Jump to content



Guest ramojz

Тарбаган.

Recommended Posts

В. Терентьев ("Традиционная охота дербетов". Горно-Алтайский ГУ) так описывает пешую необычную охоту дербетов на сурков:

 

"Это приманивание ("даллах"). В роли приманки ("даллуур") выступает кисточка, собранная из волос хвоста яка ("сарлагийн суул"). Волос состригают в августе после линьки. Охотник, держа приманку в правой руке, вращает её над головой и семенящими шагами по извилистой траектории перемещается по долине. Таким образом, охотник подражает лисе, которая, держа хвост "дыбом" и подергивая его кончиком, так привлекает тарбаганов. И они, будучи по природе своей очень любопытными зверьками, вылезают из нор и отзываются свистом на эти движения. Их ответная реакция называется "гошгорох".

(аналогичный архаичный способ охоты на сурка используют и халхасцы)

 

Наглядно - монгольская охота на сурков (тарвага) при помощи ушек на голове и белого ячьего хвоста:

 

В прошлом:

 

325d38451e96.jpg

Фото К.К. Вяткиной, 1948 г.:

Мальчик (сартуул) - охотник за тарбаганами в спецодежде, с шапкой с ушками на голове и с махалкой из хвоста яка.

 

af2c97835c82.jpg

Фото К.В. Вяткиной, 1948 г.:

Охотники за тарбаганами (сартуулы) в спецодежде (вывернутая баранья шуба)

 

c35159fad4de.jpg

 

Наши дни:

 

8a6cffe7a637.jpg

Link to comment
Share on other sites

 

 Монгольские поговорки и игры про тарбагана (сурка):

 

 

"Чоно тарвага" (в волка и сурка)

 

"По тарбагану определяй время"

 

"Убьешь тарбагана - не разбогатеешь, выкуришь трубку - не обеднеешь"

 

"Где много тарбаганов, там много всякого хлама"

 

"Запах от тебя, как будто ты ел тарбагана"

 

"Не запивай мясо тарбагана горячим чаем"

 

Заметки этнографа РАН РФ Н.Л. Жуковской о монгольской традиции: "Вареную тарбаганину следует запивать холодным, а не горячим чаем, что позволяет избежать неприятной отрыжки"

 

Е.А. Андрееваа отмечает это и у тувинцев, которые также запивают вареную тарбаганину холодным чаем.

 

http://www.kunstkamera.ru/files/lib/978-5-88431-271-5/978-5-88431-271-5_14.pdf

 

 

Кстати у нас, у казахов, говорят: "Не пей после [горячего] мяса холодной воды" (во избежание  неприятного запаха изо-рта "сасық кеңірдек").

 

Link to comment
Share on other sites

 

 Монгольские поговорки и игры про тарбагана (сурка):

 

 

"Чоно тарвага" (в волка и сурка)

 

"По тарбагану определяй время"

 

"Убьешь тарбагана - не разбогатеешь, выкуришь трубку - не обеднеешь"

 

"Где много тарбаганов, там много всякого хлама"

 

"Запах от тебя, как будто ты ел тарбагана"

 

"Не запивай мясо тарбагана горячим чаем"

 

Заметки этнографа РАН РФ Н.Л. Жуковской о монгольской традиции: "Вареную тарбаганину следует запивать холодным, а не горячим чаем, что позволяет избежать неприятной отрыжки"

 

Е.А. Андрееваа отмечает это и у тувинцев, которые также запивают вареную тарбаганину холодным чаем.

 

http://www.kunstkamera.ru/files/lib/978-5-88431-271-5/978-5-88431-271-5_14.pdf

 

 

Кстати у нас, у казахов, говорят: "Не пей после [горячего] мяса холодной воды" (во избежание  неприятного запаха изо-рта "сасық кеңірдек").

 

"чоно тарвага" - один из игр детей у многих кочевых народов. Обычно "волк" и другой кто должна убегать и спасаться как например "ягненок".

 

"По тарбагану определяй время" - точно такая традиция имеется, потому что тарбаган делает многие дела строго по времени. Ну можем сказать как например петух, конечно не кукарекает рано утром.

 

"Убьешь тарбагана - не разбогатеешь, выкуришь трубку - не обеднеешь" - имеется поговорка "Тамхи татаж хоосордоггүй, тарвага алж баяждаггүй", и имеет смысл бережения животных. То есть дело не для разбогатения.

