Перейти к содержанию
Гость Murad

Крымские татары

Рекомендуемые сообщения

у нас есть похожая песня?

нашел такую

https://kazgazeta.kz/news/51161

Мәселен, Алғадайды жоқтаудың Жамбыл атасы айтқан нұсқасын былай деп жазады: Ат байладым ақырға, Бал қайнаттым бақырға, Қайнатқан балдан татпадың, Қайтара сәлем айтпадың

еще тут 

https://ander.kz/қалқатай-1-нұсқа/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересный отрывок о крымских татарах из сочинения Михалона Литвина 

Quote

Извлечение из шестого фрагмента

Татары превосходят нас не только воздержанием и благоразумием, но и любовью к ближнему. Ибо между собой они сохраняют дружеские и добрые отношения. С рабами, которых они имеют только из чужих стран, они обходятся справедливо. И хотя они или добыты в сражении, или [приобретены] за деньги, однако более семи лет их не держат [в неволе]. Так предначертано в Священном Писании, Исход, 21. А мы держим в вечном рабстве не добытых в сражении или за деньги, не чужеземцев, но нашего рода и веры, сирот, бедняков, состоящих в браке с 163 невольницами . И мы злоупотребляем нашей властью над ними, ибо мы истязаем, увечим, казним их без законного суда, по любому подозрению 164. Напротив, у. татар и москвитян (Moscos) ни один чиновник не может казнить человека, пусть и уличенного в преступлении, кроме столичных судей; и то — в столице. А у нас по всем деревням и городам выносятся приговоры людям. До сих пор мы берем налоги на защиту государства от одних лишь подвластных нам бедных горожан и беднейших земледельцев, обходя владельцев земель 165, тогда как они многое получают от своих латифундий (latifundiis), пашен, лугов, пастбищ, садов, огородов, плодовых насаждений, лесов, рощ, пасек, ловов, кабаков, мастерских, торгов, таможен, морских поборов (naulis), пристаней (portoriis), озер, рек, прудов, рыбных ловов, мельниц, стад, труда рабов и рабынь. А гораздо лучше шли бы военные дела и собирались нужные для нас подати, которые взимались бы с каждого человека, если бы пришло к концу начатое измерение всех земель и пашен, [принадлежащих] как шляхте, так и простому люду (plebeiorum) 166. Ибо тот, у кого земли больше, больше и вносил бы.

Извлечение из седьмого фрагмента

Татары всегда держат своих жен взаперти. Наши же ходят без дела в гости друг к другу, вмешиваясь в мужские компании, одеты чуть ли не по-мужски. Вот откуда рождается соблазн. [90] Они же ставят себе целью заполнить людьми землю, о которой говорится, что она создана для обитания, и распространить род человеческий во славу Господа. Кроме того, поскольку не каждая женщина плодовита, и не во всякое время месяца доступна для мужчины, и не всегда способна зачать, а, однажды зачав потомство, в это время не должна быть познана, ибо жена берется ради потомства, а не похоти, а от одного соития иногда бывает зачат плод не единственный, как видно на примере Фамари и Ревекки 167. Поэтому, говорю я, татары так заботятся о жизненной силе мужского семени и остерегаются, как бы оно не растратилось впустую. Они следуют указаниям природы и достойному похвалы обычаю древних, о которых [говорится] в Библии,— они все, как один, имеют многих жен 168. От этих браков они обретают большие по сравнению с нами силы, приобретают великое множество детей и родственников, а жены их, чем их больше, тем более ими любимы, и они наслаждаются счастливыми браками. Они не ищут ни большого приданого за невестами, ни красоты, ни славного рода, вплоть до того, что верховные вожди берут себе жен из купленных ими невольниц.

