Jump to content



Guest ramojz

Тарбаган.

Recommended Posts

26 минут назад, Dambjaa сказал:

тарбаган из Богд уула в городе УБ .

23/03.2021

 

У вас что нет снега? :o

 

23 минуты назад, Dambjaa сказал:

Что означает байбакты ? Суркоед ?

 

Байбак по-тюркски означает тоже самое что и по-тюркски тарбаган.

У обоих названий значение общее - неуклюжий, косолапый, с раскоряченной походкой.

 

Link to comment
Share on other sites

Just now, АксКерБорж said:

 

У вас что нет снега? :o

 

 

Байбак по-тюркски означает тоже самое что и по-тюркски тарбаган.

У обоих названий значение общее - неуклюжий, косолапый, с раскоряченной походкой.

 

Байбакты токсоба что означает? Сурочник из рода токсоба?

Link to comment
Share on other sites

1 час назад, Dambjaa сказал:

tar.png

тарбаган из Богд уула в городе УБ .

23/03.2021

 

Никогда не поверю, чтобы тарбаган свободно гулял среди монголов. :D

Сразу пих-пах и мечта каждого монгола - боодог. :az1:

 

Link to comment
Share on other sites

 

Я оказался прав. :)

Сегодня весь Улаанбаатар обсуждает вчерашнее необычное появление тарбагана в городе.

Предполагают, что это неспроста, что это к землетрясению.

 

Link to comment
Share on other sites

9 часов назад, АксКерБорж сказал:

Сегодня весь Улаанбаатар обсуждает вчерашнее необычное появление тарбагана в городе.

Предполагают, что это неспроста, что это к землетрясению.

Дарья Петровна: Истинно вам говорю: 4 мая .... года Земля налетит... на небесную ось! ("Собачье сердце"):)

Link to comment
Share on other sites

25.03.2021 в 03:58, Карай сказал:

Дарья Петровна: Истинно вам говорю: 4 мая .... года Земля налетит... на небесную ось! ("Собачье сердце"):)

 

Не смешно. f09fa4a7_2x.png

 

Link to comment
Share on other sites

14.02.2017 в 21:43, АксКерБорж сказал:

 

Традиционный монгольский охотничий наряд для охоты на тарбагана - белая одежда, ячий хвост и рога. При виде охотника в таком наряде машущего ячьим хвостом тарбаган теряет бдительность и не убегает как обычно в нору, в нем просыпается любопытство. Расплата за любопытство - пожертвование двумя килограммами диетического легкоусвояемого мяса и жира на чей-то праздничный боодог. :)   

Монгольский тарвагачин (охотник тарбаганщик):

05c6af5e81499e97724f641067dea0c1-full.jp

 

Традиционный монгольский костюм охотника на сурков.

Монголия.

1990 год.

76bb5deaa19ec3d083edfec522cde308-full.jp

Ewpx-Wje-Vk-AAd-Fw-V.jpg

 

Link to comment
Share on other sites

6 минут назад, АксКерБорж сказал:

Традиционный монгольский охотничий наряд для охоты на тарбагана - белая одежда, ячий хвост и рога. При виде охотника в таком наряде машущего ячьим хвостом тарбаган теряет бдительность и не убегает как обычно в нору, в нем просыпается любопытство. Расплата за любопытство - пожертвование двумя килограммами диетического легкоусвояемого мяса и жира на чей-то праздничный боодог. 

Я бы тоже потеряла бдительность от такого зрелища.... готова пожертвовать 10кг своего легкоусвояемого жира :D

Link to comment
Share on other sites

 

Вот еще одно фото, с другого ракурса:

GRK_5471462.jpg

Кстати, авторы этих ярких фотографий 1990 года путешественники, исследователи и фотографы, супруги Роланд и Сабрина Мишо (на фото внизу). Оказывается Роланд скончался в прошлом году в возрасте 90 лет.

Марокко, 1957 год:

5098.jpg?width=620&quality=85&auto=forma

Париж, 2015 год:

5760.jpg?width=620&quality=85&auto=forma

Они издали много книг, в том числе про национальную конную игру афганцев:

2-Bozkashi-Scrummage-_Afghanistan__-1968

и про казахов Монголии:

51WJRMV0BEL._SX353_BO1,204,203,200_.jpg

Пруфы:

https://www.amazon.com/Books-Roland-et-sabrina-Michaud/s?rh=n%3A283155%2Cp_27%3ARoland+et+sabrina+Michaud

https://www.businessinsider.com/married-travel-photographers-2016-4#their-latest-book-entitled-enchanted-lands-was-published-in-december-2015-and-features-almost-500-photographs-of-the-people-they-met-and-the-landscapes-they-traveled-through-11

 

Link to comment
Share on other sites

 

Монгольский "Боодог" из тарбагана.

Ешь не хочу. :)

image.jpg

Link to comment
Share on other sites

В мире, где обитают сурки, среди населения ходит много легенд и преданий. Их любят за мирный характер, трудолюбие, коллективный образ жизни. У алтайцев, как и у монголов, существует много преданий о сурке.

В алтайских преданиях, легендах о сурке говорится, что сурок раньше был человеком, метким стрелком. Отчего у сурка пальцы похожи на человеческие, но нет большого пальца? Во всех вариантах говорится о том, что у сурка нет большого (эргексабар) пальца. В преданиях говорится о том, как он лишился большого пальца из-за того, что не попал в птицу, он сам отрубил себе палец. Если в записях у Г.Н. Потанина палец сурку отрубил Кан Гередей (мифологическая птица) (Потанин, 2005: 180), то в одной нашей записи это сделал Кудай, во всех других вариантах преданий о сурке палец отрубил он сам из-за того, что неточно выстрелил в коршуна (телеген) или просто в птицу. Мифическая птица Кан-Кереде в устном народном творчестве алтайцев встречается часто.

