - маньчжуровед, вас двоих ни с кем не спутать. :lol:

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

47 минут назад, ARS сказал:

вы как огузовед , должны разобраться в этом , для  вас думаю , это должно быть делом принципа 

В принципе - внук Огуза недолго руководил кыргызами, все огузиды ушли по маршруту Алтай-Китай-Индия-Иран-Средняя Азия. Всеми оставшимися племенами остались руководить двоюродные братья и племянники Огуза - уйгуры. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, buba-suba сказал:

В принципе - внук Огуза недолго руководил кыргызами, все огузиды ушли по маршруту Алтай-Китай-Индия-Иран-Средняя Азия. Всеми оставшимися племенами остались руководить двоюродные братья и племянники Огуза - уйгуры. 

 

2 часа назад, buba-suba сказал:

Встречал в источниках что-то подобное, но там речь шла о ен.кыргызах. Там вроде намек был что этноним произошел от имени внука. 

еще он приводит Абулгази , что он почитает киргиз-каисаков как потомков старшего Могола , произодшего от Киргиза , внука Огуз-хана 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

19 часов назад, ARS сказал:

еще он приводит Абулгази , что он почитает киргиз-каисаков как потомков старшего Могола , произодшего от Киргиза , внука Огуз-хана 

Да, Огуз-хан - сын Кара-хана, внук Могул-хана, правнук Аланча-хана, из Старшего рода потомков Турка. С2. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Цитата

"Зайн ал-Ахбар" Абу Саида Абд ал-Хайа б. Заххака Гардизи

Путь к киргизам ведет из страны тугузгузов, именно из Чинанджкета в Хасан; из Хасана в Нухбек до Кемиз-арта один или два месяца пути среди лугов и 5 дней по пустыне. От Кемиза до Манбек-Лy два дня идут по горам, потом приходят в лес; начинается степь, источники, место охоты, до горы, которую называют Манбек-Лу; гора высока; на ней много соболей, белок и доставляющих мускус антилоп, много деревьев и обильная охота; гора хорошо населена. 

После Манбек-Лу приходят к Кёгмену; по дороге встречаются пастбища, хорошие источники и много дичи; четыре дня идут по такой местности до горы Кёгмен. Гора высока; на ней много деревьев; дорога узка. От Кёгмена до киргизского стана 7 дней пути; дорога идет по степи и лугам, мимо приятных источников и сплетенных между собой деревьев, так что враг не может проникнуть туда; вся дорога подобна саду, до самого стана киргизов. 

Здесь военный лагерь киргизского хакана, главное и лучшее место [в стране]; туда ведут три дороги, по которым можно идти; кроме них, доступ отовсюду прегражден высокими горами и сплетенными между собой деревьями. Из трех дорог одна ведет к тугузгузам, на юг; другая — к кимакам и халлухам, на запад; третья — в степь; надо идти 3 месяца, пока не придешь к большому племени фури. Здесь также две дороги: одна через степь — 3 месяца пути; другая по левую сторону — 2 месяца пути; но эта дорога трудна. Надо идти все время по лесам, по узкой тропинке и узкому пространству; по дороге много воды, постоянно встречаются реки, постоянно идут дожди. Кто хочет идти по этой дороге, должен запастись чем-нибудь таким, куда бы он мог класть багаж и одежду, вся местность на пути пропитана водой, и на землю ничего нельзя класть; надо идти позади лошади, пока не пройдешь эту болотистую местность. В этих болотах живут дикие люди, ни с кем не имеющие сношений; они не умеют говорить на чужих языках, а их языка никто не понимает. Они — [самые] дикие из людей; всё они кладут себе на спину; все их имущество заключается в звериных шкурах. Если вывести их из этих болот, они настолько смущаются, что походят на рыб, вытащенных из воды. Их луки сделаны из дерева, их одежда — из звериных шкур, их пища — мясо дичи. Их религия заключается в том, что они никогда не прикасаются к  чужой одежде и имуществу. Когда они хотят сражаться, они выходят со своими семьями и имуществом и начинают битву; одержав победу над врагом, они не прикасаются к его имуществу, но все сжигают и ничего не берут с собой, кроме оружия и железа. Когда они хотят совокупиться с женщиной, они ставят ее на четвереньки, потом совокупляются. Калымом за женщин служит дичь или долина, в которой много дичи и деревьев. Если кто-нибудь из них попадает к киргизам, он не принимает пищи; завидя кого-нибудь из своих друзей, он убегает и исчезает. Мертвых они уносят на горы и вешают на деревья, пока труп не разложится. Из страны киргизов привозят мускус, меха и рог хуту. 

Киргизы, подобно индусам, сжигают мертвых и говорят: «Огонь — самая чистая вещь; все, что попадает в огонь, очищается: [так и] мертвого огонь очищает от грязи и грехов». Некоторые из киргизов поклоняются корове, другие — ветру, третьи — ежу, четвертые — сороке, пятые — соколу, шестые — красивым деревьям. Среди них есть люди, которых называют фагинунами (?); каждый год они приходят в определенный день, приводят всех музыкантов и приготовляют все для веселого пира. Когда музыканты начинают играть, фагинун лишается сознания; после этого его спрашивают обо всем, что произойдет в том году: о нужде и изобилии, о дожде и засухе, о страхе и безопасности, о нашествии врагов. Все он предсказывает, и большею частью бывает так, как он сказал.