Впрочем, у нас, вопреки обычаю древних и святых людей и [согласно] животной природе (да не оскорбим этим слух благочестивых), иногда приходят многие к одной женщине, не ожидая от этого ни потомства, ни родства, ни иного плода дружбы, не боясь Бога. Они ищут приданого, ценят красоту, которой женщины привязывают к себе и покоряют мужчин. Они [женщины.—В. М.] становятся надменными и стремятся к тому, чтобы быть не столько непорочными, сколько денежными и красивыми, даже если деньги порой мнимые, [а] лица крашенные. Вот что получило распространение в народе нашем после обнародования известного закона Лит/овский/ стат/ут/ разд/ел/ 4, ст. 7, по которому в приданое женщины назначается определенная часть наследства 169. Вот почему, возгордившись, они нередко пренебрегают добродетелью, неуважительно относятся к опекунам, родителям, супругам и готовы даже покуситься на их жизнь. Этим множеством жен достигается то, что соседние с нами перекопские татары, столько раз наголову разбитые нами, снова плодятся. Не так давно в войске Ослам Солтана 170 были собраны сразу 40 сыновей некоего Омельдеша (Omeldesz) 171, сильные, рожденные случайно в один год, может быть, и месяц, женами и наложницами его. Эта когорта из 40 братьев была великолепна. И ныне у реки Ваки (Vaka) есть большая татарская деревня (villa), издревле называемая Сорок Татар, то есть братьев 172. Известно, что обычай покупки невест, который существует у татар, был также у израильтян (israelitas). Бытие, 29 и 1 Царств, 18 173. Точно так же некогда и у нашего народа родители [жениха] должны были давать за невесту выкуп, который у жемайтов (Samagitis) называется крено (Krieno) 174. Но ныне нас покупают приданым жен, и мы, [91] стремясь обрести знатную родню, превращаемся из-за них в рабов.

Ни татары, ни москвитяне (Mosci) не дают женщинам никакой воли. А в народе говорят так: «Кто даст волю женщине, тот у себя ее отнимет». Они не имеют у них прав. У нас же некоторые главенствуют надо многими мужчинами, владея селами, городами, землями, одни обладая правом пользования, другие — по закону наследования. Одолеваемые похотью, они живут разнузданные под видом девства или вдовства и докучают подданным, одних преследуя ненавистью, других возвышая и губя слепой любовью, поскольку «горче смерти женщина» и «всякая злость мала в сравнении с злостию жены». Экклезиаст, 7 и 25 175.

И хотя власть женская достаточно позорна, даже в собственном доме, однако у нас принадлежат им крепости [вблизи] земель москвитян (Moscorum), татар, турок, валахов (Valachorum), которые следует вверять лишь сильным духом мужам 176. Следовательно, не зря предки Священного Величества Вашего не давали женщинам воли и этого права наследования. .Но выдавали их замуж по своему, а не по их разумению 177: мужам, знатным не по богатству, не по роду, а по достоинству заслужившим знатность, проливая в сражениях кровь и свою и вражескую. Итак, даже храбро сражавшимся конюхам отдавались здесь жены за геройство; а назывались они Саконы (Sakones) и Сунгайлоны (Sungailones) 178.

https://www.vostlit.info/Texts/rus/Litvin/frametext3.htm

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересный документ, письмо Крымского хана Саадат-Гирея Василию III

В 1523 году крымский хан Саадет-Гирей, только что вступивший на престол, прислал письмо великому князю московскому Василию III. Говоря в нем о своих отношениях с соседями, правитель Крыма писал:

«И как салтан Сюлеймен Шаг — таков у меня брат есть, так же и астороканской Усейн-царь — то мне брат же, айв Казани Саип-Гирей царь — и то мне родной брат, и с ыную сторону казатцкой царь — то мне брат же, а Агыш князь — мой слуга, а с сю сторону черкасы и Тюмени — мои же, а король — холоп мой, а волохи — и то мои нутники и стадники» (выделено мной. — А. Г.).

В этом перечне как «братья», т. е. равные по статусу крымскому хану правители, определены турецкий султан Сулейман Великолепный, астраханский, казанский и казахский ханы (в русском переводе — «цари»). Подчеркнуто более низкое, зависимое положение ногайского князя (мурзы) Агыша, северокавказских черкесов и татар, а также волохов (предков молдаван). «Король» же, упомянутый в письме, — т. е. Сигизмунд I Старый, король польский и великий князь литовский, назван «холопом» Саадет-Гирея!

Исследователи, приводя данный текст, комментируют его как «несомненное бахвальство», «явно неправдоподобную картину». Однако что здесь неправдоподобно? В именовании соседних правителей «братьями» ничего необычного нет (казанский хан Сахиб-Гирей назван «родным братом» тоже в соответствии с реальностью — он таковым Саадет-Гирею и приходился). Указание на зависимость от крымского хана части ногаев и населения Предкавказья также не противоречит действительности: своих ханов у этих народов не было, и правитель Крымского ханства, считавшегося главным наследником былой Орды, часто признавался ими номинальным сюзереном. Определение в качестве «нутников и стадников», т. е. торговцев скотом и пастухов хана молдаван не тянет более чем на незначительное преувеличение, поскольку они зависели от турецкого султана — покровителя Саадет-Гирея. Таким образом, неправдоподобным бахвальством кажется именно и только определение короля Сигизмунда как «холопа» (русский термин здесь является переводом тюркского кул — раб). Действительно, назвать короля холопом — ну не хулиганство ли?..

http://www.litmir.me/br/?b=187208&p=40

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

После смерти Касым-хана какая-то часть казахов перешла в подданство крымскому Саадет-Гирею. Об этом он писал своему "холопу" Сигизмунду.

