Перейти к содержанию
Гость ramojz

Тарбаган.

Рекомендуемые сообщения

В связи с новогодними праздниками предлагаю пройтись по ссылке:

http://www.karaoke.ru/artists/presnyakov-vladimir/song/zurbagan/

и спеть в караоке всем известную песню, но в тарбаганьей интерпретации:   :)

 

   Засыпает бурый тарбаган (а-а-а о-о-о!)
   А за горизонтом пыльный ураган 
(а-а-а о-о-о!)
   С грохотом и гомоном и гамом 
   Путь свой начинаю к тарбагану 
   
   Два часа на часах и не нас и не нашего века 
   Смотрит тарбаган вслед степному кораблю 
   И плечами поводит озябнув от ветра 
   Я люблю это время безнадёжно люблю 
    
   Сгинет ночь и день придёт иной 
   Как волна приходит за волной 
   И проснусь я в мире невозможном 
   Где-то между будущим и прошлым 
   В мире где сурок наивный и лихой
   По пустыне бегает косой
   Бегает смешной и озорной ничего о сурках не зная 
   
   Засыпает бурый тарбаган 
   А за горизонтом пыльный ураган 
   Грянет ливень резкий и косой 
   И продрогнет и тарбаган и косой
   Сгинет ночь и день придёт иной 
   Как волна приходит за волной

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А что? Вполне в вашем стиле! :D Был Зурбаган , стал тарбаган!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спеть то пробовали или еще рано?  :osman6ue:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Про ссылку не забудьте.  ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По поводу караоке , надо в Улан Батор! Там на каждом шагу! Даже в "Марко Поло" , по моему есть! :wub:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А что? Вполне в вашем стиле! :D Был Зурбаган , стал тарбаган!

Был согурман ,соурман,зурман,зорман,зурбаган,, стал тарбаган...

 

:D

 

https://kk.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD

 

Spermophilus_fulvus.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А.А. Черкасов "Записки охотника Восточной Сибири 1856 - 1863". СПб, 1867г.

 

Тарбаган (сибирский сурок):

 

Туземцы, не обращая внимания на гусей и уток, по целым дням, с раннего утра до позднего вечера, разъезжают верхом с винтовками по пожелтевшей степи и бьют хитрых тарбаган десятками, сотня­ми, в запас на голодную зиму...

Но вот и прилетная дичь оставила свободную степь и улетела в теплые края; еще скуч­нее стало в степи, даже тарбаганы испугались приближающей­ся зимы и залегли в своих подземельях. Только кочующие ту­земцы остались еще в степи; ежась и корчась, попрятались они в свои холодные юрты от сильных осенних ветров..

 

Для здешних туземцев тарбаганы играют чрезвычайно важ­ную роль: как средство в народной медицине, как жирное вещест­во для домашнего обихода, и, наконец, как здоровая, сытная пища. Жирное и, как говорят, очень вкусное мясо тарбаганов здешние туземцы истребляют летом в огромном количестве. Ска­зывают, что оно особенно полезно для родильниц. Землистый вкус их мяса в свежем состоянии так силен, что не привык­шим к этому кушанию оно становится отвратительным. Здеш­ние русские тарбаганов не употребляют, только некоторые из пограничных казаков, живя вместе с туземцами, отваживаются отведывать жирной тарбаганины и уверяют, что она похожа на мясо поросят, только что несколько пахнет землею. Бывают го­да, что и туземцы перестают есть тарбаган, потому что на последних бывает повальная болезнь, они гибнут как мухи, и мно­гие неосторожные туземцы, досыта покушав зажаренных тарбаган, нередко и сами платятся жизнию.