В томе «Несказочная проза алтайцев» серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» есть текст под номером 44 «Тарбаган». В

данном тексте говорится, что сурок прежде был прославившимся охотником, работящим, трудолюбивым человеком. Сюжет такой же, как и во многих других версиях о сурке один палец от стыда сам себе торопливо отрезал и прыгнул под землю (Несказочная проза алтайцев, 2011: 154-155).

В записях у И.Б. Шинжина (Алтай кеп-куучындар, 1994: 354) в предании «Тарбаган» охотник по имени Тарбаган поспорил (кто стреляет без промаха) с юношей по имени Телеген. Когда Телеген высоко взлетит, Тарбаган должен стрелять из ружья. Но Тарбаган промахнулся, пуля прошла, задев хвост Телегена. В данном тексте Тарбаган стрелял из ружья, а парящей в небе птицей был юноша по имени Телеген. В конце так же, как и во всех других вариантах, Тарбаган, отрубив себе большой палец, уходит под землю (Алтай кеп-куучындар, 1994: 354). В книге «Мифы и легенды» (Мифы и легенды, 2007: 25-26) под номером 16 есть легенда «Тарбаган». Как и в других вариантах, говорится о том, что сурок раньше был человеком. Но в данном тексте сурок стрелял в коршуна, когда тот пролетел через отверстие - дымоход (тунук) в юрте, но промахнулся, стрела прошла, разорвав хвост коршуна. В тексте так же говорится, что сурка невозможно застрелить, его только силком ловят, так как он умен, как человек. И нору свою строит основательно, замазывая снаружи глиной и делая водостоки.

В исследованиях К.В. Ядановой (Яданова, 2013: 170) есть два варианта предания о сурке: первый - «Сурок был человеком», и второй «Стрелок Тарбаан». Сюжет во всех преданиях одинаков, выстрел стрелка в птицу. Во втором варианте предания говорится, что у сурка и ключица, и лопатка как у человека. В наших записях нет упоминаний о ключице тарбагана. В других фольклорных материалах записи о ключице мы тоже не встретили.

Таким образом, во всех вариантах предания «О сурке» человек, который был очень метким стрелком, не попав в летящую птицу, отрубил себе палец, превратился от стыда в тарбагана и ушел под землю. В одной версии сурок был богатырем, у которого стрела никогда на землю не падала. Для алтайцев сурок является культовым животным. Те охотники, которым удалось видеть нору сурка, говорят, что он его строит основательно из нескольких помещений, лепит нору из глины, чтобы дождевая вода не попадала вовнутрь норы, рядом с домом делает дренаж для воды.

Во всех найденных нами материалах говорится, что сурок раньше был человеком-стрелком, и у него нет большого пальца. Днем сурок обычно не выходит, не показывается людям, старается выходить ночью, всегда кричит: (уйаттузын, уйаттузын!) «стыдно, стыдно!». В одном тексте говорится, что у сурка лопатка похожа на человеческую лопатку. В другой версии говорится, что в подмышках у сурка есть белое мясо, которое нельзя есть, оно похоже на человечье. В алтайской сказке «Экир]ылдыс ла Тарбаган» сурок не попал в вечернюю звезду, так как стрелял он ночью, завязав глаза, и поэтому прыгнул от стыда под землю, и днем стесняется показываться людям. В сказке показано, что народ очень уважал сурка, он всегда делился добычей со своим народом (Акулова, 2003: 173).

Предания о сурке широко распространены не только на Алтае, но и в Монголии. Алтайские предания о сурке объясняют происхождение сурка и почему у коршуна хвост рассечен. Ведь в него стрелял тарбаган, стрела (в некоторых текстах пуля) рассекла хвост коршуна на две части. С тех пор хвост коршуна рассечен на две части. В преданиях сравниваются сходство сурка и человека, потому что сурок, оказывается, раньше был человеком.

https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-mifologicheskogo-obraza-dikih-zhivotnyh-v-ustnom-narodnom-tvorchestve-altaytsev

Link to comment
Share on other sites

 

Традиционная монгольская охота на сурков - в одежде белого или яркого цвета, с ушками на головном уборе, с движениями белым ячьим хвостиком и танцем охотника, сурок из-за любопытства, кто это перед ним вытанцовывает с ушками, теряет бдительность, за что тут же платится своей жизнью, монгол охотник метким выстрелом из винтовки бьет наповал зазевавшегося грызуна и жирный, деликатесный для монголов боодог на семейный ужин обеспечен. :az1:

image.jpg

Link to comment
Share on other sites

24.08.2021 в 11:10, Steppe Man сказал:

кумыс и тарбаган

 

Мне кажется это несовместимые продукты.

Мне кажется кобылий кумыс создан, чтобы запивать им конину.

Тарбаган наверно лучше под водку. :D

 

Link to comment
Share on other sites

 

Конфискованные у браконьеров 135 тушек тарбаганов.

Булган аймаг, Сайхан сум.

E-CPeyeVIAgW_dv?format=jpg&name=900x900

E-CPejvUYAAW0LO?format=jpg&name=900x900

E-CPfACVcAEH87Z?format=jpg&name=900x900

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...