Нужно изучать данные Литовской метрики и т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

23 минуты назад, Bir bala сказал:

@Zake можно ссылку на надписи конкретно. Когда я читал Литовскую Метрику, там кроме Буйдаш хана ничего не было. 

Я читал у Трепавлова. Там ссылки на ЛМ, 7-ю книгу записей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@Zake в теме про военное дело казахов есть сообщение о том как "киргизы" под предводительством "татар" пытались захватить Астрахань и русские отбились с помощью пушек в 1639 году, само сообщение написано 1902 году, насколько мне память не изменяет.

по вашему мнению "киргизы" это казахи? и если да, что они там делали, ведь калмыки встали между казахами и ногайцами раньше этого времени?

а "татары" это крымские или какие то другие? у меня подозрение на крымских т.к. всех других к этому времени русские покорили.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

29 минут назад, boranbai_bi сказал:

@Zake в теме про военное дело казахов есть сообщение о том как "киргизы" под предводительством "татар" пытались захватить Астрахань и русские отбились с помощью пушек в 1639 году, само сообщение написано 1902 году, насколько мне память не изменяет.

по вашему мнению "киргизы" это казахи? и если да, что они там делали, ведь калмыки встали между казахами и ногайцами раньше этого времени?

а "татары" это крымские или какие то другие? у меня подозрение на крымских т.к. всех других к этому времени русские покорили.

Может там ошибка и имеется в виду осада Астрахани ханом Хак-Назаром, емнип в 1570е годы?

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@Zerek Он не осаждал ее, а пытался добить ногайцев, которые отступили от Сарайшыка. А русские подсобили ногайцам пушками и мушкетами. Тогда погиб какой то безымянный казахский султан.

11 минут назад, Zerek сказал:

осада Астрахани ханом Хак-Назаром

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, Bir bala сказал:

@Zerek Он не осаждал ее, а пытался добить ногайцев, которые отступили от Сарайшыка. А русские подсобили ногайцам пушками и мушкетами. Тогда погиб какой то безымянный казахский султан.

 

boranbai bi же пишет о какой-то осаде Астрахани казахами, может об этих событиях речь. И там не только помогли оружием и артилерией, а отправили военный отряд на помощь ногайцам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, boranbai_bi сказал:

а "татары" это крымские или какие то другие? у меня подозрение на крымских т.к. всех других к этому времени русские покорили.

signal-2023-03-20-231745-002.png

wqwqqw231804-002.png

По крымского царя думе это видимо с ведома крымского хана?

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, boranbai_bi сказал:

@Zake в теме про военное дело казахов есть сообщение о том как "киргизы" под предводительством "татар" пытались захватить Астрахань и русские отбились с помощью пушек в 1639 году, само сообщение написано 1902 году, насколько мне память не изменяет.

по вашему мнению "киргизы" это казахи? и если да, что они там делали, ведь калмыки встали между казахами и ногайцами раньше этого времени?

а "татары" это крымские или какие то другие? у меня подозрение на крымских т.к. всех других к этому времени русские покорили.

https://forum-eurasica.ru/topic/2340-улус-джучи-золотая-орда/?do=findComment&comment=446068

  • Thanks 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 hours ago, Zerek said:

Может там ошибка и имеется в виду осада Астрахани ханом Хак-Назаром, емнип в 1570е годы?

https://www.eparhia-saratov.ru/Articles/article_old_2927

Quote

В 1635 году по ходатайству патриарха Иоасафа грамотой царя Михаила Феодоровича отдан был в ведение Соловецкого монастыря Яренгский монастырь со всеми землями и угодьями селения Яренги, что еще более увеличило заботы архимандрита Рафаила, т. к. в новом месте требовалось строить новую церковь. «Как тот храм совершится, — писал отцу Рафаилу Новгородский митрополит святой Афоний (†1653), — и мощи новоявленных Чудотворцев Иоанна и Лонгина <Яренгских> в новый храм перенесешь, и в котором месте те мощи положишь, и ты бы о том отписал». Однако эту постройку архимандрит Рафаил закончить не успел, и храм достраивал его преемник игумен Варфоломей. Сам же архимандрит Рафаил в 1636 году был назначен архимандритом Хутынского Спасо-Варлаамиева монастыря Новгородской епархии.