 

Есть много способов приготовления тарбаганьего мяса. Не­которые туземцы, чтобы изжарить тарбагана, поступают так: выкапывают в земле ямку четверти три глубиною, а в ширину и длину как раз в величину животного. В ямку кладут слой травы, на него раскаленных камней, на них опять слой травы, потом вычищенного и опаленного от шерсти тарбагана, на него снова слой травы и снова раскаленные камни. Сверху ямка за­сыпается землей или горячей золой. Таким образом мясо про­жаривается хорошо. Другие же в такой аппарат кладут жи­вотное совершенно неочищенное. Когда же оно изжарится, тогда с него соскабливают запекшуюся шерсть, а внутренности вы­брасывают. Но так поступают только туземные гастрономы; они говорят, что изжарившийся тарбаган последним способом бывает вкуснее и жирнее. Иные же, чтоб изжарить тарбагана, поступают иначе: очистив животное от внутренностей и шерсти, они из нутра вынимают очень искусно все кости и вместо них начиняют обезображенный труп животного раскаленными камнями. Отверстие проворно зашивают и катают будущее жар­кое по траве до тех пор, пока не испечется.

 

Вареная тарбаганина невкусна, и потому ее большею частию жарят. На вертеле или на рожне ее гоже не приготовляют, потому что от быстрого и сильного жара выкипает почти весь жир, а им-то и дорожит туземец.

Тарбаганий жир имеет особое достоинство: он не мерзнет в самые сильные холода и до того проницателен в жидком состоя­нии, что проходит сквозь чугунные и железные азиатские чаши. Туземцы обыкновенно держат его в коровьих пузырях и в них возят на продажу.

 

Степные туземцы и орочоны глу­хой сибирской тайги говорят, что в тот год, когда летом пер­вые из них много ели мяса жирных тарбаган, а последние мед­вежины, то зимою, в самую стужу, не колеют; если же ели ма­ло или совсем не ели, то зимою холод для них весьма ощу­тителен.

 

Русские промышленники их бьют ма­ло, но туземцы истребляют во множестве; это потому, что пер­вые их не едят, а последние считают тарбаганье мясо лакомым куском, в особенности осенью, когда они заедятся и сделаются жирными. Там, где места гористы и цепи перерезываются не­большими холмиками, увальчиками, стрелять тарбаганов не хитро, но на открытых местах нужно быть тунгусом, чтобы убить в один день пять или шесть тарбаганов. Для охоты за ними есть особо приученные тарбаганьи собаки, которые много помогают стрелку, - без них трудно убить тарбагана.

 

Многие ловят тарбаганов летом волосяными петлями, кото­рые настораживают в самом лазе норы. Охота эта часто быва­ет неуспешна, потому что сильные тарбаганы отрывают петли или перекусывают их и уходят в норы.

 

Некоторые русские промышленники, и в особенности туземцы, истребляют множество тарбаган осенью, посредством выкурива­ния и выкапывания из нор.

 

---------------------------------------------------------------------------
 

Про тарбагана между здешними туземцами ходит преинтерес­ная легенда, которую, впрочем, я слышал от русских про­мышленников. Не ручаюсь за то, в таком ли смысле она пере­дается туземцами, а передам читателю, что слышал от русских. Легенда говорит, что будто бы тарбаган был прежде богатый тун­гус и такой стрелок из винтовки, какому не было и подобных. Однажды этот тунгус на какой-то богатой свадьбе сильно подку­тил и расхвастался про свое уменье владеть винтовкой и стре­лять без промаха, говоря, что он, обладая таким искусством, никого и ничего не боится. Присутствовавший тут бог заметил тунгусу, чтобы он не кичился и умерил свои восторги, что есть существо, которого он должен бояться и перед которым он ничем не должен хвастать. Но тунгус не внимал и крупно поспорил с богом. Тогда бог, осердившись, приказал тунгусу выстрелить из винтовки в летящую ласточку. Тунгус не испугался; надеясь на свою ловкость, он быстро схватил винтовку, бросил на сошки, сождал реющую ласточку, выстрелил и попал пулею ей по хвосту, выбив средние хвостовые перья, так что хвост у ласточки сделался вилкой. Бог осердился сильнее прежнего, закричал на тунгуса и наказал его так: он сказал ему: «Будь же ты тарба­ганом, живи только летом, зимою спи, не наслаждайся жизнью и не пей воды». А ласточке повелел быть с выстриженным хво­стом, за то что она не сумела увернуться от тунгусской пули. Вот почему, заключают рассказчики, тарбаган живет только летом, зимою спит, а ласточка с раздвоенным хвостом и вот почему тарбаган так хитер, как истый сибирский туземец!..