 

"Запах от тебя, как будто ты ел тарбагана" - не встречал такого выражения и не знаю. Это как то выглядит не поговорка а каприза "модной девушки". :D

 

"Не запивай мясо тарбагана горячим чаем" - этого точно не знаю. Что означает "запивать чаем"?

Вообще то монголы разделяют мясной продукт на "горячие", "теплые" и "холодные" по качеству. Например "конина" по качеству относится "горячим" и советуется употреблять зимой.

А самая "холодная" мясо у козлятины окаянных.

Мясо "тарбаган"-а относится к "горячим" как я думаю, потому что жир тарбагана не слегка замерзает.  Насчет запивать - точно не знаю ничего.

 

Вообще "запивать" ???  не понимаю что оно означает.

Link to comment
Share on other sites

Охотничья добыча. Андраш Рона-Тас (добыча монгольского охотника на сурков - тарбаганов):

 

638f0b531b0f.jpg

Link to comment
Share on other sites

Касательно одежды - я не отступлюсь от своей позиции, что отсутствие в монгольской национальной одежде мехов и пушнины, шуб и меховых воротников (за исключением овчины) это следствие отсутствия традиционной промысловой охоты на зверя как таковой (за исключением охоты на сурка).    

 

Монгольский охотник со старинным ружьем, 1913 год. Вероятнее всего охотник на тарбаганов:

 

545bc89e804f.jpg

 

Монгольский охотник на тарбаганов со старинным ружьем, наши дни:

 

bd5bb7770ae0.jpg

Link to comment
Share on other sites

 Монгольские поговорки и игры про тарбагана (сурка):

 

"Не запивай мясо тарбагана горячим чаем"

 

Заметки этнографа РАН РФ Н.Л. Жуковской о монгольской традиции: "Вареную тарбаганину следует запивать холодным, а не горячим чаем, что позволяет избежать неприятной отрыжки"

 

Е.А. Андрееваа отмечает это и у тувинцев, которые также запивают вареную тарбаганину холодным чаем.

 

 

Не совсем понятно, монголы предостерегают запивать сурчатину горячим чаем, буряты наоборот - советуют: 

 

 

ARD. Зачем буряту тарбаган? Автор Надежда Цой.

 

... Съездила на праздники домой, привезла подруге тарбаганье мясо, думала удивить, ан нет:

- Ты что, у нас же отец охотник был, мы с детства к нему привычные.

Вот те раз! Я и не знала толком. В моём детстве тарбаганье мясо было только в гостях у кого-нибудь из родственников на отаре, и только выйдя замуж, когда угощали братья мужа, начала мало-помалу учиться ценить это мясо. А с тех пор как мы стали жить на отаре, в степи, муж сам стал ставить капканы на тарбаганов. А какой вкусный «таташ» он делает! Пальчики оближешь! Из отваренных внутренностей, с диким луком. Мммм… Правда, много его не съешь, уж очень жирный. Я его ставлю в холодильник и таскаю потихоньку, ложка за ложкой, в течение дня. Дома у меня всегда отменный аппетит, видимо, свежий степной воздух влияет.

Вот мы привыкли называть наши места степью, а однажды знакомые корейцы возразили мне:

- Какая степь, о чём ты говоришь?!  У вас же кругом горы! Степь – это когда до самого неба сплошная равнина, и горизонт ровный, а у вас, куда ни посмотришь, везде горы!

М-да… С этим не поспоришь. Мы же сибиряки, а в Сибири любая ровная низина – уже степь, и пусть даже она усеяна холмами и обрамлена лесами, для нас она всё равно – степь. И никто нам не докажет, что мы - не степной народ. И точка. И кушаем мы степных тарбаганов, как бы ни открещивались иные «городские» дамочки.

Вспомнила, как несколько лет назад одна журналистка, из соседней деревни, яро ругала своих соплеменников, что едят сусликов. Бедная девочка даже не знала, что тарбаган это сурок, а не суслик. К тому же в той газете было описано, как правительственные «чины» поев тарбаганину, запивали её кумысом. Ужас! Если б такое случилось, то заворот кишок им был бы обеспечен. Надеюсь, что угощавший их чабан знал, что тарбаганье мясо надо есть охлажденным и запивать обязательно горячим чаем. Лучше всего зелёным и с молоком.