17 мая 1638 года в Москве хиротонисан патриархом Иосифом во епископа Астраханского и Терского с возведением в сан архиепископа.

При сем архиепископе было нашествие на Астрахань киргиз-кайсаков в январе месяце. Это нашествие было подготовлено и предводительствуемо татарами. Город был обложен неприятелем со всех сторон. Дома, бывшие около кремля и вне белого города, были сожжены, а жители укрылись в кремле. Город был в осаде три дня, но благоразумной находчивостью воеводы, князя Прозоровского, враги были разбиты наголову. Воевода распорядился, чтобы из кремля не стрелять и никому не показываться на стенах и на башнях до тех пор, пока он не прикажет. Неприятели, в продолжении трех дней не видя ни одного человека на стенах, заключили, что астраханцы не имеют силы ни сделать вылазки, ни отбиваться; поэтому без всякой предосторожности и без страха приступили к стенам и начали ставить лестницы. В это время воевода приказал стрелять по ним из всех пушек картечью, и множество их было побито, а оставшиеся в живых бежали. Стан их, бывший на том месте, где позже возникло село Началово (Черепаха тож), и всё, что было в нем, досталось победителям.

В память избавления Астрахани от киргиз-кайсаков устроен в Успенском соборе придел в честь свв. Афанасия и Кирилла, и день сей ежегодно знаменован был крестным ходом вокруг города до 1700 года, а потом прекращен по неудобству места и по причине морозов, «так как по ревности к вере многие от стужи хождением за кресты отмораживали носы и уши и умирали горячкою». В 1667 году был устроен караул от набегов киргиз-кайсаков на бугре Маяшном. С течением времени этот бугор стал заселяться жителями, преимущественно беглыми и наказанными плетьми, которых посылали сюда вместо ссылки. Теперь здесь город Красный Яр и село Маячное.

нашел) 

судя по тексту они вряд ли бы ошиблись в датах

и это точно про казахов, т.к. киргиз кайсаками самих кыргызов или ногайцев никто не называл

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 minutes ago, Zake said:

ну так вы же пишете про 16 ый век, а это уже считай середина 17 века, ногайцы разбиты джутом и калмыками, казахи по карте Страленберга в Фергане и около живут.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 hours ago, Zerek said:

signal-2023-03-20-231745-002.png

wqwqqw231804-002.png

По крымского царя думе это видимо с ведома крымского хана?

мне кажется наоборот без ведома,т.к. "думе безвестно", но я плохо понимаю староруский

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 минут назад, boranbai_bi сказал:

мне кажется наоборот без ведома,т.к. "думе безвестно", но я плохо понимаю староруский

Безвестно на нас пошел, т.е. неожиданно для нас то бишь русских.

По крымского царя думе - видимо с ведома, по указанию крымского хана.

 

19 минут назад, boranbai_bi сказал:

нашел) 

судя по тексту они вряд ли бы ошиблись в датах

и это точно про казахов, т.к. киргиз кайсаками самих кыргызов или ногайцев никто не называл

Тогда странно. Нигде таких сведений больше я не встречал.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

31 минуту назад, boranbai_bi сказал:

ну так вы же пишете про 16 ый век, а это уже считай середина 17 века, ногайцы разбиты джутом и калмыками, казахи по карте Страленберга в Фергане и около живут.

Ну да. Я же и писал о казахах Саадет-Гирея.  Прочитайте внимат-но мой пост.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17 minutes ago, Zake said:

Ну да. Я же и писал о казахах Саадет-Гирея.  Прочитайте внимат-но мой пост.

 

Quote

После гибели Касым-хана какая-то часть Казахской Орды перешла в подданство Крымскому хану, причем казахи долгое время были в личной охране последующих крымских ханов. Об этом свидетельствуют данные Литовской метрики и плюс поздние свидетельства о нахождении казахов ("киргизских казаков" или "киргизов") на юге России, Причерноморье и т.д. в отрыве от основного ареала обитания казахов. Таких источников (и карт) - множество. 

имеете в виду, что какая то часть казахов была на Кубани в подданстве у Крымских ханов до 1783 года? если не 1783 год, то до какого времени?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, boranbai_bi сказал:

 

имеете в виду, что какая то часть казахов была на Кубани в подданстве у Крымских ханов до 1783 года? если не 1783 год, то до какого времени?

Я же пишу, что часть казахов перешли в подданство крымскому Саадат-Гирею в 16 веке. Остались ли они там навсегда или часть ушли к казахам не могу сказать. Нужно изучать этот вопрос. Может займетесь этим? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...