 

То есть, по легендам самих монголов (у Черкасова этого нет) тарбаган и все связанное с ним (охота на него, способы охоты, употребление его мяса в пищу, блюда из него, использование жира и шкурок и пр.) тесно связано с тунгусами, т.е. эвенками!   

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И вдогонку этому.  ;)

 

Ув. Peacemaker как гурман и страстный любитель сурчатины, по моему, заблуждается, когда приписывает традицию охоты на тарбаганов (монгольского сурка, или луговую собачку, или лат. marmota camtschatica) и употребление его мяса в пищу к традициям и нравам степных скотоводов кочевников.

 

Например, "Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах" само название "тарбаган", традицию охоты на него и употребление его мяса в пищу, связывает не с халха-монголами, бурятами, даурами или другими монголоязычными народами, населяющими Забайкалье, Восточную Монголию и Даурию, а с тунгусо-маньчжурскими народами - эвенками и орочонами, ни слова не упоминая о монголах:

 

"Тарбаган - во-сиб. байбак, степной, сибирский или русский юж. сурок, свистун:

Орочоны охотно едят тарбаганину, тарбаганье мясо.

Тунгусы тарбаганщики, сурочники.

Из шкур этого зверька шьют тарбаганники, легкие и теплые шубы халатом."

 

На бурятском сайте по ссылке:

http://www.magicbaik...rade/marmot.htm

касательно тарбаганьей темы также утверждается только о тунгусах (эвенках):

 

"Тарбаганьим промыслом занимаются исключительно тунгусы. Тунгусы шьют из них "дошки" (верхняя одежда, мехом наружу) и шапки. Кроме шкурки, тарбаган доставляет тунгусам еще и мясо, которое тунгусы употребляют охотно в жареном и в вареном виде. Мясо очень жирно, вкусно, но обладает специфическим запахом. Жир тарбагана применяется тунгусами как лекарство и для смазки ружей."

 

Об этом же пишет Н.Пржевальский ("Путешествия в Центральной Азии") и другие исследователи и путешественники.

 

Да и сам Peacemaker раньше заливал цитаты из "Описание сибирских народов" Г.Ф. Миллера, что: "монголы, брацкие и нерчинские тунгусы в большом количестве едят и очень хвалят сурков, которые у них называются тарбаган" (еще Peacemaker совсем недавно фанатично заливал цветную зарисовку нерчинского тунгуса с копьем пытаясь показать его правополый халат, а может быть хотел показать общность по отношению к тарбаганам?)

 

Предварительные выводы:

 

Если бы тарбаганья традиция была исконным призванием кочевых скотоводов, то по моему, наряду с монголоязычными народами она была бы знакома и некоторым тюркским народам, к примеру, кыргызам, казахам, алтайцам, уйгурам и прочим, но не была бы знакома тунгусо-маньчжурским народам.

 

Однако картина прямо противоположная. И можно предположить, что тарбаганья традиция есть ни что иное как прерогатива не скотоводческих кочевых народов, а исконная традиция промыслово-охотничьих народов или народов звероловов - охотников, к которым и относятся тунгусо-маньчжурские народы, а также согласно выводам ученых и предки современных монголоязычных народов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Про тарбагана между здешними туземцами ходит преинтерес­ная легенда, которую, впрочем, я слышал от русских про­мышленников. Не ручаюсь за то, в таком ли смысле она пере­дается туземцами, а передам читателю, что слышал от русских. Легенда говорит, что будто бы тарбаган был прежде богатый тун­гус и такой стрелок из винтовки, какому не было и подобных. Однажды этот тунгус на какой-то богатой свадьбе сильно подку­тил и расхвастался про свое уменье владеть винтовкой и стре­лять без промаха, говоря, что он, обладая таким искусством, никого и ничего не боится. Присутствовавший тут бог заметил тунгусу, чтобы он не кичился и умерил свои восторги, что есть существо, которого он должен бояться и перед которым он ничем не должен хвастать. Но тунгус не внимал и крупно поспорил с богом. Тогда бог, осердившись, приказал тунгусу выстрелить из винтовки в летящую ласточку. Тунгус не испугался; надеясь на свою ловкость, он быстро схватил винтовку, бросил на сошки, сождал реющую ласточку, выстрелил и попал пулею ей по хвосту, выбив средние хвостовые перья, так что хвост у ласточки сделался вилкой. Бог осердился сильнее прежнего, закричал на тунгуса и наказал его так: он сказал ему: «Будь же ты тарба­ганом, живи только летом, зимою спи, не наслаждайся жизнью и не пей воды». А ласточке повелел быть с выстриженным хво­стом, за то что она не сумела увернуться от тунгусской пули. Вот почему, заключают рассказчики, тарбаган живет только летом, зимою спит, а ласточка с раздвоенным хвостом и вот почему тарбаган так хитер, как истый сибирский туземец!..