 

Иногда муж варит буузы из тарбаганьего мяса, тоже вкусно получается. Но это редкость, так как любой гость, заехавший на отару, первым делом спрашивает:

- Есть тарбаган??

С апреля и до октября кормит нас степь этим вкусным и полезным мясом: тарбаганий нутряной жир топят и принимают при туберкулёзе и других болезнях лёгких, делают натирания от ревматизма.

 

Странно, что у нас не едят зайцев, их так много бегает по степи, но никто не воспринимает их как еду, даже на шкурки не зарятся.

Link to comment
Share on other sites

Наткнулся на Инструкцию охоты на тарбаганов в эндемичных по чуме сомонах Монгольской Народной Республики:

 

 

8e26676d86be.jpg

 

8bb5f21e4807.jpg089248b9afb0.jpg

Link to comment
Share on other sites

 

В. Терентьев ("Традиционная охота дербетов". Горно-Алтайский ГУ) так описывает пешую необычную охоту дербетов на сурков:

 

"Это приманивание ("даллах"). В роли приманки ("даллуур") выступает кисточка, собранная из волос хвоста яка ("сарлагийн суул"). Волос состригают в августе после линьки. Охотник, держа приманку в правой руке, вращает её над головой и семенящими шагами по извилистой траектории перемещается по долине. Таким образом, охотник подражает лисе, которая, держа хвост "дыбом" и подергивая его кончиком, так привлекает тарбаганов. И они, будучи по природе своей очень любопытными зверьками, вылезают из нор и отзываются свистом на эти движения. Их ответная реакция называется "гошгорох".

(аналогичный архаичный способ охоты на сурка используют и халхасцы)

 

Наглядно - монгольская охота на сурков (тарвага) при помощи ушек на голове и белого ячьего хвоста:

 

В прошлом:

 

325d38451e96.jpg

Фото К.К. Вяткиной, 1948 г.:

Мальчик (сартуул) - охотник за тарбаганами в спецодежде, с шапкой с ушками на голове и с махалкой из хвоста яка.

 

af2c97835c82.jpg

Фото К.В. Вяткиной, 1948 г.:

Охотники за тарбаганами (сартуулы) в спецодежде (вывернутая баранья шуба)

 

c35159fad4de.jpg

 

Наши дни:

 

8a6cffe7a637.jpg

 

Рождается интересный вопрос - откуда эта специфическая охотничья традиция с ушками на голове?

 

Что-то очень похожее нашел у соседей монголов - у охотников орочонов (южных эвенков), которые живут во Внутренней Монголии.

Охотник на Хангае:

 

8666f204b985.jpg

 

8629bc058a30.jpg

Link to comment
Share on other sites

Я люблю тарбаганье мясо - это деликатес. Особенно наш алтайский тарбаган. (казахи тоже поедают когда их аллах не подглядывает :lol: , конечно это табу и большой секрет)

Оные жир холодный как вкусны как холодец, тарбаганьи жир не замерзает как конина и поэтому можно включать в категорию "горячих мясо".

  • Не согласен! 1
Link to comment
Share on other sites

Никто не спорит, может и я бы попробовал будь я у вас в гостях в Цэнгэле под архи Чингизхан. :)  Страшно другое, опасность подхватить чуму! А тарбаган явный переносчик чумы. Так что сами кушайте свой деликатес, а я полюбуюсь на него по фоткам.    

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

Никто не спорит, может и я бы попробовал будь я у вас в гостях в Цэнгэле под архи Чингизхан. :)  Страшно другое, опасность подхватить чуму! А тарбаган явный переносчик чумы. Так что сами кушайте свой деликатес, а я полюбуюсь на него по фоткам.    

Насчет чумы, этим можно заразиться если касаться или есть больных тарбаганов.

Больные легко добываются, то есть палкой можно сбивать например т.е. они теряют природную бдительность, и также в народе говорят что больной тарбаган идет в реку или воду чтобы удалить жажду из за повышения температуры тела и вообще теряют связь с внешним миром.

И бедняки, дети или женщины которые видели в этом легкую добычу запросто заражаются и всем приносят беду.

 

 

И распространение чумы страшное бедствие.