Манбек-Лу это Алтайские горы, в которых водятся соболя, белки и мускусные антилопы.

Кёгмен — это Кёгменская чернь (йыш), известная в тюркских рунических надписях, отождествляется с Саянскими горами.

От условно Саян до ставки енисейских кыргызов 7 дней пути. Значит ставка располагалась в Минусинской котловине.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20.02.2021 в 19:03, АксКерБорж сказал:

 

думан, можешь не раскрывать свои глазки, ты не первый, кто повелся на фейке восприняв оренбургских казахов с зарисовок Георги за енисейскими киргизов.

 

Из иллюстраций к сочинению П.И. Рычкова 1762 года "Топографии Оренбургской губернии".

Киргиз на коне, которого думан и другие принимают за Енисейского Иренека:

cb61e92d7f352d33b5e5c8c8d55505b0-full.jp

Лист 33 иллюстраций к "Костюмы Российской империи" Эдварда Хардинга. Лондон, 1803 г. "Киргиз на лошади":

7934278cb3d5a2c6768be7ba74023e2d.jpg

 

 

Вы правы. Это казах. Похожих на это рисунков много походу источник один, с которого копировали. А на всаднике куртка накидка из тері годовалого жеребенка, с  шерстью наружу.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

55 минут назад, Tama сказал:

А на всаднике куртка накидка из тері годовалого жеребенка, с  шерстью наружу.

 

Жаргак (типа замши)?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, АксКерБорж сказал:

 

Жаргак (типа замши)?

 

Забыл название в одном русском источнике было, где говорилось об этом виде одежды у казахов. Но там видимо шерсть не состригали, а оставляли, как и на рисунке.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

01.04.2021 в 13:10, Rust сказал:
Цитата

"Зайн ал-Ахбар" Абу Саида Абд ал-Хайа б. Заххака Гардизи

...Когда они хотят совокупиться с женщиной, они ставят ее на четвереньки...

:blink:Гардизи, по ходу, подглядывал или болотные люди ему онлайн порно показывали . И почему это ему удивительно было? Ведь по сути это первая поза для секса, другие млекопитающие только так и делают? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 часов назад, Momyn сказал:

:blink:Гардиз

И почему это ему удивительно было? Ведь по сути это первая поза для секса, другие млекопитающие только так и делают? 

 

Момын, пиши статью, а мы почитаем. Можно одну, а можно много как горячих пирожков. ;)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

03.04.2021 в 15:50, АксКерБорж сказал:

 

Момын, пиши статью, а мы почитаем. Можно одну, а можно много как горячих пирожков. ;)

 

Пирожки у тебя, у нас самса.:ozbek:

Про это все написано, заснято и показано начиная с Камасутры.  

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

23 часа назад, Momyn сказал:

Пирожки у тебя, у нас самса.:ozbek:

Про это все написано, заснято и показано начиная с Камасутры.  

 

Ну ты и проказник, Момын. 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

01.04.2021 в 13:10, Rust сказал:

В этих болотах живут дикие люди, ни с кем не имеющие сношений; они не умеют говорить на чужих языках, а их языка никто не понимает. Они — [самые] дикие из людей; всё они кладут себе на спину; все их имущество заключается в звериных шкурах. Если вывести их из этих болот, они настолько смущаются, что походят на рыб, вытащенных из воды. Их луки сделаны из дерева, их одежда — из звериных шкур, их пища — мясо дичи. Их религия заключается в том, что они никогда не прикасаются к  чужой одежде и имуществу. Когда они хотят сражаться, они выходят со своими семьями и имуществом и начинают битву; одержав победу над врагом, они не прикасаются к его имуществу, но все сжигают и ничего не берут с собой, кроме оружия и железа. Когда они хотят совокупиться с женщиной, они ставят ее на четвереньки, потом совокупляются. Калымом за женщин служит дичь или долина, в которой много дичи и деревьев. Если кто-нибудь из них попадает к киргизам, он не принимает пищи; завидя кого-нибудь из своих друзей, он убегает и исчезает. Мертвых они уносят на горы и вешают на деревья, пока труп не разложится. Из страны киргизов привозят мускус, меха и рог хуту. 

Интересно, кто это. Енисейцы или самодийцы?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

06.04.2021 в 13:46, кылышбай сказал:

Интересно, кто это. Енисейцы или самодийцы?

Есть же другой перевод данного труда, где народ конкретно указан как Фури.

Ув. Буба-Суба считает, что Фури это Хори. Я думаю это Бөрү  (просто из-за отсутствия на араб. языке соотв. букв так получился. В любом случае они протомоголы, почитатели тотема волка.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Скорее всего Фури - это хори=кори=хоорай/ хоорый. 

Имхо хори (хоорай/хоорый) имеют самое прямое отношение к нынешним хакасам

Одно из фольклор. самоназваний хакасов - хыргыс-хоорай .