 

То есть, по легендам самих монголов (у Черкасова этого нет) тарбаган и все связанное с ним (охота на него, способы охоты, употребление его мяса в пищу, блюда из него, использование жира и шкурок и пр.) тесно связано с тунгусами, т.е. эвенками!   

 

Значит кереи-казахи тоже относятся к тунгусам и эвенкам по легенде самих казахов...

 

Сурок прежде был богатый человек... у него были тысячи лошадей, коров, верблюдов и овец. Тенгри наказал его за скупость, обратив его в сурка, а его мно­гочисленные стада в диких животных: коров — в маралов, ба­ранов — в архаров, козлов — в горных козлов, лошадей — в кула­нов, а верблюдов — в диких верблюдов”. Легенда была записа­на Г. Н. Потаниным от тарбагатайского казаха из рода Жаста-бан, но в замечаниях к тексту собиратель отмечает, что вариант этой легенды он слышал от казаха Акмолинского уезда.

http://www.kazportal.kz/tengri-kak-totem/

:lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Явно мой земляк что-то напутал, когда компоновал дома свои путевые записки по Монголии. Или керейт - жастабан прихватизировал ее у своих земляков халхасцев. У казахов нет такой легенды, это монгольская легенда.  B)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Явно мой земляк что-то напутал, когда компоновал дома свои путевые записки по Монголии. Или керейт - жастабан прихватизировал ее у своих земляков халхасцев. У казахов нет такой легенды, это монгольская легенда.  B)

Значит, халхи побывали в Акмоле.

Когда?

Potanin.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В старину, безжалостный охотник Жайык без нужды истреблял животных, и те обратились с мольбой спасти их к Тенгри. В наказание Жайык был обращен в сурка. По этой причине казахи не едят его мяса и раньше не носили одежду из его шкуры.

http://dalaruh.kz/articles/view/208

Получается,что казахи ели тарбаган до этого Жайыка..

:rolleyes:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И вдогонку этому.  ;)

 

Ув. Peacemaker как гурман и страстный любитель сурчатины, по моему, заблуждается, когда приписывает традицию охоты на тарбаганов (монгольского сурка, или луговую собачку, или лат. marmota camtschatica) и употребление его мяса в пищу к традициям и нравам степных скотоводов кочевников.

 

Например, "Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах" само название "тарбаган", традицию охоты на него и употребление его мяса в пищу, связывает не с халха-монголами, бурятами, даурами или другими монголоязычными народами, населяющими Забайкалье, Восточную Монголию и Даурию, а с тунгусо-маньчжурскими народами - эвенками и орочонами, ни слова не упоминая о монголах:

 

"Тарбаган - во-сиб. байбак, степной, сибирский или русский юж. сурок, свистун:

Орочоны охотно едят тарбаганину, тарбаганье мясо.

Тунгусы тарбаганщики, сурочники.

Из шкур этого зверька шьют тарбаганники, легкие и теплые шубы халатом."

 

На бурятском сайте по ссылке:

http://www.magicbaik...rade/marmot.htm

касательно тарбаганьей темы также утверждается только о тунгусах (эвенках):

 

"Тарбаганьим промыслом занимаются исключительно тунгусы. Тунгусы шьют из них "дошки" (верхняя одежда, мехом наружу) и шапки. Кроме шкурки, тарбаган доставляет тунгусам еще и мясо, которое тунгусы употребляют охотно в жареном и в вареном виде. Мясо очень жирно, вкусно, но обладает специфическим запахом. Жир тарбагана применяется тунгусами как лекарство и для смазки ружей."