Слышал что например в где-то в территории нынешней Забханского аймака произошла эпидемия чумы и все снялись и кочевали далеко далеко (для номадов это легко за минуту делается), и после N-ых лет они вновь возвращались и нашли что земля обновилась так прекрасно, обильно и щедро во всяком,   а аилы и кочевья которых накрыла чума и когда их оставили остались как будто существовашие как прежде на месте но очень обветщались и низвука и ни движения.

 

И кто возвращавшиеся всех передали в огню (огонь очищает) и новый период и цикл жизни начиналось.

 

Так что тарбаганье мясо - деликатес и одно время "тревога" :D .

Link to comment
Share on other sites

Насчет чумы, этим можно заразиться если касаться или есть больных тарбаганов.

Больные легко добываются, то есть палкой можно сбивать например т.е. они теряют природную бдительность, и также в народе говорят что больной тарбаган идет в реку или воду чтобы удалить жажду из за повышения температуры тела и вообще теряют связь с внешним миром.

И бедняки, дети или женщины которые видели в этом легкую добычу запросто заражаются и всем приносят беду.

И распространение чумы страшное бедствие.

Слышал что например в где-то в территории нынешней Забханского аймака произошла эпидемия чумы и все снялись и кочевали далеко далеко (для номадов это легко за минуту делается), и после N-ых лет они вновь возвращались и нашли что земля обновилась так прекрасно, обильно и щедро во всяком,   а аилы и кочевья которых накрыла чума и когда их оставили остались как будто существовашие как прежде на месте но очень обветщались и низвука и ни движения.

 

В приведенной мной выше инструкции по охоте на тарбаганов при эндемии чумы ничего не говорится про "зомби-состояние" тарбаганов.

Да и где гарантия, что вы подстрелили здорового тарбагана и внешне не "зомби", а бойкого, а может у него инкубационный, т.е. самый начальный период болезни?

Не, риск огромен.

Короче страшно есть даже если вы покажете мне справку из СЭС из ближайшего сума или аймака.  :rolleyes:

 

Так что тарбаганье мясо - деликатес и одно время "тревога"  :D .

 

Сколько читал отзывов испробовавших боодог туристов, никто из них не говорил, что это лакомство и деликатес, все характеризуют коротко - мясо специфического вкуса. Гурманы кажись в этом деле только сами монголы, буряты и тувинцы. Как, к примеру, мы когда речь заходит о конине и ее деликатесах. :)  

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

Тарвага боодог:

 

Думаю не ошибусь, если скажу, что боодог делается только из сурка-тарбагана и козла, потому что у них шкуры крепкие и не лопаются при таких температурах и надувании.

 

А если любое мясо, чаще баранина, тушится с раскаленными камнями в алюминиевой фляге, то это уже - хоодог?

 

2fa64681876f.jpg

 

Ямаа боодог (не напутал с названием?):

 

 

9cdde9d21179.jpg

 

http://1080.plus/UFitjw9PLNc.video

 

Правда мне еще не понятно как могут прожариться шея, бедра, плечевая часть, т.е. те места, где мясо толстым слоем.

Link to comment
Share on other sites

 

ГЛАВА СЕДЬМАЯ О животных, которыми они питаются; об их одежде и об их охоте

 

Важные господа имеют на юге поместья, из которых на зиму им доставляется просо и мука. Бедные добывают себе это в обмен на баранов и кожи. Рабы наполняют свой желудок даже грязной водой и этим довольствуются. Ловят они также и мышей, многие породы которых находятся там в изобилии. Мышей с длинными хвостами они не едят, а отдают своим птицам. Они истребляют соней (glires) и всякую породу мышей с коротким хвостом. Там водится также много сурков, именуемых там согур; они собираются зимою в одну яму зараз в числе 20 или 30 и спят шесть месяцев; их ловят Татары в большом количестве.

marmota-bobak_01.jpg

 

Цитата

«Зимою татары живут в равнинах, в теплых местах, где есть трава, пастбища для скота, а летом в местах прохладных, в горах да равнинах, где вода, рощи и есть пастбища. Дома у них деревянные, и покрывают они их веревками; они круглы; всюду с собой их переносят... Жены, скажу вам, и продают, и покупают все, что мужу нужно, и по домашнему хозяйству исполняют. Мужья ни о чем не заботятся; воюют да с соколами охотятся на зверя и птицу. Едят они мясо, молоко и дичь; едят они фараоновых крыс (т.е. тарбаганов. – Н.К.); много их по равнине и повсюду. Едят они лошадиное мясо и собачье и пьют кобылье молоко» [Книга Марко Поло 1956: 88].