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Zake сказал:

Скорее всего Фури - это хори=кори=хоорай/ хоорый. 

Имхо хори (хоорай/хоорый) имеют самое прямое отношение к нынешним хакасам

Одно из фольклор. самоназваний хакасов - хыргыс-хоорай .

Возможно Вы с ув. Буба-Субой правы на счет Хори, но думаю и мой вариант имеет на существование. Давно заметил, что многие ныне уважаемые историки в своих трудах пользуются данным арабским источником. В этом источнике есть информация о шаманах - фагуинах (которых так кыргызы представляли информатору), но никто так и не расшифровал данное слово информатора-араба.

Я думаю что Фагуин это Багайың, то есть просто "Судьбу открыватель" по кыргызски, ведь в источнике они тем и занимались.

Отсюда мой вывод араб в своем труде кыргызские слова на букву Б заменял на букву Ф. То есть Фури это Бөрү.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 hours ago, Чалке said:

Есть же другой перевод данного труда, где народ конкретно указан как Фури.

Ув. Буба-Суба считает, что Фури это Хори. Я думаю это Бөрү  (просто из-за отсутствия на араб. языке соотв. букв так получился. В любом случае они протомоголы, почитатели тотема волка.

В арабском языке буква Б вполне себе присутствует. Имена типа Абу Бакр, Ибрахим и так далее можно вспомнить. Так что никак из Бөрү не получить Фури.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18 часов назад, Zake сказал:

Скорее всего Фури - это хори=кори=хоорай/ хоорый. 

Имхо хори (хоорай/хоорый) имеют самое прямое отношение к нынешним хакасам

Одно из фольклор. самоназваний хакасов - хыргыс-хоорай .

Наверное Хоорай у хакасов связано с Хонгорай. Это кыргызы, а не хори

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 часов назад, кылышбай сказал:

Наверное Хоорай у хакасов связано с Хонгорай. Это кыргызы, а не хори

Может быть хоорай - древние хоры - самодийский народ, перешедший на другой язык. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

09.04.2021 в 00:13, Koshoj сказал:

В арабском языке буква Б вполне себе присутствует. Имена типа Абу Бакр, Ибрахим и так далее можно вспомнить. Так что никак из Бөрү не получить Фури.

Но и буква Х присутствует в арабском алфавите, чтобы передать слово хори. А вот в тюркских языках, да и монгольских до недавного времени буква Ф в начале слова отсутствовала.

Значит получается араб все таки из за особенностей арабской грамматики  был вынужден ставить букву Ф.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 minutes ago, Чалке said:

Но и буква Х присутствует в арабском алфавите, чтобы передать слово хори. А вот в тюркских языках, да и монгольских до недавного времени буква Ф в начале слова отсутствовала.

Значит получается араб все таки из за особенностей арабской грамматики  был вынужден ставить букву Ф.

Ничего не понимаю. Почему араб станет писать Ф вместо Б?

Вот как описывает печенегов арабский автор: http://www.vostlit.info/Texts/rus4/Garnati/frametext1.htm

Quote

И прибыл я в город [страны] славян, который называют «Гор[од] Куйав» 104. А в нем тысячи «магрибинцев» 105, по виду тюрков, говорящих на тюркском языке и стрелы мечущих, как тюрки. И известны они в этой стране под именем беджн[ак].

И тут всё правильно -  у арабов нет П, они вместо неё Б пишут.

Или вот например: http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/171729/05-Kovalevsky.pdf?sequence=1

Quote

Народ башкир Ибн-Фадлан называет именем الباشغردал-Бāш-гард

Так что не стали бы арабы писать Фури вместо Бөрү.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, Koshoj сказал:

Ничего не понимаю. Почему араб станет писать Ф вместо Б?

Вот как описывает печенегов арабский автор: http://www.vostlit.info/Texts/rus4/Garnati/frametext1.htm

И тут всё правильно -  у арабов нет П, они вместо неё Б пишут.

Или вот например: http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/171729/05-Kovalevsky.pdf?sequence=1

Так что не стали бы арабы писать Фури вместо Бөрү.

Ув. Кошой, все очень просто, думаю согласитесь, что в форуме большинство русскоязычные и строение слов, произношений и т.д. понимают со стороны русской речи. В результате кажется почему араб поставил место Б букву Ф и допустил элементарную ошибку.

Если посмотреть арабский алфавит посе первой буквы Алиф (по русский просто А) стоит действительно буква Бэ (Б). Близость окончания звука Э буквам А, Э (и еще есть буква между этими буквами в др. языках, которого нет в кыргызском) на арабском удобно произносить слова типа БАбилон, БАракат и т.д.

Однако простое кыргызское слово бӨрҮ просто так, как используя букву Б на кирилице не произнести арабу из за отсутствия сраз двух букв в слове состояшей из 4 букв, а араб хотел как и кыргызы просто и легко донести простое слово, вот и получился так примено.

А слово Хори очень просто произносится на арабском, в наличии все буквы. Утверждения некоторых святил истории о том, что информатор ошибся и в труде несколько раз, и вместо Х поставил Ф мне кажется глупостью и ходом продления историчности одного народа на несколько веков вперед.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...