 

Об этом же пишет Н.Пржевальский ("Путешествия в Центральной Азии") и другие исследователи и путешественники.

 

Да и сам Peacemaker раньше заливал цитаты из "Описание сибирских народов" Г.Ф. Миллера, что: "монголы, брацкие и нерчинские тунгусы в большом количестве едят и очень хвалят сурков, которые у них называются тарбаган" (еще Peacemaker совсем недавно фанатично заливал цветную зарисовку нерчинского тунгуса с копьем пытаясь показать его правополый халат, а может быть хотел показать общность по отношению к тарбаганам?)

 

Предварительные выводы:

 

Если бы тарбаганья традиция была исконным призванием кочевых скотоводов, то по моему, наряду с монголоязычными народами она была бы знакома и некоторым тюркским народам, к примеру, кыргызам, казахам, алтайцам, уйгурам и прочим, но не была бы знакома тунгусо-маньчжурским народам.

 

Однако картина прямо противоположная. И можно предположить, что тарбаганья традиция есть ни что иное как прерогатива не скотоводческих кочевых народов, а исконная традиция промыслово-охотничьих народов или народов звероловов - охотников, к которым и относятся тунгусо-маньчжурские народы, а также согласно выводам ученых и предки современных монголоязычных народов.

 

Peacemaker, приведенная вами ссылка, где ваша цитата приписывается Г.Н. Потанину, по ходу фейковая! Я не вникнув и не имея на то вчера времени повелся, забыв, что вы иногда допускаете фейки.  :)

  

Сегодня не поленился и специально перерыл труды Г.Н. Потанина, но не обнаружил таких у него слов.

 

Но зато Г.Н. Потанин в своем труде "Тангутско-Тибетская окраина Китая и Центральная Монголия" повсюду приводит монгольские и тувинские легенды о тарбагане-человеке, записанные от халхасцев Лубсына из ведомства Заин-гегена и Молон-тайджи из хошуна Чин-вана, у халхасцев тарбаган - это искусный Эрхе-мерген.

 

Поэтому моя версия вероятно правильная. Эта древняя тунгусская легенда про предка человека-тарбагана как искусного охотника передалась на самых близких их соседей, контактировавших с ними - сперва к бурятам и халха-монголам, от них к родственным в культурном плане ойратским племенам, в том числе к калмыкам, позже и к тувинцам.

 

Самое главное, что во всех тунгусских, монгольских и тувинских легендах тарбаган (сурок) это прежде всего охотник!

 

То есть подтверждается мое предположение, что вся традиция, связанная с тарбаганом (охота-промысел, мясо в пищу и пр.) присуща исключительно промыслово-охотничьим народам (звероловам охотникам), но никак не кочевым скотоводам, традиции которых издревле основывались и обеспечивались исключительно домашним скотом (охота облавная, с гончими собаками и ловчими птицами ради забавы и развлечения не в счет).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дело не в исламе, тарбагана традиционно употребляли в пищу только тунгусы и монголы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Боодог по казахски.

http://jeremiahwattcycling.com/2014/06/30/blog-page-12/

:lol:

 

Ваша ссылка не открывается. Что еще за боодог, большая собака? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это для туристов сурчатину приготовил местный житель Баян-Өлгий.. :D

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Это для туристов сурчатину приготовил местный житель Баян-Өлгий.. :D

 

Я не знаю что вы там увидели смешного, но у меня страница не открывается. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Это для туристов сурчатину приготовил местный житель Баян-Өлгий.. :D

 

Мон

 

Я понимаю вас, весь этот ваш балаган из-за отсутствия контраргументов.  ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я не знаю что вы там увидели смешного, но у меня страница не открывается. 

И вы решили,раз у вас страница не открывается,а у меня открывается и увиденное рассмешило меня..То вы решили "дай ка я ему заминусую,как говорится "ни себе,ни людям"? :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, поставил минус, потому что мне не нравится ваш троллинг и постоянное цепляние к каждому слову своих собеседников и заведение волынки на несколько десятков не нужной словесной перепалки. Вот и сейчас попрет по ходу.  :)

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...