Цитата

§ III. Об их пище

I. Их пищу составляет все, что можно разжевать, именно они едят собак, волков, лисиц и лошадей, а в случае нужды вкушают и человеческое мясо. Отсюда, когда они воевали против одного китайского города, где пребывал их император, и осаждали его так долго, что у самих Татар вышли все съестные припасы, то, так как у них не было вовсе что есть, они брали тогда для еды одного из десяти человек. Они едят также очищения, выходящие из кобыл вместе с жеребятами. Мало того, мы видели даже, как они ели вшей, именно они говорили: "Неужели я не должен есть их, если они едят мясо моего сына и пьют его кровь?" Мы видели также, как они ели мышей. Скатертей и салфеток у них нет. Хлеба у них нет, равно как зелени и овощей и ничего другого, кроме мяса; да и его они едят так мало, что другие народы с трудом могут жить на это.

II. Они очень грязнят себе руки жиром от мяса, а когда поедят, то вытирают их о свои сапоги или траву, или о что-нибудь подобное; более благородные имеют также обычно какие-то маленькие суконки, которыми напоследок вытирают руки, когда поедят мяса. Пищу разрезает один из них, а другой берет острием ножика кусочки и раздает каждому, одному больше, а другому меньше, сообразно с тем, больше или меньше они хотят кого почтить. Посуды они не моют, а если иногда и моют мясной похлебкой, то снова с мясом выливают в горшок. Также если они очищают горшки или ложки, или другие сосуды, для этого назначенные, то моют точно так же. У них считается великим грехом, если каким-нибудь образом дано будет погибнуть чему-нибудь из питья или пищи, отсюда они не позволяют бросать собакам кости, если из них прежде не высосать мозжечок. Платья свои они также не моют и не дают мыть, а особенно в {36} то время, когда начинается гром, до тех пор, пока не прекратится это время.

III. Кобылье молоко, если оно у них есть, они пьют в огромном количестве, пьют также овечье, коровье и верблюжье молоко. Вина, пива и меду у них нет, если этого им не пришлют и не подарят другие народы. Зимою у них нет даже и кобыльего молока, если они небогаты. Они также варят просо с водою, размельчая его настолько, что могут не есть, а пить. И каждый из них пьет поутру чашу или две, и днем они больше ничего не едят, а вечером каждому дается немного мяса, и они пьют мясную похлебку. Летом же, имея тогда достаточно кобыльего молока, они редко едят мясо, если им случайно не подарят его, или они не поймают на охоте какого-нибудь зверя или птицу.

 

Link to comment
Share on other sites

 

Насчет чумы, этим можно заразиться если касаться или есть больных тарбаганов.

Больные легко добываются, то есть палкой можно сбивать например т.е. они теряют природную бдительность, и также в народе говорят что больной тарбаган идет в реку или воду чтобы удалить жажду из за повышения температуры тела и вообще теряют связь с внешним миром.

И бедняки, дети или женщины которые видели в этом легкую добычу запросто заражаются и всем приносят беду.

И распространение чумы страшное бедствие.

Слышал что например в где-то в территории нынешней Забханского аймака произошла эпидемия чумы и все снялись и кочевали далеко далеко (для номадов это легко за минуту делается), и после N-ых лет они вновь возвращались и нашли что земля обновилась так прекрасно, обильно и щедро во всяком,   а аилы и кочевья которых накрыла чума и когда их оставили остались как будто существовашие как прежде на месте но очень обветщались и низвука и ни движения.

 

В приведенной мной выше инструкции по охоте на тарбаганов при эндемии чумы ничего не говорится про "зомби-состояние" тарбаганов.

Да и где гарантия, что вы подстрелили здорового тарбагана и внешне не "зомби", а бойкого, а может у него инкубационный, т.е. самый начальный период болезни?

Не, риск огромен.

Короче страшно есть даже если вы покажете мне справку из СЭС из ближайшего сума или аймака. 

  

 

Я же сказал легко добываемые являются очень подозревательными.

 

Вообще то тарбаганы очень осторожные и бдительные существа, охотиться на них целое искусство. Даже есть специальность "тарбаган"-щики кто имеет многолетный опыт и навыки.

 

Я сказал дети, женщины и бедные люди более уязвимые люди кто видел и нашел легкую добычу.

 

У нас были случаи заражения чумой у казахских семей, т.е. кто то молодой нашел (т.е. очень легко добывал на самом деле) тарбаган и сдирал кожу так как кожа ценная вещь, и потом болели.

И по моим читаемом информации того времени кажется обошлось все хорошо, за время определили и установили карантин и лечили наконец то.

 

Так что если собака принесет тарбаган или просто легко добывает его - это уже настороженность как дети или женщины слегка добывают тарбаган.

 

PS:

Есть птица "тас"  которая едят трупы, и считаются санитарами. В народе говорят что птица "тас" едят трупы тарбагана который умер чумой, и взлетает высоко и так высоко где температура холодная и он чумовых вирусов преоделевают. :D   То есть у птицы температура повышается а она выше поднимается где холодно. :D

Link to comment
Share on other sites

Нынче , за три дня катаний по бурятской степи , штук двадцать видел. Растет поголовье! :)

Link to comment
Share on other sites

Нынче , за три дня катаний по бурятской степи , штук двадцать видел. Растет поголовье! :)

А насколько близко подпускают к себе? 

Link to comment
Share on other sites

По разному , но обычно метров на 150-200. Бывают и неожиданные встречи , один толстяк метров сто изображал спринтера перед машиной! Причем , чесал строго по колее! :)

Link to comment
Share on other sites

По разному , но обычно метров на 150-200. Бывают и неожиданные встречи , один толстяк метров сто изображал спринтера перед машиной! Причем , чесал строго по колее! :)

 Я что поинтересовался, предлагают мне попользовать вот такую штучку-пневмат, калибр 5,5:

 

1matador-large.jpg

 

Бобра под 40 кг с 50-75 м валит сразу. 

150-200 для нее далековато. Попасть можно, но может уйти подранком, а это нехорошо. 

 

Отпуск скоро, думаю куда-нибудь сгонять  :D

Link to comment
Share on other sites

Духовка не вариант! Надо "карамультук"! :)

Link to comment
Share on other sites

Дело не в фобии..Кыргызы тоже не едят грызунов..разве что,кроме отчаянных гурманов в виде деликатесов..

 

Это китайцы любят есть грызунов,мышей и крыс..А от китайцев наверное передалась маньчжурам.. :) а от них..еще кому нибудь..

Link to comment
Share on other sites

Дело не в фобии..Кыргызы тоже не едят грызунов..разве что,кроме отчаянных гурманов в виде деликатесов..

 

Это китайцы любят есть грызунов,мышей и крыс..А от китайцев наверное передалась маньчжурам.. :) а от них..еще кому нибудь..

 

Раньше тюрки, если не ошибаюсь, китайцами называли монголоязычный народ - китаев/киданей (империя Ляо).

Link to comment
Share on other sites

Раньше тюрки, если не ошибаюсь, китайцами называли монголоязычный народ - китаев/киданей (империя Ляо).

Совершенно верно..я тоже так считаю..Но я имел ввиду современных китайцев(ханьцев).. :)

Link to comment
Share on other sites

 

Раньше тюрки, если не ошибаюсь, китайцами называли монголоязычный народ - китаев/киданей (империя Ляо).

Совершенно верно..я тоже так считаю..Но я имел ввиду современных китайцев(ханьцев).. :)

 

 

 

Раньше тюрки, если не ошибаюсь, китайцами называли монголоязычный народ - китаев/киданей (империя Ляо).

Совершенно верно..я тоже так считаю..Но я имел ввиду современных китайцев(ханьцев).. :)

 

 

 

Я считаю,что нынешный Кыргызстан имеет право на наследство Каракытайского ханство.

Link to comment
Share on other sites

Я считаю,что нынешный Кыргызстан имеет право на наследство Каракытайского ханство.

Ну это вы так считаете..Вы можете как угодно считать,но от этого измышления не станут действительностью..

Кто-то,например,считает что Монголия имеет право на наследство Государства Бохай.. :lol:

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...